В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Золотое правило нравственности"

Урок "Золотое правило нравственности"

Ирина Арнгольд
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 22644 комментариев: 1
Краткое описание
Учебная цель: Осмысление понятия нравственность как основополагающего  нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Описание
Арнгольд Ирина Валерьевна

Iквалификационная категория
посёлок Урожайный Павловский район Алтайский край
МБОУ Комсомольская №2 СОШ
курс Основы религиозных культур и светской этики
модуль Основы светской этики
Литература:
учебник Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 64 с.
Редакторы: В. Тишков, Т. Шапошникова Книга для учителя Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 240 с.
А.Я. Данилюк Книга для родителей Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 32 с.
Кулаков, А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 1997.- 182 с.
Электронное приложение к учебнику Основы светской этики
Тема: Золотое правило нравственности

4 класс
Продолжительность урока 40 минут
Технологическая карта
1. Организационно-мотивационныймомент
Цель:создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.
Задачи:активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала.
Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Приветствуют учителя.
Целеполагание.
-Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течении урока:
— Почему появилось золотое правило нравственности.
— Как формулируется золотое правило нравственности.
— Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
Сообщает тему урока
Предлагает определить цель урока

Стр.42
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель:обсудить высказывания и утверждения по теме «Нравственный поступок».
Задача:сформулировать основные точки зрения на данные высказывания.
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач:осознание нравственности поступка, самостоятельное формулирование своёй точки зрения.
Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, личностно-адаптированный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса:объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:поощрение и благодарность ученикам.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают на вопросы учителя.
Обсуждение высказывания: «Цель оправдывает средства».
-Согласны ли вы с ним?
-Обоснуйте свою точку зрения.
-Как вы понимаете утверждение«Не всякое действие — поступок»?
Стр. 41
3. Изучение нового учебного материала.
Учебная цель: Осмысление понятия «нравственность» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Цели и задачи:научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием таблицы, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, исследования, создание ситуации успеха.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Введение в тему урока

Обсуждают трактовки, отвечают на вопросы учителя
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по
отношению к тебе»
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»
Когда говорят такие слова?
Одинаковы ли эти выражения по смыслу?


Исследовательская работа с текстом
Внимательно слушают задание
Читают текст
Опережающее задание:
Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

учебник стр.42
Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечест­во всегда искало и продолжает искать спосо­бы правильного выбора и обоснования по­ступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфу­ция, древнегреческого философа и математи­ка Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трак­товки.
Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попы­талось выработать универсальный способ вы­бора поступка. В этом огромная положитель­ная роль золотого правила в развитии нрав­ственности. Оно заставляет человека предви­деть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступ­ка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует пе­репроверить относительно того, на кого на­правлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем отве­тить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то посту­пок совершать нельзя.
Отвечают на вопросы учителя
Учитель повторно задаёт вопросы

Работа с иллюстрациями учебника
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы учителя
физкультминутка
Рассмотрите изображения философов
Древнегреческий философ и математик Фалес
Римский философ Сенека
Древнекитайский философ Конфуций
Чем внешне они похоже?
Стр.42,43


4. Закрепление учебного материала
Учебная цель: выяснить, насколько ученики понимают, что такое «нравственность», как применять золотое правило нравственности в жизни
Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, пересказ текста учебника, выделение ключевых слов.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Притча о добром самарянине
Прослушивание в записи
— А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? …


Отвечают на вопросы учителя
-Назовите действующих лиц притчи.
-Почему многие люди проходили мимо раненого человека?
-Кто помог этому человеку?
-Какова главная мысль притчи?
-Чему она учит?
-Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
-Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?
-В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?


Работа с вопросами и заданиями учебника
Дети делятся на 3 группы
Для ответа дети командируют одного из группы
Отвечают на вопрос учителя
Работают по итогам урока
(листок рефлексии).
— Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.
— Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
— Так как же уберечься от осуждения других?
Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках
Листок рефлексии.

На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;
2. остался доволен результатами своей работы;
3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;
4.иной ответ.
Стр.43
5. Задание на дом
Цель самостоятельной работы учащихся:в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить буклет по теме урока, научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли.
Цель учителя: проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока, свободное владение материалом.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.
Обсуждение заданий по выбору.
Организует домашнее задание:
По выбору: – составить и изготовить буклет по теме урока.
– найти в художественных произведения отражение темы урока (совместно с родителями)
Заключительные слова учителя:
Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

Джами




Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
проект урока по ОРКСЭ.doc Скачать

Арнгольд Ирина Валерьевна

I квалификационная категория

посёлок Урожайный Павловский район Алтайский край

МБОУ Комсомольская №2 СОШ

курс Основы религиозных культур и светской этики

модуль Основы светской этики

Литература:

учебник Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 64 с.

Редакторы: В. Тишков, Т. Шапошникова Книга для учителя Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 240 с.

А.Я. Данилюк Книга для родителей Основы светской этики – М.: Просвещение 2011.- 32 с.

Кулаков, А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 1997.- 182 с.

Электронное приложение к учебнику Основы светской этики

Тема: Золотое правило нравственности

4 класс

Продолжительность урока 40 минут


























Технологическая карта


1. Организационно-мотивационный момент

Цель: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.

Задачи: активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала.

Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствуют учителя.











Целеполагание.

-Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

- Почему появилось золотое правило нравственности.

- Как формулируется золотое правило нравственности.

- Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Сообщает тему урока

Предлагает определить цель урока












Стр.42

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: обсудить высказывания и утверждения по теме «Нравственный поступок».

Задача: сформулировать основные точки зрения на данные высказывания.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.

Критерии достижения целей и задач: осознание нравственности поступка, самостоятельное формулирование своёй точки зрения.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, личностно-адаптированный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: поощрение и благодарность ученикам.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы учителя.


Обсуждение высказывания: «Цель оправдывает средства».

-Согласны ли вы с ним?

-Обоснуйте свою точку зрения.

-Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие — поступок»?

Стр. 41

3. Изучение нового учебного материала.

Учебная цель: Осмысление понятия «нравственность» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Цели и задачи: научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.

Основные понятия урока:

Социальные нормы , мораль, нравственность , добро и зло, справедливость, совесть , дружба.

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием таблицы, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, исследования, создание ситуации успеха.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Введение в тему урока







Обсуждают трактовки, отвечают на вопросы учителя

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по

отношению к тебе»

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»

Когда говорят такие слова?

Одинаковы ли эти выражения по смыслу?


Исследовательская работа с текстом

Внимательно слушают задание









Читают текст

Опережающее задание:

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.












учебник стр.42

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечест­во всегда искало и продолжает искать спосо­бы правильного выбора и обоснования по­ступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфу­ция, древнегреческого философа и математи­ка Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трак­товки.

Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попы­талось выработать универсальный способ вы­бора поступка. В этом огромная положитель­ная роль золотого правила в развитии нрав­ственности. Оно заставляет человека предви­деть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступ­ка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует пе­репроверить относительно того, на кого на­правлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем отве­тить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то посту­пок совершать нельзя.

Отвечают на вопросы учителя

Учитель повторно задаёт вопросы


Работа с иллюстрациями учебника

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы учителя



физкультминутка

Рассмотрите изображения философов

Древнегреческий философ и математик Фалес

Римский философ Сенека

Древнекитайский философ Конфуций

Чем внешне они похоже?


Стр.42,43


4. Закрепление учебного материала

Учебная цель: выяснить, насколько ученики понимают, что такое «нравственность», как применять золотое правило нравственности в жизни

Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, пересказ текста учебника, выделение ключевых слов.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Притча о добром самарянине

Прослушивание в записи

— А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? …


Отвечают на вопросы учителя

-Назовите действующих лиц притчи.

-Почему многие люди проходили мимо раненого человека?

-Кто помог этому человеку?

-Какова главная мысль притчи?

-Чему она учит?

-Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

-Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?

-В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?


Работа с вопросами и заданиями учебника

Дети делятся на 3 группы

Для ответа дети командируют одного из группы



Отвечают на вопрос учителя




Работают по итогам урока

(листок рефлексии).

- Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.

- Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

- Так как же уберечься от осуждения других?

Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках

Листок рефлексии.

На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;

2. остался доволен результатами своей работы;

3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;

4.иной ответ.


Стр.43

5. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить буклет по теме урока, научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли.

Цель учителя: проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока, свободное владение материалом.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Обсуждение заданий по выбору.

Организует домашнее задание:

По выбору: – составить и изготовить буклет по теме урока.

найти в художественных произведения отражение темы урока (совместно с родителями)

Заключительные слова учителя:

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

Джами




Обсуждение материала
Людмила
14.11.2012 20:56
Большое спасибо!Котовлюсь к атестации, ваш план кокрас кстати! Все то что нужно.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос