Перспективный план работы с детьми по ПДД в рамках программы "От рождения до школы"
Краткое описание
Создание условий для реализации КЦ программы "Здоровье на всю жизнь", оказание методической помощи воспитателям в планировании работы с детьми.
Описание
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Вторая младшая группа.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Средняя группа.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Старшая группа.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Подготовительная к школе группа.
Список литературы.
1. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.: цв.вкл.
2. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг.-«Издательство Скрипторий 2003», 2005.-88с.
3. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3(52) / апрель / 2009
4. Журнал «Дошкольная педагогика» № 9(74) / ноябрь/ 2011
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На младшую группу
Разработала: Лемешко Е.И.
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На среднюю группу
Разработала: Лемешко Е.И.
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На старшую группу
Разработала: Гончарова Ю.В.
Воспитатель
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На подготовительную к школе группу
Разработала: Лемешко Е.И.
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Пояснительная записка.
Обеспечение здоровья – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах города и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно– транспортных происшествий. Поэтому обеспечению безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знаний, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (изд… 5-е, испр., и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007). Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село)
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками.
Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ») Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаках, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зелёного, жёлтого, красного сигналов светофора.
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знания дорожного движения.
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Учить свободного ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасного. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном».
Вторая младшая группа.
Месяц тематическая неделя |
Тема |
Цель |
Организованная деятельность |
Совместная деятельность |
Август В рамках тематической недели «Предметы вокруг нас» |
«Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая» |
Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их составные части (кабина, руль, кузов, колёса, окна) |
1. И.м В гости к детям приходит Зайчик. Он собрал много капусты со своего огорода, а чём довести урожай до дома не знает. Расскажем Зайчику, как быстро перевезти капусту. 2. Рассматривание различных видов транспорта: легкового и грузового и легкового. — Для чего используются автобусы и трамваи? — Для чего используются грузовики? — На чём быстрее получится перевезти капусту на легковой машине или на грузовой? Почему? — Для чего у грузовиков большой кузов? — Что ещё можно перевозить на грузовиках? — Для чего нужны легковые автомобили? 3. П/и «Мы грузовики» 4. Д/и «Покажи, что назову» 5. Итог занятия: подвижная игра «Поможем Зайке перевезти урожай» |
Чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Грузовик» Цель: развивать память, развивать интерес к художественной литературе. Конструктивная игра «Построим гараж» Цель: познакомить детей с понятием «гараж», учить строить гараж из кубиков. Д/и «Машины возят кубики на стройку» Цель: закрепить представление о том, что грузовики перевозят грузы, учить детей «водить» машины, не сталкиваясь друг с другом. |
Сентябрь В рамках тематической недели «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Рассказ воспитателя о средствах передвижения, рассматривание картины «Едим в автобусе». |
Уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: грузовых и легковых автомобилях, автобусах. Активизировать в речи слова: «кабина», «руль», «кузов», «колёса», «салон». |
1. И.м. В гости к детям приходит Степашка. Он хочет навестить своего друга – Хрюшу, но он далеко живёт. Поможем Степашке, расскажем, на чём можно доехать до друга, если он далеко живёт. 2. Рассматривание картины «Едим в автобусе» — Какого цвета автобус? — Какие части есть у автобуса? — Кто управляет автобусом? — Сколько водителей в автобусе? — А пассажиров? — Для чего нужны автобусы? 3.Физминутка «Мы в автобусе сидим» 4. Д/и по картине «Доскажи словечко» 5. Итог занятия: дети с воспитателем строят автобус из мягких модулей и отправляются вместе со Степашкой в гости к Хрюше. |
Д/и «Мы едим в автобусе» Цель: закрепить представления детей об автобусе, о том, что в автобусе ездят люди. ИЗО – деятельность «Нарисуй дорогу для автобуса» Цель: закрепить знания детей о том, что автобусы ездят по дороге, учить «водить» вырезанные из картона автобусы по нарисованной дороге. П/и «Водитель автобуса» Цель: закрепить понятия «вперёд», «назад», учить действовать по сигналу воспитателя. |
Январь В рамках тематической недели «Службы «01», «02», «03» — всегда на страже» |
«Чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор» |
Дать детям понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора. |
1. И.м. В группу к детям приходит Хрюша, он очень напуган. У дороги он встретил трёхглазое чудище. Объясним, что за чудище видел Хрюша и почему, его не стоит бояться. 2. Загадка о светофоре. 3. Физминутка «Машины» 4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор» 5.Беседа по содержанию стихотворения. — Для чего нужен светофор? — На какой цвет светофора нужно переходить улицу? — На какой цвет светофора дорогу переходить нельзя? — Что означает жёлтый цвет светофора? 6. Итог занятия: дети учат Хрюшу переходить дорогу во время подвижной игры «Сигналы светофора» |
Д/и «Собери светофор» Цель: учить выбирать нужные кружки по цвету и выкладывать их в определённой последовательности по образцу воспитателя. Разучивание отрывка стихотворения С. Михалкова «Светофор» Цель: закрепить знания детьми сигналов светофора, развивать память детей. П/и «Самый внимательный» Цель: закрепить умения действовать в зависимости от сигнала светофора. |
Апрель В рамках тематической недели «От кареты до ракеты» |
«Знакомство с дорогой и её частями (на макете)» |
Познакомить детей с понятием «дорога», частями дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса). |
1. И.м. В гости к детям приходит Медвежонок и рассказывает, что пока шёл к нам в гости чуть-чуть не попал под машину. Расскажем Медвежонку, где ходить можно, а где нет. 2. Рассматривание макета дороги с рассказом воспитателя о её частях. 3.Физминутка «На улицы машины» 4. Д/и «По дороге едут машины» 5.Итог занятия: дети вместе с Медвежонком разучивают стихотворение «Пешеход» |
П/и «Мы машины» Цель: учить детей имитировать движение и гудение мотора, «ездить» по дороге, не выезжая на тротуар. Конструктивная игра «Дорога для автомобилей» Цель: учить детей строить широкую дорогу и катать по ней автомобиль. |
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Средняя группа.
Месяц тематическая неделя |
Тема |
Цель |
Организованная деятельность |
Совместная деятельность |
Октябрь В рамках тематической недели «Мой организм» |
«Улица полна неожиданностей» |
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге, учить предвидеть и избегать их. |
1. И.м. В гости в детям приходит инспектор ГИБДД, хочет выяснить, знают ли дети правила безопасного поведения на улицы. 2. Д/и «Это я, это я, это все мои друзья» 3. Д/и «Что перепутал художник» 4. П/и «Сигналы светофора» 5. Загадки детям о видах транспорта и светофоре. 6. Итог занятия: инспектор ГИБДД благодарит детей за хорошие знания и показывает презентацию «Как избежать неприятностей» |
Целевая прогулка в автогородок детского сада Цель: закрепить знания детей о светофоре, дороге, тротуаре. Кукольный спектакль «Приключения колобка» Цель: вызвать положительные эмоции и желание выполнять правила безопасного поведения на улице. |
Ноябрь В рамках тематической недели «Большая и малая Родина» |
«Мы знакомимся с улицей» |
Познакомить детей с улицей, её особенностями; учить правилам поведения на улице (быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по подземному переходу или по специально выделенному на дороге переходу – «зебре». Если нарушать эти правила, то можно попасть под машину)» |
В группу к детям прибежала зайчиха с зайчонком и рассказала, что её мальчик попал под трамвайчик. Просит детей научить её сынишку переходить дорогу. 2. Беседа. — Как вы думаете, почему с зайчишкой случилась беда? — Кем становится человек, когда он идёт по улице? — Как называется дорожка для пешеходов? — Как быть, если нужно перейти через дорогу? 3. Д/и «Разрешается, запрещается» 4. П/и «Сигналы светофора» 5. Чтение рассказа Л. Гальпернштейн «Заборчик вдоль тротуара» 6. Вопросы к детям: — Для чего нужен заборчик вдоль тротуара? — Что бывает с нарушителями правил дорожного движения? — Как бы вы поступили на месте главного героя? 7. Итог занятия: дети коллективно выполняют знак «Пешеходный переход» и дарят его зайчонку, чтобы он знал, где можно переходить дорогу. |
Составление коллективного рассказа «Как мы гуляли по улице» Цель: учить внимательно следить за ходом рассказа воспитателя, добавлять нужное слово. Расширять словарный запас детей. Рассматривание иллюстраций по теме «Улица» Цель: закрепить умение детей называть и показывать проезжую часть, различные виды транспорта. Целевая прогулка на улицу (ближайшая проезжая часть): Цель: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, напомнить правила поведения на улице. |
Январь В рамках тематической недели «Службы «01», «02», «03» — всегда на страже» |
«Светофор (транспортный и пешеходный) и его сигналы» |
Продолжать знакомить детей с сигналами светофора. Дать понятие о транспортном (плоскостном) пешеходном и светофоре, учить определять по сигналу светофора, как нужно действовать. |
1. И.м. В гости к детям приходит почтальон Печкин с посылкой (в ней 2 светофора), но не отдаёт её пока ребята не докажут, что она для них. 2. Рассматривание светофоров: транспортного и пешеходного. — Что у светофоров общего? — Чем они отличаются? — Для чего светофор пешеходам? — Для чего нужен транспортный светофор? 3. П/и «Пешеходы и автомобили» 4. Чтение стихотворения А Северного «Светофор» 5. Итог занятия: Почтальон Печкин просит детей починить принесённые с собой светофоры (дети выполняют аппликацию «Светофор») |
П/и «Красный, зелёный» Цель: учить детей начинать движение и останавливаться на определённый сигнал светофора. Развлечение «Светофор в гостях у детей» Цель: закрепить представления детей о светофоре, его значении для пешеходов и водителей. Конструктивная игра «Наша улица» Цель: закрепить знания детей о проезжей части, светофоре. Учить «водить» машины, не сталкиваясь друг с другом. |
Февраль В рамках тематической недели «Неделя здоровья» |
«Знай и выполняй правила уличного движения» |
Закреплять знание правил уличного движения (люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно) |
1. Организационный момент (распределение детей на команды, представление команд, представление жюри) 2. Задание №1 «Самый внимательный», целью которой является — выявить насколько дети внимательны на улице. 3. Задание №2 «Конкурс загадок» (о транспорте и светофоре) 4. Игра — эстафета №3 «Аккуратный водитель», целью которой является — перевезти всех своих пассажиров, не задев ни одного препятствия. 5. Задание №4 «Кто больше светофоров починит» (аппликация) 6. Подведение итогов игры, награждение участников команд. |
Д/и «Разрешается, запрещается» Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице. Д/и «Мы – пешеходы» Цель: закрепить знания детей о тротуаре вдоль проезжей части, значении сигналов светофора. Рисование «Дорожки для пешеходов» Цель: учить рисовать тротуары вдоль проезжей части и пешеходные переходы. |
Апрель В рамках тематической недели «От кареты до ракеты» |
«О чём говорят дорожные знаки» |
Познакомить детей с предупреждающими и указательными дорожными знаками, учить различать их («Дети», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход») |
1 И.м В группу к детям приходят дорожные знаки, спорят, кто из них важнее. Как помочь знакам разрешить их спор. 2. Беседа о значении дорожных знаков. — Какие дорожные знаки вы знаете? — Для чего они нужны? — Что будет, если все знаки исчезнут? 3. Презентация для детей «Наши друзья – дорожные знаки» 4. Физминутка «Поехали» 5. Анализ ситуаций из презентации. 6. Итог занятия: знаки мирятся, благодарят детей и предлагают поиграть в игру «Собери знак» |
Целевая прогулка по улице. Цель: рассмотреть дорожные знаки, объяснить детям их значение. Д/и «Расставь знаки» Цель: закрепить знания детей о значении и месте расположения знаков «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Подземный пешеходный переход» Д/и «Собери знак» Цель: учить из частей составлять целое. |
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Старшая группа.
Месяц тематическая неделя |
Тема |
Цель |
Организованная деятельность |
Совместная деятельность |
Август В рамках тематической недели «Предметы вокруг нас» |
«Прогулка по городу» |
Уточнять и расширять знания детей о транспорте. Развивать умение находить признаки и различия видов транспорта, называть их. Учить культуре поведения в транспорте. |
1. И.м В группу к детям приходит Незнайка, принёс фотографии транспорта, которые видел в нашем городе, просит о них рассказать. 2. Беседа о транспорте. — Как вы утром добираетесь до детского сада? — На чём ещё можно передвигаться? — Как одним словом можно назвать весь перечисленный вами транспорт? — Какой ещё транспорт бывает? — Что общего у автобуса и автомобиля? — Что общего у поезда и трамвая? — А чем они отличаются? 4. П/и «Едет, летает, плавает» 5. Д/и «Помоги Незнайке найти тень каждой машины» 6. Д/и «Третий лишний» 7. Итог занятия: дети составляют модель «Виды транспорта» |
Беседа «Разные машины» Цель: уточнить знания детей о грузовом, пассажирском и специальном транспорте. Д/и «Для чего нужна машина» Цель: закрепить знания детей о назначении разных видов транспорта. Общение: «Машины на улицах нашего города» Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта. |
Август В рамках тематической недели «До свиданье лето, здравствуй детский сад!» |
Чтение и беседа по книге В.Носова «Автомобиль |
Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице. Учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья. |
1. И.м В гости к детям приходит Незнайка и приносит три книги. Просит помочь определить. В какой из них рассказ В. Носова «Автомобиль» 2. Вопросы к детям: — Как вы догадались? — Как вы думаете, о чём будет рассказ? 3. Чтение рассказа «Автомобиль? 4. Физминутка «Поехали» 5. Беседа по содержанию — Почему рассказ назван «Автомобиль» — Какое ещё название ему подходит? — Вспомни, какие ошибки сделал Мишка в описании машины. — Какой не правильный поступок совершили мальчики? — Что с ними могло бы случится? — Какие ещё шалости детей могут привести к беде? 6. Итог занятия: дети создают модель рассказ и отдают её Мишке, чтобы по ней он мог пересказать рассказ своим друзьям. |
Рисование мелками на асфальте «Машины на нашей улице» Цель: закреплять умения детей рисовать различные виды транспорта. Д/и «Лабиринт» Цель: закреплять пространственные направления вперёд, назад, вправо, влево. Чтение и разучивание стихотворения «Велосипедист» С. Михалкова. Цель: воспитывать «+» отношение к выполнению правил дорожного движения пешеходами. |
Сентябрь В рамках тематической недели «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Целевая прогулка «Экскурсия к дороге» (наблюдение за движением транспорта и работой водителя) |
Закреплять знания о городском транспорте, о правилах дорожного движения. |
1. З.м. В группу к детям приходит приглашение в увлекательное путешествие, но куда именно не написано. Как можно определить, кто и куда нас приглашает? 2. Рассматривание фотографии п.Октябрьского. 3. Работа с картой города Новочеркасска 4. Беседа перед воротами детского сада. — Если мы будем путешествовать не на транспорте, а пешком, то, как нас можно назвать? — Как появилось это слово? — Сколько на улице пешеходов? 5. Наблюдение за дорогой и транспортными средствами. 6. Игра-имитация «Мы – шоферы!» 7. Вопросы к детям: — Ребята, кто помнит, по какой улице надо идти, чтобы попасть в парк? – А как нам попасть на улицу Мацоты? — А как узнать это место, где разрешено переходить улицу? — Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? — Где еще можно переходить улицу? 8. Подвижная игра «Сигналы светофора» (в парке) 9. Игра-эстафета «Извилистая дорога» (в парке) 10. Итог экскурсии. — Расскажем, нашему младшему воспитателю, где мы были, что нового и интересного узнали? |
Сюжетно – ролевая игра «Авто магазин» Цель: учить детей составлять описательные рассказы, пользуясь моделью, активизировать соответствующий словарь. Рассматривание и раскрашивание изображений различных транспортных средств. Цель: расширять представления детей о многообразии транспортных средств, закрепить обобщающие понятие «транспорт» Аппликация (коллективная) «Вот какая наша улица» Цель: учить работе в коллективе, созданию общей композиции на определённую тематику. |
Октябрь В рамках тематической недели «Мой организм» |
Презентация «Новые приключения Буратино» |
На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. |
1.И.м Воспитатель приглашает детей в кинотеатр. 2. П/и «Найди свое место» 3. Беседа «Правила поведения в кинотеатре» — Почему не вежливо опаздывать на сеанс? — Как занять своё место в зале, если оно в середине ряда? — Какие ещё правила поведения нужно соблюдать в кинотеатре? 4. Презентация «Новые приключения Буратино» 5. Физминутка «Буратино» 6. Анализ опасных ситуаций из презентации. 7. Итог занятия: рисование работ на тему «Безопасная дорога» и организация выставки рисунков для малышей. |
Рассматривание плакатов о правилах дорожного движения. Цель: расширять знания детей о правилах и дорожных знаках для пешеходов, активизировать соответствующий словарь. Чтение стихотворения С. Маршака «Мяч» Цель: довести до сознания детей, что автомобиль представляет опасность, поэтому нельзя беспечно вести себя на улице. |
Ноябрь В рамках тематической недели «Большая и малая Родина» |
«Путешествие в Знакоград» (пешеходный переход, остановка автобуса, велосипедная дорожка, пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено) |
Наблюдать с детьми реальные ситуации на дороге; учить их узнавать знакомые дорожные знаки. Закреплять навыки соблюдения правил дорожного движения. |
1. И.м. В группу к детям пришли жители Знакограда, просят о помощи в восстановлении своего города после урагана. 2. Д/и «Кто быстрее доберётся до города» 3. Д/и «Почини знак» 4. Физминутка «Сигналы светофора» 5. Д/и «Каждому знаку своё место» 6. Итог занятия: жители Знакограда благодарят детей за помощь и показывают детям презентацию о своём городе. |
Заучивание стихотворения С. Михалкова «Наша улица» Цель: расширять представления детей о городских улицах, развивать память. Беседа о дорожных знаках. Цель: дать представления о том, что знаки бывают запрещающие и разрешающие. |
Ноябрь В рамках тематической недели «Я и моя семья» |
Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто» |
Знакомить детей с поведением в транспорте. |
1. И.м В группу к детям приходит Незнайка, ругает водителя автобуса, который его высадил, и поэтому до детского сада ему пришлось идти пешком. 2. Беседа — Почему разозлился водитель? — Правильно ли вёл себя в автобусе Незнайка? — Какие правила он нарушил? — Для чего нужны правила поведения в транспорте? 3. Динамическая пауза «Мы в автобусе сидим» 4. Презентация «Пассажиром быть не просто» 5. Итог занятия: дети с Незнайкой разучивают стихотворение «Правила простые нужно твёрдо знать» |
Беседа о правилах поведения в общественной транспорте. Цель: учить детей соблюдать элементарные правила поведения в общественной транспорте. Сюжетно – ролевая игра «Автобус» Цель: закрепить правила поведения в автобусе |
Январь В рамках тематической недели «Службы «01», «02», «03» — всегда на страже» |
«Я потерялся» (игра — тренинг) |
Учить детей действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не расстраиваться в этой ситуации. |
1. И.м В гости к детям приходит заплаканный зайчонок, рассказывает, что он потерялся и не знает, как вернуться домой. 2. Беседа. — Из-за чего можно потеряться? — Где можно потеряться? — Как себя нужно вести детям, родителям, чтобы не потеряться? — Как поступить, если понял, что заблудился? 3. Игра-тренинг «Если ты потерялся» 4. Дидактическое упражнение «Мой адрес» 5. Итог занятия: дети звонят в полицию, сообщают, что найден зайчонок. Прибегает мать – зайчиха благодарит ребят за помощь и предлагает вместе посмотреть мультфильм «Про мамонтёнка» |
Просмотр мультфильма «Бармалей» Цель: показать детям последствия, к которым может привезти детское непослушание. Беседа «Если ты заблудился в лесу» Цель: обучить правилам поведения в лесу, если заблудился. Анализ ситуации «Кто быстрее найдётся» Цель: учить детей правилам поведения, в том случае, если потерялся. |
Апрель В рамках тематической недели «От кареты до ракеты» |
«Когда мы пассажиры» |
Познакомить детей с понятиями «пешеход», «пассажир»; продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте. |
1. И.м К детям в группу приходит посылка (в ней атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Автобус») 2. Конструирование автобуса из мягких модулей. 3. Распределение ролей. 4. Беседа «Когда мы пассажиры» — Кого называют пассажирами? — Чем отличается водитель от пассажиров? — Существуют ли правила для пассажиров? 5. Д/и «Можно – нельзя» 6. Динамическая пауза «Мы в автобусе сидим» 7. Инсценировка ситуаций 8. Итог занятия: дети с воспитателем возвращаются в группу и составляют модель «Правила для пассажиров» |
Театрализованное представление «Незнайка – путешественник» Цель: учить детей замечать неправильное поведение в той или иной ситуации, находить правильное решение возникшей проблемы. Целевая экскурсия к автобусной остановке. Цель: понаблюдать за работой водителя автобуса |
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Подготовительная к школе группа.
Месяц, тематическая неделя |
Тема |
Цель |
Организованная деятельность |
Совместная деятельность |
Август В рамках тематической недели «Предметы вокруг нас» |
«Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились» |
Познакомить детей с историей правил дорожного движения. Объяснить, почему необходимо их выполнять. |
1. И.м. Детям приходит письмо в нём волшебные слова, которые помогут перенестись детям в прошлое, но для этого нужно построить по схеме машину времени. 2. Конструирование из мягких модулей машины времени по заданной схеме. 3. Разучивание чистоговорки «Полетели» 4. Динамическая пауза под музыку «Невесомость» 5. Презентация «История возникновения транспорта и дорожных знаков» 6. Проговаривание чистоговорки. 7.Итог занятия: дети с воспитателем придумывают дорожные знаки будущего и рисуют их. |
Д/и «Что перепутал художник» Цель: закрепить знания о том, что каждому дорожному знаку своё место. Рассматривание пособия «История автомобилей» Цель: познакомить детей с историей возникновения транспорта. |
Август В рамках тематической недели «До свиданье лето, здравствуй детский сад!» |
«Участники дорожного движения» |
Дать детям понятие о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. |
1. И.м В гости к детям приходит инспектор ГИБДД, хочет рассказать об опасных ситуациях нашего города, и выяснить, знают ли дети правила дорожного движения. 2. Презентация «Участники дорожного движения» 3. Беседа по презентации — Какие вы заметили опасные ситуации? — По какой причине они произошли? — как их можно было избежать? 4. П/и «Сигналы светофора» 5. Чтение детьми стихотворений о правилах дорожного движения. 6. Итог занятия: дети с инспектором ГИБДД исполняют песню «О правилах дорожного движения»(муз. Т Хренникова, сл. И. Прибылова) |
Д/и «Собери машину» (разрезные картинки) Цель: упражнять в составлении из частей целого, закрепление знаний об основных частях автомобиля. Кукольный театр «Красная шапочка на новый лад» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов. |
Сентябрь В рамках тематической недели «Все профессии нужны, все профессии важны» |
«Если ты потерялся в городе» |
Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. |
1. И.м В группе раздаётся звонок мобильного телефона, звонит Буратино, он убежал от папы Карло и потерялся. Как ему помочь? 2. Беседа с детьми: — Почему с Буратино случилась такая неприятность? — Как нужно вести себя детям родителям, чтобы не потеряться? — Как поступить Буратино, если он заблудился? — Предлагаю позвонить Буратино, успокоить его и рассказать к кому обратиться за помощью. 3. Дидактическое упражнение «Мой адрес» 4. Сюрпризный момент: в группе появляется Буратино 5. Физминутка «Буратино» 6. Д/и «Верно – не верно» 7. Психологический тренинг «Если ты потерялся» 8. Итог занятия: Буратино благодарит ребят и предлагает детям посмотреть мультфильм «Бармалей» |
Анализ пословицы «Слезами горю не поможешь» Цель: объяснить детям, что в опасной ситуации плакать не стоит, нужно действовать. Чтение и анализ сказки «Три медведя». Цель: показать детям последствия, к которым может привезти непослушание. Психологический тренинг «Если ты потерялся» Цель: учить детей не поддаваться панике, если ты заблудился. |
Ноябрь В рамках тематической недели «Большая и малая Родина» |
«Экскурсия на перекрёсток» (заочная) |
Познакомить детей с понятием «перекрёсток». (В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают четырёхсторонними (критообразными, и Х-образными), |
1. И.м В группу к детям приходит Незнайка. Ему в школе задали нарисовать перекрёсток, а что это он не знает. Поможем Незнайке узнать, что такое перекрёсток. 2. Презентация «Виды перекрёстков» 3. Беседа — Как вы поняли, что такое перекрёсток? — Какие бывают перекрёстки? — Для чего они нужны? — Какие опасности подстерегают детей на перекрёстках? -Как безопасно прейти дорогу на перекрёстке? 4. П/и «Сигналы светофора» 5. Итог занятия: дети вместе с Незнайкой рисуют перекрёсток |
Д/и «Найди правильное решение» Цель: продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Целевая прогулка к перекрёстку. Цель: расширять представления детей о сложности движения на перекрёстке. |
Ноябрь В рамках тематической недели «Большая и малая Родина» |
«Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта» |
Знакомить детей с разными видами движения транспорта на дороге. |
1. И.м. В группу к детям приходит письмо от жителей Цветочного города. У них в городе появился неизвестный дорожный знак. Они просят объяснить, что он обозначает. Поможем нашим друзьям? 2. Рассматривание сюжетных картинок с изображением одностороннего и двухстороннего движения. 3. Беседа: — Что изображено на иллюстрациях? — Чем дороги похожи? — Чем дороги на иллюстрациях отличаются? — Как переходят люди дорогу на каждой из них? — Какой вывод можно сделать? 4. Физминутка «Машины» 5. Игровые задания «Как перейти улицу при двухстороннем (одностороннем) движении транспорта» 6. Итог занятия: дети с воспитателем пишут ответ жителям Цветочного города» |
Составление рассказа по картине «Улица города» Цель: развитие связной речи детей, закрепление умения определять дорогу с двухсторонним и с односторонним движением. Рисование «Улицы родного города» Цель: учить изображать дорожное полотно с дорожной разметкой и транспортом на нём. Заучивание стихотворения А. Дмоховского «Чудесный островок» Цель: закреплять правила перехода через дорогу, развивать память. |
Ноябрь В рамках тематической недели «Я и моя семья» |
«Как рождаются опасные ситуации на дороге» |
Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться её избегать. |
1. И.м. В гости к детям приходит Незнайка и рассказывает, как они весело с друзьями играли около дороги. Предлагает посмотреть фильм о этом. 2. Презентация «Новые приключения Буратино» 3. Анализ ситуаций из презентации. 4. Физминутка «Буратино» 5. Чтение стихотворения О. Бедаревой «Азбука безопасности» 6. Итог занятия: дети с воспитателем составляют модель «Опасные шалости» и дарят её Буратино. |
Чтение стихотворения В. Тимофеева «Для пешеходов» Цель: формировать у детей положительное отношение к выполнению правил. Д/и «Найди ошибку» Цель: учить детей замечать ошибки в поведении других, исправлять их и объяснять, почему нужно делать именно так. |
Январь В рамках тематической недели «Службы «01», «02», «03» — всегда на страже» |
«Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов» |
Объяснить значение жестов сотрудников ГИБДД. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. |
1. И.м. Воспитатель вносит в группу картину «Ругулировщик2, главный персонаж скрыт под листом бумаги. Воспитатель предлагает детям догадаться, кто на картине. 2. Чтение стихотворения «Посмотрите постовой» Я. Пишумовой. 3. Рассматривание картины «Регулировщик» — Кто такой регулировщик? — Как его можно узнать? — В чём заключается его работа? — Как сейчас называют регулировщиков движения? — Что сотруднику ГИБДД нужно для работы? 4. Физминутка «Машины» 5. Презентация «Значение жестов сотрудника ГИБДД» 6. П/и «Самый внимательный водитель» 7. Итог занятия: дети из пластилина мастерят сотрудников ГИБДД для игр на макете. |
Беседа «Кто следит за порядком на дороге?» Цель: закрепить знания о работе инспектора ГИБДД, воспитание уважительного отношения к его труду. Чтение и разучивание стихотворения С. Маршака «Милиционер» Цель: воспитание уважительного отношения к нелёгкому труду сотрудника ГИБДД, развитие памяти и речи детей. |
Февраль В рамках тематической недели «Неделя здоровья» |
«О чём говорят дорожные знаки» |
Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, предписывающими, знаками сервиса. |
1. И.м Дети получают посылку с письмом от жителей Цветочного города. В нём они просят помочь разобраться со знаками, которые во время бури перепутались. 2. Рассматривание дорожных знаков из посылки. 3. Презентация для водителей. 4. Динамическая пауза «На машине ехал поросёнок» 5. Д/и «Каждому знаку своё место» 6. Итог занятия: дети отправляют жителям Цветочного города сложенную дидактическую игру «Каждому знаку своё место» |
Целевая прогулка к светофору. Цель: закреплять знания детей о работе светофора и правилах перехода через дорогу с односторонним движением. Чтение стихотворения «Предупреждающие знаки» Л. Самашовой Цель: закрепить знания детей о назначении предупреждающих знаков. |
Март В рамках тематической недели «Весна — красна» |
«Игры во дворе. Катание на велосипеде, самокате в черте города» |
Познакомить детей с опасностями, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде, самокате |
1. И.м В гости к детям приехал Лисёнок и рассказал, что пока добирался до нашего детского сада чуть не попал под машину. Спрашивает детей, не бояться ли они кататься по улицам на самокатах и велосипедах. 2. Беседа: — У кого из вас есть дома велосипед или самокат? — Везде ли разрешено на них кататься? — Почему важно быть внимательным при езде на велосипеде не только на дороге, но и во дворе? — Какие знаки подскажут нам, где разрешено кататься на велосипеде, а где нет. 3. Физминутка «Велосипед» 4. Инсценировка ситуации «Лисёнок и велосипед» 5. Итог занятия: дети вместе с Лисёнком разучивают отрывок из стихотворения «Самокат» Н. Кончаловской. |
Чтение стихотворения «Предписывающие знаки» Л. Самашовой Цель: закрепить знания детей о назначении предписывающих знаков. П/и «Аккуратный велосипедист» Цель: закреплять умение детей объезжать препятствия на велосипеде. Анализ ситуации «Почему с ежом случилась беда» Цель: учит детей видеть опасные ситуации, которые возможны при езде на велосипеде. |
Апрель В рамках тематической недели «От кареты до ракеты» |
«Мы — пассажиры» |
Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамваи останавливаются на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. |
1. И.м. Дети заходят в зал, там их ждёт построенный из модулей автобус и водитель. Как вы думаете, для чего я вас пригласила сегодня в зал? Хотите покататься на автобусе? 2. Вопросы к детям: — Где автобус осуществляет посадку людей? — Как узнать автобусную остановку? — Какие правила поведение нужно соблюдать при посадке в автобус? 3. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» 4. Д/и «Найди своё место» 5. Динамическая пауза «Мы в автобусе сидим» — Беседа: — Как нужно вести себя в автобусе? — Почему не рекомендуется, есть в автобусе? — Почему нельзя шуметь в автобусе? — Почему нельзя отвлекать водителя разговорами? 7. Инсценировка ситуаций: — «В автобус входит пожилой человек с клюкой» — «В автобус входит женщина с тяжёлыми сумками» — «В автобус входит женщина с младенцем» 8. Итог занятия: дети благодарят водителя и отправляются в группу, где воспитатель предлагает оформить альбом для малышей «Правила для пассажиров» |
Изготовление с участием детей атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Автобус» Цель: закрепить знания детей об особенностях работы водителя и кондуктора, учить изготовлению атрибутов для игр своими руками. Описание картины «Едим в автобусе» Цель: развитие связной речи детей, введением в активный словарный запас терминов «кондуктор», «пассажир», «водитель». Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: учить анализировать поступки, давать им оценку, закреплять правила правильного поведения в транспорте. |
Апрель В рамках тематической недели «От кареты до ракеты» |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе» |
Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте, воспитывать уважительное отношение к окружающим. |
1. И.м. Дети получают письмо от детей, которые рассказывают в нём о своей столице – городе Киеве. Воспитатель предлагает детям написать украинским друзьям о столице нашей страны – городе Москве. Когда начинают письмо, выясняется, что знаний у детей недостаточно. Как быть? 2. Распределение ролей. 3. Подготовка атрибутов к сюжетно – ролевой игре. 4. Ход игры (путешествие по Москве, с целью ознакомления с её достопримечательностями) 5. Итог игры: возвращение в группу, составление письма для друзей с Украины о достопримечательностях Москвы. |
Беседа «Как вести себя в автобусе» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в автобусе. Рисование «Автобус будущего» Цель: закреплять у детей умения изображать автобус, развивать воображение и мелкую моторику. |
Май Итоговое занятие |
Игра «Что? Где? Когда?» |
Закрепить знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге. |
1. Организационный момент (представление команд, жюри) 2. Гейм 1 «Разминка» 3. Гейм 2 «Вопрос – ответ» 4. Физминутка «Светофор» 5. Гейм 3 «Знаешь ли ты дорожные знаки» 6. Гейм 4 «Да — нет» 7. Гейм 5 «Виды транспорта» 8. Гейм 6 «Правила поведения в транспорте» 9. Подведение итогов конкурса, награждение победителей. |
Чтение стихотворения «Запрещающие знаки» Л. Самашовой Цель: закрепить знания детей о назначении запрещающих знаков. П/и «Аккуратный велосипедист» Цель: закреплять умение детей объезжать препятствия на велосипеде. |
Список литературы.
1. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.: цв.вкл.
2. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг.-«Издательство Скрипторий 2003», 2005.-88с.
3. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3(52) / апрель / 2009
4. Журнал «Дошкольная педагогика» № 9(74) / ноябрь/ 2011
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На младшую группу
Разработала: Лемешко Е.И.
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На среднюю группу
Разработала: Лемешко Е.И.
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На старшую группу
Разработала: Гончарова Ю.В.
Воспитатель
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 19
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
На подготовительную к школе группу
Разработала: Лемешко Е.И.
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 19
г Новочеркасск
2011г
Пояснительная записка.
Обеспечение здоровья – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах города и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно– транспортных происшествий. Поэтому обеспечению безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знаний, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (изд… 5-е, испр., и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007). Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село)
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками.
Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ») Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаках, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зелёного, жёлтого, красного сигналов светофора.
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знания дорожного движения.
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Учить свободного ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасного. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном».
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Методист
Планирование работы, программы
Подготовительная группа
28 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО