Урок русского языка и информатики в 11 классе
Урок информатики и ИКТ по теме «Инструментальны средства создания Web - страниц» является восьмым уроком темы «Коммуникационные технологии».
Тема урока информатики и ИКТ: «Инструментальные средства создания Web— страниц»
Форма урока:интегрированный урок
Тип урока:закрепление знаний, умений и навыков
Цель:
· Образовательная (русский язык): закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом «литература», «живопись». Повторить пунктуационные правила, связанные с обособленными членами предложения, однородными членами предложения и сложными предложениями.
· Образовательная (информатика): освоение технологий проектирование с опорой на виды информационной деятельности.
· Развивающая (русский язык): развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по сложному предложению.
· Развивающая (информатика): развитие логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
· Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, стремление к рефлексии и самоконтролю.
Методы:
· По характеру познавательной деятельности: репродуктивный
· По степени активности учащихся: творческий, конструктивные
· По источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
· Стимулирование и мотивация: познавательные, социальные, эмоциональные;
· Мыслительной деятельности: аналитический, индуктивный, дедуктивный, сравнение, классификация, систематизация
· Контроля и самоконтроля: устный, программированный контроль
· По организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Техническое оснащение урока: компьютеры (12 шт.,) интерактивная доска, проектор, колонки, электронные тесты (1С: Русский язык), схема-карта, инструкция к проектному заданию, проектное задание, программное обеспечение (ОС Windows XP, PowerPoint, NVU).
Ход урока
Слово учителя. (Слайд №1: тема урока)
Сегодня у нас будет интегрированный урок – практикум по теме русского языка «Повторение. Синтаксис и пунктуация», на котором вы будете упражняться ставить знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения.
Тема второй части будет касаться предмета информатика, на котором мы вспомнить и закрепим опнятие «Инструментальные средства создания Web— страниц». В течение всего урока с помощью программы NVUи ресурсов сети Интернет, покажете умения работать в программе по созданию веб-страниц и нахождению различной информации. На этом уроке вы получите оценки по двум предметам по русскому языку и информатике.
Девиз нашего урока: «Опыт – дитя мысли, мысль — дитя действия»
Минута интеллектуальной разрядки: «рисуем цифру «два».
Поставьте точку в любой части листа.
Отступите на 1 см вправо
Отступите на 1 см вниз
Отступите на 1 см влево
Отступите на 1 см вниз
Отступите на 1 вправо
Что получилось? (цифра «два»)
— Вопрос: как вы можете связать цифру два со временами года?
Слайд: Весна. Весенняя картинка. (Поют птицы, журчат ручьи)
Учитель: Весна. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите в своих картах, какой вы представляете весну. (Учащиеся работают самостоятельно в своих схемах – картах, параллельно слушая звуки весны и рассматривая репродукции картин и фотографии) Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову «Весна» (учащиеся зачитывают)
Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к весеннему пейзажу. Давайте выразительно прочитаем, как описывает это время года Куприн? (текст из плана — карты) (Слайд №3)
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда – неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями осыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
Куприн А.И. «Олеся»
Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Весна наступила в этом году ранняя. Побежали по деревенским улицам ручейки; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
Вопросы
· Какой из данных текстов богаче?
· В каком тексте весна представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
· Что «потерял » второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
· За счет чего это происходит?(во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
На слайде текст Куприна
Найдите причастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
Наверное, вы догадались, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.
Слово учителя. Обособленных членов предложения очень много, они делятся на группы, Но сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сообщения. Какие второстепенные члены предложения могут быть обособленными?
Вопрос: Чем могут быть выражены обособленные определения? (одиночным причастием, причастным оборотом, приложением, одиночным прилагательным или рядом однородных прилагательных и несогласованным определением)
Давайте же вспомним, опираясь на схемы о случаях обособления определений. (Слайд схема обособления определений и приложений)
Компьютерный практикум
Гимнастика для глаз.
Схемы деепричастных оборотов
Слово учителя. Многие поэты 19 и 20 века обращались к пейзажной лирики в частности к описанию весеннего пробуждения природы. Обратимся к стихотворению поэта 19 века Евгения Абрамовича Баратынского.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосвод!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!
(Выразительное чтение учителем или учеником стихотворения, которое размещено у учащихся в планах – картах) (Слайд №6)
Слово учителя.Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Один из учащихся работает у доски, остальные в планах – картах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому. Далее сопоставляют свою характеристику с характеристикой на слайде.
(простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, с обособленным обстоятельством)
Слово учителя. (Слайд №?)
Вопрос: С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? (Радость ликования, восторг, состояние приподнятости, душевного подъема, обилие восклицательных интонаций)
Вопрос: Какие краски, звуки, запахи мы ощущаем? (краски: ясен небосклон, лазурию, слепит к солнечным лучам, солнце, блестят ярко в вышине; звуки: шумят, взревев, шумен, поет, журчит; запахи: воздух чист, лист душист).
Какие образы создаются в стихотворение при помощи звукописи?
(аллитерации на «л»
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Создает плавную легкую картину весеннего дня.
Аллитерация на «Р»
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
(Рисует шумную картину ледохода, половодья)
Вопрос: Найдите в тексте художественные тропы?
Эпитеты: лазурию живой, о торжествующем хребте, незримый жавронок – передают мощь и величие весны, восхищение переменами в природе.
Олицетворение: летают облака, взревев река несет, она — «душа» журчит, летает;
Метафоры: на крыльях ветерка, река несет на хребте;
Гиперболы: слепит очи, ласкаясь к солнечным лучам, под солнце самое взвился жаврнок – изображает весну живым и сильным существом, которому ни в чем нет преграды.)
Вопрос: Каково пространство стихотворения? (слова и выражения, обозначающие высоту: воздух, небосклон, высоко, крылья, латают, на хребте, под солнце взвился – помогают читателю ощутить бескрайность широту и могущество весны, необъятность весеннего дня свет, которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца).
Вопрос: Какой смысл придает стихотворению последняя строфа? (обновление и возрождение природы весны вызывает у лирического я стремление слиться с весенним днем, растворится в нем. Именно поэтому весной душа человека подобно ручью радостно журчит и латает в небе как птица)
Слово учителя.Давайте обратимся к стихотворению нашего земляка Владимира Васильевича Иванова, автора книг стихов и прозы изданного в Москве и Кемерово.
Была земля (голым) гола(1)
От зимних дней мерзлым – мерзла(2)
Но от…грелась(3) ожила
И(4) розовея(5)
Г…рит соцветие кипрея(6)
На тонкой ножке(7) ветру (в)след
Головки клонит горицвет.
Тысяч… листник(8) зверобой
И мягкий спорыш? под ногой…
Поляна летом вся пропахла!
Который раз(9) который год(10)
Природа во…тает из праха(11)
Сама себя во…оздает!
Учитель русского языка:
Вопрос:В чем видите разницу лирического восприятия пробуждению природы в стихотворениях Баратынского и нашего современника В. Иванова. (во втором стихотворении больше предметных реалий: кипрей, горицвет, мягкий спорыш, создающих ассоциации с природой Сибири, с тех что знакомо нам с детства).
Выполнение заданий к тексту
Самопроверка
II часть урока
Учитель информатики:
Как много интересного и красивого было вами сказано в первой части урока. Но давайте вспомним девиз нашего занятия «Опыт — дитя мысли, мысль – дитя действия».
Так вот сейчас свои мысли вы будете трансформировать в действия и получить опыт. Для этого мы создадим проекты каждый свою web– страницу в программе NVU, которые будут отражать ваши представление о весне через её художественное восприятие. Надеемся, что вы внесете элемент собственного отношения к этому времени года.
Для начала давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вам было необходимо найти интернет–сайты содержащих информацию о русских живописцах, а также сайты русской поэзии.
(ответы обучающихся) (сайты художников Крымова, Саврасова, Коровина, сайт энциклопедия русской живописи, поэтический сайты Поэзия.ру, сайты биографии русских поэтов и писателей)
Продолжает: для поиска информации в Интернете необходимо использовать определенные поисковые системы. Какие поисковые системы вы знаете? И какие поисковые системы вы использовали для выполнения домашнего задания. (называют Rambler.ru, google.ru, yandex.ru, mail.ru и др.)
Продолжает: а теперь обратимся к нашей цели сегодняшнего урока. (цель отражается на слайде)
Цель: создать web-страницы, содержащий художественное восприятие о весне.
Задачи:
1) Собрать и систематизировать художественные материалы о весеннем времени года материал.
2) Создать web-страницы в программе NVU.
Учитель информатики: Давайте разделимся на две группы. (учащиеся делаться на группы) Хорошо. Пожалуйста, первая группа кто будет руководителем в вашей группе? (называют) Кто будет руководителем в первой группе? (руководители получают проектный лист и проектное задание). Ознакомьтесь в группе с проектным заданием. (учитель демонстрирует структуру веб-сайта и указывает требования).
Через минуту руководитель группу должен объявить какую страничку будет выполнять каждый участник группы и соответственно заполнить таблицу первого задания проектного листа. (объявление руководителей о распределение обязанностей).
Учитель информатики определяет основные моменты проектного задания (показ слайдов)
Ваш web— ресурс должен иметь следующую структуру:
Web— страницы должны содержать:
— (главная страница) Заголовок, отражающий содержание вашей странички (пример: «Весна! Весна! Прекрасней нет!»), и серию тематических гиперссылок, объединяющих 4 других страницы.
— Четыре художественных полотна известных русских пейзажистов (расположение картин зависит от вашей фантазии и умений). Обязательно указать автора полотна и год написания картины;
— Одно – два стихотворения о весне, в котором одним из выразительных средств образности являются обособленные члены предложения. Обязательно выделить обособленные члены предложения средствами гипертекстовой разметки. (жирный, курсив, подчеркнутый);
— Один – два отрывка из прозаического произведения, раскрывающих отношение автора к этому времени года.
— Пять пословиц и поговорок, загадок о весне.
Учитель информатики: приступаем к выполнению проекта.
Обучающиеся работают за компьютерами. Учитель консультирует, наблюдает за ходом выполнения работы.
(20 минут)
Разминка для глаз.
Учитель информатики: ребята закончили работать над проектом и теперь вам необходимо продемонстрировать его рассказать о нем (согласно заданиям в проектного листа).
Защита проекта. Руководитель группы и вся группа демонстрируют проект с комментариями к каждой странице.
Оценивание работы.
Заключение. (рефлексия)
Наш урок подходит к концу. Сегодня пришлось выполнить много заданий и стандартных и творческих. Вы сегодня закрепили очень важные понятия по русскому языку и информатике. Остается лишь узнать: понравился ли вам такой урок, смогли ли почерпнуть, что-то новое в нем и пусть ответом на этот вопрос станет ваше мнение, выраженное в цвете. (Зеленый – «Я умница! Урок отличный!», Желтый – «Неплохой урок, но надо еще поработать», Розовый «Плохой урок! Я ничего не понял!»)
Учитель: Все наступила весна! На нашей веточке распустились первые листочки!
Учитель зачитывает стихотворение:
Мирра Лоховицкая
ЧТО ТАКОЕ ВЕСНА?
О, виденья весны, вы со мной, вы со мной!
Расскажите вы мне, что зовется весной?
Что такое — весна? Что такое — весна?
Это трепет природы, восставшей от сна,
Это — говор и блеск возрождаемых струй,
Это — первой любви молодой поцелуй.
Что такое — весна? О весна! О весна!
Это чаша, что нектаром жизни полна
И потоки блаженства лиет и лиет.
Это — чистых мечтаний могучий полет.
Это — сладость дыханья жасминов и роз.
Это — нега смешенья улыбок и слез.
Это — вишни в цвету, это в золоте далью
Это юной души молодая печаль.
Проектное задание
Проблема: представление о весне через её художественное восприятие.
Цель: создать web-ресурс, содержащий художественное восприятие о весне.
Задачи:
-
Создать web-страницы в программе NVU. HTML – файлы сохранить в папку ВЕСЕННЕЕ_ЗАДАНИЕ;
Требования к проекту:
Web - страницы должны содержать:
-
(главная страница) Заголовок, отражающий содержание вашей странички (пример: «Весна! Весна! Прекрасней нет!»), и серию тематических гиперссылок, объединяющих 4 других страницы.
-
Четыре художественных полотна известных русских пейзажистов (расположение картин зависит от вашей фантазии и умений). Обязательно указать автора полотна и год написания картины;
-
Одно – два стихотворения о весне, в котором одним из выразительных средств образности являются обособленные члены предложения. Обязательно выделить обособленные члены предложения средствами гипертекстовой разметки. (жирный, курсив, подчеркнутый);
-
Один – два отрывка из прозаического произведения, раскрывающих отношение автора к этому времени года.
-
Пять пословиц и поговорок, загадок о весне.
Ваш web- ресурс должен иметь следующую структуру:
Инструкция к выполнению
-
Откройте программу NVU.
-
Создайте HTML – страницу и сохраните под именем INDEX.htm в папке на рабочем столе ВЕСЕННЕЕ_ЗАДАНИЕ.
-
Создайте таким же образом еще 4 HTML – страницы. Сохраните каждую из страниц в папке ВЕСЕННЕЕ_ЗАДАНИЕ под следующими именами:
-
Polotna.htm
-
Stih.htm
-
Proza.htm
-
Pogovor.htm
-
Наполните каждую из html – страниц содержимым согласно требованиям к проекту, используя рекомендованные ссылки на сайт (обратись к «Рекомендациям»).
-
Объедините страницы через следующие гиперссылки в файле INDEX.htm:
-
«Художественные полотна»
-
«Стихотворения о весне»
-
«Отрывок о весне»
-
«Поговорки, пословицы, загадки…»
-
Сохраните ваш ресурс (папку ВЕСЕННЕЕ_ЗАДАНИЕ в сетевой папке «Проектная работа»/ГРУППА1 или ГРУППА2 )
-
Заполните следующую таблицу, которая вам поможет защитить ваш проект:
-
Какой поисковой системой пользовались?
Адрес страницы, ресурса, откуда была взята информация
Укажите теги, которые вы использовали для создания html-страниц.
Рекомендации:
http://alexey-savrasov.ru/ - сайт о жизни и творчестве Алексея Саврасова
http://krimov.ru/files/krimov13.php - сайт о творчестве Н. П. Крымова
http://kkorovin.ru/ - сайт о творчестве К. Коровина
http://www.artsait.ru/index.htm - сайт русской живописи
http://www.poezia.ru/stihi.php - сайт Поэзия.ру литературно - поэтический журнал
http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1174/ - сайт газеты «Красный Сормович»
http://privetvse.narod.ru/poeziavesna.html - стихи о весне
http://www.obshelit.ru/works/6230/ - сайт Общелит.ру – современная литература.
http://www.kostyor.ru/poetry/poem18.html - творчество и биография русского поэта Ф. Тютчева
http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok96/site/vesnastih.htm# - стихи о весне
http://www.ya-lublyu.ru/content/view/5583/53/ - афоризмы о весне
http://www.aforismo.ru/authors/78/ - афоризмы о временах года
http://www.aphorism.ru/101.shtml - афоризмы о временах года
http://www.svatovo.ws/vesna_poslovicy.html - стихи, проза, пословицы, поговорки, приметы весны
http://www.chitalnya.ru/work.php?work=72515 – выдержки из произведений
Проектный лист
Задание №1
Название страницы |
Автор страницы |
Главная страница |
|
Весенние пейзажи |
|
Стихотворения о весне |
|
Проза о весне |
|
Поговорки, пословицы, загадки, приметы о весне |
|
Здание №2. Заполните следующую таблицу согласно вашему проекту:
Какой поисковой системой пользовались? |
Адрес страницы, ресурса, откуда была взята информация |
Укажите теги, которые вы использовали для создания html-страниц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Вставьте пропущенные слова:
Мы представляем проект web – ресурса «________________________________________». Для создания этого проекта мы использовали программу ___________, которая является инструментальным программным средством для создания ________________. Для поиска информации мы использовали поисковые системы: _______________________________________. Нами были выполнены все (не все) требования к проекту и мы создали ________ страниц(ы).
Нами были найдены полотна весеннего пейзажа следующих художников ____________________________________________________________________________________.
Данные картины отражают ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
На странице «Стихотворения о весне» представлены стихотворения авторов __________________
_____________________. Одним из выразительных средств образности являются обособленные члены предложения ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Данные выразительные средства мы выделили средствами гипертекстовой разметки _________________________________________. Особенностями нашего проекта является ____________________________________________________________________________________.
Недостатками проекта стоит отметить ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
Наш проект готов к использованию и может быть использован в работе, как учителем, так и учениками.
Урок русского языка и информатики в 11 классе
Тема урока русского языка: «Повторение. Синтаксис и пунктуация, Обособленные второстепенные члены предложения»
Тема урока информатики и ИКТ: «Инструментальные средства создания Web - страниц»
Елена Ивановна Алехина,
учитель русского языка и литературы,
Юлия Валерьевна Судакова,
учитель информатики и ИКТ
МОУ Верх-Падунская СОШ
Топкинский район
Форма урока: интегрированный урок
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков
Цель:
-
Образовательная (русский язык): закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "живопись". Повторить пунктуационные правила, связанные с обособленными членами предложения, однородными членами предложения и сложными предложениями.
-
Образовательная (информатика): освоение технологий проектирование с опорой на виды информационной деятельности.
-
Развивающая (русский язык): развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по сложному предложению.
-
Развивающая (информатика): развитие логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
-
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, стремление к рефлексии и самоконтролю.
Методы:
-
По характеру познавательной деятельности: репродуктивный
-
По степени активности учащихся: творческий, конструктивные
-
По источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
-
Стимулирование и мотивация: познавательные, социальные, эмоциональные;
-
Мыслительной деятельности: аналитический, индуктивный, дедуктивный, сравнение, классификация, систематизация
-
Контроля и самоконтроля: устный, программированный контроль
-
По организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Техническое оснащение урока: компьютеры (12 шт.,) интерактивная доска, проектор, колонки, электронные тесты (1С: Русский язык), схема-карта, инструкция к проектному заданию, проектное задание, программное обеспечение (ОС Windows XP, PowerPoint, NVU).
Ход урока
Слово учителя. (Слайд №1: тема урока)
Сегодня у нас будет интегрированный урок – практикум по теме русского языка «Повторение. Синтаксис и пунктуация», на котором вы будете упражняться ставить знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения.
Тема второй части будет касаться предмета информатика, на котором мы вспомнить и закрепим опнятие «Инструментальные средства создания Web - страниц». В течение всего урока с помощью программы NVU и ресурсов сети Интернет, покажете умения работать в программе по созданию веб-страниц и нахождению различной информации. На этом уроке вы получите оценки по двум предметам по русскому языку и информатике.
Девиз нашего урока: «Опыт – дитя мысли, мысль - дитя действия»
Минута интеллектуальной разрядки: «рисуем цифру «два».
Поставьте точку в любой части листа.
Отступите на 1 см вправо
Отступите на 1 см вниз
Отступите на 1 см влево
Отступите на 1 см вниз
Отступите на 1 вправо
Что получилось? (цифра «два»)
- Вопрос: как вы можете связать цифру два со временами года?
Слайд: Весна. Весенняя картинка. (Поют птицы, журчат ручьи)
Учитель: Весна. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите в своих картах, какой вы представляете весну. (Учащиеся работают самостоятельно в своих схемах – картах, параллельно слушая звуки весны и рассматривая репродукции картин и фотографии) Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову "Весна" (учащиеся зачитывают)
Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к весеннему пейзажу. Давайте выразительно прочитаем, как описывает это время года Куприн? (текст из плана - карты) (Слайд №3)
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда – неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями осыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
Куприн А.И. «Олеся»
Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Весна наступила в этом году ранняя. Побежали по деревенским улицам ручейки; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
Вопросы
-
Какой из данных текстов богаче?
-
В каком тексте весна представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
-
Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
-
За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
На слайде текст Куприна
Найдите причастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
Наверное, вы догадались, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.
Слово учителя. Обособленных членов предложения очень много, они делятся на группы, Но сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сообщения. Какие второстепенные члены предложения могут быть обособленными?
Вопрос: Чем могут быть выражены обособленные определения? (одиночным причастием, причастным оборотом, приложением, одиночным прилагательным или рядом однородных прилагательных и несогласованным определением)
Давайте же вспомним, опираясь на схемы о случаях обособления определений . (Слайд схема обособления определений и приложений)
Компьютерный практикум
Гимнастика для глаз.
Схемы деепричастных оборотов
Слово учителя. Многие поэты 19 и 20 века обращались к пейзажной лирики в частности к описанию весеннего пробуждения природы. Обратимся к стихотворению поэта 19 века Евгения Абрамовича Баратынского.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосвод!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!
(Выразительное чтение учителем или учеником стихотворения, которое размещено у учащихся в планах – картах) (Слайд №6)
Слово учителя. Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Один из учащихся работает у доски, остальные в планах – картах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому. Далее сопоставляют свою характеристику с характеристикой на слайде.
(простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, с обособленным обстоятельством)
Слово учителя. (Слайд №?)
Вопрос: С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? (Радость ликования, восторг, состояние приподнятости, душевного подъема, обилие восклицательных интонаций)
Вопрос: Какие краски, звуки, запахи мы ощущаем? (краски: ясен небосклон, лазурию, слепит к солнечным лучам, солнце, блестят ярко в вышине; звуки: шумят, взревев, шумен, поет, журчит; запахи: воздух чист, лист душист).
Какие образы создаются в стихотворение при помощи звукописи?
(аллитерации на «л»
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Создает плавную легкую картину весеннего дня.
Аллитерация на «Р»
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
(Рисует шумную картину ледохода, половодья)
Вопрос: Найдите в тексте художественные тропы?
Эпитеты: лазурию живой, о торжествующем хребте, незримый жавронок – передают мощь и величие весны, восхищение переменами в природе.
Олицетворение: летают облака, взревев река несет, она - «душа» журчит, летает;
Метафоры: на крыльях ветерка, река несет на хребте;
Гиперболы: слепит очи, ласкаясь к солнечным лучам, под солнце самое взвился жаврнок – изображает весну живым и сильным существом, которому ни в чем нет преграды.)
Вопрос: Каково пространство стихотворения? (слова и выражения, обозначающие высоту: воздух, небосклон, высоко, крылья, латают, на хребте, под солнце взвился – помогают читателю ощутить бескрайность широту и могущество весны, необъятность весеннего дня свет, которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца).
Вопрос: Какой смысл придает стихотворению последняя строфа? (обновление и возрождение природы весны вызывает у лирического я стремление слиться с весенним днем, растворится в нем. Именно поэтому весной душа человека подобно ручью радостно журчит и латает в небе как птица)
Слово учителя. Давайте обратимся к стихотворению нашего земляка Владимира Васильевича Иванова, автора книг стихов и прозы изданного в Москве и Кемерово.
Была земля (голым) гола(1)
От зимних дней мерзлым – мерзла(2)
Но от…грелась(3) ожила
И(4) розовея(5)
Г…рит соцветие кипрея(6)
На тонкой ножке(7) ветру (в)след
Головки клонит горицвет.
Тысяч..листник(8) зверобой
И мягкий спорыш? под ногой…
Поляна летом вся пропахла!
Который раз(9) который год(10)
Природа во…тает из праха(11)
Сама себя во…оздает!
Учитель русского языка:
Вопрос: В чем видите разницу лирического восприятия пробуждению природы в стихотворениях Баратынского и нашего современника В. Иванова. (во втором стихотворении больше предметных реалий: кипрей, горицвет, мягкий спорыш, создающих ассоциации с природой Сибири, с тех что знакомо нам с детства).
Выполнение заданий к тексту
Самопроверка
II часть урока
Учитель информатики:
Как много интересного и красивого было вами сказано в первой части урока. Но давайте вспомним девиз нашего занятия «Опыт - дитя мысли, мысль – дитя действия».
Так вот сейчас свои мысли вы будете трансформировать в действия и получить опыт. Для этого мы создадим проекты каждый свою web – страницу в программе NVU, которые будут отражать ваши представление о весне через её художественное восприятие. Надеемся, что вы внесете элемент собственного отношения к этому времени года.
Для начала давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вам было необходимо найти интернет–сайты содержащих информацию о русских живописцах, а также сайты русской поэзии.
(ответы обучающихся) (сайты художников Крымова, Саврасова, Коровина, сайт энциклопедия русской живописи, поэтический сайты Поэзия.ру, сайты биографии русских поэтов и писателей)
Продолжает: для поиска информации в Интернете необходимо использовать определенные поисковые системы. Какие поисковые системы вы знаете? И какие поисковые системы вы использовали для выполнения домашнего задания. (называют Rambler.ru, google.ru, yandex.ru, mail.ru и др.)
Продолжает: а теперь обратимся к нашей цели сегодняшнего урока. (цель отражается на слайде)
Цель: создать web-страницы, содержащий художественное восприятие о весне.
Задачи:
-
Собрать и систематизировать художественные материалы о весеннем времени года материал.
-
Создать web-страницы в программе NVU.
Учитель информатики: Давайте разделимся на две группы. (учащиеся делаться на группы) Хорошо. Пожалуйста, первая группа кто будет руководителем в вашей группе? (называют) Кто будет руководителем в первой группе? (руководители получают проектный лист и проектное задание). Ознакомьтесь в группе с проектным заданием. (учитель демонстрирует структуру веб-сайта и указывает требования).
Через минуту руководитель группу должен объявить какую страничку будет выполнять каждый участник группы и соответственно заполнить таблицу первого задания проектного листа. (объявление руководителей о распределение обязанностей).
Учитель информатики определяет основные моменты проектного задания (показ слайдов)
Ваш web- ресурс должен иметь следующую структуру:
Web - страницы должны содержать:
-
(главная страница) Заголовок, отражающий содержание вашей странички (пример: «Весна! Весна! Прекрасней нет!»), и серию тематических гиперссылок, объединяющих 4 других страницы.
-
Четыре художественных полотна известных русских пейзажистов (расположение картин зависит от вашей фантазии и умений). Обязательно указать автора полотна и год написания картины;
-
Одно – два стихотворения о весне, в котором одним из выразительных средств образности являются обособленные члены предложения. Обязательно выделить обособленные члены предложения средствами гипертекстовой разметки. (жирный, курсив, подчеркнутый);
-
Один – два отрывка из прозаического произведения, раскрывающих отношение автора к этому времени года.
-
Пять пословиц и поговорок, загадок о весне.
Учитель информатики: приступаем к выполнению проекта.
Обучающиеся работают за компьютерами. Учитель консультирует, наблюдает за ходом выполнения работы.
(20 минут)
Разминка для глаз.
Учитель информатики: ребята закончили работать над проектом и теперь вам необходимо продемонстрировать его рассказать о нем (согласно заданиям в проектного листа).
Защита проекта. Руководитель группы и вся группа демонстрируют проект с комментариями к каждой странице.
Оценивание работы.
Заключение. (рефлексия)
Наш урок подходит к концу. Сегодня пришлось выполнить много заданий и стандартных и творческих. Вы сегодня закрепили очень важные понятия по русскому языку и информатике. Остается лишь узнать: понравился ли вам такой урок, смогли ли почерпнуть, что-то новое в нем и пусть ответом на этот вопрос станет ваше мнение, выраженное в цвете. (Зеленый – «Я умница! Урок отличный!», Желтый – «Неплохой урок, но надо еще поработать», Розовый «Плохой урок! Я ничего не понял!»)
Учитель: Все наступила весна! На нашей веточке распустились первые листочки!
Учитель зачитывает стихотворение:
Мирра Лоховицкая
ЧТО ТАКОЕ ВЕСНА?
О, виденья весны, вы со мной, вы
со мной!
Расскажите
вы мне, что зовется весной?
Что такое - весна? Что такое -
весна?
Это
трепет природы, восставшей от сна,
Это - говор и блеск
возрождаемых струй,
Это
- первой любви молодой поцелуй.
Что такое - весна? О весна!
О весна!
Это
чаша, что нектаром жизни полна
И потоки блаженства лиет
и лиет.
Это
- чистых мечтаний могучий полет.
Это - сладость дыханья
жасминов и роз.
Это
- нега смешенья улыбок и слез.
Это - вишни в цвету, это
в золоте далью
Это
юной души молодая печаль
.
Самоанализ урока русского языки и информатике и ИКТ
Урок русского языка по теме «Обособление второстепенных членов предложения» является 2 уроком темы «Повторение. Синтаксис и пунктуация», урок обобщения и систематизации знаний, который непосредственно опирается на изученный материал 8-9 классов: определение роли второстепенных членов предложения, в том числе причастных и деепричастных оборотов, понятия причастие, деепричастие, обособленные члены предложения, случаи обособления второстепенных членов предложения. Тема «Обособленные второстепенные члены предложения» является одной из самых трудных в курсе «Синтаксис». Представленный урок направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся.
Урок информатики и ИКТ по теме «Инструментальны средства создания Web - страниц» является восьмым уроком темы «Коммуникационные технологии». Урок обобщения и систематизации полученных знаний, умений навыков полученных обучающимся на предыдущих занятиях: технологические особенности создания веб-страниц, приемы создания веб-страниц, графические эффекты и анимационные возможности, рабочее пространство редактора, поисковая навигация в Интернет – ресурсах.
Цель:
-
Образовательная (русский язык): закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "живопись". Повторить пунктуационные правила, связанные с обособленными членами предложения, однородными членами предложения и сложными предложениями.
-
Образовательная (информатика): освоение технологий проектирование с опорой на виды информационной деятельности.
-
Развивающая (русский язык): развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по сложному предложению
-
Развивающая (информатика): развитие логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
-
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, стремление к рефлексии и самоконтролю.
Методы:
-
По характеру познавательной деятельности: репродуктивный
-
По степени активности учащихся: творческий, конструктивные
-
По источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
-
Стимулирование и мотивация: познавательные, социальные, эмоциональные;
-
Мыслительной деятельности: аналитический, индуктивный, дедуктивный, сравнение, классификация, систематизация
-
Контроля и самоконтроля: устный, программированный контроль
-
По организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Техническое оснащение урока: компьютеры (12 шт.,) интерактивная доска, проектор, колонки, электронные тесты (1С: Русский язык), схема-карта, инструкция к проектному заданию, проектное задание, программное обеспечение (ОС Windows XP, PowerPoint, NVU).
Планируемые результаты закрепления материала по русскому языку:
-
учащиеся находят в тексте изученные понятия: обособленные определения и обособленные обстоятельства, применяя алгоритм учебных действий;
-
учащиеся умеют выделить это понятие среди других;
-
учащиеся умеют распознавать изобразительно-выразительные средства.
Планируемые результаты закрепления материала по информатике:
-
обучающиеся умеют использовать поисковые Интернет - системы для поиска необходимой информации по запросу;
-
обучающиеся умеют использовать рабочее пространство web -редактора для создания web – страницы;
-
обучающиеся умеют редактировать код HTML;
-
обучающиеся освоили этапы построения web-ресурса.
Структура интегрированного урока закрепления знаний, умений и навыков имеет вид:
-
мотивация
-
анализ содержания учебного материала по русскому языку
-
выделение главного – обобщение и систематизация знаний
-
установление внутрипредметных и межпредметных связей (русский язык и литература)
-
использование инструментальных средств для обобщения и актуализации знаний, умений и навыков по информатике и ИКТ
-
самоконтроль – контроль – коррекция
-
рефлексия.
Согласно данной структуры определены следующие этапы урока:
-
Организационный момент, включающий формы активизации.
-
Фронтальная устная работа по содержанию учебного материала по русскому языку.
-
Защита проекта «Случаи обособления второстепенных членов предложения».
-
Проверка знаний учащихся по теме (тестовая работа с последующей проверкой, лингвистический анализ текста, орфографический и пунктуационный анализ художественного текста)
-
Создание Web-страницы с использованием возможных инструментальных средств.
-
Задание на дом.
-
Итог урока, рефлексия.
Все этапы выполнены. На каждом этапе мы стремились построить работу таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя. Свою задачу мы видели в том, чтобы вовлечь каждого в работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе.
При выборе методов учебной деятельности и планировании этапов урока были учтены следующие особенности учащихся 11 класса:
-
В классе 8 человек, из них - 6 мальчиков и 2 девочек.
-
В классе преобладают сангвиники(38%) и флегматики(50%), 1- холерик.
-
В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
-
Уровень качественной успеваемости класса в целом: по русскому языку – 25% обучается на «4» и «5», по информатике – 62% (по итогам 1 полугодия) достаточно высокий - 65%.
По уровню развития в классе выделяют 3 группы учащихся:
- 6 человек имеют средний уровень развития. В их нервной деятельности преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость их внимания имеют средний уровень. В процессе работы проявляется утомление. У них преобладает механическая память. Этим ученикам для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно-эмоциональную. Новый материал усваивается ими легче «поэтапно». В этой группе ученики обладают преимущественно практическим мышлением.
- 2 человека имеют низкий уровень развития. У них слабо развита память. Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. К волевым усилиям не склонны. Учебный материал усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи.
-
Большинство учеников 11 класса проявляют интерес к информатике. 7 человек являются членами творческого объединения «Юный программист». Используя метод проектов, ребята выполняют исследовательскую и общественно-значимую работу как индивидуально, так и в группах.
-
На данном уроке учитывались требования программы и стандарта, а также реализовывалась одна из задач школы: включение каждого школьника в работу на учебных занятиях в качестве активного участника образовательного процесса через развитие межпредметного взаимодействия.
Для более успешного усвоения материала использовался проектный метод обучения, который способствует углублению и приобретению новых знаний, более качественной подготовке к итоговой аттестации, причём, учащиеся имели возможность овладевать необходимыми способами мышления. Метод проектов ориентировал учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.
На данном уроке были представлены: активизация, мультимедийная презентация, схема-карта, компьютерное тестирование, проектное задание, пошаговая инструкция по выполнению задания по информатике.
Работая над проектом, учащиеся приобрели общеучебные, учебно-информационные умения:
-
группировать материал по теме;
-
систематизировать, абстрагировать, синтезировать, классифицировать материал по заданной теме;
-
оформлять и представлять подготовленный продукт деятельности.
Считаем, что проектная деятельность для старшей школы представляется перспективной по овладению оперативными знаниями, так как, реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, абстрагируют (обобщают) свои познания через отражение основных закономерностей исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозируют новые, неизвестные закономерности, находя интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта.
На протяжении всего урока использовались индивидуальные, работа в парах, групповые формы работы, что способствовало активизации познавательной деятельности.
При подведении итога урока учащиеся имели возможность высказать свою точку зрения об уроке, внести предложения, пожелания. Каждый для себя сделал вывод: чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо заниматься в системе, что очень важно для дальнейшей деятельности учащихся. Урок детям понравился, а это самое главное в нашей работе.
Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.
Мы считаем, что нам удалось реализовать поставленную задачу. В перспективе планируем продолжить проведение интегрированных уроков.
Бинарные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в школах в инновационной работе и направлены на совмещение смежных предметов в рамках одного урока, например физики и биологии, математики и физики, математики и химии, химии и биологии.
Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.
Его особенности – как изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. Бинарный урок обычно проводят два учителя. Бинарный урок отличается от интегрированного урока тем, что на интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов), как, например, обмен веществ с точки зрения биологии и химии [1], а бинарный урок показывает, как можно использовать знания одной предметной области в другой.
Основой целью бинарных уроков является развитие сотрудничества педагогов и формирования у учащихся убеждения в связности предметов. Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.
Можно отметить один важный момент, необходимый для создания и проведения бинарных уроков: это согласованность, совместимость педагогов, проводящих урок. Подобные уроки требуют тщательной предварительной подготовки, выверености этапов урока и совместного действия учителей, которые невозможны при психологической несовместимости учителей.
Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.
Обособленные определения и приложения
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»