В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Как учили в старину

Как учили в старину

Светлана Щеблыкина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: 1234 голосов:4просмотров: 18420 комментариев: 7
Краткое описание
Цели:
1.    Знакомство учащихся с историей своего Отечества.
2.    Формирование мотивации к учению.
3.    Воспитание любви к своей Родине.
Описание
МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Д.А.Жукова»
Как учились дети в старину
Внеклассное мероприятие
Щеблыкина Светлана Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ»Петропавловская СОШ»
С.Петропавловское
2012 г.
Цели:
1. Знакомство учащихся с историей своего Отечества.
2. Формирование мотивации к учению.
3. Воспитание любви к своей Родине.
Ход мероприятия
      Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.
Учитель:
       Объясните смысл данной пословицы.
(слайд 2)
( Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?
Ответы учащихся:
Когда появилась первая школа?
– Как учились наши сверстники?
— Какие были у них учебники?
– Какие предметы преподавались?
– Как долго продолжались уроки?
– Кто был учителем?
Учитель:
  Итак, определите тему нашего занятия.
Учащиеся:
    Как учились школьники в старину
Учитель:
    Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей  совершить путешествие в далекое прошлое
Учитель:
  В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.
   Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.(Иван Купала «Молодость»)
   И ребятишек не видно на улице…
   Ах, да! Ведь они учатся!  В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение  в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.
     В этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!


(слайд3)

Ученик :
Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:
Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:
   Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.
После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.
А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.
    На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву:«Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»
Учитель:
   Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”

(слайд4,5)
— Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?
— Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.
— Что особенного в этом классе?
— Что делают ученики? Сколько их?
— Можно ли сказать, как они относятся к учению?
— Чем эта школа отличается от современной?
Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет ученица нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.
Ученик: чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.
И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Н.Кончаловская.
Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Физминутка.

Под русскую народную песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.
Рассказ об истории письменности.
Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажет следующий ученик. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме.)
Ученик: сообщение “На чём и как писали?”
Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.
Дополнение учителя к докладу ребенка:
В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.
Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.
История возникновения алфавита.
Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит?
Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. (Одновременно с докладом учащегося учитель показывает иллюстрацию Кирилла и Мефодия из дополнительной литературы Е.В.Саплиной “Введение в историю”. 3 класс).
Учитель:
   Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.
(слайд6)
мыслете аз мыслете аз  (мама)
добро он мыслете  (дом)
ша коко он люди аз  (школа)


В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.
Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.
За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано:
“Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.
Я перевела для вас на наш современный язык:
“Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.
Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.
Кто выучил уроки, тот уходил домой, а нам тоже пора возвращаться из путешествия.
Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.
Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать,  это ваша профессия.
Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.
Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы,  ваши учителя и родители,  поможем вам в этом.
Рефлексия
— Ребята, оцените свою работу на уроке, закрасив того Пушистика, на которого было похоже ваше настроение на уроке.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
SheblekenaSA.7z Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
10.04.2012 09:46
Интересен ход построения мероприятия. Метод погружения в атмосферу  былых веков, использование картин русских художников (Б.Кустодиева), стихотворения Н. Кончаловской, позволяет детям ощутить свою принадлежности к истории России, осознать преемственность духовных ценностей для поколений.
Существенным недостатком мероприятия для начальной школы является перенасыщенность информацией и долгими по времени выступлениями учителя. Если бы этот материал переложить в театрализованные формы, мероприятие могло получить более высокий балл.
Сергей Колодин
11.04.2012 21:38
В разработке отсутствует список использованной литературы и источников сети Интернет, имеются пунктуационные ошибки. В презентации нарушены принципы форматирования текста.

DiKaRoChKa
10.03.2013 02:55
Фото лечебных трав  от многих болезней
Интeллигeнт
10.03.2013 04:47
Главное, со смыслом.  Сайт про все и обо всем!
ПOTЯ
10.03.2013 05:02
Главное, со смыслом.  Сайт про все и обо всем!
Nacnoy_Snayper
10.03.2013 05:28
 
Любитeль_кeкcoв
10.03.2013 06:03
здоровье дома,  медицина
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос