Разработка урока по курсу "Основы духовно-нравственной культуры"
Урок по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры»
Тема: «Азы православия. Крещение Руси князем Владимиром»
5 класс
Выборная Татьяна Владимировна, учитель истории,
КОУ «Исилькульская специальная (коррекционная)
школа – интернат VIIIвида»
г. Исилькуль
Я, Выборная Татьяна Владимировна, учитель истории казенного образовательного учреждения «Исилькульская специальная (коррекционная) школа – интернат VIIIвида», представляю разработку урока по курсу «Основы духовно-нравственной культуры» по теме: «Азы православия. Крещение Руси князем Владимиром»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождение русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности, для формирования нравственной личности и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, милосердие .
В процессе обучения учащиеся получают представление о принятии русью Христианства, знакомятся с историей принятия православия. Также в ходе учебной работы прививается интерес к истории родного государства, воспитывается уважение к прошлому своей страны.
Дополнительные материалы: иллюстрации (приложение 1)
Список используемых ресурсов:
1. www.lib.rus.ec.ru
2. www.nauka.bible.com.ua
3. Сказка «Креститель Руси»
4. www.pastor-vladimir.net
5. А.В.Камкин «Истоки»
Тема: «Азы православия. Крещение Руси князем Владимиром»
Цель: — сформировать представление учащихся о принятии православия
Задачи: - рассказать о Великом князе земли русской- Владимире — Красно солнышко.
— прививать интерес к истории родного государства;
— воспитывать уважение к прошлому своей страны
Основные знания: Крещение Руси.
Основные термины и понятия: принятия христианства; христиане.
Оборудование: карта, аудиозапись из балета И. Стравинского «Весна священна»,
портреты: князя Святослава; князя Владимира; иллюстрация Перуна; листочки с текстом.
Предварительная работа: сценка.
Тип урока. Сообщение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент.
— А сейчас, ребята, удобнее садитесь,
не шумите, не вертитесь.
Слушайте внимательно
и отвечайте обязательно!
Вам условие понятно?
Активизация знаний, сообщение темы и цели урока
– Что вы знаете о духовной жизни славян?
(Они были язычниками)
– Во что верили наши предки?
– Мы с вами тоже язычники? (Мы христиане)
– Сегодня мы с вами и поговорим о том, как же люди пришли к тому, чтобы быть христианами. Нам нужно исследовать такие вопросы: кто из русских князей крестил нашу Русь и людей русских.
Тема нашего урока «Крещение Руси», запишите в тетрадь.
II.Изучение нового материала
1.Введение в тему
На доске представлены изображения каменных и деревянных идолов. Звучит отрывок (40 сек.) из балета И. Стравинского «Весна священная».
Давайте перенесёмся на языческий праздник древних славян, который проходит на большой поляне. Девушки и юноши водят хороводы, поют веселые песни, повсюду слышен смех, все угощаются сладким пьянящим напитком – медовухой.
Музыка перестает звучать. Голос учителя звучит таинственно, тревожно.
И вот пришло время принести человеческую жертву главному богу славян – Перуну. Вспомните, почему славяне боялись Перуна и поклонялись ему? (Перун – бог грозы и молнии – мог градом побить урожай, молнией убить скот, поджечь дома…) (Вывешивается картинка с изображением Перуна)
Вопросы:
Как вы думаете, с какой целью славяне приносили могучему богу Перуну человеческую жертву? (для того, чтобы задобрить его, чтобы он не гневался).
— Представьте, ребята, что и мы с вами находимся сейчас на этой поляне и жребий стать жертвой, может выпасть каждому из нас…
2.
Задание. Выразите своё отношение к верованиям и обычаям древних славян, выбрав один из вариантов ответа:
а) они нравятся мне, потому что верующие веселятся и радуются;
б) мне не нравится такая вера, потому что там убивают людей;
в) я бы не стал верить в языческих богов.
(Выслушиваются мнения детей).
3.Рассказ. Киевский князь Владимир, внук княгини Ольги, сначала тоже поклонялся Перуну, а потом не только сам переменил свою веру, но и обратил в христианскую веру всю Русь
— Кто же такой князь Владимир?
— Совершим краткое путешествие в Киев, столицу нашего государства, более подробнее об этом времени вы узнаете на уроках истории.
Более 1000 лет назад во главе Руси стоял князь Святослав, у него было 3 сына: Ярополк и Олег, и Владимир. Каждый из них княжил в отведённом отцом уделе. Но в те времена даже между братьями – князьями были ссоры и войны. Во время таких междоусобиц погибли сыновья Святослава, и остался Владимир – единым правителем Руси.
Вопрос:– Кто же был следующим правителем после Святослава? (князь Владимир.)
Продолжение рассказа учителя. Он тоже был язычником, почитал главного языческого бога – Перуна. Велел повсюду расставлять деревянных идолов – богов и приносить им жертвы. (Показ изображения Перуна) Если случалась
какое – нибудь несчастье: урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять — таки по воле богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали истукана разными подарками, а в особых случаях носили на заклание живых людей. (Можно привести пример о любимом дружинники князя и его сыне)
Словарная работа: истукан (или идол — статуя, которой поклонялись язычники)
4.Задание.
– Сейчас самостоятельно прочитайте текст на листочках и ответьте на вопрос,
— Чем прославился князь Владимир в начале своего правления?
(Дети читают самостоятельно)
Текст №1. Князь Владимир прославился своими знаменитыми пирами. Эти пиры длились много дней и недель. На пирах восхваляли воинов за их победы в сражениях.
Чтобы не голодали бедные для них тоже накрывали столы прямо на улице и каждый мог прийти поесть. А между пирами по приказу Владимира развозили пищу по городу на телегах и раздавали нищим и больным.
Ничего не жалел князь для своей дружины. В то время пол – Европы ели руками, а князь Владимир приказал для своих дружинников выковать драгоценные ложки.
Физкультминутка.
5.Рассказ. Князь Владимир постоянно заботился об укреплении Древнерусского государства. Он защищал Русь от врагов, воевал с теми, кто мешал её процветанию. На рубеже Киевской земли создал ряд городов-крепостей, один из них – город-крепость Белгород.(показ на карте) Он понимал, что для объединения и укрепления русских земель важна была одна общая для всех вера. Из своего детства Владимир помнил, что его бабушка княгиня Ольга была православной христианкой, а она была мудрейшей из людей, следовательно, её вера была самой правильной.И решил князь Владимир стать христианином, принять крещение в городе Херсонес (Корсунь). О том, как это происходило, вы узнаете, посмотрев небольшую сценку6.Инсценирование
Учитель: Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Какой разговор мог бы состояться между князем и послами из разных стран.
Учащиеся читают текст по ролям за послов, а учитель за князя Владимира.
Автор.
Пришли к князю мусульмане.
Мусульманин. Ты- князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклонись нашему богу Аллаху.
Князь Владимир.А какова же ваша вера?
Мусульманин.
Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина.
Князь Владимир. Веселие Руси- в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.
— Как вы думаете, ребята, почему князь Владимир отослал мусульман домой?
(Русский человек любит поесть, а мусульманская вера в этом человека ограничивает).
Автор.
Пришли к князю Владимиру евреи.
Еврей. Прими, князь Владимир, нашу веру.
Князь Владимир. А где же ваша земля?
Еврей. В Иерусалиме.
Князь Владимир. Но там ли вы живёте теперь?
Еврей.
Нет, бог разгневался на наших отцов и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.
Князь Владимир. Зачем же нам вера людей, отверженных богом? Если бы бог любил вас, вы бы не жили в чужих странах. Вы что хотите, чтобы и с нами было тоже?
— Итак, ребята, почему же князь решил не принимать веру евреев? (Выслушиваются мнения детей).
Учитель. Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Послушаем, что они сказали.
Посол из Рима. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что поют там на непонятном для верующих языке.
Автор.Вернулись послы и от немцев. Послушаем их речь.
Посол от немцев. Бедна, некрасива их церковь.
Автор.Возвратились послы и от греков. Вот что рассказали.
Посол от греков.В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.
Автор.Веру греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа.
— Поясните, ребята, почему?
7. Вопросы для закрепления
— Кто крестил Русь?
— Почему Владимир выбрал православную веру?
8. Вывод.
Объявив на Руси новую веру, Владимир и сам отдался ей всей душой. Крещение полностью преобразило Владимира, он стал противником войн, грабежей и убийств, потому что искренне боялся греха перед Богом. Великий князь Владимир в памяти народной получил имя Владимира Красное Солнышко. Как креститель Руси он был объявлен церковью святым.
III. Итог урока.
Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:
— Сегодня на уроке я узнал, что…
— Сегодня на уроке я понял, что…
— Сегодня на уроке я почувствовал, что…
— Мне очень хочется, чтобы…
Казенное образовательное учреждение «Исилькульская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Урок по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры»
Тема: «Азы православия. Крещение Руси князем Владимиром»
5 класс
Выборная Татьяна Владимировна, учитель истории,
КОУ «Исилькульская специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида»
г. Исилькуль
Я, Выборная Татьяна Владимировна, учитель истории казенного образовательного учреждения «Исилькульская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида», представляю разработку урока по курсу «Основы духовно-нравственной культуры» по теме: «Азы православия. Крещение Руси князем Владимиром»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождение русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности, для формирования нравственной личности и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, милосердие .
В процессе обучения учащиеся получают представление о принятии русью Христианства, знакомятся с историей принятия православия. Также в ходе учебной работы прививается интерес к истории родного государства, воспитывается уважение к прошлому своей страны.
Дополнительные материалы: иллюстрации (приложение 1)
Список используемых ресурсов:
-
Сказка «Креститель Руси»
-
А.В.Камкин «Истоки»
Тема: «Азы православия. Крещение Руси князем Владимиром»
Цель: - сформировать представление учащихся о принятии православия
Задачи: - рассказать о Великом князе земли русской- Владимире - Красно солнышко.
- прививать интерес к истории родного государства;
- воспитывать уважение к прошлому своей страны
Основные знания: Крещение Руси.
Основные термины и понятия: принятия христианства; христиане.
Оборудование: карта, аудиозапись из балета И. Стравинского «Весна священна»,
портреты: князя Святослава; князя Владимира; иллюстрация Перуна; листочки с текстом.
Предварительная работа: сценка.
Тип урока. Сообщение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент.
- А сейчас, ребята, удобнее садитесь,
не шумите, не вертитесь.
Слушайте внимательно
и отвечайте обязательно!
Вам условие понятно?
Активизация знаний, сообщение темы и цели урока
– Что вы знаете о духовной жизни славян?
(Они были язычниками)
– Во что верили наши предки?
– Мы с вами тоже язычники? (Мы христиане)
– Сегодня мы с вами и поговорим о том, как же люди пришли к тому, чтобы быть христианами. Нам нужно исследовать такие вопросы: кто из русских князей крестил нашу Русь и людей русских.
Тема нашего урока «Крещение Руси», запишите в тетрадь.
II.Изучение нового материала
1.Введение в тему
На доске представлены изображения каменных и деревянных идолов. Звучит отрывок (40 сек.) из балета И. Стравинского «Весна священная».
Давайте перенесёмся на языческий праздник древних славян, который проходит на большой поляне. Девушки и юноши водят хороводы, поют веселые песни, повсюду слышен смех, все угощаются сладким пьянящим напитком – медовухой.
Музыка перестает звучать. Голос учителя звучит таинственно, тревожно.
И вот пришло время принести человеческую жертву главному богу славян – Перуну. Вспомните, почему славяне боялись Перуна и поклонялись ему? (Перун – бог грозы и молнии – мог градом побить урожай, молнией убить скот, поджечь дома…) (Вывешивается картинка с изображением Перуна)
Вопросы:
Как вы думаете, с какой целью славяне приносили могучему богу Перуну человеческую жертву? (для того, чтобы задобрить его, чтобы он не гневался).
- Представьте, ребята, что и мы с вами находимся сейчас на этой поляне и жребий стать жертвой, может выпасть каждому из нас…
2. Задание. Выразите своё отношение к верованиям и обычаям древних славян, выбрав один из вариантов ответа:
а) они нравятся мне, потому что верующие веселятся и радуются;
б) мне не нравится такая вера, потому что там убивают людей;
в) я бы не стал верить в языческих богов.
(Выслушиваются мнения детей).
3.Рассказ. Киевский князь Владимир, внук княгини Ольги, сначала тоже поклонялся Перуну, а потом не только сам переменил свою веру, но и обратил в христианскую веру всю Русь
- Кто же такой князь Владимир?
- Совершим краткое путешествие в Киев, столицу нашего государства, более подробнее об этом времени вы узнаете на уроках истории.
Более 1000 лет назад во главе Руси стоял князь Святослав, у него было 3 сына: Ярополк и Олег, и Владимир. Каждый из них княжил в отведённом отцом уделе. Но в те времена даже между братьями – князьями были ссоры и войны. Во время таких междоусобиц погибли сыновья Святослава, и остался Владимир – единым правителем Руси.
Вопрос: – Кто же был следующим правителем после Святослава? (князь Владимир.)
Продолжение рассказа учителя. Он тоже был язычником, почитал главного языческого бога – Перуна. Велел повсюду расставлять деревянных идолов – богов и приносить им жертвы. (Показ изображения Перуна) Если случалась
какое – нибудь несчастье: урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять - таки по воле богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали истукана разными подарками, а в особых случаях носили на заклание живых людей. (Можно привести пример о любимом дружинники князя и его сыне)
Словарная работа: истукан (или идол - статуя, которой поклонялись язычники)
4.Задание.
– Сейчас самостоятельно прочитайте текст на листочках и ответьте на вопрос,
- Чем прославился князь Владимир в начале своего правления?
(Дети читают самостоятельно)
Текст №1. Князь Владимир прославился своими знаменитыми пирами. Эти пиры длились много дней и недель. На пирах восхваляли воинов за их победы в сражениях.
Чтобы не голодали бедные для них тоже накрывали столы прямо на улице и каждый мог прийти поесть. А между пирами по приказу Владимира развозили пищу по городу на телегах и раздавали нищим и больным.
Ничего не жалел князь для своей дружины. В то время пол – Европы ели руками, а князь Владимир приказал для своих дружинников выковать драгоценные ложки.
Физкультминутка.
5.Рассказ. Князь Владимир постоянно заботился об укреплении Древнерусского государства. Он защищал Русь от врагов, воевал с теми, кто мешал её процветанию. На рубеже Киевской земли создал ряд городов-крепостей, один из них – город-крепость Белгород.(показ на карте) Он понимал, что для объединения и укрепления русских земель важна была одна общая для всех вера. Из своего детства Владимир помнил, что его бабушка княгиня Ольга была православной христианкой, а она была мудрейшей из людей, следовательно, её вера была самой правильной.И решил князь Владимир стать христианином, принять крещение в городе Херсонес (Корсунь). О том, как это происходило, вы узнаете, посмотрев небольшую сценку
6. Инсценирование
Учитель: Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Какой разговор мог бы состояться между князем и послами из разных стран.
Учащиеся читают текст по ролям за послов, а учитель за князя Владимира.
Автор. Пришли к князю мусульмане.
Мусульманин. Ты- князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклонись нашему богу Аллаху.
Князь Владимир. А какова же ваша вера?
Мусульманин. Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина.
Князь Владимир. Веселие Руси- в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.
- Как вы думаете, ребята, почему князь Владимир отослал мусульман домой?
(Русский человек любит поесть, а мусульманская вера в этом человека ограничивает).
Автор. Пришли к князю Владимиру евреи.
Еврей. Прими, князь Владимир, нашу веру.
Князь Владимир. А где же ваша земля?
Еврей. В Иерусалиме.
Князь Владимир. Но там ли вы живёте теперь?
Еврей. Нет, бог разгневался на наших отцов и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.
Князь Владимир. Зачем же нам вера людей, отверженных богом? Если бы бог любил вас, вы бы не жили в чужих странах. Вы что хотите, чтобы и с нами было тоже?
- Итак, ребята, почему же князь решил не принимать веру евреев? (Выслушиваются мнения детей).
Учитель. Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Послушаем, что они сказали.
Посол из Рима. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что поют там на непонятном для верующих языке.
Автор. Вернулись послы и от немцев. Послушаем их речь.
Посол от немцев. Бедна, некрасива их церковь.
Автор. Возвратились послы и от греков. Вот что рассказали.
Посол от греков. В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.
Автор. Веру греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа.
- Поясните, ребята, почему?
7. Вопросы для закрепления
- Кто крестил Русь?
- Почему Владимир выбрал православную веру?
8. Вывод.
Объявив на Руси новую веру, Владимир и сам отдался ей всей душой. Крещение полностью преобразило Владимира, он стал противником войн, грабежей и убийств, потому что искренне боялся греха перед Богом. Великий князь Владимир в памяти народной получил имя Владимира Красное Солнышко. Как креститель Руси он был объявлен церковью святым.
III. Итог урока.
Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Сегодня на уроке я почувствовал, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
Приложение 1
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»