Обеспечение радиационной безопасности населения
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование теоретических знаний и способствование повышениюнавыков в принятии обоснованных решений.
Задачи:
1.Сформировать у обучающихся знаний о радиационно-опасных объектах, радиационной защите населения и правилах поведения в различных ситуациях.
2. Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Место проведения: кабинет 1-11
Оборудование и инвентарь: компьютер, презентация (приложение№1), плакаты, тестовые задания, йод, стакан со 100гр воды.
Часть урока |
Частные задачи |
Содержание этапа |
Время |
Наглядность |
Деятельность обучающихся |
Организационно-методические указания |
1. Подготовительная часть |
Подготовка к работе на уроке учащихся |
Приветствие учащихся. Проговаривание плана урока для учащихся. |
1,5 мин. |
Обратить внимание учащихся на план урока. |
Запись темы урока в тетрадь. |
Цель: Создание установки на достижение конкретных результатов на уроке. Записать отсутствующих, обратить внимание на внешний вид, и готовность к уроку. На сегодняшний урок у нас с вами следующий план работы 1. Проведение тестирования по прошедшей темы « Аварии на гидротехнических сооружениях» 2. Использование ядерной энергии в мире 3. Крупнейшие катастрофы на РОО причины и последствия 4. Порядок действий при сигнале «Внимание всем!» 5. Практические задания по разработке рекомендаций населению. |
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу |
Проверка усвоения пройденного материала |
.Проведение тестирования учащихся по пройденной теме: «Аварии на гидротехнических сооружениях». |
5 мин. |
|
Выполнение тестового задания. |
Цель:проверить уровень усвоения пройденного материала обучающимися по теме: «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (приложение№2) Метод: тестирование. Прошу вас взять тесты и заполнить. На заполнение у вас 3 мин._______________ собери пожалуйста. Результаты тестирования по прошлой теме я вам сообщу на следующем уроке. |
3.Изучение нового учебного материала. |
Сообщение цели урока и задач, которые ставятся на уроке. Формирование эмоционального настроя Актуализация знаний: Анализ крупнейших аварий на РОО Формирование знаний учащихся об основных законах и положениях в области радиационной безопасности населения, основных понятий и норм радиационной безопасности. Проведение физкультминутки. Обсуждение порядка действий при получение сигнала: «Внимание всем!» |
Цель: Сформировать знания о радиационной безопасности населения и правилах поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. Задачи: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики. Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения. Составить инструкции поведения при различных ситуациях связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. Зачитывание одним учащимся эпиграфа. Значение ядерной энергетики в мире, её положительные и отрицательные стороны. Аварии на АЭС: причины и последствия. Правовое обеспечение вопросов радиационной безопасности. Рассмотрение основных понятий Комплекс упражнений Разбор ситуации, при оповещение Разбор ситуации, при получение сигнала на улице. Разбор ситуации, при получение сигнала в помещение (дома). Проведение йодной профилактики. |
2 мин 0,5 мин. 3 мин. 4 мин. 2 мин. 4 мин. 1 мин. 0,5 мин. 1 мин. 2 мин. 1 мин. |
Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд № 6-7 Слайд № 8 Слайд № 9-11 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15-16 Слайд № 17 |
Эпиграф зачитывает ученик Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Работают с учебником и тетрадью Дети выполняют упражнения. Ответы на вопросы, высказывание своего мнения. Практическое задание. |
Цель: Разъяснение деятельности обучающихся по освоению темы занятия. Метод: рассказ, демонстрация слайда презентации, беседа. Цель нашего занятия Сформировать знания о радиационной безопасности населения и правилах поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. Задачи: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики. Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения. Составить инструкции поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. _________________ прочитай пожалуйста эпиграф. Цель: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики. Методы: беседа, сообщение учителя, демонстрация слайда презентации, рассказ учителя. Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного превышают общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжение человечества. В настоящее время в мире работает более 450 ядерных реакторов. Атомная энергетика позволила существенно снизить “энергетический голод” и оздоровить экологию в ряде стран. «Какие положительные стороны ядерной энергетики вы можете назвать?» «Какие отрицательные стороны ядерной энергетики вы можете назвать?» Ядерная энергетика. Россия — 12% электроэнергии, США – 20% электроэнергии, Германия – 30% электроэнергии, Франция – 65% электроэнергии. АЭС в режиме нормально функционирования не представляют опасности ни для персонала, ни для населения, проживающего в 30 км зоне. Опасность при использование ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Ядерная энергетика предъявляет повышенные пребывания к уровню квалификации персонала, надежности оборудования, и конструкции. Но не зависимо от этого аварии на АЭС происходят. Назовите мне те которые вы знаете? «Какие крупнейшие аварии на АЭС вы можете назвать?» «К каким последствиям могут привести аварий на АЭС?» Правильно Авария 1986г на ЧАЭС но кроме нее можно назвать 1957Англия Уиндскейл 1979, США Три-Майл-Айланд Причины аварий могут быть разные: ошибка персонала, землетрясение, пожар, отказ оборудования. Все эти причины могут привести к печальным последствиям: Гибель людей. Генные мутации. Значительные дозы облучения. Эвакуация населения из мест постоянного проживания. Загрязнению и вывод из хозяйственной деятельности значительных территорий. Большие экономические затраты на ликвидацию последствий. Цель: Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения. Методы: демонстрация слайда презентации беседа, самостоятельная работа с учебником и тетрадью Одновременно с повышенными требованиями к уровню общей культуры в области безопасности всего населения для защиты населения с юридической стороны в России сформирован ряд ФЗ и других нормативных актов: ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 1996г Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» И ряд других законодательных актов. Обучающимся дается под запись: ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 1996г, Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), Радиационная безопасность населения Эффективная доза Естественный радиационный фон Техногенно-изменненый радиационный фон Санитарно-защитная зона Зона наблюдения Радиационная авария Законы, особенно первые два, я прошу записать. Ответьте на вопрос: Как по вашему мнению что можно отнести к естественным источникам излучения? Согласно Нормам радиационной безопасности (НРБ-99/2009) Естественная доза излучения составляет — 0.002 Зв/год или 0.2 бэр/год А к искусственным? Техногенно-измененная доза излучения составляет — 0.0025 Зв/год или 0.25 бэр/год Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. Прошу детей выйти из-за парт 1.И.П. руки на пояс, ноги вместе, На 1-4 повороты головы влево, На 1-4 повороты головы вправо. 2..И.П. руки вперед, ноги вместе, На 1-4 круговые движения во внешнюю сторону, На 1-4 – во внутреннюю. 3..И.П. руки перед грудью, ноги врозь, повороты туловищем влево на два счета и вправо на два счета. 4 раза. Рекомендация: повороты совершать глубже. А теперь давайте остановимся и проведем физкультминутку. Встали, вышли из-за парт. (вывести детей так что бы они не мешали друг другу) Метод: рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов презентации с элементами практической работы. При возникновение опасности для жизни мирного населения происходит включение сирен, издающих прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!” Если вас этот сигнал застал в школе то все вы распускаетесь по домам; При получение сигнала оповещение о радиационной аварии на улице Немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и немедленно укройтесь в ближайшем здании. Войдя в помещение немедленно снимите верхнюю одежду и обувь и поместит их в пластиковый пакет. При получение сигнала оповещение о радиационной аварии в помещение(дома) Проведите герметизацию помещения. Включите телевизор, для получения информации о дальнейших действиях. Соблюдайте правила личной гигиены. Помещение оставлять лишь при необходимости и на короткое время. «Что нужно делать при получение сигнала на улице?» При получение сигнала оповещение о радиационной аварии в помещение(дома) Укройте продукты питания и воду. Все продукты, выдерживающие воздействие воды, перед употреблением промывайте водой. Проведите йодную профилактику. «Так ли необходимо снимать верхнюю одежду?» «Для чего?» «Как проводится герметизация помещения?» «Как провести йодную профилактику?» На первой парте положить пипетку (для дозировки йода), стакан с кипяченной водой. К первой парте вызывается ученик и наводит йодный раствор. |
4.Закрепление пройденного учебного материала. |
Разбор практических ситуаций. Анализ и обсуждение результатов. Обобщение результатов урока |
1 группе задание на составление рекомендаций:«При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов.» 2 группе задание на составление рекомендаций: «При подготовке к возможной эвакуации». 3 группе задание на составление рекомендаций: «При проживании на радиационно-загрязненной местности.» Сравнение списка рекомендаций детей со списком на доске. Ответ на вопрос: «Что нужно знать для обеспечения своей радиационной безопасности?» |
4 мин. 3 мин. 2 мин. |
Слайд № 19-21 Слайд № 22 |
Работа с раздаточным материалом. Составляют список рекомендаций по каждой ситуации. Комментируют свой выбор. Сравнивают свои результаты с эталоном Дают ответы на вопрос, либо задают вопросы по теме. |
Цель: Составить инструкции поведения при различных ситуациях связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. (приложение№4) Метод: групповая практическая работа. Дать задание, беседа по итогам практической работы, фронтальная беседа. Теперь, прошу, рассядьтесь на три группы, каждая из групп получит задание. Провести разделение класса на три группы. Раздать материал. Во всех трех конвертах одни и те же правила, ваша задача выбрать правильные конкретно для вашей ситуации на работу вам отводится 4 мин. Закончили выполнение задания. Предоставите ваши варианта, первая группа – у кого ситуация: «При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов»; Следующая группа – «При подготовке к возможной эвакуации»; Третья группа – «При проживании на радиационно-загрязненной местности». Дополнительные вопросы: «Какие правовые и нормативные акты регулируют вопросы в области радиационной безопасности населения?» «Сколько составляет естественная доза?» «Что вы должны сделать в первую очередь, услышав сигнал «Внимание всем!»?» «Как правильно вы должны провести йодную профилактику?» «Что вы должны сделать при подготовке к эвакуации?» «Ваши действия при проживании на радиационно-загрязненной местности?» Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: Что нужно знать населению для обеспечения своей радиационной безопасности?» |
5. Заключительная часть |
Домашнее задание. |
Прочитать параграф №5.3 Выполнить задание на ст.112 |
1 мин. |
|
Записывают домашнее задание. |
Цель: Содействие осмысления учащимися результатов своей деятельности на уроке. Метод: сообщение учителя. |
Резерв: приложение №3.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
5 декабря 1995 года
(в ред. Федеральных законов
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;
санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;
зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности
1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;
разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;
контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;
введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
контроль за перемещением источников ионизирующего излучения;
информирование населения о радиационной обстановке;
установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;
установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;
регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;
другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:
разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности
1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с положениями об указанных органах.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, определяется законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности
1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности
1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.
2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:
для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 10 в системной связи со статьей 22 данного Федерального закона, статьями 2 и 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьями 2, 3, 4, подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.02. 2004 N 107 не предполагает ограничение для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по рентгенологии, возможности получить лицензию на деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения - аппаратами рентгеновскими медицинскими (в том числе стоматологическими) (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 633-О-П).
Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения
1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности
1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.
Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности
Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности
1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.
Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения
При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;
обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.
2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:
выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;
проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;
эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.
3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;
средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:
обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;
провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;
принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.
Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии
1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.
2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
3. Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Социальная поддержка граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку. Порядок предоставления социальной поддержки устанавливается законом.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков
1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:
соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;
проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности
1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.
Статья 30. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
9 января 1996 года
N 3-ФЗ
Приложение №2.
Тест: «Аварии на гидротехнических сооружениях» 8 класс
/_________________________________________/
-
Гидродинамическая авария –
-
Авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
-
Опасность возникновения затопления низинных районов.
-
Авария на гидротехническом сооружении, связанная с фазой водного режима реки; сравнительно кратковременного и непериодического поднятия уровня воды в реке.
-
Выберите аварии на гидротехнических сооружениях? (выберите правильные)
-
прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва, приводящие к катастрофическим затоплениям
-
прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к незначительному повышению уровня воды в реке.
-
прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к возникновению прорывного паводка;
-
прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к возникновению зажоров и заторов.
-
прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к смыву плодородных почв или отложению наносов на больших территориях.
-
Волна прорыва –
-
Это покрытие территории водой.
-
Волна перемещения, образующаяся в нижнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.
-
Волна перемещения, образующаяся в верхнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.
-
Волна перемещения, образующаяся в нижнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.
-
Основные поражающие факторы гидродинамических аварий (выберите правильные)
-
оползни и обвалы в результате размыва грунта.
-
пожары из-за обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов.
-
затопление местности.
-
волна прорыва.
-
Антропогенные причины гидродинамических аварий (выберите правильные) –
-
землетрясения,
-
ураганы,
-
обвалы, оползни,
-
паводки
-
ошибки при проектировании;
-
конструктивные дефекты гидросооружений;
-
нарушение правил эксплуатации;
-
недостаточный водосброс и перелив воды через плотину;
-
диверсионные акты;
-
нанесение ударов ядерным или обычным оружием по гидросооружениям.
Приложение №3.
Тест. «Радиационная безопасность населения»
___________________________________________________________________
1.Какие правовые и нормативные акты регулируют вопросы в области радиационной безопасности населения? (выберите правильные)
-
ФЗ «О защите населения и территории от ЧСТиПХ»
-
ФЗ «О радиационной безопасности населения»
-
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
-
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
-
Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)
2.Ответьте, сколько составляет естественная доза:
-
0.002 Зв/год (0.2 бэр/год)
-
0,02 Зв/ч (2бэр/год)
-
0,002 бэр/ч (0,2 Зв/год)
-
2 бэр/ч (0,2 Зв/год)
3.
Что вы должны сделать в
первую очередь, услышав сигнал
«Внимание всем!»
-
Уточнить наличие в районе проживания радиационно-опасных объектов.
-
Включить имеющиеся средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры.
-
Как можно быстрее закупить продукты первой необходимости.
4.Как правильно вы должны провести йодную профилактику?
-
Принимать в течение 7 дней йодистый калий по одной таблетке (0.125г), а для детей до 2 лет ¼ таблетки (0.04г) или нанести йод на тело в виде нескольких полосок различной ширины.
-
Принимать в течение 7 дней йодистый калий по одной таблетке (0.125г), а для детей до 2 лет ¼ таблетки (0.04г) или йодистый раствор: 1-2 капель йода на стакан воды или молока 2-3 раза в день, детям 3 капли на 100г воды.
-
Принимать в течение 7 дней йодистый калий по одной таблетке (0.125г), а для детей до 2 лет ¼ таблетки (0.04г) или йодистый раствор: 3-5 капель йода на стакан воды, детям 1-2 капли на 100г воды.
5. Что вы должны сделать при подготовке к эвакуации? (выберите правильные)
-
Закупить на рынке свежих продуктов на дальнюю дорогу.
-
Собрать необходимые вещи: документы, деньги, лекарства, личные вещи, продукты, СИЗ.
-
Сложить в рюкзак (чемодан) одежду и обувь по сезону, запас продуктов на 1 день и другие необходимые вещи. Обернуть чемодан(рюкзак) полиэтиленовой пленкой.
-
Собрать вещи и ждать когда вас эвакуируют.
-
При эвакуации, на эвакопункте зарегистрироваться у председателя эвакокомиссии.
6.Ваши действия при проживании на радиационно-загрязненной местности? (выберите правильные)
-
Проведение влажной уборки помещений с тщательным стиранием пыли.
-
Проветрить помещение.
-
Мусор из пылесоса и ветошь, используемая при уборке сбрасывать в емкость, врытую в землю.
-
Собрать (при возможности) созревшие фрукты и овощи, или закупить на рынке.
-
На открытой местности не курить, чаще отдыхать на свежем воздухе.
-
Воду употреблять из проверенных источников, а продукты – приобретенные в магазине.
Приложение №4.
При проживании на радиационно-загрязненной местности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №4.
При подготовке к возможной эвакуации необходимо: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №4.
При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов необходимо: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №4.
Мусор сбрасывать в емкость, врытую в землю. |
Влажная уборки помещений. |
Периодическое увлажнение территории двора. |
Не употреблять в пищу рыбу и раков из местных водоемов. |
Меньше находиться на открытой местности. |
Воду употреблять из проверенных источников, а продукты – приобретенные в магазине. |
Тщательно мыть руки и полоскать рот 0,5% раствором питьевой соды. |
Полностью обесточить квартиру прикрепить объявление к двери – « В квартире № __ никого нет». |
На эвакопункте зарегистрироваться у председателя эвакокомиссии. |
Уточнить наличие радиационно-опасных объектов. |
Выяснить способы и средства оповещения о аварии на радиационно-опасных объектах. |
Изучить инструкцию о порядке действия населения при аварии на РОО. |
Создать запасы герметизирующего материала, йодных препаратов, продовольствия и воды. |
Собрать необходимые вещи в рюкзак (чемодан). |
Обернуть рюкзак (чемодан) полиэтиленовой пленкой. |
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Бакунин Иван Васильевич
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс 8
Тема урока: Обеспечение радиационной безопасности населения.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование теоретических знаний и способствование повышению навыков в принятии обоснованных решений.
Задачи:
1.Сформировать у обучающихся знаний о радиационно-опасных объектах, радиационной защите населения и правилах поведения в различных ситуациях.
2. Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Место проведения: кабинет 1-11
Оборудование и инвентарь: компьютер, презентация (приложение№1), плакаты, тестовые задания, йод, стакан со 100гр воды.
Часть урока |
Частные задачи |
Содержание этапа |
Время |
Наглядность |
Деятельность обучающихся |
Организационно-методические указания |
1. Подготовительная часть |
Подготовка к работе на уроке учащихся |
Приветствие учащихся. Проговаривание плана урока для учащихся. |
1,5 мин. |
Обратить внимание учащихся на план урока. |
Запись темы урока в тетрадь. |
Цель: Создание установки на достижение конкретных результатов на уроке. Записать отсутствующих, обратить внимание на внешний вид, и готовность к уроку. На сегодняшний урок у нас с вами следующий план работы
|
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу |
Проверка усвоения пройденного материала |
. Проведение тестирования учащихся по пройденной теме: «Аварии на гидротехнических сооружениях». |
5 мин. |
|
Выполнение тестового задания. |
Цель: проверить уровень усвоения пройденного материала обучающимися по теме: «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (приложение№2) Метод: тестирование. Прошу вас взять тесты и заполнить. На заполнение у вас 3 мин._______________ собери пожалуйста. Результаты тестирования по прошлой теме я вам сообщу на следующем уроке. |
3. Изучение нового учебного материала. |
Сообщение цели урока и задач, которые ставятся на уроке. Формирование эмоционального настроя Актуализация знаний: Анализ крупнейших аварий на РОО Формирование знаний учащихся об основных законах и положениях в области радиационной безопасности населения, основных понятий и норм радиационной безопасности. Проведение физкультминутки. Обсуждение порядка действий при получение сигнала: «Внимание всем!» |
Цель: Сформировать знания о радиационной безопасности населения и правилах поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. Задачи: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики. Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения. Составить инструкции поведения при различных ситуациях связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. Зачитывание одним учащимся эпиграфа. Значение ядерной энергетики в мире, её положительные и отрицательные стороны. Аварии на АЭС: причины и последствия. Правовое обеспечение вопросов радиационной безопасности. Рассмотрение основных понятий Комплекс упражнений Разбор ситуации, при оповещение Разбор ситуации, при получение сигнала на улице. Разбор ситуации, при получение сигнала в помещение (дома). Проведение йодной профилактики. |
2 мин 0,5 мин. 3 мин. 4 мин. 2 мин. 4 мин. 1 мин. 0,5 мин. 1 мин. 2 мин. 1 мин. |
Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд № 6-7 Слайд № 8 Слайд № 9-11 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15-16 Слайд № 17 |
Эпиграф зачитывает ученик
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Работают с учебником и тетрадью
Дети выполняют упражнения.
Ответы на вопросы, высказывание своего мнения.
Практическое задание. |
Цель: Разъяснение деятельности обучающихся по освоению темы занятия. Метод: рассказ, демонстрация слайда презентации, беседа. Цель нашего занятия Сформировать знания о радиационной безопасности населения и правилах поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. Задачи: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики. Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения. Составить инструкции поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах.
_________________ прочитай пожалуйста эпиграф. Цель: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики. Методы: беседа, сообщение учителя, демонстрация слайда презентации, рассказ учителя. Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного превышают общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжение человечества. В настоящее время в мире работает более 450 ядерных реакторов. Атомная энергетика позволила существенно снизить “энергетический голод” и оздоровить экологию в ряде стран. «Какие положительные стороны ядерной энергетики вы можете назвать?» «Какие отрицательные стороны ядерной энергетики вы можете назвать?» Ядерная энергетика. Россия - 12% электроэнергии, США – 20% электроэнергии, Германия – 30% электроэнергии, Франция – 65% электроэнергии. АЭС в режиме нормально функционирования не представляют опасности ни для персонала , ни для населения, проживающего в 30 км зоне. Опасность при использование ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Ядерная энергетика предъявляет повышенные пребывания к уровню квалификации персонала, надежности оборудования, и конструкции. Но не зависимо от этого аварии на АЭС происходят. Назовите мне те которые вы знаете? «Какие крупнейшие аварии на АЭС вы можете назвать?» «К каким последствиям могут привести аварий на АЭС?» Правильно Авария 1986г на ЧАЭС но кроме нее можно назвать 1957Англия Уиндскейл 1979,США Три-Майл-Айланд Причины аварий могут быть разные: ошибка персонала, землетрясение, пожар, отказ оборудования. Все эти причины могут привести к печальным последствиям: Гибель людей. Генные мутации. Значительные дозы облучения. Эвакуация населения из мест постоянного проживания. Загрязнению и вывод из хозяйственной деятельности значительных территорий. Большие экономические затраты на ликвидацию последствий. Цель: Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения. Методы: демонстрация слайда презентации беседа, самостоятельная работа с учебником и тетрадью Одновременно с повышенными требованиями к уровню общей культуры в области безопасности всего населения для защиты населения с юридической стороны в России сформирован ряд ФЗ и других нормативных актов: ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 1996г Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» И ряд других законодательных актов. Обучающимся дается под запись: ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 1996г, Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), Радиационная безопасность населения Эффективная доза Естественный радиационный фон Техногенно-изменненый радиационный фон Санитарно-защитная зона Зона наблюдения Радиационная авария Законы, особенно первые два, я прошу записать. Ответьте на вопрос: Как по вашему мнению что можно отнести к естественным источникам излучения? Согласно Нормам радиационной безопасности (НРБ-99/2009) Естественная доза излучения составляет - 0.002 Зв/год или 0.2 бэр/год А к искусственным? Техногенно-измененная доза излучения составляет - 0.0025 Зв/год или 0.25 бэр/год Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. Прошу детей выйти из-за парт 1.И.П. руки на пояс, ноги вместе, На 1-4 повороты головы влево, На 1-4 повороты головы вправо. 2. .И.П. руки вперед, ноги вместе, На 1-4 круговые движения во внешнюю сторону, На 1-4 – во внутреннюю. 3. .И.П. руки перед грудью, ноги врозь, повороты туловищем влево на два счета и вправо на два счета. 4 раза. Рекомендация: повороты совершать глубже. А теперь давайте остановимся и проведем физкультминутку. Встали, вышли из-за парт. (вывести детей так что бы они не мешали друг другу) Метод: рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов презентации с элементами практической работы. При возникновение опасности для жизни мирного населения происходит включение сирен, издающих прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!” Если вас этот сигнал застал в школе то все вы распускаетесь по домам; При получение сигнала оповещение о радиационной аварии на улице Немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и немедленно укройтесь в ближайшем здании. Войдя в помещение немедленно снимите верхнюю одежду и обувь и поместит их в пластиковый пакет. При получение сигнала оповещение о радиационной аварии в помещение(дома) Проведите герметизацию помещения. Включите телевизор, для получения информации о дальнейших действиях. Соблюдайте правила личной гигиены. Помещение оставлять лишь при необходимости и на короткое время. «Что нужно делать при получение сигнала на улице?» При получение сигнала оповещение о радиационной аварии в помещение(дома) Укройте продукты питания и воду. Все продукты, выдерживающие воздействие воды, перед употреблением промывайте водой. Проведите йодную профилактику. «Так ли необходимо снимать верхнюю одежду?» «Для чего?» «Как проводится герметизация помещения?» «Как провести йодную профилактику?» На первой парте положить пипетку (для дозировки йода), стакан с кипяченной водой. К первой парте вызывается ученик и наводит йодный раствор. |
4. Закрепление пройденного учебного материала. |
Разбор практических ситуаций. Анализ и обсуждение результатов. Обобщение результатов урока |
1 группе задание на составление рекомендаций: «При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов.» 2 группе задание на составление рекомендаций: «При подготовке к возможной эвакуации». 3 группе задание на составление рекомендаций: «При проживании на радиационно-загрязненной местности.» Сравнение списка рекомендаций детей со списком на доске. Ответ на вопрос: «Что нужно знать для обеспечения своей радиационной безопасности?» |
4 мин. 3 мин. 2 мин. |
Слайд № 19-21 Слайд № 22 |
Работа с раздаточным материалом. Составляют список рекомендаций по каждой ситуации. Комментируют свой выбор.
Сравнивают свои результаты с эталоном
Дают ответы на вопрос, либо задают вопросы по теме. |
Цель: Составить инструкции поведения при различных ситуациях связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. (приложение№4) Метод: групповая практическая работа. Дать задание, беседа по итогам практической работы, фронтальная беседа. Теперь, прошу, рассядьтесь на три группы, каждая из групп получит задание. Провести разделение класса на три группы. Раздать материал. Во всех трех конвертах одни и те же правила, ваша задача выбрать правильные конкретно для вашей ситуации на работу вам отводится 4 мин. Закончили выполнение задания.
Предоставите ваши варианта, первая группа – у кого ситуация: «При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов»; Следующая группа – «При подготовке к возможной эвакуации»; Третья группа – «При проживании на радиационно-загрязненной местности». Дополнительные вопросы: «Какие правовые и нормативные акты регулируют вопросы в области радиационной безопасности населения?» «Сколько составляет естественная доза?»
«Что вы должны сделать в первую очередь,
услышав сигнал «Как правильно вы должны провести йодную профилактику?» «Что вы должны сделать при подготовке к эвакуации?» «Ваши действия при проживании на радиационно-загрязненной местности?» Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: Что нужно знать населению для обеспечения своей радиационной безопасности?» |
5. Заключительная часть |
Домашнее задание. |
Прочитать параграф №5.3 Выполнить задание на ст.112 |
1 мин. |
|
Записывают домашнее задание. |
Цель: Содействие осмысления учащимися результатов своей деятельности на уроке. Метод: сообщение учителя. |
Резерв: приложение №3.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»