Не потому ли мы живем, что умерли они
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 5541 комментариев: 1
• привлечение внимания учащихся к российской истории и роли России в мировом историческом процессе;
• привитие любви и уважения к своей Родине, народу-победителю, жителям своего родного края.
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»
Не потому ли мы живем, что умерли они
внеклассное мероприятие по истории
Чухонцева Юлия Владимировна
МБОУ «Промышленновская СОШ № 56»
Учитель истории
д. Уфимцево
2012
Пояснительная записка
Чухонцева Юлия Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»
Учитель истории
Внеклассное мероприятие по истории «Не потому ли мы живем, что умерли они»
Целью внеклассного мероприятия по истории «Не потому ли мы живем, что умерли они» было воспитание патриота-гражданина своей Родины на основе объективной трактовки исторических событий Великой Отечественной войны с позиций гражданственности, исторической преемственности.
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование гражданственности и патриотизма, развитие познавательного интереса к истории Родины, защитникам Отечества. Мероприятие способствует развитию таких ценностей, как любовь к России, своему народу, служение Отечеству, свобода совести и вероисповедания, толерантность. Дает возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, поможет глубже осмыслить материал о Великой Отечественной войне.
Занятие способствует развитию таких качеств личности, как коммуникативность, способность к общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность. Занятие способствует расширению общекультурного кругозора. Мероприятие разработано и проведено с обучающимися 9-х классов.
Методика: конспект занятияСписок используемых информационных ресурсов
1.Газета «Первое сентября. Начальная школа» (Приложение к журналу «Начальная школа») № 13/2003, стр.13.
2. Газета «Первое сентября. Начальная школа» (Приложение к журналу «Начальная школа») № 17/2002, стр.16.
3.Календарь школьных праздников /Авт.-сост. С.И. Лобачева.-М.:5 за знания,2006.-288с.
4.Мир школьных праздников: 5-11 классы/ Авт.- сост.Е.В. Савченко.- 5 за знания,2011.-192с.
5. Праздник в подарок./ /Авт.-сост. М.С. Локалова.-Ярославль: Академия развития, 2010.-336с.
Интернет-ресурсы:
http://nsc.1september.ru
html
http://www.prazdnikby.ru
http://www.debryansk.ru/~lpsch
ttp://www.raduga.info
В сценарии использованы произведения С. Щипачева, Е. Березницкого, Н. Сидоренко,
Н.Старшинова, В.Земной, В. Инбер,
А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского.
Внеклассное мероприятие по истории «Не потому ли мы живем. что умерли они»
Цель:
- воспитание патриота-гражданина своей Родины на основе объективной трактовки исторических событий Великой Отечественной войны с позиций гражданственности, исторической преемственности;
- привитие любви и уважения к своей Родине, народу-победителю, жителям своего родного края.
· формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
· сохранение и развитие чувства гордости и памяти о подвигах защитников Отечества страны и родного края;
· активизация интереса к изучению истории России;
· формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны;
· создание условий для эмоционального отклика учащихся на важную дату в истории нашего народа.
Ход мероприятия
В центре сцены висит плакат “Родина-мать зовет”. По левую сторону от центрального плаката изображен солдат, идущий с гранатой на танк, по правую – медсестра выносит с поля боя раненного солдата. Под нарисованными плакатами прикреплены даты: “22 июня1941 года”, “9 мая 1945 года” и по 2 гвоздики.Действующие лица:
- Ведущие 1, 2 – юноши в солдатской форме;
- Ведущие 1, 2 – девушки, первая в солдатской форме, вторая – в форме медсестры;
- Чтецы;
- Солдат;
- Дружинница;
- Школьный хор, все участники – в солдатской форме
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.
Ведущий 1: Опять война…
А может, нам о ней забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить!”
Ведущий 2:
И может показаться,
правы и убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая, правда – не права!
Ведущая 1: Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забывалась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как силы, нам нужна.
Ведущий 1:22 июня 1941 года...
Ведущий 2:9 мая 1945 года...
Ведущая 1:Две странички календаря.
Ведущий 1:Два дня жизни планеты Земля.
Ведущий 2:Два дня истории Человечества.
Ведущая 1:Они отмечены в календаре разными цветами.
Ведущий 1:Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.
Ведущий 2: Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
Ведущая 1: Они так и называются:
Ведущий 1:День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг.
Ведущий 2: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Ведущая 1: 22 июня – особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле.
Ведущий 1: Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину, занимавшегося утра на западной границе Союза, взорвали тысячи снарядов и бомб…
Чтец 1:
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ведущая1.На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Ведущий1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Ведущий2. Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Ведущая1. Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ведущий 1.Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ведущий 2.Война… От Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.
Ведущая 1.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года 1418 дней.
На фоне мелодии “Довоенный вальс” (музыка П.Аедоницкого) звучат слова:
Чтец 1:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Чтец 2:
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Чтец 3:
Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!..
(Степан Щипачев)
Ведущий 2:Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.
Чтец 4:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
(Н. Сидоренко)
Ведущий 1: “Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолётов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит”.
На сцену под марш выходит хор. Исполняется песня “Священная война” (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)
Ведущая 1: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости. Почти все защитники погибли, но их подвиг останется в веках.
Чтец 5:
Вы мужеством мир удивили,
Звенит, не стихая, молва,
Собою страну заслонили
От самого страшного зла.
Ведущая 2: Через несколько часов, после объявления войны, во всех уголках нашей необъятной Родины шла мобилизация в ряды Советской армии. Люди уходили на фронт… Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые…
Чтец 1:
Зловещим заревом объятый,
Грохочет длинный небосвод,
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед за взводом взвод.
(Н.Старшинов)
Чтец 2:
Слепящий дым и пыль густая,
И зной, нависший тяжело,
Над нами плыли, нарастая,
Бойцам измученным назло!
Чтец 3:
Земля, казалось до предела
Была в огне накалена.
И вся иссохшая гудела:
“Да будет проклята война!”
(В.Земной )
Чтец 4: Враг силой не мог нас осилить –
Нас голодом хочет он взять.
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу!
(Н. Тихонов. “Киров с нами”)
Чтец 5:
И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв.
Тремя путями враг к Москве стремится,
Путем единым будет он отбит.
(В. Инбер. “Единый путь”)
Чтец 1:
Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.
Чтец 2:
В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (сл. А.А.Суркова, муз. Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.
Исполнение песни.
Чтец 4:
И враг был отброшен. Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск гитлеровцев. В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага. За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.
Чтец 5:
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемневших фонарей,
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
Чтец 1:
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упрямый, чистый звон металла –
Как перестук сердец живых.
Чтец 2:
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою…
Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю, –
Чтец 3:
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, –
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!
(Павел Шубин)
Чтец 4:
Благодаря советскому солдату, который сокрушил врага в Сталинграде, окончательно сломил хребет агрессору в битве на Курской дуге, форсировал Днепр и Вислу, Одер и Дунай, Европа и мир избавились от смертельной опасности.
Песня М. Ножкина “Последний бой”
Чтец 5:
В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Ведущий 1:Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же легок будет их путь в Советскую Россию… И просчитались…
Ведущий 2: На защиту Родины поднялись всем миром. Стар и млад. Как-то невероятно быстро повзрослевшие сорванцы, еще вчера гонявшие во дворе мяч, и девчонки, оставившие младшим сестренкам своих кукол, взяли в руки оружие. Воевали все.
Чтец 1:
За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Чтец 2:
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идём мы, смерть, презирая,
Не умирать, а жить!
(Евгений Березницкий)
Ведущая 2:В рядах Советской Армии против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны сражалось более 800 тысяч женщин. Через какие неженские тяготы все они прошли, как неизмеримо много сделали для победы! Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Медсестра(девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят. Ранен осколком снаряда солдат. Шепчет сестричка: «Давай, поддержу, Рану твою я перевяжу!»- Всё позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла. Ведущий 2: На этой страшной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку… Женщина убивала. Она убивала врага, который поднял руку на ее детей, на ее счастье, на ее дом…
Ведущий 1: Конечно, она научилась ненавидеть, но и не разучилась любить. Ее любовь и верность были так нужны солдату.
На фоне тихо звучащей мелодии “Темная ночь” разыгрывается сцена в ролях ( ведущий, солдат, дружинница):
Ведущий :
Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал тоскуя:
Солдат:
“Мама, где ты, где ты?” –
Искал ее, обшаривая тьму.
И юная дружинница склонилась
И крикнула сквозь бред и смерть ему:
Дружинница:
“Я здесь, сынок! Я рядом, милый!”
Ведущий: И он, в склоненной, мать свою узнал,
Он зашептал, одолевая муку:
Солдат:
“Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку”.
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью, –
Дружинница:
Я здесь, – кричит, – я здесь – твоя жена
Я здесь, жена твоя, сестра и мать,
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть тебя Отечеству и жизни.
Ты веришь, воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
Покуда сердце женское с тобою.
Ведущая 1: А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.
Чтец 1:
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.
Чтец 3:
И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!
Чтец 1:
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
В исполнении хора звучит песня “Соловьи” (сл. А.Фатьянова, муз В. Соловьева-Седого).
Ведущий 2:В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.
Ведущий 1: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! Погиб каждый восьмой. Их, погибших, более 20 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. 20 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы.
Ведущая 1:Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.
Ведущий 2:
Когда в День Победы салюта
Раскаты повсюду слышны,
О чем говорят ветераны,
Давно возвратившись с войны?
Они вспоминают Россию
От моря до моря в огне,
Друзей молодых и красивых,
Оставшихся там, на войне.
Ведущий 1:
Одна за плечами держава,
Которой присяга дана,
Одна, словно вечная слава,
И молодость – тоже одна.
В каких бы невзгодах и бедах
Она по земле ни прошла,
Но молодость эта победной
И самой прекрасной была!
Звучит песня «За того парня».
Ведущий 2:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
Что все они, кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том ведь речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же.
Ведущий1: Они остались там, на поле боя, чтоб жили мы, чтобы любили, чтобы растили детей.
Ведущий 2:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Ведущий 1:
Память павших на фронтах ВОВ, оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим минутой молчания
Минута молчания,(бой митронома)
Ведущая 2: Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
На фоне мелодии “Журавли” звучат слова:
Чтец 1:
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Чтец 2:
Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
Чтец 3:
Война закончилась. Но с каждым годом
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!
Чтец 4:
Война закончилась. Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда, никто не ставил на колени
И не поставит ни за что и никогда!
Чтец 5:
Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
Чтец 1:
Война закончилась. И пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живем. И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы – лучший день в году.
Чтец 2:
Сегодня праздник входит в каждый дом
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днем.
С днем нашей славы, С Днем Победы!
Все участники выходят на сцену и вместе с хором исполняют песню “День Победы” (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова).
Ведущая 1:
Мы понимаем, что за все, что мы имеем, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим наш народ.
Ведущий 1:
Дорогие наши ветераны! От всей души поздравляем вас с праздником Победы! Желаем вам доброго здоровья, счастья, радости, чистого неба и мира.
Ведущий 2:
На груди – ордена
На висках седина
Позади боевые походы
Не грусти, старшина,
Что украла война
Ваши лучшие юные годы.
Ведущий 1:
Ваша нам седина
Ваши нам ордена
С каждым годом родней и дороже
На висках седина за окном тишина,
Пусть она никогда не взорвется.
Пусть пришла седина,
Но осталась страна,
Что великой Россией зовется!
Песня “Солдат”
Ведущий 2:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Ведущий 1:
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Ведущий 2:
Не я – в крови полуживой,
Растерзан и раздет,-
Молчал на пытках Кошевой
В свои шестнадцать лет.
Ведущий 1:
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Ведущий 2:
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их
Чтец 1:
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Чтец 2:
Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
Спасибо Вам за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге
Чтец 3:
За трели соловья, и за рассвет,
И, за поля цветущие ромашек.
Да, позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам! Мы очень любим Вас!
Поклон Вам от девчонок и мальчишек
Ведущая 2:
Давайте люди мирно жить
И доброй истине служить
Простой и вечной, человечной
Чтоб песню общую сложить!
Ведущая 1:
И надо нам понять сполна
Мы – люди, мы одна семья.
И нам дана на всех, одна
Звезда по имени Земля.
Танец “Родина моя….”
Выходят ученики 1 класса, в руках у них рисунки.
1. Я нарисую яркое солнце!
2. Я нарисую синее небо!
3. Я нарисую свет в оконце!
4. Я нарисую колосья хлеба!
Ведущий 1:
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных,
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Ведущий 2:
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был слышен
Голос юных граждан Земли.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»
Не потому ли мы живем, что умерли они
внеклассное мероприятие по истории
Чухонцева Юлия Владимировна
МБОУ «Промышленновская СОШ № 56»
Учитель истории
д. Уфимцево
2012
Пояснительная записка
Чухонцева Юлия Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»
Учитель истории
Внеклассное мероприятие по истории «Не потому ли мы живем, что умерли они»
Целью внеклассного мероприятия по истории «Не потому ли мы живем, что умерли они» было воспитание патриота-гражданина своей Родины на основе объективной трактовки исторических событий Великой Отечественной войны с позиций гражданственности, исторической преемственности.
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование гражданственности и патриотизма, развитие познавательного интереса к истории Родины, защитникам Отечества. Мероприятие способствует развитию таких ценностей, как любовь к России, своему народу, служение Отечеству, свобода совести и вероисповедания, толерантность. Дает возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, поможет глубже осмыслить материал о Великой Отечественной войне. Занятие способствует развитию таких качеств личности, как коммуникативность, способность к общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность. Занятие способствует расширению общекультурного кругозора. Мероприятие разработано и проведено с обучающимися 9-х классов.
Методика: конспект занятия
Список используемых информационных ресурсов
1.Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.
2. Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 17/2002, стр.16.
3.Календарь школьных праздников /Авт.-сост. С.И. Лобачева.-М.:5 за знания,2006.-288с.
4.Мир школьных праздников: 5-11 классы/ Авт.- сост.Е.В. Савченко.- 5 за знания,2011.-192с.
5. Праздник в подарок./ /Авт.-сост. М.С. Локалова.-Ярославль: Академия развития, 2010.-336с.
Интернет-ресурсы:
http://www.debryansk.ru/~lpsch
ttp://www.raduga.info
В сценарии использованы произведения С. Щипачева, Е. Березницкого, Н. Сидоренко,
Н.Старшинова, В.Земной ,В. Инбер, А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского.
Внеклассное мероприятие по истории «Не потому ли мы живем. что умерли они»
Цель:
-
воспитание патриота-гражданина своей Родины на основе объективной трактовки исторических событий Великой Отечественной войны с позиций гражданственности, исторической преемственности;
-
привлечение внимания учащихся к российской истории и роли России в мировом историческом процессе;
-
привитие любви и уважения к своей Родине, народу-победителю, жителям своего родного края.
Задачи:
-
формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
-
сохранение и развитие чувства гордости и памяти о подвигах защитников Отечества страны и родного края;
-
активизация интереса к изучению истории России;
-
формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны;
-
создание условий для эмоционального отклика учащихся на важную дату в истории нашего народа.
Ход мероприятия
В центре сцены висит плакат “Родина-мать зовет”. По левую сторону от центрального плаката изображен солдат, идущий с гранатой на танк, по правую – медсестра выносит с поля боя раненного солдата. Под нарисованными плакатами прикреплены даты: “22 июня1941 года”, “9 мая 1945 года” и по 2 гвоздики.
Действующие лица:
-
Ведущие 1, 2 – юноши в солдатской форме;
-
Ведущие 1, 2 – девушки, первая в солдатской форме, вторая – в форме медсестры;
-
Чтецы;
-
Солдат;
-
Дружинница;
-
Школьный хор, все участники – в солдатской форме
Ведущая 1:
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.
Ведущий
1:
Опять война…
А может,
нам о ней забыть?
Я слышу иногда:
“Не
надо, не надо раны бередить!”
Ведущий
2:
И может показаться,
правы и убедительны
слова,
Но даже если это правда,
Такая,
правда – не права!
Ведущая
1:
Я не напрасно
беспокоюсь,
Чтоб
не забывалась та война:
Ведь эта память
– наша совесть
Она, как силы, нам
нужна.
Ведущий 1: 22 июня 1941 года...
Ведущий 2: 9 мая 1945 года...
Ведущая 1: Две странички календаря.
Ведущий 1: Два дня жизни планеты Земля.
Ведущий 2: Два дня истории Человечества.
Ведущая 1: Они отмечены в календаре разными цветами.
Ведущий 1: Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.
Ведущий 2: Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
Ведущая 1: Они так и называются:
Ведущий 1: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг.
Ведущий 2: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Ведущая 1: 22 июня – особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле.
Ведущий 1: Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину, занимавшегося утра на западной границе Союза, взорвали тысячи снарядов и бомб…
Чтец 1:
Тот
самый длинный день в году,
С его
безоблачной погодой,
Нам выдал общую
беду
На всех, на все четыре года.
Ведущая1. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Ведущий1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Ведущий 2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Ведущая1. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ведущий 1.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ведущий 2.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Ведущая 1.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.
На фоне мелодии “Довоенный вальс” (музыка П.Аедоницкого) звучат слова:
Чтец 1:
Казалось,
было холодно цветам,
И от росы они
слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам
и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Чтец 2:
Цветок,
в росинках весь, к цветку приник,
И
пограничник протянул к ним руки.
А
немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали
в танки, закрывали люки.
Чтец 3:
Такою
всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё
спала, казалось.
Кто знал, что между
миром и войной
Всего каких-то пять
минут осталось!..
(Степан Щипачев)
Ведущий 2: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.
Чтец 4:
Мирно
страна проснулась
В этот июньский
день,
Только что развернулась
В
скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и
миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг
разнеслись по эфиру
Памятные слова…
(Н. Сидоренко)
Ведущий
1: “Из заявления Советского
правительства 22 июня 1941 года:
…Сегодня,
в 4 часа утра, без предъявления каких-либо
претензий к Советскому Союзу, без
объявления войны, германские войска
напали на нашу страну, атаковали наши
границы во многих местах и подвергли
бомбежке со своих самолётов наши города
– Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и
некоторые другие.
Не первый раз нашему
народу приходится иметь дело с нападающим
зазнавшимся врагом. В своё время на
поход Наполеона на Россию наш народ
ответил Отечественной войной, и Наполеон
потерпел поражение, пришёл к своему
краху. То же будет и с зазнавшимся
Гитлером, объявившим новый поход против
нашей страны. Красная Армия и весь наш
народ вновь поведут победоносную войну
за Родину, за честь, за свободу. Наше
дело правое. Враг будет разбит”.
На сцену под марш выходит хор. Исполняется песня “Священная война” (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)
Ведущая 1: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости. Почти все защитники погибли, но их подвиг останется в веках.
Чтец 5:
Вы
мужеством мир удивили,
Звенит, не
стихая, молва,
Собою страну заслонили
От
самого страшного зла.
Ведущая 2: Через несколько часов, после объявления войны, во всех уголках нашей необъятной Родины шла мобилизация в ряды Советской армии. Люди уходили на фронт… Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые…
Чтец 1:
Зловещим
заревом объятый,
Грохочет длинный
небосвод,
Мои товарищи-солдаты
Идут
вперед за взводом взвод.
(Н.Старшинов)
Чтец 2:
Слепящий
дым и пыль густая,
И зной, нависший
тяжело,
Над нами плыли, нарастая,
Бойцам
измученным назло!
Чтец 3:
Земля,
казалось до предела
Была в огне
накалена.
И вся иссохшая гудела:
“Да
будет проклята война!”
(В.Земной )
Чтец
4:
Враг силой не
мог нас осилить –
Нас голодом хочет
он взять.
Отнять Ленинград у России,
В
полон ленинградцев забрать.
Такого
вовеки не будет
На невском святом
берегу,
Рабочие русские люди
Умрут,
не сдадутся врагу!
(Н.
Тихонов. “Киров с нами”)
Чтец 5:
И
вот опять истории страница
Покрыта
кровью подмосковных битв.
Тремя путями
враг к Москве стремится,
Путем единым
будет он отбит.
(В. Инбер. “Единый
путь”)
Чтец 1:
Война…
Жестокая война
Не первый месяц
длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В
опасности столица.
Все громче злобный
вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А
сводки Совинформбюро
Тревожней все
и строже.
Чтец 2:
В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (сл. А.А.Суркова, муз. Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.
Исполнение песни.
Чтец 4:
И враг был отброшен. Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск гитлеровцев. В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага. За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.
Чтец 5:
Есть
в этой бронзовой медали
Синь затемневших
фонарей,
И отраженный в грозной
дали
Огонь тяжелых батарей.
Чтец 1:
И
ярость та, что клокотала
В атаках
русских штыковых,
Упрямый, чистый звон
металла –
Как перестук сердец живых.
Чтец 2:
Она
свидетельствует миру
О нашей доблести
в бою…
Солдаты, дети, командиры –
В
крови, у смерти на краю, –
Чтец 3:
Забыв
в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает
наяву, –
Мы беспощадный путь к
Берлину
Открыли битвой за Москву!
(Павел
Шубин)
Чтец 4:
Благодаря советскому солдату, который сокрушил врага в Сталинграде, окончательно сломил хребет агрессору в битве на Курской дуге, форсировал Днепр и Вислу, Одер и Дунай, Европа и мир избавились от смертельной опасности.
Песня М. Ножкина “Последний бой”
Чтец 5:
В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Ведущий 1: Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же легок будет их путь в Советскую Россию… И просчитались…
Ведущий 2: На защиту Родины поднялись всем миром. Стар и млад. Как-то невероятно быстро повзрослевшие сорванцы, еще вчера гонявшие во дворе мяч, и девчонки, оставившие младшим сестренкам своих кукол, взяли в руки оружие. Воевали все.
Чтец 1:
За
каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна,
полей;
За каждый волос, упавший
С
головок наших детей;
За стон от боли
жестокой,
Слетающий с братских
губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим
мы зуб за зуб.
Чтец 2:
Не
быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не
быть!
За счастье свободной жизни
Не
жалко голов сложить!
Отсюда наше
бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна
ненависть наша,
Расплаты близок
черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья
– тебе служить.
Идём мы, смерть,
презирая,
Не умирать, а жить!
(Евгений Березницкий)
Ведущая 2: В рядах Советской Армии против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны сражалось более 800 тысяч женщин. Через какие неженские тяготы все они прошли, как неизмеримо много сделали для победы! Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
"Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!"-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла! Многих сестричка от смерти спасла.
Ведущий 2: На этой страшной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку… Женщина убивала. Она убивала врага, который поднял руку на ее детей, на ее счастье, на ее дом…
Ведущий 1: Конечно, она научилась ненавидеть, но и не разучилась любить. Ее любовь и верность были так нужны солдату.
На фоне тихо звучащей мелодии “Темная ночь” разыгрывается сцена в ролях ( ведущий, солдат, дружинница):
Ведущий :
Солдат
метался: бред его терзал.
Горела грудь.
До самого рассвета
Он к женщинам семьи
своей взывал,
Он звал тоскуя:
Солдат:
“Мама,
где ты, где ты?” –
Искал ее, обшаривая
тьму.
И юная дружинница склонилась
И
крикнула сквозь бред и смерть ему:
Дружинница:
“Я
здесь, сынок! Я рядом, милый!”
Ведущий:
И он, в склоненной, мать свою узнал,
Он
зашептал, одолевая муку:
Солдат:
“Ты
здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай
придет, на грудь положит руку”.
И снова
наклоняется она,
Исполненная правдой
и любовью, –
Дружинница:
Я
здесь, – кричит, – я здесь – твоя жена
Я
здесь, жена твоя, сестра и мать,
Мы все
пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть
тебя Отечеству и жизни.
Ты веришь,
воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою
покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних
нет,
Покуда сердце женское с тобою.
Ведущая 1: А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.
Чтец 1:
Сквозь
кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь
дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая
право на свободу,
К Победе шел, Россия,
твой солдат.
Чтец 3:
И
не сломила сердце, не сгубила,
И душу
не растлила им война
Видать, нечеловеческая
сила ему,
Солдату русскому, дана!
Чтец 1:
Родина,
суровая и милая,
Помнит все жестокие
бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят
жизнь по рощам соловьи.
В исполнении хора звучит песня “Соловьи” (сл. А.Фатьянова, муз В. Соловьева-Седого).
Ведущий 2: В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.
Ведущий 1: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! Погиб каждый восьмой. Их, погибших, более 20 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. 20 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы.
Ведущая 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.
Ведущий 2:
Когда
в День Победы салюта
Раскаты повсюду
слышны,
О чем говорят ветераны,
Давно
возвратившись с войны?
Они вспоминают
Россию
От моря до моря в огне,
Друзей
молодых и красивых,
Оставшихся там,
на войне.
Ведущий 1:
Одна
за плечами держава,
Которой присяга
дана,
Одна, словно вечная слава,
И
молодость – тоже одна.
В каких бы
невзгодах и бедах
Она по земле ни
прошла,
Но молодость эта победной
И
самой прекрасной была!
Звучит песня «За того парня».
Ведущий 2:
Я
знаю, никакой моей вины
В том, что
другие не пришли с войны.
Что все они,
кто старше, кто моложе,
Остались там,
и не о том ведь речь,
Что я их мог, но
не сумел сберечь.
Речь не о том, но все
же, все же, все же.
Ведущий1 : Они остались там, на поле боя, чтоб жили мы, чтобы любили, чтобы растили детей.
Ведущий 2:
Неугасима
память поколений
И память тех, кого
так свято чтим,
Давайте, люди, встанем
на мгновение
И в скорби постоим и
помолчим.
Ведущий 1:
Память павших на фронтах ВОВ, оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим минутой молчания
Минута молчания, (бой митронома)
Ведущая 2: Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
На фоне мелодии “Журавли” звучат слова:
Чтец 1:
Возвращались
солдаты с войны.
По железным дорогам
страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота
еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Чтец 2:
Война
закончилась. И заживают раны,
И в День
Победы по восторженной земле,
Блестя
наградами, шагают ветераны,
Фронтовики,
герои, совесть наших дней.
Чтец 3:
Война
закончилась. Но с каждым годом
Редеет
славная гвардейская родня,
И все цветы
свои весна в венок вплетает
И с ним
склоняется у Вечного огня!
Чтец 4:
Война
закончилась. Но память поколений,
Как
фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас
никогда, никто не ставил на колени
И
не поставит ни за что и никогда!
Чтец 5:
Война
закончилась. Но песней опаленной
Над
каждым домом до сих пор она кружит,
И
не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли
в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
Чтец 1:
Война
закончилась. И пушки замолчали.
И годы
сгладили великую беду.
И мы живем. И
мы опять весну встречаем,
Встречаем
День Победы – лучший день в году.
Чтец 2:
Сегодня
праздник входит в каждый дом
И радость
к людям с ним приходит следом
Мы
поздравляем всех с великим днем.
С
днем нашей славы, С Днем Победы!
Все участники выходят на сцену и вместе с хором исполняют песню “День Победы” (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова).
Ведущая 1:
Мы понимаем, что за все, что мы имеем, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим наш народ.
Ведущий 1:
Дорогие наши ветераны! От всей души поздравляем вас с праздником Победы! Желаем вам доброго здоровья, счастья, радости, чистого неба и мира.
Ведущий 2:
На
груди – ордена
На висках седина
Позади
боевые походы
Не грусти, старшина,
Что
украла война
Ваши лучшие юные годы.
Ведущий 1:
Ваша
нам седина
Ваши нам ордена
С каждым
годом родней и дороже
На висках седина
за окном тишина,
Пусть она никогда не
взорвется.
Пусть пришла седина,
Но
осталась страна,
Что великой Россией
зовется!
Песня “Солдат”
Ведущий 2:
Весь
под ногами шар земной.
Живу. Дышу.
Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие
в бою.
Ведущий 1:
Пусть
всех имён не назову,
Нет кровнее
родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли
они?
Ведущий 2:
Не
я – в крови полуживой,
Растерзан и
раздет,-
Молчал на пытках Кошевой
В
свои шестнадцать лет.
Ведущий
1:
Пусть
всех имён не назову,
Нет кровнее
родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли
они?
Ведущий 2:
Чем
им обязан – знаю я.
И пусть не только
стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской
смерти их
Чтец 1:
Я
никогда не видела войны
И ужаса ее не
представляю,
Но то, что мир наш хочет
тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Чтец 2:
Спасибо
Вам, что нам не довелось
Представить
и узнать такие муки.
Спасибо Вам за
солнце яркий свет,
За радость жизни в
каждом миге
Чтец 3:
За
трели соловья, и за рассвет,
И, за поля
цветущие ромашек.
Да, позади остался
страшный час.
Мы о войне узнали лишь
из книжек.
Спасибо Вам! Мы очень любим
Вас!
Поклон Вам от девчонок и мальчишек
Ведущая 2:
Давайте
люди мирно жить
И доброй истине
служить
Простой и вечной, человечной
Чтоб
песню общую сложить!
Ведущая 1:
И надо нам понять сполна
Мы –
люди, мы одна семья.
И нам дана на всех,
одна
Звезда по имени Земля.
Танец “Родина моя ….” Выходят ученики 1 класса, в руках у них рисунки.
-
Я нарисую яркое солнце!
-
Я нарисую синее небо!
-
Я нарисую свет в оконце!
-
Я нарисую колосья хлеба!
Ведущий 1:
Мы
нарисуем осенние листья,
Школу, ручей,
друзей беспокойных,
И зачеркнем нашей
общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь
и войны.
Ведущий 2:
Поднимите
рисунки выше,
Чтобы все их видеть
могли,
Чтобы всем был слышен
Голос
юных граждан Земли.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»