Занятие «Путешествие на Островок Дружбы. Район Кота»
Краткое описание
1
Описание
Программа «Островок Дружбы» рассматривает разные стратегии поведения в процессе общения (путешественники попадают на необыкновенный остров, его жители – звери и птицы – принимают гостей по-разному, в соответствии с особенностями своего характера, поведения, обычаями и традициями…). Цели программы: формирование навыков общения и взаимодействия; обучение детей выбору и использованию эффективных стратегий поведения в процессе общения; обеспечение благоприятного психологического климата в детском саду. Программа «Островок Дружбы» реализуется с использованием Портфолио «Я учусь общаться», в основе которого методика развития коммуникативных навыков, предложенная педагогами Левенского университета (Бельгия) в рамках Российско-Фламандского проекта и адаптированная сотрудниками Центра психолого-педагогического сопровождения Гимназии № 56 г. Санкт-Петербург.
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы Дошкольного отделения гимназии (5,5 – 7 лет).
Цель: познакомить детей с новой стратегией поведения на примере нового персонажа – жителя Островка Дружбы – Кота.
Задачи:
1. Актуализировать полученные ранее знания об особенностях жителей островка (районы Льва, Бобра, Енота и Павлина).
2. Научить различать разные стратегии социального поведения.
3. Анализировать разные ситуации социального взаимодействия.
4. Учиться отдыхать, расслабляться (релаксация).
5. Закреплять знание правил вежливости (просьба о чем-либо в вежливой форме, умение благодарить).
План проведения представлен в буклете (см. Приложение Буклет).
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку (трек 1), взявшись за руки (на них повязаны галстуки мореплавателей-путешественников, на педагогах – береты моряков). Педагог-воспитатель подводит детей к подушечкам, лежащим в центре зала (подушки разложены в форме круга, внутри которого стоит макет корабля), дети встают вокруг них. Музыка умолкает.
Педагог-психолог:
— Здравствуйте, ребята! Нам сегодня снова предстоит путешествие на Островок Дружбы!
· Вспомним правила вежливости (проектор показывает слайд 1 с условными обозначениями правил, дети называют правила) –
1) внимательно слушай говорящего, не перебивай; 2) если хочешь что-то сказать или сделать, подними руку.
· Вспомним жителей Острова, в гостях у которых уже побывали. Поиграем в нашу любимую игру «Море волнуется раз!» (педагог указывает на слайд 2 «Карта Острова» и поочерёдно просит изобразить уже знакомых животных с «Островка Дружбы»).
· Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем Островка Дружбы, его особенностями и привычками. Узнаем, как с ним лучше общаться, чтобы подружиться.
— А теперь отправляемся в путешествие на корабле! (проектор показывает слайд 3 «Корабль», звучит трек 2 – музыка, изображающая шум моря, педагог-воспитатель берёт макет корабля из центра круга и изображает, как корабль плывёт по волнам, приглушается освещение, дети с педагогом-психологом идут по кругу, взявшись за руки и изображают движения волн. Воспитатель ставит макет корабля рядом с игрушкой-Львом, лежащим у стены, на которую проецируются слайды).
— И вот мы с вами снова на Островке Дружбы (музыка умолкает)… Садитесь поудобнее. Вы готовы к новой встрече? Тогда слушайте и смотрите!!! (слайд 4 «Цветы и бабочки», воспитатель читает текст из Портфолио «Я учусь общаться», разработанного по программе «Островок Дружбы»:
«…Район, в котором мы вскоре оказались, был уютным и красивым: везде цвели цветы и пели птицы. Но навстречу нам никто не вышел. Мы прошли к дому хозяина (слайд 5 «Домик»)… На доме Кота надпись:
Кот погладил свой животик.
Он наелся и лежит.
Тем, кто дал ему сметанки,
Он спасибо говорит.
…Вскоре мы увидели его – спящего в гамаке (слайд 6 «Котёнок в гамаке»). Лев подал нам знак не шуметь, и мы на цыпочках подошли к мирно посапывающему на солнышке коту. Услышав наше приближенье, он приоткрыл один глаз и погладил мягкой лапкой свой животик».
Педагог-психолог подходит к детям с мягкой игрушкой – Котом, предлагая его погладить, и говорит за кота, подражая кошачьему мурлыканью:
— Как рано вы проснулись! Разве не хочется с утра поваляться в уютной постельке? Вот я (слайд 7 «Кот ест блины») поел сметанки, попил молочка, которое с утра принёс мне мой друг Бобёр …какой молодец, СПАСИБО ему!.. А теперь я отдыхаю… (слайд 8 «Кот на диване») Что может быть лучше отдыха? И вы отдохните здесь на подушках… если вам разрешат (указывает на воспитателя). ПОПРОСИТЕ ВЕЖЛИВО…
Педагог-воспитатель:
— Наш командир Лев (указывает на игрушку Льва у демонстрационной стены) позволил нам немного отдохнуть.
— Располагайтесь поудобнее, ложитесь, вытягивайте руки, ноги, закрывайте глаза (гаснет свет, включается трек 3 (спокойная музыка с пением птиц), педагоги подходят к детям, помогают им устроиться поудобнее на подушках, поглаживают).Тело растекается, как сметанка на блюдце… Мышцы расслаблены… Пение птиц и музыка нас мягко убаюкивают… Глаза закрыты… Представьте, что вы нежитесь на мягкой перине, или покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко укутывает ваше тело. Спокойно. Тепло. Уютно. (педагог тихим размеренным голосом продолжает произносить текст)
— И вот мы попадаем в раскачивающийся гамак, к нам приходят пушистые теплые котята, укладываются вокруг нас кружочком. Тыкаются носиком. Пушистые, мягкие. Мурлыкают, урчат. Мур-мур-мур. Мур-мур-мур. Мур-мур-мур…
— Мы немного отдохнули… (Музыка умолкает) Откройте глазки. Пошевелите ножками. (Постепенно включается свет) Пошевелите ручками. (слайд 9 «Кот в тележке») Потянулись. Медленно поднимаемся. Садитесь. (Педагоги присаживаются с детьми в круг).
Педагог-психолог:
— Понравилось вам отдыхать? Что вы чувствовали? (Дети отвечают, поднимая руки).
— Кот научил нас отдыхать, расслабляться. Давайте поблагодарим его за это!!! (Дети говорят СПАСИБО Коту) И скажем СПАСИБО Льву за то, что он познакомил нас (дети говорят СПАСИБО Льву).
Педагог-психолог от имени Кота обращается к детям:
— Погладьте меня ещё, ПОЖЖЖАЛУЙСТА, мне это так приятно!!! (желающие дети гладят игрушку-Кота). СПАСИБО вам большое!
— Очень рад был познакомиться, поэтому оставляю вам СЮРПРИЗ-подарок (педагог показывает подарок-коробку и ставит на видное место у игрушки Льва). Откроете его с разрешения Льва, если хорошо потрудитесь…. А я пойду ещё полакаю молллокаааа…. Муррр – до свидания! (Слайд 10 «Приятного отдыха». Дети говорят «ДО СВИДАНИЯ!»)
Педагог-психолог:
— Какие правила вежливости напомнил нам Кот? (Дети отвечают, подняв руку, появляется слайд 11 с правилами вежливости) 1) вежливо попроси, не забывай говорить «пожалуйста»; 2) поблагодари за помощь, услугу, не забудь сказать «спасибо».
— А теперь снова садимся на корабль и отправляемся обратно – в детский сад. Встаём, берёмся за руки… (включается трек 2 музыка, изображающая шум моря, появляется слайд «Корабль», педагог-психолог идёт с детьми по кругу, руками изображая движения волн, воспитатель, снова взяв макет корабля, показывает, как корабль плывёт по морю, и ставит его в центр круга). Проходим и садимся за столы (дети небольшими группами рассаживаются за столы).
Педагог-психолог (поочерёдно задаёт вопросы):
— Кто может рассказать, какой он, наш новый знакомый – Кот? Что он любит делать? Как с ним лучше общаться, чтобы установить и сохранить дружеские отношения? А если он начинает капризничать, если не получает того, что хочет, и «выпускает коготки»? Когда каждому из нас хорошо побыть «Котом»? (Дети размышляют, отвечают, поднимая руку, при необходимости педагог-психолог помогает сформулировать ответы. Педагоги раздают Портфолио «Я учусь общаться» с закладками на нужной странице).
— А сейчас давайте посмотрим на этот домик Кота(воспитатель показывает иллюстрацию в портфолио). Мы можем добавить таких красок, какие нам больше нравятся, а можем даже дорисовать то, чего здесь не видно или не хватает. Может быть блюдце со сметанкой или рыбку, или колбаску… Или гамак, в котором так любит понежиться наш Котик. Или самого хозяина дома. Возьмите, пожалуйста, карандаши и дорисуйте то, что вам хочется, чтобы дом Кота стал ещё уютнее. ДЕЛИТЕСЬ карандашами со своими друзьями и ВЕЖЛИВО спрашивайте, если вам что-то нужно. Если за столом У ВСЕХ рисунки будут готовы, покажите ДРУЖНО, что за вашим столом все закончили работу. (Включается музыка – трек 1, дети дорисовывают, раскрашивают, когда завершают, берутся за руки и поднимают «дружные ручки» вверх)
— Теперь поднимите свои Портфолио и покажите всем нам, что у вас получилось (музыка умолкает, педагог комментирует разные работы, хвалит детей и собирает портфолио).
— Вы помните, что Кот оставил нам сюрприз? Мы хорошо потрудились и заслужили подарок… Сядьте аккуратно на подушечки. (Педагог берёт коробку, достаёт сувениры – кусочки пушистого меха – и раздаёт детям). Этих «пушистиков» Кот оставил нам на память о себе – погладьте их – теперь они всегда будут напоминать нам о Котике, о настроении, которое он нам подарил, о том, какой он пушистый, как он любит получать удовольствие, отдыхать, любит, чтобы его погладили, как это приятно и всем нам…
— Что вам понравилось большевсего? Что запомнилось? (Обсуждение).
— Я хочу ПОБЛАГОДАРИТЬ вас. С вами было очень интересно, СПАСИБО вам большое! И не забуду на прощанье сказать вам ДО СВИДАНИЯ! (Дети прощаются, воспитатель уводит их в группу).
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы Дошкольного отделения гимназии (5,5 – 7 лет).
Цель: познакомить детей с новой стратегией поведения на примере нового персонажа – жителя Островка Дружбы – Кота.
Задачи:
1. Актуализировать полученные ранее знания об особенностях жителей островка (районы Льва, Бобра, Енота и Павлина).
2. Научить различать разные стратегии социального поведения.
3. Анализировать разные ситуации социального взаимодействия.
4. Учиться отдыхать, расслабляться (релаксация).
5. Закреплять знание правил вежливости (просьба о чем-либо в вежливой форме, умение благодарить).
План проведения представлен в буклете (см. Приложение Буклет).
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку (трек 1), взявшись за руки (на них повязаны галстуки мореплавателей-путешественников, на педагогах – береты моряков). Педагог-воспитатель подводит детей к подушечкам, лежащим в центре зала (подушки разложены в форме круга, внутри которого стоит макет корабля), дети встают вокруг них. Музыка умолкает.
Педагог-психолог:
— Здравствуйте, ребята! Нам сегодня снова предстоит путешествие на Островок Дружбы!
· Вспомним правила вежливости (проектор показывает слайд 1 с условными обозначениями правил, дети называют правила) –
1) внимательно слушай говорящего, не перебивай; 2) если хочешь что-то сказать или сделать, подними руку.
· Вспомним жителей Острова, в гостях у которых уже побывали. Поиграем в нашу любимую игру «Море волнуется раз!» (педагог указывает на слайд 2 «Карта Острова» и поочерёдно просит изобразить уже знакомых животных с «Островка Дружбы»).
· Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем Островка Дружбы, его особенностями и привычками. Узнаем, как с ним лучше общаться, чтобы подружиться.
— А теперь отправляемся в путешествие на корабле! (проектор показывает слайд 3 «Корабль», звучит трек 2 – музыка, изображающая шум моря, педагог-воспитатель берёт макет корабля из центра круга и изображает, как корабль плывёт по волнам, приглушается освещение, дети с педагогом-психологом идут по кругу, взявшись за руки и изображают движения волн. Воспитатель ставит макет корабля рядом с игрушкой-Львом, лежащим у стены, на которую проецируются слайды).
— И вот мы с вами снова на Островке Дружбы (музыка умолкает)… Садитесь поудобнее. Вы готовы к новой встрече? Тогда слушайте и смотрите!!! (слайд 4 «Цветы и бабочки», воспитатель читает текст из Портфолио «Я учусь общаться», разработанного по программе «Островок Дружбы»:
«…Район, в котором мы вскоре оказались, был уютным и красивым: везде цвели цветы и пели птицы. Но навстречу нам никто не вышел. Мы прошли к дому хозяина (слайд 5 «Домик»)… На доме Кота надпись:
Кот погладил свой животик.
Он наелся и лежит.
Тем, кто дал ему сметанки,
Он спасибо говорит.
…Вскоре мы увидели его – спящего в гамаке (слайд 6 «Котёнок в гамаке»). Лев подал нам знак не шуметь, и мы на цыпочках подошли к мирно посапывающему на солнышке коту. Услышав наше приближенье, он приоткрыл один глаз и погладил мягкой лапкой свой животик».
Педагог-психолог подходит к детям с мягкой игрушкой – Котом, предлагая его погладить, и говорит за кота, подражая кошачьему мурлыканью:
— Как рано вы проснулись! Разве не хочется с утра поваляться в уютной постельке? Вот я (слайд 7 «Кот ест блины») поел сметанки, попил молочка, которое с утра принёс мне мой друг Бобёр …какой молодец, СПАСИБО ему!.. А теперь я отдыхаю… (слайд 8 «Кот на диване») Что может быть лучше отдыха? И вы отдохните здесь на подушках… если вам разрешат (указывает на воспитателя). ПОПРОСИТЕ ВЕЖЛИВО…
Педагог-воспитатель:
— Наш командир Лев (указывает на игрушку Льва у демонстрационной стены) позволил нам немного отдохнуть.
— Располагайтесь поудобнее, ложитесь, вытягивайте руки, ноги, закрывайте глаза (гаснет свет, включается трек 3 (спокойная музыка с пением птиц), педагоги подходят к детям, помогают им устроиться поудобнее на подушках, поглаживают).Тело растекается, как сметанка на блюдце… Мышцы расслаблены… Пение птиц и музыка нас мягко убаюкивают… Глаза закрыты… Представьте, что вы нежитесь на мягкой перине, или покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко укутывает ваше тело. Спокойно. Тепло. Уютно. (педагог тихим размеренным голосом продолжает произносить текст)
— И вот мы попадаем в раскачивающийся гамак, к нам приходят пушистые теплые котята, укладываются вокруг нас кружочком. Тыкаются носиком. Пушистые, мягкие. Мурлыкают, урчат. Мур-мур-мур. Мур-мур-мур. Мур-мур-мур…
— Мы немного отдохнули… (Музыка умолкает) Откройте глазки. Пошевелите ножками. (Постепенно включается свет) Пошевелите ручками. (слайд 9 «Кот в тележке») Потянулись. Медленно поднимаемся. Садитесь. (Педагоги присаживаются с детьми в круг).
Педагог-психолог:
— Понравилось вам отдыхать? Что вы чувствовали? (Дети отвечают, поднимая руки).
— Кот научил нас отдыхать, расслабляться. Давайте поблагодарим его за это!!! (Дети говорят СПАСИБО Коту) И скажем СПАСИБО Льву за то, что он познакомил нас (дети говорят СПАСИБО Льву).
Педагог-психолог от имени Кота обращается к детям:
— Погладьте меня ещё, ПОЖЖЖАЛУЙСТА, мне это так приятно!!! (желающие дети гладят игрушку-Кота). СПАСИБО вам большое!
— Очень рад был познакомиться, поэтому оставляю вам СЮРПРИЗ-подарок (педагог показывает подарок-коробку и ставит на видное место у игрушки Льва). Откроете его с разрешения Льва, если хорошо потрудитесь…. А я пойду ещё полакаю молллокаааа…. Муррр – до свидания! (Слайд 10 «Приятного отдыха». Дети говорят «ДО СВИДАНИЯ!»)
Педагог-психолог:
— Какие правила вежливости напомнил нам Кот? (Дети отвечают, подняв руку, появляется слайд 11 с правилами вежливости) 1) вежливо попроси, не забывай говорить «пожалуйста»; 2) поблагодари за помощь, услугу, не забудь сказать «спасибо».
— А теперь снова садимся на корабль и отправляемся обратно – в детский сад. Встаём, берёмся за руки… (включается трек 2 музыка, изображающая шум моря, появляется слайд «Корабль», педагог-психолог идёт с детьми по кругу, руками изображая движения волн, воспитатель, снова взяв макет корабля, показывает, как корабль плывёт по морю, и ставит его в центр круга). Проходим и садимся за столы (дети небольшими группами рассаживаются за столы).
Педагог-психолог (поочерёдно задаёт вопросы):
— Кто может рассказать, какой он, наш новый знакомый – Кот? Что он любит делать? Как с ним лучше общаться, чтобы установить и сохранить дружеские отношения? А если он начинает капризничать, если не получает того, что хочет, и «выпускает коготки»? Когда каждому из нас хорошо побыть «Котом»? (Дети размышляют, отвечают, поднимая руку, при необходимости педагог-психолог помогает сформулировать ответы. Педагоги раздают Портфолио «Я учусь общаться» с закладками на нужной странице).
— А сейчас давайте посмотрим на этот домик Кота(воспитатель показывает иллюстрацию в портфолио). Мы можем добавить таких красок, какие нам больше нравятся, а можем даже дорисовать то, чего здесь не видно или не хватает. Может быть блюдце со сметанкой или рыбку, или колбаску… Или гамак, в котором так любит понежиться наш Котик. Или самого хозяина дома. Возьмите, пожалуйста, карандаши и дорисуйте то, что вам хочется, чтобы дом Кота стал ещё уютнее. ДЕЛИТЕСЬ карандашами со своими друзьями и ВЕЖЛИВО спрашивайте, если вам что-то нужно. Если за столом У ВСЕХ рисунки будут готовы, покажите ДРУЖНО, что за вашим столом все закончили работу. (Включается музыка – трек 1, дети дорисовывают, раскрашивают, когда завершают, берутся за руки и поднимают «дружные ручки» вверх)
— Теперь поднимите свои Портфолио и покажите всем нам, что у вас получилось (музыка умолкает, педагог комментирует разные работы, хвалит детей и собирает портфолио).
— Вы помните, что Кот оставил нам сюрприз? Мы хорошо потрудились и заслужили подарок… Сядьте аккуратно на подушечки. (Педагог берёт коробку, достаёт сувениры – кусочки пушистого меха – и раздаёт детям). Этих «пушистиков» Кот оставил нам на память о себе – погладьте их – теперь они всегда будут напоминать нам о Котике, о настроении, которое он нам подарил, о том, какой он пушистый, как он любит получать удовольствие, отдыхать, любит, чтобы его погладили, как это приятно и всем нам…
— Что вам понравилось большевсего? Что запомнилось? (Обсуждение).
— Я хочу ПОБЛАГОДАРИТЬ вас. С вами было очень интересно, СПАСИБО вам большое! И не забуду на прощанье сказать вам ДО СВИДАНИЯ! (Дети прощаются, воспитатель уводит их в группу).
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
27 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»