Житие Сергия Радонежского и культура Древней Руси периода объединения русских земель (XV-XVI вв.)
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
Рейтинг: голосов:5просмотров: 3778
| ||||||||||||
МОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»
«Житие Сергия Радонежского и культура Древней Руси периода объединения русских земель (XV-XVIвв.)»
Урок по литературе в 8 классе
ГайнуллинаГулюсаАхматовна,
Сатламышевская СОШ, учитель
Село СатламышевоАпастовского муниципального района
Республики Татарстан, 2012 год
Цель урока: на основе анализа архитектурных, иконописных, литературных памятников XV– XVIвв. проследить взаимосвязь различных видов искусств.
Задачи:
1.обучающая- дать представление о развитии культурно – исторического процесса в определённый период развития русского государства.
2. развивающая – совершенствовать устную речь учащихся, навык самостоятельной работы с текстом произведения; развиватьхудожественный вкус.
3. воспитательная – прививать любовь к культурным ценностям прошлого; воспитывать нравственные качества характера учащихся на примере Сергия Радонежского и его пути духовного совершенствования человека.
План урока:
1 Влияние исторических процессов на развитие искусства Древней Руси XII, XIII, XIVстолетий.
2. Архитектурные памятники Подмосковья XIV– XVвв.
3. Архитектурный ансамбль Троице – Сергиева монастыря.
4. Иконостас Троицкого собора. А. Рублев «Троица».
5. Определение жанра «Житие».
6. Образ Сергия Радонежского в «Житие».
7. Выводы.
Наглядный материал:
1. Репродукция иконы А. Рублева «Троица».
2. Иллюстрации в журнале «Древнерусская икона».
3. Слайды «Архитектурные памятники Подмосковья XIV– XVвв.»
4. Альбом «Загорский музей — заповедник».
Индивидуальное задание:подготовить пересказ сюжета из Библии, который лёг в основу «Троицы» А. Рублёва.
Учитель:Говоря об искусстве древнерусского государства, мы всегда отмечали, как исторические события влияли на его развитие. Давайте вспомним, какой отпечаток наложила история на развитие русского искусства XIIи XIIIстолетий?
Ответ:XIIвек – усиление княжеских распрей, которые мешали общественному развитию Руси. Как следствие – обособление материальной и духовной культуры и искусства отдельных русских земель. В каждой из них формировался свой культурный климат, вырабатывались собственные эстетические идеалы, новое понимание и выражение красоты. XIIIвек – в историю России входит новая трагическая реальность – нашествие монголов. Массовая гибель и угон в неволю населения, установление тяжкого иноземного ига вызывали кризис в развитии культуры. В одних землях культурная традиция оказалась на многие годы прерванная, в других наступил длительный период застоя.
Учитель:XIVвек принёс Руси большие перемены. Полтора столетия понадобилось русскому народу, чтобы восстановить разрушенное монголами хозяйство, заново отстроить города и сёла, возобновить торговые связи между землями и княжествами, окрепнуть в военном отношении и выйти, наконец, на широкий путь социально – экономического, политического и культурного прогресса. Борьба с игом постепенно становится главным вопросом времени, овладевающим умами великих бояр и князей, художников и деятелей церкви.
В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъём, идея единства, сплотившие в этом сражении представителей разных слоёв общества, оставила неизгладимый след в русской культуре.
В XVвеке этот объединительный процесс неуклонно набирает силу и приводит в конце столетия к формированию могучего государства Московской Руси («Московии», как назвали его иностранцы). Представление о величии русской державы нашли своё выражение и в искусстве.
Сегодня мы познакомимся с вами с некоторыми архитектурными
памятниками Подмосковья XIV– XVвеков.
В московской области насчитывается свыше тысяч памятников архитектуры, однако относящихся к XIV– XVвекам осталось очень немного. Поскольку деревянные здания многовековой срок выстоять не могут, а из камня и кирпича строили в то время только культовые здания и оборонительные сооружения, о них и пойдёт речь.
(Включаем слайды.)
Слайд 1.Наиболее древней в Подмосковье является Никольская церковь в селе Калинском под Наро – Фоминском, построенная во второй половине XIVвека. Небольшой белокаменный храм увенчан барабаном со шлемовидным куполом. Форма храма предельно проста, стены лишены какого – либо декора, они не имеют даже окон. Свет попадает внутрь через узкие прорези в барабане. В таком храме человек отрешался от суетного мира, сосредотачиваясь на общении с Богом.
Слайд 2.На высоком холме в Звенигороде красуется над рекой Москвой Успенский собор, сооруженный в 1400 году из белого камня по велению князя Юрия Звенигородского – сына Дмитрия Донского. Во времена возведения храма Звенигород был самостоятельным удельным княжеством, и в облике Успенского собора подчеркнуты его аристократические черты. Фасады, барабан купола украшены белокаменным резным орнаментом.
Слайд 3. Значительный интерес представляет комплекс архитектурных памятников Троице Сергиевой Лавры, основанной выдающимся религиозным и политическим деятелем Сергием Радонежским в период между 1337 и 1345 годами. Сравнительно небольшой по размерам, он поражает величием форм, статичностью и уравновешенностью.
Слайд 4.Рядом с Троицким собором, к востоку от него была сооружена Духовская церковь. Удлинённые пропорции придают церкви необычайную стройность и легкость. В основании главы храма расположена открытая звонница на шести круглых столбах. В древности звонница использовалась как дозорная вышка, откуда наблюдали за прилегающими окрестностями. Об опасности извещали звоном «сплошного» колокола.
(Виды Троице – Сергиевой лавры показываем в альбоме
«Загорский музей — заповедник»)
Интерьер, а точнее иконостас Троицкого собора, сохранившийся до наших дней, является одним из лучших собраний древнерусской живописи. Для него прославленный художник А. Рублёв написал знаменитую «Троицу». (Слайд 5).Репродукция иконы А. Рублева «Троица».О жизни А. Рублёва известно очень немного. Летописная запись, рассказывающая об участии А. Рублёва в росписи Благовещенского собора, называет его «чернецом» — монахом, но возможно, что значительную часть своей жизни он прожил «в миру». Скорее всего, Рублёв принадлежал к числу великокняжеских мастеров. Постригшись, он стал иноком, а затем соборным старцем Спаско – Андронникова монастыря. Рублёв сразу заявил о себе как о необычайно яркой и одарённой творческой личности.
(Обращаемся к репродукции.)
Вы видите репродукцию знаменитой иконы А. Рублёва «Троица» — Три ангела: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Что являлось основой для изображения Троицы? Ею стал рассказ из Ветхого Завета Библии, который понимался как рассказ о явлении человеку непостижимого Бога, о явлении ему Троицы.
(Пересказ учащихся (индивидуальное задание к уроку))
— Обращаемся к репродукции. Учитель рассказывает об иконе, о её содержании. Рассказ подкрепляется чтением искусствоведческого комментария, текст которого у учащихся на столах.
На иконе нет Авраама и Сарры, нет бытовых подробностей их гостеприимства; остаются лишь три ангела, восседающие за трапезой, сама Троица. Три ангела располагаются не по одну сторону трапезы, а как бы окружают её, восседая на седалищах. Ощущение их особой, таинственной природы видно в их облике: необыкновенно мягки и вместе с тем недоступны их окруженные нимбами лики, так легки и одновременно величавы описанные плавными линиями фигуры в багряных, ослепительно голубых и нежно – зелёных одеждах с широко распахнутыми золотящимися крыльями. В руках они держат тонкие, длинные посохи – знак силы. Ангелы очень похожи друг на друга, но абсолютного тождества нет.
При взгляде на икону возникает и постепенно укрепляется представление об их единении, о соединяющей их безмолвной, а потому чудесной беседе.
Чуть выше других сидит средний ангел. На его багряном хитоне лежит широкая золотистая полоса, клав – тот царственный знак, которым в живописи отмечались только одежды Иисуса Христа. Это второе лицо Троицы, Бог Сын, которому предстоит воплотиться и своей жертвенной смертью искупить разделение между божеским и человеческим. Он повернут к правому ангелу, но лик его обращен к левому, к Богу Отцу, волей которого начинается устроение Вселенной. Склонившись к сыну, Отец указывает на жертву, благословляет её. И Сын отвечает Отцу согласием. Соединяются воедино воля Отца и Сына. А справа склоняется к сыну, вторит движению Отца, сплавляет с их волей и свою волю Дух Утешитель – с отблеском тихой печали в лице. В одеждах, сияющих нежной зеленью и небесной лазурью.
Самобытность каждого лица Троицы и их единение, на котором зиждится мир, сумел передать А. Рублёв в этой иконе. Поэтому она уже при жизни мастера была высоко оценена современниками и вызвала множество повторений. И до сих пор она вовлекает в размышления все новых людей, «потому что ни с чем так прочно не связан человек, как со своей самобытной личностью, и ничего так не хочет он обрести, как единения с другими, потому что нет ничего мучительнее тоски одиночества».
Мы отметили в начале урока, что Троицкий собор, ставший одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, был возведен «в похвалу» основателя монастыря Сергия Радонежского. К уроку вы прочитали «Житие Сергия Радонежского». На занятиях не раз говорилось, что система жанров древней литературы отличается от привычных для нас рассказов, романов и т.д.
Вопрос:С какими жанрами вы уже знакомы?
Ответ:Летописание, сказание, поучение, моление
Учитель:Что же представляет собой житие?(Слайд 6.)
Слово «житие» буквально соответствует греческому bios(«жизнь») – это биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех или иных монастырских общежитий, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми. Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.
Итак, вы прочитали о преподобном Сергии Радонежском.
Вопрос:Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»?
Ответ:Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь богу и людям.
Вопрос:Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.
Ответ: Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они при этом были людьми тихими, спокойными, вели жизнь простую. С крепким и серьёзным укладом.
Вопрос:Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе?
Ответ:Когда пришло время, Кирилл отдал Варфоломея и двух других своих сыновей учиться грамоте, но в отличие от братьев Варфоломей постичь грамоту не мог, что очень огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
Вопрос:Какие качества, черты характера еще с детства отличали Варфоломея от его сверстников?
Ответ: Мечтательность, любовь к одиночеству, упорство и добросовестность при исполнении всякого дела.
Вопрос:А теперь посмотрите на репродукцию картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сумел ли художник выразить черты характера, свойственные Варфоломею?
(Показываем изображение Сергия Радонежского (шитье) из журнала «Загорский музей — заповедник».)
Это московское художественное шитье. С поразительным мастерством художнику и вышивальщицам удалось подчеркнуть в образе Сергия и внешние индивидуальные черты реального исторического деятеля, и то внутреннее достоинство, серьёзную сосредоточенность и большую скромность, которые так ценились в не современниками.
А вот изображение Сергия Радонежского на иконе.
(Рассматриваем репродукцию иконы «Сергий Радонежский с житием» из журнала «Древнерусская икона».)
Это особый вид иконы, когда вокруг Преподобного мастер развертывает его жизнь. Не всем, тем более простым людям была доступна литература. Поэтому, посмотрев и разглядев внимательно изображение на иконе, можно было узнать о жизни Святого. Традиционно располагает мастер в левом верхнем углу рождество, а затем эпизоды юности Святого, обозначившие этапы обретения им духовной силы: явление старца, давшего научение отроку Варфоломею; пострижение в инока. Затем идет постановление в диаконы и священники. А в боковых и нижних регистрах клейм изображены сцены, где Сергий отдает обретенную силу людям.
Вопрос:Что же необыкновенного было в жизни Сергия Радонежского? Что особенно поразило и, быть может, удивило вас в ней?
(Учащиеся делятся впечатлением.)
О благословении Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве – зачитывают фрагмент из текста произведения.
Учитель: А кроме того, посмотрите, когда жил Преподобный? Тогда, когда уже трудно найти людей, которые бы помнили разгром татарского ига. Но во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведённого этим всенародным бедствием. Оно принесло не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение.
Список используемой литературы
1. Волкова О.В. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
2. Древнерусская литература: хрестоматия. – М., 1996.
3. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.
4. Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых / Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 11.
5. Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской Патриархии, 1987.
6. Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах. М.: Владос, 1994.
7. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М.: Владос, 1995.
8. Алпатов М. Краски древнерусской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1974.
МОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»
«Житие Сергия Радонежского и культура Древней Руси периода объединения русских земель (XV-XVI вв.)»
Урок по литературе в 8 классе
Сатламышевская СОШ, учитель
Село Сатламышево Апастовского муниципального района
Республики Татарстан, 2012 год
Пояснительная записка |
|
Автор: |
Гайнуллина Гулюса Ахматовна |
Название образовательного учреждения, должность: |
МОУ «Сатламышевская средняя школа», учитель русского языка и литературы |
Название Конкурсной разработки: |
«Житие Сергия Радонежского и культура Древней Руси периода объединения русских земель (XV-XVI вв.)» |
|
|
Краткое описание цели создания разработки: |
Цель создания данной разработки - приобщение школьника к культурным традициям, формирование у них исторической памяти, толерантности в отношении к другим культурам. Для этого необходимо выявить и актуализировать в читательском опыте школьника сквозные «вечные» образы и сюжеты, постепенно расширяя горизонты читательских ожиданий. Проявляются культурологические аспекты в преподавании литературы не только в приобщении учащихся к великому нашему культурному прошлому на основе изучаемых произведений русской художественной литературы, но и в использовании этнокультурного компонента, в работе над совершенствованием культуры речи обучаемых, в процессе интеграции предметов гуманитарного цикла дисциплин. В жизнь современной школы все больше входит этнокультурный компонент. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой родного края способствует нравственно-эстетическому воспитанию учащихся, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений. В результате образовательная и воспитательная задачи реализуются в едином процессе, во взаимосвязи. Кроме того, межкультурное образование воспитывает у учащихся уважительное отношение не только к культуре, нравам своего народа, но и других, способствуя формированию толерантной личности, вобравшей в себя положительный опыт собственных культур. На мой взгляд, наиболее эффективной формой, способствующей в полной мере реализовать культурологические аспекты в преподавании, является интегрированный урок, который позволяет учителю не просто «наполнить знаниями» учащихся, а действительно развивать детей, сформировать у обучаемых интерес к предмету, открыть для них возможность распознавать талант, услышать и понять самого себя «в путешествии по временам и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры. |
|
|
|
|
|
|
|
Цель урока: на основе анализа архитектурных, иконописных, литературных памятников XV – XVI вв. проследить взаимосвязь различных видов искусств.
Задачи:
1. обучающая - дать представление о развитии культурно – исторического процесса в определённый период развития русского государства.
2. развивающая – совершенствовать устную речь учащихся, навык самостоятельной работы с текстом произведения; развивать художественный вкус.
3. воспитательная – прививать любовь к культурным ценностям прошлого; воспитывать нравственные качества характера учащихся на примере Сергия Радонежского и его пути духовного совершенствования человека.
План урока:
1 Влияние исторических процессов на развитие искусства Древней Руси XII, XIII, XIV столетий.
2. Архитектурные памятники Подмосковья XIV – XV вв.
3. Архитектурный ансамбль Троице – Сергиева монастыря.
4. Иконостас Троицкого собора. А. Рублев «Троица».
5. Определение жанра «Житие».
6. Образ Сергия Радонежского в «Житие».
7. Выводы.
Наглядный материал:
1. Репродукция иконы А. Рублева «Троица».
2. Иллюстрации в журнале «Древнерусская икона».
3. Слайды «Архитектурные памятники Подмосковья XIV – XV вв.»
4. Альбом «Загорский музей - заповедник».
Индивидуальное задание: подготовить пересказ сюжета из Библии, который лёг в основу «Троицы» А. Рублёва.
Учитель: Говоря об искусстве древнерусского государства, мы всегда отмечали, как исторические события влияли на его развитие. Давайте вспомним, какой отпечаток наложила история на развитие русского искусства XII и XIII столетий?
Ответ: XII век – усиление княжеских распрей, которые мешали общественному развитию Руси. Как следствие – обособление материальной и духовной культуры и искусства отдельных русских земель. В каждой из них формировался свой культурный климат, вырабатывались собственные эстетические идеалы, новое понимание и выражение красоты. XIII век – в историю России входит новая трагическая реальность – нашествие монголов. Массовая гибель и угон в неволю населения, установление тяжкого иноземного ига вызывали кризис в развитии культуры. В одних землях культурная традиция оказалась на многие годы прерванная, в других наступил длительный период застоя.
Учитель: XIV век принёс Руси большие перемены. Полтора столетия понадобилось русскому народу, чтобы восстановить разрушенное монголами хозяйство, заново отстроить города и сёла, возобновить торговые связи между землями и княжествами, окрепнуть в военном отношении и выйти, наконец, на широкий путь социально – экономического, политического и культурного прогресса. Борьба с игом постепенно становится главным вопросом времени, овладевающим умами великих бояр и князей, художников и деятелей церкви.
В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъём, идея единства, сплотившие в этом сражении представителей разных слоёв общества, оставила неизгладимый след в русской культуре.
В XV веке этот объединительный процесс неуклонно набирает силу и приводит в конце столетия к формированию могучего государства Московской Руси («Московии», как назвали его иностранцы). Представление о величии русской державы нашли своё выражение и в искусстве.
Сегодня мы познакомимся с вами с некоторыми архитектурными
памятниками Подмосковья XIV – XV веков.
В московской области насчитывается свыше тысяч памятников архитектуры, однако относящихся к XIV – XV векам осталось очень немного. Поскольку деревянные здания многовековой срок выстоять не могут, а из камня и кирпича строили в то время только культовые здания и оборонительные сооружения, о них и пойдёт речь.
(Включаем слайды.)
Слайд 1. Наиболее древней в Подмосковье является Никольская церковь в селе Калинском под Наро – Фоминском, построенная во второй половине XIV века. Небольшой белокаменный храм увенчан барабаном со шлемовидным куполом. Форма храма предельно проста, стены лишены какого – либо декора, они не имеют даже окон. Свет попадает внутрь через узкие прорези в барабане. В таком храме человек отрешался от суетного мира, сосредотачиваясь на общении с Богом.
Слайд 2. На высоком холме в Звенигороде красуется над рекой Москвой Успенский собор, сооруженный в 1400 году из белого камня по велению князя Юрия Звенигородского – сына Дмитрия Донского. Во времена возведения храма Звенигород был самостоятельным удельным княжеством, и в облике Успенского собора подчеркнуты его аристократические черты. Фасады, барабан купола украшены белокаменным резным орнаментом.
Слайд 3. Значительный интерес представляет комплекс архитектурных памятников Троице Сергиевой Лавры, основанной выдающимся религиозным и политическим деятелем Сергием Радонежским в период между 1337 и 1345 годами. Сравнительно небольшой по размерам, он поражает величием форм, статичностью и уравновешенностью.
Слайд 4. Рядом с Троицким собором, к востоку от него была сооружена Духовская церковь. Удлинённые пропорции придают церкви необычайную стройность и легкость. В основании главы храма расположена открытая звонница на шести круглых столбах. В древности звонница использовалась как дозорная вышка, откуда наблюдали за прилегающими окрестностями. Об опасности извещали звоном «сплошного» колокола.
(Виды Троице – Сергиевой лавры показываем в альбоме
«Загорский музей - заповедник»)
Интерьер, а точнее иконостас Троицкого собора, сохранившийся до наших дней, является одним из лучших собраний древнерусской живописи. Для него прославленный художник А. Рублёв написал знаменитую «Троицу». (Слайд 5). Репродукция иконы А. Рублева «Троица». О жизни А. Рублёва известно очень немного. Летописная запись, рассказывающая об участии А. Рублёва в росписи Благовещенского собора, называет его «чернецом» - монахом, но возможно, что значительную часть своей жизни он прожил «в миру». Скорее всего, Рублёв принадлежал к числу великокняжеских мастеров. Постригшись, он стал иноком, а затем соборным старцем Спаско – Андронникова монастыря. Рублёв сразу заявил о себе как о необычайно яркой и одарённой творческой личности.
(Обращаемся к репродукции.)
Вы видите репродукцию знаменитой иконы А. Рублёва «Троица» - Три ангела: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Что являлось основой для изображения Троицы? Ею стал рассказ из Ветхого Завета Библии, который понимался как рассказ о явлении человеку непостижимого Бога, о явлении ему Троицы.
(Пересказ учащихся (индивидуальное задание к уроку))
- Обращаемся к репродукции. Учитель рассказывает об иконе, о её содержании. Рассказ подкрепляется чтением искусствоведческого комментария, текст которого у учащихся на столах.
На иконе нет Авраама и Сарры, нет бытовых подробностей их гостеприимства; остаются лишь три ангела, восседающие за трапезой, сама Троица. Три ангела располагаются не по одну сторону трапезы, а как бы окружают её, восседая на седалищах. Ощущение их особой, таинственной природы видно в их облике: необыкновенно мягки и вместе с тем недоступны их окруженные нимбами лики, так легки и одновременно величавы описанные плавными линиями фигуры в багряных, ослепительно голубых и нежно – зелёных одеждах с широко распахнутыми золотящимися крыльями. В руках они держат тонкие, длинные посохи – знак силы. Ангелы очень похожи друг на друга, но абсолютного тождества нет.
При взгляде на икону возникает и постепенно укрепляется представление об их единении, о соединяющей их безмолвной, а потому чудесной беседе.
Чуть выше других сидит средний ангел. На его багряном хитоне лежит широкая золотистая полоса, клав – тот царственный знак, которым в живописи отмечались только одежды Иисуса Христа. Это второе лицо Троицы, Бог Сын, которому предстоит воплотиться и своей жертвенной смертью искупить разделение между божеским и человеческим. Он повернут к правому ангелу, но лик его обращен к левому, к Богу Отцу, волей которого начинается устроение Вселенной. Склонившись к сыну, Отец указывает на жертву, благословляет её. И Сын отвечает Отцу согласием. Соединяются воедино воля Отца и Сына. А справа склоняется к сыну, вторит движению Отца, сплавляет с их волей и свою волю Дух Утешитель – с отблеском тихой печали в лице. В одеждах, сияющих нежной зеленью и небесной лазурью.
Самобытность каждого лица Троицы и их единение, на котором зиждится мир, сумел передать А. Рублёв в этой иконе. Поэтому она уже при жизни мастера была высоко оценена современниками и вызвала множество повторений. И до сих пор она вовлекает в размышления все новых людей, «потому что ни с чем так прочно не связан человек, как со своей самобытной личностью, и ничего так не хочет он обрести, как единения с другими, потому что нет ничего мучительнее тоски одиночества».
Мы отметили в начале урока, что Троицкий собор, ставший одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, был возведен «в похвалу» основателя монастыря Сергия Радонежского. К уроку вы прочитали «Житие Сергия Радонежского». На занятиях не раз говорилось, что система жанров древней литературы отличается от привычных для нас рассказов, романов и т.д.
Вопрос: С какими жанрами вы уже знакомы?
Ответ: Летописание, сказание, поучение, моление
Учитель: Что же представляет собой житие? (Слайд 6.)
Слово «житие» буквально соответствует греческому bios («жизнь») – это биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех или иных монастырских общежитий, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми. Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.
Итак, вы прочитали о преподобном Сергии Радонежском.
Вопрос: Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»?
Ответ: Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь богу и людям.
Вопрос: Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.
Ответ: Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они при этом были людьми тихими, спокойными, вели жизнь простую. С крепким и серьёзным укладом.
Вопрос: Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе?
Ответ: Когда пришло время, Кирилл отдал Варфоломея и двух других своих сыновей учиться грамоте, но в отличие от братьев Варфоломей постичь грамоту не мог, что очень огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
Вопрос: Какие качества, черты характера еще с детства отличали Варфоломея от его сверстников?
Ответ: Мечтательность, любовь к одиночеству, упорство и добросовестность при исполнении всякого дела.
Вопрос: А теперь посмотрите на репродукцию картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сумел ли художник выразить черты характера, свойственные Варфоломею?
(Показываем изображение Сергия Радонежского (шитье) из журнала «Загорский музей - заповедник».)
Это московское художественное шитье. С поразительным мастерством художнику и вышивальщицам удалось подчеркнуть в образе Сергия и внешние индивидуальные черты реального исторического деятеля, и то внутреннее достоинство, серьёзную сосредоточенность и большую скромность, которые так ценились в не современниками.
А вот изображение Сергия Радонежского на иконе.
(Рассматриваем репродукцию иконы «Сергий Радонежский с житием» из журнала «Древнерусская икона».)
Это особый вид иконы, когда вокруг Преподобного мастер развертывает его жизнь. Не всем, тем более простым людям была доступна литература. Поэтому, посмотрев и разглядев внимательно изображение на иконе, можно было узнать о жизни Святого. Традиционно располагает мастер в левом верхнем углу рождество, а затем эпизоды юности Святого, обозначившие этапы обретения им духовной силы: явление старца, давшего научение отроку Варфоломею; пострижение в инока. Затем идет постановление в диаконы и священники. А в боковых и нижних регистрах клейм изображены сцены, где Сергий отдает обретенную силу людям.
Вопрос: Что же необыкновенного было в жизни Сергия Радонежского? Что особенно поразило и, быть может, удивило вас в ней?
(Учащиеся делятся впечатлением.)
О благословении Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве – зачитывают фрагмент из текста произведения.
Учитель: А кроме того, посмотрите, когда жил Преподобный? Тогда, когда уже трудно найти людей, которые бы помнили разгром татарского ига. Но во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведённого этим всенародным бедствием. Оно принесло не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение.
Список используемой литературы
1. Волкова О.В. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
2. Древнерусская литература: хрестоматия. – М., 1996.
3.
Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский.
М.: Современник, 1991.
4. Бусева-Давыдова
И. Художественная культура Древней
Руси. Иконография святых / Искусство
(приложение к газете «Первое сентября»).
1996. № 11.
5. Троице-Сергиева лавра. К
1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской
Патриархии, 1987.
6. Ерёмина Т.С. Предания
о русских иконах. М.: Владос, 1994.
7.
Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь.
Рассказы о русской культуре. М.: Владос,
1995.
8. Алпатов М. Краски древнерусской
живописи. М.: Изобразительное искусство,
1974.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»