В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Тема урока: «Орган зрения и зрительный анализатор».

Тема урока: «Орган зрения и зрительный анализатор».

Исаева Наталья
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 15972
Описание
Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об
особенностях строе­ния зрительного анализатора: способствовать формированию представлений о строении и работе органа зрения, умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, делать выводы по результатам наблюдений. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Задачи урока:

-изучить строение и функции органа зрения по модели глаза, по видеофрагменту особенности восприятия глазами окружающего ми­ра;
-уметь самостоятельно работать с учебником, выделять главное, срав­нивать;
— при наблюдении за работой зрачка осознать важность сохранения здорового органа зрения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Методы обучения:объяснительно — иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-методическое обеспечение: таблица «Зрительный анализатор»; раз­борная модель глаза,мультимедийный проектор,
CD-диск «Биология. Человек. 8 класс», «Дрофа»-видеофрагмент «Работа зрительного анализатора»,
инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Целеполагание и мотивация
Ребята, я вас попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье
Ю. Друнина
Для чего нужно знать тему сегодняшнего урока?

Знания необходимы для сохранения здоровья.
9 класс — ГИА, схема строения глаза — назвать части.

3.Актуализация знаний по теме «Координация и регуляция», «Анализаторы».
-Какие системы регуляции есть в организме человека? (нервная и гуморальная)
-Что такое рефлекс?
-Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? (головной мозг – большие полушария)
-Назовите доли больших полушарий. Что такое зона коры больших полушарий?
-Дайте определение анализатора.
(Анализатор-это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигна­лов, поступающих из внешней среды.)
— Из каких частей состоит анализатор?
(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соот­ветствующая зона коры полушарий большого мозга.) – на доске собрать схему.
4.Первичное усвоение материала

Рассмотрим как пример зрительный анализатор:по таблице и рисунку в учебнике рассказать о его строении.
(Зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствитель­ный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры.)
Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор). Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
Как устроен глаз и где в нем располагаются рецепторы?- рассказ учителя по модели глаза)
(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомо­гательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слез­ные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные со­суды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобо­ждение от продуктов распада, иннервацию).
— Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника .
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки: наружная — фиброзная; средняя — сосудистая; внут­ренняя — сетчатка.
Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.
Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).
За зрачком располагается двояковыпуклая линза — хрусталик.
Сетчатка = палочки + колбочки.
Палочки и колбочки — рецепторы глаза. Палочки способны раз­личать предметы в сумерках; колбочки — реагировать на цвета.
Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, — желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого вы-
ходит зрительный нерв, — слепое пятно, так как этой частью сет­чатки не воспринимаются световые сигналы.
Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.
5.Осознание и осмысление учебной информациии первичное закрепление учебного материала.
Заполнение таблицы «Строение глазного яблока» — выполнение задания 43 в рабочей тетради (ФУНКЦИИ-ДОМА).
№ п/п
Элементы органа зрения
Строение
Функции
1
Фиброзная оболочка
• белочная оболочка, или склера;
• роговица.
• защитная;
• через роговицу свет извне проникает внутрь глаза
2
Сосудистая оболочка
• ра­дужка
зрачок;
• сосудистая оболочка
• определяет цвет глаз;
• регулирует поступ­ление света в глаз
• обеспечивает глаз кислородом и пита­тельными вещества­ми, выносит продук­ты распада
3
Хрусталик
• двояковыпуклая линза
• рефлекторно меняя кривизну, обеспечи­вает четкое изобра­жение на сетчатке
4
Сетчатка
• палочки;
• колбочки
• рецепторы сумереч­ного света
•рецепторы, способ­ные реагировать на цвет
5
Стекловидное тело

заполняет внутрен­нюю часть глаза

Как же работает зрительный анализатор? Видеофрагмент «Работа глаза»
Вопросы: каковы части оптической системы глаза?
Оптическая система глаза — роговица, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.
Что является основным элементом оптической системы глаза?
Основной элемент оптической системы — хрусталик эластичная двояковыпуклая линза.(показать ладонями)
Каков механизм работы зрительного анализатора?

Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза. В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг — в зрительную зону коры. Здесь собирается вся информация, рас­шифровывается, обобщается и создается зрительный образ). Сетчатка выступает в роли экрана, где формируется зрительный образ. «Переворачивает» изображение на сетчатке мозг.
Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»
Цель:наблюдать расширение и сужение зрачка, делать выводы.
Инструкция:испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.
Оформление работы: записать в тетрадь тему, цель работы, порядок проведения (кратко), сделать вывод- почему на свету наблюдается сужение, а в темноте расширение зрачка.

Выводы:
Глаза представляют собой самый ценный и удивительный дар природы. В них проявляются все чувства человека-радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза – это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья. Это один из важнейших и сложнейших органов чувств, поэтому они заслуживают необыкновенного внимания.
7.Д/з стр.73, 74, подготовить сообщения о глазных заболеваниях в школе, об академике В. Н. Филатове, о влиянии компьютера и телевизора на зрение.
8.Рефлексия
Наша работа подошла к завершению и я предлагаю ответить на некоторые вопросы:
· Достигли ли мы поставленных целей?
· Насколько для вас важна та информация, которую вы получили сегодня на уроке?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров