В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Программа предметного курса по выбору "Химия вокруг нас"

Программа предметного курса по выбору "Химия вокруг нас"

Татьяна Чиркова
Тип материала: Планирование
просмотров: 4060 комментариев: 1
Краткое описание
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса и экологических знаний.
Описание
  • Пояснительная записка.
    Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса, экологических знаний, расширения знаний в областях:
    · Химия в быту;
    · Химия и косметика;
    · Химия и сельское хозяйство;
    · Химия и медицина;
    · Химия и искусство;
    · Химия и кулинария.
    Актуальность данного курса объясняется рядом факторов:
    · Недостаточным объёмом информации по данной теме в школьных учебниках;
    · Важность сохранения здоровья;
    · Правильное применение различных химических веществ в повседневной жизни.
    Ведущей идеейкурса является: разнообразие химических веществ, применяемых в повседневной жизни, расширение знаний учащихся об их применении, оказание помощи в выборе профиля.
    Дидактическая цель:создать условия для формирования правильного выбора использования химических веществ в повседневной жизни, выборе профиля.
    Образовательные цели:расширение и углубление знаний о разнообразии химических веществ, их применении в повседневной жизни, совершенствование экспериментальных умений учащихся, навыков проведения несложных химических опытов.
    Развивающие цели:создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, их способностей.
    Воспитательные цели:воспитывать у учащихся способность осознавать значимость правильного применения химических веществ в повседневной жизни, значимость химических знаний в будущей профессии.
    Программа авторская.Новизна курса заключается в том, что рассматриваются знакомые вопросы с разных позиций: важности и осторожности применения. Уделяется большое внимание воспитательному аспекту, используется технология проектов, формируются практические навыки использования химических веществ.
    Кроме мотивационной функции, курс органически вписывается в систему экологического, культурологического и здоровье сберегающего функционирования современного образования.
    Вид курса:межпредметный.
    Продолжительность курса: 17 часов.
    Режим проведения: традиционный.
    Формы проведения:урок, деловая игра, учебное исследование, экскурсии, лабораторные и практические работы.
    Систему контроля предусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутов, выступлений на классных часах.
    Форма итогового контроля– зачёт проекта по теме «Химия вокруг нас» — индивидуальная творческая (исследовательская работа.
    2.Структура курса.

    Название курса
    Количество часов
    1.
    Химия в быту
    2
    2.
    Химия и косметика
    2
    3.
    Химия и сельское хозяйство
    3
    4.
    Химия и медицина
    2
    5.
    Химия и искусство
    3
    6.
    Химия и кулинария
    2
    7.
    Химия в природе
    2
    8.
    Итоговое занятие
    1
    Всего
    17


    3.Календарно – тематическое планирование.

    Наименование тем
    Количество часов
    1.
    Химия в быту.
    2
    1.1.
    Разнообразие применения химических веществ в повседневной жизни. Мыло и синтетические моющие средства. Лабораторная работа «Разнообразие моющих средств, определение их рН, определение жесткости воды, её устранение»
    1
    1.2.
    Химчистка на дому. Лабораторная работа по выведению пятен.
    1
    2.
    Химия и косметика.
    2
    2.1.
    Историческая справка. Использование химических веществ для косметических средств.
    1
    2.2.
    Средства гигиены. Лабораторная работа по определению состава и рН средств гигиены.
    1
    3.
    Химия и сельское хозяйство
    3
    3.1.
    Микро и макроэлементы. Их роль для роста и развития растений. Лабораторная работа по определению удобрений.
    1
    3.2.
    Кислотность почвы. Лабораторная работа по определению кислотности почв, способу устранения кислотности.
    1
    3.3.
    Химия для животноводства.
    1
    4.
    Химия и медицина.
    2
    4.1.
    Лекарства, витамины. Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах».
    1
    4.2.
    Химия и здоровье человека. Лабораторные работы «Вредное воздействие спирта на белки», «Определение вредных веществ в сигарете».
    1
    5.
    Химия и искусство.
    3
    5.1.
    Живопись глазами химика. Практическая работа «Приготовление красок своими руками»
    1
    5.2.
    Металлы как материал для создания произведений искусств. Лабораторная работа «Качественные реакции на металлы».
    1
    5.3.
    Волшебный мир стекла. Лабораторные работы «Надписи на стекле», «Виды стёкол».
    1
    6.
    Химия и питание.
    2
    6.1.
    Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии. Пищевые добавки и нитраты.
    1
    6.2.
    Практическая работа «Изучение состава продуктов питания. Определение нитратов, железа в продуктах питания».
    1
    7.
    Химия в природе.
    2
    7.1.
    Индикаторы – растения. Экскурсия в природу.
    1
    7.2.
    Экология водных ресурсов села.
    1
    8.
    Итоговое занятие. Научно – практическая конференция.
    1


    4.Содержание учебной программы.
    1.Химия в быту.
    Многоликость применения химических веществ в быту. Исторические сведения о применении моющих средств. Состав и свойства мыла и СМС. Отбеливатели, чистящие средства, пятновыводители. Практические работы: «Свойства мыла и СМС», «Война пятнам».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Разнообразие химических средств, применяемых в быту, состав и свойства мыла, СМС. Механизм действия отбеливателей. Состав чистящих средств. Экологические основы применения различных средств.
    Определить рН мыла и СМС, определить жёсткость воды, устранить жёсткость воды. Выводить пятна, доступными веществами, подбирать СМС и отбеливатели для определённых видов тканей и загрязнения.


    Литература:
    Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
    Юдин А.М. «Химия для вас», М. Химия, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.

  • Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 5, 9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    Газета «Вятский садовод» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    2.Химия и косметика.
    Исторические сведения применения веществ в косметике. Состав средств гигиены (зубных паст, шампуней), свойства компонентов, входящих в них. Химические вещества, используемые для изготовления косметических средств. Практические работы: «Разнообразие косметических средств, их элементарный состав», «Определение рН средств гигиены, слюны человека».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Состав средств гигиены, свойства некоторых компонентов, входящих в их состав, элементарный состав других косметических средств, правильность их выбора и применения.
    Определить рН средств гигиены, уметь правильно пользоваться косметическими средствами.


    Литература:
    Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
    Журнал «Химия в школе» № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 3, 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
    3.Химия и сельское хозяйство.
    Виды удобрений, их свойства, правила применения. Понятие о кислотности почвы, способах её устранения. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Лабораторные работы: «Определение удобрений», «Определение рН почвы».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Макро и микроэлементы. Влияние элементов на рост и развитие растений. Сроки внесения удобрений. Технику определения состава удобрений. Кислотность почвы, влияние среды на рост и развитие растений. Способы устранения кислотности почвы. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Способы защиты растений от вредителей. Экологические проблемы в сельском хозяйстве.
    Определять элементарный состав удобрений, правильно вносить удобрения. Определять кислотность почвы, устранять её.


    Литература:
    Доренко А.Г. «Занимательная агрономия» Издательство сельскохозяйственная литература. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1963 г»>1963 г.
    Шибанов А.А. «Основы растениеводства» Издательство Просвещение, М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1965 г»>1965 г.
    Газета «Вятский садовод» № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    4.Химия и медицина.
    Лекарственные препараты, в состав которых входят химические вещества, изучаемые в процессе обучения. Витамины. Роль химических элементов в организме человека. Использование металлов, пластмасс и других веществ в медицине. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Практические работы: «Разнообразие витаминов», «Вредное действие спиртов на белки», «Определение вредных веществ в сигарете».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Использование химических веществ в медицине, роль витаминов, химических элементов в организме человека, вред алкоголя, никотина.
    Правильно пользоваться лекарственными средствами и витаминами. Вести здоровый образ жизни.


    Литература:
    Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» МПРЕСС, <metricconverter w:st=«on» productid=«1999 г»>1999 г.
    Журнал «Химия в школе»№ 6 1998., № 3,5 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 7,9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
    Журнал «Маруся» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    5.Химия и искусство.
    Исторические сведения о применении химических веществ в искусстве. Химия для художника. Использование металлов, стекла, глины в произведениях искусств. Дымковская игрушка. Драгоценные камни. Практические работы: «Приготовление красок», «Надписи на стекле».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Химические вещества, применяемые художниками, состав некоторых красок. Исторические сведения о получении стекла, видах стёкол, состав некоторых драгоценных камней.
    Приготовить простейшие краски, делать надписи на стекле, различать виды стекла.


    Литература:
    Зимина Н.В. «Минералы и самоцветы». М.ТЕРРА – книжный клуб, <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г.
    Малышкина В. «Занимательная химия» Нескучный учебник. Тригон. Санкт-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.
    Титова И.М. «Вещества и материалы в руках художника», МИРОС. <metricconverter w:st=«on» productid=«1994 г»>1994 г.
    Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    6.Химия и питание.
    Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии: вещества, улучшающие аромат и вкус продуктов, вещества, ускоряющие ведение технологии приготовления пищи. Реакции, происходящие при приготовлении пищи. Пищевые добавки. Нитраты. Лабораторные работы: «Определение нитратов в овощах и фруктах», «Изучение состава продуктов», «Определение белков в продуктах питания».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Основные вещества, входящие в состав продуктов питания. Химические вещества, используемые в пищевой промышленности. Вредное воздействие нитратов, пищевых добавок на здоровье человека.
    Правильно использовать продукты питания, определять их качество, ограничивать воздействие вредных веществ.


    Литература:
    Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» 11 класс. Часть 2. Дрофа <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г.
    Евстигнеев Г.М. «Тайны продуктов питания» Пищевая промышленность. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1972 г»>1972 г.
    Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности» Санк-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г.
    Журнал «Химия в школе» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
    7.Химия в природе.

    Растительные индикаторы. Растительные красители. Кислоты в природе. Экологические проблемы села. Практические работы: «Получение растительных красителей, определение их свойств», «Определение кислотности дождей», «Определение качества воды».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Растения, которые можно использовать в качестве индикаторов, красителей. Экологические проблемы села.
    Приготовить индикатор, определить цвет в разных средах, приготовить краситель, покрасить ситец. Определить рН дождя, сделать простейший анализ качества воды.


    8.Заключительное занятие.Выступление с проектом «Химия вокруг нас».

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Обсуждение материала
    Наталья Ширшина
    26.03.2012 12:00
    Данный элективный курс вполне приемлем для использования в системе предпрофильной подготовки (если позволяет учебный план школы).
    Замечания к автору: размещайте материалы в отдельном прикреплённом файле, а на этой странице - только аннотацию к работе. Используйте логотип издательства (см. правила оформления). Отредактируйте текст с точки зрения орфографии: знаки препинания, пробелы, несогласованные предложения (например: Систему контроляпредусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутах, выступлениях на классных часах).
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос