В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Жизнь древних славян" (4 класс)

Урок "Жизнь древних славян" (4 класс)

Надежда Кузнецова
Тип материала: Урок
просмотров: 22702
Краткое описание
Данная разработка создана для изучения нового материала по  окружающему миру. Цель: формировать представление об истории как о науке ,о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян. Воспитывать интерес к истории России.
Данный урок проводится в 4 классе. Этот урок воспитывает любовь к Родине, бережное отношение к истории нашей страны, способствует развитию познавательного интереса.
Описание
Тема по окружающему миру: Жизнь древних славян
Метапредметная тема: знание.
Цели урока:
Обучающие:

} Формировать представления об истории как о науке,о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян;
} Формировать умения работать со словарями.
} Учить детей давать определения историческим терминам.
} Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:

} Развивать  умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.
} Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
} Развивать  внимание, память, логическое мышление.
Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.
Воспитывающие:

} Воспитывать интерес к истории России.
} При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
Задачи урока:
1.  Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

2.  Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

3.  Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует  повышению уровня обученности учащихся.

4.  Формировать понятие «уметь учиться».
Тип урока: открытие нового знания
Форма проведения: урок-исследование
Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая
Оборудование для учителя:    мультимедийная презентация, тестовое  задание, словари, энциклопедии.
Оборудование для учащихся:   учебник «Окружающий мир» 
 А.А. Плешаков 4 класс,  лист самооценки, карточки пробного действия, план – исследования, тесты.
Ход урока
1. Мотивация (2мин)

Я дарю вам свою улыбку,
Вы  в ответ  поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
Присаживайтесь, пожалуйста. Предлагаю каждому заполнить  голубое поле листа самооценки.
-Известен ли вам  смысл данных исторических терминов?(Большинству в классе не известен смысл данных исторических терминов).
-А хотели бы вы узнать, что обозначают данные термины? (Ответы детей)
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения. ( 3 мин)
-Давайте посмотрим, какое определение даёт В.И.Даль слову «история». Работа со словарём с целью толкования слова «история». Учащиеся зачитывают объяснение слова.
   ИСТОРИЯ ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов.
-Ребята, а какая наука  открывает и сохраняет для нас историю предков? 

Задание «Подумай и сделай правильный выбор»: архитектура, археология, архивариус.
 АРХЕОЛОГИЯ: наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам
АРХИТЕКТУРА: стиль постройки
А. здания.

АРХИВАРИУС: сотрудник архива, хранитель архива.

   Сейчас вы попробуете исполнить роль архивариусов -летописцев. Мы с вами вспомнили два  исторических термина вам необходимо в парах выстроить устный   исторический рассказ на основе оставшихся терминов.
 После выполнения  задания учащимися зафиксировано затруднение. Не все пары могут правильно выстроить рассказ.
-Почему мы не смогли построить рассказ? (Нам не хватает знаний о жизни славян).
3.Выявление места и причин затруднения.(2 мин)

    На что вы обратили внимание.(Трудно выстроить рассказ, не зная значения терминов).Как вы думаете о каком времени мы сегодня будем говорить? (дети формулируют тему урока «Жизнь древних славян» )
4.Целеполагание и построение выхода  из затруднения.(3мин)

    -Давайте определим цель нашего урока.( Узнать о жизни славян в Древней Руси. Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись).
   -И построим проект выхода из затруднения, т.е наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новое знание, какие знания нам пригодятся.
  План  открытия нового знания:
   1.Расселение древних славян. (исследуем карту)
   2.Занятия древних славян ( с помощью учебника и энциклопедий).
   3.Быт и жилища древних славян( с помощью учебника и рисунков).
   4.Верования древних славян ( учебник и энциклопедия).
Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с картой, с учебником, умение находить главную мысль)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.7-10 мин
-Работаем в группах по четыре человека. Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.
Сегодня  в роли исследователей выступите вы сами. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3, 4.  У каждой  группы  свой  предмет  исследования  — учебник и исторические источники,  выбранные мною из  исторической литературы (обратите внимание на выставку книг) и материалов Интернета.  Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать  ход  выполнения задания. Работа в группе осуществляется по определённому плану.
 В ходе  исследования 1 группа должна  выяснить:
Расселение древних славян, используя карту (подойти и дать конверты)
2 группа: занятия  восточных славян.
3 группа:быт и жилища  восточных славян.
4 группа: верования древних славян.
Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям?  Приступайте  к работе.
  Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало.

Слушаем выступление  1 группы, которая исследовала вопрос расселения древних славян.
Как жили славяне?

Наши предки жили все вместе племенем – поодиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди.
Семьи у славян большие, несколько родов составляют племя, несколько поселений общину.  Каждое племя занимало свою территорию.
Молодец! Действительно первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах».  Во главе стоял родовой старейшина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет – вече, теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось всё мужское население  — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).
   Используя карту,  укажите  территорию, на которой проживали древние славяне.
Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.
 На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов.  Назовите племена восточных славян.
   Полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы.
Как описана жизнь славян в исторических документах?
  Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым,  а другие — древлянами, потому что сели в лесах,  а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,   потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность.  Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.   А другие сели по Десне  назвались северянами.  И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
Какие национальности позднее произошли от восточных славян?
От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
Молодцы, ребята!  Мне очень понравилась работа вашей группы.  Внимательно слушайте ответы других исследовательских групп, и если вам известны интересные факты из жизни славян, вы можете дополнить их ответы.
 Учитель  Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды  их  деятельности.

Об этом нам расскажет 2 группа

  Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.


Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами.
Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту.
 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
Учитель  Знаете, ребята, что охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги». 
 Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлосьбортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). 

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)
  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали  скотоводство и земледелие.
Скотоводство   Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.
Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.
Земледелие  Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали  золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню.  Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).
(показать на слайде соху и борону) Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.
Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил.  Так через века эти ремёсла, которые мы называем профессиями, дошли до 21 века. Какие ремёсла наиболее успешно развивались у славян?  (кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь). 
    Итак, основные      Занятия славян
земледелие      скотоводство
охота     рыболовство    собирательство    бортничество


 Молодцы, ребята!  Вы успешно справились с заданием .

И, конечно, согревало славян их жилище.
  О нём расскажет нам  3 группа       

Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали скот.
 Неприхотливым было убранство: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.
Для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов?
Что бы можно было скрыться от врагов.
Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.
Как же выглядела землянка?  ( Прочитайте текст на  с.37-38)
 Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному».  Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по  котором  уходил дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находится внутри.
  Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и  стол. Освещалось жилище лучиной.
Учитель   Молодцы, ребята! 
   Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.
– Итак, о верованиях  славян нам  расскажет 4 группа.
Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги:  Стрибог – повелитель ветра,  Мокошь- божество плодородия, Ярило – бог Солнца. Одним из главных богов был Перун – бог молнии и грома.   
Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.
У славян не было жрецов, но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания. Таких людей называли волхвами, кудесниками.     
Родной мир славяне населяли фантастическими существами: домовыми, лешими, водяными, русалками.
С почитанием природы связаны славянские праздники: Ивана Купалы.
Чтение текста с.38 учебник.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону (образцу).
А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.
 Выполним тестовое задание.
Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)
А) Славяне жили:
1. В пустыне.

2. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.

3. В горах.

Б) Что такое бортничество?
1. Изготовление бочек из дерева.
2. Выдалбливание  лодок.
3. Собирание мёда диких пчёл.
В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
1. Ружьё.
2. Лук со стрелами.
3. Саблю.
Г) Жилище древних славян?
   1)Землянка.
   2)Чум.
   3).Пещера.
5. Древние славяне были:
     а) язычниками
     б) христианами
     в) мусульманами

Проверьте тест самостоятельно.

7.Включение в систему знаний и повторение.
Ещё раз проговариваем основные  положения темы. А теперь, заполните листы самооценки на розовом поле.
8. Домашнее задание.
1.Сделайте рисунки к изученному периоду родной истории.
2.Подготовьте сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.
3. Рассказать о русской одежде.
9.Рефлексия 

— Какую тему мы сегодня исследовали?  Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»
Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?
 -Кто  считает, что узнал на уроке много нового и интересного?
-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?
-Кому  работа на уроке показалась интересной?
— Что вас особенно удивило?
На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.
 

Наказ от восточных славян 
Славяне – «славящиеся»,прославившиеся своими подвигами
1. Прославляй свою страну  хорошими поступками и делами.
2. Будь честный: не воруй и не обмани.
3. Поступай без коварства и зла.
4. Соблюдай целомудрие.
5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.
На следующих уроках вы продолжите знакомство со «Страницами истории Отечества».
Список использованной литературы:
 1. Макарова К. В. Актуализация творческого потенциала личности, М.,2000.
2.   Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.
3. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Магдагачинское общеобразовательное бюджетное учреждение.doc Скачать

Магдагачинское общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2











Жизнь древних славян



Урок по окружающему миру, 4 класс







Кузнецова Надежда Павловна,

МОБУ МСОШ №2,

учитель начальных классов.







Амурская область, п. Магдагачи ,2012 год.

Пояснительная записка.doc Скачать

Пояснительная записка

Автор: Кузнецова Надежда Павловна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МОБУ «МСОШ № 2» п.Магдагачи ,Амурской области.

Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России»

Класс: 4 класс.

Название материала: урок по теме «Жизнь древних славян»

Краткое описание: данная разработка создана для изучения нового материала по окружающему миру. Цель: формировать представление об истории как о науке ,о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян. Воспитывать интерес к истории России.

Данный урок проводится в 4 классе. Этот урок воспитывает любовь к Родине, бережное отношение к истории нашей страны, способствует развитию познавательного интереса.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки), мультимедийная презентация.

Использованные источники:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2010

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2010

  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Программа и тематическое планирование для начальной школы: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 2009.



урок жизнь древних славян.doc Скачать

Тема по окружающему миру: Жизнь древних славян

Метапредметная тема: знание.

Цели урока:

Обучающие:

  • Формировать представления об истории как о науке , о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян;

  • Формировать умения работать со словарями.

  • Учить детей давать определения историческим терминам.

  • Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

  • Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

  • Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории России.

  • При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.


Задачи урока:

1. Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

2. Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

3. Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.

4. Формировать понятие «уметь учиться».


Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, словари, энциклопедии.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»

А.А. Плешаков 4 класс, лист самооценки, карточки пробного действия, план – исследования, тесты.

Ход урока

  1. Мотивация (2мин)

Я дарю вам свою улыбку,

Вы в ответ поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Присаживайтесь, пожалуйста. Предлагаю каждому заполнить голубое поле листа самооценки.

-Известен ли вам смысл данных исторических терминов?(Большинству в классе не известен смысл данных исторических терминов).

-А хотели бы вы узнать, что обозначают данные термины? (Ответы детей)

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения. ( 3 мин)

-Давайте посмотрим, какое определение даёт В.И.Даль слову «история». Работа со словарём с целью толкования слова «история». Учащиеся зачитывают объяснение слова.

ИСТОРИЯ ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов.

-Ребята, а какая наука открывает и сохраняет для нас историю предков?

Задание «Подумай и сделай правильный выбор» : архитектура, археология, архивариус.

 АРХЕОЛОГИЯ: наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам

АРХИТЕКТУРА: стиль постройки
А. здания.

АРХИВАРИУС: сотрудник архива, хранитель архива.

Сейчас вы попробуете исполнить роль архивариусов -летописцев. Мы с вами вспомнили два исторических термина вам необходимо в парах выстроить устный исторический рассказ на основе оставшихся терминов.


После выполнения задания учащимися зафиксировано затруднение. Не все пары могут правильно выстроить рассказ.

-Почему мы не смогли построить рассказ? (Нам не хватает знаний о жизни славян).


3.Выявление места и причин затруднения.(2 мин)

На что вы обратили внимание.(Трудно выстроить рассказ, не зная значения терминов).Как вы думаете о каком времени мы сегодня будем говорить? (дети формулируют тему урока «Жизнь древних славян» )

4.Целеполагание и построение выхода из затруднения.(3мин)

-Давайте определим цель нашего урока.( Узнать о жизни славян в Древней Руси. Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись).

-И построим проект выхода из затруднения, т.е наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новое знание, какие знания нам пригодятся.

План открытия нового знания :

1.Расселение древних славян. (исследуем карту)

2.Занятия древних славян ( с помощью учебника и энциклопедий).

3.Быт и жилища древних славян( с помощью учебника и рисунков).

4.Верования древних славян ( учебник и энциклопедия).

Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с картой, с учебником, умение находить главную мысль)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.7-10 мин

-Работаем в группах по четыре человека. Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.

Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3, 4. У каждой группы свой предмет исследования - учебник и исторические источники, выбранные мною из исторической литературы (обратите внимание на выставку книг) и материалов Интернета. Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения задания. Работа в группе осуществляется по определённому плану.

В ходе исследования 1 группа должна выяснить:

Расселение древних славян, используя карту (подойти и дать конверты)

  1. группа: занятия восточных славян.

  2. группа: быт и жилища восточных славян.

  3. группа: верования древних славян.

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.

Слушаем выступление 1 группы, которая исследовала вопрос расселения древних славян.

Как жили славяне?

Наши предки жили все вместе племенем – поодиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди.

Семьи у славян большие, несколько родов составляют племя, несколько поселений общину. Каждое племя занимало свою территорию.

Молодец! Действительно первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах». Во главе стоял родовой старейшина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет – вече, теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось всё мужское население - народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Используя карту, укажите территорию, на которой проживали древние славяне.

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.

На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов. Назовите племена восточных славян.

Полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы.

Как описана жизнь славян в исторических документах?

Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».

Какие национальности позднее произошли от восточных славян?

От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

Молодцы, ребята! Мне очень понравилась работа вашей группы. Внимательно слушайте ответы других исследовательских групп, и если вам известны интересные факты из жизни славян, вы можете дополнить их ответы.

Учитель Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности.


Об этом нам расскажет 2 группа

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту.

В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Учитель Знаете, ребята, что охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)

Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие.

Скотоводство Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.

Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.

Земледелие Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).

(показать на слайде соху и борону) Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил. Так через века эти ремёсла, которые мы называем профессиями, дошли до 21 века. Какие ремёсла наиболее успешно развивались у славян? (кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь).

Итак, основные Занятия славян

земледелие скотоводство

охота рыболовство собирательство бортничество


Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием .

И, конечно, согревало славян их жилище.

О нём расскажет нам 3 группа

Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали скот.

Неприхотливым было убранство: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.

Для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов?

Что бы можно было скрыться от врагов.

Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.

Как же выглядела землянка? ( Прочитайте текст на с.37-38)

Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по котором уходил дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находится внутри.

Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной.

Учитель Молодцы, ребята!

Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.

Итак, о верованиях славян нам расскажет 4 группа.

Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги: Стрибог – повелитель ветра, Мокошь- божество плодородия, Ярило – бог Солнца. Одним из главных богов был Перун – бог молнии и грома.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.

У славян не было жрецов, но они думали,что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Родной мир славяне населяли фантастическими существами: домовыми, лешими, водяными, русалками.

С почитанием природы связаны славянские праздники: Ивана Купалы.

Чтение текста с.38 учебник.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).

А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.

Выполним тестовое задание.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)

А) Славяне жили:

  1. В пустыне.

  2. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.

  3. В горах.

Б) Что такое бортничество?

  1. Изготовление бочек из дерева.

  2. Выдалбливание лодок.

  3. Собирание мёда диких пчёл.

В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

  1. Ружьё.

  2. Лук со стрелами.

  3. Саблю.

Г) Жилище древних славян?

1)Землянка.

2)Чум.

3).Пещера.

5. Древние славяне были:
а) язычниками
б) христианами
в) мусульманами

Проверьте тест самостоятельно.


7.Включение в систему знаний и повторение.

Ещё раз проговариваем основные положения темы. А теперь, заполните листы самооценки на розовом поле.

8. Домашнее задание.

1.Сделайте рисунки к изученному периоду родной истории.

2.Подготовьте сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде.


9.Рефлексия

- Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»

Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

-Кому работа на уроке показалась интересной?

- Что вас особенно удивило?

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.


Наказ от восточных славян

Славяне – «славящиеся», прославившиеся своими подвигами

  1. Прославляй свою страну хорошими поступками и делами.

  2. Будь честный: не воруй и не обмани.

  3. Поступай без коварства и зла.

  4. Соблюдай целомудрие.

  5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.


На следующих уроках вы продолжите знакомство со «Страницами истории Отечества».

Список использованной литературы:

1. Макарова К. В. Актуализация творческого потенциала личности, М.,2000.

2. Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.

3. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.

Кузнецова Н.П.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос