Урок "Деепричастный оборот" (7 класс)
Тема урока: Обобщение и систематизация сведений по теме
«Деепричастный оборот»
Тип урока: повторительно- обобщающий
Вид урока:урок-путешествие
Технология:элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
Цель:закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте
Задачи:
Обучающие: вырабатывать умения составлять предложения с деепричастными оборотами, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастных оборотов, формировать у учащихся знания и умения по орфографии, синтаксису, пунктуации и развитию речи.
Развивающие :развивать у учащихся навыки коммуникативного общения на уроке, развивать у учащихся разной степени обученности и обучаемости самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении материала.
Воспитывающие:Воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского и татарского народов.
Оборудование:интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с дифференцированными заданиями.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:
Цель:проверить готовность класса к уроку, настроить на работу, объяснить учащимся цель урока.
— Ребята, сегодня мы с вами подведем итог изучению темы «Деепричастие» Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. (Записываем в тетради число и тему урока)
А поможет нам в закреплении и обобщении темы путешествие по столице нашей республики. Все вы, конечно же, знаете, что в Казани в 2013 году произойдет событие всемирного масштаба.
— О каком событии идет речь? (об универсиаде 2013 года)
— Что такое «Универсиада»? Запись в тетрадь: Универсиада – международные студенческие спортивные соревнования. (Из словаря Ожегова)
В преддверии универсиады нам нужно вспомнить факты истории, культурной и спортивной жизни Казани. Информация помогла бы установлению деловых и дружеских контактов. А начнем мы наше путешествие с сердца Казани, с казанского Кремля.
2. Работа с текстом:
Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов. Повторить правило обособления деепричастного оборота на основе работы с текстом.
Ухожу – уходя, говорю – говоря, читаю – читая. Какая связь между этими словами? Правильно, от глаголов образуются деепричастия. Давайте же посмотрим, насколько вы научились образовывать деепричастия. Выполним упражнение.
Задание: замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Объясните значение выделенных слов.
История Кремля насчитывает более 1000 лет и хранит память о правителях и воинах Волжской Булгарии и Казанского ханства. Настоящий возраст Кремля ученые установили недавно: обнаружили на его территории две нумизматические находки.
В 1552 году царь Иван Грозный, совершил поход на Казань и разрушил до основания деревянные стены и башни Кремля, отстроил их из камня, пригласил псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя.
Применяли белый известняк, найденный неподалеку, вели восстановительные работы, преображали Кремль в «белокаменную ладью», плывущую по волнам. После пожара 1672 года при строительстве стали использовать красный кирпич. Белокаменные стены были заменены на красные, но, сохраня традиции, их и сейчас окрашивают белой краской. (107 слов)
а) Как можно назвать отрывок, лежащий перед вами? Что это? Доказать.
(Текст – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)
б) Какова тема данного текста?
(Тема текста – это то, о чём или о ком в нём говорится. О казанском Кремле)
в) Когда вставили в текст деепричастные обороты, изменился ли текст? Какова роль деепричастных оборотов?
(Предложения стали более выразительные, точные, яркие. Деепричастные обороты дописывают, дорисовывают основное действие)
3. Выборочно-распределительный диктант.
Цель:закрепить умение определять вид деепричастия
Прочтем получившийся текст. Сравните деепричастия из первого и второго предложения. Чем они отличаются? Верно, видом. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия.
Задание: заполните таблицу деепричастиями из текста.
Деепричастия совершенного вида |
Деепричастия несовершенного вида |
|
4. Выберите предложения с деепричастным оборотом.
Цель:научить видеть и находить деепричастные обороты, не путать их с причастными оборотами.
1. Казань — экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов.
2. Битва, завершившаяся победой грозного русского царя, практически уничтожила Казанский Кремль.
3. Прогуливаясь по территории Кремля, невозможно не обратить внимания на комплекс Пушечного двора.
4. Казанский кремль, расположенный на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки, представляет комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю.
5. Замените причастный оборот на деепричастный там, где это возможно. Расставьте знаки препинания.
1. Казанский Кремль— историческое сердце Казани
сочетающее в своем облике православные и исламские русские и татарские мотивы.
2. В самом сердце Казани горделиво возвышается белокаменный Кремль поражающий всех величавостью своих башен блеском куполов и стройностью минаретов.
3. Трансформировавшийся из древнего поселения город постепенно разрастался.
4. На протяжении многих веков русская и татарская культуры развивались в тесном контакте и это нашло отражение в облике Казанского Кремля гармонично сочетающего в себе золото крестов Благовещенского собора и изящные минареты мечети Кул-Шариф.
6. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: Исправьте грамматические ошибки.
1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.
Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
(Глядя вдаль, она грустит).
2. Рассматривая постройки, нас покоряет мастерство архитекторов.
Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
(Когда мы рассматриваем постройки, нас покоряет мастерство архитекторов).
3. Знакомясь с постройками Кремля, мы открыли для себя много интересного.
Ошибка в употреблении видов деепричастий.
(Познакомившись с постройками Кремля, мы открыли для себя много интересного).
7. Дифференцированная работа.
Цель:дает возможность проверить свои силы, поддержать интерес к учению, почувствовать радость посильного труда, работать в оптимальном темпе, формирует положительную мотивацию.
Расставьте знаки препинания.
Четыре столетья тому назад мечеть Кул – Шариф украшала столицу Казанского ханства поражая всех своим великолепием красотой и богатой библиотекой. Пройдя через Спасскую башню Кремля мы попадаем на площадь 1 Мая, одну из старейших в нашем городе. Иван Грозный услышав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике послал к ней сватов.
Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.
Четыре столетья тому назад мечеть Кул – Шариф украшала столицу Казанского ханства поражая всех своим великолепием красотой и богатой библиотекой. Пройдя через Спасскую башню Кремля мы попадаем на площадь 1 Мая, одну из старейших в нашем городе. Иван Грозный услышав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике послал к ней сватов.
Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты, начертите схемы предложений.
Четыре столетья тому назад мечеть Кул – Шариф украшала столицу Казанского ханства поражая всех своим великолепием красотой и богатой библиотекой. Пройдя через Спасскую башню Кремля мы попадаем на площадь 1 Мая, одну из старейших в нашем городе. Иван Грозный услышав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике послал к ней сватов.
8. Итог урока: (Итог подводят учащиеся)
— составляли предложения с деепричастными оборотами
— расставляли знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами
— перестраивали предложения
— исправляли грамматические ошибки в предложениях
— работали над текстом, орфограммами, пунктограммами
— познакомились с историей родного края, с архитектурными сооружениями казанского Кремля.
9. Оценки за урок с комментированием.
10. Домашнее задание дифференцированное
Тема урока: Обобщение и систематизация сведений по теме
«Деепричастный оборот»
Тип урока: повторительно- обобщающий
Вид урока: урок-путешествие
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте
Задачи:
Обучающие: вырабатывать умения составлять предложения с деепричастными оборотами, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастных оборотов, формировать у учащихся знания и умения по орфографии, синтаксису, пунктуации и развитию речи.
Развивающие : развивать у учащихся навыки коммуникативного общения на уроке, развивать у учащихся разной степени обученности и обучаемости самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении материала.
Воспитывающие: Воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского и татарского народов.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с дифференцированными заданиями.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:
Цель: проверить готовность класса к уроку, настроить на работу, объяснить учащимся цель урока.
- Ребята, сегодня мы с вами подведем итог изучению темы «Деепричастие» Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. (Записываем в тетради число и тему урока)
А поможет нам в закреплении и обобщении темы путешествие по столице нашей республики. Все вы, конечно же, знаете, что в Казани в 2013 году произойдет событие всемирного масштаба.
- О каком событии идет речь? (об универсиаде 2013 года)
- Что такое «Универсиада»? Запись в тетрадь: Универсиада – международные студенческие спортивные соревнования. (Из словаря Ожегова)
В преддверии универсиады нам нужно вспомнить факты истории, культурной и спортивной жизни Казани. Информация помогла бы установлению деловых и дружеских контактов. А начнем мы наше путешествие с сердца Казани, с казанского Кремля.
2. Работа с текстом:
Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов. Повторить правило обособления деепричастного оборота на основе работы с текстом.
Ухожу – уходя, говорю – говоря, читаю – читая. Какая связь между этими словами? Правильно, от глаголов образуются деепричастия. Давайте же посмотрим, насколько вы научились образовывать деепричастия. Выполним упражнение.
Задание: замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Объясните значение выделенных слов.
История Кремля насчитывает более 1000 лет и хранит память о правителях и воинах Волжской Булгарии и Казанского ханства. Настоящий возраст Кремля ученые установили недавно: обнаружили на его территории две нумизматические находки.
В 1552 году царь Иван Грозный, совершил поход на Казань и разрушил до основания деревянные стены и башни Кремля, отстроил их из камня, пригласил псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя.
Применяли белый известняк, найденный неподалеку, вели восстановительные работы, преображали Кремль в «белокаменную ладью», плывущую по волнам. После пожара 1672 года при строительстве стали использовать красный кирпич. Белокаменные стены были заменены на красные, но, сохраня традиции, их и сейчас окрашивают белой краской. (107 слов)
а) Как можно назвать отрывок, лежащий перед вами? Что это? Доказать.
(Текст – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)
б) Какова тема данного текста?
(Тема текста – это то, о чём или о ком в нём говорится. О казанском Кремле)
в) Когда вставили в текст деепричастные обороты, изменился ли текст? Какова роль деепричастных оборотов?
(Предложения стали более выразительные, точные, яркие. Деепричастные обороты дописывают, дорисовывают основное действие)
3. Выборочно-распределительный диктант.
Цель: закрепить умение определять вид деепричастия
Прочтем получившийся текст. Сравните деепричастия из первого и второго предложения. Чем они отличаются? Верно, видом. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия.
Задание: заполните таблицу деепричастиями из текста.
Деепричастия совершенного вида |
Деепричастия несовершенного вида |
|
|
4. Выберите предложения с деепричастным оборотом.
Цель: научить видеть и находить деепричастные обороты, не путать их с причастными оборотами.
1. Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов.
2. Битва, завершившаяся победой грозного русского царя, практически уничтожила Казанский Кремль.
3. Прогуливаясь по территории Кремля, невозможно не обратить внимания на комплекс Пушечного двора.
4. Казанский кремль, расположенный на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки, представляет комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю.
5. Замените причастный оборот на деепричастный там, где это возможно. Расставьте знаки препинания.
1. Казанский Кремль — историческое сердце Казани сочетающее в своем облике православные и исламские русские и татарские мотивы.
2. В самом сердце Казани горделиво возвышается белокаменный Кремль поражающий всех величавостью своих башен блеском куполов и стройностью минаретов.
3. Трансформировавшийся из древнего поселения город постепенно разрастался.
4. На протяжении многих веков русская и татарская культуры развивались в тесном контакте и это нашло отражение в облике Казанского Кремля гармонично сочетающего в себе золото крестов Благовещенского собора и изящные минареты мечети Кул-Шариф.
6. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: Исправьте грамматические ошибки.
1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.
Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
(Глядя вдаль, она грустит).
2. Рассматривая постройки, нас покоряет мастерство архитекторов.
Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
(Когда мы рассматриваем постройки, нас покоряет мастерство архитекторов).
3. Знакомясь с постройками Кремля, мы открыли для себя много интересного.
Ошибка в употреблении видов деепричастий.
(Познакомившись с постройками Кремля, мы открыли для себя много интересного).
7. Дифференцированная работа.
Цель: дает возможность проверить свои силы, поддержать интерес к учению, почувствовать радость посильного труда, работать в оптимальном темпе, формирует положительную мотивацию.
Расставьте знаки препинания.
Четыре столетья тому назад мечеть Кул – Шариф украшала столицу Казанского ханства поражая всех своим великолепием красотой и богатой библиотекой. Пройдя через Спасскую башню Кремля мы попадаем на площадь 1 Мая, одну из старейших в нашем городе. Иван Грозный услышав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике послал к ней сватов.
Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.
Четыре столетья тому назад мечеть Кул – Шариф украшала столицу Казанского ханства поражая всех своим великолепием красотой и богатой библиотекой. Пройдя через Спасскую башню Кремля мы попадаем на площадь 1 Мая, одну из старейших в нашем городе. Иван Грозный услышав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике послал к ней сватов.
Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты, начертите схемы предложений.
Четыре столетья тому назад мечеть Кул – Шариф украшала столицу Казанского ханства поражая всех своим великолепием красотой и богатой библиотекой. Пройдя через Спасскую башню Кремля мы попадаем на площадь 1 Мая, одну из старейших в нашем городе. Иван Грозный услышав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике послал к ней сватов.
8. Итог урока: (Итог подводят учащиеся)
- составляли предложения с деепричастными оборотами
- расставляли знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами
- перестраивали предложения
- исправляли грамматические ошибки в предложениях
- работали над текстом, орфограммами, пунктограммами
- познакомились с историей родного края, с архитектурными сооружениями казанского Кремля.
9. Оценки за урок с комментированием.
10. Домашнее задание дифференцированное
Максимова Н.В. Страница
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»