Дидактический материал для 5 класса по теме "Площади и объемы"
Леушина Юлия Петровна учитель математики
Первая квалификационная категория
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1» села Волчихи Волчихинского района Алтайского края
математика 5 класс
К сожаленью, в школьном учебнике мало задач по этой теме, и те которые есть, несут больше шаблонный характер. А, как мне кажется, эта тема имеет огромное практическое значение, и хотелось подобрать именно такие задачи, которые содержат и интересную, не шаблонную формулировку, и относятся к практическим задачам. Тематика и содержание задач соответствует требованиям действующей программы по математике для 5 класса.
Такого содержания задачи можно давать дополнительно сильным учащимся, можно включить в программу изучения спец. курса по математике в 5 классе, а также решать такие задачи на дополнительных занятиях.
Уникальность такого рода задач позволяет их использовать не только на уроках математики 5 классе, но и в среднем звене и на уроках в старших классах, при устном счете.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса –М.: ИЛЕКСА, — 2008.
2. Муравин Г. К. Математика. 5 кл.: рабочая тетрадь к учеб. Г. К. Муравина. – М.: Дрофа, 2009.
3. Портал «сеть творческих учителей». URL: http://www.itn.ru/.
4. Портал «интернет-государство учителей (интерГУ).
URL: http://intergu.ru/.
1. Прямоугольный садовый участок, площадь которого равна 6 соток, огорожен забором. Длина участка 15 м. Какова длина забора?
2. Из листа жести прямоугольной формы вырезали 4 квадрата. Рис. 1 Найдите
А) Периметр полученной фигуры;
Б) Площадь полученной фигуры;
В) Сколько краски потребуется для окрашивания фигуры с двух сторон, если на 1 требуется 15 г краски?
Рис. 1
7 м
1 м
1 м
1 м
3. От прямоугольного участка земли площадью 1 га и шириной 40м отделили участок площадью 28 соток. Каков периметр оставшегося участка? Рис. 2
Рис. 2
40 м
4. От прямоугольно листа фанеры отрезали 2 прямоугольника. Рис. 3. Найдите:
А) Периметр полученной фигуры
Б) Площадь полученной фигуры
В) Сколько краски потребуется для окрашивания полученной фигуры с двух сторон, если на 1 требуется 18 г краски?
Рис. 3 6 м
6 м
6 м
8 м
4 м
5. Сколько квадратных дециметров фанеры понадобиться для изготовления посылочного ящика, длина которого 40 см, ширина – 20 см, а высота – 30 см?
Чему равен объем ящика?
6. Сколько квадратных дециметра картона понадобиться для изготовления коробки, ширина которой 40 см, длина – 60 см, а высота 10 см. Чему равен объем коробки?
7.
Рис. 4
Размеры кирпича 40 см, 20 см, 10 см. Рис. 4. Из таких кирпичей сложен параллелепипед. Чему равны размеры и объем такого параллелепипеда?
8. Длина прямоугольной ванной комнаты равна 4 м, ширина в 2 раза меньше длины, а высота – на 50 см больше ширины. Сколько штук облицовочной плитки понадобиться для стен и пола, если размеры плитки 50на50 см?
9. Сколько сантиметров шпагата потребуется, чтобы перевязать посылочный ящик, размеры которого 50 см, 30 см, 20 см так, как показано на рис. 5, если на все узлы и бантики вместе уходит 10 см.
Рис. 5
30
50
10. 189 кубиков с ребром 9 см сложили в ящик, площадь крышки которого равна 2187 . Каковы размеры этого ящика, если кубики полностью его заполнили?
11. Параллелепипед, размеры которого 6 см, 6 см, 8 см, окрасили зеленой краской и разрезали на кубики с ребром 2 см. Сколько кубиков:
А) имеют одну окрашенную грань
Б) имеют три окрашенных грани?
12. Пусть одна тетрадная клетка изображает участок площадью 50 . Изобразите прямоугольный участок площадью 6 а.
13. Сколько квадратов изображено на рисунке 6?
Рис. 6
14. Прямоугольник разрезали на квадраты Рис. 7. Сторона наибольшего квадрата равна 6 см. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
Рис. 7
15. Начертите развертки прямоугольного параллелепипеда.
16. Запишите выражение для вычисления площади закрашенной фигуры.
с
|
ххоо а
|
17. Как изменится площадь прямоугольника, если его длину увеличить в 12 раз, а ширину уменьшить в 3 раза?
18. Как изменится площадь прямоугольника, если его длину уменьшить в 24 раза, а ширину увеличить в 8 раз?
Решение:
1) 1. 600:15=40 м-ширина
2. (40+15)2=110 м-периметр
Ответ: 110 м длина забора
2) А) 9∙4=36 м – периметр
Б)7∙7-4=45— площадь
В) 45∙15∙2=1470(г) – краски потребуется
3)
1)100-28=72а-плошщадь оставшегося участка
2)7200:40=180м-длина оставшегося участка
3)(180+40)∙2=440 м-периметр оставшегося участка
4)
А) 7+12+7+24=50 м- периметр
Б)6∙8+6∙9+4∙3=114— площадь
В) 114∙18∙2=4104г-краски потребуется
5) 1)(40∙20+40∙30+20∙30)∙2=5200-фанеры потребуется
2) 40∙30∙20=24000
— объем ящика
6) решение аналогично задачи 5.
7) размеры 40см, 40 см, 20 см
40∙40∙20=32000 -объем параллелепипеда
8)
1) 4:2=2м – ширина комнаты
2) 200+52=22 м – высота комнаты
400∙200+200∙252∙2+400∙252∙2=382400
153 облицовочной плитки понадобится
9) (30+20)∙4+(50+20)∙2+10=410 см – потребуется шпагата
10) 7, 9, 243
11)имеют одну окрашенную грань 10
имеют три окрашенных грани 8
12) только на тетрадном листе
13) 13 квадратов
14) 48 см, 140
16)S=са-ху
S=xc-2
17) Площадь увеличится в 4 раза.
18) Площадь уменьшится в 3 раза
Задачи по теме «Площади и объемы»
Леушина Юлия Петровна учитель математики
Первая квалификационная категория
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1» села Волчихи Волчихинского района Алтайского края
математика 5 класс
К сожаленью, в школьном учебнике мало задач по этой теме, и те которые есть, несут больше шаблонный характер. А, как мне кажется, эта тема имеет огромное практическое значение, и хотелось подобрать именно такие задачи, которые содержат и интересную, не шаблонную формулировку, и относятся к практическим задачам. Тематика и содержание задач соответствует требованиям действующей программы по математике для 5 класса.
Такого содержания задачи можно давать дополнительно сильным учащимся, можно включить в программу изучения спец. курса по математике в 5 классе, а также решать такие задачи на дополнительных занятиях.
Уникальность такого рода задач позволяет их использовать не только на уроках математики 5 классе, но и в среднем звене и на уроках в старших классах, при устном счете.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
-
Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса –М.:ИЛЕКСА, - 2008.
-
Муравин Г. К. Математика. 5 кл.: рабочая тетрадь к учеб. Г. К. Муравина. – М. : Дрофа, 2009.
-
Портал «сеть творческих учителей». URL: http://www.itn.ru/.
-
Портал «интернет-государство учителей (интерГУ).
URL: http://intergu.ru/.
-
Прямоугольный садовый участок, площадь которого равна 6 соток, огорожен забором. Длина участка 15 м. Какова длина забора?
-
Из листа жести прямоугольной формы вырезали 4 квадрата. Рис. 1 Найдите
А) Периметр полученной фигуры;
Б) Площадь полученной фигуры;
В) Сколько краски потребуется для окрашивания фигуры с двух сторон, если на 1
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Материал можно рекомендовать для применения в учебном процессе.
При размещении материала на странице портала следует учитывать требования к размещению материала, необходимо добавить логотип на первую страницу документа.