Советские полководцы. Человек на войне.
Задачи:
1)расширять мировоззрение учащихся:
2) учить работе с историческими документами:
3) Воспитывать чувство ответственности, долга, патриотизма через осознание уникальности каждого человека.
Ход мастерской:
1) Демонстрация презентации «Вов в произведения художников» на музыке Шостаковича «Симфония № 7».
— Вот также неожиданно ворвалась в жизнь советских граждан война. Великая Отечественная война, так ее назовут в последствие, длилась долгие четыре года и стала самой кровопролитной войной в истории человечества.
О, рассвет после ночи бессонной,
И трава в оловянной росе,
И шлагбаум, как нож, занесённый
Над шершавою шеей шоссе!..
Мы шагаем – и головы клоним,
И знобит нас, и тянет ко сну.
В дачном поезде, в мирном вагоне
Лейтенант нас привёз на войну.
Нам исход этой битвы неведом,
Неприятель всё рвётся вперёд.
Мой товарищ не встретит Победу,
Он за Родину завтра умрёт.
… Я старею, живу в настоящем,
Я неспешно к закату иду, –
Так зачем же мне снится всё чаще,
Будто я – в сорок первом году?
Будто снова я молод, как прежде,
И друзья мои ходят в живых,
И ещё не венки, а надежды
Возлагает Отчизна на них...
Здравствуйте! Сегодня заключительный урок, посвященный Великой Отечественной войне. Наша мастерская пройдет по теме «Советские полководцы. Человек на войне».
Для работы нам нужно разделиться на группы. Скажите сколько этапов в войне? Правильно, три. Итак, сейчас Вы образуете группы следующим образом. На столе лежат карточки с названием военных операций. Взяв любую, нужно, как можно скорее, вспомнить и соотнести событие с конкретным этапом войны. Соответственно названию этапа занять место за столом ( на столах стоят карточки «Начальный этап», «Коренной перелом», «Заключительный этап»).
2) Роль советского народа в Великой Отечественной войне неоспорима, это его Победа. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Биографии полководцев, военачальников были яркой строкой вписаны в летопись всех народов мира. Многие командующие фронтами и армиями в годы войны проявили себя талантливыми профессиональными полководцами, которые умели правильно оценивать оперативно-стратегическую обстановку, планировать операции и добиваться успеха в сражениях. Кроме профессиональных военное лихолетье ярко высветило и личностные качества полководцев.
— В течение 1 мин. обсудите в группах, какими, на Ваш взгляд, личностными и профессиональными качествами должен обладать полководец.
Составление кластера «Полководец».
Спасибо за работу. Скажу, что над вопросом о профессиональных и личностных качествах полководца рассуждали многие выдающиеся умы. Посмотрите на следующие цитаты. Как видим, все, бесспорно, отметили необходимость для полководца таких качеств, как ум, талант, волю, умение предвидеть.
История Вов принадлежит к кругу проблем, интерес к которым не ослабевает с течением времени. В последние годы опубликованы многие документы, достоверные сведения нашли отражения в мемуарной литературе, новейших работах отечественных и зарубежных историков. Целью следующего этапа мастерской станет создание на основе документов образа советских полководцев. В виду ограничения во времени, остановимся на трех наиболее ярких личностях: И.В. Сталина, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского. Выбор их неслучаен. Как Вы знаете, Сталин с первых до последних дней войны был главнокомандующим, осуществлял руководство фронтами и был способен оказывать значительное влияние на руководящих политических и военных деятелей союзных стран. Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский — по существу два единственных полководца, которые за время войны, когда они непосредственно командовали войсками, не потерпели ни одной серьезной неудачи и поражения. Не случайно поэтому, что именно они в 1945 г. возглавляли парад победы. Итак, для работы нам надо перегруппироваться. Запомните ваши «родные группы», после окончания работы Вы вернетесь к ним. Четко и быстро, как это принято у военных, рассчитайтесь на «первый, второй, третий». Первые – Ваш стол начальный этап, вторые – коренной перелом, третий – заключительный этап войны.
Группы, внимание! Прошу получить пакет документов! Ваша задача, обратиться к предложенным алгоритмам, самим документам, свидетельствам и воспоминаниям современников, систематизировать их в таблицу. Продумайте, как Вы изложите новый материал своим родным группам с учетом того, что у Вас останутся только ваши записи. На работу отводится 5 минут. (Ребята заполняют таблицу, используя исторические документы. Проверка работы, с ориентацией на слайды).
Вернитесь в Ваши «родные» группы. Обсудите новую информацию, заполните до конца предложенную таблицу. Время работы 3 минут.
Итак, сегодня мы попытались взглянуть на выдающихся советских полководцев, героев Великой Отечественной войны через призму исторических документов. Важными критериями при этом выступали как личностные, человеческие, так и профессиональные качества. Я попрошу командировать одного спикера от группы для начала последнего этапа. Прошу взять карточку с фамилией полководца. Вернитесь в группы. Обсудите в группах, как вы могли бы через приемы символизма передать образ полководца, фамилия которого обозначена в карточке-задании. Используя бумагу и карандаши, воплотите символичный образ на бумаге. Обратите внимание на слайд, где представлены некоторые элементы символики СССР.
Время работы 5 минут. Продумайте варианты защиты вашей работы.
Афиширование работ.
Спасибо за работу.
Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Полководческое искусство советских военачальников, доказавших свое превосходство непосредственно на полях сражений над военным искусством гитлеровских генералов, является важнейшим фактором победы, наравне с героизмом и самоотверженностью народа.
Военные операции
Сталинградская битва
Курская битва
Прорыв блокады Ленинграда
Битва за Днепр
Курская оборонительная операция
Белгородско-Харьковская
операция
Сражение на Мамаевом кургане
Битва за Сталинград
Висло-Одерская операция
Венская наступательная операция
Кенигсбергская операция
Белорусская операция
Битва за Берлин
Прибалтийская операция
Крымская наступательная операция
Снятие блокады Ленинграда
Снятие блокады Ленинграда
Смоленское сражение
Сражение за Киев
Начало блокады Ленинграда
Оборона Одессы
Оборонительный период битвы за Москву
Контрнаступление под Москвой
Оборона Севастополя
Керченско-Феодосийская десантная операция
ЖУКОВ-ПОЛКОВОДЕЦ
В аттестации Жукова за <metricconverter productid=«1930 г» w:st=«on»>1930 г. командир дивизии К.К. Рокоссовский отмечает: «Командир сильной воли и решительности. Обладает богатой инициативой и умело применяет ее на деле. Дисциплинирован. Требователен и в своих требованиях настойчив… Военное дело любит и постоянно совершенствуется».
«Меня, — вспоминал Г.К. Жуков в последующем, — чаще всего упрекали в жесткой требовательности, которую я считал непременным качеством командира-большевика. Оглядываясь назад, думаю, что иногда я действительно был излишне требователен и не всегда сдержан и терпим к поступкам своих подчиненных”. (Жуков Г.К.Воспоминания и размышления. М., 1971).
******************************************************************
К. Рокоссовский, прибывший 10 октября в распоряжение Жукова в качествекомандарма, вспоминая эти дни, пишет: „Он был спокоен и суров. Под этимугадывалась работа сильной воли. Он принял на себя бремя огромнойответственности. Ведь к тому времени, когда мы вышли под Можайск, в руках командующего Западным фронтом почти не оставалось войск. Во всяком случае их было недостаточно даже для того, чтобы задержать наступление противника на Москву“. (Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984).******************************************************************Из воспоминаний майора Н.Х. Белова — начальника личной охраны маршала Жукова. „В боях на Курской дуге прежде, чем отдать приказ Ставки о наступлении Брянскому фронту, Г.К. Жуков приехал к месту намеченного удара. Было это 11 июля 1943года. Машину оставили в леске, примерно в километре от передовой. Далее он пошел пешком с командующим фронтом М.М.Поповым. Уже у самой передовой он сказал: “Теперь вы останьтесь, а я один...». Надо было убедиться, что местность для рывка танков была выбрана без ошибки. Полз я за ним. У нейтральной полосы Жуков внимательно осмотрел лощины и взгорки. А когда возвращались….Мины!Одна — впереди, другая — сзади. Третья будет наша, прижимайся к земле! Приэтих словах я рванулся и накрыл, как мне предписано было службой, маршала своим телом. Мина разорвалась в четырех метрах — осколки прошли верхом. Но взрывом нас здорово тряхнуло. Георгий Константинович потерял слух". (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998)******************************************************************«В 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, — писал генерал А. Белобородов, -которой я командовал, неожиданно прибыли Жуков и Рокоссовский… оказывается, прежде чем ехать к нам в штаб дивизии, он побывал на самых передовых участках. А когда мы разговорились, меня прежде всего поразило глубокое знание Георгием Константиновичем обстановки на участках дивизии».(Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998) К.К. РОКОССОВСКИЙ- ПОЛКОВОДЕЦ
»Рокоссовский был очень хорошим начальником… Я уже не говорю о его редких душевных качествах — они известны всем, кто хоть немного служил под его командованием… Более обстоятельного, работоспособного, трудолюбивого и по большому счету одаренного человека мне трудно припомнить. Константин Константинович любил жизнь, любил людей". (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971).
*************************************************************
Полководческое дарование Рокоссовского было поистине уникальным, и оно ожидает еще своего исследователя. Редкие качества характера К. К. Рокоссовского настолько запоминались каждому, кто хоть раз видел его или говорил с ним, что нередко занимают в воспоминаниях современников больше места, чем анализ полководческого искусства Константина Константиновича. Да и сам Рокоссовский не любил, когда говорили или писали о его полководческом таланте. Он предпочитал, чтобы писали не о нем, а о его соратниках. Этим, очевидно, можно объяснить, скажем, то, что танковое сражение возле Прохоровки современному читателю известно больше, чем тот факт, что решающий вклад в дело разгрома немцев на Курской дуге внес К. К. Рокоссовский» (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.).
************************************************************* «Обладая даром предвидения, он почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника, упреждал их и, как правило, выходил победителем. Сейчас еще не изучены и не подняты все материалы по Великой Отечественной войне, но можно сказать с уверенностью, что, когда это произойдет, К. К. Рокоссовский, бесспорно, будет во главе наших советских полководцев». (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.)
************************************************************«Рокоссовский был полководцем, к которому с большим уважением, с большой теплотой относился И. В. Сталин. Он по-мужски, то есть ничем не проявляя это на людях, любил его за светлый ум, широту мышления, культуру, скромность и, наконец, за его мужество, личную храбрость, решительность и в то же самое время за его отношение к людям, своим подчиненным. Единственный, кого Сталин после Шапошникова стал называть по имени-отчеству, был у Верховного на особом счету». (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.)
СТАЛИН -ПОЛКОВОДЕЦ
«Зная огромные полномочия и поистине железную властность Сталина, я был изумлён его манерой руководить. Он мог кратко скомандовать: «Отдать корпус! — и точка». Но Сталин с большим тактом и терпением добивался, чтобы исполнитель сам пришел к выводу о необходимости этого шага.
Мне впоследствии частенько самому приходилось уже в роли командующего фронтом разговаривать с Верховным Главнокомандующим, и я убедился, что он умел прислушиваться к мнению подчиненных. Если исполнитель твёрдо стоял на своём и выдвигал для обоснования своей позиции веские аргументы, Сталин почти всегда уступал» (Баграмян. И.Х. Так начиналась война / И.Х.Баграмян.- М.: Воениздат, 1977).
******************************************************************
«Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар с плацдарма на Днепре, находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать свое решение. Убедившись, что я твёрдо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили. «Настойчивость командующего фронтом, — сказал он, — доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надёжная гарантия успеха» (Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984)
******************************************************************
… В разгар войны, чувствуя свою слабость в организации операций, а также под влиянием крупных неудач на юге страны, в <metricconverter productid=«1942 г» w:st=«on»>1942 г. Сталин предложил мне пост заместителя Верховного Главнокомандующего.
Вначале я было отказался от этого назначения, ссылаясь на свой характер, ссылаясь на то, что нам трудно будет работать вместе, но Сталин сказал: «Обстановка угрожает гибелью страны, надо спасать Родину от врага любыми средствами, любыми жертвами. А что касается наших характеров — давайте подчиним их интересам Родины». Я сказал, что я всегда готов служить Родине.
И, надо отметить, что с этого момента Сталин почти не принимал решений по вопросам организации операций, не посоветовавшись со мной.
Почти всю войну я пользовался его расположением и доверием, и это помогало мне успешно осуществлять мероприятия по организации и проведению операций.
Под конец войны и даже после битвы на Курской дуге Сталин неплохо разбирался в военных вопросах. Однако здесь я должен подчеркнуть то, что Сталин при проведении крупнейших операций, когда они нам удавались, как-то старался отвести в тень организаторов, лично же себя выставить на первое место…» (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971)
К.К. РОКОССОВСКИЙ- ПОЛКОВОДЕЦ
"Рокоссовский был очень хорошим начальником... Я уже не говорю о его редких душевных качествах - они известны всем, кто хоть немного служил под его командованием... Более обстоятельного, работоспособного, трудолюбивого и по большому счету одаренного человека мне трудно припомнить. Константин Константинович любил жизнь, любил людей". (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971).
*************************************************************
Полководческое дарование Рокоссовского было поистине уникальным, и оно ожидает еще своего исследователя. Редкие качества характера К. К. Рокоссовского настолько запоминались каждому, кто хоть раз видел его или говорил с ним, что нередко занимают в воспоминаниях современников больше места, чем анализ полководческого искусства Константина Константиновича. Да и сам Рокоссовский не любил, когда говорили или писали о его полководческом таланте. Он предпочитал, чтобы писали не о нем, а о его соратниках. Этим, очевидно, можно объяснить, скажем, то, что танковое сражение возле Прохоровки современному читателю известно больше, чем тот факт, что решающий вклад в дело разгрома немцев на Курской дуге внес К. К. Рокоссовский» (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.).
************************************************************* «Обладая даром предвидения, он почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника, упреждал их и, как правило, выходил победителем. Сейчас еще не изучены и не подняты все материалы по Великой Отечественной войне, но можно сказать с уверенностью, что, когда это произойдет, К. К. Рокоссовский, бесспорно, будет во главе наших советских полководцев». (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.)
************************************************************«Рокоссовский был полководцем, к которому с большим уважением, с большой теплотой относился И. В. Сталин. Он по-мужски, то есть ничем не проявляя это на людях, любил его за светлый ум, широту мышления, культуру, скромность и, наконец, за его мужество, личную храбрость, решительность и в то же самое время за его отношение к людям, своим подчиненным. Единственный, кого Сталин после Шапошникова стал называть по имени-отчеству, был у Верховного на особом счету». (Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.)
СТАЛИН -ПОЛКОВОДЕЦ
«Зная огромные полномочия и поистине железную властность Сталина, я был изумлён его манерой руководить. Он мог кратко скомандовать: «Отдать корпус! - и точка». Но Сталин с большим тактом и терпением добивался, чтобы исполнитель сам пришел к выводу о необходимости этого шага.
Мне впоследствии частенько самому приходилось уже в роли командующего фронтом разговаривать с Верховным Главнокомандующим, и я убедился, что он умел прислушиваться к мнению подчиненных. Если исполнитель твёрдо стоял на своём и выдвигал для обоснования своей позиции веские аргументы, Сталин почти всегда уступал» (Баграмян. И.Х. Так начиналась война / И.Х.Баграмян.- М.: Воениздат, 1977).
******************************************************************
«Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар с плацдарма на Днепре, находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать свое решение. Убедившись, что я твёрдо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили. «Настойчивость командующего фронтом, - сказал он, - доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надёжная гарантия успеха» (Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984)
******************************************************************
... В разгар войны, чувствуя свою слабость в организации операций, а также под влиянием крупных неудач на юге страны, в 1942 г. Сталин предложил мне пост заместителя Верховного Главнокомандующего.
Вначале я было отказался от этого назначения, ссылаясь на свой характер, ссылаясь на то, что нам трудно будет работать вместе, но Сталин сказал: «Обстановка угрожает гибелью страны, надо спасать Родину от врага любыми средствами, любыми жертвами. А что касается наших характеров — давайте подчиним их интересам Родины». Я сказал, что я всегда готов служить Родине.
И, надо отметить, что с этого момента Сталин почти не принимал решений по вопросам организации операций, не посоветовавшись со мной.
Почти всю войну я пользовался его расположением и доверием, и это помогало мне успешно осуществлять мероприятия по организации и проведению операций.
Под конец войны и даже после битвы на Курской дуге Сталин неплохо разбирался в военных вопросах. Однако здесь я должен подчеркнуть то, что Сталин при проведении крупнейших операций, когда они нам удавались, как-то старался отвести в тень организаторов, лично же себя выставить на первое место…» (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971)
Алгоритм работы с историческими документами.
-
Внимательно прочтите текст.
-
Ознакомьтесь с предложенной Вам систематизацией, просмотрев критерии таблицы.
-
Заполните три строки таблицы одного столбца, по возможности используя существительные из текста, характеризующие полководца.
-
Попробуйте устно сформировать образ полководца, обобщив новые сведения из документов.
-
Продумайте, как вы сможете устно изложить полученную информацию с учетом того, что у Вас останутся только записи.
Сталинградская битва
Курская битва
Прорыв блокады Ленинграда
Битва за Днепр
Курская оборонительная операция
Белгородско-Харьковская
операция
Сражение на Мамаевом кургане
Битва за Сталинград
Висло-Одерская операция
Венская наступательная операция
Кенигсбергская операция
Белорусская операция
Битва за Берлин
Прибалтийская операция
Крымская наступательная операция
Снятие блокады Ленинграда
Снятие блокады Ленинграда
Смоленское сражение
Сражение за Киев
Начало блокады Ленинграда
Оборона Одессы
Оборонительный период битвы за Москву
Контрнаступление под Москвой
Оборона Севастополя
Керченско-Феодосийская десантная операция
ЖУКОВ-ПОЛКОВОДЕЦ
В аттестации Жукова за 1930 г. командир дивизии К.К. Рокоссовский отмечает: "Командир сильной воли и решительности. Обладает богатой инициативой и умело применяет ее на деле. Дисциплинирован. Требователен и в своих требованиях настойчив... Военное дело любит и постоянно совершенствуется".
"Меня, - вспоминал Г.К. Жуков в последующем, - чаще всего упрекали в жесткой требовательности, которую я считал непременным качеством командира-большевика. Оглядываясь назад, думаю, что иногда я действительно был излишне требователен и не всегда сдержан и терпим к поступкам своих подчиненных”. (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971 ).
******************************************************************
К. Рокоссовский, прибывший 10 октября в распоряжение Жукова в качестве
командарма, вспоминая эти дни, пишет: "Он был спокоен и суров. Под этим
угадывалась работа сильной воли. Он принял на себя бремя огромной
ответственности. Ведь к тому времени, когда мы вышли под Можайск, в руках командующего Западным фронтом почти не оставалось войск. Во всяком случае их было недостаточно даже для того, чтобы задержать наступление противника на Москву". (Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984).
******************************************************************
Из воспоминаний майора Н.Х. Белова - начальника личной охраны маршала Жукова. "В боях на Курской дуге прежде, чем отдать приказ Ставки о наступлении Брянскому фронту, Г.К. Жуков приехал к месту намеченного удара. Было это 11 июля 1943года. Машину оставили в леске, примерно в километре от передовой. Далее он пошел пешком с командующим фронтом М.М.Поповым. Уже у самой передовой он сказал: "Теперь вы останьтесь, а я один...". Надо было убедиться, что местность для рывка танков была выбрана без ошибки. Полз я за ним. У нейтральной полосы Жуков внимательно осмотрел лощины и взгорки. А когда возвращались….Мины!
Одна - впереди, другая - сзади. Третья будет наша, прижимайся к земле! При
этих словах я рванулся и накрыл, как мне предписано было службой, маршала своим телом. Мина разорвалась в четырех метрах - осколки прошли верхом. Но взрывом нас здорово тряхнуло. Георгий Константинович потерял слух". ( Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998)
******************************************************************
"В 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, - писал генерал А. Белобородов, -
которой я командовал, неожиданно прибыли Жуков и Рокоссовский... оказывается, прежде чем ехать к нам в штаб дивизии, он побывал на самых передовых участках. А когда мы разговорились, меня прежде всего поразило глубокое знание Георгием Константиновичем обстановки на участках дивизии».(Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998)
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Вольска Саратовской области»
Советские полководцы. Человек на войне.
Урок по истории (11 класс)
Шилина Татьяна Александровна,
МОУ «СОШ № 17 г. Вольска Саратовской области»
Учитель истории и обществознания
Вольск
2012
Пояснительная записка:
Шилина Татьяна Александровна, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Вольска Саратовской области».
Учитель истории и обществознания.
Урок по истории в 11 классе «Советские полководцы. Человек на войне».
Методическая разработка была создана с целью освоения новой для меня технологии «Французская мастерская», разработана и использована в ходе проведения муниципального конкурса «Учитель года-2012».
Перечень дополнительного материала:
1) Презентация
2) Музыка: Шостакович «Симфония № 7», Бах «Классическая музыка»
3) Исторические документы, посвященные полководческому таланту
И.В. Сталина, Г.К Жукова, К.К. Рокоссовского.
4) Сводная таблица
5) Названия военных операций
6) Алгоритм работы с историческими документами.
Аннотация работы: заключительный урок по теме «Великая Отечественная война» разработан и проведен в технологии «французская мастерская», которая предполагает глубокую психологическую проработку материала. Работа с историческими документами служит неотъемлемой частью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. В конце урока у учащихся должен сформироваться образ одного из трех полководцев. Используя приемы символизма, ребята запечатлевают его на бумаге.
Конспект мероприятия
Советские полководцы. Человек на войне.
Цель: систематизировать знания учащихся о ВОВ через создание символического образа полководца.
Задачи:
1)расширять мировоззрение учащихся:
2) учить работе с историческими документами:
3) Воспитывать чувство ответственности, долга, патриотизма через осознание уникальности каждого человека.
Ход мастерской:
-
Демонстрация презентации «Вов в произведения художников» на музыке Шостаковича «Симфония № 7».
- Вот также неожиданно ворвалась в жизнь советских граждан война. Великая Отечественная война, так ее назовут в последствие, длилась долгие четыре года и стала самой кровопролитной войной в истории человечества.
О, рассвет после ночи бессонной,
И трава в оловянной росе,
И шлагбаум, как нож, занесённый
Над шершавою шеей шоссе!..
Мы шагаем – и головы клоним,
И знобит нас, и тянет ко сну.
В дачном поезде, в мирном вагоне
Лейтенант нас привёз на войну.
Нам исход этой битвы неведом,
Неприятель всё рвётся вперёд.
Мой товарищ не встретит Победу,
Он за Родину завтра умрёт.
...Я старею, живу в настоящем,
Я неспешно к закату иду, –
Так зачем же мне снится всё чаще,
Будто я – в сорок первом году?
Будто снова я молод, как прежде,
И друзья мои ходят в живых,
И ещё не венки, а надежды
Возлагает Отчизна на них...
Здравствуйте! Сегодня заключительный урок, посвященный Великой Отечественной войне. Наша мастерская пройдет по теме «Советские полководцы. Человек на войне».
Для работы нам нужно разделиться на группы. Скажите сколько этапов в войне? Правильно, три. Итак, сейчас Вы образуете группы следующим образом. На столе лежат карточки с названием военных операций. Взяв любую, нужно, как можно скорее, вспомнить и соотнести событие с конкретным этапом войны. Соответственно названию этапа занять место за столом ( на столах стоят карточки «Начальный этап», «Коренной перелом», «Заключительный этап»).
-
Роль советского народа в Великой Отечественной войне неоспорима, это его Победа. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Биографии полководцев, военачальников были яркой строкой вписаны в летопись всех народов мира. Многие командующие фронтами и армиями в годы войны проявили себя талантливыми профессиональными полководцами, которые умели правильно оценивать оперативно-стратегическую обстановку, планировать операции и добиваться успеха в сражениях. Кроме профессиональных военное лихолетье ярко высветило и личностные качества полководцев.
- В течение 1 мин. обсудите в группах, какими, на Ваш взгляд, личностными и профессиональными качествами должен обладать полководец.
Составление кластера «Полководец».
Спасибо за работу. Скажу, что над вопросом о профессиональных и личностных качествах полководца рассуждали многие выдающиеся умы. Посмотрите на следующие цитаты. Как видим, все, бесспорно, отметили необходимость для полководца таких качеств, как ум, талант, волю, умение предвидеть.
История Вов принадлежит к кругу проблем, интерес к которым не ослабевает с течением времени. В последние годы опубликованы многие документы, достоверные сведения нашли отражения в мемуарной литературе, новейших работах отечественных и зарубежных историков. Целью следующего этапа мастерской станет создание на основе документов образа советских полководцев. В виду ограничения во времени, остановимся на трех наиболее ярких личностях: И.В. Сталина, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского. Выбор их неслучаен. Как Вы знаете, Сталин с первых до последних дней войны был главнокомандующим, осуществлял руководство фронтами и был способен оказывать значительное влияние на руководящих политических и военных деятелей союзных стран. Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский - по существу два единственных полководца, которые за время войны, когда они непосредственно командовали войсками, не потерпели ни одной серьезной неудачи и поражения. Не случайно поэтому, что именно они в 1945 г. возглавляли парад победы.
Итак, для работы нам надо перегруппироваться. Запомните ваши «родные группы», после окончания работы Вы вернетесь к ним. Четко и быстро, как это принято у военных, рассчитайтесь на «первый, второй, третий». Первые – Ваш стол начальный этап, вторые – коренной перелом, третий – заключительный этап войны.
Группы, внимание! Прошу получить пакет документов! Ваша задача, обратиться к предложенным алгоритмам, самим документам, свидетельствам и воспоминаниям современников, систематизировать их в таблицу. Продумайте, как Вы изложите новый материал своим родным группам с учетом того, что у Вас останутся только ваши записи. На работу отводится 5 минут. (Ребята заполняют таблицу, используя исторические документы. Проверка работы, с ориентацией на слайды).
Вернитесь в Ваши «родные» группы. Обсудите новую информацию, заполните до конца предложенную таблицу. Время работы 3 минут.
Итак, сегодня мы попытались взглянуть на выдающихся советских полководцев, героев Великой Отечественной войны через призму исторических документов. Важными критериями при этом выступали как личностные, человеческие, так и профессиональные качества. Я попрошу командировать одного спикера от группы для начала последнего этапа. Прошу взять карточку с фамилией полководца. Вернитесь в группы. Обсудите в группах, как вы могли бы через приемы символизма передать образ полководца, фамилия которого обозначена в карточке-задании. Используя бумагу и карандаши, воплотите символичный образ на бумаге. Обратите внимание на слайд, где представлены некоторые элементы символики СССР.
Время работы 5 минут. Продумайте варианты защиты вашей работы.
Афиширование работ (3 мин). ВЫСТАВИТЬ ЧАСЫ.
Спасибо за работу.
Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Полководческое искусство советских военачальников, доказавших свое превосходство непосредственно на полях сражений над военным искусством гитлеровских генералов, является важнейшим фактором победы, наравне с героизмом и самоотверженностью народа.
Список использованной литературы:
-
Стихотворение Шешнера В.С. // http://literature.do.am/publ/9-1-0-136
-
Д. Шостакович «Симфония № 7»http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/360-shostakovich-7-sabinina.html
-
Бах. Классическая музыка // http://arosh.at.ua/dir/klassicheskaja_muzyka/bakh/52
-
Картинки для презентации взяты с различных ресурсов Яндекс, Google.
-
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971.
-
Чуев Ф. И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы.- М.: Ковчег, 1998.
-
Баграмян. И.Х. Так начиналась война / И.Х.Баграмян.- М.: Воениздат, 1977.
-
Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
И.В. Сталин |
Г.К. Жуков |
К.К. Рокоссовский |
Профессиональные качества полководца |
|
|
|
Личностные качества |
|
|
|
Отношение к (с) подчиненным (и) |
|
|
|
На основе документов обобщающий образ полководца |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
И.В. Сталин |
Г.К. Жуков |
К.К. Рокоссовский |
Профессиональные качества полководца |
|
|
|
Личностные качества |
|
|
|
Отношение к (с) подчиненным (и) |
|
|
|
На основе документов обобщающий образ полководца |
|
|
|
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»