Программа развивающих занятий для детей раннего возраста «Ладушки - ладушки»
Программа развивающих занятий
для детей раннего возраста
«Ладушки - ладушки»
Срок освоения: 2 года
Программа составлена
педагогом – психологом
Агировой Л.И.
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Пояснительная записка…………………………………………… 3
-
Тематическое планирование ………………. 5
-
Общая структура занятий ………………… 7
-
Результативность и методическое обеспечение ……………… 8
5. Список литературы …………………………………………..……………… 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки» для детей раннего возраста составлена в соответствии нормативно - правовым документам:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
- методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернризации образования (Приложение к Письму МинОбр РФ от 27.06.2003г. № 28-51-513/16
- Письмо Министерства образования Нижегородской области «Методические рекомендации по разработке образовательной программы» № 316-01-100-1674/14 от 30.05.2014г.
- Требования СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 124» комбинированного вида;
- Образовательной программа и Адаптированная программа МДОУ «Детский сада № 124» комбинированного вида .
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки» направлена на активизацию развития речи и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников и психолого-педагогическое просвещение родителей.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп раннего возраста дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по основным направлениям: речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса: родители детей групп раннего возраста приглашаются на видео просмотры занятий педагога-психолога с детьми в рамках «Клуба Молодых родителей», что позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания и образования. Они получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций
Актуальность программы развивающих занятий обусловлена запросом родителей : по результатам анкетирования 70% процентов родителей тревожит развитие речи их малышей.
Известно, что ранний возраст – сензитивный период для сенсорного и речевого развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться.
Целью программы развивающих занятий «Ладушки-ладушки» является активизация речевых, познавательных процессов детей групп раннего возраста.
Задачи : способствовать развитию общей и мелкой моторики, снятию эмоционального и мышечного напряжения, способности ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание и целенаправленное восприятие на основе пальчиковых игр; совершенствовать эмоциональную активность.
Категория детей, возраст:
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки» рассчитана для детей групп раннего возраста ( от 1,5 - 3 лет).
Возрастные ограничения не являются жёсткими: ориентир на актуальный уровень развития детей.
Срок реализации: 2 года.
Тематический план
|
Краткое содержание занятия |
Материалы, обеспечение |
Литера-тура |
1-2 1 2 3 3-4 1 2 3 5-6 1 2 3 7-8 1 2 3 9-10 1 2 3 11- 12 1 2 3 |
«Котик в гости к нам пришел» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Котик!»; Основная часть. - массаж пальцев рук: игровое упр. «Пальчики здороваются»; - обыгрывание потешки «Сорока-белобока». Заключительная часть. - игра - танец малой подвижности «Прятки». « Мы споём и станцуем для Котика» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Котик!»; Основная часть. - «пальчиковые» игры с мячиком; - игровое упр. «Ладушки- ладошки»; Заключительная часть. - игра – танец «Ай - да!» (из репертуара муз.занятий) «Вместе поиграем» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Котик!»; Основная часть. - упр. «Где мячик?» - массаж кистей рук с использованием массажных мячиков; Заключительная часть. - игра малой подвижности « Мы хлопаем, мы топаем». « В гостях у Колобка»(в Игровой) Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»; Основная часть. - «пальчиковые» игры: «Здравствуй, пальчик!», «Пальчики здороваются»; - обыгрывание потешки «Петушок». Заключительная часть. - игра малой подвижности «Прятки». Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!» Основная часть. - «пальчиковые» игры: «Пальчики здороваются»; массаж кистей рук с использованием массажных мячиков; - игровое упражнение «Покажи пальчики!» Заключительная часть. - игра – танец «Ай - да!» (из репертуара муз.занятий) . Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!» Основная часть. - игровое упражнение «Развяжи бантик»; - массаж пальцев рук с использованием массажных мячиков; Заключительная часть. - коллективное рисование пальчиками «Разноцветные мячики» на последнем занятии; |
- мягкая игрушка Котик; - «волшебный» мешочек с игрушкой: Сорока - белобока; - муз. сопровождение . - мягкая игрушка Котик; - «Волшебный» мешочек с тряпичным мячиком; - муз.сопровождение - мягкая игрушка Котик; - «Волшебный» мешочек с массажными мячиками д. 2см. по количеству детей; - мягкий игровой модуль Колобок; - «волшебный» мешочек с игрушками: Петушком и цыплятами по количеству детей; - мягкий игровой модуль Колобок; - массажные мячики д. 2см. по количеству детей; - «Волшебный мешочек» ( пластмассовые бигуди-липучки по количеству детей); - муз.сопровождение; - мягкий игровой модуль Колобок; - сенсорный Куб с разноцветными мягкими мячиками; - краски для «пальчиков»; - муз.сопровождение ( аудиозапись). |
№ 2 № 1, с.75; № 2 № 6, с.16 № 1, с. 74 № 2 № 1, с.75; № 6, с.20 № 6, с.28 |
Общая структура занятий
№ |
Структура занятия |
Продолжительность |
Цели |
1. |
Вводная (организационная) часть |
1 мин. |
- создание положительного эмоционального настроя малышей на встречу с психологом; |
2. |
Основная часть. - массаж пальчиков рук; - обыгрывание потешки/ игра – забава; - рисование пальчиками / действия с бумагой, другими предметами.
|
5 - 6мин. |
- активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальцев рук; - развивать сенсорное восприятие детей; - вызвать положительный эмоциональный отклик (интерес, удивление, восторг) детей на увиденное; |
3. |
Заключительная часть. - игра малой подвижности. |
2 мин. |
- закрепление положительного эмоционального настроя малышей : радость общения со взрослыми. |
Количество занятий: 24
Продолжительность занятий : 9 минут, 1 -4 занятия проводятся в группе.
Регулярность проведения : 1 раз в неделю.
Форма проведения : групповая ( 5 -7 детей), индивидуальная.
Условия проведения: групповое помещение, Игровая комната.
Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.
- наблюдение НПР детей ( анализ НПР ребенка на МППС, 1 раз в квартал)
- анализ адаптации малышей к условиям ДОУ
- анкетирование родителей «Мой малыш» в рамках работы «КМС»;
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.
Программное и методическое обеспечение
Перечень методических, дидактических пособий |
- Алямовская В. Ясли - это серьезно – М, 2000 - Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду - М, 2003 - Арцишевская И. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. –М.,2003г. - Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - М., 2004 - Галкина Г.Пальцы помогают говорить.М.,2006г. - Евдокимова Е., ДодокинН.Детский сад и семья.- М.2007г (пед.кабинет). - Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду – М, 2007 - Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста (под ред. Шипицыной Л.М.)- М,2003 - Рузина М.С. Страна пальчиковых игр - М.,2000г. - Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., 2009. Теплюк С.Н. Лямина Г.М. Дети раннего возраста в детском саду.-М,2007г(пед.кабинет) - Чиркова Т.И., Зимина Н.А. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста – Н-Н- 2001г. |
Диагностический комплекс |
- Развиваем детей раннего возраста (диагностика психического развития детей раннего возраста.К.Л.Печора, М., Сфера,2011г. |
ЛИТЕРАТУРА :
1. Галаванова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет». Яр.,2005 г.
2. Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр». С – П., 2007 г.
3. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М., 2009 г.
4.Сауко Т., Буренина А. «Топ – хлоп, малыши!». С – П, 2006 г.
5.Черенкова Е. «Оригинальные пальчиковые игры». М., 2008г.
6.Янушко Е. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», М. ,2009г.
7.Янушко Е. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», М., 2009г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»