Н.А. Некрасов. "Русские женщины". Подвиг во имя долга и любви
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:63просмотров: 30361 комментариев: 5
Викулкина Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «10 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 7А классе. Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подвиг во имя долга и любви
Цели:
Познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.
К конспекту прилагаются: презентация со ссылками, физкультминутка, аудио- и видеофрагменты, музыкальное сопровождение.
Конспект занятия прилагается отдельным файловым документом.
Ресурсы: презентации, видеофрагменты, главы аудиоспектакля, аудиозаписи песен и музыки.
Список используемых информационных ресурсов:
Литература: Учеб. для 7 класса в 3-х ч. (2 ч.) / Меркин Г.С.- М.: Просвещение, 2009.
Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.
Литература в школе. Журнал. – М.: Алмаз-пресс, 2001. – 48 с.
Литература в школе. Журнал. – М.: Алграфикс, 1997. – 160 с.
Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского: Литературно-критическое издание. / Пинаев Н.Т. – М.: Детская литература, 1988. – 46 с.
Электронные ресурсы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.
Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM.Ярославль: ЯРГУ, 2004.
http://www.nekrasov.ru
http://www.museum.ru
http://images.yandex.ru
Урок литературы в 7А классе
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Подвиг во имя долга и любви
Цели:
1. Познакомиться с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
2. Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
3. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.
ХОД УРОКА
I. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Слово учителя.
Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…
Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.
Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.
Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.
(Слайд 7) Их было одиннадцать этих героических женщин. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились. Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.
Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”
(Слайд 8)А ведь путь был очень нелёгок и далёк. Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома (Слайд 9)
“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?
Увы! Надежды нет.
Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Через что предстоит пройти? (Слайд 10) Постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма.
Ответы 2 группы
- Какие это картины? (Снежная пустыня -«забытая богом страна»), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
- Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
(Слайды 12, 13, 14)Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.
Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?
Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)
Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Слайд 15. Слушаем отрывок из поэмы)
Доводы губернатора
1. Отъезд убил отца.
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.
3. Соблазны столичной жизни.
Здесь — там.Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)
В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.
4. Уязвлённая гордость.
5. Отречение от прав.
6. Дорога вместе с каторжниками.
Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.
Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.
Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.
Можно ли победить таких женщин?
(Слайд 16)Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабая женщина? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.
Я делал всё, что мог...
X
Не испугались вы!
Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.
(Слайды 17, 18)при ответе на 2 и 3 вопросы. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она похоронена там.
Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)
Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь…
Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.
3.1. Стадия осмысления.
- Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
- Так о чем эта поэма «Русские женщины»?
- Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
- Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)
- Какие черты характера выступают на первый план?
- Как вы думаете, были ли счастливы эти женщины? (Они были счастливы. Ведь даже венчания состоялись там, рождались дети)
- Как ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?
Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины », а не «Декабристки» или «Русские княгини»?
3.2. Рефлексия: Слайд 19.
Ожидание любви и готовность за неё отдать всего себя – темы в литературе вечные. Именно поэтому приятно осознавать, что в наше время потребность так же самозабвенно и жертвенно любить сохранилась. Подтверждение тому – современная песня «Романс» группы «Сплин», которая сейчас прозвучит. Давайте ещё раз вглядимся в лица этих женщин. Вдруг вы заметите в них черты ваших бабушек, мам. А может, вы в ком-то узнаете себя, дорогие девушки? А на что готовы мы во имя любви?
Домашнее задание по выбору: Слайд 20.
Вопросы и задания по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;
- Дайте определение слову «подвиг»;
- Какой, по-вашему, должен быть герой?
- Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
- Так о чем эта поэма «Русские женщины»?
- Какова композиция поэмы?
· С кем и чем прощается героиня?
· Сон, его значение, центральный образ?
· Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
- Какие это картины?
- Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
- Найдите самые сильные строки этой части в беседе княгини и генерала.
- Какие черты характера выступают на первый план?
- Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
- Самые трогательные строфы поэмы?
- Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
- В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления?
- О каком долге говорит княгиня?
- О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? Что это значит?
- Что придает силы княгине?
- Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская?
- Что она хотела сказать своим жестом?
- С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню?
- В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?
- Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?
Вопросы и задания по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»
-
Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;
-
Дайте определение слову «подвиг»;
-
Какой, по-вашему, должен быть герой?
-
Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
-
Так о чем эта поэма "Русские женщины"?
-
Какова композиция поэмы?
Остановимся подробно на содержании первой части
-
С кем и чем прощается героиня?
-
Сон, его значение, центральный образ?
-
Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
-
Какие это картины?
-
Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
-
Найдите самые сильные строки этой части в беседе княгини и генерала.
-
Какие черты характера выступают на первый план?
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
-
Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
-
Самые трогательные строфы поэмы?
-
Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
-
В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления?
-
О каком долге говорит княгиня?
-
О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? Что это значит?
-
Что придает силы княгине?
- эпизод в церкви
-
Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская?
-
Что она хотела сказать своим жестом?
-
С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню?
-
В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?
-
Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?
Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Урок литературы в 7А классе
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Подвиг во имя долга и любви
Цели:
-
Познакомиться с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
-
Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
-
Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.
ХОД УРОКА
-
Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Слово учителя.
Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…
Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.
Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.
Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.
(Слайд 7) Их было одиннадцать этих героических женщин. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились. Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.
Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”
(Слайд 8) А ведь путь был очень нелёгок и далёк. Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома (Слайд 9)
“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?
Увы! Надежды нет.
Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Через что предстоит пройти? (Слайд 10) Постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк
мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но
сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:
Приняв
обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой
долг, — я слёз не принесу
В проклятую тюрьму —
Я
гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма.
Ответы 2 группы
-
Какие это картины? (Снежная пустыня -"забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
-
Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
Слайд 11 – гимнастика для глаз
(Слайды 12, 13, 14) Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.
Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?
Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)
Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Слайд 15. Слушаем отрывок из поэмы)
Доводы губернатора
1. Отъезд убил отца.
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.
3. Соблазны столичной жизни.
Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)
В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.
4. Уязвлённая гордость.
5. Отречение от прав.
6. Дорога вместе с каторжниками.
Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.
Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.
Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.
Можно ли победить таких женщин?
(Слайд 16) Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабая женщина? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.
Я делал
всё, что мог...
...................................
Не
испугались вы!
Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.
(Слайды 17, 18) при ответе на 2 и 3 вопросы. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она похоронена там.
Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)
Пускай
горька моя судьба —
Я буду ей верна!
Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)
Можем
строчки нанизывать
Посложнее,
попроще,
Но
никто нас не вызовет
На
Сенатскую площадь…
Мы не
будем увенчаны.
И
в кибитках, степями
Настоящие
женщины
Не
поедут за нами.
3.1. Стадия осмысления.
-
Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
-
Так о чем эта поэма "Русские женщины"?
-
Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
-
Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)
-
Какие черты характера выступают на первый план?
-
Как вы думаете, были ли счастливы эти женщины? (Они были счастливы. Ведь даже венчания состоялись там, рождались дети)
-
Как ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?
3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
3.2. Рефлексия: Слайд 19.
Ожидание любви и готовность за неё отдать всего себя – темы в литературе вечные. Именно поэтому приятно осознавать, что в наше время потребность так же самозабвенно и жертвенно любить сохранилась. Подтверждение тому – современная песня «Романс» группы «Сплин», которая сейчас прозвучит. Давайте ещё раз вглядимся в лица этих женщин. Вдруг вы заметите в них черты ваших бабушек, мам. А может, вы в ком-то узнаете себя, дорогие девушки? А на что готовы мы во имя любви?
Домашнее задание по выбору: Слайд 20.
Пояснительная записка
Викулкина Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «10 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 7А классе. Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подвиг во имя долга и любви
Цели:
Познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.
К конспекту прилагаются: презентация со ссылками, физкультминутка, аудио- и видеофрагменты, музыкальное сопровождение.
Конспект занятия прилагается отдельным файловым документом.
Ресурсы: презентации, видеофрагменты, главы аудиоспектакля, аудиозаписи песен и музыки.
Список используемых информационных ресурсов:
-
Литература: Учеб. для 7 класса в 3-х ч. (2 ч.) / Меркин Г.С.- М.: Просвещение, 2009.
-
Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.
-
Литература в школе. Журнал. – М.: Алмаз-пресс, 2001. – 48 с.
-
Литература в школе. Журнал. – М.: Алграфикс, 1997. – 160 с.
-
Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского: Литературно-критическое издание. / Пинаев Н.Т. – М.: Детская литература, 1988. – 46 с.
Электронные ресурсы:
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.
-
Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004.
-
http://www.nekrasov.ru
-
http://www.museum.ru
-
http://images.yandex.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Подвиг во имя долга и любви
Урок литературы в 7 классе
Викулкина Елена Сергеевна, МБОУ СОШ №10 с УИОП, учитель русского языка и литературы
город Сургут, 2012 год
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
Получилось загрузить отдельными файлами, чтобы было понятнее.
Что вам мешает указать все файлы в одном материале, без создания дубликата?
Ограничение на размер в 20 Мб. действует для каждого файла в отдельности, а не на суммарный размер всех файлов.