В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Открытый урок "Комплексные соединения"

Открытый урок "Комплексные соединения"

Алёна Прокофьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 3740 комментариев: 1
Краткое описание
Представленный мною урок в 11 классе проводился в обычной сельской малокомплектной школе (всего учащихся-86), в данном классе-7 учеников. Дети по национальности-  татары, русских в школе совсем мало.  Количество часов  в неделю   2 часа в неделю, в год- 70 часов. Урок включает в себе такие формы работы с учащимися, как использование ИКТ - презентации, что дает огромный плюс в усвоении материала.
  
Описание
Тема урока «Комплексные соединения».

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Цели урока:
Ø Формирование знаний о комплексных соединениях;
Ø Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;
Ø Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
Ø Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
Ø Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;
Ø Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.
Ø Развитие терминологического мышления; Умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Ø Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.
Новые понятия: комплексные соединение, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя  сферы комплекса.

Оборудование и реактивы: стеклянная посуда,  штатив с пробирками, концентрированный раствор аммиака растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
а) приветствие.
б) организация внимания и готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к  сознательному усвоения новых понятий.
Л/о. К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.
СuSO4+NH3=     (запись а доске)
 Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?
— Сегодня на уроке мы должны ответить на все эти вопросы.

3. Изучение новой темы.
3.1 Строение комплексных соединений
Продолжим наш опыт.
Полученный раствор разделим на 2 части.
1) В  одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка никакого не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов  или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.
2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменными.

Запишем (на доске)  взаимодействие аммиака с сульфатом меди:
CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4
Сульфат тетраамминмеди (II)
Полученная соль и есть комплексное соединение.
Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+

При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+
 , и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.
      Слайд 4
  Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.
Где же встречаются комплексные соединения? Эти многие органические вещества, имеющие большое значение в жизнедеятельности организмов. К ним относятся гемоглобин, ферменты, хлорофилл и др.
  Слайд 5    

Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в <metricconverter productid=«1893 г» w:st=«on»>1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.
   Слайд 6,7
  В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают: комплексообразователь, внешнюю и внутреннюю сферы.
1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.
2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя.
3. Центральный  ион (атом) с лигандами образует внутреннюю  координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.
4. Ионы, которые распологаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя, образуют внешнюю координационную сферу.
  Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (ст.ок) является основным фактором, влияющим на координационное число.

Kоординационное
число


Ионы

2
Cu+, Ag+, Au+

4
Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+
6
Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+

   Слайд 8
Лигандами могут быть:
а) полярные молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б) простые ионы – F, Cl, Br, I, H, H+;
в) сложные ионы – CN, SCN, NO2, OH.
Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.
3.2. Номенклатура комплексных соединений     Слайд 11,12,13
          

   Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы, потом называют центральный атом и приводят значение его степени окисления.

Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидрооксо и т.д. Далее называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона, то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат.
3.3. Свойства комплексных соединений.      Слайд 17-21

1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты, на ионы внешней и внутренней сферы.
[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-
[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3

2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):
Na[AL(OH) 4] + CO2 = AL(OH) 3 + NaHCO3

3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:
Na[AL(OH) 4] + HCL = NaCL + AL(OH) 3 + H2O
Na[AL(OH) 4] + 4HCL = NaCL + 4H2O + ALCL3

4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:
Na[AL(OH) 4] + ALCL3 = 4AL(OH) 3 + 3NaCL
[Ag(NH3)2]CL + KJ = AgJ↓+ NH3 + KCL
[Ag(NH3)2]CL + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCL + 2NH3
K4[Fe2+(CN)6]4 + 2CuCL2 = Cu2[Fe2+(CN)6]↓ + 4KCL

5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:
K3[Fe3+(CN)6]3 + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe2+(CN)6]4 + O2 + 2H2O
  3.4.Практическое применение комплексных соединений   Слайд 22
1) в аналитической химии для определения многих ионов
2) для разделения некоторых металлов
3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)
4) в качестве красителей
5) для устранения жесткости  
4.Закрепление.           Слайд 23
    Заполните пропуски в листе рассказа «Комплексные соединения».
Ø Строение комплексных соединений объясняется с позиций … теории швейцарского ученого Альфреда Вернера.
Ø Согласно названной теории в комплексном соединении различают две сферы – …
Ø В комплексных соединениях центральный ион или атом металла, называется …, он удерживает вокруг себя некоторое число ионов или молекул, называемых … (от лат. ligo – «связываю»).
Ø Совокупность … и … называется … сферой комплекса (комплексным ионом).
Ø Комплексообразователь связан с лигандами … связями, образованными по … механизму.
5. Домашняя работа Слайд 24
Напишите формулы следующих соединений:
1) сульфат гексаамминхрома (II);
2) нитрат гидроксодиамминакваплатины (II);
3) гексацианоферрат (II) калия;
4) тетрагидроксокупрат (II) натрия;
5) трихлоротриамминкобальт (III).
Определите: а) заряд внутренней сферы, б) степень окисления комплексообразователя; в) координационное число комплексообразователя;

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тема урока.doc Скачать



МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района РТ





















Открытый урок

«Комплексные соединения»







Подготовила: учитель химии

Прокофьева Алёна Дмитрьевна



Бишево, 2011

Тема урока «Комплексные соединения».


Тип урока: Урок усвоения нового материала.


Цели урока:

  • Формирование знаний о комплексных соединениях;

  • Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;

  • Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;

  • Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;

  • Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;

  • Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.

  • Развитие терминологического мышления; Умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.


Новые понятия: комплексные соединение, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя сферы комплекса.


Оборудование и реактивы: стеклянная посуда, штатив с пробирками, концентрированный раствор аммиака растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».




























ХОД УРОКА


1.Организационный этап

а) приветствие.

б) организация внимания и готовности к уроку.


2. Подготовка учащихся к сознательному усвоения новых понятий.


Л/о. К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.


СuSO4+NH3= (запись а доске)

Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?

- Сегодня на уроке мы должны ответить на все эти вопросы.


3. Изучение новой темы.

3.1 Строение комплексных соединений


Продолжим наш опыт.

Полученный раствор разделим на 2 части.

1) В одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка никакого не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.

2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменными.


Запишем (на доске) взаимодействие аммиака с сульфатом меди:

CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4

Сульфат тетраамминмеди (II)

Полученная соль и есть комплексное соединение.

Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+

При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+ , и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.

Слайд 4

Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.

Где же встречаются комплексные соединения? Эти многие органические вещества, имеющие большое значение в жизнедеятельности организмов. К ним относятся гемоглобин, ферменты, хлорофилл и др.

Слайд 5

Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в 1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.

Слайд 6,7

В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают: комплексообразователь, внешнюю и внутреннюю сферы.

1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.

2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя.

3. Центральный ион (атом) с лигандами образует внутреннюю координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.

4. Ионы, которые распологаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя, образуют внешнюю координационную сферу.

Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (ст.ок) является основным фактором, влияющим на координационное число.


Kоординационное
число

Ионы

2

Cu+, Ag+, Au+

4

Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+

6

Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+

Слайд 8

Лигандами могут быть:

а) полярные молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б) простые ионы – F, Cl, Br, I, H, H+;
в) сложные ионы – CN, SCN, NO2, OH.

Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.


3.2. Номенклатура комплексных соединений Слайд 11,12,13

Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы , потом называют центральный атом и приводят значение его степени окисления.

Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидрооксо и т.д. Далее называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона , то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат.


3.3. Свойства комплексных соединений. Слайд 17-21

1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты, на ионы внешней и внутренней сферы.

[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-

[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3


2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):

Na[AL(OH) 4] + CO2 = AL(OH) 3 + NaHCO3


3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:

Na[AL(OH) 4] + HCL = NaCL + AL(OH) 3 + H2O

Na[AL(OH) 4] + 4HCL = NaCL + 4H2O + ALCL3


4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:

Na[AL(OH) 4] + ALCL3 = 4AL(OH) 3 + 3NaCL

[Ag(NH3)2]CL + KJ = AgJ↓+ NH3 + KCL

[Ag(NH3)2]CL + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCL + 2NH3

K4[Fe2+(CN)6]4 + 2CuCL2 = Cu2[Fe2+(CN)6]↓ + 4KCL


5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:

K3[Fe3+(CN)6]3 + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe2+(CN)6]4 + O2 + 2H2O

3.4.Практическое применение комплексных соединений Слайд 22

1) в аналитической химии для определения многих ионов

2) для разделения некоторых металлов

3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)

4) в качестве красителей

5) для устранения жесткости

4.Закрепление. Слайд 23

Заполните пропуски в листе рассказа «Комплексные соединения».

  • Строение комплексных соединений объясняется с позиций … теории швейцарского ученого Альфреда Вернера.

  • Согласно названной теории в комплексном соединении различают две сферы – …

  • В комплексных соединениях центральный ион или атом металла, называется …, он удерживает вокруг себя некоторое число ионов или молекул, называемых … (от лат. ligo – «связываю»).

  • Совокупность … и … называется … сферой комплекса (комплексным ионом).

  • Комплексообразователь связан с лигандами … связями, образованными по … механизму.

5. Домашняя работа Слайд 24

Напишите формулы следующих соединений:

1) сульфат гексаамминхрома (II);

2) нитрат гидроксодиамминакваплатины (II);

3) гексацианоферрат (II) калия;

4) тетрагидроксокупрат (II) натрия;

5) трихлоротриамминкобальт (III).

Определите: а) заряд внутренней сферы, б) степень окисления комплексообразователя; в) координационное число комплексообразователя;


комплексные сеединения.zip Скачать
Обсуждение материала
Наталья Ширшина
26.03.2012 12:32
Уважаемый автор! В аннотации к работе необходимо указать в каком классе проводится урок, какой программе (УМК) соответствует, каков уровень (профильный, углубленный. В базовом нет такой темы) и т.п. Хорошая презентация, но почти во всех формулах индексы крупные (должен быть подстрочный знак), есть орфографические погрешности. Например:Подготовка учащихся к  сознательному усвоения; (запись а доске); сульфат-ион остается неизменными; Запишем (на доске)  взаимодействие аммиака с сульфатом меди: (записываем уравнения); распологаются; РАССТАВЬТЕ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ (вместо: определите степень…). Разместите работу заново после доработки. Желаю успеха!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос