Урок "Комплексные соединения" (11 класс)
Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;
Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;
Урок составлен для учащихся 11 класса. Класс обучается по 2 часа в неделю по программе (автор Габриелян О.С.) Данная тема почти не изучается в школьном курсе химии. Однако учащиеся должны ее знать, чтобы успешно отвечать на вопросы ЕГЭ и успешно усвоить некоторые вопросы школьного курса. Этот урок с презентацией, что дает огромный плюс в усвоении материала, позволит в доступной форме познакомить учащихся с составом, строением и свойствами комплексных соединений, с их получением и свойствами и значением в различных областях науки и техники.
МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
«Комплексные соединения»
11 класс
Подготовила: учитель химии
Прокофьева Алёна Дмитрьевна
Бишево, 2011
Тема урока «Комплексные соединения».
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Цели урока:
Ø Формирование знаний о комплексных соединениях;
Ø Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;
Ø Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
Ø Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
Ø Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;
Ø Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.
Ø Развитие терминологического мышления; Умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Ø Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.
Новые понятия: комплексные соединение, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя сферы комплекса.
Оборудование и реактивы: стеклянная посуда, штатив с пробирками, концентрированный раствор аммиака растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
а) приветствие.
б) организация внимания и готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых понятий.
Л/о. К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.
СuSO4+NH3= (запись на доске)
Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?
— Сегодня на уроке мы должны ответить на все эти вопросы.
3. Изучение новой темы.
3.1 Строение комплексных соединений
Продолжим наш опыт.
Полученный раствор разделим на 2 части.
1) В одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка никакого не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.
2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменным.
Записываем уравнение взаимодействие аммиака с сульфатом меди:
CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4
Сульфат тетраамминмеди (II)
Полученная соль и есть комплексное соединение.
Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+
При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+
, и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.
Слайд 4
Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.
Где же встречаются комплексные соединения? Эти многие органические вещества, имеющие большое значение в жизнедеятельности организмов. К ним относятся гемоглобин, ферменты, хлорофилл и др.
Слайд 5
Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в <metricconverter productid=«1893 г» w:st=«on»>1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.
Слайд 6,7
В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают: комплексообразователь, внешнюю и внутреннюю сферы.
1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.
2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя.
3. Центральный ион (атом) с лигандами образует внутреннюю координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.
4. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя, образуют внешнюю координационную сферу.
Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (ст.ок) является основным фактором, влияющим на координационное число.
Kоординационное число |
Ионы |
2 |
Cu+, Ag+, Au+ |
4 |
Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+ |
6 |
Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+ |
Лигандами могут быть:
а) полярные молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б) простые ионы – F–, Cl–, Br–, I–, H–, H+;
в) сложные ионы – CN–, SCN–, NO2–, OH–.
Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.
3.2. Номенклатура комплексных соединений Слайд 11,12,13
Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы, потом называют центральный атом и приводят значение его степени окисления.
Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидрооксо и т.д. Далее называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона, то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат.
3.3. Свойства комплексных соединений. Слайд 17-21
1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты, на ионы внешней и внутренней сферы.
[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-
[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3
2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):
Na[AL(OH) 4] + CO2 = AL(OH) 3 + NaHCO3
3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:
Na[AL(OH) 4] + HCL = NaCL + AL(OH) 3 + H2O
Na[AL(OH) 4] + 4HCL = NaCL + 4H2O + ALCL3
4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:
Na[AL(OH) 4] + ALCL3 = 4AL(OH) 3 + 3NaCL
[Ag(NH3)2]CL + KJ = AgJ↓+ NH3 + KCL
[Ag(NH3)2]CL + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCL + 2NH3
K4[Fe2+(CN)6]4 + 2CuCL2 = Cu2[Fe2+(CN)6]↓ + 4KCL
5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:
K3[Fe3+(CN)6]3 + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe2+(CN)6]4 + O2 + 2H2O
3.4.Практическое применение комплексных соединений Слайд 22
1) в аналитической химии для определения многих ионов
2) для разделения некоторых металлов
3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)
4) в качестве красителей
5) для устранения жесткости
4.Закрепление.
Слайд 23
Заполните пропуски в листе рассказа «Комплексные соединения».
Ø Строение комплексных соединений объясняется с позиций … теории швейцарского ученого Альфреда Вернера.
Ø Согласно названной теории в комплексном соединении различают две сферы – …
Ø В комплексных соединениях центральный ион или атом металла, называется …, он удерживает вокруг себя некоторое число ионов или молекул, называемых … (от лат. ligo – «связываю»).
Ø Совокупность … и … называется … сферой комплекса (комплексным ионом).
Ø Комплексообразователь связан с лигандами … связями, образованными по … механизму.
5. Домашняя работа Слайд 24
Напишите формулы следующих соединений:
1) сульфат гексаамминхрома (II);
2) нитрат гидроксодиамминакваплатины (II);
3) гексацианоферрат (II) калия;
4) тетрагидроксокупрат (II) натрия;
5) трихлоротриамминкобальт (III).
Определите: а) заряд внутренней сферы, б) степень окисления комплексообразователя; в) координационное число комплексообразователя;
МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
«Комплексные соединения»
11 класс
Подготовила: учитель химии
Прокофьева Алёна Дмитрьевна
Бишево, 2011
Тема урока «Комплексные соединения».
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Цели урока:
-
Формирование знаний о комплексных соединениях;
-
Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;
-
Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
-
Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
-
Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;
-
Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.
-
Развитие терминологического мышления; Умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
-
Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.
Новые понятия: комплексные соединение, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя сферы комплекса.
Оборудование и реактивы: стеклянная посуда, штатив с пробирками, концентрированный раствор аммиака растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
а) приветствие.
б) организация внимания и готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых понятий.
Л/о. К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.
СuSO4+NH3= (запись на доске)
Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?
- Сегодня на уроке мы должны ответить на все эти вопросы.
3. Изучение новой темы.
3.1 Строение комплексных соединений
Продолжим наш опыт.
Полученный раствор разделим на 2 части.
1) В одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка никакого не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.
2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменным.
Записываем уравнение взаимодействие аммиака с сульфатом меди:
CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4
Сульфат тетраамминмеди (II)
Полученная соль и есть комплексное соединение.
Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+
При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+ , и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.
Слайд 4
Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.
Где же встречаются комплексные соединения? Эти многие органические вещества, имеющие большое значение в жизнедеятельности организмов. К ним относятся гемоглобин, ферменты, хлорофилл и др.
Слайд 5
Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в 1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.
Слайд 6,7
В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают: комплексообразователь, внешнюю и внутреннюю сферы.
1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.
2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя.
3. Центральный ион (атом) с лигандами образует внутреннюю координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.
4. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя, образуют внешнюю координационную сферу.
Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (ст.ок) является основным фактором, влияющим на координационное число.
-
Kоординационное
числоИоны
2
Cu+, Ag+, Au+
4
Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+
6
Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+
Слайд 8
Лигандами могут быть:
а) полярные
молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б)
простые ионы – F–, Cl–, Br–,
I–, H–, H+;
в) сложные
ионы – CN–, SCN–, NO2–,
OH–.
Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.
3.2. Номенклатура комплексных соединений Слайд 11,12,13
Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы , потом называют центральный атом и приводят значение его степени окисления.
Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидрооксо и т.д. Далее называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона , то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат.
3.3. Свойства комплексных соединений. Слайд 17-21
1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты, на ионы внешней и внутренней сферы.
[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-
[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3
2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):
Na[AL(OH) 4] + CO2 = AL(OH) 3 + NaHCO3
3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:
Na[AL(OH) 4] + HCL = NaCL + AL(OH) 3 + H2O
Na[AL(OH) 4] + 4HCL = NaCL + 4H2O + ALCL3
4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:
Na[AL(OH) 4] + ALCL3 = 4AL(OH) 3 + 3NaCL
[Ag(NH3)2]CL + KJ = AgJ↓+ NH3 + KCL
[Ag(NH3)2]CL + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCL + 2NH3
K4[Fe2+(CN)6]4 + 2CuCL2 = Cu2[Fe2+(CN)6]↓ + 4KCL
5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:
K3[Fe3+(CN)6]3 + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe2+(CN)6]4 + O2 + 2H2O
3.4.Практическое применение комплексных соединений Слайд 22
1) в аналитической химии для определения многих ионов
2) для разделения некоторых металлов
3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)
4) в качестве красителей
5) для устранения жесткости
4.Закрепление. Слайд 23
Заполните пропуски в листе рассказа «Комплексные соединения».
-
Строение комплексных соединений объясняется с позиций … теории швейцарского ученого Альфреда Вернера.
-
Согласно названной теории в комплексном соединении различают две сферы – …
-
В комплексных соединениях центральный ион или атом металла, называется …, он удерживает вокруг себя некоторое число ионов или молекул, называемых … (от лат. ligo – «связываю»).
-
Совокупность … и … называется … сферой комплекса (комплексным ионом).
-
Комплексообразователь связан с лигандами … связями, образованными по … механизму.
5. Домашняя работа Слайд 24
Напишите формулы следующих соединений:
1) сульфат гексаамминхрома (II);
2) нитрат гидроксодиамминакваплатины (II);
3) гексацианоферрат (II) калия;
4) тетрагидроксокупрат (II) натрия;
5) трихлоротриамминкобальт (III).
Определите: а) заряд внутренней сферы, б) степень окисления комплексообразователя; в) координационное число комплексообразователя;
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»