Масленица «Обычаи русской старины»
Белгородская область, г.Строитель
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель»
Внеклассное мероприятие
Тема: Масленица «Обычаи русской старины»
3 класс
45 минут
Масленица «Обычаи русской старины»
Цели:
Показать красоту и поэтичность русских народных гуляний.
Задачи:
1.
Познакомить учащихся с русским народным праздником Масленица.
2.
Познакомить с традиционными костюмами и угощениями.
3.
Развивать умения выразительного чтения со сцены и театрального мастерства.
4.
Воспитывать интерес к красоте русских традиций и обрядов.
Ход праздника:
Ведущий 1: -Здравствуйте, гости дорогие! Вот и наступил праздник, так почитаемый на Руси – праздник русской Масленицы.
У древних славян он знаменовал собой проводы Зимы и встречей Весны. Этот праздник был связан с именем Велека – языческого бога плодородия и скотоводство. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С 17 века он стал называться Масленицей.
Ведущий 2:- В дни Масленицы Православная церковь призывает людей к покаянию и особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достаточно подготовиться к Посту. Однако историки церкви с неудовольствием замечают, что время Масленицы всегда проводилось довольно буйно. Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горки на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам. Масленица часто становилась похожей на итальянский карнавал.
Ведущий 1:- Надо сказать, что и русские цари вместо того, чтобы как-то урезонить своих подданных, сами подавали пример широкому масленичному гулянию. Петр1, например, сам в понедельник на Масленицу открывал торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях. Которую зиму на Масленицу он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке.
(показ картины)
Ведущий 2:- В этот день шуточное изображение Масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали до 12 лошадей (иногда вместо лошадей запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты.
Ведущий 1:- Мы продолжаем эту традицию. Масленица празднуется всю неделю перед началом Великого поста. Масленицу называли честной, широкой, веселой.
Во многих областях России было принято делать чучело из соломы, наряжать ее в девичий наряд и возить по улице. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, здесь и проходили все масленичные развлечения.
Ведущий 2:- Сегодня мы попробуем нарисовать девичий наряд для чучела Масленицы.
(показ одежды)
Вся девичья (да и мужская) одежда раскрашивалась красивыми узорами. В каждой области он был особенным. В нашей Белгородской области это были…(показ костюма), использовались для вышивки, в основном, красные, черные и зеленые цвета.
— Попробуйте создать такую вышивку на « вашей одежде» (дети рисуют)
— И так вот мы и готовы к встрече Масленицы.
— А теперь попробуем представить себя на месте людей, которые празднуют этот праздник. Каждый день Масленичной недели имеет свое название.
Ведущий 1:- Назовите первый день недели.
— Сейчас узнаем, как праздновали этот день более подробно. В этот день встречу ей устраивали ребятишки. Они бежали на снежную горку и звали Масленицу.
(на парте у каждого слова)
Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько
С блинами,
С караваями, с вареничками!
— Давайте попробуем позвать вместе.
— На Масленицу готовили много угощений и говорили: «Масленица – объедуха».
— А вот какое главное угощение было вы узнаете, когда отгадаете загадку.
(Что на сковороде наливают, да в четверо сгибают?)
— Почему блин был главным на Масленице?
— На что он похож?
— Каждая хозяйка свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседки.
— Мы узнали, что же делали в понедельник.
Ведущий 2:- Какой следующий день недели?
— Сейчас узнаем о нем подробно.
— В этот день устраивали игры, потехи. Давайте вспомним, какие зимние забавы были у детей, разгадав кроссворд.
— Впишите в клеточки названия зимних забав детей:
1) Под гору коняшка,
А в гору деревяшка. (Санки).
2) Привинтив сталь,
Покатил в даль. (Коньки)
3) Игра для настоящих мужчин. (Хоккей)
4) У меня два коня
Бойки ретивы.
Только нет у коней
Ни хвоста, ни гривы.
Летом спят на боку,
В поле не пасутся,
А зимой не удержать-
Все вперед несутся!
(лыжи)
5) Крутая, ледяная,
Веселая большая!
(горка)
6) Стоит в мороз разут, раздет,
Среди двора веселый дед!
(Снеговик)
— А теперь давайте посмотрим. Кто же был самым метким стрелком. Нужно попасть в цель (игра в снежки).
— Вот и прошел второй день Масленицы.
Ведущий 1:- среда – «Лакомка».
— Назовите следующий день недели.
— Много сладостей, обильные столы, катание на лошадях (показ картины), пение песен. Одну из песен мы с вами тоже знаем, давайте споем! (поют песню).
Ведущий 2:- четверг «Разгуляй».
В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Ряженные веселили народ, угощали блинами.
(Частушки).
— И мы попробуем помериться силой. Два «силача» — померяются силой (силой рук).
Ведущий 1:- пятница «Тещины вечерки – гостевой день».
— В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Зять обязан был с вечера пригласить тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блина, узнать, добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Ведущий 2:- шестой день – суббота – «Золовкины посиделки».
— Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. Невесты созывали старых подруг. Посудачить о том, о другом. Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали. Так с выдумкой, с обильным угощением, народ провожал зиму, встречал весну.
(вынос Масленицы)
Ведущий 1: — воскресенье «Прощеное».
— В этот день на Руси все от мало до велика просили друг у друга прощение: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладно между нами вышло!». Наши предки с открытой душой просили прощение. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные.
Игра – тренинг.
— Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх, закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
— Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Ведь к нам идет весна. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит в вас. Доставляет ли вам радость, как приятно и радостно становится вашей душе.
У вас доброе, согревающее душу настроение, передайте его своим одноклассникам, друзьям, родителям. Простите друг друга, ваши размолвки и ссоры.
— Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в лицо, шепотом пожелайте чего-нибудь хорошего.
— Мы совершили не большую экскурсию в прошлое, узнали, как отмечался этот праздник на Руси.
— А дома вы расскажите об этом своим родителям. И еще раз вспомните, и запишите, как называются дни масленичной недели, попросите прощение, сделайте более яркой, красочной иллюстрацию.
— А какая же Масленица без блинов, без чая и самовара?
— Я приглашаю всех к праздничному столу и вас, ребята. И вас, уважаемые гости. Попробуйте нашего угощения! Вместе встретим Масленицу!
Погорелова Валентина Дмитриевна
Белгородская область, г.Строитель
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель»
Внеклассное мероприятие
Тема: Масленица «Обычаи русской старины»
3 класс
45 минут
Масленица «Обычаи русской старины»
Цели:
Показать красоту и поэтичность русских народных гуляний.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с русским народным праздником Масленица.
-
Познакомить с традиционными костюмами и угощениями.
-
Развивать умения выразительного чтения со сцены и театрального мастерства.
-
Воспитывать интерес к красоте русских традиций и обрядов.
Ход праздника:
Ведущий 1: -Здравствуйте, гости дорогие! Вот и наступил праздник, так почитаемый на Руси – праздник русской Масленицы.
У древних славян он знаменовал собой проводы Зимы и встречей Весны. Этот праздник был связан с именем Велека – языческого бога плодородия и скотоводство. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С 17 века он стал называться Масленицей.
Ведущий 2:- В дни Масленицы Православная церковь призывает людей к покаянию и особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достаточно подготовиться к Посту. Однако историки церкви с неудовольствием замечают, что время Масленицы всегда проводилось довольно буйно. Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горки на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам. Масленица часто становилась похожей на итальянский карнавал.
Ведущий 1:- Надо сказать, что и русские цари вместо того, чтобы как-то урезонить своих подданных, сами подавали пример широкому масленичному гулянию. Петр1, например, сам в понедельник на Масленицу открывал торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях. Которую зиму на Масленицу он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке.
(показ картины)
Ведущий 2:- В этот день шуточное изображение Масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали до 12 лошадей (иногда вместо лошадей запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты.
Ведущий 1:- Мы продолжаем эту традицию. Масленица празднуется всю неделю перед началом Великого поста. Масленицу называли честной, широкой, веселой.
Во многих областях России было принято делать чучело из соломы, наряжать ее в девичий наряд и возить по улице. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, здесь и проходили все масленичные развлечения.
Ведущий 2:- Сегодня мы попробуем нарисовать девичий наряд для чучела Масленицы.
(показ одежды)
Вся девичья (да и мужская) одежда раскрашивалась красивыми узорами. В каждой области он был особенным. В нашей Белгородской области это были…(показ костюма),использовались для вышивки, в основном, красные, черные и зеленые цвета.
- Попробуйте создать такую вышивку на « вашей одежде» (дети рисуют)
- И так вот мы и готовы к встрече Масленицы.
- А теперь попробуем представить себя на месте людей, которые празднуют этот праздник. Каждый день Масленичной недели имеет свое название.
Ведущий 1:- Назовите первый день недели.
- Сейчас узнаем, как праздновали этот день более подробно. В этот день встречу ей устраивали ребятишки. Они бежали на снежную горку и звали Масленицу.
(на парте у каждого слова)
Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько
С блинами,
С караваями, с вареничками!
- Давайте попробуем позвать вместе.
- На Масленицу готовили много угощений и говорили: «Масленица – объедуха».
- А вот какое главное угощение было вы узнаете, когда отгадаете загадку.
(Что на сковороде наливают, да в четверо сгибают?)
- Почему блин был главным на Масленице?
- На что он похож?
- Каждая хозяйка свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседки.
- Мы узнали, что же делали в понедельник.
Ведущий 2:- Какой следующий день недели?
- Сейчас узнаем о нем подробно.
- В этот день устраивали игры, потехи. Давайте вспомним, какие зимние забавы были у детей, разгадав кроссворд.
- Впишите в клеточки названия зимних забав детей:
1) Под гору коняшка,
А в гору деревяшка. (Санки).
2) Привинтив сталь,
Покатил в даль. (Коньки)
3) Игра для настоящих мужчин. (Хоккей)
4) У меня два коня
Бойки ретивы.
Только нет у коней
Ни хвоста, ни гривы.
Летом спят на боку,
В поле не пасутся,
А зимой не удержать-
Все вперед несутся!
(лыжи)
5) Крутая, ледяная,
Веселая большая!
(горка)
6) Стоит в мороз разут, раздет,
Среди двора веселый дед!
(Снеговик)
- А теперь давайте посмотрим. Кто же был самым метким стрелком. Нужно попасть в цель (игра в снежки).
- Вот и прошел второй день Масленицы.
Ведущий 1:- среда – «Лакомка».
- Назовите следующий день недели.
- Много сладостей, обильные столы, катание на лошадях (показ картины), пение песен. Одну из песен мы с вами тоже знаем, давайте споем! (поют песню).
Ведущий 2:- четверг «Разгуляй».
В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Ряженные веселили народ, угощали блинами.
(Частушки).
- И мы попробуем помериться силой. Два «силача» - померяются силой (силой рук).
Ведущий 1:- пятница «Тещины вечерки – гостевой день».
- В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Зять обязан был с вечера пригласить тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блина, узнать, добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Ведущий 2:- шестой день – суббота – «Золовкины посиделки».
- Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. Невесты созывали старых подруг. Посудачить о том, о другом. Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали. Так с выдумкой, с обильным угощением, народ провожал зиму, встречал весну.
(вынос Масленицы)
Ведущий 1: - воскресенье «Прощеное».
- В этот день на Руси все от мало до велика просили друг у друга прощение: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладно между нами вышло!». Наши предки с открытой душой просили прощение. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные.
Игра – тренинг.
- Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх, закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
- Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Ведь к нам идет весна. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит в вас. Доставляет ли вам радость, как приятно и радостно становится вашей душе.
У вас доброе, согревающее душу настроение, передайте его своим одноклассникам, друзьям, родителям. Простите друг друга, ваши размолвки и ссоры.
- Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в лицо, шепотом пожелайте чего-нибудь хорошего.
- Мы совершили не большую экскурсию в прошлое, узнали, как отмечался этот праздник на Руси.
- А дома вы расскажите об этом своим родителям. И еще раз вспомните, и запишите, как называются дни масленичной недели, попросите прощение, сделайте более яркой, красочной иллюстрацию.
- А какая же Масленица без блинов, без чая и самовара?
- Я приглашаю всех к праздничному столу и вас, ребята. И вас, уважаемые гости. Попробуйте нашего угощения! Вместе встретим Масленицу!
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО