Внеклассное мероприятие "Зачем ты, война, наше детство украла"
Разработка и презентации к внеклассному мероприятию, в ходе которого ребята узнают о жизни детей в военные годы (лдети-партизаны, дети кв концлагерях, дети за работой в поле и на заводе). Используется краеведческий материал и элементы исследования.
Задачи проекта:
— развивать навыка взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- создать условия для максимальной самореализации каждого обучающегося, повышение их самооценки;
- активизировать наблюдательность и навыки самостоятельной работы ребят по сбору нужной информации;
- получить навыки исследовательской работы;
- выработать умение воплощать в жизнь задуманную идею;
- собрать информацию о детях героях Великой Отечественной войны;
- развивать речь, обогащать словарь, расширять кругозор.
В ходе реализации проекта обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу, изучают библиографический материал о подвигах детей войны по различным источникам. они составляют мини небольшие рассказы о детях-героях, готовят презентации, подбирают интересные литературные поэтические тексты, находят музыкальные заставки. сообща составляют сценарий.
Кульминация проекта — участие ребят в литературно-музыкальной композиции дл я обучающихся 1-5 классов «Зачем ты, война, наше детство украла?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №266
Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области Российской Федерации»
«Зачем ты, война, наше детство украла?»
(литературно-музыкальная композиция)
Ратникова Ольга Валентиновна
учитель информатики МБОУ СОШ №266
Шайхутдинова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №266
Снежногорск
Конспект мероприятия
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: литература и информатика и ИКТ
Тема: литературно-музыкальная композиция«Зачем ты, война, наше детство украла?
Продолжительность: 2 урок по 45 минут
Класс: 4-А
Технологии:
— личностно-ориентированного обучения;
-информационные (компьютерные).
Методпроектной деятельности.
Формыработы ИКТ на уроке:
· проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя учащихся);
· выступление ученика по определенной теме собственной презентацией;
· подготовка к выступлению, поиск информации, работа над текстом (подготовительный этап).
Аннотация: литературно-музыкальная композиция, на которую были приглашены
Представленный урок является заключительным в изучении раздела, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войны по литературе (уроки НРК) и обобщающим по изучению темы «Создание мультимедийной интерактивной презентации» по информатике и ИКТ;
Основной целью урока является формирование у школьников высокого патриотического сознания, воспитания чувства гордости за свою Родину и народ, уважение и признательность к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта. На урок были приглашены ветераны тыла Ветлугаева М. С. и Завгороднева Е.В, а также учащиеся 1-5 классов; учителя нашего города.
Были использованы словесные, наглядные методы обучения, метод проектной деятельности.
Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Литературно- музыкальная композиция
«Зачем ты, война, наше детство украла?»
Цели:
-обучаюшие
1. Развитие информационно-поисковых умений;
2. Повышение компьютерной грамотности посредством создания мультимедийных интерактивных презентаций.
3. Расширение знания учащихся о героическом прошлом защитников Родины через изучение литературных произведений
-развивающие
1. Развитие познавательного интереса к знаниям о жизни детей во время Великой Отечественной войны;
2. Развитие креативности, актерского мастерства.
-воспитательные
1. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, ее историческому наследию.
Использованная литература:
1. Присягаем победой: Стихи о Великой Отечественной войне. /Сост.: А.М.Абрамов, В.М.Акоткин. – 3-е изд.-М.: Дет.лит., 1986. – 144 стр.
2. «Идет война народная…» Стихи о Великой Отечественной войне/ Предисл., сост. И справки об авторах Н.Г. Горбачёва. – М.: Дет. Лит., 2001.-329 с.
3. Питерский. Л. Сын полка. // Журнал «Родина». — №2.-1995.- с.62-68.
4. Герои в красных галстуках. – Воронеж. 1974.
Оборудование:
I. Интерактивная мультемедийная презентация;
II. Аудиозаписи:
a) «Священная война» ( Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева Кумача)
b) «День Победы» ( Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)
c) «Женька» (Муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина)
III. Выставка литературы, посвященная теме урока.
ХОД МЕРОПРИЯТИТЯ:
(На фоне презентации «Зачем ты, война, наше детство украла?» идет выступление учителя и обучающихся)
Учитель: 9 мая 2010 года исполнится 65 лет со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. Во всех городах прогремят салюты побед. Путь к ней был труден и долг. В каждой семье есть родственники, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистского нашествия. Одни сражались в боях, другие помогали в тылу. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.
Ученик 1(Осетрова Лиза):
Прозрачны дали и ветра спокойны,
От ржавых мин очистилась земля,
Но отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.
Л. Татьяничева.
Учитель: От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили, — <metricconverter productid=«1000 км» w:st=«on»>1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, — <metricconverter productid=«1600 км» w:st=«on»>1600 км. Итого, <metricconverter productid=«2600 км» w:st=«on»>2600 км, это, если считать по прямой. Так мало, правда? <metricconverter productid=«2600 км» w:st=«on»>2600 км – это, если поездом, то менее 4 суток, самолётом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!
4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. 27 миллионов погибших, из них около13 миллионов детей.
Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 43 года. А это значит, что за 1418 дней каждую минуту погибало 13 человек.
Ученик 2 (Мельников Максим):
Сначала ровно 1000 дней,
Потом ещё 400 дней,
А потом ещё 18 дней,
( так подсчитано)
Шла война
Невозможно было привыкнуть к ней
Невозможно было думать о ней.
Благославляла,
Крестила,
Казнила
И миловала она.
Р. Рождественский.
Учитель: Война и дети, что может быть страшнее? Ведь дети рождаются для того, чтобы жить, а не умирать. Война эту жизнь отнимает.
Представьте себе лето, июнь, воскресенье …
· (Звучит аудиозапись «Моторы самолетов»)
Ученик 3 (Налепин Максим):
Была короткой ночь в июне,
И самый длинный был тот день,
Когда под утро мир подлунный
Накрыла вражеская тень.
И горстка воинов сражалась
У пограничной высоты
А на фашистских самолётах
Чернели мрачные кресты.
Пришли тогда мы из запаса,
Не опалённые войной
Мальчишки из десятых классов,
Мы стали силою стальной.
Ю. Песоцкий.
· Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. Затем звучит аудиозапись песни «Священная война» Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева — Кумача)
Учитель: В годы войны все силы были направлены на то, чтобы отстоять свою Родину: люди бились на фронтах, сражались в партизанских отрядах. Как бы не было тяжело детям, они всеми силами старались помочь взрослым.
Ученик 4(Коновалова Даша):
Отца забрали на войну.
…Мальчишка – шпингалет,
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так, значит мать,
Я в доме голова?
Ты начинай бельё стирать,
А я колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть,
Продай слона.
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама, не горюй!
Не брошу я тебя!»
А. Брагин
Звучит фрагмент песни «Ленинградские мальчишки»
Учитель: Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Мальчишки и девчонки собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за раненными, выступали с концертами в госпиталях, шефствовали над семьями погибших воинов. Не жалея сил днём и ночью работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу.
· Слово предоставляется ветеранам
(Выступление ветеранов, обучающиеся дарят цветы и подарки.)
Ученик 5(Кожевникова Марина):
Зачем ты, война у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по 14 лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию – банку варенья-
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот за заводом, над лесом, в лесу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем–то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце и детство,
И синее небо, и запах простого цветка.
В. Радкевич.
Учитель: У пионера Пети Серёгина из Вологодской области брат ушёл на фронт. Четырнадцатилетний пионер решил заменить брата, который ещё до войны научил его управлять комбайном. При норме <metricconverter productid=«180 гектаров» w:st=«on»>180 гектаров Петя Серёгин убирал <metricconverter productid=«420 гектаров» w:st=«on»>420 гектаров.
В те дни мальчишки и девчонки рано повзрослели: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Многие дети вместе со взрослыми ушли в партизанские отряды. Таким был и Коля Леонтьев. Когда фашисты ворвались в город Лугу Ленинградской области, он вместе с братом он ушёл в партизаны. Фашистам удалось схватить мальчика. На допросе над ним издевались, его пытали его. Но ни одного слова о партизанском отряде фашисты не услышали от мальчика. Стойкость юного пионера взбесила гитлеровцев, и они убили героя.
Ученик 6 (Алимов Дамир):
Сгорел дотла родимый дом.
В лесах с отрядом брат.
-Живи, сказал, — а мы придём,
Мы всё вернём назад.
В свинцовых пальцах палача
Безжалостны ножи.
Его терзают и кричат:
-Где старший брат? Скажи!
Молчать нет сил. Но говорить
Нельзя… И что сказать?
И гнев бессмертный озарил
Мальчишечьи глаза.
Да, я скажу, где старший брат.
Он тут, и там, и здесь.
Везде, где вас врагов громят,
Мой старший брат везде.
Да у него огромный рост,
Рука его сильна.
Он достает рукой до звёзд
И до морского дна.
Он водит в небе самолёт,
На крыльях – по звезде,
Из корабельных пушек бьёт
И вражий танк гранатой рвёт…
Мой брат везде, везде.
Его глаза горят во мгле
Всевидящим огнём.
Когда идёт он по земле,
земля дрожит кругом.
Мой старший брат меня любил,
Он всё возьмёт назад….-
И штык фашист в него вонзил
И умер младший брат.
И старший брат о том узнал.
О горе, тишина!
Прощай, щеглёнок,- он сказал,
Ты постоял за нас!
Но стисни зубы, брат Андрей,
Молчи, как он молчал.
И вражьей крови не жалей,
Огня и стали не жалей, -
Отмщенье палачам!
За брата младшего в упор
Рази врага сейчас,
За младших братьев и сестёр,
Не выдававших нас.
О. Берггольц «Баллада о младшем брате»
· Презентация обучающегося «Леня Голиков».
Учитель: Таким героем – партизаном был и Леня Голиков.
Ученик 7(Волков Лева):
Он всматривался, твёрдо зная
в лицо мишень свою: ZZ
Где же машина та штабная, что
мчится всем наперерез, -
С гудком певучим, с полным
баком, франтиха фронта «Мерседес»?
Она прошла крутым виражем,
Кренясь и шинами визжа, -
Машина та, с начальством
Вражьим, опухшим, словно с кутежа.
И мальчик подбежал и сходу
Гранату в стёкла им швырнул.
И вырвавшийся на свободу
Бензин из бака полыхнул.
Два офицера с генералом,
Краса полка, штурмовики,
Шарахнулись в квадрате алом,
Разорванные на куски
А где же мальчик в серой кепке?
Его приметы: смуглый, крепкий.
Не знает кто-нибудь из вас,
Погиб ли он, где он сейчас?
Пятнадцать лет ему иль десять,
Иль может меньше десяти?
Его фашистам не повесить,
Не опознать и не найти.
То к партизанам он пристанет,
То ночью рельсы развинтив, с пургой в два голоса затянет
Её пронзительный мотив.
(П. Антокольский. Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным.)
Учитель: В партизанских отрядах можно было встретить и девочек. Они работали медсестрами, занимались хозяйством, были связными, ходили в разведку.
· Звучит песня в исполнении обучающихся «Женька» (Музыка Е. Жарковского, слова К. Ваншенкина.)
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько – 2 р.
Девчонка по имени Женька.
Мальчишечье имя носила.
Высокие травы косила – 2 р.
Была в ней весёлая сила
Завыли стальные бураны.
Тень крыльев легла на поляны- 2р.
И Женька ушла в партизаны.
В секрете была и в засаде,
Её уважали в отряде.- 2р.
Хотели представить к награде.
…Висит фотография в школе-
В улыбки ни грусти, ни боли.- 2р.
Шестнадцать ей было, не боле
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько – 2 р.
Девчонка по имени Женька
Учитель: Да, дети здорово помогали в тылу, но почти каждый мальчишка в то тяжёлое время стремился попасть на фронт. Их было тысячи. Голодные и замёрзшие они появлялись среди солдат. Их кормили и отправляли назад домой. Однако через некоторое время мальчишки снова возвращались. Этим ребятам порой просто некуда было идти. Война отняла у них дом и родных. Мальчишки быстро повзрослели. Дети быстро становились отличными стрелками, связными, смело ходили в разведку. Они проявляли смекалку, изумительную хитрость и часто оказывались в самом пекле боя. Этих героев очень боялись даже фашисты. Из приказа полковника немецкой армии, 1942 год «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров.»
Вспомним этих героев…
· Просмотр презентаций обучающихся и их выступления о детях – героях.
- «Леня Голиков» (Пикалова Марина)
- «Зина Портнова» (Михедько Лиля)
- «Валя Котик» (Усович Артем)
- «Марат Казей» (Крылова Настя)
- «Саша Ковалёв» (Эрштейн Дима)
Учитель: Война унесла 13 миллионов детских жизней. Сколько детей погибло от бомб и снарядов? Они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнём хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в лагере Освенциме, жгли в крематориях Майданека.
Ученик 8 (Коновалов Кирилл):
Станут памятью встречи, привычки, слова…
А они не вернутся.
Отбушует зима
Поседеет вдова..
А они не вернутся.
Скорбь утихнет.
Уснёт на ладонях Земли…
А они не вернутся
Снова к пепельным звёздам уйдут корабли..
А они не вернутся.
В карауле друзья не устанут стоять…
А они не вернутся
Будет море шуметь,
Будет море сиять…
А они не вернутся.
И погаснут миры
И возникнут миры…
Но одно лишь известно:
Мы состаримся.
Мы будем жить до поры…
А они будут вечно.
Р. Рождественский.
Учитель: Давайте почтим память юных патриотов, отдавших жизнь во имя мира на земле, минутой молчания. Прошу всех встать.
· Минута молчания. Звук метронома.
Ученик 9(держит в руках зажженную свечу) (Очеретний Алеша):
Держу в ладонях огонёк
Как символ той войны далёкой,
Где незнакомый паренёк
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.
Пылай, гори, не затухай,
Ты вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!
Мы в девяностых родились
И знаем о войне от дедов.
Они 4 года шли,
Чтоб наконец сказать «Победа!»
И здесь у Вечного огня,
Клянёмся в этот день весенний,
Что память о военных днях
Мы пронесём сквозь поколенья!
Е. В. Шлямнева.
Учитель: Ребята! Сегодняшний урок «Зачем ты, война, наше детство украла?» посвящен детям военной поры. Ваши выступления говорят о том, что вы их знаете, помните и никогда не забудете.
Помните!
Покуда сердца стучатся,
Какую ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Обучающиеся исполняют танец «Вальс Победы».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №266
Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области Российской Федерации»
«Зачем ты, война, наше детство украла?»
(литературно-музыкальная композиция)
Ратникова Ольга Валентиновна
учитель информатики МБОУ СОШ №266
Шайхутдинова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №266
Снежногорск
Конспект мероприятия
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: литература и информатика и ИКТ
Тема: литературно-музыкальная композиция «Зачем ты, война, наше детство украла?
Продолжительность: 2 урок по 45 минут
Класс: 4-А
Технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
-информационные (компьютерные).
Метод проектной деятельности.
Формы работы ИКТ на уроке:
-
проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя учащихся);
-
выступление ученика по определенной теме собственной презентацией;
-
подготовка к выступлению, поиск информации, работа над текстом (подготовительный этап).
Аннотация: литературно-музыкальная композиция, на которую были приглашены
Представленный урок является заключительным в изучении раздела, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войны по литературе (уроки НРК) и обобщающим по изучению темы «Создание мультимедийной интерактивной презентации» по информатике и ИКТ;
Основной целью урока является формирование у школьников высокого патриотического сознания, воспитания чувства гордости за свою Родину и народ, уважение и признательность к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта. На урок были приглашены ветераны тыла Ветлугаева М. С. и Завгороднева Е.В, а также учащиеся 1-5 классов; учителя нашего города.
Были использованы словесные, наглядные методы обучения, метод проектной деятельности.
Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет:
-
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
-
усилить мотивацию учения;
-
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
-
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
-
приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Литературно- музыкальная композиция
«Зачем ты, война, наше детство украла?»
Цели:
-обучаюшие
-
Развитие информационно-поисковых умений;
-
Повышение компьютерной грамотности посредством создания мультимедийных интерактивных презентаций.
-
Расширение знания учащихся о героическом прошлом защитников Родины через изучение литературных произведений
-развивающие
-
Развитие познавательного интереса к знаниям о жизни детей во время Великой Отечественной войны;
-
Развитие креативности, актерского мастерства.
-воспитательные
-
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, ее историческому наследию.
Использованная литература:
-
Присягаем победой: Стихи о Великой Отечественной войне. /Сост.: А.М.Абрамов, В.М.Акоткин. – 3-е изд.-М.:Дет.лит., 1986. – 144 стр.
-
«Идет война народная…» Стихи о Великой Отечественной войне/ Предисл., сост. И справки об авторах Н.Г. Горбачёва. – М.: Дет. Лит., 2001.-329 с.
-
Питерский. Л. Сын полка. // Журнал «Родина». - №2.-1995.- с.62-68.
-
Герои в красных галстуках. – Воронеж. 1974.
Оборудование:
-
Интерактивная мультемедийная презентация;
-
Аудиозаписи:
-
«Священная война» ( Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева Кумача)
-
«День Победы» ( Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)
-
«Женька» (Муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина)
-
Выставка литературы, посвященная теме урока.
ХОД МЕРОПРИЯТИТЯ:
(На фоне презентации «Зачем ты, война, наше детство украла?» идет выступление учителя и обучающихся)
Учитель: 9 мая 2010 года исполнится 65 лет со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. Во всех городах прогремят салюты побед. Путь к ней был труден и долг. В каждой семье есть родственники, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистского нашествия. Одни сражались в боях, другие помогали в тылу. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.
Ученик 1(Осетрова Лиза):
Прозрачны дали и ветра спокойны,
От ржавых мин очистилась земля,
Но отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.
Л. Татьяничева.
Учитель: От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км. Итого, 2600 км, это, если считать по прямой. Так мало, правда? 2600 км – это, если поездом, то менее 4 суток, самолётом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!
4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. 27 миллионов погибших, из них около13 миллионов детей.
Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 43 года. А это значит, что за 1418 дней каждую минуту погибало 13 человек.
Ученик 2 (Мельников Максим):
Сначала ровно 1000 дней,
Потом ещё 400 дней,
А потом ещё 18 дней,
( так подсчитано)
Шла война
Невозможно было привыкнуть к ней
Невозможно было думать о ней.
Благославляла,
Крестила,
Казнила
И миловала она.
Р. Рождественский.
Учитель: Война и дети, что может быть страшнее? Ведь дети рождаются для того, чтобы жить, а не умирать. Война эту жизнь отнимает.
Представьте себе лето, июнь, воскресенье …
-
(Звучит аудиозапись «Моторы самолетов»)
Ученик 3 (Налепин Максим):
Была короткой ночь в июне,
И самый длинный был тот день,
Когда под утро мир подлунный
Накрыла вражеская тень.
И горстка воинов сражалась
У пограничной высоты
А на фашистских самолётах
Чернели мрачные кресты.
Пришли тогда мы из запаса,
Не опалённые войной
Мальчишки из десятых классов,
Мы стали силою стальной.
Ю. Песоцкий.
-
Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. Затем звучит аудиозапись песни «Священная война» Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача)
Учитель: В годы войны все силы были направлены на то, чтобы отстоять свою Родину: люди бились на фронтах, сражались в партизанских отрядах. Как бы не было тяжело детям, они всеми силами старались помочь взрослым.
Ученик 4(Коновалова Даша):
Отца забрали на войну.
…Мальчишка – шпингалет,
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так, значит мать,
Я в доме голова?
Ты начинай бельё стирать,
А я колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть,
Продай слона.
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама, не горюй!
Не брошу я тебя!»
А. Брагин
Звучит фрагмент песни «Ленинградские мальчишки»
Учитель: Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Мальчишки и девчонки собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за раненными, выступали с концертами в госпиталях, шефствовали над семьями погибших воинов. Не жалея сил днём и ночью работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу.
-
Слово предоставляется ветеранам
(Выступление ветеранов, обучающиеся дарят цветы и подарки.
)
Ученик 5(Кожевникова Марина):
Зачем ты, война у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по 14 лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию – банку варенья-
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот за заводом, над лесом, в лесу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем–то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце и детство,
И синее небо, и запах простого цветка.
В. Радкевич.
Учитель: У пионера Пети Серёгина из Вологодской области брат ушёл на фронт. Четырнадцатилетний пионер решил заменить брата, который ещё до войны научил его управлять комбайном. При норме 180 гектаров Петя Серёгин убирал 420 гектаров.
В те дни мальчишки и девчонки рано повзрослели: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Многие дети вместе со взрослыми ушли в партизанские отряды. Таким был и Коля Леонтьев. Когда фашисты ворвались в город Лугу Ленинградской области, он вместе с братом он ушёл в партизаны. Фашистам удалось схватить мальчика. На допросе над ним издевались, его пытали его. Но ни одного слова о партизанском отряде фашисты не услышали от мальчика. Стойкость юного пионера взбесила гитлеровцев, и они убили героя.
Ученик 6 (Алимов Дамир):
Сгорел дотла родимый дом.
В лесах с отрядом брат.
-Живи, сказал, - а мы придём,
Мы всё вернём назад.
В свинцовых пальцах палача
Безжалостны ножи.
Его терзают и кричат:
-Где старший брат? Скажи!
Молчать нет сил. Но говорить
Нельзя… И что сказать?
И гнев бессмертный озарил
Мальчишечьи глаза.
Да, я скажу, где старший брат.
Он тут, и там, и здесь.
Везде, где вас врагов громят,
Мой старший брат везде.
Да у него огромный рост,
Рука его сильна.
Он достает рукой до звёзд
И до морского дна.
Он водит в небе самолёт,
На крыльях – по звезде,
Из корабельных пушек бьёт
И вражий танк гранатой рвёт…
Мой брат везде, везде.
Его глаза горят во мгле
Всевидящим огнём.
Когда идёт он по земле,
земля дрожит кругом.
Мой старший брат меня любил,
Он всё возьмёт назад….-
И штык фашист в него вонзил
И умер младший брат.
И старший брат о том узнал.
О горе, тишина!
Прощай, щеглёнок,- он сказал,
Ты постоял за нас!
Но стисни зубы, брат Андрей,
Молчи, как он молчал.
И вражьей крови не жалей,
Огня и стали не жалей, -
Отмщенье палачам!
За брата младшего в упор
Рази врага сейчас,
За младших братьев и сестёр,
Не выдававших нас.
О. Берггольц «Баллада о младшем брате»
-
Презентация обучающегося «Леня Голиков».
Учитель: Таким героем – партизаном был и Леня Голиков.
Ученик 7(Волков Лева):
Он всматривался, твёрдо зная
в лицо мишень свою: ZZ
Где же машина та штабная, что
мчится всем наперерез, -
С гудком певучим, с полным
баком, франтиха фронта «Мерседес»?
Она прошла крутым виражем,
Кренясь и шинами визжа, -
Машина та, с начальством
Вражьим, опухшим, словно с кутежа.
И мальчик подбежал и сходу
Гранату в стёкла им швырнул.
И вырвавшийся на свободу
Бензин из бака полыхнул.
Два офицера с генералом,
Краса полка, штурмовики,
Шарахнулись в квадрате алом,
Разорванные на куски
А где же мальчик в серой кепке?
Его приметы:смуглый, крепкий.
Не знает кто-нибудь из вас,
Погиб ли он, где он сейчас?
Пятнадцать лет ему иль десять,
Иль может меньше десяти?
Его фашистам не повесить,
Не опознать и не найти.
То к партизанам он пристанет,
То ночью рельсы развинтив, с пургой в два голоса затянет
Её пронзительный мотив.
(П. Антокольский. Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным.)
Учитель: В партизанских отрядах можно было встретить и девочек. Они работали медсестрами, занимались хозяйством, были связными, ходили в разведку.
-
Звучит песня в исполнении обучающихся «Женька» (Музыка Е. Жарковского, слова К. Ваншенкина.)
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько – 2 р.
Девчонка по имени Женька.
Мальчишечье имя носила.
Высокие травы косила – 2 р.
Была в ней весёлая сила
Завыли стальные бураны.
Тень крыльев легла на поляны- 2р.
И Женька ушла в партизаны.
В секрете была и в засаде,
Её уважали в отряде.- 2р.
Хотели представить к награде.
…Висит фотография в школе-
В улыбки ни грусти, ни боли.- 2р.
Шестнадцать ей было, не боле
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько – 2 р.
Девчонка по имени Женька
Учитель: Да, дети здорово помогали в тылу, но почти каждый мальчишка в то тяжёлое время стремился попасть на фронт. Их было тысячи. Голодные и замёрзшие они появлялись среди солдат. Их кормили и отправляли назад домой. Однако через некоторое время мальчишки снова возвращались. Этим ребятам порой просто некуда было идти. Война отняла у них дом и родных. Мальчишки быстро повзрослели. Дети быстро становились отличными стрелками, связными, смело ходили в разведку. Они проявляли смекалку, изумительную хитрость и часто оказывались в самом пекле боя. Этих героев очень боялись даже фашисты. Из приказа полковника немецкой армии, 1942 год «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров.»
Вспомним этих героев…
-
Просмотр презентаций обучающихся и их выступления о детях – героях.
-
«Леня Голиков» (Пикалова Марина)
-
«Зина Портнова» (Михедько Лиля)
-
«Валя Котик» (Усович Артем)
-
«Марат Казей» (Крылова Настя)
-
«Саша Ковалёв» (Эрштейн Дима)
Учитель: Война унесла 13 миллионов детских жизней. Сколько детей погибло от бомб и снарядов? Они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнём хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в лагере Освенциме, жгли в крематориях Майданека.
Ученик 8 (Коновалов Кирилл):
Станут памятью встречи, привычки, слова…
А они не вернутся.
Отбушует зима
Поседеет вдова..
А они не вернутся.
Скорбь утихнет.
Уснёт на ладонях Земли…
А они не вернутся
Снова к пепельным звёздам уйдут корабли..
А они не вернутся.
В карауле друзья не устанут стоять…
А они не вернутся
Будет море шуметь,
Будет море сиять…
А они не вернутся.
И погаснут миры
И возникнут миры…
Но одно лишь известно:
Мы состаримся.
Мы будем жить до поры…
А они будут вечно.
Р. Рождественский.
Учитель: Давайте почтим память юных патриотов, отдавших жизнь во имя мира на земле, минутой молчания. Прошу всех встать.
-
Минута молчания. Звук метронома.
Ученик 9(держит в руках зажженную свечу) (Очеретний Алеша):
Держу в ладонях огонёк
Как символ той войны далёкой,
Где незнакомый паренёк
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.
Пылай, гори, не затухай,
Ты вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!
Мы в девяностых родились
И знаем о войне от дедов.
Они 4 года шли,
Чтоб наконец сказать «Победа!»
И здесь у Вечного огня,
Клянёмся в этот день весенний,
Что память о военных днях
Мы пронесём сквозь поколенья!
Е. В. Шлямнева.
Учитель: Ребята! Сегодняшний урок «Зачем ты, война, наше детство украла?» посвящен детям военной поры. Ваши выступления говорят о том, что вы их знаете, помните и никогда не забудете.
Помните!
Покуда сердца стучатся,
Какую ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Обучающиеся исполняют танец «Вальс Победы».
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
Цели мероприятия достигнуты, ценность такого учебного занятия в реализации проектной деятельности учащихся. Отдельные школьники готовили выступления о пионерах – героях, что добавляет большую заинтересованность со стороны обучающихся в успехе мероприятия.
Хочется выразить благодарность авторам мероприятия, они понимают значимость воспитательного момента и влияния патриотических чувств на развитие личности при проведении таких учебных занятий.
Можно было фамилии детей не указывать, ведь методическая разработка составляется в общем виде, чтобы ее можно было использовать в дальнейшем в других классах.
К сожалению, на титульном листе нет логотипа портала, как этого требуют правила по размещению материала на страницах портала.