Тема урока: «Орган зрения и зрительный анализатор».
Описание
Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об
особенностях строения зрительного анализатора: способствовать формированию представлений о строении и работе органа зрения, умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, делать выводы по результатам наблюдений. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Задачи урока:
-изучить строение и функции органа зрения по модели глаза, по видеофрагменту особенности восприятия глазами окружающего мира;
-уметь самостоятельно работать с учебником, выделять главное, сравнивать;
— при наблюдении за работой зрачка осознать важность сохранения здорового органа зрения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала
Методы обучения:объяснительно — иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-методическое обеспечение: таблица «Зрительный анализатор»; разборная модель глаза,мультимедийный проектор,
CD-диск «Биология. Человек. 8 класс», «Дрофа»-видеофрагмент «Работа зрительного анализатора»,инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Целеполагание и мотивация
Ребята, я вас попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье
Ю. Друнина
Для чего нужно знать тему сегодняшнего урока?
Знания необходимы для сохранения здоровья.
9 класс — ГИА, схема строения глаза — назвать части.
3.Актуализация знаний по теме «Координация и регуляция», «Анализаторы».
-Какие системы регуляции есть в организме человека? (нервная и гуморальная)
-Что такое рефлекс?
-Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? (головной мозг – большие полушария)
-Назовите доли больших полушарий. Что такое зона коры больших полушарий?
-Дайте определение анализатора.
(Анализатор-это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигналов, поступающих из внешней среды.)
— Из каких частей состоит анализатор?
(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соответствующая зона коры полушарий большого мозга.) – на доске собрать схему.
4.Первичное усвоение материала
Рассмотрим как пример зрительный анализатор:по таблице и рисунку в учебнике рассказать о его строении.
(Зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры.)
Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор). Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
Как устроен глаз и где в нем располагаются рецепторы?- рассказ учителя по модели глаза)
(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада, иннервацию).
— Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника .
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки: наружная — фиброзная; средняя — сосудистая; внутренняя — сетчатка.
Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.
Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).
За зрачком располагается двояковыпуклая линза — хрусталик.
Сетчатка = палочки + колбочки.
Палочки и колбочки — рецепторы глаза. Палочки способны различать предметы в сумерках; колбочки — реагировать на цвета.
Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, — желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого вы-
ходит зрительный нерв, — слепое пятно, так как этой частью сетчатки не воспринимаются световые сигналы.
Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.
5.Осознание и осмысление учебной информациии первичное закрепление учебного материала.
Заполнение таблицы «Строение глазного яблока» — выполнение задания 43 в рабочей тетради (ФУНКЦИИ-ДОМА).
Как же работает зрительный анализатор? Видеофрагмент «Работа глаза»
Вопросы: каковы части оптической системы глаза?
Оптическая система глаза — роговица, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.
Что является основным элементом оптической системы глаза?
Основной элемент оптической системы — хрусталик эластичная двояковыпуклая линза.(показать ладонями)
Каков механизм работы зрительного анализатора?
Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза. В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг — в зрительную зону коры. Здесь собирается вся информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ). Сетчатка выступает в роли экрана, где формируется зрительный образ. «Переворачивает» изображение на сетчатке мозг.
Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»
Цель:наблюдать расширение и сужение зрачка, делать выводы.
Инструкция:испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.
Оформление работы: записать в тетрадь тему, цель работы, порядок проведения (кратко), сделать вывод- почему на свету наблюдается сужение, а в темноте расширение зрачка.
Выводы:
Глаза представляют собой самый ценный и удивительный дар природы. В них проявляются все чувства человека-радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза – это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья. Это один из важнейших и сложнейших органов чувств, поэтому они заслуживают необыкновенного внимания.
7.Д/з стр.73, 74, подготовить сообщения о глазных заболеваниях в школе, об академике В. Н. Филатове, о влиянии компьютера и телевизора на зрение.
8.Рефлексия
Наша работа подошла к завершению и я предлагаю ответить на некоторые вопросы:
· Достигли ли мы поставленных целей?
· Насколько для вас важна та информация, которую вы получили сегодня на уроке?
особенностях строения зрительного анализатора: способствовать формированию представлений о строении и работе органа зрения, умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, делать выводы по результатам наблюдений. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Задачи урока:
-изучить строение и функции органа зрения по модели глаза, по видеофрагменту особенности восприятия глазами окружающего мира;
-уметь самостоятельно работать с учебником, выделять главное, сравнивать;
— при наблюдении за работой зрачка осознать важность сохранения здорового органа зрения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала
Методы обучения:объяснительно — иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-методическое обеспечение: таблица «Зрительный анализатор»; разборная модель глаза,мультимедийный проектор,
CD-диск «Биология. Человек. 8 класс», «Дрофа»-видеофрагмент «Работа зрительного анализатора»,инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Целеполагание и мотивация
Ребята, я вас попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье
Ю. Друнина
Для чего нужно знать тему сегодняшнего урока?
Знания необходимы для сохранения здоровья.
9 класс — ГИА, схема строения глаза — назвать части.
3.Актуализация знаний по теме «Координация и регуляция», «Анализаторы».
-Какие системы регуляции есть в организме человека? (нервная и гуморальная)
-Что такое рефлекс?
-Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? (головной мозг – большие полушария)
-Назовите доли больших полушарий. Что такое зона коры больших полушарий?
-Дайте определение анализатора.
(Анализатор-это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигналов, поступающих из внешней среды.)
— Из каких частей состоит анализатор?
(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соответствующая зона коры полушарий большого мозга.) – на доске собрать схему.
4.Первичное усвоение материала
Рассмотрим как пример зрительный анализатор:по таблице и рисунку в учебнике рассказать о его строении.
(Зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры.)
Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор). Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
Как устроен глаз и где в нем располагаются рецепторы?- рассказ учителя по модели глаза)
(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада, иннервацию).
— Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника .
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки: наружная — фиброзная; средняя — сосудистая; внутренняя — сетчатка.
Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.
Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).
За зрачком располагается двояковыпуклая линза — хрусталик.
Сетчатка = палочки + колбочки.
Палочки и колбочки — рецепторы глаза. Палочки способны различать предметы в сумерках; колбочки — реагировать на цвета.
Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, — желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого вы-
ходит зрительный нерв, — слепое пятно, так как этой частью сетчатки не воспринимаются световые сигналы.
Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.
5.Осознание и осмысление учебной информациии первичное закрепление учебного материала.
Заполнение таблицы «Строение глазного яблока» — выполнение задания 43 в рабочей тетради (ФУНКЦИИ-ДОМА).
№ п/п |
Элементы органа зрения |
Строение |
Функции |
1 |
Фиброзная оболочка |
• белочная оболочка, или склера; • роговица. |
• защитная; • через роговицу свет извне проникает внутрь глаза |
2 |
Сосудистая оболочка |
• радужка зрачок; • сосудистая оболочка |
• определяет цвет глаз; • регулирует поступление света в глаз • обеспечивает глаз кислородом и питательными веществами, выносит продукты распада |
3 |
Хрусталик |
• двояковыпуклая линза |
• рефлекторно меняя кривизну, обеспечивает четкое изображение на сетчатке |
4 |
Сетчатка |
• палочки; • колбочки |
• рецепторы сумеречного света •рецепторы, способные реагировать на цвет |
5 |
Стекловидное тело |
заполняет внутреннюю часть глаза |
Как же работает зрительный анализатор? Видеофрагмент «Работа глаза»
Вопросы: каковы части оптической системы глаза?
Оптическая система глаза — роговица, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.
Что является основным элементом оптической системы глаза?
Основной элемент оптической системы — хрусталик эластичная двояковыпуклая линза.(показать ладонями)
Каков механизм работы зрительного анализатора?
Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза. В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг — в зрительную зону коры. Здесь собирается вся информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ). Сетчатка выступает в роли экрана, где формируется зрительный образ. «Переворачивает» изображение на сетчатке мозг.
Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»
Цель:наблюдать расширение и сужение зрачка, делать выводы.
Инструкция:испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.
Оформление работы: записать в тетрадь тему, цель работы, порядок проведения (кратко), сделать вывод- почему на свету наблюдается сужение, а в темноте расширение зрачка.
Выводы:
Глаза представляют собой самый ценный и удивительный дар природы. В них проявляются все чувства человека-радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза – это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья. Это один из важнейших и сложнейших органов чувств, поэтому они заслуживают необыкновенного внимания.
7.Д/з стр.73, 74, подготовить сообщения о глазных заболеваниях в школе, об академике В. Н. Филатове, о влиянии компьютера и телевизора на зрение.
8.Рефлексия
Наша работа подошла к завершению и я предлагаю ответить на некоторые вопросы:
· Достигли ли мы поставленных целей?
· Насколько для вас важна та информация, которую вы получили сегодня на уроке?
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Биология
8 класс
22 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»