Берегите Землю! Физика и экология. Элективный курс для учащихся 9 класса.
Элективный курс для учащихся 9 классов
Ольга Владимировна Онькова
Учитель физики высшей квалификационной категории
МКОУ Сокурская СОШ
Пояснительная записка.
Человечество с давних времён волновали такие проблемы, как различного рода открытия, например, в науке, технике, медицине, как отношения с соседями, далёкими и близкими, и наконец, как мир и война. Было время, когда эти проблемы несколько отошли на последний план. Но в последние десятилетия экологические проблемы вновь обратили на себя внимание во всех странах мира. В настоящее время вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости, и уже с самых высоких международных трибун говорят о том, как же сохранить нашу ЗЕМЛЮ зелёной и голубой. И если раньше выживание ассоциировалось прежде всего с предотвращением ядерной войны, то в наше время выжить – это значит суметь не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора.
Поэтому сейчас экологические проблемы требуют самого пристального, самого серьёзного рассмотрения и принятия срочных и радикальных решений. Помимо всего прочего, причинами этого являются также: во-первых, то обстоятельство, что научно-технический прогресс вступил в новую фазу своего развития и хозяйственная деятельность человека привела к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми; и во-вторых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло и продолжается истощение природных ресурсов. В связи с этим для решения экологических проблем требуется максимально организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Это означает, что экологические проблемы приобрели социально-политическое содержание.
Экологическое образование сможет помочь будущим гражданам и нашей страны, и всей Земли, моделируя, предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду, не допустить её разрушения и загрязнения, а в конечном счёте будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения. Аналогично тому, как сейчас говорят о компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах.
Школьный курс физики содержит много вопросов, имеющих экологическое содержание. Это и понятно, ведь физики – это наука об основных законах природы. Поэтому, рассмотрение экологических проблем должно проходить как на уроках физики, так и во внеурочное время, в частности – на элективных курсах. Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся IXклассов, которые в старшей школе будут выбирать дальнейший профиль обучения. Данный элективный курс может быть использован как школьный компонент учебного плана.
Целью
предлагаемого элективного курса является создание мотивационной и ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения, вполне возможно – естественнонаучного.
Задачи,
решаемые данным курсом:
Ø Углубление знаний об окружающем материальном мире и методах научного познания природы;
Ø Развитие познавательных интересов обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей в процессе практического применения знаний по физике и экологии;
Ø Учиться ориентироваться в потоке многообразной информации и, как следствие, самостоятельно приобретать знания;
Ø Формирование физико-экологического мышления: умение выдвигать гипотезы, проводить моделирование ситуаций, строить умозаключения для их объяснения, проводить эксперименты;
Ø Осознание возможности сохранения устойчивости окружающей среды, обеспечивающей безопасное развитие жизни на планете Земля с использованием физических знаний;
Ø Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
Ø Формирование понимания того, что человек является частью природы, и изменяя её, человек меняется и сам;
Ø Подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения, к выбору профессии.
Предполагаемые формы проведения занятий:
· Лекции,
· Практические работы,
· лабораторные работы,
· семинарские занятия,
· диспуты,
· экскурсии,
· проектная деятельность (газета, бюллетень, рефераты, и т.д.),
· групповая и индивидуальная формы занятий.
Виды деятельности учащихся:
§ наблюдения, опыты, лабораторные работы;
§ поисковая работа,
§ творческая деятельность и самостоятельная работа по обработке полученных результатов;
§ работа в группах и парах;
§ экскурсии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны
ü научиться
формировать свою позицию относительно выбора профессии;
строить план проводимых исследований;
предлагать и проводить наблюдения и эксперименты;
совместному сотрудничеству;
ü понимать:
v как можно применять законы физики для объяснения разнообразных явлений, происходящих в окружающей живой природе;
v как можно использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;
v как можно осуществлять самостоятельный поиск информации и применять её для обоснования выводов;
v как можно ориентироваться в многообразии информационного пространства.
Критерии оценивания деятельности обучающихся:
Работа школьников оценивается в баллах за различные виды деятельности: за проведение лабораторных работ; за участие в семинарах, диспутах, проектах; за исследовательские работы по готовым данным; защита проектов; тестирование, выпуск бюллетеней и газет.
Берегите Землю!
(физика и экология)
I. Элементы механики и физические явления вокруг нас.
1. Пространство и время.
Измерение расстояний в природе и размеров малых тел с помощью метра. Эталон метра. Измерение времени: эталон времени, часы, маятник, метроном, стробоскоп, сутки. Временные масштабы явлений природы.
2. Движение и его характеристики.
Траектория движения стрекозы, самолёта, лифта, велосипеда. Движение космических тел и падение метеорита. Тунгусский метеорит. Движение воздушных и водных масс: торнадо, смерчей, цунами. Глобальные экологические катастрофы и человеческие жертвы. Перемещение саранчи и перелёты птиц. Движение по дорогам-серпантинам. Скорости в природе и технике. Перенос загрязнений воздушными и водными путями.
Демонстрации: метр, секундомер, песочные часы, метроном, маятник; траектория движения стрелки часов, лопасти вентилятора, колеса велосипеда; фотографии торнадо, цунами, смерчей, дороги-серпантина, самолёта.
Практические и лабораторные работы: «Измерение размеров малых тел», «Измерение расстояния до труднодоступного предмета», «Измерение скорости движения минутной стрелки часов».
II. Законы динамики в окружающей природе.
1. Законы Ньютона.
Устойчивость почвы на горном склоне. Экологические проблемы, связанные с использованием почвы. Мировой водный океан, мировой воздушный океан, их массы. Экологические проблемы, связанные с влиянием деятельности человека на состояние морских и воздушных масс. Землетрясения.
Инерция в окружающем мире. Силы трения и силы давления, их роль в жизни человека. Предупреждение бытового и производственного травматизма, вредного влияния техногенных и природных факторов окружающей среды, и как следствие – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
2. Всемирное тяготение.
Движение небесных тел, водных и воздушных масс, полет птиц и самолетов, рост цветов и деревьев. Конструкции мостов, подводных лодок, летательных аппаратов (Икар). Масса атмосферы и масса водорода, уходящего в космос. Искусственные спутники Земли, их использование для глобального изучения влияния деятельности человека.
3. Закон сохранения импульса
Климат Земли, его устойчивость, система «ветер – морские течения». Строительство каналов и динамика природных явлений (дамба в Финском заливе возле Санкт-Петербурга). Морские приливы – как неиссякаемый источник экологически чистой энергии (приливные электростанции). Реактивное движение, реактивная авиация и наблюдение за загрязнением атмосферы, морей – океанов, лесов, полей и т.д. «Буран», «Шаттл», «Ил-62» и экологически чистое топливо.
4. Вращательное движение.
Движение планет, естественных и искусственных спутников. Воздушные и водные вихри. Сила Кориолиса. Ядерный реактор «Токамак» и движение заряженных частиц в магнитном поле. Андронный коллайдер,моделирование возможных последствий его применения. Экологические роторные двигатели Р. Ванкеля. Инерционные фильтры.
Демонстрации:тело на наклонной плоскости (оползни); реактивное движение; роль смазки в механизмах, фотографии: конструкций мостов, летательных аппаратов, космического пространства, дамбы в Финском заливе, «Бурана», «Шаттла», ядерных реакторов, инерционных фильтров.
Практические и лабораторные работы: «Исследование зависимости силы трения от веса тела и площадей соприкасающихся поверхностей», «Изучение способов изменения давления твёрдого тела на поверхность», «Изучение движения тела по наклонной плоскости».
III. Тепловые явления в окружающей среде.
Строение вещества, молекулы. Агрегатные состояния вещества. Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушными и водными путями. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Проникновение загрязнителей в вещества, обеспечивающие жизнедеятельность растений, животных, человека.
Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Нарушение конвекции в случае ядерной войны. Влажность воздуха. Парниковый эффект. Самоочищение атмосферы. «Кислотные» дожди. Теплота сгорания топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания. Экологически чистое сгорание топлива. Тепловые двигатели и проблема охраны природы.
Демонстрации:три агрегатные состояния воды, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, конвекция в жидкостях и газах, двигатель внутреннего сгорания, конвекция естественная и вынужденная.
Практические и лабораторные работы: «Наблюдение зависимости скорости таяния льда от температуры», «Зависимость скорости протекания диффузии от температуры и от времени»,
IV. Механические колебания и волны в окружающем мире.
1. Механические колебания.
Колебательные процессы. Гусли, арфа, гитара – колебания струны. Вибрация труб, колебания нефте- и газопроводов. Колебания поездов, вагонов, автомобилей. Амортизация.
2. Механические волны.
Цунами. Береговой рельеф. Прибрежные сооружения. Изменение стока рек. Загрязнение водных поверхностей и картина волн.
Механические вибрации и их источники. Вибрации в твёрдом теле. Просадка грунта. Оползни.
Шумы, их источники. Звуковые явления. Порог слышимости, использование мощных источников звука в качестве пытки. Акустический фон. Акустические волны в промышленности, здравоохранении. Инфра- и ультразвук. Использование ультразвуковых волн… Задачи прикладной физики.
Демонстрации: движение математического маятника, движение пружинного маятника, механический резонанс, волны на поверхности, волны в стенах; наблюдение шума.
Практические и лабораторные работы:«Разрушение при сгибании алюминиевого стержня».
V. Электромагнетизм и новые технологии
1. Электростатика.
Электрические заряды. Электростатическое поле. Влияние электростатического поля на организм человека. Роль электростатического поля Земли в процессе самоочищения атмосферы.
2.
Электромагнетизм.
Автомобиль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями – бесшумный и энергетически эффективный вид транспорта. Успехи и перспективы электрификации и охрана природы. Влияние последствий работы электростанций. Тенденции развития «чистых» способов выработки электроэнергии. Космическая энергетика. Передача энергии и информации без проводов.
VI. Свет как электромагнитная волна в жизни человека.
Световые явления в околоземном пространстве: видимая, ультрафиолетовая и инфракрасная часть излучения. Озоновый слой, экологические проблемы его сохранения. Зависимость отражательной способности от вида объекта. Фотосинтез. Солнечное излучение и климат. Цвет неба и чистота воздуха. Объяснение процессов в биосфере на основе физических моделей. Видеоэкология.
Демонстрации: наблюдение рассеяния света; наблюдение зависимости яркости отражения от угла падения на поверхности воды.
VII. Ядерное излучение и жизнь на Земле.
Энергия Солнца, термоядерные реакции. Постоянство солнечной энергии – необходимое условие устойчивости жизни на планете Земля.
Действие ядерного излучения на вещество. Прямое и косвенное поражение. Активность. Доза.
Радиоактивный распад и земное тепло. Гипотеза о тепловом потоке земли. Вулканы.
Уран-235. Ядерное и термоядерное оружие. Последствия применения ядерного оружия. Хиросима и Нагасаки. Модели последствия ядерной зимы: «ядерная ночь», «ядерная зима». «Берегите Землю…» — необходимость предотвращения ядерной войны.
Атомные электростанции. Экологические проблемы ядерной энергетики — «Не навреди!». Тримайл-Айленд, Чернобыль – как это было. «Ядерные могильники», захоронение радиоактивных отходов.
Практические и лабораторные работы: определение радиуса кривизны траектории протона в начале и в конце пробега по фотографии»
Примерное тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Лекции |
Практи-ка |
Семина-ры |
Экскурсии |
1 |
Элементы механики и физические явления вокруг нас. |
6 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
Законы динамики в окружающей природе. |
4 |
1 |
3 |
- |
1 |
3 |
Тепловые явления в окружающей среде. |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Механические колебания и волны в окружающем мире. |
6 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Электромагнетизм и новые технологии |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
VIII. Свет Свет как электромагнитная волна в жизни человека. |
3 |
1 |
- |
1 |
1 |
7 |
Ядерное излучение и жизнь на Земле. |
5 |
2 |
1 |
2 |
- |
8 |
Итоговая конференция «Берегите Землю, берегите!» |
2 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
34 |
9 |
11 |
8 |
6 |
Литература:
1. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Таллин, 1980.
2. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. – М.: Просвещение,1988.
3. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Здоровье человека и окружающая среда. – 1995.
4. Зверев Д.И. Экология в школьном обучении. – М.: Знание, 1980.
5. Голубов И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. — М.: Просвещение,1985.
6. Алексеев В.В. Физика и экология. – М.: Знание, 1978.
7. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1985.
8. Бугаев А. Экологическое воспитание при изучении звука // Физика в школе. -1987. — №3.
9. Розман Г.А. Беречь природу // Физика в школе. -1995. — №4.
10. Лубинская Т.Н. Физика и экология. // Физика в школе. -2008. — №3.
11. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике. — М.: Просвещение,1988.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сокурская средняя общеобразовательная школа
Элективные курсы
Разработала: Онькова Ольга Владимировна,
учитель физики высшей квалификационной категории
СОКУР – 2012.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное стремленье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,-
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту Землю!
Элективный курс для учащихся 9 классов
Ольга Владимировна Онькова
Учитель физики высшей квалификационной категории
МКОУ Сокурская СОШ
Пояснительная записка.
Человечество с давних времён волновали такие проблемы, как различного рода открытия, например, в науке, технике, медицине, как отношения с соседями, далёкими и близкими, и наконец, как мир и война. Было время, когда эти проблемы несколько отошли на последний план. Но в последние десятилетия экологические проблемы вновь обратили на себя внимание во всех странах мира. В настоящее время вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости, и уже с самых высоких международных трибун говорят о том, как же сохранить нашу ЗЕМЛЮ зелёной и голубой. И если раньше выживание ассоциировалось прежде всего с предотвращением ядерной войны, то в наше время выжить – это значит суметь не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора.
Поэтому сейчас экологические проблемы требуют самого пристального, самого серьёзного рассмотрения и принятия срочных и радикальных решений. Помимо всего прочего, причинами этого являются также: во-первых, то обстоятельство, что научно-технический прогресс вступил в новую фазу своего развития и хозяйственная деятельность человека привела к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми; и во-вторых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло и продолжается истощение природных ресурсов. В связи с этим для решения экологических проблем требуется максимально организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Это означает, что экологические проблемы приобрели социально-политическое содержание.
Экологическое образование сможет помочь будущим гражданам и нашей страны, и всей Земли, моделируя, предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду, не допустить её разрушения и загрязнения, а в конечном счёте будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения. Аналогично тому, как сейчас говорят о компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах.
Школьный курс физики содержит много вопросов, имеющих экологическое содержание. Это и понятно, ведь физики – это наука об основных законах природы. Поэтому, рассмотрение экологических проблем должно проходить как на уроках физики, так и во внеурочное время, в частности – на элективных курсах. Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся IX классов, которые в старшей школе будут выбирать дальнейший профиль обучения. Данный элективный курс может быть использован как школьный компонент учебного плана.
Целью предлагаемого элективного курса является создание мотивационной и ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения, вполне возможно – естественнонаучного.
Задачи, решаемые данным курсом:
-
Углубление знаний об окружающем материальном мире и методах научного познания природы;
-
Развитие познавательных интересов обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей в процессе практического применения знаний по физике и экологии;
-
Учиться ориентироваться в потоке многообразной информации и, как следствие, самостоятельно приобретать знания;
-
Формирование физико-экологического мышления: умение выдвигать гипотезы, проводить моделирование ситуаций, строить умозаключения для их объяснения, проводить эксперименты;
-
Осознание возможности сохранения устойчивости окружающей среды, обеспечивающей безопасное развитие жизни на планете Земля с использованием физических знаний;
-
Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
-
Формирование понимания того, что человек является частью природы, и изменяя её, человек меняется и сам;
-
Подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения, к выбору профессии.
Предполагаемые формы проведения занятий:
-
Лекции,
-
Практические работы,
-
лабораторные работы,
-
семинарские занятия,
-
диспуты,
-
экскурсии,
-
проектная деятельность (газета, бюллетень, рефераты, и т.д.),
-
групповая и индивидуальная формы занятий.
Виды деятельности учащихся:
-
наблюдения, опыты, лабораторные работы;
-
поисковая работа,
-
творческая деятельность и самостоятельная работа по обработке полученных результатов;
-
работа в группах и парах;
-
экскурсии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны
-
научиться
-
формировать свою позицию относительно выбора профессии;
-
строить план проводимых исследований;
-
предлагать и проводить наблюдения и эксперименты;
-
совместному сотрудничеству;
-
понимать:
-
как можно применять законы физики для объяснения разнообразных явлений, происходящих в окружающей живой природе;
-
как можно использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;
-
как можно осуществлять самостоятельный поиск информации и применять её для обоснования выводов;
-
как можно ориентироваться в многообразии информационного пространства.
Критерии оценивания деятельности обучающихся:
Работа школьников оценивается в баллах за различные виды деятельности: за проведение лабораторных работ; за участие в семинарах, диспутах, проектах; за исследовательские работы по готовым данным; защита проектов; тестирование, выпуск бюллетеней и газет.
Берегите Землю!
(физика и экология)
-
Элементы механики и физические явления вокруг нас.
-
Пространство и время.
Измерение расстояний в природе и размеров малых тел с помощью метра. Эталон метра. Измерение времени: эталон времени, часы, маятник, метроном, стробоскоп, сутки. Временные масштабы явлений природы.
-
Движение и его характеристики.
Траектория движения стрекозы, самолёта, лифта, велосипеда. Движение космических тел и падение метеорита. Тунгусский метеорит. Движение воздушных и водных масс: торнадо, смерчей, цунами. Глобальные экологические катастрофы и человеческие жертвы. Перемещение саранчи и перелёты птиц. Движение по дорогам-серпантинам. Скорости в природе и технике. Перенос загрязнений воздушными и водными путями.
Демонстрации: метр, секундомер, песочные часы, метроном, маятник; траектория движения стрелки часов, лопасти вентилятора, колеса велосипеда; фотографии торнадо, цунами, смерчей, дороги-серпантина, самолёта.
Практические и лабораторные работы: «Измерение размеров малых тел», «Измерение расстояния до труднодоступного предмета», «Измерение скорости движения минутной стрелки часов».
-
Законы динамики в окружающей природе.
-
Законы Ньютона.
Устойчивость почвы на горном склоне. Экологические проблемы, связанные с использованием почвы. Мировой водный океан, мировой воздушный океан, их массы. Экологические проблемы, связанные с влиянием деятельности человека на состояние морских и воздушных масс. Землетрясения.
Инерция в окружающем мире. Силы трения и силы давления, их роль в жизни человека. Предупреждение бытового и производственного травматизма, вредного влияния техногенных и природных факторов окружающей среды, и как следствие – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
-
Всемирное тяготение.
Движение небесных тел, водных и воздушных масс, полет птиц и самолетов, рост цветов и деревьев. Конструкции мостов, подводных лодок, летательных аппаратов (Икар). Масса атмосферы и масса водорода, уходящего в космос. Искусственные спутники Земли, их использование для глобального изучения влияния деятельности человека.
-
Закон сохранения импульса
Климат Земли ,его устойчивость, система «ветер – морские течения». Строительство каналов и динамика природных явлений (дамба в Финском заливе возле Санкт-Петербурга). Морские приливы – как неиссякаемый источник экологически чистой энергии (приливные электростанции). Реактивное движение, реактивная авиация и наблюдение за загрязнением атмосферы, морей – океанов, лесов, полей и т.д. «Буран», «Шаттл», «Ил-62» и экологически чистое топливо.
-
Вращательное движение.
Движение планет, естественных и искусственных спутников. Воздушные и водные вихри. Сила Кориолиса. Ядерный реактор «Токамак» и движение заряженных частиц в магнитном поле. Андронный коллайдер, моделирование возможных последствий его применения. Экологические роторные двигатели Р. Ванкеля. Инерционные фильтры.
Демонстрации: тело на наклонной плоскости (оползни); реактивное движение; роль смазки в механизмах, фотографии: конструкций мостов, летательных аппаратов, космического пространства, дамбы в Финском заливе, «Бурана», «Шаттла», ядерных реакторов, инерционных фильтров.
Практические и лабораторные работы: «Исследование зависимости силы трения от веса тела и площадей соприкасающихся поверхностей», «Изучение способов изменения давления твёрдого тела на поверхность», «Изучение движения тела по наклонной плоскости».
-
Тепловые явления в окружающей среде.
Строение вещества, молекулы. Агрегатные состояния вещества. Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушными и водными путями. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Проникновение загрязнителей в вещества, обеспечивающие жизнедеятельность растений, животных, человека.
Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Нарушение конвекции в случае ядерной войны. Влажность воздуха. Парниковый эффект. Самоочищение атмосферы. «Кислотные» дожди. Теплота сгорания топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания. Экологически чистое сгорание топлива. Тепловые двигатели и проблема охраны природы.
Демонстрации: три агрегатные состояния воды, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, конвекция в жидкостях и газах, двигатель внутреннего сгорания, конвекция естественная и вынужденная.
Практические и лабораторные работы: «Наблюдение зависимости скорости таяния льда от температуры», «Зависимость скорости протекания диффузии от температуры и от времени»,
-
Механические колебания и волны в окружающем мире.
-
Механические колебания.
Колебательные процессы. Гусли, арфа, гитара – колебания струны. Вибрация труб, колебания нефте- и газопроводов. Колебания поездов, вагонов, автомобилей. Амортизация.
-
Механические волны.
Цунами. Береговой рельеф. Прибрежные сооружения. Изменение стока рек. Загрязнение водных поверхностей и картина волн.
Механические вибрации и их источники. Вибрации в твёрдом теле. Просадка грунта. Оползни.
Шумы, их источники. Звуковые явления. Порог слышимости, использование мощных источников звука в качестве пытки. Акустический фон. Акустические волны в промышленности, здравоохранении. Инфра- и ультразвук. Использование ультразвуковых волн.. Задачи прикладной физики.
Демонстрации: движение математического маятника, движение пружинного маятника, механический резонанс, волны на поверхности, волны в стенах; наблюдение шума.
Практические и лабораторные работы: «Разрушение при сгибании алюминиевого стержня».
-
Электромагнетизм и новые технологии
-
Электростатика.
Электрические заряды. Электростатическое поле. Влияние электростатического поля на организм человека. Роль электростатического поля Земли в процессе самоочищения атмосферы.
-
Электромагнетизм.
Автомобиль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями – бесшумный и энергетически эффективный вид транспорта. Успехи и перспективы электрификации и охрана природы. Влияние последствий работы электростанций. Тенденции развития «чистых» способов выработки электроэнергии. Космическая энергетика. Передача энергии и информации без проводов.
-
Свет как электромагнитная волна в жизни человека.
Световые явления в околоземном пространстве: видимая, ультрафиолетовая и инфракрасная часть излучения. Озоновый слой, экологические проблемы его сохранения. Зависимость отражательной способности от вида объекта. Фотосинтез. Солнечное излучение и климат. Цвет неба и чистота воздуха. Объяснение процессов в биосфере на основе физических моделей. Видеоэкология.
Демонстрации: наблюдение рассеяния света; наблюдение зависимости яркости отражения от угла падения на поверхности воды.
-
Ядерное излучение и жизнь на Земле.
Энергия Солнца, термоядерные реакции. Постоянство солнечной энергии – необходимое условие устойчивости жизни на планете Земля.
Действие ядерного излучения на вещество. Прямое и косвенное поражение. Активность. Доза.
Радиоактивный распад и земное тепло. Гипотеза о тепловом потоке земли. Вулканы.
Уран-235. Ядерное и термоядерное оружие. Последствия применения ядерного оружия. Хиросима и Нагасаки. Модели последствия ядерной зимы: «ядерная ночь», «ядерная зима». «Берегите Землю…» - необходимость предотвращения ядерной войны.
Атомные электростанции. Экологические проблемы ядерной энергетики - «Не навреди!». Тримайл-Айленд, Чернобыль – как это было. «Ядерные могильники», захоронение радиоактивных отходов.
Практические и лабораторные работы: определение радиуса кривизны траектории протона в начале и в конце пробега по фотографии»
Примерное тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Лекции |
Практи-ка |
Семина-ры |
Экскурсии |
1 |
Элементы механики и физические явления вокруг нас. |
6 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
Законы динамики в окружающей природе. |
4 |
1 |
3 |
- |
1 |
3 |
Тепловые явления в окружающей среде. |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Механические колебания и волны в окружающем мире. |
6 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Электромагнетизм и новые технологии |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
3 |
1 |
- |
1 |
1 |
7 |
Ядерное излучение и жизнь на Земле. |
5 |
2 |
1 |
2 |
- |
8 |
Итоговая конференция «Берегите Землю, берегите!» |
2 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
34 |
9 |
11 |
8 |
6 |
Литература:
-
Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Таллин, 1980.
-
Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. – М.: Просвещение,1988.
-
Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Здоровье человека и окружающая среда. – 1995.
-
Зверев Д.И. Экология в школьном обучении. – М.: Знание, 1980.
-
Голубов И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. - М.: Просвещение,1985.
-
Алексеев В.В. Физика и экология. – М.: Знание, 1978.
-
Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1985.
-
Бугаев А. Экологическое воспитание при изучении звука // Физика в школе. -1987. - №3.
-
Розман Г.А. Беречь природу // Физика в школе. -1995. - №4.
-
Лубинская Т.Н. Физика и экология. // Физика в школе. -2008. - №3.
-
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике. - М.: Просвещение,1988.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»