Проект по патриотическому воспитанию "И доблестный подвиг героев в сердцах у народа живет"
Патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.
Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма.
Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории, данная проблема становится особенно актуальной.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Описание проекта.
Наше общеобразовательное учреждение находится в глубинке Татарстана- месте, овеянном славой отцов и дедов. Деревня Азбаба по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю.
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций школьного краеведческого музея. Ведь любовь к России, Татарстану невозможно воспитать без любви к своей малой родине.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
— гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
— историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
— героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
— духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Цель:
— Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
— обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);
— приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
— формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
— воспитание чувства гордости к малой родине.
Сроки реализации проекта.
2012 – 2015 годы.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: январь – февраль 2012 г.
— Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, УДО),
— Подготовка нормативно – правовой базы.
— Диагностика уровня сформированности у школьников гражданско — патриотических качеств.
2. Основной: март 2012 г. – май 2015 г.
— Реализация плана работы по гражданско – патриотическому воспитанию школьников.
— Внедрение новых форм работы.
3. Заключительный (аналитический): июнь 2015 г.
— Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
— Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников».
— Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Содержание проекта.
— «Я – гражданин Татарстана».
— «Моя малая родина».
— «Моя родословная».
Формы работы.
— Изучение истории и культуры родного края.
— Уроки мужества.
— Классные часы.
— Праздники и утренники.
— Участие в конкурсах.
— Экскурсии в музей.
— Встречи с ветеранами.
— Сочинения и диспуты.
— Уроки гражданственности.
— Презентации.
Ресурсы и источники патриотического воспитания ( приложение 1)
Практическая реализация проблемы.
1. «Я – гражданин Татарстана»:
— Классный час «Мы живем в Татарстане».
— Презентация «Мои права и обязанности».
— Урок гражданственности «Символы России и Татарстана».
— Праздник «Я люблю тебя, мой Татарстан»
— Беседа «Как это начиналось». О начале второй мировой войны.
— Праздник «В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов».
— Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
— Участие во Всероссийском конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
— Праздник «Люблю березку русскую».
— Участие в районных конкурсах «Ватан», «Дулкыннар»
- Участие в республиканских конкурсах «Моя малая Родина», «Тайны родного края», знатоков истории республики, гимна, флага, края, района
-Участие в районном фестивале военно-патриотической песни «Я люблю тебя, Татарстан»
— Участие в районном конкурсе чтецов, посвященном Г. Тукаю
2. «Моя малая Родина».
— Экскурсия в районный краеведческий музей».
— Классный час «О школе – с любовью».
— День творчества «Русские народные песни».
— Экскурсия в школьный краеведческий музей «Жители поселка – участники Великой Отечественной войны»,
— Праздник «Моя малая Родина».
— Классный час «Дети войны»
— Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
— Конкурс сочинений, рисунков на тему «Мой родной край»,
— Участие в общешкольном празднике «Масленица».
-Классные часы, посвященные Дню Героев Отечества «Герои Советского Союза Апастовского района»
— Классный час «Ветераны войны моей малой родины» (презентация).
3. «Моя родословная».
— классный час « Моя родословная»,
— классный час «Что такое генеалогическое древо моей семьи?»
— школьный конкурс « Моя родословная»
-участие в конкурсе «История Великой Отечественной войны в жизни моей семьи»
— Родительское собрание «Мой дом – моя крепость».
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
— вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
— обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;
— привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины
— развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
— формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
— формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
— формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Азбабинская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
Проект
«И доблестный подвиг героев в сердцах у народа живет»
Подготовила: заместитель директора по воспитательной работе Курмашева Ануза Азгаровна
Д.Азбаба, 2012 год
Актуальность проекта
Патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.
Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма.
Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории, данная проблема становится особенно актуальной.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Описание проекта.
Наше общеобразовательное учреждение находится в глубинке Татарстана- месте, овеянном славой отцов и дедов. Деревня Азбаба по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю.
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций школьного краеведческого музея. Ведь любовь к России, Татарстану невозможно воспитать без любви к своей малой родине.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Цель:
- Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
- обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);
- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
- воспитание чувства гордости к малой родине.
Сроки реализации проекта.
2012 – 2015 годы.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: январь – февраль 2012 г.
- Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, УДО),
- Подготовка нормативно – правовой базы.
- Диагностика уровня сформированности у школьников гражданско - патриотических качеств.
2. Основной: март 2012 г. – май 2015 г.
- Реализация плана работы по гражданско – патриотическому воспитанию школьников.
- Внедрение новых форм работы.
3. Заключительный (аналитический): июнь 2015 г.
- Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
- Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников».
- Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Содержание проекта.
- «Я – гражданин Татарстана».
- «Моя малая родина».
- «Моя родословная».
Формы работы.
- Изучение истории и культуры родного края.
- Уроки мужества.
- Классные часы.
- Праздники и утренники.
- Участие в конкурсах.
- Экскурсии в музей.
- Встречи с ветеранами.
- Сочинения и диспуты.
- Уроки гражданственности.
- Презентации.
Ресурсы и источники патриотического воспитания ( приложение 1)
Практическая реализация проблемы.
1. «Я – гражданин Татарстана»:
- Классный час «Мы живем в Татарстане».
- Презентация «Мои права и обязанности».
- Урок гражданственности «Символы России и Татарстана».
- Праздник «Я люблю тебя, мой Татарстан»
- Беседа «Как это начиналось». О начале второй мировой войны.
- Праздник «В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов».
- Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
- Участие во Всероссийском конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
- Праздник «Люблю березку русскую».
- Участие в районных конкурсах «Ватан», «Дулкыннар»
- Участие в республиканских конкурсах «Моя малая Родина», «Тайны родного края», знатоков истории республики, гимна, флага, края, района
-Участие в районном фестивале военно-патриотической песни «Я люблю тебя, Татарстан»
- Участие в районном конкурсе чтецов , посвященном Г. Тукаю
2. «Моя малая Родина».
- Экскурсия в районный краеведческий музей».
- Классный час «О школе – с любовью».
- День творчества «Русские народные песни».
- Экскурсия в школьный краеведческий музей «Жители поселка – участники Великой Отечественной войны»,
- Праздник «Моя малая Родина».
- Классный час «Дети войны»
- Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
- Конкурс сочинений, рисунков на тему «Мой родной край»,
- Участие в общешкольном празднике «Масленица».
-Классные часы, посвященные Дню Героев Отечества «Герои Советского Союза Апастовского района»
- Классный час «Ветераны войны моей малой родины» (презентация).
3. «Моя родословная».
- классный час « Моя родословная» ,
- классный час «Что такое генеалогическое древо моей семьи?»
- школьный конкурс « Моя родословная»
-участие в конкурсе «История Великой Отечественной войны в жизни моей семьи»
- Родительское собрание «Мой дом – моя крепость».
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;
- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины
- развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
- формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
Приложение 1
Ресурсы и источники патриотического воспитания.
МБОУ
«Азбабинская СОШ»
Районная библиотека
Памятник
погибшим воинам в д. Азбаба Стена
погибшим воинам в п.г. т. Апастово Экспозиция
о воинах интернацио-налистах в
школе Памятник
погибшим в боях за Родину в дер В.
Аткозино Сельский
клуб в д. Азбаба Интернет-
ресурсы
Районный
краеведческий музей п.г.т. Апастово Школьный
краеведческий музей
Экспозиция
школьного музея « Этих дней не
смолкнет слава
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»