конспект урока по географии в 8 классе по теме: "Байкал - величайшая загадка и неповторимое чудо света"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области.
Конспект урока по географии по теме:
«Байкал — величайшая загадка и неповторимое чудо света».
подготовила
учитель географии
Гилязова Елена Леонидовна
с. Кваркено
2012
Список использованной литературы:
1. Пенькова О.Г. // Пробл. сохранения биол. разнообразия Юж. Сиб.: 1 Межрегион. науч.-практ. конф., Кемерово, 1997
2. Кожова О.М., Ербаева Е.А., Сафронов Г.П. // Межд. симпозиум, Улан-Удэ, 1997
3. http://ozerobaikal.info
Цель:
•приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;
•формирование начальных исследовательских умений, умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Задачи:
1. Обучающие:
•знакомство с основными приемами и методами поисково-исследовательской деятельности;
•формирование умений самостоятельно добывать знания.
2. Воспитывающие:
•воспитание любви к природе своей Родины как источнику эстетических, нравственных и патриотических чувств человека;
3. Развивающие:
•развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
Оборудование:
•физическая карта России;
•выставка литературы, освещающей тему;
•подборка фотографий «В объективе – Байкал…».
1. Подготовительный этап.
За три – четыре недели до мероприятия обучающиеся распределяют между собой роли и задачи по подготовке пресс-конференции — подготовить ответы на вопросы, подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку, подобрать фотоматериалы оформить фотовыставку.
1. Географ
•Откуда произошло название озера Байкал?
•Когда впервые был изображен Байкал на карте?
•Какова средняя и максимальная глубина Байкала?
•На какой высоте над уровнем океана расположено современное дно Байкала?
•Где проходит береговая линия (черта) Байкала?
•Сколько притоков у Байкала?
2. Геолог
•Кто впервые высказал предположение о тектоническом происхождении Байкала?
•Есть ли проявления глобальной тектоники на Байкале на современном этапе?
3. Геоморфолог
•Каковы основные формы байкальского дна?
•Что свидетельствует об особенностях формирования озерной котловины?
•Почему многие берега на Байкале отвесны?
•Какие внешние факторы оказывают особое воздействие на разрушение берегов озера?
•Как воздействуют на внешний облик берегов озера волны?
•Каковы особенности дна Байкал?
4. Геохимик
•Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
•Каким образом кислород попадает в толщу воды?
•Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
5. Гидрометеоролог
•Каковы особенности климата Байкала
•Какие ветры оказывают влияние на климат Байкала?
•Чем вызвано изменение уровня воды в озере?
•Каковы особенности температурного режима воды в Байкале?
•Каковы особенности ледового режима озера?
6. Гидрофизик
•Как измеряется прозрачность воды?
•Как измеряется плотность воды?
•Какое влияние на Байкал оказывает солнечная радиация?
7. Гидробиолог
•Зоогеографическая оценка фауны Байкала.
•Чем характеризуются организмы, населяющие Байкал?
•Времена года в толще вод Байкала.
•Мир рыб Байкала.
8. Литератор
•Подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку.
9. Фоторепортер
•Оформить фотовыставку, отражающую неповторимость Байкала.
10. Журналисты, корреспонденты (их роль выполняют все ученики класса, независимо от того имеют ли они другую роль).
Примечание: если в классе много учеников, то на одну роль назначается 2 и более человека.
2. Основной этап.
Конференция участников лимнологической экспедиции.
Уважаемые представители средств массовой информации!
Сегодняшняя пресс-конференция посвящена подведению итогов заочной экспедиции, проведенной секцией лимнологии школьной академии наук, с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкала.
Лимнология (синоним озероведение) – это комплексная наука об озерах и водохранилищах. Она изучает взаимодействие протекающих в них физических, химических и биологических процессов, а также историю и эволюцию как самих водоемов, так животного и растительного мира. Лимнология – это наука, использующая для решения своих задач методы смежных наук – гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, гидрофизики, геологии, климатологии, биологии и т.д.
Задачи лимнологии как науки сформулированы еще в 1936 году Г.Ю. Верещагиным:
Изучение природы озера как единого целого для установления протекающих в них количественных закономерностей процессов и явлений и их взаимной связи с окружающей средой для более полного освоения озерных фондов в различных отраслях хозяйства.
Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века.
Сегодня результаты исследований на Байкале представляют: географ, геолог, геоморфолог, геохимик, гидрометеоролог, гидрофизик, гидробиолог.
Пресс-служба школьной академии наук подготовила вашему вниманию краткую информационную справку по результатам нашей экспедиции, которую вы можете дополнить другими сведениями, полученными в ходе конференции.
Примечание: ученикам класса раздаются справочные листы, содержащие краткую информацию о профессиональных задачах задействованных ученных, о Байкале, комментарий к названию озера, описание озера исследователями, стихи, посвященные Байкалу, а также перечни слов, обозначающих названия географических объектов, представителей флоры и фауны Байкала, имена исследователей Байкала.
Задача ученика – внимательно слушать выступления ученных, составить комментарий к своему списку слов (что обозначают эти слова?), а дома оформить свой репортаж в виде кроссворда.
Количество слов и их сложность зависит от уровня подготовки класса. Как вариант могут быть предложены слова:
1.Провал, селенга, ольхон, терасса, баргузин, култук, эндемик, эпишура, нерпа, омуль.
2.Мухомор, Ангара, ижимей, желоб, верховик, шелонник, фауна, голомянка, неоэндемик, сарма.
Перед выступлением участников экспедиции с целью эмоционального настроя на работу демонстрируется собранная коллекция фотоматериалов и читаются стихи, посвященные Байкалу.
Байкал
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной,
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(М.Сергеев.)
Время для выступления ограничивается 3 минутами. Если выступающих много, то время выступления сокращается.
3. Заключительный этап.
(Самостоятельная творческая работа дома.)
•«Расшифровать» полученные слова.
•Составить кроссворд и вопросы к нему.
•Подобрать иллюстративный материал к кроссворду – стихи, фотографии, отрывки из литературных произведений, картины, рисунки, материал из народного творчества.
4. Оценка работы.
Ученик получает две оценки: одна за подготовительную работу и работу на уроке, другая – за домашнюю работу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области.
Конспект урока по географии по теме:
«Байкал - величайшая загадка и неповторимое чудо света».
подготовила
учитель географии
Гилязова Елена Леонидовна
с. Кваркено
2012
Список использованной литературы:
-
Пенькова О.Г. // Пробл. сохранения биол. разнообразия Юж. Сиб. : 1 Межрегион. науч.-практ. конф., Кемерово, 1997
-
Кожова О.М., Ербаева Е.А., Сафронов Г.П. // Межд. симпозиум, Улан-Удэ, 1997
-
http://ozerobaikal.info
Цель:
•приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;
•формирование начальных исследовательских умений, умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Задачи:
1. Обучающие:
•знакомство с основными приемами и методами поисково-исследовательской деятельности;
•формирование умений самостоятельно добывать знания.
2. Воспитывающие:
•воспитание любви к природе своей Родины как источнику эстетических, нравственных и патриотических чувств человека;
3. Развивающие:
•развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
Оборудование:
•физическая карта России;
•выставка литературы, освещающей тему;
•подборка фотографий «В объективе – Байкал…».
1. Подготовительный этап.
За три – четыре недели до мероприятия обучающиеся распределяют между собой роли и задачи по подготовке пресс-конференции - подготовить ответы на вопросы, подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку, подобрать фотоматериалы оформить фотовыставку.
1. Географ
•Откуда произошло название озера Байкал?
•Когда впервые был изображен Байкал на карте?
•Какова средняя и максимальная глубина Байкала?
•На какой высоте над уровнем океана расположено современное дно Байкала?
•Где проходит береговая линия (черта) Байкала?
•Сколько притоков у Байкала?
2. Геолог
•Кто впервые высказал предположение о тектоническом происхождении Байкала?
•Есть ли проявления глобальной тектоники на Байкале на современном этапе?
3. Геоморфолог
•Каковы основные формы байкальского дна?
•Что свидетельствует об особенностях формирования озерной котловины?
•Почему многие берега на Байкале отвесны?
•Какие внешние факторы оказывают особое воздействие на разрушение берегов озера?
•Как воздействуют на внешний облик берегов озера волны?
•Каковы особенности дна Байкал?
4. Геохимик
•Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
•Каким образом кислород попадает в толщу воды?
•Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
5. Гидрометеоролог
•Каковы особенности климата Байкала
•Какие ветры оказывают влияние на климат Байкала?
•Чем вызвано изменение уровня воды в озере?
•Каковы особенности температурного режима воды в Байкале?
•Каковы особенности ледового режима озера?
6. Гидрофизик
•Как измеряется прозрачность воды?
•Как измеряется плотность воды?
•Какое влияние на Байкал оказывает солнечная радиация?
7. Гидробиолог
•Зоогеографическая оценка фауны Байкала.
•Чем характеризуются организмы, населяющие Байкал?
•Времена года в толще вод Байкала.
•Мир рыб Байкала.
8. Литератор
•Подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку.
9. Фоторепортер
•Оформить фотовыставку, отражающую неповторимость Байкала.
10. Журналисты, корреспонденты (их роль выполняют все ученики класса, независимо от того имеют ли они другую роль).
Примечание: если в классе много учеников, то на одну роль назначается 2 и более человека.
2. Основной этап.
Конференция участников лимнологической экспедиции.
Уважаемые представители средств массовой информации!
Сегодняшняя пресс-конференция посвящена подведению итогов заочной экспедиции, проведенной секцией лимнологии школьной академии наук, с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкала.
Лимнология (синоним озероведение) – это комплексная наука об озерах и водохранилищах. Она изучает взаимодействие протекающих в них физических, химических и биологических процессов, а также историю и эволюцию как самих водоемов, так животного и растительного мира. Лимнология – это наука, использующая для решения своих задач методы смежных наук – гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, гидрофизики, геологии, климатологии, биологии и т.д.
Задачи лимнологии как науки сформулированы еще в 1936 году Г.Ю. Верещагиным:
Изучение природы озера как единого целого для установления протекающих в них количественных закономерностей процессов и явлений и их взаимной связи с окружающей средой для более полного освоения озерных фондов в различных отраслях хозяйства.
Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века.
Сегодня результаты исследований на Байкале представляют: географ, геолог, геоморфолог, геохимик, гидрометеоролог, гидрофизик, гидробиолог.
Пресс-служба школьной академии наук подготовила вашему вниманию краткую информационную справку по результатам нашей экспедиции, которую вы можете дополнить другими сведениями, полученными в ходе конференции.
Примечание: ученикам класса раздаются справочные листы, содержащие краткую информацию о профессиональных задачах задействованных ученных, о Байкале, комментарий к названию озера, описание озера исследователями, стихи, посвященные Байкалу, а также перечни слов, обозначающих названия географических объектов, представителей флоры и фауны Байкала, имена исследователей Байкала.
Задача ученика – внимательно слушать выступления ученных, составить комментарий к своему списку слов (что обозначают эти слова?), а дома оформить свой репортаж в виде кроссворда.
Количество слов и их сложность зависит от уровня подготовки класса. Как вариант могут быть предложены слова:
1.Провал, селенга, ольхон, терасса, баргузин, култук, эндемик, эпишура, нерпа, омуль.
2.Мухомор, Ангара, ижимей, желоб, верховик, шелонник, фауна, голомянка, неоэндемик, сарма.
Перед выступлением участников экспедиции с целью эмоционального настроя на работу демонстрируется собранная коллекция фотоматериалов и читаются стихи, посвященные Байкалу.
Байкал
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной,
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(М.Сергеев.)
Время для выступления ограничивается 3 минутами. Если выступающих много, то время выступления сокращается.
3. Заключительный этап.
(Самостоятельная творческая работа дома.)
•«Расшифровать» полученные слова.
•Составить кроссворд и вопросы к нему.
•Подобрать иллюстративный материал к кроссворду – стихи, фотографии, отрывки из литературных произведений, картины, рисунки, материал из народного творчества.
4. Оценка работы.
Ученик получает две оценки: одна за подготовительную работу и работу на уроке, другая – за домашнюю работу.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»