Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе "Вчера и сегодня. Творчество С.Я.Маршака"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 11966 комментариев: 2
Средняя Общеобразовательная школа № 254 г.Санкт-Петербурга
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Урок внеклассного чтения во втором классе
Травкина Татьяна Александровна
ГБОУ СОШ № 254 г.Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Травкина Татьяна Александровна
ГБОУ СОШ № 254 г.Санкт-Петербурга, учитель начальных классов
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Вчера и сегодня. Творчество С.Я.Маршака»
Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году. Писать стихи начал очень рано. Очень часто в его произведениях дети встречаются с совершенно незнакомыми им предметами и понятиями. Одно из стихотворений Маршака так и называется: «Вчера и сегодня». Большинство описанных в нём предметов наши школьники могут увидеть только в музее. Но даже и то, что было «сегодняшним» поэту, для современных детей просто неизвестно. Заинтересовать младших школьников прошлым через повседневые предметы обихода – задача этого урока. Главное, чтобы они поняли, что многие произведения Маршака актуальны и сегодня: они учат нас добру, трудолюбию, смелости.
К методической разработке прилагаются:
Презентация к уроку.
Текст стихотворения С.Маршака «Вчера и сегодня»
Как бывало в старину.
Цель: привлечение внимания к истории России.
Задачи:
— развивают интерес к прошлому, к истории
— дети определяют многогранность творчества Маршака
— учатся работать в группах
— осваивают методики «Корзина идей», «Инсерт», «Таблица», «Логические цепочки», «Синквейн»
— работают с литературным приемом «Олицетворение»
— учатся находить примеры в тексте
— знакомятся со способом появления новых слов в языке
— знакомятся с понятием «Толерантность»
Конспект урока по внеклассному чтению «Вчера и сегодня(Творчество С.Я.Маршака)
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Методика «Корзина идей».
Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака (слайд № 1).
Внимание на экран. Какие стороны таланта Маршака вам известны? Разбейтесь на группы по четыре человека и перечислите их, ответы запишите. Всё названное помещаем в «корзину».
Методика INSERT.
Итак, проверим, что вы положили в корзину. Если в вашем списке есть это слово – поставьте «+», если нет – «-».
Дети рассказывают о творческом таланте С.Я.Маршака, ответы поясняются(слайд № 2).
-Поэт – прочитайте любимые строчки из стихотворений Маршака.
— Прозаик– Маршак писал и произведения в прозе. Например, автобиографическую повесть «В начале жизни».
— Переводчик – Переводы с английского, немецкого, итальянского, грузинского, чешского, финского, латышского и многих других языков.
— Драматург – Какие пьесы Маршака знаете? («Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Теремок» и другие)
— Критик – оценивал творчество других поэтов.
— Редактор - организовал детский журнал «Воробей».
У кого больше всего плюсов? Молодцы! Кто узнал для себя что-то новое? Сегодня мы будем продолжать изучать творчество знакомого нам с раннего детства поэта.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Назовите годы жизни С.Я.Маршака. В каком веке жил Маршак? В каком веке живёте вы? Влияет ли это на восприятие вами произведений Маршака? У него есть стихотворение «Вчера и сегодня», написанное в 1925 году. Прочитаем его.
Кто герои этого произведения? Как они себя ведут? Как называется такой литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются свойствами одушевлённых? (олицетворение) На какие две группы можно разделить все предметы в стихотворении? Заполните таблицу, добавляя предметы, которые есть в нашей жизни:
Вчера |
Сегодня (во время Маршака) |
Сегодня (в наши дни) |
Заполнить таблицу вам поможет презентация.
— Что общего у лампы керосиновой и свечки стеариновой( а свечи были ивосковые, сальные, стеариновые, спермацетные и весьма дорогие парафиновые)? (Это источники света, у них есть фитиль – нитевидное изделие, которое доставляет жидкое горючее в зону сгорания). Что общего у современной лампы с лампой керосиновой (Это источник света, принцип работы у неё совсем другой, современные лампы – электрические). Но ведь и старинная, и современная лампы выполняют одну и ту же функцию – освещение, поэтому название для современной сохранилось – лампа. (Слайды № 3, 4)
Заполните таблицу.
— Отгадайте загадки:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит». Отгадку можете найти картине Колесова А.М. (Слайд № 5). Зачем использовали коромысло? Почему сейчас мы им не пользуемся? В стихотворении Маршака что пришло на смену вёдрам и коромыслу? Как пользовались водопроводным краном во времена Маршака? ( «Повернёт одной рукой») Какие существуют современные водопроводные краны (с сенсорным управлением, их не нужно поворачивать).
Заполните таблицу.
— Раньше при письме использовали птичьи перья, гусиные или вороньи. Перо нужно было срезать нискось, заострить и расщепить. Стальные перья появились намного позже. Материал был совершенно другой. Но название осталось прежнее – перо, пёрышко.Итак, вы сегодня узнали два примера того как в языке появляются новые слова – появился новый предмет, и старое название «переходит» к нему от его предшественника.(Слайды № 6,7)
Кто из вас пишет перьевой ручкой? Какой ручкой вы пользуетесь?
Заполните таблицу.
— Какие предметы из стихотворения «Вчера и сегодня» мы ещё не назвали? (Слайды № 8,9). Можете дополнить таблицу своими примерами.
Вчера Ручка с пером Коромысло с ведром Лампа керосиновая Самовар Дрова |
Сегодня (во время Маршака) печатнаямашинка водопровод, кран электрическая лампочка |
Сегодня (в наши дни) компьютер кран с сенсорным упр. энергосберегающая лампа электрочайник паровое отопление |
Мы уже выяснили, что в этом стихотворении действует приём Олицетворения. Какие общие черты в характерах «вчерашних» вещей? Почему у них такой характер? Они немного ворчливы, старомодны, но старые вещи вызывают наше сочувствие, нам немножко жалко расставаться с ними.Именно это поведение, когда мы уважаем существование других, на нас непохожих, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ (готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются). http://ru.wikipedia.org/wiki
Я предлагаю вам самим заняться творчеством. Все вы любите сочинять синквейны. Создрайте своё произведение о каком-нибудь предмете из нашей таблицы. Напоминаю правила создания синквейна.
На первой строчке запишем одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме .
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, выскажите свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или фраза.
Последняя строчка – это слово-вывод.
САМОВАР
Старый, медный.
Кипятит, поёт, пыхтит.
Встретишь лишь в музее.
А жаль!
Задание «Логические цепочки».Посмотрите на слайд № 10. Попробуйте воспроизвести последовательность, в какой происходили события (Аналогично – слайд № 11).
Конечно, в произведениях, написанных в прошлом веке, вам будут встречаться непонятные слова. Как можно узнать их значение?
Найдите в произведениях Маршака названия предметов, понятий, которыми мы сейчас не пользуемся.
Сказка о глупом мышонке - огарочек свечи
Быль-небылица -пионеры
Вот какой рассеянный - натягивать гамаши вожатый
Рассказ о неизвестном герое -
Знак «ГТО»
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Но всё равно, в произведениях Маршака много строчек, которые никогда не устареют. Прочитайте их и прокомментируйте (выразительное чтение отрывков учащимися).
Меняется наш быт, появляются новые товары, технологии. Но темы, затронутые С.Я.Маршаком в своих произведениях, останутся навсегда.
А я хочу закончить наш урок такими строками Маршака.
«Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Список использованных информационных ресурсов
http://ru.wikipedia.org/
С.Я. Маршак
Вчера и сегодня
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька —
Три-четыре волоска.
Говорю я:- Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: — Вам дела нет!
Я, конечно, загудела:
— Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела?
Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
— Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я — электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило:
— В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.
Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.
У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.
Запятые, точки, строчки —
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина —
Едет вправо половина…
Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
— Никто по воду не ходит.
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.
Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик,
И вода бежит рекой!
Так сказало коромысло
И на гвоздике повисло.
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа № 254 г.Санкт-Петербурга
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Урок внеклассного чтения во втором классе
Травкина Татьяна Александровна
ГБОУ СОШ № 254 г.Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Травкина Татьяна Александровна
ГБОУ СОШ № 254 г.Санкт-Петербурга, учитель начальных классов
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Вчера и сегодня. Творчество С.Я.Маршака»
Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году. Писать стихи начал очень рано. Очень часто в его произведениях дети встречаются с совершенно незнакомыми им предметами и понятиями. Одно из стихотворений Маршака так и называется: «Вчера и сегодня». Большинство описанных в нём предметов наши школьники могут увидеть только в музее. Но даже и то, что было «сегодняшним» поэту, для современных детей просто неизвестно. Заинтересовать младших школьников прошлым через повседневые предметы обихода – задача этого урока. Главное, чтобы они поняли, что многие произведения Маршака актуальны и сегодня: они учат нас добру, трудолюбию, смелости.
К методической разработке прилагаются:
Презентация к уроку.
Текст стихотворения С.Маршака «Вчера и сегодня»
Как бывало в старину.
Цель: привлечение внимания к истории России.
Задачи:
- развивают интерес к прошлому, к истории
- дети определяют многогранность творчества Маршака
- учатся работать в группах
- осваивают методики «Корзина идей», «Инсерт», «Таблица», «Логические цепочки», «Синквейн»
- работают с литературным приемом «Олицетворение»
- учатся находить примеры в тексте
- знакомятся со способом появления новых слов в языке
- знакомятся с понятием «Толерантность»
Конспект урока по внеклассному чтению «Вчера и сегодня(Творчество С.Я.Маршака)
-
СТАДИЯ ВЫЗОВА. Методика «Корзина идей».
Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака (слайд № 1).
Внимание на экран. Какие стороны таланта Маршака вам известны? Разбейтесь на группы по четыре человека и перечислите их, ответы запишите. Всё названное помещаем в «корзину».
Методика INSERT.
Итак, проверим, что вы положили в корзину. Если в вашем списке есть это слово – поставьте «+», если нет – «-».
Дети рассказывают о творческом таланте С.Я.Маршака, ответы поясняются(слайд № 2).
- Поэт – прочитайте любимые строчки из стихотворений Маршака.
- Прозаик – Маршак писал и произведения в прозе. Например, автобиографическую повесть «В начале жизни».
- Переводчик – Переводы с английского, немецкого, итальянского, грузинского, чешского, финского, латышского и многих других языков.
- Драматург – Какие пьесы Маршака знаете? («Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Теремок» и другие)
- Критик – оценивал творчество других поэтов.
- Редактор - организовал детский журнал «Воробей».
У кого больше всего плюсов? Молодцы! Кто узнал для себя что-то новое? Сегодня мы будем продолжать изучать творчество знакомого нам с раннего детства поэта.
-
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Назовите годы жизни С.Я.Маршака. В каком веке жил Маршак? В каком веке живёте вы? Влияет ли это на восприятие вами произведений Маршака? У него есть стихотворение «Вчера и сегодня», написанное в 1925 году. Прочитаем его.
Кто герои этого произведения? Как они себя ведут? Как называется такой литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются свойствами одушевлённых? (олицетворение) На какие две группы можно разделить все предметы в стихотворении? Заполните таблицу, добавляя предметы, которые есть в нашей жизни:
Вчера
|
Сегодня (во время Маршака) |
Сегодня (в наши дни)
|
Заполнить таблицу вам поможет презентация.
- Что общего у лампы керосиновой и свечки стеариновой ( а свечи были и восковые, сальные, стеариновые, спермацетные и весьма дорогие парафиновые)? (Это источники света, у них есть фитиль – нитевидное изделие, которое доставляет жидкое горючее в зону сгорания). Что общего у современной лампы с лампой керосиновой (Это источник света, принцип работы у неё совсем другой, современные лампы – электрические). Но ведь и старинная, и современная лампы выполняют одну и ту же функцию – освещение, поэтому название для современной сохранилось – лампа. (Слайды № 3, 4)
Заполните таблицу.
- Отгадайте загадки:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит». Отгадку можете найти картине Колесова А.М. (Слайд № 5). Зачем использовали коромысло? Почему сейчас мы им не пользуемся? В стихотворении Маршака что пришло на смену вёдрам и коромыслу? Как пользовались водопроводным краном во времена Маршака? ( «Повернёт одной рукой») Какие существуют современные водопроводные краны (с сенсорным управлением, их не нужно поворачивать).
Заполните таблицу.
- Раньше при письме использовали птичьи перья, гусиные или вороньи . Перо нужно было срезать нискось, заострить и расщепить. Стальные перья появились намного позже. Материал был совершенно другой. Но название осталось прежнее – перо, пёрышко. Итак, вы сегодня узнали два примера того как в языке появляются новые слова – появился новый предмет, и старое название «переходит» к нему от его предшественника. (Слайды № 6,7)
Кто из вас пишет перьевой ручкой? Какой ручкой вы пользуетесь?
Заполните таблицу.
- Какие предметы из стихотворения «Вчера и сегодня» мы ещё не назвали? (Слайды № 8,9). Можете дополнить таблицу своими примерами.
Вчера Ручка с пером Коромысло с ведром Лампа керосиновая
Самовар Дрова |
Сегодня (во время Маршака) печатная машинка водопровод, кран электрическая лампочка |
Сегодня (в наши дни) компьютер кран с сенсорным упр. энергосберегающая лампа электрочайник паровое отопление |
Мы уже выяснили, что в этом стихотворении действует приём Олицетворения. Какие общие черты в характерах «вчерашних» вещей? Почему у них такой характер? Они немного ворчливы, старомодны, но старые вещи вызывают наше сочувствие, нам немножко жалко расставаться с ними. Именно это поведение, когда мы уважаем существование других, на нас непохожих, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ (готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются). http://ru.wikipedia.org/wiki
Я предлагаю вам самим заняться творчеством. Все вы любите сочинять синквейны. Создрайте своё произведение о каком-нибудь предмете из нашей таблицы. Напоминаю правила создания синквейна.
На первой строчке запишем одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме .
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, выскажите свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или фраза .
Последняя строчка – это слово-вывод.
САМОВАР
Старый, медный.
Кипятит, поёт, пыхтит.
Встретишь лишь в музее.
А жаль!
Задание «Логические цепочки». Посмотрите на слайд № 10. Попробуйте воспроизвести последовательность, в какой происходили события (Аналогично – слайд № 11).
Конечно, в произведениях, написанных в прошлом веке, вам будут встречаться непонятные слова. Как можно узнать их значение?
Найдите в произведениях Маршака названия предметов, понятий, которыми мы сейчас не пользуемся.
Сказка о глупом мышонке - огарочек свечи
Быль-небылица - пионеры
Вот какой рассеянный - натягивать гамаши вожатый
Рассказ о неизвестном герое - Знак "ГТО"
-
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Но всё равно, в произведениях Маршака много строчек, которые никогда не устареют. Прочитайте их и прокомментируйте (выразительное чтение отрывков учащимися).
Меняется наш быт, появляются новые товары, технологии. Но темы, затронутые С.Я.Маршаком в своих произведениях, останутся навсегда.
А я хочу закончить наш урок такими строками Маршака.
«Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Список использованных информационных ресурсов
http://ru.wikipedia.org/
С.Я. Маршак
Вчера и сегодня
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему - я не пойму -
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька -
Три-четыре волоска.
Говорю я:- Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела:
- Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела?
Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я - электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило:
- В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.
Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.
У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.
Запятые, точки, строчки -
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина -
Едет вправо половина...
Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
- Никто по воду не ходит.
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде -
Завели водопровод.
Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик,
И вода бежит рекой!
Так сказало коромысло
И на гвоздике повисло.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»