Советская федерация
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4906
Воспитание нравственных качеств.
Развивитие умения определять причинно-следственные связи, умения работать с различными видами информации и её источниками, оценочные умения (дать оценку национальной политике большевиков), умения высказывать собственное мнение, умения делать выводы.
a) фамилия, имя, отчество автора; |
Ягафаров Юлай Галиянович |
b) полное название образовательного учреждения (должно соответствовать юридическому статусу), занимаемая должность; |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа д. Арово муниципального района Чишминский район республики Башкортостан, учитель истории |
c) название Конкурсной разработки; |
Советская федерация |
d) краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе (не более 500 символов); |
Данная разработка может использоваться при проведении урока по курсу Истории России. В форме теста осуществляется проверка знаний учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления обучающихся о сути изучаемого вопроса, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнении определенных видов заданий. |
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой. |
Конспект занятия, презентация, Рабочий лист с документом, тест, |
Конспект занятия по истории
СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Цели:
образовательные
Овладение знаниями о национальной политике большевиков, принципах построения СССР, определить предпосылки, выяснить факты, раскрыть принципы построения СССР
воспитательные
нравственные аспекты национального вопроса
развивающие
умения определять причинно-следственные связи,
умение работать с различными видами информации и её источниками,
оценочные умения (дать оценку национальной политике большевиков),
умение высказывать собственное мнение,
умения делать выводы.
Ресурсное обеспечение урока:
тестовые задания;
карта «Образование СССР»;
учебник: О. В. Волобуев, С. В. Кулешов. История России. XX век — начало ХХI века;
рабочий лист с документом к уроку
компьютерная презентация
Тип урока — комбинированный
Форма урока – практикум
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
а) Тест
б) Беседа по вопросам к § 20-22 «Победа красных, поражение белых?»
III. Переход к изучению нового материала
Вопросы урока
1. Образование СССР
2. Национально-государственное строительство
3. Противоречия советской национальной политики
То есть государства различаются по форме правления, политическому режиму, территориальной организации.
Формы правления и политические режимы мы рассматривали на предыдущих уроках. Сегодня на уроке мы выясним различие государств по территориальному устройству
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Как различаются государства? Обратимся к схеме: |
По форме правления государства различаются: монархии (абсолютные и конституционные), республики (президентские и парламентские)
По политическому режиму: демократические, тоталитарные, авторитарные
IV. Изучение нового материала
Проблема заключалась в том, что необходимо было определить форму государственного устройства: федеративное или унитарное государство?
Чей план был одобрен ЦК РКП(б)?
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Переход к мирной жизни после потрясений Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны проходил с одновременным объединением образовавшихся советских республик в единое социалистическое государство. Вспомните, как шел процесс объединения советских республик. Назовите предпосылки объединения. С помощью документа «Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.» определите принципы, которые были положены в основу объединения республик. Союзный договор и конституция закрепили систему высших органов власти и управления СССР. Составьте схему высших органов власти и управления в СССР УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО— (лат. —единый) форма государственного устройства, при котором территория, в отличие от федерации, не делится на автономные части, а имеет лишь административно-территориальное деление (области, районы и т.д.). ФЕДЕРАЦИЯ— (лат. —союз, объединение) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, штаты, земли) юридически обладают определённой самостоятельностью, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы, наряду с этим образуются федеральные органы государственной власти, устанавливаются общее гражданство, денежная система и т.д. Один из обязательных элементов этой формы союза — двухпалатная структура союзного парламента. |
Еще в годы Гражданской войны образовался военно-политический и экономический союз РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, которые имели национальную самостоятельность и органы государственного руководства. Весной 1922 г. при подготовке к международной конференции в Генуе с участием Советской России складывается дипломатический союз советских республик. РСФСР представлял их интересы. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и договор об образовании СССР. 30 декабря 1924 г. принята первая Конституция СССР на II съезде Советов СССР. многовековые связи, общая политическая власть, военная угроза Принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик, федеративный принцип. высшим органом власти был объявлен – Всесоюзный Сьезд Советов; в период между съездами действовал – ЦИК Советов, который состоял из двух законодательных палат; Совет Союза – избирался по округам; Совет национальностей – депутаты от республик; руководящим органом ЦИК был – Президиум ЦИК; высший административный и исполнительный орган – СНК. |
2. Теперь нам предстоит определить позицию большевиков по национальному вопросу в 1922 г., выяснить факты образования СССР и принципы его построения. Среди большевистского руководства не было единого мнения по этому вопросу. | |
В ходе работы учащиеся анализируют планы В.Ленина и И.Сталина. Приводят аргументы «за» и «против» унитарного устройства государства. Запись схемы в тетрадях. Был одобрен план В.И.Ленина. | |
3. Работая с текстом учебника, определите основные противоречия национальной политики большевиков. |
Этнический принцип территориального устройства Жесткий централизм в руководстве Установление границ союзных республик и автономий Несовпадение границ и исторического пространства расселения народов, территориальные споры Борьба с «колонизаторством» (например, на Украине украинский язык стал государственным и без его знания нельзя было занимать никакие должности. Дискриминация русских (были случаи насильственного переселения русских с их земель ) Организационное становление национальных республик и работа с национальными кадрами («коренизация») Борьба с националистической идеологией (например, запрет национальных праздников) Политика «выравнивания экономических уровней» Репрессивные методы решения национального вопроса |
V. Закрепление
Вопросы для закрепления.
Когда был образован СССР?
Какие принципы были положены в основу объединения республик?
Когда была принята конституция CCCP?
Согласны ли Вы со следующими утверждениями?
1. Создание СССР — результат долгого поиска новой формы национально-государственного устройства.
2. СССР — пример подлинно демократической федерации.
3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.
4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.
5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.
VI. Выводы.
Образование единого союзного социалистического государства способствовало укреплению его экономической и военной мощи, облегчало индустриальное, культурное развитие.
Вместе с тем оно затормозило становление подлинной национальной государственности, деформировало развитие национальной культуры. Безболезненно разрешить национальный вопрос в рамках Союза ССР не удалось, что послужило одной из главных причин распада единого государства в начале 90-х годов XXвека.
VII. Организация домашнего задания
Вопросы и задания с. 135; § 23-24 чит.
VIII. Подведение итогов. Завершение урока
Рабочий лист к уроку __
Договор об образовании СССР
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика, (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР -—Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство —«Союз Советских Социалистических Республик» — не следующих основаниях.
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здравия;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.
2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик...
11. Исполнительным органом Центральною Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего...
12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственною Политического Управления, председатель которого, входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса...
21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство...
25. Утверждение, изменение и дополнение Союзного договора подлежат исключительно ведению съезда Советов Сою за Советских Социалистических Республик.
26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза
(I Съезд Советов СССР. Стенографический отчет с приложениями, Прил. 1. М., 1923, с. 4-7).
Тест:
1. Особенностями иностранной интервенции являлись:
а) присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России;
б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны;
в) невмешательство иностранных держав во внутренние дела России;
г) активная материальная и финансовая помощь иностранных держав Белому движению.
2. Руководители стран Антанты оправдывали присутствие своих войск в России:
а) необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии со стороны Германии;
б) необходимостью предотвратить расползание большевизма по всей Европе;
в) стремлением предотвратить гражданскую войну в России.
3. Первым актом вооруженного вторжения в Советскую Россию, в результате которого была аннексирована часть территории бывшей Российской империи, стала оккупация:
а) немецкими войсками Украины;
б) румынскими войсками Бессарабии;
в) турецкими войсками Закавказья.
4. Первое антибольшевистское движение на Дону возглавил:
а) П. Н. Краснов;
б) А. М. Каледин;
в) Г. М. Семенов.
5. По случаю Омского переворота генерал А. И. Деникин писал адмиралу А. В. Колчаку: «Признаем верховную власть, принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии». Далее Деникин перечислил три политических принципа этой программы:
а) восстановление единой и неделимой России;
б) восстановление монархической формы правления;
в) отказ от определения будущей формы правления;
г) восстановление в полном объеме законов, действовавших до Февральской революции;
д) борьба против большевиков до полного их уничтожения
6. После отставки А. И. Деникина Вооруженные силы Юга России возглавил:
а) П. Н. Врангель;
б) П. Н. Краснов;
в) А. В. Колчак.
7. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) Е. К. Миллер; б) А. И. Дутов; в) А. А. Брусилов; г) П. Н. Краснов; д) Н. Н. Юденич.
1. В соответствии с декретом от 15 (28) января 1918 г. в основу комплектования Красной Армии были положены принципы:
а) добровольности;
б) классового подхода;
в) всеобщей воинской повинности;
г) всеобщего вооружения народа.
б. Укажите причину начала «красного террора»:
а) провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;
б) деятельность в марте—июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;
в) убийство в августе руководителя Петроградской ЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.
7. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный; г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.
8. Характерными особенностями политики «военного коммунизма» были:
а) введение продналога;
б) сплошная национализация промышленных предприятий;
в) натурализация заработной платы;
г) развитие товарно-денежных отношений;
д) введение продразверстки;
е) принудительный труд.
9. Одна из главных причин победы большевиков в Гражданской войне:
а) поддержка Православной церкви;
б) руководящая роль Коммунистической партии;
в) наличие привлекательной для народных масс социальной программы.
Рабочий лист к уроку __
Договор об образовании СССР
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика, (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР -—Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство —"Союз Советских Социалистических Республик" — не следующих основаниях.
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здравия;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.
2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик...
11. Исполнительным органом Центральною Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего...
12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственною Политического Управления, председатель которого, входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса...
21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство...
25. Утверждение, изменение и дополнение Союзного договора подлежат исключительно ведению съезда Советов Сою за Советских Социалистических Республик.
26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза
(I Съезд Советов СССР. Стенографический отчет с приложениями, Прил. 1. М., 1923, с. 4-7).
Конспект занятия по истории
СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Цели:
образовательные
Овладение знаниями о национальной политике большевиков, принципах построения СССР, определить предпосылки, выяснить факты, раскрыть принципы построения СССР
воспитательные
нравственные аспекты национального вопроса
развивающие
умения определять причинно-следственные связи,
умение работать с различными видами информации и её источниками,
оценочные умения (дать оценку национальной политике большевиков),
умение высказывать собственное мнение,
умения делать выводы.
Ресурсное обеспечение урока:
тестовые задания;
карта «Образование СССР»;
учебник: О. В. Волобуев, С. В. Кулешов. История России. XX век — начало ХХI века;
рабочий лист с документом к уроку
компьютерная презентация
Тип урока - комбинированный
Форма урока – практикум
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
а) Тест
б) Беседа по вопросам к § 20-22 «Победа красных, поражение белых?»
III. Переход к изучению нового материала
Вопросы урока
-
Образование СССР
-
Национально-государственное строительство
-
Противоречия советской национальной политики
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Как различаются государства? Обратимся к схеме: То есть государства различаются по форме правления, политическому режиму, территориальной организации. Формы правления и политические режимы мы рассматривали на предыдущих уроках. Сегодня на уроке мы выясним различие государств по территориальному устройству |
По форме правления государства различаются: монархии (абсолютные и конституционные), республики (президентские и парламентские) По политическому режиму: демократические, тоталитарные, авторитарные |
IV. Изучение нового материала
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Переход к мирной жизни после потрясений Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны проходил с одновременным объединением образовавшихся советских республик в единое социалистическое государство. Вспомните, как шел процесс объединения советских республик. Назовите предпосылки объединения. С помощью документа «Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.» определите принципы, которые были положены в основу объединения республик. Союзный договор и конституция закрепили систему высших органов власти и управления СССР. Составьте схему высших органов власти и управления в СССР УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — (лат. — единый) форма государственного устройства, при котором территория, в отличие от федерации, не делится на автономные части, а имеет лишь административно-территориальное деление (области, районы и т.д.). ФЕДЕРАЦИЯ — (лат. — союз, объединение) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, штаты, земли) юридически обладают определённой самостоятельностью, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы, наряду с этим образуются федеральные органы государственной власти, устанавливаются общее гражданство, денежная система и т.д. Один из обязательных элементов этой формы союза — двухпалатная структура союзного парламента. |
Еще в годы Гражданской войны образовался военно-политический и экономический союз РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, которые имели национальную самостоятельность и органы государственного руководства. Весной 1922 г. при подготовке к международной конференции в Генуе с участием Советской России складывается дипломатический союз советских республик. РСФСР представлял их интересы. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и договор об образовании СССР. 30 декабря 1924 г. принята первая Конституция СССР на II съезде Советов СССР. многовековые связи, общая политическая власть, военная угроза
Принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик, федеративный принцип. высшим органом власти был объявлен – Всесоюзный Сьезд Советов; в период между съездами действовал – ЦИК Советов, который состоял из двух законодательных палат; Совет Союза – избирался по округам; Совет национальностей – депутаты от республик; руководящим органом ЦИК был – Президиум ЦИК; высший административный и исполнительный орган – СНК. |
2. Теперь нам предстоит определить позицию большевиков по национальному вопросу в 1922 г., выяснить факты образования СССР и принципы его построения. Среди большевистского руководства не было единого мнения по этому вопросу. Проблема заключалась в том, что необходимо было определить форму государственного устройства: федеративное или унитарное государство? Чей план был одобрен ЦК РКП(б)? |
В ходе работы учащиеся анализируют планы В.Ленина и И.Сталина. Приводят аргументы «за» и «против» унитарного устройства государства.
Запись схемы в тетрадях.
Был одобрен план В.И.Ленина. |
3. Работая с текстом учебника, определите основные противоречия национальной политики большевиков. |
Этнический принцип территориального устройства Жесткий централизм в руководстве Установление границ союзных республик и автономий Несовпадение границ и исторического пространства расселения народов, территориальные споры Борьба с «колонизаторством» (например, на Украине украинский язык стал государственным и без его знания нельзя было занимать никакие должности. Дискриминация русских (были случаи насильственного переселения русских с их земель ) Организационное становление национальных республик и работа с национальными кадрами («коренизация») Борьба с националистической идеологией (например, запрет национальных праздников) Политика «выравнивания экономических уровней» Репрессивные методы решения национального вопроса |
V. Закрепление
Вопросы для закрепления.
Когда был образован СССР?
Какие принципы были положены в основу объединения республик?
Когда была принята конституция CCCP?
Согласны
ли Вы со следующими утверждениями?
1. Создание СССР - результат долгого
поиска новой формы национально-государственного
устройства.
2. СССР - пример подлинно
демократической федерации.
3. Создание
СССР решило все национальные проблемы
бывшей империи.
4. СССР сформировался
как федеративное по форме, но унитарное
по сути государство.
5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.
VI. Выводы.
Образование единого союзного социалистического государства способствовало укреплению его экономической и военной мощи, облегчало индустриальное, культурное развитие.
Вместе с тем оно затормозило становление подлинной национальной государственности, деформировало развитие национальной культуры. Безболезненно разрешить национальный вопрос в рамках Союза ССР не удалось, что послужило одной из главных причин распада единого государства в начале 90-х годов XX века.
VII. Организация домашнего задания
Вопросы и задания с. 135; § 23-24 чит.
VIII. Подведение итогов. Завершение урока
Пояснительная записка
a) фамилия, имя, отчество автора; |
Ягафаров Юлай Галиянович |
b) полное название образовательного учреждения (должно соответствовать юридическому статусу), занимаемая должность; |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа д. Арово муниципального района Чишминский район республики Башкортостан, учитель истории |
c) название Конкурсной разработки; |
Советская федерация |
d) краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе (не более 500 символов); |
Данная разработка может использоваться при проведении урока по курсу Истории России. В форме теста осуществляется проверка знаний учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления обучающихся о сути изучаемого вопроса, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнении определенных видов заданий. |
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой. |
Конспект занятия, презентация, Рабочий лист с документом, тест, |
1. Особенностями иностранной интервенции являлись:
а) присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России;
б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны;
в) невмешательство иностранных держав во внутренние дела России;
г) активная материальная и финансовая помощь иностранных держав Белому движению.
2. Руководители стран Антанты оправдывали присутствие своих войск в России:
а) необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии со стороны Германии;
б) необходимостью предотвратить расползание большевизма по всей Европе;
в) стремлением предотвратить гражданскую войну в России.
3. Первым актом вооруженного вторжения в Советскую Россию, в результате которого была аннексирована часть территории бывшей Российской империи, стала оккупация:
а) немецкими войсками Украины;
б) румынскими войсками Бессарабии;
в) турецкими войсками Закавказья.
4. Первое антибольшевистское движение на Дону возглавил:
а) П. Н. Краснов;
б) А. М. Каледин;
в) Г. М. Семенов.
5. По случаю Омского переворота генерал А. И. Деникин писал адмиралу А. В. Колчаку: «Признаем верховную власть, принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии». Далее Деникин перечислил три политических принципа этой программы:
а) восстановление единой и неделимой России;
б) восстановление монархической формы правления;
в) отказ от определения будущей формы правления;
г) восстановление в полном объеме законов, действовавших до Февральской революции;
д) борьба против большевиков до полного их уничтожения
6. После отставки А. И. Деникина Вооруженные силы Юга России возглавил:
а) П. Н. Врангель;
б) П. Н. Краснов;
в) А. В. Колчак.
7. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) Е. К. Миллер; б) А. И. Дутов; в) А. А. Брусилов; г) П. Н. Краснов; д) Н. Н. Юденич.
1. В соответствии с декретом от 15 (28) января 1918 г. в основу комплектования Красной Армии были положены принципы:
а) добровольности;
б) классового подхода;
в) всеобщей воинской повинности;
г) всеобщего вооружения народа.
б. Укажите причину начала «красного террора»:
а) провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;
б) деятельность в марте—июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;
в) убийство в августе руководителя Петроградской ЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.
7. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный; г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.
8. Характерными особенностями политики «военного коммунизма» были:
а) введение продналога;
б) сплошная национализация промышленных предприятий;
в) натурализация заработной платы;
г) развитие товарно-денежных отношений;
д) введение продразверстки;
е) принудительный труд.
9. Одна из главных причин победы большевиков в Гражданской войне:
а) поддержка Православной церкви;
б) руководящая роль Коммунистической партии;
в) наличие привлекательной для народных масс социальной программы.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»