В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Русская печь

Русская печь

Анжелика Сухина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4363
Краткое описание
Цели и задачи:
•    Рассказать об основных функциях печи (источник тепла, уюта, кормилица, лекарь), познакомить со строением русской печи, ее оформлением:
•    Развивать глазомер, фантазию творчество;
•    Воспитывать интерес к предмету, к культуре своего народа.
Описание
Русская печь.
Сухина Анжелика Анатольевна
IIквалификационная категория
по должности «учитель изобразительного
искусства»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Тюлькинская основная
общеобразовательная школа»

Соликамского района

Урок для 6 класса
Продолжительность урока – 45 минут
Тюлькино, 2012
Тема урока: «Русская печь».
Цели и задачи:
·
Рассказать об основных функциях печи (источник тепла, уюта, кормилица, лекарь), познакомить со строением русской печи, ее оформлением:
·
Развивать глазомер, фантазию творчество;
·
Воспитывать интерес к предмету, к культуре своего народа.
Оборудование:
Для учителя: карточки для самостоятельной работы, иллюстрации.
Для учащихся:1) альбом, карандаш,2) альбом, краски, кисти.
Ход урока
IОрганизационный момент
IIПолучение новых знаний
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
У: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Д: О печке.
У: Правильно. Разговор будет о русской печи.
(слайд 1). А что бы вы хотели узнать, ведь печи в наших домах не редкость?
Д: Ответы детей.
У: Попытаемся найти ответы на ваши вопросы.
Печь – традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжении тысячелетий. Особенно почитались печных дел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях. Только благодаря (слайд 2) незатухающему очагу – прообразу будущей печи, – пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочевать вслед за уходящим летом. Этот очаг, или, говоря современным языком, камин открытого огня, стал основой культуры быта древних людей.
Проходили тысячелетия. Человечество постигало тайны строительства сложнейших сооружений. Но техника отопления долгие века оставалась на уровне костра: стоило пропустить момент, когда пора подбрасывать дрова, и в жилище проникала стужа. Человек пытался запасти тепло, этим занимались такие умы, как (слайд 3) Архимед и Леонардо да Винчи. Сейчас не узнать имен всех изобретателей отопительных систем былых времен, но благодаря археологам нам хорошо известны их дела.
Источником тепла служили кирпичные печи, установленные на первом этаже двухэтажных деревянных хором. Трубы печей проходили через помещения верхнего этажа, а для того, чтобы тепло поступало в комнаты, в стволе трубы устанавливали душники – металлические коробки, которые открывали сразу же после окончания топки. Чтобы в трубу не уходил горячий воздух, ее перекрывали на чердаке круглым чугунным клапаном – вьюшкой. Холодный воздух проникал в печь через топочную дверку, омывая дымообороты, он нагревался и поднимался вверх к душникам, чтобы отдать полученное тепло верхним этажам. Трубы, пронизывавшие постройки, украшали росписью или причудливыми изразцами.
В то время они не могли найти широкого применения – уж очень дорог был кирпич. Кроме того, народу нужны были печи, которые служили бы не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.
Слайд 4. Глинобитный курной очаг устанавливался на деревянных венцах. Такие печи отапливали дома наших предков более пяти столетий. Такая печь была создана в России и стала известна всему миру, как русская печь.
Русские печи появились в начале XV века и поначалу не имели дымовых труб, то (слайд 5) есть топились «по-черному». Эти печи получили название курных и быстро сделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления и приготовления пищи. Название не было случайным – печь действительно курилась – большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре их стали называть волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» – дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотности кровли.
Удивительно, но русские печи, работающие «по-черному» и «по-серому», не загрязняли стен помещения, наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров, и секрет в том, что печь топили дровами лиственных пород.Но от курных печей нередко занимались опустошительные пожары. В <metricconverter productid=«1571 г» w:st=«on»>1571 г. был издан приказ «царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах «с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачи предписывалось в надворных русских печах.
В конце XV века глину все чаще стал заменять обожженный кирпич, а над крышами поднялись деревянные дымники, а вскоре их местозаняла труба из теса.
Слайд 6. Вскоре изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можно слышать разные названия: чело – верхняя часть фасада печи, щиток – защита помещения от дыма, перетрубье – участок газохода перед трубой. Дымник опустился до самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам. Тонкий знаток русского быта А.С. Пушкин отметил это в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
«Пришел он ко своей землянке, Перед ним изба со светелкой,
А землянки нет уже следа; С кирпичною, беленою трубою...»
Особенности русской печи – плита, расположенная в шестке, топливник для топки углем, водогрейная коробка.
В печиможно мыться, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например простудныезаболевания. На такой печи можно спать.
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом.Обычно русская печь находится в центре избы.
Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят (слайд 7) сидеть или лежать на печи. Илья Муромецпровел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи.
Слайд 8. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у нее совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку и ее братца от погони.
Слайд 9. Очень многие художники изображают русскую печь в своих работах. Давайте их посмотрим.
Во время просмотра учитель читает стихотворения:
*** ***
Русская печка, как мама, Мы спали на русской печи,
Словно молитву творит.Счастливые русские дети.
Печь разжигается рано, В печи мать пекла калачи,
Пламенем жарко горит. Вкусней не встречал я на свете.
Будто бы грусть листопада, Ты, память, давай не молчи!
Слышится песня в трубе.Легкий дымок, словно ладан,
Как вены, вскрывай свои далиПро то, как на этой печи
Благоухает в избе. Мы русские сказки читали.
Звон колокольный из храмаГде нынче та русская печь?..
Высветил серый восток.А там, где и русская речь.
Слышно, как возится мама,
Ставя чугун на шесток.
А на полатях детишки
Нежно, пренежно сопят.
Ох, уж мне эти мальчишки
Долго ночами не спят
Сами когда-то гуляли
Так же и мы по ночам.
К печке под утро бежали -
К теплым ее кирпичам.
Русская печка, родная,
С детства тянусь я к тебе,
Ты, как и мама из рая,
В дедовской греешь избе.
III. Практическая работа.
Учащимся предлагается выполнить рисунок русской печи, украсить ее росписью.
Слайд 10.
IV. Итог.
Уборка рабочих мест. Обсуждение выполненных работ.
Литература:
1. Поурочные планы по изобразительному искусству 5 – 8 классы по учебнику В.С. Кузина. Составители: Дроздова, О.В.Павлова, Т.В.Андриенко, 2005, 2006, 2008г.г.
2. ИЗО 5 – 7 кл. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель, 2007
4. Сайты интернета:
·
http://www.stihi.ru/2011/09/04/27
·
http://www.rgo.ru/2010/12/soxranenie-tepla-dedovskie-sposoby/
·
http://fotki.yandex.ru/users/aleksandr-iutin/view/164727/
·
http://mad1959yandexru.blogspot.com/2010/02/blog-post_06.html

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Русская печь.docx Скачать













Русская печь.



Сухина Анжелика Анатольевна

II квалификационная категория

по должности «учитель изобразительного

искусства»

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Тюлькинская основная

общеобразовательная школа»

Соликамского района

Урок для 6 класса

Продолжительность урока – 45 минут













Тюлькино, 2012

Тема урока: «Русская печь».

Цели и задачи:

  • Рассказать об основных функциях печи (источник тепла, уюта, кормилица, лекарь), познакомить со строением русской печи, ее оформлением:

  • Развивать глазомер, фантазию творчество;

  • Воспитывать интерес к предмету, к культуре своего народа.

Оборудование:

Для учителя: карточки для самостоятельной работы, иллюстрации.

Для учащихся: 1) альбом, карандаш,2) альбом, краски, кисти.


Ход урока

I Организационный момент

II Получение новых знаний

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

У: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Д: О печке.

У: Правильно. Разговор будет о русской печи.

(слайд 1). А что бы вы хотели узнать, ведь печи в наших домах не редкость?

Д: Ответы детей.

У: Попытаемся найти ответы на ваши вопросы.

Печь – традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжении тысячелетий. Особенно почитались печных дел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях. Только благодаря (слайд 2) незатухающему очагу – прообразу будущей печи, – пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочевать вслед за уходящим летом. Этот очаг, или, говоря современным языком, камин открытого огня, стал основой культуры быта древних людей.

Проходили тысячелетия. Человечество постигало тайны строительства сложнейших сооружений. Но техника отопления долгие века оставалась на уровне костра: стоило пропустить момент, когда пора подбрасывать дрова, и в жилище проникала стужа. Человек пытался запасти тепло, этим занимались такие умы, как (слайд 3) Архимед и Леонардо да Винчи. Сейчас не узнать имен всех изобретателей отопительных систем былых времен, но благодаря археологам нам хорошо известны их дела.

Источником тепла служили кирпичные печи, установленные на первом этаже двухэтажных деревянных хором. Трубы печей проходили через помещения верхнего этажа, а для того, чтобы тепло поступало в комнаты, в стволе трубы устанавливали душники – металлические коробки, которые открывали сразу же после окончания топки. Чтобы в трубу не уходил горячий воздух, ее перекрывали на чердаке круглым чугунным клапаном – вьюшкой. Холодный воздух проникал в печь через топочную дверку, омывая дымообороты, он нагревался и поднимался вверх к душникам, чтобы отдать полученное тепло верхним этажам. Трубы, пронизывавшие постройки, украшали росписью или причудливыми изразцами.

В то время они не могли найти широкого применения – уж очень дорог был кирпич. Кроме того, народу нужны были печи, которые служили бы не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.

Слайд 4. Глинобитный курной очаг устанавливался на деревянных венцах. Такие печи отапливали дома наших предков более пяти столетий. Такая печь была создана в России и стала известна всему миру, как русская печь. 0107_p01

Русские печи появились в начале XV века и поначалу не имели дымовых труб, то (слайд 5) есть топились «по-черному». Эти печи получили название курных и быстро сделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления и приготовления пищи. Название не было случайным – печь действительно курилась – большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре их стали называть волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» – дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотности кровли.

Удивительно, но русские печи, работающие «по-черному» и «по-серому», не загрязняли стен помещения, наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров, и секрет в том, что печь топили дровами лиственных пород. Но от курных печей нередко занимались опустошительные пожары. В 1571 г. был издан приказ «царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах «с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачи предписывалось в надворных русских печах.

В конце XV века глину все чаще стал заменять обожженный кирпич, а над крышами поднялись деревянные дымники, а вскоре их место заняла труба из теса.

Слайд 6. Вскоре изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можно слышать разные названия: чело – верхняя часть фасада печи, щиток – защита помещения от дыма, перетрубье – участок газохода перед трубой. Дымник опустился до самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам. Тонкий знаток русского быта А.С. Пушкин отметил это в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

«Пришел он ко своей землянке, Перед ним изба со светелкой,

А землянки нет уже следа; С кирпичною, беленою трубою...»

Особенности русской печи – плита, расположенная в шестке, топливник для топки углем, водогрейная коробка.

В печи можно мыться, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например простудные заболевания. На такой печи можно спать.

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Обычно русская печь находится в центре избы.

Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят (слайд 7) сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи.

Слайд 8. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у нее совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку и ее братца от погони.

Слайд 9. Очень многие художники изображают русскую печь в своих работах. Давайте их посмотрим.

Во время просмотра учитель читает стихотворения:

*** ***

Русская печка, как мама, Мы спали на русской печи,

Словно молитву творит. Счастливые русские дети.

Печь разжигается рано, В печи мать пекла калачи,

Пламенем жарко горит. Вкусней не встречал я на свете.

Будто бы грусть листопада, Ты, память, давай не молчи!

Слышится песня в трубе. Легкий дымок, словно ладан,

Как вены, вскрывай свои дали Про то, как на этой печи

Благоухает в избе. Мы русские сказки читали.

Звон колокольный из храма Где нынче та русская печь?..

Высветил серый восток. А там, где и русская речь.

Слышно, как возится мама,

Ставя чугун на шесток.

А на полатях детишки

Нежно, пренежно сопят.

Ох, уж мне эти мальчишки

Долго ночами не спят

Сами когда-то гуляли

Так же и мы по ночам.

К печке под утро бежали -

К теплым ее кирпичам.

Русская печка, родная,

С детства тянусь я к тебе,

Ты, как и мама из рая,

В дедовской греешь избе.

III. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить рисунок русской печи, украсить ее росписью.

Слайд 10.

IV. Итог.

Уборка рабочих мест. Обсуждение выполненных работ.









Литература:


  1. Поурочные планы по изобразительному искусству 5 – 8 классы по учебнику В.С. Кузина. Составители: Дроздова, О.В.Павлова, Т.В.Андриенко, 2005, 2006, 2008г.г.

  2. ИЗО 5 – 7 кл. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель, 2007

  4. Сайты интернета:







Русская печь.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос