Алфавит
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.
Цель урока:формировать представление учащихся об алфавите.
Задачи:
Обучающие:
1) систематизировать знания учащихся об алфавите;
2) повторить написание ранее изученных букв;
3) продолжить формирование понятия «звук-буква».
Развивающие:
1) развивать фонематический слух;
2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.
Оборудование:компьютер, проектор.
Дидактический материал учителя:Авторская презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
УУД:
Описыватьслучаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Воспроизводитьалфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Приветствие, проверка готовности к уроку.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
2.Запись даты и слов «Классная работа»
3.Каллиграфическая минутка.
Аа
(Слайд 3) 4.Словарная работа.
— Отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться
(Слайд 4) (Азбука)
Запись на доске слова «Азбука».
— Поставим ударение в слове Азбука, разделим его на слоги. Какая орфограмма в этом слове? Что мы должны запомнить?
Рисуем схему слова, считаем звуки и буквы.
(Слайд 5) 5.Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд №2)
— Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).
— Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).
-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
-Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е, Ё, Ю, Я)
-Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е, Ё, Ю, Я, И, Ь)
-Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)
— Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)
6. Изучение нового материала.
— Тема нашего урока: Алфавит и его значение.
(Слайд 6) — Поставим перед собой цели на этот урок:
1.Узнать, что такое азбука (алфавит).
2.Выяснить, для чего нужна азбука.
3.Научиться располагать слова в алфавитном порядке.
(Слайд 7) Для достижения поставленных целей нам нужно:
Быть внимательными
Быть усидчивыми
Быть любознательными
Быть сосредоточенными
Помогать друг другу
(Слайд 8) – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)
(Слайд 9) — Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.
— Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
(Слайд 10, 11) — Итак, алфавит нужен для:
-для составления словарей, справочников, каталогов;
-в регистратуре поликлиники, где карточки пациентов разложены по фамилиям и адресам в алфавитном порядке;
-в классном журнале, где список детей составлен по алфавиту;
-личные дела учащихся разложены по порядку следования букв.
— Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).
— Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).
-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.
7. Закрепление.
1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд 12)
(Слайд 13) Работа в парах. Собери слово.
У вас на столах карточки с числами. Вам нужно поставить буквы в этом порядке. Читаем число, находим эту по счету букву и так составляем слово.
1 13 22 1 3 10 20 Алфавит
2. Практическое пользование алфавитом. Запиши в алфавитном порядке имена детей. (Слайд 14)
Иван, Анна, Полина, Мария, Дарья, Олег.
(Слайд 15) 3.Отгадайте, из какого стихотворения эти строки и кто его написал:
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Назовите зверей, которые пришли к доктору Айболиту. Расположите их в алфавитном порядке.
8. Итог урока. Рефлексия.
Что нового мы узнали на уроке?
Что такое АЛФАВИТ?
Для чего нужен алфавит?
Какое задание было самым трудным?
Какое задание больше всего понравилось?
9. Домашнее задание.
Перед вами лежат листочки с первой буквой вашего имени. Вам нужно раскрасить эту букву, написать на этом листе свое имя и выяснить значение своего имени. Запишите все, что вы узнали о своем имени на листе, и тогда их этих листов мы сделаем книгу имен нашего класса.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области»
Стажерская площадка по внедрению ФГОС НОО
Открытый урок русского языка в 1 «В» классе
Учитель: Котлярова Наталья Юрьевна
1.03.2012. Тема урока: Алфавит и его значение.
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.
Задачи:
Обучающие:
1) систематизировать знания учащихся об алфавите;
2) повторить написание ранее изученных букв;
3) продолжить формирование понятия «звук-буква».
Развивающие:
1) развивать фонематический слух;
2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактический материал учителя: Авторская презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
УУД:
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
2.Запись даты и слов «Классная работа»
3.Каллиграфическая минутка.
Аа
(Слайд 3) 4.Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться
(Слайд 4) (Азбука)
Запись на доске слова «Азбука».
- Поставим ударение в слове Азбука, разделим его на слоги. Какая орфограмма в этом слове? Что мы должны запомнить?
Рисуем схему слова, считаем звуки и буквы.
(Слайд 5) 5.Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд №2)
- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).
- Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).
-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
-Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е,Ё,Ю,Я)
-Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е,Ё,Ю,Я,И,Ь)
-Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)
- Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)
6. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока: Алфавит и его значение.
(Слайд 6) - Поставим перед собой цели на этот урок:
1.Узнать, что такое азбука (алфавит).
2.Выяснить, для чего нужна азбука.
3.Научиться располагать слова в алфавитном порядке.
(Слайд 7) Для достижения поставленных целей нам нужно:
Быть внимательными
Быть усидчивыми
Быть любознательными
Быть сосредоточенными
Помогать друг другу
(Слайд 8) – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)
(Слайд 9) - Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.
- Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
(Слайд 10, 11) - Итак, алфавит нужен для:
-для составления словарей, справочников, каталогов;
-в регистратуре поликлиники, где карточки пациентов разложены по фамилиям и адресам в алфавитном порядке;
-в классном журнале, где список детей составлен по алфавиту;
-личные дела учащихся разложены по порядку следования букв.
- Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).
- Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).
-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.
7. Закрепление.
1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд 12)
(Слайд 13) Работа в парах. Собери слово.
У вас на столах карточки с числами. Вам нужно поставить буквы в этом порядке. Читаем число, находим эту по счету букву и так составляем слово.
1 13 22 1 3 10 20 Алфавит
2. Практическое пользование алфавитом. Запиши в алфавитном порядке имена детей. (Слайд 14)
Иван, Анна, Полина, Мария, Дарья, Олег.
(Слайд 15) 3. Отгадайте, из какого стихотворения эти строки и кто его написал:
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Назовите зверей, которые пришли к доктору Айболиту. Расположите их в алфавитном порядке.
8. Итог урока. Рефлексия.
Что нового мы узнали на уроке?
Что такое АЛФАВИТ?
Для чего нужен алфавит?
Какое задание было самым трудным?
Какое задание больше всего понравилось?
9. Домашнее задание.
Перед вами лежат листочки с первой буквой вашего имени. Вам нужно раскрасить эту букву, написать на этом листе свое имя и выяснить значение своего имени. Запишите все, что вы узнали о своем имени на листе, и тогда их этих листов мы сделаем книгу имен нашего класса.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО