Отечественная война 1812 года.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 4879 комментариев: 1
-логического мышления;
- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать с картой;
способствовать воспитанию - патриотизма, чувства гордости за Россию;
- неприязни к войне, как способу решения проблем
название образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования г. Москвы Колледж сферы услуг №3
название конкурсной разработки: урок по теме: Отечественная война 1812 года.
Цель разработки, краткое описание:
способствовать развитию
-логического мышления;
— навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
— умения работать с картой;
способствовать воспитанию — патриотизма, чувства гордости за Россию;
— неприязни к войне, как способу решения проблем.
В методической разработке
рассмотрены основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
выделены положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
прослеживается изменение роли России в международных отношениях.
Данная методическая разработка может быть использована в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения при преподавании дисциплины История.
ресурсы: презентация
Отечественная война 1812 года.
Цели урока:
Образовательные:
— рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
— выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
— проследить изменение роли России в международных отношениях.
Развивающие:
способствовать развитию
— логического мышления;
— навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
— умения работать с картой;
Воспитательные: способствовать воспитанию
— патриотизма, чувства гордости за Россию;
— неприязни к войне, как способу решения проблем.
Обеспечение:презентация, электронная карта, учебник « История России»,
2 часть под ред. А.Н.Сахарова.
План урока:
1. Причины войны и соотношение сил.
2. Начало войны. Смоленское сражение.
3. Наполеон в Москве.
4. Изгнание Наполеона из России.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала:
Вопросы:
1. Отношения между Францией и Россией в первой половине XIXвека.
2. Война со Швецией.
3.Тильзитский договор.
II. Сообщение нового материала.
1.Учитель сообщает: Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, направленных против революционной Франции, а затем – против наполеоновской. Россия потерпела поражение, но не свое могущество. Российское дворянство негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.
Ученики отвечают на вопросы, на основе знаний полученных на прошлом уроке. Записывают сведения в тетрадь.
Причины войны:
Франция |
Россия |
1. несоблюдение Россией континентальной блокады 2. январь1810 года – указ Александра Iо введении нового таможенного тарифа на предметы роскоши из Франции. |
1.экономоческие убытки России от блокады. 2. создание Варшавского Герцогства- удобное нападение на Россию. 3.падение авторитета АлександраI. |
Учитель сообщает: накануне вторжения французская армия составляла 600 тыс. человек. Против « Великой армии » Россия выставила не более 220 тыс. человек., но в целом насчитывала 600 тыс.человек но на других направлениях.
Вопрос учителя: Что вы знаете о принципах комплектования российской и французской армии. ( французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва. А русская - из рекрутов).
Учитель сообщает учащимся планы планы сторон.
2.Запись на доске:
12 (24) июня 1812 года - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.
Учитель сообщает: теперь посмотрим, как протекали военные действия. Расположение русских войск и командующие войсками.
Запись на доске: 22 июля – соединение русских армий под Смоленском.
Учитель сообщает: Соединение русских армий означало срыв первоначального плана Наполеона, предполагавшего разбить русские войска по одиночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли.
Учащиеся выступают с сообщениями о командующих русскими армиями.
Сообщение
«Барклай де Толи полководец выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала, однако испытал период опалы и всеобщей нелюбви, когда находясь на посту военного министра, приказал после вторжения Наполеона в 1812 году отступать в глубь России. Чтобы сберечь армию. В день, когда Барклай решился на генеральное сражение с Наполеоном, главнокомандующим русской армии стал М.И. Кутузов, продолживший путь отступления. В сентябре 1812 года Барклай вынужден был покинуть армию, чтобы вернуться в 1813 году, подтвердить славу одного из лучших полководцев России ».
Сообщение:
«Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.
Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом». Вступив на должность главнокомандующего, Кутузов объявил, что действия Барклая-де-Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве.
Запись на доске: 4-5 августа битва под Смоленском.
В битве под смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако был отдан приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления считали Барклая-де-Толли. Смоленск был « ключом » к Москве. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.
Учитель показывает на карте путь отступления до Бородино.
Запись на доске: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение.
Доклад ученика: Бородинское сражение.
Бородинское сражение
(1812)
Бородино! Мало кому известная до 26 августа <metricconverter productid=«1812 г» w:st=«on»>1812 г. деревня в <metricconverter productid=«120 км» w:st=«on»>120 км к западу от Москвы стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны <metricconverter productid=«1812 г» w:st=«on»>1812 г. против французских захватчиков.
Император Франции Наполеон говорил незадолго до нападения на Россию: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее». Ровно через три года его империя была сокрушена, победоносные русские войска вошли в Париж, а сам он был отправлен пленником на далекий остров. Главный удар, смертельную рану полчищам завоевателей русские войска нанесли на Бородинском поле. Вскоре после Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы. В указе говорилось: «Воины! Славный… год, в который… поразили вы… лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!» Герои Бородина были уверены в нас, уверены, что мы будем благодарными потомками. Память о Бородинской битве живет в каждом из нас. Она—в названиях улиц, площадей, наших городов.
В одной из галерей Зимнего дворца мы можем увидеть портреты героев Бородина. Ее любил посещать А. С. Пушкин. Он знал генералов Н. Н. Раевского, А. П. Ермолова. С героем-партизаном Денисом Давыдовым был дружен долгие годы. В память о битве в Москве открыт музей «Бородинская панорама». Началом ему послужил Главный монумент, сооруженный к 25-летию битвы. Это восьмигранник 30-метровой высоты, увенчанный золотым куполом. На плите золотом написано: «Благодарное Отечество положившим живот на поле чести». На официальном открытии монумента в присутствии царя в стотысячном строю стояли ветераны битвы, молодые русские солдаты и офицеры и огромные толпы народа. К 175-летней годовщине битвы Главный монумент был восстановлен.
Если у вас будет возможность, побывайте в музее Бородинской битвы. Вы почувствуете дух далекой и грозной поры. О ней писал поэт-воин Ф. И. Глинка: Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны?! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем — и в ужасах войны Друзьям, отечеству, народу Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! При свете костра писал он стихи и «Письма русского офицера», которые помогают историкам воссоздать картину Бородинской битвы. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву — обе Смоленские дороги (см. на схеме). Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н. Н. Раевский, потому ее называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления — флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.
План Наполеона заключался в том, чтобы сильным ударом по левому флангу прорвать фронт, выйти в тыл русским, оттуда нанести удар по центру и уничтожить всю русскую армию. Так Наполеон обычно выигрывал сражения. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Недаром сам Наполеон говорил впоследствии, что Бородинское сражение было самым ужасным из всех его сражений. «Французская армия разбилась о русскую» — так метко сказал участник битвы генерал А. П. Ермолов. Сражение началось на рассвете. Самыми ожесточенными местами битвы были Багратионовы флеши, где сам генерал в разгар боя был смертельно ранен, и батарея Раевского. О бое на батарее поэт-воин ф. И. Глинка писал: «Пушки лопались от чрезвычайного разгорячения, зарядные ящики вспыхивали страшными взрывами… Штык и кулак работали неутомимо, иззубренные палаши ломались в куски, пули сновали по воздуху и пронизывали насквозь!.. Приросшие к полю… русские умирали там, где стояли… Знали только одно, что им надо стоять и драться, — и дрались беспрерывно, дрались отчаянно!» Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками. «Хоть все беги, я буду стоять! Хоть все сдайся, я умру, а не сдамся!» — так рассуждали солдаты — герои Бородина. Целый день продолжалась битва. Постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородинское поле. Никогда еще завоеватели не видели такого большого количества убитых. Но, как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русские полки. Они готовились к новому бою. Но, взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступать к Москве. Французская армия была еще сильна. Однако в единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными — таков первый итог Бородинского сражения. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.
Учитель дополняет: очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражениях – у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля была зарыта трупами.
Запись в тетради: флеши –полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Учитель сообщает: после Бородино Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После бородинского сражения до исхода французом из Москвы не состоялось не одного масштабного сражения. Французы растянули коммуникации и оказались отрезанными от снабжения. Большой урон оказали партизанские отряды.
Учащиеся кратко записывают информацию в тетради.
4. Наполеон, заняв Москву, несколько раз предлагал Александру Iначать переговоры о мире, но русский царь отказывался. Почему?
Находясь в лагере под Тарутином русская армия быстро восстанавливала силы. Прибывали ополченцы и регулярные войска. Французы попытались прорваться на юг России, но были восстановлены русскими под Тарутином и Малоярославцем. Последнее сражение предопределило судьбу армии Наполеона, поскольку стало ясно. Что на юг ей не прорваться. Город несколько раз переходил из рук в руки. 26 октября Наполеон отступает на Можайск и на Смоленск.
Запись в тетрадях: начало октября — битва под Тарутиным, октября – под Малоярославцем.
Покидая Москву Наполеон имел в стою 100 тыс.воинов. Выходя из Смоленска – 50 тыс.человек. Около реки Березины французская армия была окружена с трех сторон. В середине декабря французская армия переправилась через Неман. 6 января 1813 года Александр Iподписал манифест об окончании войны.
Вывод: из антинаполеоновских войн Россия вышла не только победительницей, она упрочила свой международный престиж.
III. Закрепление нового материала:
1. Назовите причины войны России и Франции.
2. Покажите на карте планы сторон.
3. Назовите причины отхода русских войск.
4. Положение Наполеоновских войск в Москве.
5. Значение Тарутинского маневра.
6. Последний этап войны.
Домашнее задание: параграф № 23-22 , повторить конспект.
Пояснительная записка
автор: Сухарева Елена Николаевна – преподаватель Истории
название образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования г. Москвы Колледж сферы услуг №3
название конкурсной разработки: урок по теме: Отечественная война 1812 года.
Цель разработки, краткое описание:
способствовать
развитию
-логического мышления;
-
навыков целеполагания и поиска способов
достижения цели;
- умения работать с
картой;
способствовать воспитанию -
патриотизма, чувства гордости за
Россию;
- неприязни к войне, как способу
решения проблем.
В методической разработке
рассмотрены
основные события и проблемы Отечественной
войны 1812 года;
выделены положительные
и отрицательные последствия наполеоновских
войн;
прослеживается изменение роли
России в международных отношениях.
Данная методическая разработка может быть использована в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения при преподавании дисциплины История.
ресурсы: презентация
Отечественная война 1812 года.
Цели урока:
Образовательные:
-
рассмотреть основные события и проблемы
Отечественной войны 1812 года;
- выделить
положительные и отрицательные последствия
наполеоновских войн;
- проследить
изменение роли России в международных
отношениях.
Развивающие: способствовать развитию
-
логического мышления;
- навыков
целеполагания и поиска способов
достижения цели;
- умения работать с
картой;
Воспитательные: способствовать
воспитанию
-
патриотизма, чувства гордости за
Россию;
- неприязни к войне, как способу
решения проблем.
Обеспечение: презентация, электронная карта, учебник « История России»,
2 часть под ред. А.Н.Сахарова.
План урока:
-
Причины войны и соотношение сил.
-
Начало войны. Смоленское сражение.
-
Наполеон в Москве.
-
Изгнание Наполеона из России.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала:
Вопросы:
1. Отношения между Францией и Россией в первой половине XIX века.
2. Война со Швецией.
3.Тильзитский договор.
II. Сообщение нового материала.
1.Учитель сообщает: Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, направленных против революционной Франции, а затем – против наполеоновской. Россия потерпела поражение, но не свое могущество. Российское дворянство негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.
Ученики отвечают на вопросы, на основе знаний полученных на прошлом уроке. Записывают сведения в тетрадь.
Причины войны:
Франция |
Россия |
|
1.экономоческие убытки России от блокады. 2. создание Варшавского Герцогства- удобное нападение на Россию. 3.падение авторитета Александра I. |
Учитель сообщает: накануне вторжения французская армия составляла 600 тыс. человек. Против « Великой армии » Россия выставила не более 220 тыс. человек., но в целом насчитывала 600 тыс.человек но на других направлениях.
Вопрос учителя: Что вы знаете о принципах комплектования российской и французской армии. ( французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва. А русская - из рекрутов).
Учитель сообщает учащимся планы планы сторон.
2.Запись на доске:
12 (24) июня 1812 года - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.
Учитель сообщает: теперь посмотрим, как протекали военные действия. Расположение русских войск и командующие войсками.
Запись на доске: 22 июля – соединение русских армий под Смоленском.
Учитель сообщает: Соединение русских армий означало срыв первоначального плана Наполеона, предполагавшего разбить русские войска по одиночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли.
Учащиеся выступают с сообщениями о командующих русскими армиями.
Сообщение
«Барклай
де Толи полководец выходец
из шотландского рода. В боях отличался
храбростью и хладнокровием. Особенно
прославился в период наполеоновских
войн, за семь лет, пройдя путь от
генерал-майора до фельдмаршала, однако
испытал период опалы и всеобщей нелюбви,
когда находясь на посту военного
министра, приказал после вторжения
Наполеона в 1812 году отступать в глубь
России. Чтобы сберечь армию. В день,
когда Барклай решился на генеральное
сражение с Наполеоном, главнокомандующим
русской армии стал М.И. Кутузов,
продолживший путь отступления. В сентябре
1812 года Барклай вынужден был покинуть
армию, чтобы вернуться в 1813 году,
подтвердить славу одного из лучших
полководцев России ».
Сообщение:
«Михаил
Илларионович Кутузов был
самым старшим по возрасту и наиболее
опытным из служивших в это время
генералов. Он сражался под руководством
П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из
сражений он потерял глаз, отличался
осторожностью, военной хитростью,
проницательностью. Род его известен
еще с восемнадцатого века, со времен
Александра Невского. 67-летний полководец,
заслуживавший любовь и признательность
армии и дворянства, имел наибольшие
преимущества перед другими на пост
главнокомандующего.
Суворов говорил
о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто
его не обманет». Наполеон называл его
«старым лисом». Вступив на должность
главнокомандующего, Кутузов объявил,
что действия Барклая-де-Толли были
верными, и отступил еще ближе к Москве.
Запись на доске: 4-5 августа битва под Смоленском.
В битве под смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако был отдан приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления считали Барклая-де-Толли. Смоленск был « ключом » к Москве. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.
Учитель показывает на карте путь отступления до Бородино.
Запись на доске: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение.
Доклад ученика: Бородинское сражение.
Бородинское сражение
(1812)
Бородино! Мало кому известная до 26 августа 1812 г. деревня в 120 км к западу от Москвы стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков.
Император Франции Наполеон говорил незадолго до нападения на Россию: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее». Ровно через три года его империя была сокрушена, победоносные русские войска вошли в Париж, а сам он был отправлен пленником на далекий остров. Главный удар, смертельную рану полчищам завоевателей русские войска нанесли на Бородинском поле. Вскоре после Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы. В указе говорилось: «Воины! Славный... год, в который... поразили вы... лютого и сильного врага... минул; но не пройдут и не умолкнут... громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!» Герои Бородина были уверены в нас, уверены, что мы будем благодарными потомками. Память о Бородинской битве живет в каждом из нас. Она—в названиях улиц, площадей, наших городов.
В одной из галерей Зимнего дворца мы можем увидеть портреты героев Бородина. Ее любил посещать А. С. Пушкин. Он знал генералов Н. Н. Раевского, А. П. Ермолова. С героем-партизаном Денисом Давыдовым был дружен долгие годы. В память о битве в Москве открыт музей «Бородинская панорама». Началом ему послужил Главный монумент, сооруженный к 25-летию битвы. Это восьмигранник 30-метровой высоты, увенчанный золотым куполом. На плите золотом написано: «Благодарное Отечество положившим живот на поле чести». На официальном открытии монумента в присутствии царя в стотысячном строю стояли ветераны битвы, молодые русские солдаты и офицеры и огромные толпы народа. К 175-летней годовщине битвы Главный монумент был восстановлен.
Если у вас будет возможность, побывайте в музее Бородинской битвы. Вы почувствуете дух далекой и грозной поры. О ней писал поэт-воин Ф. И. Глинка: Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны?! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем — и в ужасах войны Друзьям, отечеству, народу Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! При свете костра писал он стихи и «Письма русского офицера», которые помогают историкам воссоздать картину Бородинской битвы. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву — обе Смоленские дороги (см. на схеме). Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н. Н. Раевский, потому ее называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления — флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.
План Наполеона заключался в том, чтобы сильным ударом по левому флангу прорвать фронт, выйти в тыл русским, оттуда нанести удар по центру и уничтожить всю русскую армию. Так Наполеон обычно выигрывал сражения. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Недаром сам Наполеон говорил впоследствии, что Бородинское сражение было самым ужасным из всех его сражений. «Французская армия разбилась о русскую» — так метко сказал участник битвы генерал А. П. Ермолов. Сражение началось на рассвете. Самыми ожесточенными местами битвы были Багратионовы флеши, где сам генерал в разгар боя был смертельно ранен, и батарея Раевского. О бое на батарее поэт-воин ф. И. Глинка писал: «Пушки лопались от чрезвычайного разгорячения, зарядные ящики вспыхивали страшными взрывами... Штык и кулак работали неутомимо, иззубренные палаши ломались в куски, пули сновали по воздуху и пронизывали насквозь!.. Приросшие к полю... русские умирали там, где стояли... Знали только одно, что им надо стоять и драться, — и дрались беспрерывно, дрались отчаянно!» Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками. «Хоть все беги, я буду стоять! Хоть все сдайся, я умру, а не сдамся!» — так рассуждали солдаты — герои Бородина. Целый день продолжалась битва. Постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородинское поле. Никогда еще завоеватели не видели такого большого количества убитых. Но, как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русские полки. Они готовились к новому бою. Но, взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступать к Москве. Французская армия была еще сильна. Однако в единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными — таков первый итог Бородинского сражения. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.
Учитель дополняет: очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражениях – у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля была зарыта трупами.
Запись в тетради: флеши –полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Учитель сообщает: после Бородино Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После бородинского сражения до исхода французом из Москвы не состоялось не одного масштабного сражения. Французы растянули коммуникации и оказались отрезанными от снабжения. Большой урон оказали партизанские отряды.
Учащиеся кратко записывают информацию в тетради.
4. Наполеон , заняв Москву, несколько раз предлагал Александру I начать переговоры о мире, но русский царь отказывался. Почему?
Находясь в лагере под Тарутином русская армия быстро восстанавливала силы. Прибывали ополченцы и регулярные войска. Французы попытались прорваться на юг России, но были восстановлены русскими под Тарутином и Малоярославцем. Последнее сражение предопределило судьбу армии Наполеона, поскольку стало ясно. Что на юг ей не прорваться. Город несколько раз переходил из рук в руки. 26 октября Наполеон отступает на Можайск и на Смоленск.
Запись в тетрадях: начало октября - битва под Тарутиным, октября – под Малоярославцем.
Покидая Москву Наполеон имел в стою 100 тыс.воинов. Выходя из Смоленска – 50 тыс.человек. Около реки Березины французская армия была окружена с трех сторон. В середине декабря французская армия переправилась через Неман. 6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.
Вывод: из антинаполеоновских войн Россия вышла не только победительницей, она упрочила свой международный престиж.
III. Закрепление нового материала:
-
Назовите причины войны России и Франции.
-
Покажите на карте планы сторон.
-
Назовите причины отхода русских войск.
-
Положение Наполеоновских войск в Москве.
-
Значение Тарутинского маневра.
-
Последний этап войны.
Домашнее задание: параграф № 23-22 , повторить конспект.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»