Как жили коренные народа севера ненцы.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 3993
Обогатить словарный запас новыми словами, Вуся улаты, важенка, чум, ягушка, малица, кисы, нарты, бралки, па яма улаты.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за то, что мы живем в России.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «Ручеёк», воспитатель вторая квалификационная категория.
Как жили коренные народа севера ненцы.
Целью этой разработки является, необходимость познакомить и закрепить знания о жителях, их быте народа крайнего севера в старину. Этот конспект образовательной области уже опробован с детьми среднего возраста. Тема оказалась интересной детям, они с любопытством все разглядывали и стремились познать новое.
Использованная литература
Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
Москва «Росмэн» праздники народов России энциклопедия 2002
Н. Журавль Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа Новый Уренгой 2003
Мы живем в России самой большой по площади стране в мире. Если посмотреть на карту Тюменской области, она похожа на символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях. На древней рукописи Тобольского музея начертаны знаменательные слова: «Любить отечество велит природа, Бог,
А знать его – вот честь, достоинство и долг».
Конспект образовательной деятельности в средней группе.
Тема:Как жили коренные народа севера ненцы.
Цель: Познакомить и закрепить знания о жителях, их быте народа крайнего севера в старину.
Экскурсия в краеведческий мини – музей «Край мой северный».
Обогатить словарный запас новыми словами, Вуся улаты, важенка, чум, ягушка, малица, кисы, нарты, бралки, па яма улаты.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за то, что мы живем в России.
Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности
— Ребята, хотите посмотреть, как жили в старину народы крайнего севера ненцы? (ответы детей).
— На чем по тундре ездят ненцы? (ответы детей).
-Предлагаю поехать на оленях! Поставим руки — это рожки, скачем, высоко поднимая ноги (скачем до мини- музея).
Ветерок летит в лицо,
Мчатся нарты с кручи
Самолетом хорошо,
А олени — лучше.
— Ребята, куда это мы попали? (ответы детей).
— Да – это стойбище, видите, стоит чум, его охраняет собака, самый верный друг и помощник ненца. А в вдалеке пасутся олени. Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы, скачут белки в ветвях. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходится, их здесь не руками собирают, а специальными бралками (показ бралки) берут.
-Послушайте стихотворение “Осень” А. Марласова.
Рассыпав беззаботную морошку
И прочие съестные чудеса,
Она от нас стекает понемножку,
Как времени печальная слеза.
Глаза ее подернуты туманом,
Подкрашены ресницы желтизной,
Стекает осень по щеке Ямала,
Сливаясь с Ледовитою волной.
— О какой ягоде говорится в стихотворении? (ответ детей)
-Оленеводство и рыболовство это главные занятия ненцев. Используют оленей, в качестве транспортного средства, одежду шьют из шкуры оленей, и жилище делают, используя шкуры оленей. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме. Сбрасываемые ежегодно рога, идут для костяных частей упряжек, рукояток ножей. Мужскую меховую одежду называют малицей, а женскую – ягушкой. Обувь называется – кисы, и все это сшито из шкуры оленя.
-А чем питается олень? (Ответы детей).
-Где зимой добывает корм олень? (ответы детей)
-Зимой олени выкапывают мох из под снега, а летом добавляется в пищу трава и листья, грибы.
-Вы хотите поиграть? (ответы детей).
-Игра называется “Важенка и оленята”. Важенка — это мама-олениха, ею будет воспитатель. Нам надо выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:
Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.
Оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” — быстро убегают за черту (домой).
— Посмотрите, в чуме горит огонь. А вы знаете, что огонь это для ненцев имеет символическое значение. Символ огня – благопожелание – пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Ребята я вас научу здороваться по ненецки — Вуся улаты. Пока хозяева не вернулись, давайте все здесь разглядим. Жилище ненцев называется чум. Зимой чум укрывали в два слоя из шкур оленя, летом — из специально выделанной бересты. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него — спальные места, а против входа — чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Гимнастика для глаз:
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
-Ненцы изготовляли посуду, из дерева. И обменивали рыбу и оленину у соседних народов на металлическую посуду. Пищу готовили женщины. Основная пища — мясо оленей, зимой — мороженое, а также вареное и жареное. А чай делали из разных травок, которые запасали с лета.
— Ребята, а вы любите праздновать свой день рожденья? (ответы детей).
— У ненцев день рожденья ребенка тоже большой праздник. Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху (важенку). Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. Отмечается день рожденье один раз в жизни. Этот праздник только для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения. Пока взрослые отмечают день рождения, дети бегают вокруг, в поисках следов нового человека, на снегу или на песке.
— Ребята, а как называется наш город? (ответы детей).
— А откуда такое имя? (ответы детей).
-А я сейчас расскажу вам легенду: «Однажды Дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку, и пробежалась под землей, хвостом разрезав ее. В том месте сейчас течет река Пур. А место где она ступила на землю, назвали ее именем: Уренгой – Дочь Солнца.
Физминутка: “Летят чайки” — плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя .
“Поклонение солнцу” — наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться — руки в разные стороны, голова смотрит вверх.
“Шаман играет на бубне” — прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны.
— Нам пора возвращаться в группу. Давайте вспомним что, нового мы узнали. Что вам больше понравилось, что запомнилось.(ответы детей). Здороваться мы научились, а теперь я вас научу прощаться — па яма улаты. Предлагаю, снова превратится в оленей, и поскакать в группу. До свиданья.
Ефремова Татьяна Александровна, ЯНАО г. Новый Уренгой
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «Ручеёк», воспитатель вторая квалификационная категория.
Как жили коренные народа севера ненцы.
Целью этой разработки является, необходимость познакомить и закрепить знания о жителях, их быте народа крайнего севера в старину. Этот конспект образовательной области уже опробован с детьми среднего возраста. Тема оказалась интересной детям, они с любопытством все разглядывали и стремились познать новое.
Использованная литература
Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
Москва «Росмэн» праздники народов России энциклопедия 2002
Н. Журавль Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа Новый Уренгой 2003
Мы живем в России самой большой по площади стране в мире. Если посмотреть на карту Тюменской области, она похожа на символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях. На древней рукописи Тобольского музея начертаны знаменательные слова: «Любить отечество велит природа, Бог,
А знать его – вот честь, достоинство и долг».
Конспект образовательной деятельности в средней группе.
Тема: Как жили коренные народа севера ненцы.
Цель: Познакомить и закрепить знания о жителях, их быте народа крайнего севера в старину.
Экскурсия в краеведческий мини – музей «Край мой северный».
Обогатить словарный запас новыми словами, Вуся улаты, важенка, чум, ягушка, малица, кисы, нарты, бралки, па яма улаты.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за то, что мы живем в России.
Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, хотите посмотреть, как жили в старину народы крайнего севера ненцы? (ответы детей).
- На чем по тундре ездят ненцы? (ответы детей).
-Предлагаю поехать на оленях! Поставим руки - это рожки, скачем, высоко поднимая ноги (скачем до мини- музея).
Ветерок летит в лицо,
Мчатся нарты с кручи
Самолетом хорошо,
А олени - лучше.
- Ребята, куда это мы попали? (ответы детей).
- Да – это стойбище, видите, стоит чум, его охраняет собака, самый верный друг и помощник ненца. А в вдалеке пасутся олени. Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы, скачут белки в ветвях. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходится, их здесь не руками собирают, а специальными бралками (показ бралки) берут.
-Послушайте стихотворение “Осень” А. Марласова.
Рассыпав беззаботную морошку
И прочие съестные чудеса,
Она от нас стекает понемножку,
Как времени печальная слеза.
Глаза ее подернуты туманом,
Подкрашены ресницы желтизной,
Стекает осень по щеке Ямала,
Сливаясь с Ледовитою волной.
- О какой ягоде говорится в стихотворении? (ответ детей)
-Оленеводство и рыболовство это главные занятия ненцев. Используют оленей, в качестве транспортного средства, одежду шьют из шкуры оленей, и жилище делают, используя шкуры оленей. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме. Сбрасываемые ежегодно рога, идут для костяных частей упряжек, рукояток ножей. Мужскую меховую одежду называют малицей, а женскую – ягушкой. Обувь называется – кисы, и все это сшито из шкуры оленя.
-А чем питается олень? (Ответы детей).
-Где зимой добывает корм олень? (ответы детей)
-Зимой олени выкапывают мох из под снега, а летом добавляется в пищу трава и листья, грибы.
-Вы хотите поиграть? (ответы детей).
-Игра называется “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет воспитатель. Нам надо выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:
Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.
Оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).
- Посмотрите, в чуме горит огонь. А вы знаете, что огонь это для ненцев имеет символическое значение. Символ огня – благопожелание – пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Ребята я вас научу здороваться по ненецки - Вуся улаты. Пока хозяева не вернулись, давайте все здесь разглядим. Жилище ненцев называется чум. Зимой чум укрывали в два слоя из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Гимнастика для глаз:
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.
-Ненцы изготовляли посуду, из дерева. И обменивали рыбу и оленину у соседних народов на металлическую посуду. Пищу готовили женщины. Основная пища - мясо оленей, зимой - мороженое, а также вареное и жареное. А чай делали из разных травок, которые запасали с лета.
- Ребята, а вы любите праздновать свой день рожденья? (ответы детей).
- У ненцев день рожденья ребенка тоже большой праздник. Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху (важенку). Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. Отмечается день рожденье один раз в жизни. Этот праздник только для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения. Пока взрослые отмечают день рождения, дети бегают вокруг, в поисках следов нового человека, на снегу или на песке.
- Ребята, а как называется наш город? (ответы детей).
- А откуда такое имя? (ответы детей).
-А я сейчас расскажу вам легенду: «Однажды Дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку, и пробежалась под землей, хвостом разрезав ее. В том месте сейчас течет река Пур. А место где она ступила на землю, назвали ее именем: Уренгой – Дочь Солнца.
Физминутка: “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя .
“Поклонение солнцу” - наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх.
“Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны.
- Нам пора возвращаться в группу. Давайте вспомним что, нового мы узнали. Что вам больше понравилось, что запомнилось.(ответы детей). Здороваться мы научились, а теперь я вас научу прощаться - па яма улаты. Предлагаю, снова превратится в оленей, и поскакать в группу. До свиданья.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей