Мастер-класс по теме "Химические вещества"
Краткое описание
Расширение знаний по предмету.
Описание
Эпиграф к занятию: Опыт!
Скажи, чем гордишься ты?
Что ты такое?
Ты плод ошибок и слёз,
Силам потраченным счёт.
Всюду: «Что нового?» — слышишь
Да вдумайся в старое прежде!
В нём для себя найдёшь ты
нового много!
А.Майков
Цель: раскрытие необычного в «очевидном»
Мотивационный этап:
Химия – наука экспериментальная. И, наверное, не интересно было бы изучать предмет, не проводя никаких опытов. В моей теме «Использование элементов развивающего обучения в процессе преподавания химии» можно опыт сочетать с заданием, где одновременно ученик развивается теоретически и практически. На таких уроках я развиваю мышление, внимание, память и воображение. Всё это вызывает интерес к предмету и повышает познавательную активность и деятельность учащихся, увеличивает их кругозор.
И так я приглашаю 4 человек.
Что такое цвет? Это одна из неотъемлемых характеристик. Хорошо, когда человек различает цвета и совсем плохо, когда он их не различает. А какой самый яркий цвет? Правильно, жёлтый, с ним связана звезда Солнце и когда эта звезда излучает лучи, мы видим видимый свет, который отображён всеми цветами, а какими, попробуем проверить.
№1.Возьмите вещество, которое всегда есть в желудке здорового человека, а при недостатке его употребляют как лекарство (это соляная кислота)
Возьмите индикатор (используя первые буквы названия химических элементов определите его)
Li N K CuU S (это лакмус)
Смешайте оба вещества – какой видите результат?
Здесь прослеживается взаимосвязь химии и биологии, и закрепляется качественная реакция на кислоты, изучаются знаки новых химических элементов.
Цвет — Красный
№2. Возьмите вещество хлорид металла
— этот металл в 18 в. изображали в виде воина;
— он придаёт нашей крови красный цвет;
— про него академик А.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла
«…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил. т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер» (это хлорид железа (III))
Смешайте его с растворимым в воде основанием (это щёлочь)
К чему пришли?
Межпредметные связи истории и химии, качественная реакция на ионы Fe3+.
Цвет - Оранжевый
№3. Возьмите вещество, которое фенолфталеин окрашивает в малиновый цвет или растворимое в воде основание ( это щёлочь)
Возьмите индикатор:
— От щелочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
ЯCu( 1 ) Eu( 1) Na( 3 ) Li(2) La(1 )
Os( 1 ) F(4 ) N( 1 ) Ne( 4) Fe( 1) ( это метиловый оранжевый индикатор)
Докажите справедливость.
Используя задание творческого уровня, закрепляю качественную реакцию на щелочь.
Цвет - Жёлтый
№4. Возьмите вещество, которое не только создаёт необходимую среду для работы фермента в желудке, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы с пищей ( это соляная кислота)
Возьмите соединение элемента с кислородом:
Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. ( это оксид меди (II))
Смешайте вещества – что получили?
Закрепление признаков химических реакций – изменение окраски.
Цвет — Зелёный
№5. Возьмите:
«У меня есть два названья:
Я гидроксид и основание.
Имею очень важный вид,
Ведь впереди металл стоит,
А позади стоит «о-аш».
Встречайте, нынче гость я ваш!» ( это щёлочь)
Смешайте с веществом, которым опрыскивают плодово-ягодные культуры рано весной, чтобы обезвредить вредителей. ( это медный купорос )
Какова полученная окраска?
Используя задания устного народного творчества, получаем нерастворимое основание, закрепляю признак химической реакции – выпадение осадка.
Цвет — Голубой
№6. Возьмите нерастворимое основание, полученное в предыдущем опыте (это гидроксид меди (II))
Смешайте с веществом, но прежде расшифруйте тайнопись: В архиве французского учёного А.Лавуазье найдена зашифрованная запись (она представлена ниже). Следствие оказалось в трудном положении. Необходимо расшифровать текст. Ключ для расшифровки: числа – это номера букв в русском алфавите.
4 13 10 24 6 18 10 15 ( это глицерин)
· Что наблюдаете?
Цвет — Синий
№7. Она необходима нам всегда, ( это вода)
И юный химик, верно, пожелает
Узнать, с чем реагирует она
И с чем она в реакции вступает.
Мы каплю лакмуса пипеточкой возьмём
Отметим, что условия обычны
Опустим в воду – тут же результат:
Пошла реакция, она же необычная.
Что же произошло?
Стихи собственного сочинения. Исследуем реакцию нейтральной среды на индикатор. Цвет — Фиолетовый
После выполнения каждого задания наклеиваю на доске лепестки цветика – семицветика.
Какое явление в природе напоминает цветик – семицветик? РАДУГУ
Что происходит с вами когда вы видите радугу? Поднимается настроение!
Я хочу вам подарить свою радугу, и пусть она вам поднимает настроение.
На обратной стороне вы, зная химические элементы, можете прочесть строки о химии.
Для того, чтобы прочитать зашифрованное стихотворение, нужно из названия химического элемента взять букву, порядковый номер которой указан скобках, рядом со знаком этого элемента.
/ At(3) Mn(3) Ru(2) Ra(3) Ne(4) Os(1)/ /Mg(4)W(7) Br(4)/
/Re(1) Cu(2) As(3) Ba(2) Hg(2) Ni(6)/ /Au(1) K(2) Rn(3) Al(1) Ku(4) Ir(1)/,
/Se(1) Ga(4) Sn(5) Fe(1) Nd(1) Po(4)/ /Co(2) Pt(1) As(2) Ta(4)/
/Np(3) Cl(4) Mo(2) Pb(2) Fe(6) Rb(5) Be(4) F(2) As(4)/.
/Ne(1) P(2)/ /Se(5) Pb(5)/ /Am(2) Rn(2) Fe(1) Xe(3) Os(3)/
/Cu(1) As(2)/ /Ac(4) Na(1) Pr(3) Ku(4) Mn(7) /–
/Sr(5) Ga(2) Mo(1)/ /B(1) Cu(2) Dy(7)/ /Tc(3) He(4) Bi(4) Ca(6) Li(2)/ /In(2) Be(2)/ /Fe(1) Nb(2) Ru(3) Hg(5)/.
(Сложно нам решать задачи, трудно опыт проводить,
Но не можем мы иначе, нам без химии не жить)
№ 8.РЕФЛЕКСИЯ (раздать листочки, пусть дополнят хотя бы одно предложение и зачитают)
Испытываю радость от того …
Лично мне это нужно …
После занятия хочу разобраться в…
ВЫВОДЫ:
1. При выполнении таких заданий теория сочетается с практикой.
2. Широко используются межпредметные связи.
3. Развивается интерес к предмету, повышается познавательная активность, расширяется кругозор.
4. Используются различные приёмы и виды деятельности
5. На занятии применяются компьютерные технологии.
6. В занятии были использованы разные приёмы развивающего обучения и вопросы разного уровня сложности.
Скажи, чем гордишься ты?
Что ты такое?
Ты плод ошибок и слёз,
Силам потраченным счёт.
Всюду: «Что нового?» — слышишь
Да вдумайся в старое прежде!
В нём для себя найдёшь ты
нового много!
А.Майков
Цель: раскрытие необычного в «очевидном»
Мотивационный этап:
Химия – наука экспериментальная. И, наверное, не интересно было бы изучать предмет, не проводя никаких опытов. В моей теме «Использование элементов развивающего обучения в процессе преподавания химии» можно опыт сочетать с заданием, где одновременно ученик развивается теоретически и практически. На таких уроках я развиваю мышление, внимание, память и воображение. Всё это вызывает интерес к предмету и повышает познавательную активность и деятельность учащихся, увеличивает их кругозор.
И так я приглашаю 4 человек.
Что такое цвет? Это одна из неотъемлемых характеристик. Хорошо, когда человек различает цвета и совсем плохо, когда он их не различает. А какой самый яркий цвет? Правильно, жёлтый, с ним связана звезда Солнце и когда эта звезда излучает лучи, мы видим видимый свет, который отображён всеми цветами, а какими, попробуем проверить.
№1.Возьмите вещество, которое всегда есть в желудке здорового человека, а при недостатке его употребляют как лекарство (это соляная кислота)
Возьмите индикатор (используя первые буквы названия химических элементов определите его)
Li N K CuU S (это лакмус)
Смешайте оба вещества – какой видите результат?
Здесь прослеживается взаимосвязь химии и биологии, и закрепляется качественная реакция на кислоты, изучаются знаки новых химических элементов.
№2. Возьмите вещество хлорид металла
— этот металл в 18 в. изображали в виде воина;
— он придаёт нашей крови красный цвет;
— про него академик А.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла
«…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил. т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер» (это хлорид железа (III))
Смешайте его с растворимым в воде основанием (это щёлочь)
К чему пришли?
Межпредметные связи истории и химии, качественная реакция на ионы Fe3+.
№3. Возьмите вещество, которое фенолфталеин окрашивает в малиновый цвет или растворимое в воде основание ( это щёлочь)
Возьмите индикатор:
— От щелочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
ЯCu( 1 ) Eu( 1) Na( 3 ) Li(2) La(1 )
Os( 1 ) F(4 ) N( 1 ) Ne( 4) Fe( 1) ( это метиловый оранжевый индикатор)
Докажите справедливость.
Используя задание творческого уровня, закрепляю качественную реакцию на щелочь.
№4. Возьмите вещество, которое не только создаёт необходимую среду для работы фермента в желудке, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы с пищей ( это соляная кислота)
Возьмите соединение элемента с кислородом:
Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. ( это оксид меди (II))
Смешайте вещества – что получили?
Закрепление признаков химических реакций – изменение окраски.
№5. Возьмите:
«У меня есть два названья:
Я гидроксид и основание.
Имею очень важный вид,
Ведь впереди металл стоит,
А позади стоит «о-аш».
Встречайте, нынче гость я ваш!» ( это щёлочь)
Смешайте с веществом, которым опрыскивают плодово-ягодные культуры рано весной, чтобы обезвредить вредителей. ( это медный купорос )
Какова полученная окраска?
Используя задания устного народного творчества, получаем нерастворимое основание, закрепляю признак химической реакции – выпадение осадка.
№6. Возьмите нерастворимое основание, полученное в предыдущем опыте (это гидроксид меди (II))
Смешайте с веществом, но прежде расшифруйте тайнопись: В архиве французского учёного А.Лавуазье найдена зашифрованная запись (она представлена ниже). Следствие оказалось в трудном положении. Необходимо расшифровать текст. Ключ для расшифровки: числа – это номера букв в русском алфавите.
4 13 10 24 6 18 10 15 ( это глицерин)
· Что наблюдаете?
№7. Она необходима нам всегда, ( это вода)
И юный химик, верно, пожелает
Узнать, с чем реагирует она
И с чем она в реакции вступает.
Мы каплю лакмуса пипеточкой возьмём
Отметим, что условия обычны
Опустим в воду – тут же результат:
Пошла реакция, она же необычная.
Что же произошло?
Стихи собственного сочинения. Исследуем реакцию нейтральной среды на индикатор.
После выполнения каждого задания наклеиваю на доске лепестки цветика – семицветика.
Какое явление в природе напоминает цветик – семицветик? РАДУГУ
Что происходит с вами когда вы видите радугу? Поднимается настроение!
Я хочу вам подарить свою радугу, и пусть она вам поднимает настроение.
На обратной стороне вы, зная химические элементы, можете прочесть строки о химии.
/ At(3) Mn(3) Ru(2) Ra(3) Ne(4) Os(1)/ /Mg(4)W(7) Br(4)/
/Re(1) Cu(2) As(3) Ba(2) Hg(2) Ni(6)/ /Au(1) K(2) Rn(3) Al(1) Ku(4) Ir(1)/,
/Se(1) Ga(4) Sn(5) Fe(1) Nd(1) Po(4)/ /Co(2) Pt(1) As(2) Ta(4)/
/Np(3) Cl(4) Mo(2) Pb(2) Fe(6) Rb(5) Be(4) F(2) As(4)/.
/Ne(1) P(2)/ /Se(5) Pb(5)/ /Am(2) Rn(2) Fe(1) Xe(3) Os(3)/
/Cu(1) As(2)/ /Ac(4) Na(1) Pr(3) Ku(4) Mn(7) /–
/Sr(5) Ga(2) Mo(1)/ /B(1) Cu(2) Dy(7)/ /Tc(3) He(4) Bi(4) Ca(6) Li(2)/ /In(2) Be(2)/ /Fe(1) Nb(2) Ru(3) Hg(5)/.
(Сложно нам решать задачи, трудно опыт проводить,
Но не можем мы иначе, нам без химии не жить)
Лично мне это нужно …
После занятия хочу разобраться в…
ВЫВОДЫ:
1. При выполнении таких заданий теория сочетается с практикой.
2. Широко используются межпредметные связи.
3. Развивается интерес к предмету, повышается познавательная активность, расширяется кругозор.
4. Используются различные приёмы и виды деятельности
5. На занятии применяются компьютерные технологии.
6. В занятии были использованы разные приёмы развивающего обучения и вопросы разного уровня сложности.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Химия
11 класс
29 марта 2012
Файлы
независимое расследование.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»