В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Интерактивное занятие - игра. Колесо истории. Астрахань - ты сердца моего частица.

Интерактивное занятие - игра. Колесо истории. Астрахань - ты сердца моего частица.

Лидия Юровских
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 8977 комментариев: 1
Краткое описание
-обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях    г. Астрахани;
- проверить знания, умения и навыки учащихся по истории родного края;
- выявить знатоков родного края;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Интерактивное занятие — игра: «Колесо истории»
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Внеклассное занятие по краеведению
Авторы: Юровских Лидия Ивановна,
Мешкова Валентина Васильевна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 64
г. Астрахань2012 г
ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерактивное занятия — игра «Колесо истории».
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
УМК, авторы образовательной программы — УМК — любой
Цель занятия:
— обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях
г. Астрахани;

— выявить знатоков родного края;
Актуальность занятия:
Интерактивное занятие — игра предназначена для проведения уроков и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса  к истории родного города.
— развивать познавательный интерес и творческую активность.
Целевая аудитория:4 классы.
Правила проведения игры.
В игре принимает участие 3 команды: красная, жёлтая, зелёная. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты. Капитан обсуждает вопрос и ответ совместно с командой, однако право выбора правильного ответа предоставляется только ему. Команда, в случае правильного ответа, получает 100 вёрст, за неполный ответ и за дополнения команды получают 50 вёрст. Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Ведущий, прослушав ответы команд, зачитывает правильный вариант ответа, а жюри определяет полученные версты.
Техническое и иное обеспечение занятия:
Программа:Microsoft PowerPoint 2007
компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран,
Смена слайдов происходит по щелчку мыши.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Занятие представляет собой пояснительную записку, конспект и презентацию (27 слайдов), которые могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях по краеведению.
Форма работы– групповая.
Список используемых информационных ресурсов
— Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.
— Курбатов А.А., Астраханский Кремль — Астрахань, 2010г.
— Марков А.С. Львов С… Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008
— Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань: АОИУУ.1998.
Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)
— Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.
— Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,
Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html
— Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г… Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. – Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996
images.yandex.ru
Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю. 
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Интерактивное занятие — игра: «Колесо истории»
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Внеклассное занятие по краеведению
Авторы: Юровских Лидия Ивановна,
Мешкова Валентина Васильевна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 64
г. Астрахань2012 г
«Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и нужно».
А. С. Пушкин.
Тема занятия: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Цель занятия:
-обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях
г. Астрахани;

— проверить знания, умения и навыки учащихся по истории родного края;
— выявить знатоков родного края;
— развивать познавательный интерес и творческую активность.
Задачи:
— ознакомить учащихся с историей Астраханского края;
— ознакомить с людьми, деятельность, которых повлияла на развитие Астрахани;
-способствовать воспитанию любви, чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма;
-развитие творческих способностей детей посредством театральных инсценировок.
Целевая аудитория:4 классы.
Актуальность занятия:Интерактивное занятие — игра предназначена для проведения уроков истории и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса  к истории родного города.
Аннотация:

Особенность игры в том, что посредством игры дети узнают много интересного, то, что не изучается в рамках учебной программы. Предварительная подготовка — инсценировка исторических сценок, выполнение домашнего задания — составления Синквейн (технология РКМПЧ) - способствует к развитию критического мышления, общению, самостоятельности, ответственности, поисковой работе детей, а также проявлению творчества.
Следующая особенность игры в том, что некоторые ее элементы позволяют принять участие в ней всем, не только самым активным, эрудированным, но и детям со средним уровнем знаний.
Ожидаемые результаты: ученики будут иметь представление об истории Астраханского края, познакомятся с известными астраханцами, увидят, как изменилась Астрахань за два столетия.
Идея: создание ситуации успеха в рамках внеурочной деятельности.
Техническое и иное обеспечение занятия:
компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Слайд 2.(см. Презентация)
Включается музыка. В класс входят три мальчика — богатыря, одетые в русские национальные костюмы, играют на гуслях и поют.

Ой вы гой еси, добры молодцы!
Добры молодцы, красны девицы!
Вы пошто пришли? Позабавиться?
Позабавиться — силой мериться?
Вы пришли познать силу мудрости.
Много кладезей есть у мудрости,
А одно из них — кладезь знания!
Зачерпни в нем чашу полную и отпей глоток,
Да не утоляй жажду знания,
Лишь смочи зерно, оно даст росток
Русской силушке- древу мудрости
Слайд 3. Прочитайте строки. Выскажите свои мысли.
«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Цицерон.
— Догадайтесь, о чём будет идти речь?
Слайд 4. Дорогие ребята, сегодня у нас праздник! Кто из нас не любит дни рождения? Наверное, это самый любимый день каждого из вас. Приятно получать подарки и принимать поздравления родственников и друзей. А представьте себе, если день рождения справляет целый город! Совсем недавно мы поздравляли город Астрахань с Днём рождения, которому исполнилось 453 года. Много это или мало? Для человека много, а для города это нет. Но даже за такой короткий для всемирной истории срок Астрахань успела прославиться и вписать свою страничку в историю не только нашей страны, но и всемирной истории.

Слушание гимна Астрахани
« Город мой,  ты над Волгой главою вознесся златою,
Стен кремлевских твоих возвышается мощь и оплот,
Ты стоишь величаво над русской великой рекою,
И народ о тебе свои лучшие песни поет…..».
2. Работа по теме.
Сообщение темы, цели занятия.

Слайд 5. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее необычное  путешествие – по нашему астраханскому краю. Поможет  вам в этом развлекательная, познавательная, поучительная игра «Колесо истории».  А вам будут помогать в этом ваши знания по истории. Поскольку передвигаться мы будем не по дорогам, а во времени, поэтому предлагаю расстояния мерить  верстами. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем больше верст вы сможете проехать. Та команда, которая проедет больше верст и будет победителем. Поможет вам определить, какая  из команд продвинется дальше наше уважаемое жюри и 3 богатыря русских. А переносить нас во времени будут эти волшебные воздушные шары и кареты.
ИТАК:на нашей игре “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.
1 богатырь:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

ВОПРОСЫ
Заезд 1: 100 верст.
2 богатырь:

«Мой город над Волгой – рекой!
Взгляните – красавец, какой!
Он лебедем крылья простёр.
Астрахань! Астрахань!
Белый мой город!
Я связан навеки с твоею судьбой.
И в дождик, и вьюгу, зной летний, и холод –
Всегда, где б я ни был, — всем сердцем с тобой!
Ценю твою древность и новь.
Ты отчий мой дом и любовь!» (В.Ерофеев)
Слайд 6. К какому веку относятся первые упоминания об Астрахани?
Слайд7. 3 богатырь:Астрахань упоминается историками, путешественниками, торговыми людьми ещё в XIII веке. Правда, в разные времена называли его по-разному: Гитархан, Аджитархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Дело в том, что на левом берегу Волги проживало племя ассов. Они занимались ремеслами, торговлей, и правители Золотой Орды предприимчивым ассам давали тараханы — разрешения на свободную торговлю
Заезд 2: 100 верст.
1 богатырь:

Овеянная степными ветрами, обласканная южным солнцем, Астрахань – это последняя пристань матушки Волги на ее долгом пути к древнему Каспию.
Театральная постановка: Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)
«Царь Феодор чертит географическую карту Руси, показывает её царю Борису, где упоминается наш край и город».
Царь.
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Феодор:
Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Царь.
А это что такое
Узором здесь виется?
Феодор.
Это Волга.
Слайд8.
При каком царе после взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству?
Слайд8 При царе Иване IV
Грозномпосле взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству
Заезд 3: 100 верст.
Театральная постановка.
Выходит на сцену первый астраханский воевода, садится за стол, берёт перо, чертит чертежи «как городу быть»,
пишет письмо - обращение к царю Ивану Грозному
с просьбой одобрить его проект нового города. Воевода написал, встает, читает свиток:
Слайд 9.«А как городу быть, я начертил, где мы живем, все здорово: на первый раз леса не надо, а рубить подле берега, его тут очень много, пожалуй, царь Государь, отпусти свое повеление».

Слайд10. Исправь ошибки
« Царь Иван Великий решил строить русскую Астрахань на новом месте. Первый астраханский воевода Иван Тимирязев выбрал для строительства города Верблюжий бугор, расположенный на левом берегу реки Ахтуба».
2 богатырь:При царе Иване Грозном первым воеводой в Астрахань был назначен Иван Семёнович Черемисинов,
который вошел в историю не только как первый представитель русской государственности в Нижнем Поволжье, но и как основатель нашего города. При нём был построен раскат над Волгой в защиту от набегов кочевников.

3 богатырь:Для укрепления города умно придумал план построения Кремля. Черемисинов принял решение заложить новую крепость на противоположном левом берегу Волги на бугре, который по-татарски назывался Шабан (Высокий), а впоследствии получил русское наименование Заячий
Заезд 4: 100 верст.
1 богатырь:

Для меня малой родиной является Астрахань, с её несравненной Волгой, седым Каспием, с ее неповторимой природой, порой щедрой, порой суровой. Именно о моём городе написал поэт Юрий Щербаков такие строки:
«Посреди караванных дорог,
Где Европы и Азии стык
Как Восточный волшебный цветок,
Белокаменный город возник».
Слайд11. В каком году был основан наш город?
Слайд12. Наш город основан в 1558году.
Заезд 5: 100 верст.
Театральная постановка.
На сцену выходит летописец, садится за стол, при свете свечи пишет пером летопись. Читает:
«… Послал царь и государь мастеров в Астрахане городе кремль делати, а велел ломати мизрити и палаты в Золотой Арде и тем делати город. И зделан бесчисленно хорош, а круга его есть пояс мраморе зелен да красен, а на башнях также».
Слайд13. Кем был построен астраханский Кремль?
Слайд14.Астраханский Кремль был построен в 1582 — 1589г. московскими мастерами городового дела Михаилом Ивановичем Вельяминовым, Дея Губастым.
Заезд 6: 100 верст.
1 богатырь:

Разливы Волги, парус над волною,
Каспийский лотос, царство птичьих стай.
Свою судьбу связали мы с тобою,
Наш астраханский сердцу милый край!
Ласкают взор речные перекаты,
Цветы лугов и ширь родных полей.
Для нас красивей волжских нет закатов
И нет восходов на земле светлей.
Природа здесь щедра и благодатна.
Свои богатства дарит нам за труд.
(В.Ерофеев)

Слайд15. В 1722году в город Астрахань прибыл царь. Для развития флота и рыбных промыслов он основал Адмиралтейство, организовал устройство садов и огородов, прокладку дорог и прорыв каналов. Кто это был?
Слайд16. В 1722году в город Астрахань прибыл император Российского государства
Пётр 1.
Заезд 7: 100 верст.
2 богатырь:
«Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и белым» (Л. Казакова.)

Астраханский кремль — это крепость. Он поражает астраханцев и гостей города мощью и крепостью своих стен и башен, великолепием и резным убранством соборов. Астраханцы и гости города гуляют по территории древнего крепостного сооружения, стоят на главной Соборной площади кремля, слушают перезвон церковных колоколов.
Слайд
17. Сколько башен и соборов имеет Кремль?
Слайд
18. Астраханский Кремль имеет 7 башен и 2 собора.
Заезд 8: 100 верст.
Театральная постановка.
В Астрахань приезжает царь Пётр1. Ему показывают астраханский кремль.
Он им любуется и говорит: «Во всём государстве нет более лепотного храма»
Слайд
19. О каком астраханском соборе идёт речь?
Слайд
20.
3 богатырь: Главный кафедральный Успенский собор астраханского кремля по праву считается одним из самых лучших образцов русского церковного зодчества начала 18 века. Это «Украшение и венец Астрахани». Стройный и величественный он далеко виден со всех возвышенностей. Плывущие туристы по Волге к Астрахани все без исключения любуются собором. Издали, когда город, кажется, ещё в тумане, ясно видно стройный силуэт собора: купола и кресты как бы касаются облаков.
Заезд 9: 100 верст.
1 богатырь:Место, где мы живем, наша Астраханская область, лишь маленькая частичка огромной страны.  Много интересного и удивительного таит наша земля.  За удивительную историю и природу, наш край называют жемчужиной Каспия.
Слайд21. Образованнейшим человеком был губернатор Тимирязев. Что он основал в нашем городе?
Слайд
22.
Он основал в городе Краеведческий музей, а также библиотеку, которая носит имя Надежды Константиновны Крупской.
Заезд 10: 100 верст.
2 богатырь:
Слайд 23. Многие знаменитые люди побывали в нашем городе. Кто знает, какие?
Театральная постановка.
На сцену выходит глашатай, раскрывает свиток и читает:
Слайд24. — В <metricconverter productid=«1636 г» w:st=«on»>1636 г. в составе делегации Голштинского посольства в Астрахань прибыл немецкий поэт Пауль Флеминг.
3 богатырь: Пауль Флеминг посвятил Астрахани такие стихи:
Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил.

Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.

Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…(1636 год.)

— Великий русский полководец в конце декабря 1779 года, был направлен в Астрахань с секретным поручением. Это был полководец Александр Васильевич Суворов
— Великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко записал 5 августа 1857 года в своем дневнике: «В 5 часов вечера приплыл на самой утлой рыбачьей лодке в город Астрахань».
— 13 октября 1858 года газета «Астраханские губернские ведомости» сообщила: «Сегодня на пароходе «Нахимов» в Астрахань прибыл знаменитый французский литератор, автор «Трёх мушкетёров» и «Граф – Монтекристо». Александр Дюма
— В октябре <metricconverter productid=«1883 г» w:st=«on»>1883 г. в ссылку в Астрахань из Вилюйского острога прибыл великий русский писатель, революционер–демократ Николай Гаврилович Чернышевский. В декабре 1883 года он поселился в доме № 4 по улице Почтовой (ныне ул. Чернышевского).
3. Проверка домашнего задания
Составить Синквейн про Астрахань Слайд25
4. Подведение итогов.
— Итак, игра наша закончилась, сегодня мы совершили путешествие по родному городу. Познали много интересного, в этом нам помогли наши артисты. Спасибо всем, кто принял активное участие в игре, надеемся, что в дальнейшем у вас интерес к истории нашего города сохранится и появится желание взять в руки исторические книги и прочитать их.
5. Поздравление победителей. Награждение.
Слушание гимна Астрахани
«…… Пусть проходят столетья, но будет по-прежнему литься,
Мирный звон колокольный над Волгою нашей рекой,
Поколенья сменяются, и не устанет гордиться,
Наш народ своим городом, светлой его красотой »
6. Информационные источники
— Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.
— Курбатов А.А., Астраханский Кремль - Астрахань, 2010г.
— Марков А.С. Львов С… Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008
— Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань: АОИУУ.1998.
Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок) – Поэзия. Серия «Школьная библиотека», Москва, 2006г.
— Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.
— Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,
Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html
— Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г… Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. –Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996

images.yandex.ru

Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю. 
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект занятия.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»












Интерактивное занятие - игра: «Колесо истории»

Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».

Внеклассное занятие по краеведению













Авторы: Юровских Лидия Ивановна,

Мешкова Валентина Васильевна,

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 64






г. Астрахань2012 г





«Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образованность от дикости.

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и нужно».

А. С. Пушкин.

Тема занятия: «Астрахань – ты сердца моего частица».

Цель занятия:

-обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях г. Астрахани;

- проверить знания, умения и навыки учащихся по истории родного края;

- выявить знатоков родного края;

- развивать познавательный интерес и творческую активность.

Задачи:

- ознакомить учащихся с историей Астраханского края;

- ознакомить с людьми, деятельность, которых повлияла на развитие Астрахани;

-способствовать воспитанию любви, чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма;

-развитие творческих способностей детей посредством театральных инсценировок.

Целевая аудитория: 4 классы.

Актуальность занятия: Интерактивное занятие - игра предназначена для проведения уроков истории и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса  к истории родного города.

Аннотация:

Особенность игры в том, что посредством игры дети узнают много интересного, то, что не изучается в рамках учебной программы. Предварительная подготовка - инсценировка исторических сценок, выполнение домашнего задания - составления Синквейн (технология РКМПЧ) - способствует к развитию критического мышления, общению, самостоятельности, ответственности, поисковой работе детей, а также проявлению творчества.

Следующая особенность игры в том, что некоторые ее элементы позволяют принять участие в ней всем, не только самым активным, эрудированным, но и детям со средним уровнем знаний.

Ожидаемые результаты: ученики будут иметь представление об истории Астраханского края, познакомятся с известными астраханцами, увидят, как изменилась Астрахань за два столетия.

Идея: создание ситуации успеха в рамках внеурочной деятельности.

Техническое и иное обеспечение занятия:

компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Слайд 2. (см. Презентация) Включается музыка. В класс входят три мальчика - богатыря, одетые в русские национальные костюмы, играют на гуслях и поют.

Ой вы гой еси, добры молодцы!

Добры молодцы, красны девицы!

Вы пошто пришли? Позабавиться?

Позабавиться - силой мериться?

Вы пришли познать силу мудрости.

Много кладезей есть у мудрости,

А одно из них - кладезь знания!

Зачерпни в нем чашу полную и отпей глоток,

Да не утоляй жажду знания,

Лишь смочи зерно, оно даст росток

Русской силушке- древу мудрости

Слайд 3. Прочитайте строки. Выскажите свои мысли.

«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Цицерон.

- Догадайтесь, о чём будет идти речь?

Слайд 4. Дорогие ребята, сегодня у нас праздник! Кто из нас не любит дни рождения? Наверное, это самый любимый день каждого из вас. Приятно получать подарки и принимать поздравления родственников и друзей. А представьте себе, если день рождения справляет целый город! Совсем недавно мы поздравляли город Астрахань с Днём рождения, которому исполнилось 453 года. Много это или мало? Для человека много, а для города это нет. Но даже за такой короткий для всемирной истории срок Астрахань успела прославиться и вписать свою страничку в историю не только нашей страны, но и всемирной истории.

Слушание гимна Астрахани

« Город мой,  ты над Волгой главою вознесся златою,

Стен кремлевских твоих возвышается мощь и оплот,

Ты стоишь величаво над русской великой рекою,

И народ о тебе свои лучшие песни поет…..».

2. Работа по теме.

Сообщение темы, цели занятия.

Слайд 5. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее необычное  путешествие – по нашему астраханскому краю. Поможет  вам в этом развлекательная, познавательная, поучительная игра «Колесо истории».  А вам будут помогать в этом ваши знания по истории.  Поскольку передвигаться мы будем не по дорогам, а во времени, поэтому предлагаю расстояния мерить  верстами. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем больше верст вы сможете проехать. Та команда, которая проедет больше верст и будет победителем. Поможет вам определить, какая  из команд продвинется дальше наше уважаемое жюри и 3 богатыря русских. А переносить нас во времени будут эти волшебные воздушные шары и кареты.

ИТАК: на нашей игре “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

1 богатырь:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

ВОПРОСЫ

Заезд 1: 100 верст.

2 богатырь:

«Мой город над Волгой – рекой!

Взгляните – красавец, какой!

Он лебедем крылья простёр.

Астрахань! Астрахань!

Белый мой город!

Я связан навеки с твоею судьбой.

И в дождик, и вьюгу, зной летний, и холод –

Всегда, где б я ни был, - всем сердцем с тобой!

Ценю твою древность и новь.

Ты отчий мой дом и любовь!» (В.Ерофеев)

Слайд 6. К какому веку относятся первые упоминания об Астрахани?

Слайд7. 3 богатырь: Астрахань упоминается историками, путешественниками, торговыми людьми ещё в XIII веке. Правда, в разные времена называли его по-разному: Гитархан, Аджитархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Дело в том, что на левом берегу Волги проживало племя ассов. Они занимались ремеслами, торговлей, и правители Золотой Орды предприимчивым ассам давали тараханы - разрешения на свободную торговлю

Заезд 2: 100 верст.

1 богатырь:

Овеянная степными ветрами, обласканная южным солнцем, Астрахань – это последняя пристань матушки Волги на ее долгом пути к древнему Каспию.

Театральная постановка: Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)

«Царь Феодор чертит географическую карту Руси, показывает её царю Борису, где упоминается наш край и город».

Царь.

А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Феодор:

Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь.

А это что такое

Узором здесь виется?

Феодор.

Это Волга.

Слайд8.

При каком царе после взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству?

Слайд8 При царе Иване IV Грозном после взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству

Заезд 3: 100 верст.

Театральная постановка.

Выходит на сцену первый астраханский воевода, садится за стол, берёт перо, чертит чертежи «как городу быть»,  пишет письмо - обращение к царю Ивану Грозному  с просьбой одобрить его проект нового города. Воевода написал, встает, читает свиток:

Слайд 9. «А как городу быть, я начертил, где мы живем, все здорово: на первый раз леса не надо, а рубить подле берега, его тут очень много, пожалуй, царь Государь, отпусти свое повеление». 

Слайд10. Исправь ошибки

« Царь Иван Великий решил строить русскую Астрахань на новом месте. Первый астраханский воевода Иван Тимирязев выбрал для строительства города Верблюжий бугор, расположенный на левом берегу реки Ахтуба» .

2 богатырь: При царе Иване Грозном первым воеводой в Астрахань был назначен Иван Семёнович Черемисинов, который вошел в историю не только как первый представитель русской государственности в Нижнем Поволжье, но и как основатель нашего города. При нём был построен раскат над Волгой в защиту от набегов кочевников.

3 богатырь: Для укрепления города умно придумал план построения Кремля. Черемисинов принял решение заложить новую крепость на противоположном левом берегу Волги на бугре, который по-татарски назывался Шабан (Высокий), а впоследствии получил русское наименование Заячий

Заезд 4: 100 верст.

1 богатырь:

Для меня малой родиной является Астрахань, с её несравненной Волгой, седым Каспием, с ее неповторимой природой, порой щедрой, порой суровой. Именно о моём городе написал поэт Юрий Щербаков такие строки:

«Посреди караванных дорог,

Где Европы и Азии стык

Как Восточный волшебный цветок,

Белокаменный город возник».

Слайд11. В каком году был основан наш город?

Слайд12. Наш город основан в 1558году.


Заезд 5: 100 верст.

Театральная постановка.

На сцену выходит летописец, садится за стол, при свете свечи пишет пером летопись. Читает:

«...Послал царь и государь мастеров в Астрахане городе кремль делати, а велел ломати мизрити и палаты в Золотой Арде и тем делати город. И зделан бесчисленно хорош, а круга его есть пояс мраморе зелен да красен, а на башнях также».

Слайд13. Кем был построен астраханский Кремль?

Слайд14. Астраханский Кремль был построен в 1582 - 1589г. московскими мастерами городового дела Михаилом Ивановичем Вельяминовым, Дея Губастым.

Заезд 6: 100 верст.

1 богатырь:

Разливы Волги, парус над волною,

Каспийский лотос, царство птичьих стай.

Свою судьбу связали мы с тобою,

Наш астраханский сердцу милый край!

Ласкают взор речные перекаты,

Цветы лугов и ширь родных полей.

Для нас красивей волжских нет закатов

И нет восходов на земле светлей.

Природа здесь щедра и благодатна.

Свои богатства дарит нам за труд. (В.Ерофеев)

Слайд15. В 1722году в город Астрахань прибыл царь. Для развития флота и рыбных промыслов он основал Адмиралтейство, организовал устройство садов и огородов, прокладку дорог и прорыв каналов. Кто это был?

Слайд16. В 1722году в город Астрахань прибыл император Российского государства Пётр 1.

Заезд 7: 100 верст.

2 богатырь:

«Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и белым» (Л. Казакова.)

Астраханский кремль - это крепость. Он поражает астраханцев и гостей города мощью и крепостью своих стен и башен, великолепием и резным убранством соборов. Астраханцы и гости города гуляют по территории древнего крепостного сооружения, стоят на главной Соборной площади кремля, слушают перезвон церковных колоколов.

Слайд 17 . Сколько башен и соборов имеет Кремль?

Слайд 18. Астраханский Кремль имеет 7 башен и 2 собора.

Заезд 8: 100 верст.

Театральная постановка.

В Астрахань приезжает царь Пётр1. Ему показывают астраханский кремль.

Он им любуется и говорит: «Во всём государстве нет более лепотного храма»

Слайд 19. О каком астраханском соборе идёт речь?

Слайд 20. 3 богатырь: Главный кафедральный Успенский собор астраханского кремля по праву считается одним из самых лучших образцов русского церковного зодчества начала 18 века. Это «Украшение и венец Астрахани». Стройный и величественный он далеко виден со всех возвышенностей. Плывущие туристы по Волге к Астрахани все без исключения любуются собором. Издали, когда город, кажется, ещё в тумане, ясно видно стройный силуэт собора: купола и кресты как бы касаются облаков.

Заезд 9: 100 верст.

1 богатырь: Место, где мы живем, наша Астраханская область, лишь маленькая частичка огромной страны.  Много интересного и удивительного таит наша земля.  За удивительную историю и природу, наш край называют жемчужиной Каспия.

Слайд21. Образованнейшим человеком был губернатор Тимирязев. Что он основал в нашем городе?

Слайд 22. Он основал в городе Краеведческий музей, а также библиотеку, которая носит имя Надежды Константиновны Крупской.

Заезд 10: 100 верст.

2 богатырь:

Слайд 23. Многие знаменитые люди побывали в нашем городе. Кто знает, какие?

Театральная постановка.

На сцену выходит глашатай, раскрывает свиток и читает:

Слайд24. - В 1636 г. в составе делегации Голштинского посольства в Астрахань прибыл немецкий поэт Пауль Флеминг.

3 богатырь: Пауль Флеминг посвятил Астрахани такие стихи:

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил.

Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.

Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…(1636 год.)

- Великий русский полководец в конце декабря 1779 года, был направлен в Астрахань с секретным поручением. Это был полководец Александр Васильевич Суворов

- Великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко записал 5 августа 1857 года в своем дневнике: «В 5 часов вечера приплыл на самой утлой рыбачьей лодке в город Астрахань».

- 13 октября 1858 года газета «Астраханские губернские ведомости» сообщила: «Сегодня на пароходе «Нахимов» в Астрахань прибыл знаменитый французский литератор, автор «Трёх мушкетёров» и «Граф – Монтекристо». Александр Дюма

- В октябре 1883 г. в ссылку в Астрахань из Вилюйского острога прибыл великий русский писатель, революционер–демократ Николай Гаврилович Чернышевский. В декабре 1883 года он поселился в доме № 4 по улице Почтовой (ныне ул. Чернышевского).

3. Проверка домашнего задания

Составить Синквейн про Астрахань Слайд25

4. Подведение итогов.

- Итак, игра наша закончилась, сегодня мы совершили путешествие по родному городу. Познали много интересного, в этом нам помогли наши артисты. Спасибо всем, кто принял активное участие в игре, надеемся, что в дальнейшем у вас интерес к истории нашего города сохранится и появится желание взять в руки исторические книги и прочитать их.

5. Поздравление победителей. Награждение.

Слушание гимна Астрахани

«…..Пусть проходят столетья, но будет по-прежнему литься,

Мирный звон колокольный над Волгою нашей рекой,

Поколенья сменяются, и не устанет гордиться,

Наш народ своим городом, светлой его красотой »


6. Информационные источники

- Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.

- Курбатов А.А., Астраханский Кремль - Астрахань, 2010г.

- Марков А.С. Львов С..Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008

- Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань:АОИУУ.1998.

- Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок) – Поэзия. Серия «Школьная библиотека», Москва, 2006г.

- Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.

- Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,

Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html

- Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г.. Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. –Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996


images.yandex.ru

Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx

Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА

Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ

Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю. 

Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.



пояснительная записка.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»












Интерактивное занятие - игра: «Колесо истории»

Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».

Внеклассное занятие по краеведению













Авторы: Юровских Лидия Ивановна,

Мешкова Валентина Васильевна,

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 64






г. Астрахань2012 г




ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерактивное занятия - игра «Колесо истории».

Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».

УМК, авторы образовательной программы - УМК - любой

Цель занятия:

- обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях г. Астрахани;

- выявить знатоков родного края;

Актуальность занятия:

Интерактивное занятие - игра предназначена для проведения уроков и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса  к истории родного города.

- развивать познавательный интерес и творческую активность.

Целевая аудитория: 4 классы.

Правила проведения игры.

В игре принимает участие 3 команды: красная, жёлтая, зелёная. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты. Капитан обсуждает вопрос и ответ совместно с командой, однако право выбора правильного ответа предоставляется только ему. Команда, в случае правильного ответа, получает 100 вёрст, за неполный ответ и за дополнения команды получают 50 вёрст. Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Ведущий, прослушав ответы команд, зачитывает правильный вариант ответа, а жюри определяет полученные версты.

Техническое и иное обеспечение занятия:

Программа: Microsoft PowerPoint 2007

компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран,

Смена слайдов происходит по щелчку мыши.

Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

Занятие представляет собой пояснительную записку, конспект и презентацию (27 слайдов), которые могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях по краеведению.

Форма работы – групповая.

Список используемых информационных ресурсов

- Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.

- Курбатов А.А., Астраханский Кремль - Астрахань, 2010г.

- Марков А.С. Львов С..Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008

- Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань: АОИУУ.1998.

- Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)

- Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.

- Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,

Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html

- Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г.. Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. – Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996


images.yandex.ru

Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx

Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА

Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ

Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю. 

Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.



Виват, Россия!Юровских Л .И., Мешкова В. В. Интерактивное занятие.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
10.04.2012 21:21
Содержательная, красивая разработка. Идеальна для занятий по краеведению.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос