Русские земли и княжества XII – середины XIII вв. Феодальная раздробленность
Лариса Царева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 10510 комментариев: 1
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 10510 комментариев: 1
Краткое описание
обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения материала с использованием современных интерактивных и традиционных технологий по обозначенной теме.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 40»
Русские земли и княжества XII– середины XIIIвв. Феодальная раздробленность
урок
Автор: Царева Лариса Александровна,
учитель истории и краеведения
МБОУ «Гимназия № 40»
Барнаул, 2012г
Пояснительная записка
Автор:Царева Лариса Александровна, учитель истории и краеведения высшей квалификационной категории
Место работы:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 40» г. Барнаула, Алтайского края
Название работы: Русские земли и княжества XII– середины XIIIвв. Феодальная раздробленность
Краткое описание: Повторительно – обобщающий урок по теме «Русские земли и княжества XII– середины XIII вв. Феодальная раздробленность» составлен для 6 класса общеобразовательной школы. Цель урока: сиспользованием современных интерактивных и традиционных технологий обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения материала по обозначенной теме.
Основной метод работы на уроке: беседа с использованием как репродуктивных, так и эвристических вопросов с целью включения в работу учащихся с различным уровнем обученности; интерактивная поддержка урока осуществляется блоком заданий, составленным в программе : SMART Notebook 10
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
— авторский блок интерактивных заданий, составленный в программе : SMART Notebook 10
Методика проведения урока. Конспект
Класс: 6
Базовый учебник:А.А… Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс
Роль и место темы в курсе:Повторительно – обобщающий урок по теме «Феодальная раздробленность Древней Руси»
Список использованного программного обеспечения: SMART Notebook 10
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска SmartBoard, авторская интерактивная разработка урока, настенная карта «Русские княжества в XII — XIIIвв», атласы по истории России, раздаточный материал
Цель урока: С использованием современных интерактивных и традиционных технологий обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения ранее изученного материала, обеспечить усвоение основных задач урока, продолжить формирование ключевых компетентностей.
Задачи урока:
Образовательные:
· Продолжить формирование у учащихся понятий: причины и последствия явлений, экономика, политика
· Выяснить особенности феодальной раздробленности Древнерусского государства в сравнении с европейскими государствами
· Углубить представления учащихся об особенностях различных форм государственного устройства Удельной Руси
· Проследить как в памятниках литературы и зодчества нашли отражение особенности политического развития отдельных земель
· Продолжить работу с датами и персоналиями
· Осуществить письменный контроль по изученной теме
Развивающие:
Основной метод работы на уроке:беседа с использованием репродуктивных и эвристических вопросов и интерактивной поддержкой
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:
1. Коммуникативные компетенции:
— умение работать в коллективе, способность слушать других людей, уважать чужое мнение, вести диалог и дискуссию
2.. Информационные компетенции:
При помощи компьютера и интерактивной доски анализировать, отбирать, организовывать, преобразовывать и закреплять полученную информацию.
3.. Учебно-познавательные компетенции: отыскивать причины явлений,
способность анализировать ситуацию, доказывать свое мнение, используя имеющийся багаж знаний, отстаивать свою точку зрения
4. . Общекультурные компетенции.
самостоятельность мышления, готовность использовать имеющиеся знания и технологии для решения конкретных задач
Продолжительность урока: 40 минут
Прогнозируемый результат:
Повышение интереса к истории своей страны, освоение учащимися научной картины мира, развитие умений и навыков исторического познания, формирование навыков использования современных интерактивных технологий для решения конкретных задач
Ход урока
Слайд 1 (Тема урока: Русские земли и княжества XII– середины XIII вв. Феодальная раздробленность)
Учитель
На прошлых уроках мы познакомились с периодом феодальной раздробленности на Руси.
Сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать наши знания по этому периоду и в заключении урока проведем письменный контрольный тест
1 этап урока. Беседа
Вопросы для беседы:
? Когда на Руси начинается период феодальной раздробленности
? Когда этот процесс становится необратимым?
Назовите причины, по которым Русь в середине XIIв распадается на отдельные княжества.
А) экономические (? Что значит экономические причины?)
Б) политические (? Что значит политические причины?)
Работа с интерактивной доской
Слайд 2 (Причины феодальной раздробленности)
Попытаемся определить, какие из перечисленных нами причин являются экономическими, а какие политическими. (решение задания на доске)
? Распад Руси на отдельные княжества был явлением случайным или закономерным? Докажите свое мнение.
? Какие из известных вам государств Европы пережили подобный процесс?
? Какие из перечисленных причин раздробленности были характерны только для Руси?
Свое мнение аргументируйте.
Работа с настенной картой, атласами, картой в учебнике
На сколько княжеств распалось Древнерусское государство в середине XII в?
Показать на настенной карте и назвать наиболее крупные из них.
? Почему процесс дробления государства продолжился в последующий период?
Какую роль в этом процессе играл порядок престолонаследия на Руси?
Работа с интерактивной доской
Слайд 3 (Назовите варианты государственной власти, сложившиеся к началу XIII в в отдельных политических центрах)
Мы знаем, что в образовавшихся княжествах складываются различные варианты государственного устройства и государственной власти. Наиболее ярко эти формы правления проявились в трех русских княжествах.
Назовите эти формы. В чем особенности каждой из них? (решение задания на доске)
? Почему утрачивает свое значение Киевское княжество?
? Какие особенности правления устанавливаются в Киеве?
Таким образом, киевские князья не смогли сохранить силу своей власти в Киевском княжестве.
? Почему же во Владимиро – Суздальском княжестве власть князей становится очень сильной?
Работа с интерактивной доской (работа с датами)
Слайд 4 (Назовите даты событий)
Вспомним основные события, происходившие во Владимиро – Суздальской земле в период феодальной раздробленности (решение задания на доске)
Работа с интерактивной доской (работа с персоналиями)
Слайд 5 (Заполните таблицу)
Еще в конце XI в Русь Залеская была окраиной Древнерусского государства. Влиятельным княжеством ее сделали княжившие здесь потомки Владимира Мономаха.
Вспомним деятельность этих князей (заполнение таблицы на интерактивной доске)
Работа с интерактивной доской
Слайд 6 (Восстановите схему управления в Древнем Новгороде)
Особая форма правления устанавливается в Древнем Новгороде.
? Как она называется?
? Когда она была установлена?
Восстановим схему управления в Новгороде (решение задания на интерактивной доске)
? В каких еще русских городах была установлена республиканская форма правления?
Назовите последствия феодальной раздробленности на Руси.
? Феодальная раздробленность Древней Руси была явлением отрицательным или положительным? Свое мнение аргументируйте.
Работа с интерактивной доской
Слайд 7 (Заполните таблицу «Последствия феодальной раздробленности»)
(заполнение таблицы на интерактивной доске)
Докажите, что политический распад Руси никогда не был полным.
? Делались ли попытки остановить процесс дробления государства?
? Какие литературные произведения периода феодальной раздробленности повествуют об этом?
В период феодальной раздробленности начинается дальнейший расцвет русской культуры.
? Раскройте, как в памятниках литературы и зодчества нашли отражение особенности политического развития отдельных земель
? Какие традиции культуры киевского периода сохранила и продолжила культура периода Руси Удельной?
Работа с интерактивной доской
Слайд 8 (Назовите памятники культуры)
В этот период на Руси было создано много интересных архитектурных памятников. Вспомним некоторые из них, дошедшие до нашего времени.
? Что вы о них знаете? (решение задания на интерактивной доске)
Работа с интерактивной доской
Слайд 9 (Прочтите берестяную грамоту новгородского мальчика Онфима)
К периоду феодальной раздробленности относятся многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами в Древнем Новгороде. Большинство из них прочитаны. Попробуем и мы прочитать грамоту новгородского мальчика Онфима (решение задания на интерактивной доске)
Т.о. мы сегодня вспомнили, обобщили и систематизировали события периода феодальной раздробленности на Руси и пришли к пониманию закономерности этого процесса на Руси.
Оценки по итогам беседы
Проверим, насколько глубоко вы усвоили материал
2 этап урок. Контрольный тест
Работа с раздаточным материалом
Тест
1. Причины феодальной раздробленности:
А) слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства
Б) самостоятельность русской православной Церкви
В) города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение
Г) возникли новые политические центры
2. Наибольшую опасность для Руси XIIв представляли:
А) половцы и печенеги
Б) феодальные усобицы
В) набеги варягов
Г) крестьянские восстания
3. Выберите факты, подтверждающие, что Новгород – феодальная республика:
А) за вече сохранялась власть
Б) выборы князя
В) деление населения на граждан и не граждан
Г) власть князя передавалась по наследству
4. Период феодальной раздробленности характеризуется:
А) обособлением земель
Б) междоусобными войнами
В) низким уровнем развития ремесла
Г) интенсивным развитием сельского хозяйства
5. Общие черты феодальной раздробленности на Руси и в Западной Европе:
А) господство натурального хозяйства
Б) развитие феодальных отношений
В) междоусобицы
Г) развитие внешней торговли
6. Обособлению отдельных земель от Киева способствовало:
А) развитие ремесла и торговли
Б) увеличение роста городов, которые становятся центрами хозяйственной жизни
В) увеличение феодальных вотчин
Г) увеличение количества зависимых крестьян
7. Имя Юрия Долгорукого связано:
А) с битвой на Невском озере
Б) с отражением нападения кочевников
В) с первым упоминанием о Москве
Г) с принятием христианства на Руси
8. К положительным сторонам обособления русских земель относится:
А) расцвет отдельных центров
Б) рост городов и развитие торговли
В) наличие таможенных границ между русскими землями
Г) отсутствие единой денежной единицы
9. Любечский съезд ставил целью:
А) прекращение княжеских усобиц
Б) создание единой хорошо вооруженной армии
В) объединение обособленных русских земель
Г) укрепление обороноспособности страны
10. Отрицательными сторонами обособления русских земель было:
А) развитие торговли и рост городов
Б) ухудшение обороноспособности страны
В) отсутствие единой системы мер, весов
Г) улучшение состояния хозяйства
Список использованной литературы:
1. Алферова И.В., Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь (XII– XVвв). Пособие для учителя. 6 класс. Дидактические материалы, методические и практические советы – Брянск.: «Курсив», 2003г
2. Гевуркова Е.А., Егорова В.И. Колосков А.Г., Ларина Л.И. История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания) – М: Издательство «Центр гуманитарного образования», 2000г
3. Зверева Л.И. Тесты. История. 5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», «Издательство «Астрель», 2001г
4. Репин А.В. История России. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов: лицей, 2007г
«Гимназия № 40»
Русские земли и княжества XII– середины XIIIвв. Феодальная раздробленность
урок
Автор: Царева Лариса Александровна,
учитель истории и краеведения
МБОУ «Гимназия № 40»
Барнаул, 2012г
Пояснительная записка
Автор:Царева Лариса Александровна, учитель истории и краеведения высшей квалификационной категории
Место работы:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 40» г. Барнаула, Алтайского края
Название работы: Русские земли и княжества XII– середины XIIIвв. Феодальная раздробленность
Краткое описание: Повторительно – обобщающий урок по теме «Русские земли и княжества XII– середины XIII вв. Феодальная раздробленность» составлен для 6 класса общеобразовательной школы. Цель урока: сиспользованием современных интерактивных и традиционных технологий обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения материала по обозначенной теме.
Основной метод работы на уроке: беседа с использованием как репродуктивных, так и эвристических вопросов с целью включения в работу учащихся с различным уровнем обученности; интерактивная поддержка урока осуществляется блоком заданий, составленным в программе : SMART Notebook 10
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
— авторский блок интерактивных заданий, составленный в программе : SMART Notebook 10
Методика проведения урока. Конспект
Класс: 6
Базовый учебник:А.А… Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс
Роль и место темы в курсе:Повторительно – обобщающий урок по теме «Феодальная раздробленность Древней Руси»
Список использованного программного обеспечения: SMART Notebook 10
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска SmartBoard, авторская интерактивная разработка урока, настенная карта «Русские княжества в XII — XIIIвв», атласы по истории России, раздаточный материал
Цель урока: С использованием современных интерактивных и традиционных технологий обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения ранее изученного материала, обеспечить усвоение основных задач урока, продолжить формирование ключевых компетентностей.
Задачи урока:
Образовательные:
· Продолжить формирование у учащихся понятий: причины и последствия явлений, экономика, политика
· Выяснить особенности феодальной раздробленности Древнерусского государства в сравнении с европейскими государствами
· Углубить представления учащихся об особенностях различных форм государственного устройства Удельной Руси
· Проследить как в памятниках литературы и зодчества нашли отражение особенности политического развития отдельных земель
· Продолжить работу с датами и персоналиями
· Осуществить письменный контроль по изученной теме
Развивающие:
- формирование умений анализировать исторические явления и понятия, доказывать свою точку зрения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы
- формирование культуры мышления учащихся
- Воспитание познавательного интереса к истории
- формирование бережного отношения к прошлому своей страны
- воспитание чувства ответственности человека за сои поступки, за судьбу своей страны
- развитие эстетического восприятия мира на примере достижений культуры и искусства периода феодальной раздробленности
Основной метод работы на уроке:беседа с использованием репродуктивных и эвристических вопросов и интерактивной поддержкой
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:
1. Коммуникативные компетенции:
— умение работать в коллективе, способность слушать других людей, уважать чужое мнение, вести диалог и дискуссию
2.. Информационные компетенции:
При помощи компьютера и интерактивной доски анализировать, отбирать, организовывать, преобразовывать и закреплять полученную информацию.
3.. Учебно-познавательные компетенции: отыскивать причины явлений,
способность анализировать ситуацию, доказывать свое мнение, используя имеющийся багаж знаний, отстаивать свою точку зрения
4. . Общекультурные компетенции.
самостоятельность мышления, готовность использовать имеющиеся знания и технологии для решения конкретных задач
Продолжительность урока: 40 минут
Прогнозируемый результат:
Повышение интереса к истории своей страны, освоение учащимися научной картины мира, развитие умений и навыков исторического познания, формирование навыков использования современных интерактивных технологий для решения конкретных задач
Ход урока
Слайд 1 (Тема урока: Русские земли и княжества XII– середины XIII вв. Феодальная раздробленность)
Учитель
На прошлых уроках мы познакомились с периодом феодальной раздробленности на Руси.
Сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать наши знания по этому периоду и в заключении урока проведем письменный контрольный тест
1 этап урока. Беседа
Вопросы для беседы:
? Когда на Руси начинается период феодальной раздробленности
? Когда этот процесс становится необратимым?
Назовите причины, по которым Русь в середине XIIв распадается на отдельные княжества.
А) экономические (? Что значит экономические причины?)
Б) политические (? Что значит политические причины?)
Работа с интерактивной доской
Слайд 2 (Причины феодальной раздробленности)
Попытаемся определить, какие из перечисленных нами причин являются экономическими, а какие политическими. (решение задания на доске)
? Распад Руси на отдельные княжества был явлением случайным или закономерным? Докажите свое мнение.
? Какие из известных вам государств Европы пережили подобный процесс?
? Какие из перечисленных причин раздробленности были характерны только для Руси?
Свое мнение аргументируйте.
Работа с настенной картой, атласами, картой в учебнике
На сколько княжеств распалось Древнерусское государство в середине XII в?
Показать на настенной карте и назвать наиболее крупные из них.
? Почему процесс дробления государства продолжился в последующий период?
Какую роль в этом процессе играл порядок престолонаследия на Руси?
Работа с интерактивной доской
Слайд 3 (Назовите варианты государственной власти, сложившиеся к началу XIII в в отдельных политических центрах)
Мы знаем, что в образовавшихся княжествах складываются различные варианты государственного устройства и государственной власти. Наиболее ярко эти формы правления проявились в трех русских княжествах.
Назовите эти формы. В чем особенности каждой из них? (решение задания на доске)
? Почему утрачивает свое значение Киевское княжество?
? Какие особенности правления устанавливаются в Киеве?
Таким образом, киевские князья не смогли сохранить силу своей власти в Киевском княжестве.
? Почему же во Владимиро – Суздальском княжестве власть князей становится очень сильной?
Работа с интерактивной доской (работа с датами)
Слайд 4 (Назовите даты событий)
Вспомним основные события, происходившие во Владимиро – Суздальской земле в период феодальной раздробленности (решение задания на доске)
Работа с интерактивной доской (работа с персоналиями)
Слайд 5 (Заполните таблицу)
Еще в конце XI в Русь Залеская была окраиной Древнерусского государства. Влиятельным княжеством ее сделали княжившие здесь потомки Владимира Мономаха.
Вспомним деятельность этих князей (заполнение таблицы на интерактивной доске)
Работа с интерактивной доской
Слайд 6 (Восстановите схему управления в Древнем Новгороде)
Особая форма правления устанавливается в Древнем Новгороде.
? Как она называется?
? Когда она была установлена?
Восстановим схему управления в Новгороде (решение задания на интерактивной доске)
? В каких еще русских городах была установлена республиканская форма правления?
Назовите последствия феодальной раздробленности на Руси.
? Феодальная раздробленность Древней Руси была явлением отрицательным или положительным? Свое мнение аргументируйте.
Работа с интерактивной доской
Слайд 7 (Заполните таблицу «Последствия феодальной раздробленности»)
(заполнение таблицы на интерактивной доске)
Докажите, что политический распад Руси никогда не был полным.
? Делались ли попытки остановить процесс дробления государства?
? Какие литературные произведения периода феодальной раздробленности повествуют об этом?
В период феодальной раздробленности начинается дальнейший расцвет русской культуры.
? Раскройте, как в памятниках литературы и зодчества нашли отражение особенности политического развития отдельных земель
? Какие традиции культуры киевского периода сохранила и продолжила культура периода Руси Удельной?
Работа с интерактивной доской
Слайд 8 (Назовите памятники культуры)
В этот период на Руси было создано много интересных архитектурных памятников. Вспомним некоторые из них, дошедшие до нашего времени.
? Что вы о них знаете? (решение задания на интерактивной доске)
Работа с интерактивной доской
Слайд 9 (Прочтите берестяную грамоту новгородского мальчика Онфима)
К периоду феодальной раздробленности относятся многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами в Древнем Новгороде. Большинство из них прочитаны. Попробуем и мы прочитать грамоту новгородского мальчика Онфима (решение задания на интерактивной доске)
Т.о. мы сегодня вспомнили, обобщили и систематизировали события периода феодальной раздробленности на Руси и пришли к пониманию закономерности этого процесса на Руси.
Оценки по итогам беседы
Проверим, насколько глубоко вы усвоили материал
2 этап урок. Контрольный тест
Работа с раздаточным материалом
Тест
1. Причины феодальной раздробленности:
А) слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства
Б) самостоятельность русской православной Церкви
В) города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение
Г) возникли новые политические центры
2. Наибольшую опасность для Руси XIIв представляли:
А) половцы и печенеги
Б) феодальные усобицы
В) набеги варягов
Г) крестьянские восстания
3. Выберите факты, подтверждающие, что Новгород – феодальная республика:
А) за вече сохранялась власть
Б) выборы князя
В) деление населения на граждан и не граждан
Г) власть князя передавалась по наследству
4. Период феодальной раздробленности характеризуется:
А) обособлением земель
Б) междоусобными войнами
В) низким уровнем развития ремесла
Г) интенсивным развитием сельского хозяйства
5. Общие черты феодальной раздробленности на Руси и в Западной Европе:
А) господство натурального хозяйства
Б) развитие феодальных отношений
В) междоусобицы
Г) развитие внешней торговли
6. Обособлению отдельных земель от Киева способствовало:
А) развитие ремесла и торговли
Б) увеличение роста городов, которые становятся центрами хозяйственной жизни
В) увеличение феодальных вотчин
Г) увеличение количества зависимых крестьян
7. Имя Юрия Долгорукого связано:
А) с битвой на Невском озере
Б) с отражением нападения кочевников
В) с первым упоминанием о Москве
Г) с принятием христианства на Руси
8. К положительным сторонам обособления русских земель относится:
А) расцвет отдельных центров
Б) рост городов и развитие торговли
В) наличие таможенных границ между русскими землями
Г) отсутствие единой денежной единицы
9. Любечский съезд ставил целью:
А) прекращение княжеских усобиц
Б) создание единой хорошо вооруженной армии
В) объединение обособленных русских земель
Г) укрепление обороноспособности страны
10. Отрицательными сторонами обособления русских земель было:
А) развитие торговли и рост городов
Б) ухудшение обороноспособности страны
В) отсутствие единой системы мер, весов
Г) улучшение состояния хозяйства
Список использованной литературы:
1. Алферова И.В., Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь (XII– XVвв). Пособие для учителя. 6 класс. Дидактические материалы, методические и практические советы – Брянск.: «Курсив», 2003г
2. Гевуркова Е.А., Егорова В.И. Колосков А.Г., Ларина Л.И. История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания) – М: Издательство «Центр гуманитарного образования», 2000г
3. Зверева Л.И. Тесты. История. 5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», «Издательство «Астрель», 2001г
4. Репин А.В. История России. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов: лицей, 2007г
Размещено в
разделах:
Теги: доу, оу, инструктор физвоспитания, учитель, дидактические материалы, планирование работы, история, 6 класс, средняя группа
01 апреля 2012
Файлы
Задания для урока Феодальная раздробленность.notebook
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре