"Закрепление знаний о буквах и звуках русского языка"
урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма урока:
повторительно-обобщающий урок
Используемые технологии: здоровьесберегающие
урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма урока:
повторительно-обобщающий урок
Используемые технологии: здоровьесберегающие
Место проведения:
МБОУ – кадетская школа № 95 г.Самара
Цель урока:
1. Проверить умения и навыки по обучению грамоте, полученные в букварный период.
2. Закрепить знания по фонетике.
3. Формировать умение распознавать безударные звуки, парные согласные в корне.
4. Вырабатывать орфографическую зоркость на письме.
5. Формировать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Фонетика», обобщить материал как систему знаний.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Развитие личности:
1. развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
2. развивать познавательный интерес;
3. развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Дидактический и раздаточный материал:
плакаты к уроку, карточки с буквами, карточки по фонетике, индивидуальные ленты букв, тетради по печатанию.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановки цели и задачи урока. Сообщение темы.
Чтение с доски (плаката) стихотворения «Алфавит».
-
Ребята, сегодня мы с вами собрались на урок, где вы должны будете показать свои знания, умения по теме «Звуки и буквы русского языка». На наш урок пришли сказочные герои: лисичка – сестричка и волк – зубами – щёлк. Они собирают себе в команды учеников. Лисичка очень умная, хитрая, смекалистая. Она работает в НИИ и имеет высшее образование, а волк глупый, ленивый, не знает никаких правил. Он выскочка, недисциплинированный и неорганизованный.
Интересно, сколько ребят попадёт к Лисе – Премудрой, а сколько к Волку. А это мы узнаем по результатам в конце урока. За правильные ответы я буду давать вам «5», а потом подсчитаем результаты.
III. Проверка знаний по фонетике.
1. Опрос учащихся
— Положите перед собой ваши ленты букв, карточки по фонетике и они помогут вам вспомнить звуки и буквы русского языка.
1.
Сколько букв в русском алфавите?
2.
Сколько гласных? Назовите.
3.
Сколько согласных?
4.
Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
5.
Назовите гласные звуки.
6.
Назовите особенные гласные звуки.
7.
Назовите сонорные.
8.
Назовите парные.
9.
Назовите всегда мягкие.
10. Назовите всегда твёрдые.
11. Назовите шипящие.
2. Тест (на доске)
— Откройте тетради по печатанию. Число и классная работа у вас уже записаны.
Пишем тест № 1 (записываем цифрами) и т.д.
1. ЯКОРЬ
2. ЁЖИК
3. ТЁТЯ
4. КОНЬКИ
5. ЮЛА
6. СЕМЬЯ
7. ЛЮСТРА
8. КРАСИВАЯ
9. РЫСЬ
10. АЛЛА
11. ЕЛЬ
12. СЕРЁЖА
13. ЮНГА
14. ЦЕЛЬ
Задания.
— Назовите и напишите те цифры, Ответы на доске:
которые соответствуют словам:
1) где, звуков больше, чем букв 2,5,8,13
2) где звуков меньше, чем букв 4, 9, 10, 14
3) где все согласные мягкие 3, 6,11
4) односложные слова 9,11,14
5) с ударением на втором слоге 4, 5, 6, 8, 12
6) собственные имена
10, 12
7) одушевлённые имена 2,3,6, 9,10,12,13
8) обозначающие признак предмета 8
3. Словарная работа
--- А теперь проверим ваши знания по теме «Словарные слова»
А почему они так называются?
Но словарные слова не только вам надо правильно и безошибочно написать, но и распределить их по столбикам: 1-ый мужской род, 2-ой женский род, 3-ий средний род.
Давайте повторим, а как мы распознаём слова мужского, женского и среднего рода?
-
А ещё, какого рода бывают слова в русском языке? (Общего: грязнуля, неряха, соня и т.д.)
Диктовка слов: платок, яблоко, капуста, стакан, лопата, шоссе, ученик, корова, пальто, огурец, морковь, молоко.
Проверка на доске:
М.р. Ж.р. Ср.р.
платок
капуста
яблоко
стакан
лопата шоссе
ученик
корова пальто
огурец
морковь
молоко
Коллективная проверка и оценивание результатов.
IV. Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде – РАЗ!
А под нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде
4. Задание «Найди пару» (игра)
— Соедини транскрипцию и слово.
На доске:
семя |
пал, й, от |
польёт |
кол, а |
семья |
с, эм, а |
колья |
с, им, й, а |
полёт |
|
Коля |
|
— А какие правила русского языка мы повторяем?
1) разделительный мягкий знак;
2) безударная гласная в корне;
3) собственные имена;
4) безударная гласная в приставке
— Затем опять коллективная проверка. Подсчёт результатов – «5».
5. Разминка. Работа с карточками – буквами.
— А сейчас мы опять отдохнём, но расслабимся мы с пользой для дела.
Встали все и приготовили карточки с гласными буквами.
На плакате стихотворение:
В л.су и на р.чной излуке,
В р.дных п.лях, где даль св.тла,
Ты с д.бротой не будь в разлуке,
Не причини пр.роде зла.
— Я читаю сейчас, указкой показываю слова, а вы мне поднимаете правильную букву с произношением проверочных слов.
А кто может сказать правило, как же проверить слово с безударной гласной в корне.
6. Работа с деформированным предложением.
На доске:
ПУШ.СТЫЙ
МИШ. У Ж.Л
РЫЖ.К
— Вставьте пропущенные буквы и составьте правильное предложение. Какое правило, мы здесь повторяем? (жи – ши)
Напечатайте цветными карандашами в тетради
УМиши жил пушистый Рыжик.
Подчеркните все орфограммы. Объясните. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
— А что такое грамматическая основа? Назовите 2 главных члена предложения.
Проверка: у доски один человек.
7. Физминутка «Свеча» (дыхательная гимнастика)
— Встали, приняли исходное положение, сделали глубокий вдох воздуха и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (2 – 3) раза.
V. Однокоренные слова.
— На доске написаны предложения. Это строки из сказок, песен, пословиц. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова.
1) Смилуйся, государыня рыбка
2) Старик рыбачил тридцать лет и три года
3) На безрыбье и рак рыба
4) Ты – морячка, я – моряк,
Ты – рыбачка, я – рыбак
— Какие слова вставили? Прочитайте только эти слова.
— Что особенного вы заметили? Как называются эти слова?
— А какие ещё можно придумать однокоренные слова к этой группе? Какой корень в этих словах?
VI. Работа с текстом. Учебник 2 – го класса К. Ушинский «Васька»
— Откройте учебник.
Прочитайте текст про себя.
А теперь вполголоса.
Чтение вслух по цепочке.
Найдите в тексте то место, где говорится о …..
Прочитайте то предложение, где говорится о ….
Найдите в тексте восклицательное предложение (мы их разделяем по интонации). Какие ещё бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Найдите в тексте 3 слова на парную согласную, на безударную гласную.
VII. Итог урока. Подсчёт результатов
Открытый урок
Тема: Русский язык
«Закрепление знаний о буквах и звуках русского языка»
Система: школа России
Т.Г.Рамзаева «Русский язык»
Классный руководитель
Князева Н.А.
Тип урока:
урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма урока:
повторительно-обобщающий урок
Используемые технологии: здоровьесберегающие
Место проведения: МБОУ – кадетская школа № 95 г.Самара
Цель урока:
1. Проверить умения и навыки по обучению грамоте, полученные в букварный период.
2. Закрепить знания по фонетике.
3. Формировать умение распознавать безударные звуки, парные согласные в корне.
4. Вырабатывать орфографическую зоркость на письме.
5. Формировать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Фонетика», обобщить материал как систему знаний.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Развитие личности:
1. развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
2. развивать познавательный интерес;
3. развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Дидактический и раздаточный материал:
плакаты к уроку, карточки с буквами, карточки по фонетике, индивидуальные ленты букв, тетради по печатанию.
Ход урока.
-
Организационный момент.
II. Постановки цели и задачи урока. Сообщение темы.
Чтение с доски (плаката) стихотворения «Алфавит».
-
Ребята, сегодня мы с вами собрались на урок, где вы должны будете показать свои знания, умения по теме «Звуки и буквы русского языка». На наш урок пришли сказочные герои: лисичка – сестричка и волк – зубами – щёлк. Они собирают себе в команды учеников. Лисичка очень умная, хитрая, смекалистая. Она работает в НИИ и имеет высшее образование, а волк глупый, ленивый, не знает никаких правил. Он выскочка, недисциплинированный и неорганизованный.
Интересно, сколько ребят попадёт к Лисе – Премудрой, а сколько к Волку. А это мы узнаем по результатам в конце урока. За правильные ответы я буду давать вам «5», а потом подсчитаем результаты.
III. Проверка знаний по фонетике.
-
Опрос учащихся
--- Положите перед собой ваши ленты букв, карточки по фонетике и они помогут вам вспомнить звуки и буквы русского языка.
-
Сколько букв в русском алфавите?
-
Сколько гласных? Назовите.
-
Сколько согласных?
-
Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
-
Назовите гласные звуки.
-
Назовите особенные гласные звуки.
-
Назовите сонорные.
-
Назовите парные.
-
Назовите всегда мягкие.
-
Назовите всегда твёрдые.
-
Назовите шипящие.
-
Тест (на доске)
--- Откройте тетради по печатанию. Число и классная работа у вас уже записаны.
Пишем тест № 1 (записываем цифрами) и т.д.
-
ЯКОРЬ
-
ЁЖИК
-
ТЁТЯ
-
КОНЬКИ
-
ЮЛА
-
СЕМЬЯ
-
ЛЮСТРА
-
КРАСИВАЯ
-
РЫСЬ
-
АЛЛА
-
ЕЛЬ
12. СЕРЁЖА
13. ЮНГА
14. ЦЕЛЬ
Задания.
--- Назовите и напишите те цифры, Ответы на доске:
которые соответствуют словам:
1) где, звуков больше, чем букв 2,5,8,13
2) где звуков меньше, чем букв 4, 9, 10, 14
3) где все согласные мягкие 3, 6,11
4) односложные слова 9,11,14
5) с ударением на втором слоге 4, 5, 6, 8, 12
6) собственные имена 10, 12
7) одушевлённые имена 2,3,6, 9,10,12,13
8) обозначающие признак предмета 8
3. Словарная работа
--- А теперь проверим ваши знания по теме «Словарные слова»
А почему они так называются?
Но словарные слова не только вам надо правильно и безошибочно написать, но и распределить их по столбикам: 1-ый мужской род, 2-ой женский род, 3-ий средний род.
Давайте повторим, а как мы распознаём слова мужского, женского и среднего рода?
-
А ещё, какого рода бывают слова в русском языке? (Общего: грязнуля, неряха, соня и т.д.)
Диктовка слов: платок, яблоко, капуста, стакан, лопата, шоссе, ученик, корова, пальто, огурец, морковь, молоко.
Проверка на доске:
М.р. Ж.р. Ср.р.
платок капуста яблоко
стакан лопата шоссе
ученик корова пальто
огурец морковь молоко
Коллективная проверка и оценивание результатов.
IV. Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде – РАЗ!
А под нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде
4. Задание «Найди пару» (игра)
--- Соедини транскрипцию и слово.
На доске:
семя |
пал, й, от |
польёт |
кол, а |
семья |
с, эм, а |
колья |
с, им,й,а |
полёт |
|
Коля |
|
--- А какие правила русского языка мы повторяем?
1) разделительный мягкий знак;
2) безударная гласная в корне;
3) собственные имена;
4) безударная гласная в приставке
-- Затем опять коллективная проверка. Подсчёт результатов – «5».
5. Разминка. Работа с карточками – буквами.
--- А сейчас мы опять отдохнём, но расслабимся мы с пользой для дела.
Встали все и приготовили карточки с гласными буквами.
На плакате стихотворение:
В л.су и на р.чной излуке,
В р.дных п.лях, где даль св.тла,
Ты с д.бротой не будь в разлуке,
Не причини пр.роде зла.
--- Я читаю сейчас, указкой показываю слова, а вы мне поднимаете правильную букву с произношением проверочных слов.
А кто может сказать правило, как же проверить слово с безударной гласной в корне.
6. Работа с деформированным предложением.
На доске:
ПУШ.СТЫЙ МИШ. У Ж.Л РЫЖ.К
--- Вставьте пропущенные буквы и составьте правильное предложение. Какое правило, мы здесь повторяем? (жи – ши)
Напечатайте цветными карандашами в тетради
У Миши жил пушистый Рыжик.
Подчеркните все орфограммы. Объясните. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
--- А что такое грамматическая основа? Назовите 2 главных члена предложения.
Проверка: у доски один человек.
7. Физминутка «Свеча» (дыхательная гимнастика)
--- Встали, приняли исходное положение, сделали глубокий вдох воздуха и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (2 – 3) раза.
V. Однокоренные слова.
--- На доске написаны предложения. Это строки из сказок, песен, пословиц. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова.
-
Смилуйся, государыня рыбка
-
Старик рыбачил тридцать лет и три года
-
На безрыбье и рак рыба
-
Ты – морячка, я – моряк,
Ты – рыбачка, я – рыбак
--- Какие слова вставили? Прочитайте только эти слова.
--- Что особенного вы заметили? Как называются эти слова?
--- А какие ещё можно придумать однокоренные слова к этой группе? Какой корень в этих словах?
VI. Работа с текстом. Учебник 2 – го класса К. Ушинский «Васька»
--- Откройте учебник.
Прочитайте текст про себя.
А теперь вполголоса.
Чтение вслух по цепочке.
Найдите в тексте то место, где говорится о …..
Прочитайте то предложение, где говорится о ….
Найдите в тексте восклицательное предложение (мы их разделяем по интонации). Какие ещё бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Найдите в тексте 3 слова на парную согласную, на безударную гласную.
VII. Итог урока. Подсчёт результатов
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО