Урок "Золотое правило нравственности"
Iквалификационная категория
посёлок Урожайный Павловский район Алтайский край
МБОУ Комсомольская №2 СОШ
курс Основы религиозных культур и светской этики
модуль Основы светской этики
Литература:
учебник Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 64 с.
Редакторы: В. Тишков, Т. Шапошникова Книга для учителя Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 240 с.
А.Я. Данилюк Книга для родителей Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 32 с.
Кулаков, А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 1997.- 182 с.
Электронное приложение к учебнику Основы светской этики
Тема: Золотое правило нравственности
4 класс
Продолжительность урока 40 минут
Технологическая карта
1. Организационно-мотивационныймомент Цель:создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу. Задачи:активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала. Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый | ||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание | ||||||||
Приветствуют учителя. Целеполагание. -Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течении урока: — Почему появилось золотое правило нравственности. — Как формулируется золотое правило нравственности. — Как применять золотое правило нравственности в жизни. |
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Учитель проверяет готовность детей к уроку. Сообщает тему урока Предлагает определить цель урока |
Стр.42 | ||||||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель:обсудить высказывания и утверждения по теме «Нравственный поступок». Задача:сформулировать основные точки зрения на данные высказывания. Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:объяснительный, репродуктивный. Критерии достижения целей и задач:осознание нравственности поступка, самостоятельное формулирование своёй точки зрения. Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, личностно-адаптированный. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса:объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество. Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:поощрение и благодарность ученикам. | ||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание | ||||||||
Отвечают на вопросы учителя. |
Обсуждение высказывания: «Цель оправдывает средства». -Согласны ли вы с ним? -Обоснуйте свою точку зрения. -Как вы понимаете утверждение«Не всякое действие — поступок»? |
Стр. 41 | ||||||||
3. Изучение нового учебного материала. Учебная цель: Осмысление понятия «нравственность» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества. Цели и задачи:научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию. Основные понятия урока: Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба. Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием таблицы, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение. Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, исследования, создание ситуации успеха. | ||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание | ||||||||
Введение в тему урока | ||||||||||
Обсуждают трактовки, отвечают на вопросы учителя |
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» Когда говорят такие слова? Одинаковы ли эти выражения по смыслу? |
| ||||||||
Исследовательская работа с текстом | ||||||||||
Внимательно слушают задание Читают текст |
Опережающее задание: Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. |
учебник стр.42 | ||||||||
Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трактовки. Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя. | ||||||||||
Отвечают на вопросы учителя |
Учитель повторно задаёт вопросы | |||||||||
Работа с иллюстрациями учебника | ||||||||||
Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы учителя физкультминутка |
Рассмотрите изображения философов Древнегреческий философ и математик Фалес Римский философ Сенека Древнекитайский философ Конфуций Чем внешне они похоже? |
Стр.42,43 | ||||||||
4. Закрепление учебного материала Учебная цель: выяснить, насколько ученики понимают, что такое «нравственность», как применять золотое правило нравственности в жизни Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы. Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке. Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, пересказ текста учебника, выделение ключевых слов. | ||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание | ||||||||
Притча о добром самарянине |
Прослушивание в записи | |||||||||
— А кто мой ближний? На это сказал Иисус: — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? … |
| |||||||||
Отвечают на вопросы учителя |
-Назовите действующих лиц притчи. -Почему многие люди проходили мимо раненого человека? -Кто помог этому человеку? -Какова главная мысль притчи? -Чему она учит? -Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? -Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? -В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? |
| ||||||||
Работа с вопросами и заданиями учебника | ||||||||||
Дети делятся на 3 группы Для ответа дети командируют одного из группы Отвечают на вопрос учителя Работают по итогам урока (листок рефлексии). |
— Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности. — Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. — Так как же уберечься от осуждения других? Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках Листок рефлексии. На сегодняшнем уроке я: 1. понял, что знаю очень мало; 2. остался доволен результатами своей работы; 3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников; 4.иной ответ. |
Стр.43 | ||||||||
5. Задание на дом Цель самостоятельной работы учащихся:в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить буклет по теме урока, научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли. Цель учителя: проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ. Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока, свободное владение материалом. | ||||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание | ||||||||
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания. Обсуждение заданий по выбору. |
Организует домашнее задание: По выбору: – составить и изготовить буклет по теме урока. – найти в художественных произведения отражение темы урока (совместно с родителями) Заключительные слова учителя: Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. Джами |
| ||||||||
Арнгольд Ирина Валерьевна
I квалификационная категория
посёлок Урожайный Павловский район Алтайский край
МБОУ Комсомольская №2 СОШ
курс Основы религиозных культур и светской этики
модуль Основы светской этики
Литература:
учебник Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 64 с.
Редакторы: В. Тишков, Т. Шапошникова Книга для учителя Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 240 с.
А.Я. Данилюк Книга для родителей Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 32 с.
Кулаков, А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 1997.- 182 с.
Электронное приложение к учебнику Основы светской этики
Тема: Золотое правило нравственности
4 класс
Продолжительность урока 40 минут
Технологическая карта
1. Организационно-мотивационный момент Цель: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу. Задачи: активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала. Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Приветствуют учителя. Целеполагание. -Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течении урока: - Почему появилось золотое правило нравственности. - Как формулируется золотое правило нравственности. - Как применять золотое правило нравственности в жизни. |
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Учитель проверяет готовность детей к уроку. Сообщает тему урока Предлагает определить цель урока |
Стр.42 |
||||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: обсудить высказывания и утверждения по теме «Нравственный поступок». Задача: сформулировать основные точки зрения на данные высказывания. Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный. Критерии достижения целей и задач: осознание нравственности поступка, самостоятельное формулирование своёй точки зрения. Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, личностно-адаптированный. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество. Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: поощрение и благодарность ученикам. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Отвечают на вопросы учителя. |
Обсуждение высказывания: «Цель оправдывает средства». -Согласны ли вы с ним? -Обоснуйте свою точку зрения. -Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие — поступок»? |
Стр. 41 |
||||||
3. Изучение нового учебного материала. Учебная цель: Осмысление понятия «нравственность» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества. Цели и задачи: научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию. Основные понятия урока: Социальные нормы , мораль, нравственность , добро и зло, справедливость, совесть , дружба. Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием таблицы, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение. Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, исследования, создание ситуации успеха. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Введение в тему урока |
||||||||
Обсуждают трактовки, отвечают на вопросы учителя |
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» Когда говорят такие слова? Одинаковы ли эти выражения по смыслу? |
|
||||||
Исследовательская работа с текстом |
||||||||
Внимательно слушают задание Читают текст |
Опережающее задание: Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. |
учебник стр.42 |
||||||
Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трактовки. Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя. |
||||||||
Отвечают на вопросы учителя |
Учитель повторно задаёт вопросы |
|
||||||
Работа с иллюстрациями учебника |
||||||||
Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы учителя физкультминутка |
Рассмотрите изображения философов Древнегреческий философ и математик Фалес Римский философ Сенека Древнекитайский философ Конфуций Чем внешне они похоже? |
Стр.42,43 |
||||||
4. Закрепление учебного материала Учебная цель: выяснить, насколько ученики понимают, что такое «нравственность», как применять золотое правило нравственности в жизни Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы. Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке. Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, пересказ текста учебника, выделение ключевых слов. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Притча о добром самарянине |
Прослушивание в записи |
|||||||
— А кто мой ближний? На это сказал Иисус: — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? … |
|
|||||||
Отвечают на вопросы учителя |
-Назовите действующих лиц притчи. -Почему многие люди проходили мимо раненого человека? -Кто помог этому человеку? -Какова главная мысль притчи? -Чему она учит? -Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? -Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? -В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? |
|
||||||
Работа с вопросами и заданиями учебника |
||||||||
Дети делятся на 3 группы Для ответа дети командируют одного из группы Отвечают на вопрос учителя Работают по итогам урока (листок рефлексии). |
- Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности. - Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. - Так как же уберечься от осуждения других? Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках Листок рефлексии. На сегодняшнем уроке я: 1. понял, что знаю очень мало; 2. остался доволен результатами своей работы; 3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников; 4.иной ответ. |
Стр.43 |
||||||
5. Задание на дом Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить буклет по теме урока, научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли. Цель учителя: проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ. Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока, свободное владение материалом. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания. Обсуждение заданий по выбору. |
Организует домашнее задание: По выбору: – составить и изготовить буклет по теме урока. – найти в художественных произведения отражение темы урока (совместно с родителями) Заключительные слова учителя: Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. Джами |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»