Братья весны
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 4663
«Вольновский д/сад» Полтавского района, Омской области
Братья весны
Фольклорный праздник
Тимченко Людмила Васильевна
МБДОУ «Вольновский д/сад»
Полтавского района, Омской области
Музыкальный руководитель
г. Омск — 2012
Пояснительная записка
Тимченко Людмила Васильевна
МБДОУ «Вольновский д/сад»
Полтавского района, Омской области
музыкальный руководитель
Фольклорный праздник «Братья весны»
Фольклорный праздник «Братья весны» и вся предварительная работа в игровой форме, опосредованно, способствует нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников; знакомит с народными и православными традициями; формирует ответственное отношение к окружающей среде, к птицам.
Методика: конспект фольклорного праздника.
Ресурсы: презентация.
Список используемых информационных ресурсов:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, Мозаика-Синтез 2010
Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008, стр.28
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997.
http://school-work.net/zagadki/pro-vremena-goda/
http://www.mymedical.ru/statyi/-14-marta-evdokija-vesnovka-ili?offset=180#blog_body
http://www.tvoyrebenok.ru/igry_maslenica.shtml
http://school-work.net/zagadki/pro-ptits/page2.html
План проведения
1. «Веснянка» украинская народная песня.
2. Закличка на русскую народную мелодию «Калинка».
3. Русская народная игра «Солнышко».
4. Импровизация русской народной песни «Сеяли девушки яровой хмель».
5. Русская народная песня «Ой, кулики, жаворонушки».
6. Музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу».
7. Танец «Скок-скок, поскок».
8. Импровизация песни «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию
«Во кузнице».
9. Музыкальная игра на различие темпа «Птичья карусель».
Цель:В игровой форме знакомить детей с народными и православными традициями, играми, песнями, которые способствуют патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи образовательных областей:
Безопасность:
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
Здоровье:
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей, используя подвижные русские народные игры.
Физическая культура:
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Социализация:
Развивать интерес к народным играм. Продолжать знакомить с традициями и обычаями русского народа.
Труд:
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Познание:
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать гнёзда и др.).
Оформить с детьми альбом «Перелётные птицы».
Знакомить детей с народными приметами.
Коммуникация:
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Чтение художественной литературы:
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Художественное творчество
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Музыка:
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Музыкальный материал: «Веснянка», украинская народная песня;
«Скок-скок, поскок», русская народнаяпопевка;
«Сеяли девушки яровой хмель» русская народная песня; музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу»; песня «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
Предварительная работа:разучивание закличек, потешек, танцев, игр, песен; рассматривание иллюстраций с изображением птиц, показ презентации «Перелётные птицы», рисование птиц; чтение художественной литературы; словарная работа.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель входит в группу и приветствует ребят:
– Доброе утро, ребята!
Вот пришло нам письмецо,
От красавицы Весны оно.
Пишет нам в письме Весна,
Что обижена она:
Птичек мы не закликаем,
И Весну не зазываем.
Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать? (Ответы детей). Правильно.
Предлагаю вам, ребятки,
Весну в гости зазывать,
Пташек с юга закликать!
Все идут в музыкальный зал, рассаживаются. Звучит весенняя музыка.
Музыкальный руководитель:
– Посмотрите, что за диво:
Листик до того красивый,
Просто глаз не оторвать,
В нём загадка, прочитать?
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна) (http://school-work.net/zagadki/pro-vremena-goda/)
–В старину, истосковавшиеся по теплу и солнцу взрослые и ребятишки, зазывали весну с помощью песен и приговорок, и мы с вами покличем весну:
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
«Веснянка» украинская народная песня
Входит Евдокия Весновка:
– Здравствуйте честной народ, добры молодцы да красны девицы. Услыхала я, как вы весну зазываете, да и решила заглянуть к вам. А зовут меня в народе Евдокия Весновка. В старину зазывать, гукать весну выходили пораньше, пока солнце не встало, заодно примечая: «На Евдокию погоже — все лето будет пригоже». А ещё меня в народе Авдотьей Плющихой зовут. Бывало, выйдет солнышко, пригреет землю, и съежится, сплющится под его лучами снег. Знающие люди на Евдокию 14 марта талой водой запасались, потому что считали ее целебной, « живой водой», которая не только силой наделяла, но и жизнь возвращала.Музыкальный руководитель:
– Что за диво, ещё листик,
И загадка в нём опять,
Вам, ребята, прочитать?
По небу гуляю,
Землю согреваю(солнце).
Евдокия Весновка:
– Ребятки, давайте хороводом гулять, да красно солнышко закликать.
Дети поют закличкуна русскую народную мелодию «Калинка».
Солнышко, покажись!
(Дети идут хороводом по кругу вправо).
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
(Идут по кругу влево).
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
(Сужают круг).
Красное, снарядись!
Чтобы год от года,
(Расширяют круг).
Давала нам погода:
Теплое летечко,
(Выполняют пружинки, прихлопывая в такт музыки).
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Русская народная игра «Солнышко». http://www.tvoyrebenok.ru/igry_maslenica.shtml
В центре круга – «солнце» (ребенок с изображением солнца). Дети хором произносят нараспев:
Гори, солнце, ярче –
(дети идут хороводом)
Летом будет жарче,
А зима теплее,
(подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон)
А весна милее.
(Идут назад, расширяя круг)
На слово «Горю!» — «солнце» догоняет детей. Дети, которых задело «солнце» проходят на свои места.
Стук в дверь. Входят Герасим Грачевник и Конон Огородник:
– Здравствуйте!
Что за шум здесь и веселье?
У всех хорошее настроенье!
Евдокия Весновка:
– А вот и братья мои пожаловали, знакомьтесь, ребята, Герасим Грачевник и Конон Огородник. Как вы думаете, почему у них такие имена? (Ответы детей).
Конон Огородник:
– Конон Огородник я,
Восемнадцатого марта
День рожденья у меня.
В этот день, а не в другой
Нужно сеять семена,
Тогда каждая корзина
Овощами будет полна.
В этот день, а не в другой
Нужно выкопать три лунки,
Эти луночки для мошки,
для червя, для засухи:
Чтобы овощи и фрукты
Были все красивые,
Сочные и наливные,
Да и не червивые.
Музыкальный руководитель:
–Раз в этот день, а не в другой
Нужно сеять семена,
То будут сеять веселей,
Девушки яровой хмель.
Девочки импровизируют русскую народную песню «Сеяли девушки яровой хмель».Мальчики подыгрывают на музыкальных инструментах.
Герасим Грачевник:
– Я Герасим Грачевник,
Зазываю птиц весной
Возвратиться к нам домой.
И семнадцатого марта,
В день моего рождения,
Чтоб тепла ускорить наступление,
На Руси пекли все птичек,
Доставали из печей
Жаворонков и грачей.
Музыкальный руководитель:
–Наши ребята знают русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки».
Будем песню запевать, жаворонков закликать.
Дети берут музыкальные инструменты и исполняют русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки»(Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008, стр.28).
Герасим Грачевник:
А сейчас, ребятки,
Разгадайте-ка
Русские народные загадки.
Загадки спрятаны в листок,
А листок на дереве.
Подходи честной народ,
Здесь каждого загадка ждёт!
Дети подходят по одному, снимают листок с дерева, отгадывают загадку.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Спереди — шильце, сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.
(Ласточка)
На шесте — дворец, во дворце — певец.
(Скворечник и скворец)(http://school-work.net/zagadki/pro-ptits/page2.html)
Евдокия Весновка:
– Молодцы, ребятки,
Хорошо отгадываете загадки.
Музыкальную игру
Хочу вам я предложить:
Нужно спеть потешку, песню
Про любую птичку.
Дружно в круг вставайте,
По одному запевайте.
Музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу».
Дети встают в круг и считалкой выбирают первого запевалу: «Раз, два, три, запевалой будешь ты!».
Руки сгибают в локтях, локти прижаты к талии, ладони вверх. Дети поют потешки, заклички, одновременно в такт, выполняя по очереди движения: запевала делает притоп правой ногой, притоп левой ногой, хлопок в свои ладошки, хлопок правой ладошкой по левой ладошке соседа. Сосед становится запевалой и выполняет те же движения.
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
Конон Огородник:
–А мою игру-задачу
Сможете ли вы решить?
Русские скороговорки
Нужно быстро повторить:
Голубь, гусь и галка – вот и вся считалка.
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Пара птиц порхала-порхала да и выпорхнула.
Музыкальный руководитель:
– Птицы порхали,
А наши молодиченьки
С дроздами танцевали.
Танец «Скок-скок, поскок»(на мелодию русской народной попевки «Скок-скок, поскок»)
Дети встают в две шеренги у противоположных стен: мальчики напротив девочек, руки на поясе.
Скок-скок, поскок,
(мальчики делают прыжок ноги врозь – ноги вместе, два прыжка вперёд)
Молодой дроздок
(прыжок ноги врозь – ноги вместе, два прыжка вперёд)
По водичку пошёл,
(руки за спину, делают четыре шага)
Молодичку нашёл.
(руки за спиной, кланяются девочкам, девочки в ответ делают «пружинку»)
Молодиченька,
(девочки выставляют правую ногу вперёд, левую ногу приставляют; «пружинки» вправо, влево)
Невеличенька:
(ставят левую ногу назад, правую приставляют; «пружинки» влево, вправо)
Сама с вершок
(мальчики выставляют правую, затем левую ладошки, приглашая девочек на танец)
Нравится ей дроздок.
(девочки кладут правую, затем левую ладошки на ладошки мальчиков)
Скок-скок, поскок,
(взявшись за руки, делают по кругу два поскока в правую сторону, хлопок в свои ладошки, хлопок в ладошки партнёра)
Пляшет наш дроздок,
(делают по кругу два поскока в левую сторону, хлопок в свои ладошки, хлопок в ладошки партнёра)
С ним плясать пошла
(мальчики хлопают в ладошки, девочки кружатся вправо)
Молодиченька,
(мальчики хлопают в ладошки, девочки кружатся влево)
Молодиченька, невеличенька.
(взявшись за руки, кружатся вправо, влево, на проигрыш идут парами по кругу, к своим стульчикам, останавливаются, кланяются друг другу).
Герасим Грачевник:
– Птицы в гости к нам летят,
С нами жить они хотят.
Каких перелётных птиц вы, ребята, знаете? (Ответы детей).
Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей).
Как мы должны относиться к птицам? (Ответы детей). Правильно.
Будут птицы помогать,
Урожай оберегать:
От червей, жуков, букашек,
От гусениц и таракашек.
Ну а нам, ребята, нужно
Пташек малых уважать,
Их любить, оберегать,
Никогда не обижать.
Скворечники, кормушки
Птичкам сделать нужно,
За работу примемся
Сейчас мы с вами дружно.
Дети импровизируют песню «Строим птичкам дом»на русскую народную мелодию «Во кузнице».
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Мы сегодня дружно строим птичкам дом,
Чтобы хорошо жилось птичкам в нём.
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Будут птицы птенцов выводить,
Будут птенчики в доме дружно жить.
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Будут птицы дружно жить поживать,
Будут птицы огород наш охранять.
Музыкальный руководитель:
– Мы сейчас, ребята, с вами,
Превратимся в птичек,
Будем прыгать и скакать,
Высоко на каруселях летать.
Музыкальная игра на различие темпа «Птичья карусель»
Дети надевают маски птиц разных видов. У каждого вида птиц своё «гнездо» (обруч). Затем птицы летят на «карусели» (зонтик с яркими ленточками), левой рукой держат ленточку, правой рукой машут (взмах крыла). Сначала дети делают поскоки, с ускорением темпа дети бегут. На слова «Полетали, полетали», замедляют бег. В конце игры каждый вид птиц летит в своё «гнездо».
Дети поют слова на русскую народную мелодию «Куры, гуси, да индюшки».
Прыг-скок, прыг-скок,
Наши птички прилетели,
Прыг-скок, прыг-скок,
И на карусели сели.
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
Наши птички полетели
Выше сосен, выше ели.
Полетали, полетали,
Крылышками помахали,
Полетали, полетали,
И немножечко устали,
Полетали, прилетели,
И все в гнёзда свои сели.
Евдокия Весновка:
–Молодцы ребятки, поёте, играете,
Про птиц не забываете.
Вам подарок мой за это –
Печенье жаворонки.
Угощайтесь на здоровье,
Мальчишки и девчонки!
Конон Огородник:
– Ну а нам пора, ребята,
Игра игрой, а дело делом.
Гуляй, да дела не забывай.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Вольновский д/сад» Полтавского района, Омской области
Братья весны
Фольклорный праздник
Тимченко Людмила Васильевна
МБДОУ «Вольновский д/сад»
Полтавского района, Омской области
Музыкальный руководитель
г. Омск - 2012
Пояснительная записка
Тимченко Людмила Васильевна
МБДОУ «Вольновский д/сад»
Полтавского района, Омской области
музыкальный руководитель
Фольклорный праздник «Братья весны»
Фольклорный праздник «Братья весны» и вся предварительная работа в игровой форме, опосредованно, способствует нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников; знакомит с народными и православными традициями; формирует ответственное отношение к окружающей среде, к птицам.
Методика: конспект фольклорного праздника.
Ресурсы: презентация.
Список используемых информационных ресурсов:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, Мозаика-Синтез 2010
Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008, стр.28
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997.
http://school-work.net/zagadki/pro-vremena-goda/
http://www.mymedical.ru/statyi/-14-marta-evdokija-vesnovka-ili?offset=180#blog_body
http://www.tvoyrebenok.ru/igry_maslenica.shtml
http://school-work.net/zagadki/pro-ptits/page2.html
План проведения
1. «Веснянка» украинская народная песня.
2. Закличка на русскую народную мелодию «Калинка».
3. Русская народная игра «Солнышко».
4. Импровизация русской народной песни «Сеяли девушки яровой хмель».
5. Русская народная песня «Ой, кулики, жаворонушки».
6. Музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу».
7. Танец «Скок-скок, поскок».
8. Импровизация песни «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
9. Музыкальная игра на различие темпа «Птичья карусель».
Цель: В игровой форме знакомить детей с народными и православными традициями, играми, песнями, которые способствуют патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи образовательных областей:
Безопасность:
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
Здоровье:
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей, используя подвижные русские народные игры.
Физическая культура:
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Социализация:
Развивать интерес к народным играм. Продолжать знакомить с традициями и обычаями русского народа.
Труд:
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Познание:
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать гнёзда и др.).
Оформить с детьми альбом «Перелётные птицы».
Знакомить детей с народными приметами.
Коммуникация:
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Чтение художественной литературы:
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Художественное творчество
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Музыка:
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Музыкальный материал: «Веснянка», украинская народная песня; «Скок-скок, поскок», русская народная попевка; «Сеяли девушки яровой хмель» русская народная песня; музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу»; песня «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
Предварительная работа: разучивание закличек, потешек, танцев, игр, песен; рассматривание иллюстраций с изображением птиц, показ презентации «Перелётные птицы», рисование птиц; чтение художественной литературы; словарная работа.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель входит в группу и приветствует ребят:
– Доброе утро, ребята!
Вот пришло нам письмецо,
От красавицы Весны оно.
Пишет нам в письме Весна,
Что обижена она:
Птичек мы не закликаем,
И Весну не зазываем.
Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать? (Ответы детей). Правильно.
Предлагаю вам, ребятки,
Весну в гости зазывать,
Пташек с юга закликать!
Все идут в музыкальный зал, рассаживаются. Звучит весенняя музыка.
Музыкальный руководитель:
– Посмотрите, что за диво:
Листик до того красивый,
Просто глаз не оторвать,
В нём загадка, прочитать?
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна) (http://school-work.net/zagadki/pro-vremena-goda/)
–В старину, истосковавшиеся по теплу и солнцу взрослые и ребятишки, зазывали весну с помощью песен и приговорок, и мы с вами покличем весну:
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
«Веснянка» украинская народная песня
Входит Евдокия Весновка:
– Здравствуйте честной народ, добры молодцы да красны девицы. Услыхала я, как вы весну зазываете, да и решила заглянуть к вам. А зовут меня в народе Евдокия Весновка. В старину зазывать, гукать весну выходили пораньше, пока солнце не встало, заодно примечая: «На Евдокию погоже — все лето будет пригоже». А ещё меня в народе Авдотьей Плющихой зовут. Бывало, выйдет солнышко, пригреет землю, и съежится, сплющится под его лучами снег. Знающие люди на Евдокию 14 марта талой водой запасались, потому что считали ее целебной, « живой водой», которая не только силой наделяла, но и жизнь возвращала.
Музыкальный руководитель:
– Что за диво, ещё листик,
И загадка в нём опять,
Вам, ребята, прочитать?
По небу гуляю,
Землю согреваю (солнце).
Евдокия Весновка:
– Ребятки, давайте хороводом гулять, да красно солнышко закликать.
Дети поют закличку на русскую народную мелодию «Калинка».
Солнышко, покажись!
(Дети идут хороводом по кругу вправо).
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
(Идут по кругу влево).
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
(Сужают круг).
Красное, снарядись!
Чтобы год от года,
(Расширяют круг).
Давала нам погода:
Теплое летечко,
(Выполняют пружинки, прихлопывая в такт музыки).
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Русская народная игра «Солнышко». http://www.tvoyrebenok.ru/igry_maslenica.shtml
В центре круга – "солнце" (ребенок с изображением солнца). Дети хором произносят нараспев:
Гори, солнце, ярче –
(дети идут хороводом)
Летом будет жарче,
А зима теплее,
(подходят
ближе к "солнцу", сужая круг,
поклон)
А весна милее.
(Идут назад, расширяя круг)
На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. Дети, которых задело «солнце» проходят на свои места.
Стук в дверь. Входят Герасим Грачевник и Конон Огородник:
– Здравствуйте!
Что за шум здесь и веселье?
У всех хорошее настроенье!
Евдокия Весновка:
– А вот и братья мои пожаловали, знакомьтесь, ребята, Герасим Грачевник и Конон Огородник. Как вы думаете, почему у них такие имена? (Ответы детей).
Конон Огородник:
– Конон Огородник я,
Восемнадцатого марта
День рожденья у меня.
В этот день, а не в другой
Нужно сеять семена,
Тогда каждая корзина
Овощами будет полна.
В этот день, а не в другой
Нужно выкопать три лунки,
Эти луночки для мошки,
для червя, для засухи:
Чтобы овощи и фрукты
Были все красивые,
Сочные и наливные,
Да и не червивые.
Музыкальный руководитель:
–Раз в этот день, а не в другой
Нужно сеять семена,
То будут сеять веселей,
Девушки яровой хмель.
Девочки импровизируют русскую народную песню «Сеяли девушки яровой хмель». Мальчики подыгрывают на музыкальных инструментах.
Герасим Грачевник:
– Я Герасим Грачевник,
Зазываю птиц весной
Возвратиться к нам домой.
И семнадцатого марта,
В день моего рождения,
Чтоб тепла ускорить наступление,
На Руси пекли все птичек,
Доставали из печей
Жаворонков и грачей.
Музыкальный руководитель:
–Наши ребята знают русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки».
Будем песню запевать, жаворонков закликать.
Дети берут музыкальные инструменты и исполняют русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки» (Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008, стр.28).
Герасим Грачевник:
А сейчас, ребятки,
Разгадайте-ка
Русские народные загадки.
Загадки спрятаны в листок,
А листок на дереве.
Подходи честной народ,
Здесь каждого загадка ждёт!
Дети подходят по одному, снимают листок с дерева, отгадывают загадку.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворечник и скворец) (http://school-work.net/zagadki/pro-ptits/page2.html)
Евдокия Весновка:
– Молодцы, ребятки,
Хорошо отгадываете загадки.
Музыкальную игру
Хочу вам я предложить:
Нужно спеть потешку, песню
Про любую птичку.
Дружно в круг вставайте,
По одному запевайте.
Музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу».
Дети встают в круг и считалкой выбирают первого запевалу: «Раз, два, три, запевалой будешь ты!».
Руки сгибают в локтях, локти прижаты к талии, ладони вверх. Дети поют потешки, заклички, одновременно в такт, выполняя по очереди движения: запевала делает притоп правой ногой, притоп левой ногой, хлопок в свои ладошки, хлопок правой ладошкой по левой ладошке соседа. Сосед становится запевалой и выполняет те же движения.
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
Конон Огородник:
–А мою игру-задачу
Сможете ли вы решить?
Русские скороговорки
Нужно быстро повторить:
Голубь, гусь и галка – вот и вся считалка.
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Пара птиц порхала-порхала да и выпорхнула.
Музыкальный руководитель:
– Птицы порхали,
А наши молодиченьки
С дроздами танцевали.
Танец «Скок-скок, поскок» (на мелодию русской народной попевки «Скок-скок, поскок»)
Дети встают в две шеренги у противоположных стен: мальчики напротив девочек, руки на поясе.
Скок-скок, поскок,
(мальчики делают прыжок ноги врозь – ноги вместе, два прыжка вперёд)
Молодой дроздок
(прыжок ноги врозь – ноги вместе, два прыжка вперёд)
По водичку пошёл,
(руки за спину, делают четыре шага)
Молодичку нашёл.
(руки за спиной, кланяются девочкам, девочки в ответ делают «пружинку»)
Молодиченька,
(девочки выставляют правую ногу вперёд, левую ногу приставляют; «пружинки» вправо, влево)
Невеличенька:
(ставят левую ногу назад, правую приставляют; «пружинки» влево, вправо)
Сама с вершок
(мальчики выставляют правую, затем левую ладошки, приглашая девочек на танец)
Нравится ей дроздок.
(девочки кладут правую, затем левую ладошки на ладошки мальчиков)
Скок-скок, поскок,
(взявшись за руки, делают по кругу два поскока в правую сторону, хлопок в свои ладошки, хлопок в ладошки партнёра)
Пляшет наш дроздок,
(делают по кругу два поскока в левую сторону, хлопок в свои ладошки, хлопок в ладошки партнёра)
С ним плясать пошла
(мальчики хлопают в ладошки, девочки кружатся вправо)
Молодиченька,
(мальчики хлопают в ладошки, девочки кружатся влево)
Молодиченька, невеличенька.
(взявшись за руки, кружатся вправо, влево, на проигрыш идут парами по кругу, к своим стульчикам, останавливаются, кланяются друг другу).
Герасим Грачевник:
– Птицы в гости к нам летят,
С нами жить они хотят.
Каких перелётных птиц вы, ребята, знаете? (Ответы детей).
Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей).
Как мы должны относиться к птицам? (Ответы детей). Правильно.
Будут птицы помогать,
Урожай оберегать:
От червей, жуков, букашек,
От гусениц и таракашек.
Ну а нам, ребята, нужно
Пташек малых уважать,
Их любить, оберегать,
Никогда не обижать.
Скворечники, кормушки
Птичкам сделать нужно,
За работу примемся
Сейчас мы с вами дружно.
Дети импровизируют песню «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Мы сегодня дружно строим птичкам дом,
Чтобы хорошо жилось птичкам в нём.
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Будут птицы птенцов выводить,
Будут птенчики в доме дружно жить.
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Будут птицы дружно жить поживать,
Будут птицы огород наш охранять.
Музыкальный руководитель:
– Мы сейчас, ребята, с вами,
Превратимся в птичек,
Будем прыгать и скакать,
Высоко на каруселях летать.
Музыкальная игра на различие темпа «Птичья карусель»
Дети надевают маски птиц разных видов. У каждого вида птиц своё «гнездо» (обруч). Затем птицы летят на «карусели» (зонтик с яркими ленточками), левой рукой держат ленточку, правой рукой машут (взмах крыла). Сначала дети делают поскоки, с ускорением темпа дети бегут. На слова «Полетали, полетали», замедляют бег. В конце игры каждый вид птиц летит в своё «гнездо».
Дети поют слова на русскую народную мелодию «Куры, гуси, да индюшки».
Прыг-скок, прыг-скок,
Наши птички прилетели,
Прыг-скок, прыг-скок,
И на карусели сели.
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
Наши птички полетели
Выше сосен, выше ели.
Полетали, полетали,
Крылышками помахали,
Полетали, полетали,
И немножечко устали,
Полетали, прилетели,
И все в гнёзда свои сели.
Евдокия Весновка:
–Молодцы ребятки, поёте, играете,
Про птиц не забываете.
Вам подарок мой за это –
Печенье жаворонки.
Угощайтесь на здоровье,
Мальчишки и девчонки!
Конон Огородник:
– Ну а нам пора, ребята,
Игра игрой, а дело делом.
Гуляй, да дела не забывай.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Вольновский д/сад» Полтавского района, Омской области
Братья весны
Фольклорный праздник
Тимченко Людмила Васильевна
МБДОУ «Вольновский д/сад»
Полтавского района, Омской области
Музыкальный руководитель
г. Омск - 2012
Пояснительная записка
Тимченко Людмила Васильевна
МБДОУ «Вольновский д/сад»
Полтавского района, Омской области
музыкальный руководитель
Фольклорный праздник «Братья весны»
Фольклорный праздник «Братья весны» и вся предварительная работа в игровой форме, опосредованно, способствует нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников; знакомит с народными и православными традициями; формирует ответственное отношение к окружающей среде, к птицам.
Методика: конспект фольклорного праздника.
Ресурсы: презентация.
Список используемых информационных ресурсов:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, Мозаика-Синтез 2010
Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008, стр.28
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997.
http://school-work.net/zagadki/pro-vremena-goda/
http://www.mymedical.ru/statyi/-14-marta-evdokija-vesnovka-ili?offset=180#blog_body
http://www.tvoyrebenok.ru/igry_maslenica.shtml
http://school-work.net/zagadki/pro-ptits/page2.html
План проведения
1. «Веснянка» украинская народная песня.
2. Закличка на русскую народную мелодию «Калинка».
3. Русская народная игра «Солнышко».
4. Импровизация русской народной песни «Сеяли девушки яровой хмель».
5. Русская народная песня «Ой, кулики, жаворонушки».
6. Музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу».
7. Танец «Скок-скок, поскок».
8. Импровизация песни «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
9. Музыкальная игра на различие темпа «Птичья карусель».
Цель: В игровой форме знакомить детей с народными и православными традициями, играми, песнями, которые способствуют патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи образовательных областей:
Безопасность:
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
Здоровье:
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей, используя подвижные русские народные игры.
Физическая культура:
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Социализация:
Развивать интерес к народным играм. Продолжать знакомить с традициями и обычаями русского народа.
Труд:
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Познание:
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать гнёзда и др.).
Оформить с детьми альбом «Перелётные птицы».
Знакомить детей с народными приметами.
Коммуникация:
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Чтение художественной литературы:
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Художественное творчество
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Музыка:
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Музыкальный материал: «Веснянка», украинская народная песня; «Скок-скок, поскок», русская народная попевка; «Сеяли девушки яровой хмель» русская народная песня; музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу»; песня «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
Предварительная работа: разучивание закличек, потешек, танцев, игр, песен; рассматривание иллюстраций с изображением птиц, показ презентации «Перелётные птицы», рисование птиц; чтение художественной литературы; словарная работа.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель входит в группу и приветствует ребят:
– Доброе утро, ребята!
Вот пришло нам письмецо,
От красавицы Весны оно.
Пишет нам в письме Весна,
Что обижена она:
Птичек мы не закликаем,
И Весну не зазываем.
Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать? (Ответы детей). Правильно.
Предлагаю вам, ребятки,
Весну в гости зазывать,
Пташек с юга закликать!
Все идут в музыкальный зал, рассаживаются. Звучит весенняя музыка.
Музыкальный руководитель:
– Посмотрите, что за диво:
Листик до того красивый,
Просто глаз не оторвать,
В нём загадка, прочитать?
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна) (http://school-work.net/zagadki/pro-vremena-goda/)
–В старину, истосковавшиеся по теплу и солнцу взрослые и ребятишки, зазывали весну с помощью песен и приговорок, и мы с вами покличем весну:
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
«Веснянка» украинская народная песня
Входит Евдокия Весновка:
– Здравствуйте честной народ, добры молодцы да красны девицы. Услыхала я, как вы весну зазываете, да и решила заглянуть к вам. А зовут меня в народе Евдокия Весновка. В старину зазывать, гукать весну выходили пораньше, пока солнце не встало, заодно примечая: «На Евдокию погоже — все лето будет пригоже». А ещё меня в народе Авдотьей Плющихой зовут. Бывало, выйдет солнышко, пригреет землю, и съежится, сплющится под его лучами снег. Знающие люди на Евдокию 14 марта талой водой запасались, потому что считали ее целебной, « живой водой», которая не только силой наделяла, но и жизнь возвращала.
Музыкальный руководитель:
– Что за диво, ещё листик,
И загадка в нём опять,
Вам, ребята, прочитать?
По небу гуляю,
Землю согреваю (солнце).
Евдокия Весновка:
– Ребятки, давайте хороводом гулять, да красно солнышко закликать.
Дети поют закличку на русскую народную мелодию «Калинка».
Солнышко, покажись!
(Дети идут хороводом по кругу вправо).
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
(Идут по кругу влево).
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
(Сужают круг).
Красное, снарядись!
Чтобы год от года,
(Расширяют круг).
Давала нам погода:
Теплое летечко,
(Выполняют пружинки, прихлопывая в такт музыки).
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Русская народная игра «Солнышко». http://www.tvoyrebenok.ru/igry_maslenica.shtml
В центре круга – "солнце" (ребенок с изображением солнца). Дети хором произносят нараспев:
Гори, солнце, ярче –
(дети идут хороводом)
Летом будет жарче,
А зима теплее,
(подходят
ближе к "солнцу", сужая круг,
поклон)
А весна милее.
(Идут назад, расширяя круг)
На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. Дети, которых задело «солнце» проходят на свои места.
Стук в дверь. Входят Герасим Грачевник и Конон Огородник:
– Здравствуйте!
Что за шум здесь и веселье?
У всех хорошее настроенье!
Евдокия Весновка:
– А вот и братья мои пожаловали, знакомьтесь, ребята, Герасим Грачевник и Конон Огородник. Как вы думаете, почему у них такие имена? (Ответы детей).
Конон Огородник:
– Конон Огородник я,
Восемнадцатого марта
День рожденья у меня.
В этот день, а не в другой
Нужно сеять семена,
Тогда каждая корзина
Овощами будет полна.
В этот день, а не в другой
Нужно выкопать три лунки,
Эти луночки для мошки,
для червя, для засухи:
Чтобы овощи и фрукты
Были все красивые,
Сочные и наливные,
Да и не червивые.
Музыкальный руководитель:
–Раз в этот день, а не в другой
Нужно сеять семена,
То будут сеять веселей,
Девушки яровой хмель.
Девочки импровизируют русскую народную песню «Сеяли девушки яровой хмель». Мальчики подыгрывают на музыкальных инструментах.
Герасим Грачевник:
– Я Герасим Грачевник,
Зазываю птиц весной
Возвратиться к нам домой.
И семнадцатого марта,
В день моего рождения,
Чтоб тепла ускорить наступление,
На Руси пекли все птичек,
Доставали из печей
Жаворонков и грачей.
Музыкальный руководитель:
–Наши ребята знают русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки».
Будем песню запевать, жаворонков закликать.
Дети берут музыкальные инструменты и исполняют русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки» (Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008, стр.28).
Герасим Грачевник:
А сейчас, ребятки,
Разгадайте-ка
Русские народные загадки.
Загадки спрятаны в листок,
А листок на дереве.
Подходи честной народ,
Здесь каждого загадка ждёт!
Дети подходят по одному, снимают листок с дерева, отгадывают загадку.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворечник и скворец) (http://school-work.net/zagadki/pro-ptits/page2.html)
Евдокия Весновка:
– Молодцы, ребятки,
Хорошо отгадываете загадки.
Музыкальную игру
Хочу вам я предложить:
Нужно спеть потешку, песню
Про любую птичку.
Дружно в круг вставайте,
По одному запевайте.
Музыкально-ритмическая игра «Передай песню другу».
Дети встают в круг и считалкой выбирают первого запевалу: «Раз, два, три, запевалой будешь ты!».
Руки сгибают в локтях, локти прижаты к талии, ладони вверх. Дети поют потешки, заклички, одновременно в такт, выполняя по очереди движения: запевала делает притоп правой ногой, притоп левой ногой, хлопок в свои ладошки, хлопок правой ладошкой по левой ладошке соседа. Сосед становится запевалой и выполняет те же движения.
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
Конон Огородник:
–А мою игру-задачу
Сможете ли вы решить?
Русские скороговорки
Нужно быстро повторить:
Голубь, гусь и галка – вот и вся считалка.
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Пара птиц порхала-порхала да и выпорхнула.
Музыкальный руководитель:
– Птицы порхали,
А наши молодиченьки
С дроздами танцевали.
Танец «Скок-скок, поскок» (на мелодию русской народной попевки «Скок-скок, поскок»)
Дети встают в две шеренги у противоположных стен: мальчики напротив девочек, руки на поясе.
Скок-скок, поскок,
(мальчики делают прыжок ноги врозь – ноги вместе, два прыжка вперёд)
Молодой дроздок
(прыжок ноги врозь – ноги вместе, два прыжка вперёд)
По водичку пошёл,
(руки за спину, делают четыре шага)
Молодичку нашёл.
(руки за спиной, кланяются девочкам, девочки в ответ делают «пружинку»)
Молодиченька,
(девочки выставляют правую ногу вперёд, левую ногу приставляют; «пружинки» вправо, влево)
Невеличенька:
(ставят левую ногу назад, правую приставляют; «пружинки» влево, вправо)
Сама с вершок
(мальчики выставляют правую, затем левую ладошки, приглашая девочек на танец)
Нравится ей дроздок.
(девочки кладут правую, затем левую ладошки на ладошки мальчиков)
Скок-скок, поскок,
(взявшись за руки, делают по кругу два поскока в правую сторону, хлопок в свои ладошки, хлопок в ладошки партнёра)
Пляшет наш дроздок,
(делают по кругу два поскока в левую сторону, хлопок в свои ладошки, хлопок в ладошки партнёра)
С ним плясать пошла
(мальчики хлопают в ладошки, девочки кружатся вправо)
Молодиченька,
(мальчики хлопают в ладошки, девочки кружатся влево)
Молодиченька, невеличенька.
(взявшись за руки, кружатся вправо, влево, на проигрыш идут парами по кругу, к своим стульчикам, останавливаются, кланяются друг другу).
Герасим Грачевник:
– Птицы в гости к нам летят,
С нами жить они хотят.
Каких перелётных птиц вы, ребята, знаете? (Ответы детей).
Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей).
Как мы должны относиться к птицам? (Ответы детей). Правильно.
Будут птицы помогать,
Урожай оберегать:
От червей, жуков, букашек,
От гусениц и таракашек.
Ну а нам, ребята, нужно
Пташек малых уважать,
Их любить, оберегать,
Никогда не обижать.
Скворечники, кормушки
Птичкам сделать нужно,
За работу примемся
Сейчас мы с вами дружно.
Дети импровизируют песню «Строим птичкам дом» на русскую народную мелодию «Во кузнице».
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Мы сегодня дружно строим птичкам дом,
Чтобы хорошо жилось птичкам в нём.
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Будут птицы птенцов выводить,
Будут птенчики в доме дружно жить.
Тук-тук, тук-тук молотком,
Тук-тук, тук-тук молотком,
Будут птицы дружно жить поживать,
Будут птицы огород наш охранять.
Музыкальный руководитель:
– Мы сейчас, ребята, с вами,
Превратимся в птичек,
Будем прыгать и скакать,
Высоко на каруселях летать.
Музыкальная игра на различие темпа «Птичья карусель»
Дети надевают маски птиц разных видов. У каждого вида птиц своё «гнездо» (обруч). Затем птицы летят на «карусели» (зонтик с яркими ленточками), левой рукой держат ленточку, правой рукой машут (взмах крыла). Сначала дети делают поскоки, с ускорением темпа дети бегут. На слова «Полетали, полетали», замедляют бег. В конце игры каждый вид птиц летит в своё «гнездо».
Дети поют слова на русскую народную мелодию «Куры, гуси, да индюшки».
Прыг-скок, прыг-скок,
Наши птички прилетели,
Прыг-скок, прыг-скок,
И на карусели сели.
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
Наши птички полетели
Выше сосен, выше ели.
Полетали, полетали,
Крылышками помахали,
Полетали, полетали,
И немножечко устали,
Полетали, прилетели,
И все в гнёзда свои сели.
Евдокия Весновка:
–Молодцы ребятки, поёте, играете,
Про птиц не забываете.
Вам подарок мой за это –
Печенье жаворонки.
Угощайтесь на здоровье,
Мальчишки и девчонки!
Конон Огородник:
– Ну а нам пора, ребята,
Игра игрой, а дело делом.
Гуляй, да дела не забывай.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»