Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел" (5 класс)
Цели урока: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
· образовательная:закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
· развивающая:развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
· воспитательная:повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:
1. учебно-познавательная — анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
2. информационная — поиск информации и ее обработка;
3. предметная (математическая) — умение проводить вычисления, округление результатов действий.
Урок № 117
Дата урока:________________________
Тема Урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»
Цели: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
· образовательная:закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
· развивающая:развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
· воспитательная:повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:
1. учебно-познавательная — анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
2. информационная — поиск информации и ее обработка;
3. предметная (математическая) — умение проводить вычисления, округление результатов действий.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент. (1мин) Загадка: «Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число, большее трех, но меньшее четырех?» (Как может одна запятая изменить число?)
II. Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. (2мин)
На доске числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109
— Какие задания с этими числами, вы можете предложить выполнить? (Перечисляют возможные задания)
— Все знания и умения необходимые для выполнения этих заданий нам необходимо повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.
III.
Проверка домашнего задания. (3 мин). Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на самоподготовке.
Запись на доске:
№1297 (а).
Округлите дроби до целых: 1,69 ~ 2; 1,198 ~ 1;
37,444 ~ 37; 802, 3022 ~ 802
№1299.
а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000;
меньше миллиона на 10: 999 990
б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000;
больше миллиона на 10: 10 000 010
№1300 (а, б)
а) 480 000 000 б) 1360 000 000
№ 1326 (а, в)
а) х + 2,8 =3,72 + 0,38 в) z– 6,8 = 8,7 + 6,4
х + 2,8 = 4,1 z– 6,8 = 15,1
х = 4,1 – 2,8
z= 15,1 + 6,8
х = 1,3 z= 21,9
Ответ: 1,3
Ответ: 21,9
IV.
Актуализация опорных знаний. Устные упражнения. (10мин)
1) Игровой момент «Экзамен»
«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения):
· Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?
· Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
· Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
· Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.
2) Устные упражнения.
Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:
V. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера. (15 мин)
На доске написано слово «РЕКОРД»
— Ребята, слово «Рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами знаменитой «Книги рекордов Гинесса».
1 задание (Компетентностно — ориентированное)
Просмотрите текс из «Книги рекордов Гиннеса».
1) Выпишите только десятичные дроби.
2) Округлите дроби до единиц.
3) Запишите числа в порядке возрастания.
4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.
5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.
6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.
Текст:
«Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял <metricconverter productid=«107,18 см» w:st=«on»>107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал <metricconverter productid=«2,19 метров» w:st=«on»>2,19 метров.
На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла <metricconverter productid=«44,5 см» w:st=«on»>44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури.
Радар – бельгийский конь — тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе.
Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года»
(Показать фотографии героев текста на экране)
Физкультминутка. Упражнение «Светофор» (2мин)
Учитель называет один из цветов, красный, желтый или зеленый, и воспитанники выполняют определенное задание. Зеленый – движения по кабинету, общаются, разговаривают. Желтый – движения совершают молча. Красный – замирают, в той позе, в которой их застало это слово. Учитель называет цвета светофора громко, последовательность – произвольная.
VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо). (4 мин)
На доске:
«Модельный ответ:
1) 107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5
2) 107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2;
44,5 ~ 45;
19,5 ~ 20
3) 2,19; 19,5; 44,5; 107,18
4) 107,18 – 2, 19 = 104,99
5) 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37~173,4
6) 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»
VII. Формулирование выводов по изученному материалу. (4мин)
Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное)
Десятичная дробь – это число. |
Можно складывать |
Можно вычитать |
Можно сравнивать |
Можно округлять |
— А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?
VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия) (4 мин)
Можно предложить ребятам такую ситуацию:
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Задание для самоподготовки:п. 30 – 33 повторить; дидактический материал, страница 71, № 258, 259, 260, 263.
Дополнительно:
«Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна «магическому» числу 3»
|
|
|
|
|
1,2 |
|
1,4 |
0,7 |
Задание 1.
Стимул
На сегодняшнем уроке вы готовитесь к контрольной работе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел». Чтобы повторить все правила по данной теме и подготовиться к контрольной работе, вам предлагается следующее задание.
Задачная формулировка
Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса».
1) Выпишите только десятичные дроби.
2) Округлите дроби до единиц.
3) Запишите числа в порядке возрастания.
4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.
5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.
6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.
Текст.
«Датский
дог Гибсон был самой высокой в мире
собакой. Его рост составлял 107,18 см от
пола до плеча, а на задних лапах он
достигал 2,19 метров.
На этом фото Гибсон
играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой
чихуахуа. Самая высокая собака в мире
умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На
7 июля 2006 года самой маленькой лошадью
была Тамбелина – миниатюрная гнедая
кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой
являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса,
штат Миссури.
Радар – бельгийский
конь - тяжеловоз – на 27 июля 2004 года
составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар
живет на ферме в Техасе.
Лошадок
сфотографировали вместе для Книги
рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года»
Ответы:
1)____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
3) _____________________________________________________________
4) _____________________________________________________________
5) _____________________________________________________________
6) _____________________________________________________________
Модельный ответ:
-
107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5
-
107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20
-
2,19; 19,5; 44,5; 107,18
-
107,18 – 2, 19 = 104,99
-
107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37
-
107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08
Оценочная таблица
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Баллы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Критерии оценки: «5» - 6 баллов;
«4» - 5 баллов;
«3» - 4 – 3 балла;
«2» - 2 – 1 балл.
Лист самоконтроля воспитанников 5Г класса на уроке математики (15.03.2012)
№/№ |
Список учащихся |
Сравнение д. д. |
Округление д. д. |
Сложение д. д. |
Вычитание д. д |
1 |
Бугаец Александр |
|
|
|
|
2 |
Волков Данил |
|
|
|
|
3 |
Гущин Евгений |
|
|
|
|
4 |
Колмыков Илья |
|
|
|
|
5 |
Коновалов Дмитрий |
|
|
|
|
6 |
Кравцов Иван |
|
|
|
|
7 |
Куцубей Александр |
|
|
|
|
8 |
Левщанов Данил |
|
|
|
|
9 |
Оришин Ярослав |
|
|
|
|
10 |
Подковырин Никита |
|
|
|
|
11 |
Самохвалов Юрий |
|
|
|
|
12 |
Сотник Борис |
|
|
|
|
13 |
Сухоруков Дмитрий |
|
|
|
|
14 |
Хамитов Михаил |
|
|
|
|
15 |
Хисамутдинов Ильдар |
|
|
|
|
16 |
Эмке Антоний |
|
|
|
|
17 |
Стрыгин Егор |
|
|
|
|
Урок № 117
Дата
урока:________________________
Тема Урока: «Сложение
и вычитание десятичных дробей. Округление
чисел»
Цели: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
-
образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
-
развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
-
воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:
-
учебно-познавательная - анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
-
информационная - поиск информации и ее обработка;
-
предметная (математическая) - умение проводить вычисления, округление результатов действий.
Ход урока
-
Организационно-мотивационный момент. (1мин) Загадка: «Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число, большее трех, но меньшее четырех?» (Как может одна запятая изменить число?)
-
Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. (2мин)
На доске числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109
- Какие задания с этими числами, вы можете предложить выполнить? (Перечисляют возможные задания)
- Все знания и умения необходимые для выполнения этих заданий нам необходимо повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.
-
Проверка домашнего задания. (3 мин). Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на самоподготовке.
Запись на доске:
№1297 (а).
Округлите дроби до целых: 1,69 ~ 2; 1,198 ~ 1; 37,444 ~ 37; 802, 3022 ~ 802
№1299.
а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000;
меньше миллиона на 10: 999 990
б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000;
больше миллиона на 10: 10 000 010
№1300 (а, б)
а) 480 000 000 б) 1360 000 000
№ 1326 (а, в)
а) х + 2,8 =3,72 + 0,38 в) z – 6,8 = 8,7 + 6,4
х + 2,8 = 4,1 z – 6,8 = 15,1
х = 4,1 – 2,8 z = 15,1 + 6,8
х = 1,3 z = 21,9
Ответ: 1,3 Ответ: 21,9
-
Актуализация опорных знаний. Устные упражнения. (10мин)
-
Игровой момент «Экзамен»
«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения):
-
Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?
-
Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
-
Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?
-
Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.
-
Устные упражнения.
Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:
Игра «Молчанка».
(Учитель, молча, непоследовательно, показывает на число в столбцах. Воспитанники выполняют то действие, которое написано или в рамке, или в столбце)
Задача из материалов ГИА, 9 класс
-
Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера. (15 мин)
На доске написано слово «РЕКОРД»
- Ребята, слово «Рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами знаменитой «Книги рекордов Гинесса».
1 задание (Компетентностно - ориентированное)
Просмотрите текс из «Книги рекордов Гиннеса».
1) Выпишите только десятичные дроби.
2) Округлите дроби до единиц.
3) Запишите числа в порядке возрастания.
4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.
5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.
6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.
Текст:
«Датский
дог Гибсон был самой высокой в мире
собакой. Его рост составлял 107,18 см от
пола до плеча, а на задних лапах он
достигал 2,19 метров.
На этом фото Гибсон
играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой
чихуахуа. Самая высокая собака в мире
умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На
7 июля 2006 года самой маленькой лошадью
была Тамбелина – миниатюрная гнедая
кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой
являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса,
штат Миссури.
Радар – бельгийский
конь - тяжеловоз – на 27 июля 2004 года
составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар
живет на ферме в Техасе.
Лошадок
сфотографировали вместе для Книги
рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года»
(Показать фотографии героев текста на экране)
Физкультминутка. Упражнение «Светофор» (2мин)
Учитель называет один из цветов, красный, желтый или зеленый, и воспитанники выполняют определенное задание. Зеленый – движения по кабинету, общаются, разговаривают. Желтый – движения совершают молча. Красный – замирают, в той позе, в которой их застало это слово. Учитель называет цвета светофора громко, последовательность – произвольная.
VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо). (4 мин)
На доске:
«Модельный ответ:
-
107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5
-
107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20
-
2,19; 19,5; 44,5; 107,18
-
107,18 – 2, 19 = 104,99
-
107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37~173,4
-
107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»
VII. Формулирование выводов по изученному материалу. (4мин)
Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное)
Можно
складывать Можно
сравнивать
Можно
вычитать
Можно
округлять
- А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?
VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия) (4 мин)
Можно предложить ребятам такую ситуацию:
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Задание для самоподготовки: п. 30 – 33 повторить; дидактический материал, страница 71, № 258, 259, 260, 263.
Дополнительно:
«Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна «магическому» числу 3»
|
|
|
|
|
1,2 |
|
1,4 |
0,7 |
Урок математики в 5 классе.
Цели урока: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
-
образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
-
развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
-
воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:
-
учебно-познавательная - анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
-
информационная - поиск информации и ее обработка;
-
предметная (математическая) - умение проводить вычисления, округление результатов действий.
-
Ермолаева Светлана Николаевна
-
Высшая квалификационная категория, преподаватель математики
-
Ставропольский край, город Ставрополь
-
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»
-
Математика
-
«Математика 5 класс», авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.
-
Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»
-
5 класс
-
45 минут
-
Использование интерактивной доски Starboard
-
Разработан: 2011 – 2012 учебный год
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Выбрано оптимальное соотношение видов деятельности преподавателя и учащихся. Задания подобраны с целью стимулирования учащихся к самостоятельному мышлению.
Материалы урока можно рекомендовать к использованию в учебном процессе, если отрегулировать время каждого этапа.