Программа предметного курса по выбору "Химия вокруг нас"
Краткое описание
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса и экологических знаний.
Описание
Пояснительная записка.
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса, экологических знаний, расширения знаний в областях:
· Химия в быту;
· Химия и косметика;
· Химия и сельское хозяйство;
· Химия и медицина;
· Химия и искусство;
· Химия и кулинария.
Актуальность данного курса объясняется рядом факторов:
· Недостаточным объёмом информации по данной теме в школьных учебниках;
· Важность сохранения здоровья;
· Правильное применение различных химических веществ в повседневной жизни.
Ведущей идеейкурса является: разнообразие химических веществ, применяемых в повседневной жизни, расширение знаний учащихся об их применении, оказание помощи в выборе профиля.
Дидактическая цель:создать условия для формирования правильного выбора использования химических веществ в повседневной жизни, выборе профиля.
Образовательные цели:расширение и углубление знаний о разнообразии химических веществ, их применении в повседневной жизни, совершенствование экспериментальных умений учащихся, навыков проведения несложных химических опытов.
Развивающие цели:создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, их способностей.
Воспитательные цели:воспитывать у учащихся способность осознавать значимость правильного применения химических веществ в повседневной жизни, значимость химических знаний в будущей профессии.
Программа авторская.Новизна курса заключается в том, что рассматриваются знакомые вопросы с разных позиций: важности и осторожности применения. Уделяется большое внимание воспитательному аспекту, используется технология проектов, формируются практические навыки использования химических веществ.
Кроме мотивационной функции, курс органически вписывается в систему экологического, культурологического и здоровье сберегающего функционирования современного образования.
Вид курса:межпредметный.
Продолжительность курса: 17 часов.
Режим проведения: традиционный.
Формы проведения:урок, деловая игра, учебное исследование, экскурсии, лабораторные и практические работы.
Систему контроля предусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутов, выступлений на классных часах.
Форма итогового контроля– зачёт проекта по теме «Химия вокруг нас» — индивидуальная творческая (исследовательская работа.
2.Структура курса.
3.Календарно – тематическое планирование.
4.Содержание учебной программы.
1.Химия в быту.
Многоликость применения химических веществ в быту. Исторические сведения о применении моющих средств. Состав и свойства мыла и СМС. Отбеливатели, чистящие средства, пятновыводители. Практические работы: «Свойства мыла и СМС», «Война пятнам».
Литература:
Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
Юдин А.М. «Химия для вас», М. Химия, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.
Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 5, 9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
Газета «Вятский садовод» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
2.Химия и косметика.
Исторические сведения применения веществ в косметике. Состав средств гигиены (зубных паст, шампуней), свойства компонентов, входящих в них. Химические вещества, используемые для изготовления косметических средств. Практические работы: «Разнообразие косметических средств, их элементарный состав», «Определение рН средств гигиены, слюны человека».
Литература:
Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
Журнал «Химия в школе» № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 3, 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
3.Химия и сельское хозяйство.
Виды удобрений, их свойства, правила применения. Понятие о кислотности почвы, способах её устранения. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Лабораторные работы: «Определение удобрений», «Определение рН почвы».
Литература:
Доренко А.Г. «Занимательная агрономия» Издательство сельскохозяйственная литература. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1963 г»>1963 г.
Шибанов А.А. «Основы растениеводства» Издательство Просвещение, М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1965 г»>1965 г.
Газета «Вятский садовод» № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
4.Химия и медицина.
Лекарственные препараты, в состав которых входят химические вещества, изучаемые в процессе обучения. Витамины. Роль химических элементов в организме человека. Использование металлов, пластмасс и других веществ в медицине. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Практические работы: «Разнообразие витаминов», «Вредное действие спиртов на белки», «Определение вредных веществ в сигарете».
Литература:
Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» МПРЕСС, <metricconverter w:st=«on» productid=«1999 г»>1999 г.
Журнал «Химия в школе»№ 6 1998., № 3,5 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 7,9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
Журнал «Маруся» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
5.Химия и искусство.
Исторические сведения о применении химических веществ в искусстве. Химия для художника. Использование металлов, стекла, глины в произведениях искусств. Дымковская игрушка. Драгоценные камни. Практические работы: «Приготовление красок», «Надписи на стекле».
Литература:
Зимина Н.В. «Минералы и самоцветы». М.ТЕРРА – книжный клуб, <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г.
Малышкина В. «Занимательная химия» Нескучный учебник. Тригон. Санкт-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.
Титова И.М. «Вещества и материалы в руках художника», МИРОС. <metricconverter w:st=«on» productid=«1994 г»>1994 г.
Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
6.Химия и питание.
Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии: вещества, улучшающие аромат и вкус продуктов, вещества, ускоряющие ведение технологии приготовления пищи. Реакции, происходящие при приготовлении пищи. Пищевые добавки. Нитраты. Лабораторные работы: «Определение нитратов в овощах и фруктах», «Изучение состава продуктов», «Определение белков в продуктах питания».
Литература:
Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» 11 класс. Часть 2. Дрофа <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г.
Евстигнеев Г.М. «Тайны продуктов питания» Пищевая промышленность. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1972 г»>1972 г.
Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности» Санк-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г.
Журнал «Химия в школе» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
7.Химия в природе.
Растительные индикаторы. Растительные красители. Кислоты в природе. Экологические проблемы села. Практические работы: «Получение растительных красителей, определение их свойств», «Определение кислотности дождей», «Определение качества воды».
8.Заключительное занятие.Выступление с проектом «Химия вокруг нас».
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса, экологических знаний, расширения знаний в областях:
· Химия в быту;
· Химия и косметика;
· Химия и сельское хозяйство;
· Химия и медицина;
· Химия и искусство;
· Химия и кулинария.
Актуальность данного курса объясняется рядом факторов:
· Недостаточным объёмом информации по данной теме в школьных учебниках;
· Важность сохранения здоровья;
· Правильное применение различных химических веществ в повседневной жизни.
Ведущей идеейкурса является: разнообразие химических веществ, применяемых в повседневной жизни, расширение знаний учащихся об их применении, оказание помощи в выборе профиля.
Дидактическая цель:создать условия для формирования правильного выбора использования химических веществ в повседневной жизни, выборе профиля.
Образовательные цели:расширение и углубление знаний о разнообразии химических веществ, их применении в повседневной жизни, совершенствование экспериментальных умений учащихся, навыков проведения несложных химических опытов.
Развивающие цели:создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, их способностей.
Воспитательные цели:воспитывать у учащихся способность осознавать значимость правильного применения химических веществ в повседневной жизни, значимость химических знаний в будущей профессии.
Программа авторская.Новизна курса заключается в том, что рассматриваются знакомые вопросы с разных позиций: важности и осторожности применения. Уделяется большое внимание воспитательному аспекту, используется технология проектов, формируются практические навыки использования химических веществ.
Кроме мотивационной функции, курс органически вписывается в систему экологического, культурологического и здоровье сберегающего функционирования современного образования.
Вид курса:межпредметный.
Продолжительность курса: 17 часов.
Режим проведения: традиционный.
Формы проведения:урок, деловая игра, учебное исследование, экскурсии, лабораторные и практические работы.
Систему контроля предусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутов, выступлений на классных часах.
Форма итогового контроля– зачёт проекта по теме «Химия вокруг нас» — индивидуальная творческая (исследовательская работа.
2.Структура курса.
№ |
Название курса |
Количество часов |
1. |
Химия в быту |
2 |
2. |
Химия и косметика |
2 |
3. |
Химия и сельское хозяйство |
3 |
4. |
Химия и медицина |
2 |
5. |
Химия и искусство |
3 |
6. |
Химия и кулинария |
2 |
7. |
Химия в природе |
2 |
8. |
Итоговое занятие |
1 |
Всего |
17 |
3.Календарно – тематическое планирование.
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
1. |
Химия в быту. |
2 |
1.1. |
Разнообразие применения химических веществ в повседневной жизни. Мыло и синтетические моющие средства. Лабораторная работа «Разнообразие моющих средств, определение их рН, определение жесткости воды, её устранение» |
1 |
1.2. |
Химчистка на дому. Лабораторная работа по выведению пятен. |
1 |
2. |
Химия и косметика. |
2 |
2.1. |
Историческая справка. Использование химических веществ для косметических средств. |
1 |
2.2. |
Средства гигиены. Лабораторная работа по определению состава и рН средств гигиены. |
1 |
3. |
Химия и сельское хозяйство |
3 |
3.1. |
Микро и макроэлементы. Их роль для роста и развития растений. Лабораторная работа по определению удобрений. |
1 |
3.2. |
Кислотность почвы. Лабораторная работа по определению кислотности почв, способу устранения кислотности. |
1 |
3.3. |
Химия для животноводства. |
1 |
4. |
Химия и медицина. |
2 |
4.1. |
Лекарства, витамины. Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах». |
1 |
4.2. |
Химия и здоровье человека. Лабораторные работы «Вредное воздействие спирта на белки», «Определение вредных веществ в сигарете». |
1 |
5. |
Химия и искусство. |
3 |
5.1. |
Живопись глазами химика. Практическая работа «Приготовление красок своими руками» |
1 |
5.2. |
Металлы как материал для создания произведений искусств. Лабораторная работа «Качественные реакции на металлы». |
1 |
5.3. |
Волшебный мир стекла. Лабораторные работы «Надписи на стекле», «Виды стёкол». |
1 |
6. |
Химия и питание. |
2 |
6.1. |
Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии. Пищевые добавки и нитраты. |
1 |
6.2. |
Практическая работа «Изучение состава продуктов питания. Определение нитратов, железа в продуктах питания». |
1 |
7. |
Химия в природе. |
2 |
7.1. |
Индикаторы – растения. Экскурсия в природу. |
1 |
7.2. |
Экология водных ресурсов села. |
1 |
8. |
Итоговое занятие. Научно – практическая конференция. |
1 |
4.Содержание учебной программы.
1.Химия в быту.
Многоликость применения химических веществ в быту. Исторические сведения о применении моющих средств. Состав и свойства мыла и СМС. Отбеливатели, чистящие средства, пятновыводители. Практические работы: «Свойства мыла и СМС», «Война пятнам».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Разнообразие химических средств, применяемых в быту, состав и свойства мыла, СМС. Механизм действия отбеливателей. Состав чистящих средств. Экологические основы применения различных средств. |
Определить рН мыла и СМС, определить жёсткость воды, устранить жёсткость воды. Выводить пятна, доступными веществами, подбирать СМС и отбеливатели для определённых видов тканей и загрязнения. |
Литература:
Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
Юдин А.М. «Химия для вас», М. Химия, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.
Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 5, 9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
Газета «Вятский садовод» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
2.Химия и косметика.
Исторические сведения применения веществ в косметике. Состав средств гигиены (зубных паст, шампуней), свойства компонентов, входящих в них. Химические вещества, используемые для изготовления косметических средств. Практические работы: «Разнообразие косметических средств, их элементарный состав», «Определение рН средств гигиены, слюны человека».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Состав средств гигиены, свойства некоторых компонентов, входящих в их состав, элементарный состав других косметических средств, правильность их выбора и применения. |
Определить рН средств гигиены, уметь правильно пользоваться косметическими средствами. |
Литература:
Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
Журнал «Химия в школе» № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 3, 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
3.Химия и сельское хозяйство.
Виды удобрений, их свойства, правила применения. Понятие о кислотности почвы, способах её устранения. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Лабораторные работы: «Определение удобрений», «Определение рН почвы».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Макро и микроэлементы. Влияние элементов на рост и развитие растений. Сроки внесения удобрений. Технику определения состава удобрений. Кислотность почвы, влияние среды на рост и развитие растений. Способы устранения кислотности почвы. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Способы защиты растений от вредителей. Экологические проблемы в сельском хозяйстве. |
Определять элементарный состав удобрений, правильно вносить удобрения. Определять кислотность почвы, устранять её. |
Литература:
Доренко А.Г. «Занимательная агрономия» Издательство сельскохозяйственная литература. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1963 г»>1963 г.
Шибанов А.А. «Основы растениеводства» Издательство Просвещение, М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1965 г»>1965 г.
Газета «Вятский садовод» № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
4.Химия и медицина.
Лекарственные препараты, в состав которых входят химические вещества, изучаемые в процессе обучения. Витамины. Роль химических элементов в организме человека. Использование металлов, пластмасс и других веществ в медицине. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Практические работы: «Разнообразие витаминов», «Вредное действие спиртов на белки», «Определение вредных веществ в сигарете».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Использование химических веществ в медицине, роль витаминов, химических элементов в организме человека, вред алкоголя, никотина. |
Правильно пользоваться лекарственными средствами и витаминами. Вести здоровый образ жизни. |
Литература:
Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» МПРЕСС, <metricconverter w:st=«on» productid=«1999 г»>1999 г.
Журнал «Химия в школе»№ 6 1998., № 3,5 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 7,9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
Журнал «Маруся» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
5.Химия и искусство.
Исторические сведения о применении химических веществ в искусстве. Химия для художника. Использование металлов, стекла, глины в произведениях искусств. Дымковская игрушка. Драгоценные камни. Практические работы: «Приготовление красок», «Надписи на стекле».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Химические вещества, применяемые художниками, состав некоторых красок. Исторические сведения о получении стекла, видах стёкол, состав некоторых драгоценных камней. |
Приготовить простейшие краски, делать надписи на стекле, различать виды стекла. |
Литература:
Зимина Н.В. «Минералы и самоцветы». М.ТЕРРА – книжный клуб, <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г.
Малышкина В. «Занимательная химия» Нескучный учебник. Тригон. Санкт-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.
Титова И.М. «Вещества и материалы в руках художника», МИРОС. <metricconverter w:st=«on» productid=«1994 г»>1994 г.
Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
6.Химия и питание.
Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии: вещества, улучшающие аромат и вкус продуктов, вещества, ускоряющие ведение технологии приготовления пищи. Реакции, происходящие при приготовлении пищи. Пищевые добавки. Нитраты. Лабораторные работы: «Определение нитратов в овощах и фруктах», «Изучение состава продуктов», «Определение белков в продуктах питания».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Основные вещества, входящие в состав продуктов питания. Химические вещества, используемые в пищевой промышленности. Вредное воздействие нитратов, пищевых добавок на здоровье человека. |
Правильно использовать продукты питания, определять их качество, ограничивать воздействие вредных веществ. |
Литература:
Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» 11 класс. Часть 2. Дрофа <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г.
Евстигнеев Г.М. «Тайны продуктов питания» Пищевая промышленность. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1972 г»>1972 г.
Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности» Санк-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г.
Журнал «Химия в школе» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
7.Химия в природе.
Растительные индикаторы. Растительные красители. Кислоты в природе. Экологические проблемы села. Практические работы: «Получение растительных красителей, определение их свойств», «Определение кислотности дождей», «Определение качества воды».
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Растения, которые можно использовать в качестве индикаторов, красителей. Экологические проблемы села. |
Приготовить индикатор, определить цвет в разных средах, приготовить краситель, покрасить ситец. Определить рН дождя, сделать простейший анализ качества воды. |
8.Заключительное занятие.Выступление с проектом «Химия вокруг нас».
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Химия
9 класс
22 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Замечания к автору: размещайте материалы в отдельном прикреплённом файле, а на этой странице - только аннотацию к работе. Используйте логотип издательства (см. правила оформления). Отредактируйте текст с точки зрения орфографии: знаки препинания, пробелы, несогласованные предложения (например: Систему контроляпредусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутах, выступлениях на классных часах).