Места проживания наших предков. Строительство дома.
Задачи:
• Изучить характерные детали и фрагменты построек деревянного дома;
• Учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений дама;
• Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;
• Воспитывать бережное отношение, уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Пермском крае.
Места проживания наших предков. Строительство дома.
Сухина Анжелика Анатольевна
IIквалификационная категория
по должности «учительизобразительного
искусства»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Тюлькинская основная
общеобразовательная школа»
Соликамского района
Урок для 6 класса
Продолжительность урока – 45 минут
Тюлькино, 2012
Пояснительная записка.
Актуальность.На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
Мной разработан урок для учащихся 6 классас мультимедийной презентацией. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся. Компьютер позволяет ученикам получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Содержание данного урока направлено на воспитание художественной культуры школьников, на развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность? В этом поможет всестороннее знакомство школьников с народным творчеством русского народа на уроках, с помощью которогоу них пробудится интерес и любовь к наследию народного искусства, вызовет желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. В ходе занятия мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить и понимать культурное наследие русского народа.Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности.
Вот поэтому реализацию цели моей педагогической деятельности на уроках искусства: приобщение детей к русскому народному наследию, я спланировала через решение следующих задач:
·
Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к наследию русского народа;
·
Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса;
·
Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке;
·
Развивать воображение учащихся во время творческого процесса;
·
Повышать интерес к изучению предмета посредством использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.
·
Формировать у подрастающего поколения чувства гордости за созданное искусство своего народа за прожитые века;
·
Воспитывать и формировать эстетические вкусы, трудолюбие, заботливое и бережное отношение к народным достояниям на основе традиционной народной культуры.
·
Приобретение новых знаний, умений и навыков в разных сферах декоративно-прикладного творчества;
Предполагаемые результаты
1. Учащиеся получают общие представления о народной художественной культуре русского народа;
2. У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
3. Развивается художественный вкус, видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
4. Получают необходимую информацию, используя книги, интернет;
5. Научиться анализировать и определять эстетическую значимость своей работы, развивать навыки контроля и самоконтроля, уважать себя и окружающих.
Тема урока: «Места проживания наших предков. Строительство дома».
Цель: познакомить учащихся со строительством древнерусского дома.
Задачи:
·
Изучить характерные детали и фрагменты построек деревянного дома;
·
Учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений дама;
·
Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;
·
Воспитывать бережное отношение, уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Пермском крае;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Содержание урока.
Беседа.
У: Ребята, что вы знаете о местах проживания ваших предков? А как на Руси происходило строительство жилища?
Д: Ответы детей.
У: Сегодня на уроке вы узнаете и как выбирали места для проживания наши предки, и как они строили свои дома, и многое другое.
Изучение нового материала.
Слайд 2. У: В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Перед строительством надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникала заимка (занимать), а первые постройки назывались починками (т.е. начало).
… Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь. С.Есенин.
Изба – традиционное русское жилище из дерева, отапливаемое зимой.
Слайд 3. Для строительства дома больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями:
Ø Старое дерево скрипит, да не ломается.
Ø Старый дуб не скоро сломится.
Ø Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Ø Дерево не поранишь, соку не достанешь.
Ø Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Ø Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
Ø Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
Слайд 4. Строить избу выходило до двадцати человек, но хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Так организовались плотницкие артели.
Слайд 5. Топор за поясом, скобель, долото – вот весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Топором и лес рубили и ложку могли выстругать.
Слайд 6.Наиболее распространенным типом жилища Древней Руси XVI– XVIIв.в. являлась односрубная четырёхстенная изба с сенями, иногда добавлялась холодная клетьдля хранения имущества или жилья в летнее время.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинутся.
Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи.
Слайд 7. Самую высокую точку крыши -охлупень украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените. На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные».Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли.
Слайд 8. На месте стыка причелин располагалось дощатое «полотенце», с солярным знаком. Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концами жердей с крюком на конце «куриц», державших желоб для слива дождевой воды придана форма птиц или головы коня.
Слайд 9. Давайте посмотрим внешний вид дома.
Слайд 10. Связь между солнцем и изображением колеса известна с древности. Система расположения солярных знаков связана с движением солнца вокруг земли и также пришла из глубокой древности: слева на лице избы располагалось восходящее солнце, конек символизировал полуденное солнце, справа изображали солнце заходящее.
Слайд 11. Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах. Образ птицы был связан с небом, поэтому тонкие жерди с крюком на конце, поддерживающие водотечный поток, заканчивались изображением птиц-куриц. Эти конструктивные детали, расположенные над дверью, так и назывались «курицы».
Слайд 12. Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его частовырезали на причелинах и на матице (опорная балка, проходящая посередине потолка избы), чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара. В северорусской резьбе громовой знак вырезали в форме круга с шестью изогнутыми языками пламени, изображающими вращение огненного шара.
Ромбо-точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню. Для древнего земледельца линии, пересекавшие прямоугольник, обозначали полдень, полночь, восход и закат, а также четыре стороны прямоугольного поля, которое вспахивалось плугом в двух направлениях, а потом боронилось в двух направлениях, перпендикулярных бороздам.Солярный знак с крестом мог означать и четыре стороны света: север, юг, восток и запад, так как земные координаты определялись по солнцу.
Физминутка.Слайд 13.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Слайд 14. Фасад для крестьян означал – «лицо» избы. На боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Окна – «глаза» дома.
Слайд 15 — 16. Над окнами крепились резные наличники, позже появились накладные наличники со ставнями. Если ставни открыты – значит, хозяева дома, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли.
И теперь, когда вот новым светом Все равно остался я поэтом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Золотой бревенчатой избы С. Есенин… У: Ребята, а где вы могли встречать изображение русской избы?
Д: В сказках.
«Крошечка – Хаврошечка» |
Слайд 18. Изба с. ГоворливоеКрасновишерского района. На дому висят две надписи. Давайте попробуем их прочитать.
Слайд 19. Дома в Г. Чердынь. Слайд 20. Покча. Ворота купеческой усадьбы.
Слайд 21. Дом на р. Чусовая. Слайд 22. Село Касиб. Висячее крыльцо жилого дома.
Слайд 23. Усть-БоровскаяСоликаского района Пермского края. Солеваренный завод XIX века.
III. Практическая работа.
Работа в парах. С помощью солярных знаков, лежащих у вас на столах, разработать узор причелин с «полотенцем» на крыше дома. Распределить поровну обязанности в паре.
IV. Итог урока.
Анализ выполненных работ. Ответить на вопросы:
1. По каким приметам выбирали место для постройки избы?
2. Что изображали на причелинах?
3. Что означали крыльцо и окна?
Литература:
1. Поурочные планы по изобразительному искусству 5 – 8 классы по учебнику В.С. Кузина. Составители: Дроздова, О.В.Павлова, Т.В.Андриенко, 2005, 2006, 2008г.г.
2. ИЗО 5 – 7 кл. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель, 2007
4. Сайты интернета:
·
happynouruz.narod.ru
·
www.srub.info
·
yomen.livejournal.com
·
sites.google.com
·
www.newsprom.ru
·
www.prosv.ru
·
www.webois.com.ua
·
forum-slovo.ru
·
www.fotooko.ru
·
www.fotosoyuz.ru
·
lorinda.ru
·
http://www.nashural.ru/Goroda_i_sela/ust-borovskoi.htm
Места проживания наших предков. Строительство дома.
Сухина Анжелика Анатольевна
II квалификационная категория
по должности «учитель изобразительного
искусства»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Тюлькинская основная
общеобразовательная школа»
Соликамского района
Урок для 6 класса
Продолжительность урока – 45 минут
Тюлькино, 2012
Пояснительная записка.
Актуальность. На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
Мной разработан урок для учащихся 6 класса с мультимедийной презентацией. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся. Компьютер позволяет ученикам получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Содержание данного урока направлено на воспитание художественной культуры школьников, на развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность? В этом поможет всестороннее знакомство школьников с народным творчеством русского народа на уроках, с помощью которого у них пробудится интерес и любовь к наследию народного искусства, вызовет желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. В ходе занятия мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить и понимать культурное наследие русского народа. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности.
Вот поэтому реализацию цели моей педагогической деятельности на уроках искусства: приобщение детей к русскому народному наследию, я спланировала через решение следующих задач:
-
Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к наследию русского народа;
-
Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса;
-
Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке;
-
Развивать воображение учащихся во время творческого процесса;
-
Повышать интерес к изучению предмета посредством использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.
-
Формировать у подрастающего поколения чувства гордости за созданное искусство своего народа за прожитые века;
-
Воспитывать и формировать эстетические вкусы, трудолюбие, заботливое и бережное отношение к народным достояниям на основе традиционной народной культуры.
-
Приобретение новых знаний, умений и навыков в разных сферах декоративно-прикладного творчества;
Предполагаемые результаты
-
Учащиеся получают общие представления о народной художественной культуре русского народа;
-
У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
-
Развивается художественный вкус, видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
-
Получают необходимую информацию, используя книги, интернет;
-
Научиться анализировать и определять эстетическую значимость своей работы, развивать навыки контроля и самоконтроля, уважать себя и окружающих.
Тема урока: «Места проживания наших предков. Строительство дома».
Цель: познакомить учащихся со строительством древнерусского дома.
Задачи:
-
Изучить характерные детали и фрагменты построек деревянного дома;
-
Учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений дама;
-
Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;
-
Воспитывать бережное отношение, уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Пермском крае;
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Содержание урока.
Беседа.
У: Ребята, что вы знаете о местах проживания ваших предков? А как на Руси происходило строительство жилища?
Д: Ответы детей.
У: Сегодня на уроке вы узнаете и как выбирали места для проживания наши предки, и как они строили свои дома, и многое другое.
Изучение нового материала.
Слайд 2. У: В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Перед строительством надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникала заимка (занимать), а первые постройки назывались починками (т.е. начало).
… Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь. С.Есенин.
Изба – традиционное русское жилище из дерева, отапливаемое зимой.
Слайд 3. Для строительства дома больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями:
-
Старое дерево скрипит, да не ломается.
-
Старый дуб не скоро сломится.
-
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
-
Дерево не поранишь, соку не достанешь.
-
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
-
Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
-
Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
Слайд 4. Строить избу выходило до двадцати человек, но хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Так организовались плотницкие артели.
Слайд 5. Топор за поясом, скобель, долото – вот весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Топором и лес рубили и ложку могли выстругать.
Слайд 6.Наиболее распространенным типом жилища Древней Руси XVI – XVII в.в. являлась односрубная четырёхстенная изба с сенями, иногда добавлялась холодная клеть для хранения имущества или жилья в летнее время.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинутся.
Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи.
Слайд 7. Самую высокую точку крыши - охлупень украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените. На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные». Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли.
Слайд 8. На месте стыка причелин располагалось дощатое «полотенце», с солярным знаком. Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концами жердей с крюком на конце «куриц», державших желоб для слива дождевой воды придана форма птиц или головы коня.
Слайд 9. Давайте посмотрим внешний вид дома.
Слайд 10. Связь между солнцем и изображением колеса известна с древности. Система расположения солярных знаков связана с движением солнца вокруг земли и также пришла из глубокой древности: слева на лице избы располагалось восходящее солнце, конек символизировал полуденное солнце, справа изображали солнце заходящее.
Слайд 11. Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах. Образ птицы был связан с небом, поэтому тонкие жерди с крюком на конце, поддерживающие водотечный поток, заканчивались изображением птиц-куриц. Эти конструктивные детали, расположенные над дверью, так и назывались «курицы».
Слайд 12. Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали на причелинах и на матице (опорная балка, проходящая посередине потолка избы), чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара. В северорусской резьбе громовой знак вырезали в форме круга с шестью изогнутыми языками пламени, изображающими вращение огненного шара.
Ромбо-точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню. Для древнего земледельца линии, пересекавшие прямоугольник, обозначали полдень, полночь, восход и закат, а также четыре стороны прямоугольного поля, которое вспахивалось плугом в двух направлениях, а потом боронилось в двух направлениях, перпендикулярных бороздам. Солярный знак с крестом мог означать и четыре стороны света: север, юг, восток и запад, так как земные координаты определялись по солнцу.
Физминутка. Слайд 13.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Слайд 14. Фасад для крестьян означал – «лицо» избы. На боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Окна – «глаза» дома.
Слайд 15 - 16. Над окнами крепились резные наличники, позже появились накладные наличники со ставнями. Если ставни открыты – значит, хозяева дома, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли.
И теперь, когда вот новым светом Все равно остался я поэтом
И моей коснулась жизнь судьбы, Золотой бревенчатой избы С. Есенин.. У: Ребята, а где вы могли встречать изображение русской избы?
Д: В сказках.
«Крошечка – Хаврошечка»
Слайд 17. У: Да. Во многих русских народных сказках художники по-своему изображают избу. Давайте посмотрим.
У: Знаете ли вы, ребята, что в нашем Пермском крае сохранилось много старинных русских изб. Вот некоторые из них:
Слайд 18. Изба с. Говорливое Красновишерского района. На дому висят две надписи. Давайте попробуем их прочитать.
Слайд 19. Дома в Г. Чердынь. Слайд 20. Покча. Ворота купеческой усадьбы.
Слайд 21. Дом на р. Чусовая. Слайд 22. Село Касиб. Висячее крыльцо жилого дома.
Слайд 23. Усть-Боровская Соликаского района Пермского края. Солеваренный завод XIX века.
-
Практическая работа.
Работа в парах. С помощью солярных знаков, лежащих у вас на столах, разработать узор причелин с «полотенцем» на крыше дома. Распределить поровну обязанности в паре.
-
Итог урока.
Анализ выполненных работ. Ответить на вопросы:
-
По каким приметам выбирали место для постройки избы?
-
Что изображали на причелинах?
3. Что означали крыльцо и окна?
Литература:
-
Поурочные планы по изобразительному искусству 5 – 8 классы по учебнику В.С. Кузина. Составители: Дроздова, О.В.Павлова, Т.В.Андриенко, 2005, 2006, 2008г.г.
-
ИЗО 5 – 7 кл. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009
-
Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель, 2007
-
Сайты интернета:
-
happynouruz.narod.ru
-
yomen.livejournal.com
-
sites.google.com
-
forum-slovo.ru
-
lorinda.ru
-
http://www.nashural.ru/Goroda_i_sela/ust-borovskoi.htm
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Ваш конспект без презентации потерял свою оригинальность и значимость. Назначение портала Учмет не только в том, чтобы оценить вашу работу, а, главным образом, создать информационное пространство для преподавателей по обмену опытом, использовать информационные ресурсы других преподавателей в своей практике, накапливать материал по нужным темам, заниматься самообразованием. То, что описываете вы в своей работе, без презентации, давно известно учителям вашей дисциплины, а если бы была презентация, каждый смог бы использовать ее как готовый информационный продукт.
Кроме этого, вы не учли требования портала к размещению материала на его страницах, не поместили логотип портала на первой странице.