Интерактивное занятие - игра. Колесо истории. Астрахань - ты сердца моего частица.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:3просмотров: 8977 комментариев: 1
- проверить знания, умения и навыки учащихся по истории родного края;
- выявить знатоков родного края;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Интерактивное занятие — игра: «Колесо истории»
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Внеклассное занятие по краеведению
Авторы: Юровских Лидия Ивановна,
Мешкова Валентина Васильевна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 64
г. Астрахань2012 г
ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерактивное занятия — игра «Колесо истории».
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
УМК, авторы образовательной программы — УМК — любой
Цель занятия:
— обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях
г. Астрахани;
— выявить знатоков родного края;
Актуальность занятия:
Интерактивное занятие — игра предназначена для проведения уроков и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса к истории родного города.
— развивать познавательный интерес и творческую активность.
Целевая аудитория:4 классы.
Правила проведения игры.
В игре принимает участие 3 команды: красная, жёлтая, зелёная. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты. Капитан обсуждает вопрос и ответ совместно с командой, однако право выбора правильного ответа предоставляется только ему. Команда, в случае правильного ответа, получает 100 вёрст, за неполный ответ и за дополнения команды получают 50 вёрст. Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Ведущий, прослушав ответы команд, зачитывает правильный вариант ответа, а жюри определяет полученные версты.
Техническое и иное обеспечение занятия:
Программа:Microsoft PowerPoint 2007
компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран,
Смена слайдов происходит по щелчку мыши.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Занятие представляет собой пояснительную записку, конспект и презентацию (27 слайдов), которые могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях по краеведению.
Форма работы– групповая.
Список используемых информационных ресурсов
— Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.
— Курбатов А.А., Астраханский Кремль — Астрахань, 2010г.
— Марков А.С. Львов С… Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008
— Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань: АОИУУ.1998.
— Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)
— Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.
— Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,
Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html
— Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г… Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. – Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996
images.yandex.ru
Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю.
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Интерактивное занятие — игра: «Колесо истории»
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Внеклассное занятие по краеведению
Авторы: Юровских Лидия Ивановна,
Мешкова Валентина Васильевна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 64
г. Астрахань2012 г
«Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и нужно».
А. С. Пушкин.
Тема занятия: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Цель занятия:
-обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях
г. Астрахани;
— проверить знания, умения и навыки учащихся по истории родного края;
— выявить знатоков родного края;
— развивать познавательный интерес и творческую активность.
Задачи:
— ознакомить учащихся с историей Астраханского края;
— ознакомить с людьми, деятельность, которых повлияла на развитие Астрахани;
-способствовать воспитанию любви, чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма;
-развитие творческих способностей детей посредством театральных инсценировок.
Целевая аудитория:4 классы.
Актуальность занятия:Интерактивное занятие — игра предназначена для проведения уроков истории и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса к истории родного города.
Аннотация:
Особенность игры в том, что посредством игры дети узнают много интересного, то, что не изучается в рамках учебной программы. Предварительная подготовка — инсценировка исторических сценок, выполнение домашнего задания — составления Синквейн (технология РКМПЧ) - способствует к развитию критического мышления, общению, самостоятельности, ответственности, поисковой работе детей, а также проявлению творчества.
Следующая особенность игры в том, что некоторые ее элементы позволяют принять участие в ней всем, не только самым активным, эрудированным, но и детям со средним уровнем знаний.
Ожидаемые результаты: ученики будут иметь представление об истории Астраханского края, познакомятся с известными астраханцами, увидят, как изменилась Астрахань за два столетия.
Идея: создание ситуации успеха в рамках внеурочной деятельности.
Техническое и иное обеспечение занятия:
компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Слайд 2.(см. Презентация)
Включается музыка. В класс входят три мальчика — богатыря, одетые в русские национальные костюмы, играют на гуслях и поют.
Ой вы гой еси, добры молодцы!
Добры молодцы, красны девицы!
Вы пошто пришли? Позабавиться?
Позабавиться — силой мериться?
Вы пришли познать силу мудрости.
Много кладезей есть у мудрости,
А одно из них — кладезь знания!
Зачерпни в нем чашу полную и отпей глоток,
Да не утоляй жажду знания,
Лишь смочи зерно, оно даст росток
Русской силушке- древу мудрости
Слайд 3. Прочитайте строки. Выскажите свои мысли.
«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Цицерон.
— Догадайтесь, о чём будет идти речь?
Слайд 4. Дорогие ребята, сегодня у нас праздник! Кто из нас не любит дни рождения? Наверное, это самый любимый день каждого из вас. Приятно получать подарки и принимать поздравления родственников и друзей. А представьте себе, если день рождения справляет целый город! Совсем недавно мы поздравляли город Астрахань с Днём рождения, которому исполнилось 453 года. Много это или мало? Для человека много, а для города это нет. Но даже за такой короткий для всемирной истории срок Астрахань успела прославиться и вписать свою страничку в историю не только нашей страны, но и всемирной истории.
Слушание гимна Астрахани
« Город мой, ты над Волгой главою вознесся златою,
Стен кремлевских твоих возвышается мощь и оплот,
Ты стоишь величаво над русской великой рекою,
И народ о тебе свои лучшие песни поет…..».
2. Работа по теме.
Сообщение темы, цели занятия.
Слайд 5. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее необычное путешествие – по нашему астраханскому краю. Поможет вам в этом развлекательная, познавательная, поучительная игра «Колесо истории». А вам будут помогать в этом ваши знания по истории. Поскольку передвигаться мы будем не по дорогам, а во времени, поэтому предлагаю расстояния мерить верстами. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем больше верст вы сможете проехать. Та команда, которая проедет больше верст и будет победителем. Поможет вам определить, какая из команд продвинется дальше наше уважаемое жюри и 3 богатыря русских. А переносить нас во времени будут эти волшебные воздушные шары и кареты.
ИТАК:на нашей игре “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.
1 богатырь:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
ВОПРОСЫ
Заезд 1: 100 верст.
2 богатырь:
«Мой город над Волгой – рекой!
Взгляните – красавец, какой!
Он лебедем крылья простёр.
Астрахань! Астрахань!
Белый мой город!
Я связан навеки с твоею судьбой.
И в дождик, и вьюгу, зной летний, и холод –
Всегда, где б я ни был, — всем сердцем с тобой!
Ценю твою древность и новь.
Ты отчий мой дом и любовь!» (В.Ерофеев)
Слайд 6. К какому веку относятся первые упоминания об Астрахани?
Слайд7. 3 богатырь:Астрахань упоминается историками, путешественниками, торговыми людьми ещё в XIII веке. Правда, в разные времена называли его по-разному: Гитархан, Аджитархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Дело в том, что на левом берегу Волги проживало племя ассов. Они занимались ремеслами, торговлей, и правители Золотой Орды предприимчивым ассам давали тараханы — разрешения на свободную торговлю
Заезд 2: 100 верст.
1 богатырь:
Овеянная степными ветрами, обласканная южным солнцем, Астрахань – это последняя пристань матушки Волги на ее долгом пути к древнему Каспию.
Театральная постановка: Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)
«Царь Феодор чертит географическую карту Руси, показывает её царю Борису, где упоминается наш край и город».
Царь.
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Феодор:
Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Царь.
А это что такое
Узором здесь виется?
Феодор.
Это Волга.
Слайд8.
При каком царе после взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству?
Слайд8 При царе Иване IV
Грозномпосле взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству
Заезд 3: 100 верст.
Театральная постановка.
Выходит на сцену первый астраханский воевода, садится за стол, берёт перо, чертит чертежи «как городу быть»,
пишет письмо - обращение к царю Ивану Грозному
с просьбой одобрить его проект нового города. Воевода написал, встает, читает свиток:
Слайд 9.«А как городу быть, я начертил, где мы живем, все здорово: на первый раз леса не надо, а рубить подле берега, его тут очень много, пожалуй, царь Государь, отпусти свое повеление».
Слайд10. Исправь ошибки
« Царь Иван Великий решил строить русскую Астрахань на новом месте. Первый астраханский воевода Иван Тимирязев выбрал для строительства города Верблюжий бугор, расположенный на левом берегу реки Ахтуба».
2 богатырь:При царе Иване Грозном первым воеводой в Астрахань был назначен Иван Семёнович Черемисинов,
который вошел в историю не только как первый представитель русской государственности в Нижнем Поволжье, но и как основатель нашего города. При нём был построен раскат над Волгой в защиту от набегов кочевников.
3 богатырь:Для укрепления города умно придумал план построения Кремля. Черемисинов принял решение заложить новую крепость на противоположном левом берегу Волги на бугре, который по-татарски назывался Шабан (Высокий), а впоследствии получил русское наименование Заячий
Заезд 4: 100 верст.
1 богатырь:
Для меня малой родиной является Астрахань, с её несравненной Волгой, седым Каспием, с ее неповторимой природой, порой щедрой, порой суровой. Именно о моём городе написал поэт Юрий Щербаков такие строки:
«Посреди караванных дорог,
Где Европы и Азии стык
Как Восточный волшебный цветок,
Белокаменный город возник».
Слайд11. В каком году был основан наш город?
Слайд12. Наш город основан в 1558году.
Заезд 5: 100 верст.
Театральная постановка.
На сцену выходит летописец, садится за стол, при свете свечи пишет пером летопись. Читает:
«… Послал царь и государь мастеров в Астрахане городе кремль делати, а велел ломати мизрити и палаты в Золотой Арде и тем делати город. И зделан бесчисленно хорош, а круга его есть пояс мраморе зелен да красен, а на башнях также».
Слайд13. Кем был построен астраханский Кремль?
Слайд14.Астраханский Кремль был построен в 1582 — 1589г. московскими мастерами городового дела Михаилом Ивановичем Вельяминовым, Дея Губастым.
Заезд 6: 100 верст.
1 богатырь:
Разливы Волги, парус над волною,
Каспийский лотос, царство птичьих стай.
Свою судьбу связали мы с тобою,
Наш астраханский сердцу милый край!
Ласкают взор речные перекаты,
Цветы лугов и ширь родных полей.
Для нас красивей волжских нет закатов
И нет восходов на земле светлей.
Природа здесь щедра и благодатна.
Свои богатства дарит нам за труд.
(В.Ерофеев)
Слайд15. В 1722году в город Астрахань прибыл царь. Для развития флота и рыбных промыслов он основал Адмиралтейство, организовал устройство садов и огородов, прокладку дорог и прорыв каналов. Кто это был?
Слайд16. В 1722году в город Астрахань прибыл император Российского государства
Пётр 1.
Заезд 7: 100 верст.
2 богатырь:
«Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и белым» (Л. Казакова.)
Астраханский кремль — это крепость. Он поражает астраханцев и гостей города мощью и крепостью своих стен и башен, великолепием и резным убранством соборов. Астраханцы и гости города гуляют по территории древнего крепостного сооружения, стоят на главной Соборной площади кремля, слушают перезвон церковных колоколов.
Слайд
17. Сколько башен и соборов имеет Кремль?
Слайд
18. Астраханский Кремль имеет 7 башен и 2 собора.
Заезд 8: 100 верст.
Театральная постановка.
В Астрахань приезжает царь Пётр1. Ему показывают астраханский кремль.
Он им любуется и говорит: «Во всём государстве нет более лепотного храма»
Слайд
19. О каком астраханском соборе идёт речь?
Слайд
20.
3 богатырь: Главный кафедральный Успенский собор астраханского кремля по праву считается одним из самых лучших образцов русского церковного зодчества начала 18 века. Это «Украшение и венец Астрахани». Стройный и величественный он далеко виден со всех возвышенностей. Плывущие туристы по Волге к Астрахани все без исключения любуются собором. Издали, когда город, кажется, ещё в тумане, ясно видно стройный силуэт собора: купола и кресты как бы касаются облаков.
Заезд 9: 100 верст.
1 богатырь:Место, где мы живем, наша Астраханская область, лишь маленькая частичка огромной страны. Много интересного и удивительного таит наша земля. За удивительную историю и природу, наш край называют жемчужиной Каспия.
Слайд21. Образованнейшим человеком был губернатор Тимирязев. Что он основал в нашем городе?
Слайд
22.
Он основал в городе Краеведческий музей, а также библиотеку, которая носит имя Надежды Константиновны Крупской.
Заезд 10: 100 верст.
2 богатырь:
Слайд 23. Многие знаменитые люди побывали в нашем городе. Кто знает, какие?
Театральная постановка.
На сцену выходит глашатай, раскрывает свиток и читает:
Слайд24. — В <metricconverter productid=«1636 г» w:st=«on»>1636 г. в составе делегации Голштинского посольства в Астрахань прибыл немецкий поэт Пауль Флеминг.
3 богатырь: Пауль Флеминг посвятил Астрахани такие стихи:
Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…(1636 год.)
— Великий русский полководец в конце декабря 1779 года, был направлен в Астрахань с секретным поручением. Это был полководец Александр Васильевич Суворов
— Великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко записал 5 августа 1857 года в своем дневнике: «В 5 часов вечера приплыл на самой утлой рыбачьей лодке в город Астрахань».
— 13 октября 1858 года газета «Астраханские губернские ведомости» сообщила: «Сегодня на пароходе «Нахимов» в Астрахань прибыл знаменитый французский литератор, автор «Трёх мушкетёров» и «Граф – Монтекристо». Александр Дюма
— В октябре <metricconverter productid=«1883 г» w:st=«on»>1883 г. в ссылку в Астрахань из Вилюйского острога прибыл великий русский писатель, революционер–демократ Николай Гаврилович Чернышевский. В декабре 1883 года он поселился в доме № 4 по улице Почтовой (ныне ул. Чернышевского).
3. Проверка домашнего задания
Составить Синквейн про Астрахань Слайд25
4. Подведение итогов.
— Итак, игра наша закончилась, сегодня мы совершили путешествие по родному городу. Познали много интересного, в этом нам помогли наши артисты. Спасибо всем, кто принял активное участие в игре, надеемся, что в дальнейшем у вас интерес к истории нашего города сохранится и появится желание взять в руки исторические книги и прочитать их.
5. Поздравление победителей. Награждение.
Слушание гимна Астрахани
«…… Пусть проходят столетья, но будет по-прежнему литься,
Мирный звон колокольный над Волгою нашей рекой,
Поколенья сменяются, и не устанет гордиться,
Наш народ своим городом, светлой его красотой »
6. Информационные источники
— Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.
— Курбатов А.А., Астраханский Кремль - Астрахань, 2010г.
— Марков А.С. Львов С… Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008
— Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань: АОИУУ.1998.
— Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок) – Поэзия. Серия «Школьная библиотека», Москва, 2006г.
— Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.
— Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,
Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html
— Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г… Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. –Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996
images.yandex.ru
Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю.
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Интерактивное занятие - игра: «Колесо истории»
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Внеклассное занятие по краеведению
Авторы: Юровских Лидия Ивановна,
Мешкова Валентина Васильевна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 64
г. Астрахань2012 г
«Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и нужно».
А. С. Пушкин.
Тема занятия: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Цель занятия:
-обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях г. Астрахани;
- проверить знания, умения и навыки учащихся по истории родного края;
- выявить знатоков родного края;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
Задачи:
- ознакомить учащихся с историей Астраханского края;
- ознакомить с людьми, деятельность, которых повлияла на развитие Астрахани;
-способствовать воспитанию любви, чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма;
-развитие творческих способностей детей посредством театральных инсценировок.
Целевая аудитория: 4 классы.
Актуальность занятия: Интерактивное занятие - игра предназначена для проведения уроков истории и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса к истории родного города.
Аннотация:
Особенность игры в том, что посредством игры дети узнают много интересного, то, что не изучается в рамках учебной программы. Предварительная подготовка - инсценировка исторических сценок, выполнение домашнего задания - составления Синквейн (технология РКМПЧ) - способствует к развитию критического мышления, общению, самостоятельности, ответственности, поисковой работе детей, а также проявлению творчества.
Следующая особенность игры в том, что некоторые ее элементы позволяют принять участие в ней всем, не только самым активным, эрудированным, но и детям со средним уровнем знаний.
Ожидаемые результаты: ученики будут иметь представление об истории Астраханского края, познакомятся с известными астраханцами, увидят, как изменилась Астрахань за два столетия.
Идея: создание ситуации успеха в рамках внеурочной деятельности.
Техническое и иное обеспечение занятия:
компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Слайд 2. (см. Презентация) Включается музыка. В класс входят три мальчика - богатыря, одетые в русские национальные костюмы, играют на гуслях и поют.
Ой вы гой еси, добры молодцы!
Добры молодцы, красны девицы!
Вы пошто пришли? Позабавиться?
Позабавиться - силой мериться?
Вы пришли познать силу мудрости.
Много кладезей есть у мудрости,
А одно из них - кладезь знания!
Зачерпни в нем чашу полную и отпей глоток,
Да не утоляй жажду знания,
Лишь смочи зерно, оно даст росток
Русской силушке- древу мудрости
Слайд 3. Прочитайте строки. Выскажите свои мысли.
«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Цицерон.
- Догадайтесь, о чём будет идти речь?
Слайд 4. Дорогие ребята, сегодня у нас праздник! Кто из нас не любит дни рождения? Наверное, это самый любимый день каждого из вас. Приятно получать подарки и принимать поздравления родственников и друзей. А представьте себе, если день рождения справляет целый город! Совсем недавно мы поздравляли город Астрахань с Днём рождения, которому исполнилось 453 года. Много это или мало? Для человека много, а для города это нет. Но даже за такой короткий для всемирной истории срок Астрахань успела прославиться и вписать свою страничку в историю не только нашей страны, но и всемирной истории.
Слушание гимна Астрахани
« Город мой, ты над Волгой главою вознесся златою,
Стен кремлевских твоих возвышается мощь и оплот,
Ты стоишь величаво над русской великой рекою,
И народ о тебе свои лучшие песни поет…..».
2. Работа по теме.
Сообщение темы, цели занятия.
Слайд 5. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее необычное путешествие – по нашему астраханскому краю. Поможет вам в этом развлекательная, познавательная, поучительная игра «Колесо истории». А вам будут помогать в этом ваши знания по истории. Поскольку передвигаться мы будем не по дорогам, а во времени, поэтому предлагаю расстояния мерить верстами. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем больше верст вы сможете проехать. Та команда, которая проедет больше верст и будет победителем. Поможет вам определить, какая из команд продвинется дальше наше уважаемое жюри и 3 богатыря русских. А переносить нас во времени будут эти волшебные воздушные шары и кареты.
ИТАК: на нашей игре “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.
1 богатырь:
Слава
нашей стороне!
Слава
нашей старине!
Колесо
истории мы повернем
И
рассказывать начнем,
Чтобы
люди знать могли
О
делах родной земли!
ВОПРОСЫ
Заезд 1: 100 верст.
2 богатырь:
«Мой город над Волгой – рекой!
Взгляните – красавец, какой!
Он лебедем крылья простёр.
Астрахань! Астрахань!
Белый мой город!
Я связан навеки с твоею судьбой.
И в дождик, и вьюгу, зной летний, и холод –
Всегда, где б я ни был, - всем сердцем с тобой!
Ценю твою древность и новь.
Ты отчий мой дом и любовь!» (В.Ерофеев)
Слайд 6. К какому веку относятся первые упоминания об Астрахани?
Слайд7. 3 богатырь: Астрахань упоминается историками, путешественниками, торговыми людьми ещё в XIII веке. Правда, в разные времена называли его по-разному: Гитархан, Аджитархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Дело в том, что на левом берегу Волги проживало племя ассов. Они занимались ремеслами, торговлей, и правители Золотой Орды предприимчивым ассам давали тараханы - разрешения на свободную торговлю
Заезд 2: 100 верст.
1 богатырь:
Овеянная степными ветрами, обласканная южным солнцем, Астрахань – это последняя пристань матушки Волги на ее долгом пути к древнему Каспию.
Театральная постановка: Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)
«Царь Феодор чертит географическую карту Руси, показывает её царю Борису, где упоминается наш край и город».
Царь.
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Феодор:
Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Царь.
А это что такое
Узором здесь виется?
Феодор.
Это Волга.
Слайд8.
При каком царе после взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству?
Слайд8 При царе Иване IV Грозном после взятия Казани Астраханское ханство было присоединено к русскому государству
Заезд 3: 100 верст.
Театральная постановка.
Выходит на сцену первый астраханский воевода, садится за стол, берёт перо, чертит чертежи «как городу быть», пишет письмо - обращение к царю Ивану Грозному с просьбой одобрить его проект нового города. Воевода написал, встает, читает свиток:
Слайд 9. «А как городу быть, я начертил, где мы живем, все здорово: на первый раз леса не надо, а рубить подле берега, его тут очень много, пожалуй, царь Государь, отпусти свое повеление».
Слайд10. Исправь ошибки
« Царь Иван Великий решил строить русскую Астрахань на новом месте. Первый астраханский воевода Иван Тимирязев выбрал для строительства города Верблюжий бугор, расположенный на левом берегу реки Ахтуба» .
2 богатырь: При царе Иване Грозном первым воеводой в Астрахань был назначен Иван Семёнович Черемисинов, который вошел в историю не только как первый представитель русской государственности в Нижнем Поволжье, но и как основатель нашего города. При нём был построен раскат над Волгой в защиту от набегов кочевников.
3 богатырь: Для укрепления города умно придумал план построения Кремля. Черемисинов принял решение заложить новую крепость на противоположном левом берегу Волги на бугре, который по-татарски назывался Шабан (Высокий), а впоследствии получил русское наименование Заячий
Заезд 4: 100 верст.
1 богатырь:
Для меня малой родиной является Астрахань, с её несравненной Волгой, седым Каспием, с ее неповторимой природой, порой щедрой, порой суровой. Именно о моём городе написал поэт Юрий Щербаков такие строки:
«Посреди караванных дорог,
Где Европы и Азии стык
Как Восточный волшебный цветок,
Белокаменный город возник».
Слайд11. В каком году был основан наш город?
Слайд12. Наш город основан в 1558году.
Заезд 5: 100 верст.
Театральная постановка.
На сцену выходит летописец, садится за стол, при свете свечи пишет пером летопись. Читает:
«...Послал царь и государь мастеров в Астрахане городе кремль делати, а велел ломати мизрити и палаты в Золотой Арде и тем делати город. И зделан бесчисленно хорош, а круга его есть пояс мраморе зелен да красен, а на башнях также».
Слайд13. Кем был построен астраханский Кремль?
Слайд14. Астраханский Кремль был построен в 1582 - 1589г. московскими мастерами городового дела Михаилом Ивановичем Вельяминовым, Дея Губастым.
Заезд 6: 100 верст.
1 богатырь:
Разливы Волги, парус над волною,
Каспийский лотос, царство птичьих стай.
Свою судьбу связали мы с тобою,
Наш астраханский сердцу милый край!
Ласкают взор речные перекаты,
Цветы лугов и ширь родных полей.
Для нас красивей волжских нет закатов
И нет восходов на земле светлей.
Природа здесь щедра и благодатна.
Свои богатства дарит нам за труд. (В.Ерофеев)
Слайд15. В 1722году в город Астрахань прибыл царь. Для развития флота и рыбных промыслов он основал Адмиралтейство, организовал устройство садов и огородов, прокладку дорог и прорыв каналов. Кто это был?
Слайд16. В 1722году в город Астрахань прибыл император Российского государства Пётр 1.
Заезд 7: 100 верст.
2 богатырь:
«Старый
кремль на пригорке дремлет,
Словно
вышел из сказки древней.
Затушёван
солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и
белым» (Л. Казакова.)
Астраханский кремль - это крепость. Он поражает астраханцев и гостей города мощью и крепостью своих стен и башен, великолепием и резным убранством соборов. Астраханцы и гости города гуляют по территории древнего крепостного сооружения, стоят на главной Соборной площади кремля, слушают перезвон церковных колоколов.
Слайд 17 . Сколько башен и соборов имеет Кремль?
Слайд 18. Астраханский Кремль имеет 7 башен и 2 собора.
Заезд 8: 100 верст.
Театральная постановка.
В Астрахань приезжает царь Пётр1. Ему показывают астраханский кремль.
Он им любуется и говорит: «Во всём государстве нет более лепотного храма»
Слайд 19. О каком астраханском соборе идёт речь?
Слайд 20. 3 богатырь: Главный кафедральный Успенский собор астраханского кремля по праву считается одним из самых лучших образцов русского церковного зодчества начала 18 века. Это «Украшение и венец Астрахани». Стройный и величественный он далеко виден со всех возвышенностей. Плывущие туристы по Волге к Астрахани все без исключения любуются собором. Издали, когда город, кажется, ещё в тумане, ясно видно стройный силуэт собора: купола и кресты как бы касаются облаков.
Заезд 9: 100 верст.
1 богатырь: Место, где мы живем, наша Астраханская область, лишь маленькая частичка огромной страны. Много интересного и удивительного таит наша земля. За удивительную историю и природу, наш край называют жемчужиной Каспия.
Слайд21. Образованнейшим человеком был губернатор Тимирязев. Что он основал в нашем городе?
Слайд 22. Он основал в городе Краеведческий музей, а также библиотеку, которая носит имя Надежды Константиновны Крупской.
Заезд 10: 100 верст.
2 богатырь:
Слайд 23. Многие знаменитые люди побывали в нашем городе. Кто знает, какие?
Театральная постановка.
На сцену выходит глашатай, раскрывает свиток и читает:
Слайд24. - В 1636 г. в составе делегации Голштинского посольства в Астрахань прибыл немецкий поэт Пауль Флеминг.
3 богатырь: Пауль Флеминг посвятил Астрахани такие стихи:
Хоть
ты не велика, но торг тебя прославил,
И
дальних множество племён к тебе направил.
Грань
лучших двух частей вселенной здесь
проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в
обе разом входит.
Он руку
здесь Европе может протянуть
И,
повернувшись, вновь на Азию взглянуть…(1636
год.)
- Великий русский полководец в конце декабря 1779 года, был направлен в Астрахань с секретным поручением. Это был полководец Александр Васильевич Суворов
- Великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко записал 5 августа 1857 года в своем дневнике: «В 5 часов вечера приплыл на самой утлой рыбачьей лодке в город Астрахань».
- 13 октября 1858 года газета «Астраханские губернские ведомости» сообщила: «Сегодня на пароходе «Нахимов» в Астрахань прибыл знаменитый французский литератор, автор «Трёх мушкетёров» и «Граф – Монтекристо». Александр Дюма
- В октябре 1883 г. в ссылку в Астрахань из Вилюйского острога прибыл великий русский писатель, революционер–демократ Николай Гаврилович Чернышевский. В декабре 1883 года он поселился в доме № 4 по улице Почтовой (ныне ул. Чернышевского).
3. Проверка домашнего задания
Составить Синквейн про Астрахань Слайд25
4. Подведение итогов.
- Итак, игра наша закончилась, сегодня мы совершили путешествие по родному городу. Познали много интересного, в этом нам помогли наши артисты. Спасибо всем, кто принял активное участие в игре, надеемся, что в дальнейшем у вас интерес к истории нашего города сохранится и появится желание взять в руки исторические книги и прочитать их.
5. Поздравление победителей. Награждение.
Слушание гимна Астрахани
«…..Пусть проходят столетья, но будет по-прежнему литься,
Мирный звон колокольный над Волгою нашей рекой,
Поколенья сменяются, и не устанет гордиться,
Наш народ своим городом, светлой его красотой »
6. Информационные источники
- Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.
- Курбатов А.А., Астраханский Кремль - Астрахань, 2010г.
- Марков А.С. Львов С..Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008
- Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань:АОИУУ.1998.
- Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок) – Поэзия. Серия «Школьная библиотека», Москва, 2006г.
- Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.
- Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,
Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html
- Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г.. Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. –Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996
Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю.
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Интерактивное занятие - игра: «Колесо истории»
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
Внеклассное занятие по краеведению
Авторы: Юровских Лидия Ивановна,
Мешкова Валентина Васильевна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 64
г. Астрахань2012 г
ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерактивное занятия - игра «Колесо истории».
Тема: «Астрахань – ты сердца моего частица».
УМК, авторы образовательной программы - УМК - любой
Цель занятия:
- обобщить знания учащихся об истории и достопримечательностях г. Астрахани;
- выявить знатоков родного края;
Актуальность занятия:
Интерактивное занятие - игра предназначена для проведения уроков и внеклассных занятий по краеведению, с целью развития интереса к истории родного города, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, создания условий для развития интереса к истории родного города.
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
Целевая аудитория: 4 классы.
Правила проведения игры.
В игре принимает участие 3 команды: красная, жёлтая, зелёная. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты. Капитан обсуждает вопрос и ответ совместно с командой, однако право выбора правильного ответа предоставляется только ему. Команда, в случае правильного ответа, получает 100 вёрст, за неполный ответ и за дополнения команды получают 50 вёрст. Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Ведущий, прослушав ответы команд, зачитывает правильный вариант ответа, а жюри определяет полученные версты.
Техническое и иное обеспечение занятия:
Программа: Microsoft PowerPoint 2007
компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран,
Смена слайдов происходит по щелчку мыши.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Занятие представляет собой пояснительную записку, конспект и презентацию (27 слайдов), которые могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях по краеведению.
Форма работы – групповая.
Список используемых информационных ресурсов
- Борисова Л.И.Знатоки родного края. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 1999.
- Курбатов А.А., Астраханский Кремль - Астрахань, 2010г.
- Марков А.С. Львов С..Г Астрахань на старинных открытках - Астрахань, 2008
- Никифорова Н.А., Поротасевич Г. Н. Природа нашего края. – Астрахань: АОИУУ.1998.
- Пушкин А.С. «Борис Годунов» (отрывок)
- Сисингалиева К.М.Удивительный край – Астраханский. – Астрахань: ЦДЮТЭ, 2006.
- Стихи поэтов про Астрахань. Ерофеев В., Казакова Л., Щербаков Ю.,
Флеминг П. Астраханская область. История города. topic46948.html
- Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г.. Пилипенко В.Н. и др. Природа и история астраханского края. – Астрахань: Издательство Астраханского пед. института, 1996
Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx
Аствацатуров Г.О. Технологический прием ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА
Аствацатуров Г.О. Технологический приём ЛИСТАНИЕ
Беленькая Л.В. Создание и применение шаблонов презентации PowerPoint. В помощь учителю.
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре