Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями
¨
родительские собрания
¨
общеклассные и общешкольные конференции
¨
индивидуальные консультации педагога
¨
посещения на дому
Классные родительские собранияпроводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собранияпроводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
· особенности здоровья ребёнка;
· его увлечения, интересы;
· предпочтения в общении в семье;
· поведенческие реакции;
· особенности характера;
· мотивация учения;
· моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
1. Когда он родился, то _________________________________________________ _
2. Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________
3. О здоровье можно сказать следующее ___________________________________
4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________
5. Его отношение к школе было ___________________________________________
6. Трудности воспитания связаны с ________________________________________
7. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями
¨
тематические консультации
¨
родительские чтения
¨
родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
1. Ребёнок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребёнка.
3. Единственный ребёнок в семье.
4. К чему может привести тревожность детей.
5. Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
· на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
· учитель собирает и анализирует информацию;
· определяется список литературы по данному вопросу;
· изучение литературы родителями;
· изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
1. Первый год ребёнка, каким он был.
2. Каким я вижу будущее своего ребёнка.
3. Друзья моего ребёнка.
4. Праздники нашей семьи.
Советы педагогам и родителям
Если:
Ø
ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Ø
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
Ø
ребёнка хвалят, он учится быть благородным
Ø
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
Ø
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
Ø
ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
Ø
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
Ø
ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
Ø
ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями
-
родительские собрания
-
общеклассные и общешкольные конференции
-
индивидуальные консультации педагога
-
посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
-
особенности здоровья ребёнка;
-
его увлечения, интересы;
-
предпочтения в общении в семье;
-
поведенческие реакции;
-
особенности характера;
-
мотивация учения;
-
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
-
Когда он родился, то __________________________________________________
-
Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________
-
О здоровье можно сказать следующее ___________________________________
-
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________
-
Его отношение к школе было ___________________________________________
-
Трудности воспитания связаны с ________________________________________
-
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями
-
тематические консультации
-
родительские чтения
-
родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
-
Ребёнок не хочет учиться.
-
Как развить плохую память ребёнка.
-
Единственный ребёнок в семье.
-
К чему может привести тревожность детей.
-
Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
-
на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
-
учитель собирает и анализирует информацию;
-
определяется список литературы по данному вопросу;
-
изучение литературы родителями;
-
изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
-
Первый год ребёнка, каким он был.
-
Каким я вижу будущее своего ребёнка.
-
Друзья моего ребёнка.
-
Праздники нашей семьи.
Советы педагогам и родителям
Если:
-
ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
-
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
-
ребёнка хвалят, он учится быть благородным
-
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
-
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
-
ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
-
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
-
ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
-
ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»