В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Валентина Погорелова
Тип материала: другое
просмотров: 3573 комментариев: 1
Краткое описание
осветить роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы
Описание
Погорелова Валентина Дмитриевна
Белгородская область, г.Строитель
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель»
Статья
Роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
15 минут
Роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Мы живём с вами в период системных изменений и в образовании, и, пожалуй, во всей нашей жизни… А, как известно, «жить в эпоху перемен» не просто… Можно отдаться течению судьбы и грустить по лучшим временам. А можно взять в руки весла и грести, уверенно выбирая направление в жизненном потоке. На наш взгляд, второй вариант эффективнее, хотя бы по тому, что появляется возможность стать соучастником судьбоносного течения, жизнь становится наполненной и нескучной.
Роль педагога в обществе — одна из самых важнейших в современном мире. «Учитель — это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты», — подчёркивал известный писатель Ф.А. Абрамов. Действительно, какими будут результаты труда педагога-воспитателя сегодня, — таким будет общество завтра. Огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии отмечали всегда: и в 17 веке Я.А.Коменский: «Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем», и в 19-ом веке, например, А.П.Чехов писал: «России необходим хороший, умный, образованный учитель: «Без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича», и наш президент Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (а это уже 21 век) говорит: «Образование в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передаёт новым поколениям ценности нации: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю».
В любом обществе всё или практически всё определяется образованием и культурой. Будет с этим всё в порядке – отпадут многие проблемы: экономические, политические, национальные.
Если говорить об успешной учительской деятельности, многое зависит от знания особенностей психологической культуры труда педагога.
Тему нашего обсуждения определяет Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа», предложенная президентом Д. А. Медведевым. Федеральному Собранию. Одним из приоритетных направлений которой является ключевая роль учителя. В соответствии с этим документом «Новая школа, — требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».  Учитель — ключевая фигура образовательного процесса. В конечном итоге именно от уровня его профессионализма зависит будущее общества, вся система экономических и гражданских отношений. Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения? Эти вопросы возникают в связи с надвигающимися переменами в образовании, запланированными в рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
В основе современного обучения лежит личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование, рассчитанное на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.

Поэтому, задачи современного учителя  следующие:
— дать каждому ученику возможность реализовать свои способности – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
— создать комфортные условия для каждого ученика – защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций;
— формировать ситуацию успеха – адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Что же такое развивающее обучение? Чем оно отличается от «традиционного»? — вот круг вопросов, на которые, прежде всего, ищут ответы учителя. Развивающее обучение по системе направлено на общее развитие школьников и поэтому базируется на частично-поисковом методе, способствует решению следующих задач:
Ø Как можно учить детей без «2» и без принуждения;
Ø Как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
Ø Как сделать учение радостным?
Добиться максимального развития каждого ученика – цель работы учителя по данной системе.

Самое трудное и необходимое при развивающем обучении – разговорить детей, научить думать и мыслить, слушать и слышать. Для этого учитель должен обладать высоким профессиональным мастерством, педагогическим тактом и терпением.

Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание, умело подвести при помощи противоречий и ответов других учащихся к правильному выводу.
И так из урока в урок…
Ученик привыкает контролировать себя, самостоятельно думать и принимать решения, высказывать свои критические суждения и не перекладывать свою работу на другого.
Помимо этого большое внимание уделяется регуляции внутриколлективных, групповых и индивидуальных взаимоотношений. Анализ всего вышеперечисленного приводит к постановке следующего вопроса:
— А развивается ли личность?
— Да, действительно, эта система развивает ученика. Интересно учить и интересно учиться, потому что интересно вместе находить истину, когда ученик видит себя соучастником деятельности учителя.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного обучения является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Сейчас существует острая социальная потребность в творчестве и в творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления, стремление реализовать себя, проявить свои возможности – одна из важнейших задач сегодняшней школы.

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Поэтому учителем так строится учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами идет процесс развития творческих способностей личности.

Педагоги, которые сейчас работают в школе, ответственные люди, увлечённые своей работой, они постоянно находятся в творческом поиске и поэтому нам нужно просто хорошо вникнуть в суть нововведений и работать на благо ученика. Сегодня стране нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, имеют основательную психолого – педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, культура, жажда знаний, стремление к творчеству. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам. Ведь настоящий учитель – это личность, яркая личность. И без учителей, отдающих знание и своё сердце нашим детям, всё это может остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до живого дела.

Список литературы
1. Андреева  Г. М.
Социальная психология. –  М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. 3. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»
4. 4. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
5. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб. 2007
6. 5. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб. 2007

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

Погорелова Валентина Дмитриевна

Белгородская область, г.Строитель

МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель»

Статья

Роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

15 минут

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов



































Роль личности учителя в решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Мы живём с вами в период системных изменений и в образовании, и, пожалуй, во всей нашей жизни... А, как известно, "жить в эпоху перемен" не просто... Можно отдаться течению судьбы и грустить по лучшим временам. А можно взять в руки весла и грести, уверенно выбирая направление в жизненном потоке. На наш взгляд, второй вариант эффективнее, хотя бы по тому, что появляется возможность стать соучастником судьбоносного течения, жизнь становится наполненной и нескучной.

Роль педагога в обществе - одна из самых важнейших в современном мире. "Учитель - это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты", - подчёркивал известный писатель Ф.А. Абрамов. Действительно, какими будут результаты труда педагога-воспитателя сегодня, - таким будет общество завтра. Огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии отмечали всегда: и в 17 веке Я.А.Коменский: "Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем", и в 19-ом веке, например, А.П.Чехов писал: "России необходим хороший, умный, образованный учитель : «Без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича", и наш президент Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (а это уже 21 век) говорит: "Образование в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передаёт новым поколениям ценности нации : «Ключевая роль в школе принадлежит учителю".

В любом обществе всё или практически всё определяется образованием и культурой. Будет с этим всё в порядке – отпадут многие проблемы: экономические, политические, национальные.

Если говорить об успешной учительской деятельности, многое зависит от знания особенностей психологической культуры труда педагога.

Тему нашего обсуждения определяет Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа», предложенная президентом Д. А. Медведевым. Федеральному Собранию. Одним из приоритетных направлений которой является ключевая роль учителя. В соответствии с этим документом «Новая школа, - требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».  Учитель - ключевая фигура образовательного процесса. В конечном итоге именно от уровня его профессионализма зависит будущее общества, вся система экономических и гражданских отношений. Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения? Эти вопросы возникают в связи с надвигающимися переменами в образовании, запланированными в рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

В основе современного обучения лежит личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование, рассчитанное на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. 
Поэтому, задачи современного учителя  следующие:
- дать каждому ученику возможность реализовать свои способности – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- создать комфортные условия для каждого ученика – защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций;
- формировать ситуацию успеха – адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. 
Что же такое развивающее обучение? Чем оно отличается от «традиционного»? - вот круг вопросов, на которые, прежде всего, ищут ответы учителя. Развивающее обучение по системе направлено на общее развитие школьников и поэтому базируется на частично-поисковом методе, способствует решению следующих задач:
 Как можно учить детей без «2» и без принуждения;
 Как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
 Как сделать учение радостным?
Добиться максимального развития каждого ученика – цель работы учителя по данной системе. 
Самое трудное и необходимое при развивающем обучении – разговорить детей, научить думать и мыслить, слушать и слышать. Для этого учитель должен обладать высоким профессиональным мастерством, педагогическим тактом и терпением. 
Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание, умело подвести при помощи противоречий и ответов других учащихся к правильному выводу.
И так из урока в урок…
Ученик привыкает контролировать себя, самостоятельно думать и принимать решения, высказывать свои критические суждения и не перекладывать свою работу на другого.
Помимо этого большое внимание уделяется регуляции внутриколлективных, групповых и индивидуальных взаимоотношений. Анализ всего вышеперечисленного приводит к постановке следующего вопроса:
- А развивается ли личность?
- Да, действительно, эта система развивает ученика. Интересно учить и интересно учиться, потому что интересно вместе находить истину, когда ученик видит себя соучастником деятельности учителя.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного обучения является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. 
Сейчас существует острая социальная потребность в творчестве и в творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления, стремление реализовать себя, проявить свои возможности – одна из важнейших задач сегодняшней школы.

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Поэтому учителем так строится учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами идет процесс развития творческих способностей личности. 
Педагоги, которые сейчас работают в школе, ответственные люди, увлечённые своей работой, они постоянно находятся в творческом поиске и поэтому нам нужно просто хорошо вникнуть в суть нововведений и работать на благо ученика. Сегодня стране нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, имеют основательную психолого – педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, культура, жажда знаний, стремление к творчеству. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам. Ведь настоящий учитель – это личность, яркая личность. И без учителей, отдающих знание и своё сердце нашим детям, всё это может остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до живого дела.


Список литературы

  1. Андреева  Г. М. Социальная психология. –  М.: Аспект Пресс, 1999.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  3. 3. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»

  4. 4. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

  5. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб. 2007

  6. 5. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб. 2007

Обсуждение материала
Марина Гилярова
7.04.2012 19:48
Низкая уникальность текста свидетельствует о невысоком качестве представленной статьи. Тема, затронутая в изложении, очень злободневна и актуальна, но автор не освещает свои собственные мысли по данной проблеме.
Считаю, что статья нуждается в доработке.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос