Развиваем мышление
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения и беседы, направленные на решение основных задач программы. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. В конце занятия дается домашнее задание для закрепления и развития пройденного материала. Материал занятий очень разнообразен, широко используется наглядный материал.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Занятия построены на разнообразном – по содержанию и сложности заданий – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности подростка. В отличие от учебных дисциплин, например, математики и языка, где развитие мышления не является основной целью, принципиальной задачей предлагаемой программы выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение конкретных знаний и умений.
Коллективное решение или проверка упражнений создает условия для нормализации самооценки у всех детей: повышается самооценка у детей. Которые хорошо соображают. Но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к её завышенному состоянию) у детей, отличающихся успехами только за счет прилежания и старательности. На занятиях данной программы создаются благоприятные условия для развития творческих способностей.
Во время занятий по предложенной программе происходит становление у подростков развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку оценки не ставятся.
Маркуш надежда Витальевна
Удмуртская Республика, Кизнерский район, п. Кизнер
МБОУ «Кизнерская средняя школа 1»
Психология
Групповые занятие для учащихся 4 класса:
«Развиваем мышление»
продолжительность 30-35 мин
Занятие 8
РОД- ВИД.
Цель: развитие мышления учащихся (обучение мышлению)
Задачи:
- диагностика творческого мышления;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие активного словаря;
- введение понятия рода и вида.
«Телеграмма»
Берется определенное слово. Нужно придумать текст телеграммы, первое слово которой начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и т.д. Например, выбрано слово звук. Можно придумать такую телеграмму: Завтра вечером улетаем Крым.
Упражнение 1
Посмотри на рисунки. Опиши их. Какой признак присутствует в каждом описании, то есть является общим для всех фигур? Правильно! Все фигуры на рисунке четырехугольники. Каждая фигура представляет собой какую-то разновидность четырехугольника, другими словами – вид четырехугольника.
РИСУНОК
Чем отличаются следующие фигуры?
РИСУНОК
Эти фигуры представляют собой три вида треугольника:
- равносторонний треугольник (все стороны равны);
- равнобедренный треугольник (две стороны равны);
- разносторонний треугольник (все стороны разной длины)
Все фигуры на рис.1 принадлежат к роду «четырехугольники».
К какому роду принадлежат фигуры на другом рис.2 ?
Треугольники и четырехугольники принадлежат к роду «Многоугольники» и являются его видами. Можно изобразить это в виде схемы.
РИСУНОК
Какой круг на этой схеме обозначает многоугольники, какой – четырехугольники, какой – треугольники?
Ответьте на вопросы:
1. Чего больше: берез или деревьев?
2. Земляники или ягод?
3. Мух или насекомых?
4. Цветов или ландышей?
5. Слов или существительных?
6. Квадратов или прямоугольников?
7. Пирожных или сладостей?
Упражнение 2
«Эмоциональные руки — ноги»
Попробуйте, пользуясь только руками изобразить:
- Злость,
- Радость
- Испуг
- Грусть
- Неприязнь
Попробуйте с помощью только ног продемонстрировать такие эмоциональные состояния, как:
- Гнев,
- Почтение,
- Страх,
- Восторг,
- Презрение.
Упражнение 3
Заполни пропуски подходящими словами
РОД | ВИД |
Многоугольники Существительное … Четное число … … Профессия … Искусство … Дерево | Треугольник, …, … . Чашка, …, … . Веселый, круглый, зеленый, большой. Космический …, …, … . 3,17.156. Спаниель, такса, пудель, дог. …, …, … . Футбол, бокс, гимнастика, шахматы. Театр, живопись, …, … . Муха, комар, …, … . …, …, … . |
Домашнее заданиеПродолжи дальше эту таблицу. Желательно придумать примеры из разных учебных предметов.
Маркуш надежда Витальевна
Удмуртская Республика, Кизнерский район, п. Кизнер
МБОУ «Кизнерская средняя школа 1»
Психология
Групповые занятие для учащихся 4 класса:
«Развиваем мышление»
продолжительность 30-35 мин
Занятие 8
РОД- ВИД.
Цель: развитие мышления учащихся (обучение мышлению)
Задачи:
-
диагностика творческого мышления;
-
развитие ассоциативного мышления;
-
развитие активного словаря;
-
введение понятия рода и вида.
Разминка (5мин)
«Телеграмма»
Берется определенное слово. Нужно придумать текст телеграммы, первое слово которой начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и т.д. Например, выбрано слово звук. Можно придумать такую телеграмму: Завтра вечером улетаем Крым.
Упражнение 1
Посмотри на рисунки. Опиши их. Какой признак присутствует в каждом описании, то есть является общим для всех фигур? Правильно! Все фигуры на рисунке четырехугольники. Каждая фигура представляет собой какую-то разновидность четырехугольника, другими словами – вид четырехугольника.
РИСУНОК
Чем отличаются следующие фигуры?
РИСУНОК
Эти фигуры представляют собой три вида треугольника:
-
равносторонний треугольник (все стороны равны);
-
равнобедренный треугольник (две стороны равны);
-
разносторонний треугольник (все стороны разной длины)
Все фигуры на рис.1 принадлежат к роду «четырехугольники».
К какому роду принадлежат фигуры на другом рис.2 ?
Треугольники и четырехугольники принадлежат к роду «Многоугольники» и являются его видами. Можно изобразить это в виде схемы.
РИСУНОК
Какой круг на этой схеме обозначает многоугольники, какой – четырехугольники, какой – треугольники?
Ответьте на вопросы:
-
Чего больше: берез или деревьев?
-
Земляники или ягод?
-
Мух или насекомых?
-
Цветов или ландышей?
-
Слов или существительных?
-
Квадратов или прямоугольников?
-
Пирожных или сладостей?
Упражнение 2
«Эмоциональные руки - ноги»
Попробуйте, пользуясь только руками изобразить:
-
Злость,
-
Радость
-
Испуг
-
Грусть
-
Неприязнь
Попробуйте с помощью только ног продемонстрировать такие эмоциональные состояния, как:
-
Гнев,
-
Почтение,
-
Страх,
-
Восторг,
-
Презрение.
Упражнение 3
Заполни пропуски подходящими словами
РОД |
ВИД |
Многоугольники Существительное … Четное число … … Профессия … Искусство … Дерево |
Треугольник, …, … . Чашка, …, … . Веселый, круглый, зеленый, большой. Космический …, …, … . 3,17.156. Спаниель, такса, пудель, дог. …, …, … . Футбол, бокс, гимнастика, шахматы. Театр, живопись, …, … . Муха, комар, …, … . …, …, … . |
Домашнее задание Продолжи дальше эту таблицу. Желательно придумать примеры из разных учебных предметов.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»