Проектная работа " Математика в быту и повседневной жизни"
Аннотация
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы:
— изучили теорию вопроса;— встретились с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с директором школы, медицинским работником и школьным поваром);
— обработали результаты, полученные в ходе опроса;
— просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?».
Выяснили что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта
| Квартникова Нина Михайловна
|
Место работы, должность
| МКОУ Новокриушанская СОШ, учитель математики
|
ФИ учащихся
| Онуфриева Оксана, Тамбовцева Анна
|
Место учебы, класс
| МКОУ Новокриушанская СОШ, 6класс
|
Предметный раздел
| математика
|
Межпредметные связи
| информатика
|
Уровень владения учениками проектной технологией
| Начальный (ученицы впервые выполняют проектную работу)
|
Тема проекта
| «
« Математика в быту и повседневной жизни» |
Вид проекта
| Информационный проект – сбор и обработка информации по проблеме проекта.
|
По комплексности: монопроект – реализуется в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
| |
По характеру контактов:
внутришкольный | |
По продолжительностисредний, требующий 4 недели
| |
|
|
Цель проекта
| Расширение знаний учащихся о математике в повседневной жизни, об истории возникновения процентов.
|
Задачи
| 1. Провести беседу с шестиклассниками с целью выяснить их знания о применении математики в повседневной жизни.
2. Собрать и систематизировать информацию по теме проекта. 3. Подготовить продукты проекта: презентацию « Математика в быту и повседневной жизни» и брошюру 4. Подготовить выступление перед 6-классниками на внеклассном мероприятии. |
Этапы работы (перечень из содержания)
| 1.
Проведены беседы с людьми разных специальностей. 2. Проведена работа по сбору информации в сети интернет, а также из других источников. Отобраны задачи из сборников ЕГЭ и ГИА. Информация обработана и систематизирована. 3. Оформлена и отформатирована брошюра. 4. Подготовлены продукты проектной работы: · Медиапрезентация « Математика в быту и повседневной жизни», напечатана брошюра. 5. Проведена рефлексия и самооценка участников проекта. |
Реальность реализации и практическая ценность проекта |
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику. Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка, т.к. они не только собрали материал по теме проекта, но и выступили в роли « корреспондентов», делись с полученными знаниями. |
Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения) |
Реализуя проектную идею, ученицы собрали и систематизировали информацию по выбранной теме; изготовили и напечатали брошюру; создали медиапрезентацию в качестве сопровождения рассказа для выступления. Выступление планируется в рамках школьной недели математики и на районной конференции |
Презентация проекта
| Проект будет защищаться в середине 3-й четверти во время проведения внеклассного мероприятия.
|
|
|
|
| Особенности реализации проекта
|
|
| |
Постановка задачи ученикам
(Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками) | На уроке проектной деятельности проведено анкетирование учащихся 6 класса с целью выявления наиболее заинтересованных ребят для работы над проектом. Им поставлена задача: собрать и систематизировать материал по теме « Математика в быту и повседневной жизни»; подготовить небольшую компьютерную презентацию
| |
Ход выполнения проекта |
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом
Анализ литературы, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.
Приемы умственной деятельности:
анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного.
Приемы работы:
-консультации с учителем;
— поиск недостающей информации в информационном поле и у руководителя проекта;
-работа в сети Интернет;
-работа в программах Microsoft
Office
PowerPoint(для создания презентации) и Microsoft
Office
Word(для создания письменного варианта проекта)
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения
На этапе сбора и обработки информации у авторов проекта возникли трудности при структурировании собранного материала, отбора наиболее существенного и значимого. Также при создании презентации участникам было сложно выбрать основную информацию и представить её на слайдах в сжатой форме.
Потребовалась помощь учащегося 11 класса при форматировании брошюры
Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)
для учителя
(для подготовки к проекту)
для учеников
(задание, др. раздаточный материал)
Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)
Компьютер, мультимедийный проектор, пакет программ Office.
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
Примеры работ
Пример(ы) ученических работ
| Рефлексия по итогам работы
|
Отклики учеников
| Ø Было интересно самим узнать что-то новое из области математики;
Ø С удовольствием работала над созданием презентации; Ø Понравилась созданная нами брошюра Ø С волнением и нетерпением жду нашего выступления перед 6-классниками, а ещё хочется попробовать свои силы на районной конференции проектов. |
Перспективы развитие проекта
| В рамках школьной недели математики по этой же теме возможна подготовка творческого проекта, продуктом которого может стать инсценировка об математике в профессиях .
|
| Мнение учителя (руководителя проекта)
|
На что следует обратить внимание при проведении проекта
| В случае создания презентации необходимо учитывать возрастные особенности 6-классников: не переутомлять их обилием информации; рассказ, сопровождаемый презентацией, не должен быть большим.
|
Что можно улучшить при проведении подобного проекта
| При наличии времени и возможностей учителя, можно было бы силами 6-классников оформить выставку их работ в кабинете математики (а продуктами могли бы стать их небольшие доклады по теме « Математика в жизни», возможно, рисунков по теме
« Математика в профессии моих родителей»). |
|
|
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-
Дону, 2005, С.241.
3. Материалы интернет ресурсов.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новокриушанская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского района Воронежской области
Тема проекта
Выполнили учащиеся 6 класса
Онуфриева Оксана
Тамбовцева Анна
Учитель Квартникова Н.М.
с. Новая Криуша
2012 г
Оглавление.
1.Введение.
2.Основная часть.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Цели:
v образовательные:продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
v воспитательные:создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели.
v развивающие:развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.
Вид проекта: исследовательский, практико – ориентированный, групповой, межпредметный, среднесрочный.
Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Задачи проекта:
v 1.Ответить на вопросы:
— Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?
— Есть ли данная информация в периодической печати?
— Решают ли такие задачи старшеклассники?
v 2.Отобрать нужные задачи из сборников ГИА и ЕГЭ.
v 3.Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни.
v 4.Подготовить презентацию о проделанной работе.
Продукты:
v брошюра «Математика в быту и повседневной жизни»;
v компьютерная презентация;
Необходимое оборудование:проектор, экран, компьютер, принтер, фотоаппарат, бумага формата А4, рабочие тетради.
Методы исследования:
Изучение опыта,самостоятельная работа с литературой, эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме), беседа.
Участники проекта:учащиеся 6-х классов.
ХОД ПРОЕКТА:
1
ЭТАП
— социологический опрос по определению темы проекта;
— постановка задач, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленных задач
2
ЭТАП
— обсуждение собранного материала;
— разработка сценария основной части проекта.
3
ЭТАП
— форматирование и печать брошюры
— подготовка компьютерной презентации проекта
— оформление проекта.
4
ЭТАП
— защита проекта с демонстрацией подготовленного материала.
— оформление результатов проекта.
Введение.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Актуальность.
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве.Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Проанализировав ситуацию в классах, можно прийти к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Данный проект преследует собой цель пропаганды изучения математики и предлагает новый взгляд на математику в русле важной составляющей для современного человека.
Обучаясь в школе, учащиеся очень часто задаются вопросами «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Предлагаемый проект позволяет сформировать у учащихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, представления о различных методах решения задач и ориентирован на более широкое, выходящее за рамки школьной программы, изучение математики и направлен на подготовку к успешному участию в математических олимпиадах.
Работа со школьными учебниками, сборниками ЕГЭ и ГИА позволит помочь школьникам вспомнить и повторить, закрепить и повторить материал по теме « Проценты».
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить:
§
формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
§
положительную мотивацию обучения;
§
повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления;
§
развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
Основная часть.
Описание этапов проекта.
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновения и развития этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.
Предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет:· не сделать ошибок на экзаменах,
· разбираться в товарно-денежных отношениях,
· быть практичнее.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы:
1. Изучили теорию вопроса.
2. Встретились с людьми разных профессий (беседовали с директором,
родителями, со школьным бухгалтером, школьным поваром)
3. Обработали результаты, полученные в ходе опроса.
4. Просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?»
Мы распределили задания следующим образом:
1.Сначала побеседовали с директором, со школьным бухгалтером, поварами школьной столовой, родителями. В ходе беседы, мы выяснили, что взрослым каждый день приходиться решать математические задачи, а особенно задачи на проценты. Бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. А так же, оказалось, что многие родители брали кредиты в банке под проценты, чтобы купить мебель, холодильник, стиральную машину. После этого сделали вывод — чаще всего в жизни встречаются задачи на проценты.
2. И мы решили спросить еще у старшеклассников, решают ли они задачи на проценты, и были удивлены тем, что такие задачи у них есть на ЕГЭ и ГИА. Обратились к ним с просьбой решить задачу с практическим применением в быту и повседневной жизни, попробовали решить и сами первые попавшиеся в сборнике задачи и вот что выяснили. Почти 61% учащихся нашего класса решают такие задачи, а среди старшеклассников верно решают такие задачи 73%. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Поэтому нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать.
3. Следуя нашему плану, мы сходили в библиотеку и посмотрели газеты и журналы с целью найти задачи с математическим содержанием. Оказывается, в каждом номере газеты или журнала они встречаются либо в рекламе, либо в вопросах бизнеса.
Интересно узнать, что означают рекламы из газет? А вот что: в первой Если товар стоит 3 тыс. рублей, то со скидкой 50% (это половина стоимости товара), его можно купить со скидкой за 1,5 тыс руб.,
Во второй рекламе «Про слуховые аппараты» из газеты «Калачеевские зори». Слуховые аппараты стоят 1500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. Поэтому пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 150 рублей дешевле, за 1350 рублей.
Побывав в библиотеке, окончательно убедились, что задачи на проценты есть в нашей повседневной жизни .
4.Тогда мы решили узнать больше о возникновении процентов; составить справочный материал по основным типам задач, отобранным из школьных учебников и пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Изучив сборники для подготовки к ЕГЭ, задачи с прикладным применением в быту и повседневной жизни встречаются в двух заданиях В1 и В4. Остановимся на задачах В1. Это задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком. Вот некоторые из них:
1)Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата слесаря 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?
Решение:14000-14000*0,13=12180(р.)
2)Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Решение:(3500-2800):3500*100=20(%)
5. В процессе выполнения данного этапа мы собирали тексты задач с практическим содержанием, набирали их на компьютере, форматировали тексты, подбирали справочный материал и примеры решения некоторых задач.
6.Все материалы были оформлены в брошюру, которую назвали «Математика в быту и повседневной жизни».
7.Данную брошюру мы сделали для себя. Нам было интересно, во сколько она нам обошлась и мы сделали расчеты ее себестоимости. Их представляет этот слайд. Пачка бумаги из 500 листов стоит 225 рублей, в брошюре 12 листов, поэтому они стоят 5 рубля 28 копеек. Картридж для принтера стоит 500 рублей, в среднем можно распечатать 500 листов бумаги. Мы израсходовали 12 листов. поэтому на краску ушло 12 рублей. В среднем израсходовали 10 киловатт-час электроэнергии, на что ушло 16 рубле 50 копеек. Поэтому брошюра нам обошлась в 34 рублей 20 копеек, это экономнее, чем купить в магазине.
Над проектом и созданием брошюры мы трудились 4 недели.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты,
оценивать свои результаты.
Мы узнали, что
задачи математического содержания встречаются:
• на работе у взрослых;
• в школе;
• на рекламных щитах;
• на экранах телевизоров;
• в периодической печати;
Чаще встречаются задачи на проценты:
• при оформлении кредитов;
• при вкладах сбережений в банк.
Людям необходимо уметь решать математические задачи (в том числе и нам)!
Выяснили и сделали вывод: что, взрослым и старшеклассникам
часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
Заключение.
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся, среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику.
Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов для младших учеников, делясь с ними полученными знаниями.
РЕФЛЕКСИЯ.
Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка. Отзывы авторов проекта:
·
Я более подробно узнала о роли математических задач в жизни.
·
Я с удовольствием работала над созданием презентации.
·
Понравилась выпущенная брошюра. А еще мне понравилось выступать перед 6-классниками в роли лектора.
Список используемой литературы.
1.Шаблон VCT–проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
3. Подготовка и защита реферата, Е.И. Грищук, Л.Д. Мудрова, ВОИПКиРО, <metricconverter productid=«2008 г» w:st=«on»>2008 г
4.Дроби и проценты, С, С, Минаева, изд.»Экзамен», Москва, 2012г
5. Материалы интернет ресурсов.
Аннотация
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Мы провели исследование по теме "Математика в быту и повседневной жизни" и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы:
- изучили теорию вопроса;
- встретились с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с директором школы, медицинским работником и школьным поваром);
- обработали результаты, полученные в ходе опроса;
- просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?».
Выяснили что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта |
Квартникова Нина Михайловна |
Место работы, должность |
МКОУ Новокриушанская СОШ, учитель математики |
ФИ учащихся |
Онуфриева Оксана, Тамбовцева Анна |
Место учебы, класс |
МКОУ Новокриушанская СОШ, 6класс |
Предметный раздел |
математика |
Межпредметные связи |
информатика |
Уровень владения учениками проектной технологией |
Начальный (ученицы впервые выполняют проектную работу) |
Тема проекта |
« « Математика в быту и повседневной жизни» |
Вид проекта |
Информационный проект – сбор и обработка информации по проблеме проекта. |
По комплексности: монопроект – реализуется в рамках одного учебного предмета или одной области знания. |
|
По характеру контактов: внутришкольный |
|
По продолжительности средний, требующий 4 недели |
|
|
|
Цель проекта |
Расширение знаний учащихся о математике в повседневной жизни, об истории возникновения процентов. |
Задачи |
« Математика в быту и повседневной жизни» и брошюру
|
Этапы работы (перечень из содержания) |
|
Реальность реализации и практическая ценность проекта |
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику. Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка, т.к. они не только собрали материал по теме проекта, но и выступили в роли « корреспондентов» , делись с полученными знаниями. |
Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения) |
Реализуя проектную идею, ученицы собрали и систематизировали информацию по выбранной теме; изготовили и напечатали брошюру; создали медиапрезентацию в качестве сопровождения рассказа для выступления. Выступление планируется в рамках школьной недели математики и на районной конференции |
Презентация проекта |
Проект будет защищаться в середине 3-й четверти во время проведения внеклассного мероприятия. |
|
|
|
|
Особенности реализации проекта |
|
|
|
Постановка задачи ученикам (Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками) |
На уроке проектной деятельности проведено анкетирование учащихся 6 класса с целью выявления наиболее заинтересованных ребят для работы над проектом. Им поставлена задача: собрать и систематизировать материал по теме « Математика в быту и повседневной жизни»; подготовить небольшую компьютерную презентацию |
|
Ход
выполнения проекта |
||
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом |
Анализ литературы, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д. Приемы умственной деятельности: анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного. Приемы работы: -консультации с учителем; - поиск недостающей информации в информационном поле и у руководителя проекта; -работа в сети Интернет; -работа в программах Microsoft Office PowerPoint (для создания презентации) и Microsoft Office Word (для создания письменного варианта проекта) |
|
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения |
На этапе сбора и обработки информации у авторов проекта возникли трудности при структурировании собранного материала, отбора наиболее существенного и значимого. Также при создании презентации участникам было сложно выбрать основную информацию и представить её на слайдах в сжатой форме. Потребовалась помощь учащегося 11 класса при форматировании брошюры |
|
Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта) |
||
для
учителя |
||
для
учеников |
||
Требуемое
оборудование для проведения проекта
|
Компьютер, мультимедийный проектор, пакет программ Office. |
|
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта |
||
|
Примеры работ |
|
Пример(ы) ученических работ |
|
|
Рефлексия по итогам работы |
Отклики учеников |
|
Перспективы развитие проекта |
В рамках школьной недели математики по этой же теме возможна подготовка творческого проекта, продуктом которого может стать инсценировка об математике в профессиях . |
|
Мнение учителя (руководителя проекта) |
На что следует обратить внимание при проведении проекта |
В случае создания презентации необходимо учитывать возрастные особенности 6-классников: не переутомлять их обилием информации; рассказ, сопровождаемый презентацией, не должен быть большим. |
Что можно улучшить при проведении подобного проекта |
При наличии времени и возможностей учителя, можно было бы силами 6-классников оформить выставку их работ в кабинете математики (а продуктами могли бы стать их небольшие доклады по теме « Математика в жизни», возможно, рисунков по теме « Математика в профессии моих родителей»). |
|
|
При составлении шаблона использовались следующие материалы:
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-
Дону, 2005, С.241.
3. Материалы интернет ресурсов.
Муниципальное
казенное общеобразовательное
учреждение
Новокриушанская средняя
общеобразовательная школа
Калачеевского
района Воронежской области
Тема проекта
Выполнили учащиеся 6 класса
Онуфриева Оксана
Тамбовцева Анна
Учитель Квартникова Н.М.
с. Новая Криуша
2012 г
Оглавление.
1.Введение.
2.Основная часть.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Цели:
-
образовательные: продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
-
воспитательные: создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели.
-
развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.
Вид проекта: исследовательский, практико – ориентированный, групповой, межпредметный, среднесрочный.
Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Задачи проекта:
-
1.Ответить на вопросы:
- Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?
- Есть ли данная информация в периодической печати?
- Решают ли такие задачи старшеклассники?
-
2.Отобрать нужные задачи из сборников ГИА и ЕГЭ.
-
3.Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни.
-
4.Подготовить презентацию о проделанной работе.
Продукты:
-
брошюра «Математика в быту и повседневной жизни»;
-
компьютерная презентация;
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, принтер, фотоаппарат, бумага формата А4, рабочие тетради.
Методы исследования:
Изучение опыта, самостоятельная работа с литературой, эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме), беседа.
Участники проекта: учащиеся 6-х классов.
ХОД ПРОЕКТА:
-
ЭТАП
- социологический опрос по определению темы проекта;
- постановка задач, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленных задач
-
ЭТАП
- обсуждение собранного материала;
- разработка сценария основной части проекта.
-
ЭТАП
- форматирование и печать брошюры
- подготовка компьютерной презентации проекта
- оформление проекта.
-
ЭТАП
- защита проекта с демонстрацией подготовленного материала.
- оформление результатов проекта.
Введение.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Актуальность.
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Проанализировав ситуацию в классах, можно прийти к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Данный проект преследует собой цель пропаганды изучения математики и предлагает новый взгляд на математику в русле важной составляющей для современного человека.
Обучаясь в школе, учащиеся очень часто задаются вопросами «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Предлагаемый проект позволяет сформировать у учащихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, представления о различных методах решения задач и ориентирован на более широкое, выходящее за рамки школьной программы, изучение математики и направлен на подготовку к успешному участию в математических олимпиадах.
Работа со школьными учебниками, сборниками ЕГЭ и ГИА позволит помочь школьникам вспомнить и повторить ,закрепить и повторить материал по теме « Проценты».
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить:
-
формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
-
положительную мотивацию обучения;
-
повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления;
-
развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
Основная часть.
Описание этапов проекта.
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновения и развития этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Мы провели исследование по теме "Математика в быту и повседневной жизни" и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.
Предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет:
-
не сделать ошибок на экзаменах,
-
разбираться в товарно-денежных отношениях,
-
быть практичнее.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы:
1. Изучили теорию вопроса.
2. Встретились с людьми разных профессий (беседовали с директором,
родителями, со школьным бухгалтером, школьным поваром)
3. Обработали результаты, полученные в ходе опроса.
4. Просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?»
Мы распределили задания следующим образом:
1. Сначала побеседовали с директором, со школьным бухгалтером, поварами школьной столовой, родителями. В ходе беседы , мы выяснили, что взрослым каждый день приходиться решать математические задачи, а особенно задачи на проценты. Бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. А так же, оказалось, что многие родители брали кредиты в банке под проценты, чтобы купить мебель, холодильник, стиральную машину. После этого сделали вывод - чаще всего в жизни встречаются задачи на проценты.
2. И мы решили спросить еще у старшеклассников, решают ли они задачи на проценты, и были удивлены тем, что такие задачи у них есть на ЕГЭ и ГИА. Обратились к ним с просьбой решить задачу с практическим применением в быту и повседневной жизни, попробовали решить и сами первые попавшиеся в сборнике задачи и вот что выяснили. Почти 61% учащихся нашего класса решают такие задачи, а среди старшеклассников верно решают такие задачи 73%. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Поэтому нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать.
3. Следуя нашему плану, мы сходили в библиотеку и посмотрели газеты и журналы с целью найти задачи с математическим содержанием. Оказывается, в каждом номере газеты или журнала они встречаются либо в рекламе, либо в вопросах бизнеса.
Интересно узнать, что означают рекламы из газет? А вот что: в первой Если товар стоит 3 тыс. рублей , то со скидкой 50% (это половина стоимости товара), его можно купить со скидкой за 1,5 тыс руб.,
Во второй рекламе «Про слуховые аппараты» из газеты «Калачеевские зори». Слуховые аппараты стоят 1500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. Поэтому пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 150 рублей дешевле, за 1350 рублей.
Побывав в библиотеке, окончательно убедились, что задачи на проценты есть в нашей повседневной жизни .
4. Тогда мы решили узнать больше о возникновении процентов; составить справочный материал по основным типам задач, отобранным из школьных учебников и пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Изучив сборники для подготовки к ЕГЭ, задачи с прикладным применением в быту и повседневной жизни встречаются в двух заданиях В1 и В4. Остановимся на задачах В1. Это задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком. Вот некоторые из них:
1)Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата слесаря 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?
Решение: 14000-14000*0,13=12180(р.)
2)Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Решение:(3500-2800):3500*100=20(%)
5. В процессе выполнения данного этапа мы собирали тексты задач с практическим содержанием, набирали их на компьютере, форматировали тексты, подбирали справочный материал и примеры решения некоторых задач.
6. Все материалы были оформлены в брошюру, которую назвали «Математика в быту и повседневной жизни».
7. Данную брошюру мы сделали для себя. Нам было интересно, во сколько она нам обошлась и мы сделали расчеты ее себестоимости. Их представляет этот слайд. Пачка бумаги из 500 листов стоит 225 рублей, в брошюре 12 листов, поэтому они стоят 5 рубля 28 копеек. Картридж для принтера стоит 500 рублей, в среднем можно распечатать 500 листов бумаги. Мы израсходовали 12 листов. поэтому на краску ушло 12 рублей. В среднем израсходовали 10 киловатт-час электроэнергии, на что ушло 16 рубле 50 копеек. Поэтому брошюра нам обошлась в 34 рублей 20 копеек, это экономнее, чем купить в магазине.
Над проектом и созданием брошюры мы трудились 4 недели.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты, оценивать свои результаты.
Мы узнали, что
задачи математического содержания встречаются:
-
на работе у взрослых;
-
в школе;
-
на рекламных щитах;
-
на экранах телевизоров;
-
в периодической печати;
-
Чаще встречаются задачи на проценты:
-
при оформлении кредитов;
-
при вкладах сбережений в банк.
-
-
Людям необходимо уметь решать математические задачи (в том числе и нам)!
Выяснили и сделали вывод: что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
Заключение.
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся, среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику.
Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов для младших учеников, делясь с ними полученными знаниями.
РЕФЛЕКСИЯ.
Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка. Отзывы авторов проекта:
-
Я более подробно узнала о роли математических задач в жизни.
-
Я с удовольствием работала над созданием презентации.
-
Понравилась выпущенная брошюра. А еще мне понравилось выступать перед 6-классниками в роли лектора.
Список используемой литературы.
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
3. Подготовка и защита реферата , Е.И. Грищук, Л.Д. Мудрова, ВОИПКиРО, 2008 г
4.Дроби и проценты, С,С, Минаева, изд.»Экзамен», Москва, 2012г
5. Материалы интернет ресурсов.
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение»
- Международный вебинар «Механизмы реализации мер по противодействию коррупции в организации»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
Мелкие недочеты есть, но если учесть, что проект разработан шестиклассниками, то, конечно, хочется сказать спасибо им и учителю за сознательное усвоение дисциплины, за подбор информации, которую можно использовать для мотивации школьников.
Автор не учел требования портала к размещению материала на его страницах, не поместил логотип портала на первой странице.