В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел" (5 класс)

Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел" (5 класс)

Ермолаева Светлана
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 9333 комментариев: 2
Краткое описание
Урок математики в 5 классе.
Цели урока:  повторить  и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
Описание
Задачи урока:
· образовательная:закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

· развивающая:развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
· воспитательная:повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:

1. учебно-познавательная — анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
2. информационная — поиск информации и ее обработка;
3. предметная (математическая) — умение проводить вычисления, округление результатов действий.
Урок № 117
Дата урока:________________________
Тема Урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Цели: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
· образовательная:закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

· развивающая:развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
· воспитательная:повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:

1. учебно-познавательная — анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
2. информационная — поиск информации и ее обработка;
3. предметная (математическая) — умение проводить вычисления, округление результатов действий.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент. (1мин) Загадка: «Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число, большее трех, но меньшее четырех?» (Как может одна запятая изменить число?)
II. Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. (2мин)
На доске числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109
— Какие задания с этими числами, вы можете предложить выполнить? (Перечисляют возможные задания)
— Все знания и умения необходимые для выполнения этих заданий нам необходимо повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.
III.
Проверка домашнего задания. (3 мин). Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на самоподготовке.
Запись на доске:
№1297 (а).
Округлите дроби до целых: 1,69 ~ 2; 1,198 ~ 1;
37,444 ~ 37; 802, 3022 ~ 802

№1299.
а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000;
меньше миллиона на 10: 999 990
б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000;
больше миллиона на 10: 10 000 010
№1300 (а, б)
а) 480 000 000 б) 1360 000 000
№ 1326 (а, в)
а) х + 2,8 =3,72 + 0,38 в) z– 6,8 = 8,7 + 6,4
х + 2,8 = 4,1 z– 6,8 = 15,1
х = 4,1 – 2,8
z= 15,1 + 6,8
х = 1,3 z= 21,9
Ответ: 1,3
Ответ: 21,9
IV.
Актуализация опорных знаний. Устные упражнения. (10мин)
1) Игровой момент «Экзамен»
«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения):
· Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?
· Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
· Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
· Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.
2) Устные упражнения.
Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:

V. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера. (15 мин)
На доске написано слово «РЕКОРД»
Ребята, слово «Рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами знаменитой «Книги рекордов Гинесса».
1 задание (Компетентностно — ориентированное)
Просмотрите текс из «Книги рекордов Гиннеса».
1) Выпишите только десятичные дроби.
2) Округлите дроби до единиц.
3) Запишите числа в порядке возрастания.
4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.
5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.
6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.
Текст:
«Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял <metricconverter productid=«107,18 см» w:st=«on»>107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал <metricconverter productid=«2,19 метров» w:st=«on»>2,19 метров.
На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла <metricconverter productid=«44,5 см» w:st=«on»>44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури.
Радар – бельгийский конь — тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе.
Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года»

(Показать фотографии героев текста на экране)
Физкультминутка. Упражнение «Светофор» (2мин)
Учитель называет один из цветов, красный, желтый или зеленый, и воспитанники выполняют определенное задание. Зеленый – движения по кабинету, общаются, разговаривают. Желтый – движения совершают молча. Красный – замирают, в той позе, в которой их застало это слово. Учитель называет цвета светофора громко, последовательность – произвольная.
VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо). (4 мин)
На доске:
«Модельный ответ:
1) 107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5
2) 107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2;
44,5 ~ 45;
19,5 ~ 20

3) 2,19; 19,5; 44,5; 107,18
4) 107,18 – 2, 19 = 104,99
5) 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37~173,4
6) 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»

VII. Формулирование выводов по изученному материалу. (4мин)

Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное)



Десятичная дробь – это число.


Можно складывать


Можно вычитать


Можно сравнивать


Можно округлять



— А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?

VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия) (4 мин)

Можно предложить ребятам такую ситуацию:
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Задание для самоподготовки:п. 30 – 33 повторить; дидактический материал, страница 71, № 258, 259, 260, 263.
Дополнительно:
«Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна «магическому» числу 3»










1,2


1,4
0,7

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
1 задание.doc Скачать

Задание 1.

Стимул

На сегодняшнем уроке вы готовитесь к контрольной работе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел». Чтобы повторить все правила по данной теме и подготовиться к контрольной работе, вам предлагается следующее задание.

Задачная формулировка

Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса».

1) Выпишите только десятичные дроби.

2) Округлите дроби до единиц.

3) Запишите числа в порядке возрастания.

4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.

5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.

6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.

Текст.

«Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров.
На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури.
Радар – бельгийский конь - тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе.
Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года»

Ответы:

1)____________________________________________________________

2) ____________________________________________________________

3) _____________________________________________________________

4) _____________________________________________________________

5) _____________________________________________________________

6) _____________________________________________________________









Модельный ответ:

  1. 107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5

  2. 107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20

  3. 2,19; 19,5; 44,5; 107,18

  4. 107,18 – 2, 19 = 104,99

  5. 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37

  6. 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08

Оценочная таблица

Вопрос

1

2

3

4

5

6

Баллы

1

1

1

1

1

1

Критерии оценки: «5» - 6 баллов;

«4» - 5 баллов;

«3» - 4 – 3 балла;

«2» - 2 – 1 балл.





5г лист самоконтроля.doc Скачать

Лист самоконтроля воспитанников 5Г класса на уроке математики (15.03.2012)

/№

Список учащихся

Сравнение д. д.

Округление

д. д.

Сложение

д. д.

Вычитание д. д

1

Бугаец Александр





2

Волков Данил





3

Гущин Евгений





4

Колмыков Илья





5

Коновалов Дмитрий





6

Кравцов Иван





7

Куцубей Александр





8

Левщанов Данил





9

Оришин Ярослав





10

Подковырин Никита





11

Самохвалов Юрий





12

Сотник Борис





13

Сухоруков Дмитрий





14

Хамитов Михаил





15

Хисамутдинов Ильдар





16

Эмке Антоний





17

Стрыгин Егор







Конспект урока.doc Скачать

Урок № 117

Дата урока:________________________
Тема Урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Цели: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.

Задачи урока:

  • образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

  • развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

  • воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формирование компетенций:

  1. учебно-познавательная - анализ и рефлексия, самооценка деятельности;

  2. информационная - поиск информации и ее обработка;

  3. предметная (математическая) - умение проводить вычисления, округление результатов действий.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент. (1мин) Загадка: «Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число, большее трех, но меньшее четырех?» (Как может одна запятая изменить число?)

  2. Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. (2мин)

На доске числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109

- Какие задания с этими числами, вы можете предложить выполнить? (Перечисляют возможные задания)

- Все знания и умения необходимые для выполнения этих заданий нам необходимо повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.

  1. Проверка домашнего задания. (3 мин). Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на самоподготовке.

Запись на доске:

1297 (а).

Округлите дроби до целых: 1,69 ~ 2; 1,198 ~ 1; 37,444 ~ 37; 802, 3022 ~ 802

1299.

а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000;

меньше миллиона на 10: 999 990

б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000;

больше миллиона на 10: 10 000 010

1300 (а, б)

а) 480 000 000 б) 1360 000 000

1326 (а, в)

а) х + 2,8 =3,72 + 0,38 в) z – 6,8 = 8,7 + 6,4

х + 2,8 = 4,1 z – 6,8 = 15,1

х = 4,1 – 2,8 z = 15,1 + 6,8

х = 1,3 z = 21,9

Ответ: 1,3 Ответ: 21,9

  1. Актуализация опорных знаний. Устные упражнения. (10мин)

  1. Игровой момент «Экзамен»

«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения):

  • Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?

  • Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?

  • Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?

  • Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.

  1. Устные упражнения.

Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:


Игра «Молчанка».

(Учитель, молча, непоследовательно, показывает на число в столбцах. Воспитанники выполняют то действие, которое написано или в рамке, или в столбце)
















Задача из материалов ГИА, 9 класс




















  1. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера. (15 мин)

На доске написано слово «РЕКОРД»

- Ребята, слово «Рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами знаменитой «Книги рекордов Гинесса».

1 задание (Компетентностно - ориентированное)

Просмотрите текс из «Книги рекордов Гиннеса».

1) Выпишите только десятичные дроби.

2) Округлите дроби до единиц.

3) Запишите числа в порядке возрастания.

4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.

5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.

6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.





Текст:

«Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров.
На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.

На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури.
Радар – бельгийский конь - тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе.
Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года»

(Показать фотографии героев текста на экране)

Физкультминутка. Упражнение «Светофор» (2мин)

Учитель называет один из цветов, красный, желтый или зеленый, и воспитанники выполняют определенное задание. Зеленый – движения по кабинету, общаются, разговаривают. Желтый – движения совершают молча. Красный – замирают, в той позе, в которой их застало это слово. Учитель называет цвета светофора громко, последовательность – произвольная.



VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо). (4 мин)

На доске:

«Модельный ответ:

  1. 107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5

  2. 107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20

  3. 2,19; 19,5; 44,5; 107,18

  4. 107,18 – 2, 19 = 104,99

  5. 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37~173,4

  6. 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»

VII. Формулирование выводов по изученному материалу. (4мин)



Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное)









Можно складывать

Можно сравнивать



Можно вычитать



Можно округлять







- А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?

VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия) (4 мин)

Можно предложить ребятам такую ситуацию:

Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?

Задание для самоподготовки: п. 30 – 33 повторить; дидактический материал, страница 71, № 258, 259, 260, 263.

Дополнительно:

«Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна «магическому» числу 3»






1,2


1,4

0,7




7



Пояснительная записка.doc Скачать

Урок математики в 5 классе.

Цели урока: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.

Задачи урока:

  • образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

  • развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

  • воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формирование компетенций:

  1. учебно-познавательная - анализ и рефлексия, самооценка деятельности;

  2. информационная - поиск информации и ее обработка;

  3. предметная (математическая) - умение проводить вычисления, округление результатов действий.



1



Титульный лист.doc Скачать



  • Ермолаева Светлана Николаевна

  • Высшая квалификационная категория, преподаватель математики

  • Ставропольский край, город Ставрополь

  • Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»

  • Математика

  • «Математика 5 класс», авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.

  • Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

  • 5 класс

  • 45 минут

  • Использование интерактивной доски Starboard

  • Разработан: 2011 – 2012 учебный год



Ermolaeva SN_Matematika_Urok_5.rar Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
28.03.2012 20:44
Представленный урок соответствует учебной программе и учебнику. Задачи и цели урока  выполнены. Реализованы основные дидактические принципы обучения. Высокая результативность урока достигается за счет выполнения большого количества заданий, частой смены видов деятельности учащихся, использования интерактивной доски. По-моему, на первые два этапа учебного занятия (организационно-мотивационный момент, сообщение темы и целей сегодняшнего урока) отведено мало времени, за 1 минуту  невозможно выслушать несколько ответов.
Выбрано оптимальное соотношение видов деятельности преподавателя и учащихся. Задания подобраны с целью стимулирования учащихся к самостоятельному мышлению.
Материалы урока можно рекомендовать к использованию в учебном процессе, если отрегулировать  время каждого этапа.
Ермолаева Светлана
28.03.2012 21:45
Марина, спасибо за комментарий к уроку. Я отредактировала временные рамки этапов урока. Хотя, я указала время  каждого этапа урока уже после его проведения. На эти два этапа отведено было 3 минуты и мы уложились в это время. Конечно, это еще зависит от класса, от индивидуальных способностей учащихся,  их работоспособности на уроке. Учитель уже сам сможет откорректировать время для каждого этапа урока. Спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос