Конспект урока по развитию речи в 5 классе по картине художника П.П. Кончаловского "Сирень" (с привлечением пьесы П. Чайковского "Фея Сирени").
2. Подготовка к сочинению по картине П. Кончаловского «Сирень».
3.Оживить картину нам поможет пьеса великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Фея Сирени».
Конспект урока по развитию речи в 5 классе по картине художника
П.П. Кончаловского «Сирень»
(с привлечением пьесы П.Чайковского
«Фея Сирени»).
Автор: Долгова Галина Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г. Прокопьевска Кемеровской области.
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Награды: Почетный работник общего образования России,
ветеран труда.
2012 год.
Цель урока:
1. Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал художник П. Кончаловский.
2.Запись темы урока. Подготовка к сочинению по картине П. Кончаловского
«Сирень» (открыть картину).
3. Вы и раньше писали сочинения по произведениям живописи, но сейчас вы не только увидите картину, но и постарайтесь услышать, как об одном и том же можно сказать музыкой. Оживить картину нам поможет пьеса великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Фея Сирени».
Наглядность:1. Репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень».
2. Пьеса П.И.Чайковского «Фея Сирени».
Ход урока:
1. Рассматривают картину и слушают музыку. Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Радостные чувства, очарование, потому что мы видим красоту мира природы, красоту этого чудного букета, красоту летнего сада.
2. Ребята, а какие чувства передает музыка?
Слово учителя:
Называется это произведение очень красиво – «Фея Сирени». Скромная ветка сирени была царицей его души. Так же, как и у Кончаловского, сирень была его любимым цветком. Оказывается, об одном и том же, например, цветах сирени, можно рассказывать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. Композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.
Пьеса «Фея Сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «видим», как склоняют головы душистые тяжелые гроздья, еще мокрые от ночной росы. Мы чувствуем свежесть и прохладу солнечного утра, вместе с композитором дышим и не можем надышаться медвяным запахом сада.
Музыка, как и картина Кончаловского, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.
Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изобразил на картине П. Кончаловский.
Рассматривание картины и повторное слушание музыки.
Работа по картине. Подбор языкового материала.
1. Как вы думаете, какое место изображено на картине? Опишите сад, время.
Сад: майский, утренний, огромный, благоухающий, пронизанный лучами ласкового солнца.
2. Представим, что мы в той комнате, где стоит этот букет, у того же открытого окна. Немножко воображения, и мы почувствуем те запахи сада, которые буквально врываются из сада.
Воздух в саду: сырой, бодрящий, ароматный, чистый, свежий, прозрачный, утренний.
3. Но, благодаря своему воображению и музыке Чайковского, мы может не только почувствовать воздух в саду, но и услышать звуки сада.
Звуки сада:шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, легкая мелодия просыпающегося сада.
4. Мы работали над вторым планом картины. Что находится в центре натюрморта? Сумел ли художник показать, что сирень свежая, только что срезанная?
Сирень:ветви мощные, нарядные; гроздья крупные, свежие, еще влажные от росы, нарядные нежно-голубые, бардовые, белые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен лучами восходящего солнца, пушистый, бархатный. Цветочки хрупкие, крошечные, милые.
5. Вспомним с вами лето, вообразим, что мы вот-вот в сторонке от этого чудного букета. А по всей комнате – чарующий аромат сирени.
Аромат сирени:медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный.
6. Что вы можете сказать об отношении художника к природе?
Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней.
7. Возникают ли у вас какие-либо желания, когда вы смотрите на картину?
На душе становится легко и тепло, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат. Или хочется выскочить в этот тенистый сад и бежать по этой дорожке, которая, быть может, выведет к озеру.
Напоминаю, что вам нужно не только описать картину, но и передать в сочинении свои чувства, то, что мы «слышим», ведь озвучить картину нам помогает чудесная музыка великого композитора.
8. Перед вашими глазами рабочие материалы, опираясь на которые вам необходимо самостоятельно составить план сочинения (работа в черновиках, затем проверка).
Примерный план сочинения:
1. Время и место изображенного.
2. Майский сад.
3. Воздух в саду. Звуки сада.
4. Великолепный букет.
5. Чарующий аромат сирени.
6. Восхищение художника.
7. Мое впечатление от картины.
9. Начало работы над сочинением.
Я знаю, как трудно бывает начать сочинение, поэтому я помогу вам первой фразой:
«Я смотрю на картину П.П. Кончаловского «Сирень» и слушаю музыку П.И.Чайковского. Мне кажется, будто я попадаю в…(и вижу)…).
Договоримся, что вы начнете так свое сочинение при условии, если не сможете начать по-своему.
10. Написание работы в черновиках под тихую музыку Чайковского.
11. Обсуждение черновых вариантов работы.
Домашнее задание: написать сочинение.
Использованная литература.
1. Л.А. Ходякова. Сочинения по картине в 5-ом классе: методическое пособие/ Л.А. Ходякова, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – (Библиотека учителя русского языка).
2. М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2009г., 224с.
3. Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. – М.: Баласс, 2009г., 144с.
Конспект урока по развитию речи в 5 классе по картине художника
П.П. Кончаловского «Сирень»
(с привлечением пьесы П.Чайковского
«Фея Сирени»).
Автор: Долгова Галина Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г. Прокопьевска Кемеровской области.
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Награды: Почетный работник общего образования России,
ветеран труда.
2012 год.
Цель урока:
1. Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал художник П. Кончаловский.
2.Запись темы урока. Подготовка к сочинению по картине П. Кончаловского
«Сирень» (открыть картину).
3. Вы и раньше писали сочинения по произведениям живописи, но сейчас вы не только увидите картину, но и постарайтесь услышать, как об одном и том же можно сказать музыкой. Оживить картину нам поможет пьеса великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Фея Сирени».
Наглядность: 1. Репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень».
2. Пьеса П.И.Чайковского «Фея Сирени».
Ход урока:
1. Рассматривают картину и слушают музыку. Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Радостные чувства, очарование, потому что мы видим красоту мира природы, красоту этого чудного букета, красоту летнего сада.
2. Ребята, а какие чувства передает музыка?
Слово учителя:
Называется это произведение очень красиво – «Фея Сирени». Скромная ветка сирени была царицей его души. Так же, как и у Кончаловского, сирень была его любимым цветком. Оказывается, об одном и том же, например, цветах сирени, можно рассказывать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. Композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.
Пьеса «Фея Сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «видим», как склоняют головы душистые тяжелые гроздья, еще мокрые от ночной росы. Мы чувствуем свежесть и прохладу солнечного утра, вместе с композитором дышим и не можем надышаться медвяным запахом сада.
Музыка, как и картина Кончаловского, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.
Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изобразил на картине П. Кончаловский.
Рассматривание картины и повторное слушание музыки.
Работа по картине. Подбор языкового материала.
1. Как вы думаете, какое место изображено на картине? Опишите сад, время.
Сад: майский, утренний, огромный, благоухающий, пронизанный лучами ласкового солнца.
2. Представим, что мы в той комнате, где стоит этот букет, у того же открытого окна. Немножко воображения, и мы почувствуем те запахи сада, которые буквально врываются из сада.
Воздух в саду: сырой, бодрящий, ароматный, чистый, свежий, прозрачный, утренний.
3. Но, благодаря своему воображению и музыке Чайковского, мы может не только почувствовать воздух в саду, но и услышать звуки сада.
Звуки сада: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, легкая мелодия просыпающегося сада.
4. Мы работали над вторым планом картины. Что находится в центре натюрморта? Сумел ли художник показать, что сирень свежая, только что срезанная?
Сирень: ветви мощные, нарядные; гроздья крупные, свежие, еще влажные от росы, нарядные нежно-голубые, бардовые, белые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен лучами восходящего солнца, пушистый, бархатный. Цветочки хрупкие, крошечные, милые.
5. Вспомним с вами лето, вообразим, что мы вот-вот в сторонке от этого чудного букета. А по всей комнате – чарующий аромат сирени.
Аромат сирени: медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный.
6. Что вы можете сказать об отношении художника к природе?
Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней.
7. Возникают ли у вас какие-либо желания, когда вы смотрите на картину?
На душе становится легко и тепло, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат. Или хочется выскочить в этот тенистый сад и бежать по этой дорожке, которая, быть может, выведет к озеру.
Напоминаю, что вам нужно не только описать картину, но и передать в сочинении свои чувства, то, что мы «слышим», ведь озвучить картину нам помогает чудесная музыка великого композитора.
8. Перед вашими глазами рабочие материалы, опираясь на которые вам необходимо самостоятельно составить план сочинения (работа в черновиках, затем проверка).
Примерный план сочинения:
1. Время и место изображенного.
2. Майский сад.
3. Воздух в саду. Звуки сада.
4. Великолепный букет.
5. Чарующий аромат сирени.
6. Восхищение художника.
7. Мое впечатление от картины.
9. Начало работы над сочинением.
Я знаю, как трудно бывает начать сочинение, поэтому я помогу вам первой фразой:
«Я смотрю на картину П.П. Кончаловского «Сирень» и слушаю музыку П.И.Чайковского. Мне кажется, будто я попадаю в…(и вижу)…).
Договоримся, что вы начнете так свое сочинение при условии, если не сможете начать по-своему.
10. Написание работы в черновиках под тихую музыку Чайковского.
11. Обсуждение черновых вариантов работы.
Домашнее задание: написать сочинение.
Использованная литература.
1. Л.А. Ходякова. Сочинения по картине в 5-ом классе: методическое пособие/ Л.А. Ходякова, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – (Библиотека учителя русского языка).
2. М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2009г., 224с.
3. Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. – М.: Баласс, 2009г., 144с.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Дополните, пожалуйста, Ваш конспект логотипом сайта (разместите его в колонтитулах или просто на титульном листе). Спасибо за понимание, с уважением, модератор Саглай И.В.