Кругосветное путешествие по царствам природы
Краткое описание
Считаю, что данное внеклассное мероприятие занимательно и интересно по форме и содержанию сценария. Его можно использовать для учащихся 7 классов, а для проведения пригласить тех учащихся, которые увлекаются биологией и к ней неравнодушны.
Описание
Внеклассное мероприятие по биологии.
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ по царствам ПРИРОДЫ»
7 класс
Образовательные задачи:Расширить знания учащихся о многообразии мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений, грибов и бактерий, показать вредное влияние на организм человека табакокурения и алкоголя, напомнить о мерах предосторожности при сборе грибов.
Воспитательные задачи:Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности команды, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.
Развивающие задачи:Продолжить формирование умения учащихся работать в коллективе, согласованно выполнять предложенные задания, объяснять, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Обучающиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает «Путевой лист», где будут выставлять баллы, заработанные на «станциях». Максимальное количество – 3 балла, минимум – 0 баллов. Баллы выставляют организаторы «станции». На пребывание на одной «станции» отводиться 10-12 минут. Курсирующие группы также оценивают организаторов по трехбалльной системе.
Критерии оценки: 1) оригинальность, 2) четкость, 3) научность.
«Станция «Животные»
Оборудование: Табличка с названием царства «Животные», рисунки животных для оформление кабинета, комплект заданий.
Ход мероприятия на «станции»:
IПредставление станции (3-4 мин.)
Команда заходит в класс и знакомится с царством «Животные»:
Организаторы ведут диалог:
Девочка:В мире существует более двух видов различных животных. Даже знойные пустыни, ледяные шапки полюсов и глубины океана населены самыми невероятными живыми существами.
Например, я знаю, что молодые стрижи могут летать, не приземляясь, в течение целых двух лет, в воздухе они и спят и кормятся.
Мальчик:К тому же, это самое быстрое в мире летающее животное, скорость его полета до 170 км/ч.
Девочка:Авы знаете, самое большое животное на земле — голубой кит имеет
30 метров в длину и весит до 160 тонн!
Мальчик:Да-а-а, а вот сомой маленькой птичке — колибри достаточно
гнездышка размером в половину грецкого ореха и весит она всего
1,5 грамма.
Второй мальчик:Большие, маленькие, это все конечно интересно, но меня,
например, интересуют действительно невероятные существа!
Вторая девочка:О чем ты говоришь? Их же не существует?
Второй мальчик:А вот и существуют, и обитают они в глубинах океана ниже 600 метров от уровня моря, где царит вечный мрак.
Первая девочка: Действительно прекрасен этот полный чудес и загадок животный мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами и пытаемся их
разгадать. Сегодня вам предстоит разгадать несколько загадок. За каждое отгаданное задание ставится балл»
Ребята по очереди раздают задания.
Задание №1
Девочка:Определите, сколько животных объединилось в этом существе (показывает рисунок небывалого животного)?
Ответ: 1) Олень 2) Заяц 3) Муха 4) Лев 5) Тигр 6) Слон 7) Птица 8)
Жираф 9) Зебра 10) Дикобраз 11) Рыба.
Мальчик:Всюду вокруг нас животные и всюду они оставляют свои следы.
Задание №2. Определите по рисунку, что за животные оставили эти следы?
Ответ: 1) Утка 2) Ворона 3) Лягушка 4) Собака
Второй мальчик:Следующее задание №3 « Узнай по портрету» (показывает рисунок).
Ответ:1) Комнатная муха 2) Белка 3) Глухарь 4) Бабочка 5) Паук 6) Черепаха 7) Улитка 8) Щука.
Станция: «Бактерии»
Оборудование: рисунки «Бактерии», пакеты молока, кефира, ряженки, гнилые овощи, фрукты; одежда для «судьи», «защитника» и «обвинителя».
Ход мероприятия.
За столом – секретарь и два заседателя (в черных шляпах и черных мантиях). По обе стороны стола сидят друг против друга обвинитель и защитник, пострадавшие.
В кабинет входит команда – участники игры, выступающие в качестве свидетелей со стороны защиты свидетели.
Секретарь. Встать! Суд идет!(Все встают. Входит судья. Все садятся.)
Судья.Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие. Сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель. В 590 г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение одного часа умирало до 80 человек. В середине XIV в. улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах. Но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн человек.
В 1848 г. в Петербурге была большая эпидемия холеры. Ее завез в город больной человек, приехавший сюда по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа!
Якуты называли проказу «ленивая смерть». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают брови и ресницы. Болезнь может длиться десятки лет. Больной организм медленно и неуклонно разрушается, и затем наступает смерть.
Требую судить возбудителей этих страшных болезней и строго наказать, изгнав из Природы! Ваша светлость в зале есть свидетели и пострадавшие. Прошу их выслушать!
Домохозяйка.У меня нет холодильника, и продукты хранить негде. А гнилостные бактерии не дают мне покоя, особенно летом. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Никакого спасения от этих вредителей. Я требую наказать их за вредительство!
Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей пищи, в которой начали размножаться микробы, может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом, холерой. Яды – токсины, выделяемые возбудителями этих болезней, – вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу. Я требую наказать бактерии.
Судья.Суд учтет ваши показания. Слово предоставляется защите.
Защитник бактерий. Ваша светлость, есть множество фактов, доказывающих огромную роль бактерий в природе, В зале также присутствуют люди, имеющие свои доводы в пользу сохранения этого царства в ПРИРОДЕ. Заслушаем их.
Судья. Слово предоставляется свидетелям со стороны защиты.
Команда имеет право посовещаться 1 минуту и выдвинуть факты, доказывающие положительную роль бактерий в природе.
Защитник бактерий.Таким образом, я поддерживаю своих свидетелей.
Во-первых, гнилостные бактерии в природе уничтожают тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и, в итоге, они являются санитарами.
Во-вторых, продукты надо консервировать, солить, сушить – так их можно уберечь от вредных бактерий.
В-третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами.
В-четвертых, бактерии используются в технологиях приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных.
Наконец, в-пятых, микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целыезалежи полезных ископаемых. Я настаиваю на необходимости существования бактерий в природе.
Судья.Суд учтет ваши показания. Последнее слово предоставляется подсудимым бактериям.
Бактерии.Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот мы и боремся за жизнь, как можем. Просим учесть, что мы самые древние живые существа на Земле. А также и то, что без нас на Земле остановится круговорот веществ и нарушится равновесие в природе, вся Земля покроется мертвыми животными и растениями, их некому будет разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.
Суд удаляется на совещание.
Секретарь.Встать! Суд идет!
Судья.Приговор. Суд тщательно рассмотрел факты, изложенные обвинителями, защитой и свидетелями и принял следующее решение.
1. Учитывая, что бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги по великой халатности, небрежности и невежеству людей, не считать их в этом виновными.
2. Учитывая огромные заслуги этих бактерий в деле очищения природы от трупов и различного мусора, считать их главным звеном в круговороте веществ в природе.
3. Пусть живут и работают на благо человека и его здоровья молочнокислые, нитрифицирующие, почвенные, железобактерии, серобактерии.
4. Учитывая все черные дела болезнетворных бактерии, погубивших сотни тысяч людей и животных в прошлые века, а также вызывающих заболевания дифтерией, туберкулезом, ангиной, воспалением легких, дизентерией и др., заклеймить позором и лишить уважения жителей Земли все болезнетворные бактерии. Ученым надлежит тщательно изучить этих паразитов и разработать меры борьбы с ними. Они подлежат самому строгому контролю! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Секретарь:Господин судья, оцените работу группы и выставите в путевой лист оценку. А вы, ребята, дайте оценку работе «станции».
Прощание, пожелание успехов.
«Станция «Растения»
Оборудование:рисунки для оформления кабинета, карточки с кроссвордом, короны для принцесс царства Растений.
Ход мероприятия
Команда приходит на «станцию» и рассаживается. Ученики-организаторы приветствуют участников.
Представление станции. Организаторы читают стихотворение, посвященное растениям.
Розы, фиалки, тюльпаны, репейник,
Сосны и ели, багрянки и мхи.
Всех их относят к царству растений,
Они составляют флору Земли!
Одни – это травы, деревья – другие,
А третьи кусты собой представляют.
Много на свете всяких растений.
Разнообразием форм они нас поражают.
Бывают зеленые, красные, желтые,
Колючие, гладкие, усатые есть.
Бывают гиганты, а бывают и карлики.
Красивые все, что глаз не отвесть.
В атмосферу они кислород выделяют.
Витаминов много содержат внутри.
С них остальные жизнь начинают,
Царством растений зовутся они!
Ведущая: Пять принцесс есть в царстве Растений. К сожалению они потеряли свои короны. Каждая из них рассказывает о себе, а вы должны отгадать, о каком отделе царства растений идет речь, и вписать ответ в кроссворд, который лежит на столе. После того, как все принцессы рассказали о себе и о своем отделе, вам необходимо надеть на каждую из них соответствующую «корону» и подтвердить свой ответ отгаданным кроссвордом.
Первая принцесса:Я являюсь принцессой древнейших представителей царства Растений. Я живу в воде и не вижу яркого света. Но, не смотря на это, я многообразна. В моих клетках образуются разные пигменты, поэтому бываю зеленой, сине-зеленой, бурой. Имею промысловое значение в жизни человека: являюсь сырьем для медицинской промышленности, для пищевой, для химической.
Отгадайте, принцессой какого отдела царства Растений я являюсь?
(Отдел Водоросли)
Вторая принцесса:300 млн. лет назад отдел, принцессой которого я являюсь, безраздельно господствовал на всей планете. В настоящее время нас насчитывают около 10 тыс. видов. Мы встречаемся в разных экологических условиях. Большинство из нас растет в тропических лесах. В умеренных зонах мы представлены только травянистыми формами. Здесь мы чаще всего встречаемся во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут в водоемах.
Мы имеем мощное корневище, от верхушки которого отходит пучок зеленых длинночерешковых листьев. Наши листья называются вайями. На нижней поверхности наших листьев есть темные пятнышки. Это сорусы, в них формируются наши споры.
Мы никогда не цветем, хотя существует поверье, что в ночь на Ивана Купалу мы расцветаем и тому, кто увидит и завладеет нашим цветком, откроются любые клады.
Отгадайте, принцессой какого отдела я являюсь?
(Отдел Папоротники)
Третья принцесса:Я являюсь принцессой очень древней группы высших семенных растений. Больше всего нас умеренных зонах. Мы имеем стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки. Представители нашего отдела имеют своеобразный орган – шишки. Они бывают мужскими и женскими. Все мы образуем семена, с помощью которых размножаемся и распространяемся. Наши семена лежат открыто на поверхности чешуек шишки.
Отгадайте, принцессой какого отдела являюсь?
(Отдел Голосеменные)
Четвертая принцесса:В отделе, принцессой которого я являюсь, насчитывают примерно 14 тыс. видов. Мы – мелкие споровые растения. Мы встречаемся по всему миру в разнообразных средах, включая пустыни и водоемы, хотя большинство из нас приурочено к влажным наземным местам обитания. Многие из нас образуют прямостоячие не ветвистые побеги, собранные в плотные дерновины или подушки. Другие, сильно ветвясь, стелются по почве или другим субстратам, например коре деревьев или скалам. Высота наших побегов обычно не превышает 5 см. Корней у нас нет, их функцию выполняют нити, которые называются ризоидами.
Отгадайте, принцессой какого отдела я являюсь?
(Отдел Мхи)
Пятая принцесса:Нас больше всего среди растений, мы господствуем в нашем царстве. Мы — самый многообразный отдел. В настоящее время среди нас насчитывают 300 тыс. видов. Характерной особенностью нашего отдела является — наличие цветка. Мы образуем плоды и семена. Нашими основными органами являются: корень, побег, включающий стебель с листьями, цветок, плод с семенами. Наши семена надежно защищены.
Отгадайте, принцессой какого отдела я являюсь?
(Отдел Цветковые)
В оставшееся время организаторы задают участникам команды загадки про растения:
Не сучок,
Не листок,
А на дереве растет
(Мох)
Звездой безмолвной, золотисто-белой
Я родилась…
И Млечный путь – мой дом.
Я с жарким ветром поиграть хотела
Совсем немного на лугу зеленом.
Земля же притянула непреклонно
Меня к себе высоким стебельком.
И я уже шепчу ошеломленно:
«Не любит…любит…» — каждым лепестком.
Звезда-цветок, живу полуземная,
То улететь хочу, то не хочу.
И мной луга июньские сияют.
«Не любит…любит», — людям я шепчу.
(Ромашка)
Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабушка избушкой
(Сосна)
Какой золотой цветок дает белый пушок?
(Одуванчик)
Никто не пугает,
А вся дрожит
(Осина)
Организаторы выставляют оценку команде в путевой лист, участники в свою очередь оценивают подготовку станции.
«Станция «Человек»
Оборудование:скелет человека, плакаты с афоризмами, плакат «Здоровое питание», 2 жетона, 2 цветка, плакат с названием станции, 2 халата.
Ход мероприятия.
В кабинет заходит команда.
На сцену выходят действующие лица: ведущий, 2 «врача», «гость», корреспондент.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю, здравствуйте, а это значит, что я вам желаю здоровья!
Вы попали на станцию «Человек», она представлена виде ток-шоу «Формула здоровья». Сегодня вы не просто зрители действий – мы вместе с вами выведем формулу здоровья. Наши гости разберут только факторы, которые влияют на здоровье человека, а ваша задача выяснить, какие из них положительные. На ток-шоу приглашены 2 врача-теоретика и гость-Надежда, которая доказывает, что вредные привычки не такие уж и вредные. Давайте послушаем мнение Нади.
Надежда, расскажите о себе, чем вы занимаетесь и почему вы считаете, что курение, употребление алкоголизма, а самое страшное это наркотики, не вредные привычки.
Надя:Мне 25 лет, я не работаю. Я не считаю, что курение, употребление алкоголя и наркотиков это не вредные привычки. Я хочу сказать, что ничего страшного в этом нет. Я курю и употребляю спиртное уже 7 лет, и не сталкиваюсь ни с какими либо проблемами.
Ведущий: Так может быть это пока скрытые проблемы, неизвестные вам.
Надя:Я не думаю так. И вообще могу сказать, что наркотические вещества в небольших количествах поддерживают организм, помогают преодолеть перегрузки; наркотики способствуют развитию талантов, поэтому их употребляют многие известные писатели и музыканты; алкоголь и табак не запрещены, а значит, безвредны. Ведь миллионы людей в мире курят, но никто ещё от сигарет не умер!
Ведущий: Вот это да! Вас послушать, так все с завтрашнего дня станут употреблять наркотики, чтобы стать талантливыми. Мне, кажется, это большое заблуждение. Нужно срочно привлечь наших врачей. Господа, не могли бы вы разъяснить ситуацию.
Врач-теоретик:В табаке, в алкоголе содержится большое количество вредных веществ, которые разрушают работу внутренних органов. Если даже курильщик не страдает таким заболеванием как бронхит, туберкулёз, раком лёгких, то всё равно его организм изнашивается и стареет быстрее. У курильщиков хриплый голос, одышка, а в перспективе – рак лёгких. Ухудшается кислородное питание органов – головокружение, боль в сердце, в перспективе инфаркт. А растворённый в слюне никотин, попадая в желудок, вызывает хроническое воспаление – гастрит.
Врач-статист:90% умственно отсталых детей — дети алкоголиков и пьющих родителей;
В пьющих семьях 40% детей – недоразвиты и больные. Мёртворождённые дети появляются в 2 раза чаще;
Одна рюмка водки снижает работоспособность на 30%.
И это ещё не самое страшное.
Здоровье – основа для благополучной жизни. Медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на5% — от работы медиков. 85% в руках самого человека.
Ведущий:Да страшно только подумать, какие последствия могут быть с вредными привычками. И они действительно ВРЕДНЫЕ!!!
А наши врачи для поддержания вашего здоровья каждому раздадут кусочек здоровья.
(Врачи каждому участнику раздают витамины!!!!)
Ведущий:А сейчас, наш корреспондент задаст вам интересные вопросы.
(Участникам раздаются 2 карточки – одна с надписью ДА, другая с надписью НЕТ)
Корреспондент:Приготовились отвечать?
Молодцы! А теперь, давайте вместе составим формулу здоровья!
эмоциональная устойчивость, двигательная активность,
закаливание, правильное питание
Здоровье = -------------------------------------------------------------------------------;
болезнь, курение, алкоголизм
В путевой лист выставляется балл за работу участников «Станции».
Станция «ГРИБЫ»
Оборудование:на столах – «полянках» гербарные экземпляры спорыньи, головни, гриба-трутовика, раствор дрожжей, хлеб, покрытый плесневым грибом, муляжи шляпочных грибов; на девочках головные уборы (шляпки- «мухоморы» из бумаги); корзинка.
Ход мероприятия.
Команда входит под музыку песни «Мухоморы». «Лесник» встречает их и указывает место, где необходимо встать. Девочки в шляпках «мухомора» исполняют короткий танец (1минута).
Мухоморы и Лесник (хором): Добро пожаловать в царство Грибов!
Лесник:
Здравствуйте, я лесовичек!
Старый дед, грибок-сморчок.
Вот друзья мои грибочки –
Очень классные дружочки.
Приглашаю я вас в лес,
На лесной полянке –
Вы, команда, постарайтесь
И с заданием справляйтесь!
А потом дайте ответ:
Что съедобно, а что нет?
Добро пожаловать на первую полянку «Грибное разнообразие».
Команда подходит к первой поляне (стол) «Грибное разнообразие». Их встречает «Мухомор». На столе лежат разные представители грибов, а также мхи, водоросли, лишайники.
Мухомор:Мир грибов обширен и разнообразен. Ну, что общего между пламенеющим мухомором и зеленой плесенью, выросшей на забытой в хлебнице корочке хлеба, пакетом дрожжей, серой гнилью на клубне картофеля? А общие признаки есть! Назовите признаки, которые объединяют всех представителей в царство Грибы.
Команда совещается и отвечает.
Вот вам следующее задание. На столе лежат различные представители царства грибов. Но сюда попали случайно представители и другого царства. Укажите их.
Команда отвечает (мох, лишайник, водоросль).
Вы с моими заданиями справились. Теперь отправляйтесь на полянку «Базидиомицетовые грибы», где вас встретит моя сестра «Мухомор».
Команда переходит к другому столу — «Базидиомицетовые грибы».
Мухомор: Добро пожаловать на мою полянку. На ней растет много грибов. Соберите в свою корзинку (подать корзинку) только те грибы, которые можно употреблять в пищу. Не спешите на грибной полянке, будьте осторожны и внимательны. Желаю удачи.
После того как команда «соберет» грибы, их направляет «мухомор» к другой «полянке». А теперь направляйтесь в «Пункт приема», там посмотрят содержимое корзинки.
Команда двигается к другому столу «Пункт приема». Их приветствуют два «мухомора».
Мухоморы(хором): Мы приветствуем вас, давайте вашу корзинку.
Проверяют корзинку один из них. В это время другой сообщает задание команде:
— Съедобные грибы употребляют в пищу. Но даже съедобными грибами можно отравиться. Чтобы этого не произошло, следует соблюдать определенные правила сбора и приготовления грибов. Какие вам известны?
Ответ: Правила сбора грибов: Не знаешь гриб – не бери. Не покупай грибы с рук. Не собирай грибы у дорог. Не бери червивый гриб. После сбора грибов помой руки.
Правила приготовления грибов: 1. Помой грибы. 2. Перебери грибы. 3. Подвергни грибы термической обработке.
После выполнения задания, если останется время, мухоморы предлагают заработать еще балл.
Мухомор:Каникулы Саша и Маша проводили в деревне у бабушки. Бабушка уехала в город по делам. Ребята захотели сделать ей сюрприз. Они собрали грибы возле дороги, и приготовили их. Не дождавшись бабушку, Маша попробовала их. Через час ей стало плохо.
— Как вы думаете, что произошло?
— Как этого избежать?
— Что нужно предпринять в таком случае?
Ответ: 1. Отравление. 2. Необходимо соблюдать правила сбора и приготовления грибов. 3. Обязательно вызвать скорую помощь.
После того как команда прошла все испытания, учитель сообщает:
С заданиями вы справились, мы вас оценили. А теперь я попрошу дать оценку «мухоморам» и «лесовичку».
Желаем удачи на других станциях.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Все обучающиеся, участники игры собираются в зале. Руководители игры подсчитывают количество баллов каждой команды. Объявляет лучших ребят в номинациях:
«Друзья животных», «Знатоки грибов», «Современные бактериологи», «Здоровые, сильные, ловкие», «ГРИНПИС школы». Награждение призами.
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ по царствам ПРИРОДЫ»
7 класс
Образовательные задачи:Расширить знания учащихся о многообразии мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений, грибов и бактерий, показать вредное влияние на организм человека табакокурения и алкоголя, напомнить о мерах предосторожности при сборе грибов.
Воспитательные задачи:Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности команды, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.
Развивающие задачи:Продолжить формирование умения учащихся работать в коллективе, согласованно выполнять предложенные задания, объяснять, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Обучающиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает «Путевой лист», где будут выставлять баллы, заработанные на «станциях». Максимальное количество – 3 балла, минимум – 0 баллов. Баллы выставляют организаторы «станции». На пребывание на одной «станции» отводиться 10-12 минут. Курсирующие группы также оценивают организаторов по трехбалльной системе.
Критерии оценки: 1) оригинальность, 2) четкость, 3) научность.
«Станция «Животные»
Оборудование: Табличка с названием царства «Животные», рисунки животных для оформление кабинета, комплект заданий.
Ход мероприятия на «станции»:
IПредставление станции (3-4 мин.)
Команда заходит в класс и знакомится с царством «Животные»:
Организаторы ведут диалог:
Девочка:В мире существует более двух видов различных животных. Даже знойные пустыни, ледяные шапки полюсов и глубины океана населены самыми невероятными живыми существами.
Например, я знаю, что молодые стрижи могут летать, не приземляясь, в течение целых двух лет, в воздухе они и спят и кормятся.
Мальчик:К тому же, это самое быстрое в мире летающее животное, скорость его полета до 170 км/ч.
Девочка:Авы знаете, самое большое животное на земле — голубой кит имеет
30 метров в длину и весит до 160 тонн!
Мальчик:Да-а-а, а вот сомой маленькой птичке — колибри достаточно
гнездышка размером в половину грецкого ореха и весит она всего
1,5 грамма.
Второй мальчик:Большие, маленькие, это все конечно интересно, но меня,
например, интересуют действительно невероятные существа!
Вторая девочка:О чем ты говоришь? Их же не существует?
Второй мальчик:А вот и существуют, и обитают они в глубинах океана ниже 600 метров от уровня моря, где царит вечный мрак.
Первая девочка: Действительно прекрасен этот полный чудес и загадок животный мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами и пытаемся их
разгадать. Сегодня вам предстоит разгадать несколько загадок. За каждое отгаданное задание ставится балл»
Ребята по очереди раздают задания.
Задание №1
Девочка:Определите, сколько животных объединилось в этом существе (показывает рисунок небывалого животного)?
Ответ: 1) Олень 2) Заяц 3) Муха 4) Лев 5) Тигр 6) Слон 7) Птица 8)
Жираф 9) Зебра 10) Дикобраз 11) Рыба.
Мальчик:Всюду вокруг нас животные и всюду они оставляют свои следы.
Задание №2. Определите по рисунку, что за животные оставили эти следы?
Ответ: 1) Утка 2) Ворона 3) Лягушка 4) Собака
Второй мальчик:Следующее задание №3 « Узнай по портрету» (показывает рисунок).
Ответ:1) Комнатная муха 2) Белка 3) Глухарь 4) Бабочка 5) Паук 6) Черепаха 7) Улитка 8) Щука.
Станция: «Бактерии»
Оборудование: рисунки «Бактерии», пакеты молока, кефира, ряженки, гнилые овощи, фрукты; одежда для «судьи», «защитника» и «обвинителя».
Ход мероприятия.
За столом – секретарь и два заседателя (в черных шляпах и черных мантиях). По обе стороны стола сидят друг против друга обвинитель и защитник, пострадавшие.
В кабинет входит команда – участники игры, выступающие в качестве свидетелей со стороны защиты свидетели.
Секретарь. Встать! Суд идет!(Все встают. Входит судья. Все садятся.)
Судья.Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие. Сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель. В 590 г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение одного часа умирало до 80 человек. В середине XIV в. улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах. Но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн человек.
В 1848 г. в Петербурге была большая эпидемия холеры. Ее завез в город больной человек, приехавший сюда по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа!
Якуты называли проказу «ленивая смерть». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают брови и ресницы. Болезнь может длиться десятки лет. Больной организм медленно и неуклонно разрушается, и затем наступает смерть.
Требую судить возбудителей этих страшных болезней и строго наказать, изгнав из Природы! Ваша светлость в зале есть свидетели и пострадавшие. Прошу их выслушать!
Домохозяйка.У меня нет холодильника, и продукты хранить негде. А гнилостные бактерии не дают мне покоя, особенно летом. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Никакого спасения от этих вредителей. Я требую наказать их за вредительство!
Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей пищи, в которой начали размножаться микробы, может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом, холерой. Яды – токсины, выделяемые возбудителями этих болезней, – вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу. Я требую наказать бактерии.
Судья.Суд учтет ваши показания. Слово предоставляется защите.
Защитник бактерий. Ваша светлость, есть множество фактов, доказывающих огромную роль бактерий в природе, В зале также присутствуют люди, имеющие свои доводы в пользу сохранения этого царства в ПРИРОДЕ. Заслушаем их.
Судья. Слово предоставляется свидетелям со стороны защиты.
Команда имеет право посовещаться 1 минуту и выдвинуть факты, доказывающие положительную роль бактерий в природе.
Защитник бактерий.Таким образом, я поддерживаю своих свидетелей.
Во-первых, гнилостные бактерии в природе уничтожают тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и, в итоге, они являются санитарами.
Во-вторых, продукты надо консервировать, солить, сушить – так их можно уберечь от вредных бактерий.
В-третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами.
В-четвертых, бактерии используются в технологиях приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных.
Наконец, в-пятых, микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целыезалежи полезных ископаемых. Я настаиваю на необходимости существования бактерий в природе.
Судья.Суд учтет ваши показания. Последнее слово предоставляется подсудимым бактериям.
Бактерии.Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот мы и боремся за жизнь, как можем. Просим учесть, что мы самые древние живые существа на Земле. А также и то, что без нас на Земле остановится круговорот веществ и нарушится равновесие в природе, вся Земля покроется мертвыми животными и растениями, их некому будет разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.
Суд удаляется на совещание.
Секретарь.Встать! Суд идет!
Судья.Приговор. Суд тщательно рассмотрел факты, изложенные обвинителями, защитой и свидетелями и принял следующее решение.
1. Учитывая, что бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги по великой халатности, небрежности и невежеству людей, не считать их в этом виновными.
2. Учитывая огромные заслуги этих бактерий в деле очищения природы от трупов и различного мусора, считать их главным звеном в круговороте веществ в природе.
3. Пусть живут и работают на благо человека и его здоровья молочнокислые, нитрифицирующие, почвенные, железобактерии, серобактерии.
4. Учитывая все черные дела болезнетворных бактерии, погубивших сотни тысяч людей и животных в прошлые века, а также вызывающих заболевания дифтерией, туберкулезом, ангиной, воспалением легких, дизентерией и др., заклеймить позором и лишить уважения жителей Земли все болезнетворные бактерии. Ученым надлежит тщательно изучить этих паразитов и разработать меры борьбы с ними. Они подлежат самому строгому контролю! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Секретарь:Господин судья, оцените работу группы и выставите в путевой лист оценку. А вы, ребята, дайте оценку работе «станции».
Прощание, пожелание успехов.
«Станция «Растения»
Оборудование:рисунки для оформления кабинета, карточки с кроссвордом, короны для принцесс царства Растений.
Ход мероприятия
Команда приходит на «станцию» и рассаживается. Ученики-организаторы приветствуют участников.
Представление станции. Организаторы читают стихотворение, посвященное растениям.
Розы, фиалки, тюльпаны, репейник,
Сосны и ели, багрянки и мхи.
Всех их относят к царству растений,
Они составляют флору Земли!
Одни – это травы, деревья – другие,
А третьи кусты собой представляют.
Много на свете всяких растений.
Разнообразием форм они нас поражают.
Бывают зеленые, красные, желтые,
Колючие, гладкие, усатые есть.
Бывают гиганты, а бывают и карлики.
Красивые все, что глаз не отвесть.
В атмосферу они кислород выделяют.
Витаминов много содержат внутри.
С них остальные жизнь начинают,
Царством растений зовутся они!
Ведущая: Пять принцесс есть в царстве Растений. К сожалению они потеряли свои короны. Каждая из них рассказывает о себе, а вы должны отгадать, о каком отделе царства растений идет речь, и вписать ответ в кроссворд, который лежит на столе. После того, как все принцессы рассказали о себе и о своем отделе, вам необходимо надеть на каждую из них соответствующую «корону» и подтвердить свой ответ отгаданным кроссвордом.
Первая принцесса:Я являюсь принцессой древнейших представителей царства Растений. Я живу в воде и не вижу яркого света. Но, не смотря на это, я многообразна. В моих клетках образуются разные пигменты, поэтому бываю зеленой, сине-зеленой, бурой. Имею промысловое значение в жизни человека: являюсь сырьем для медицинской промышленности, для пищевой, для химической.
Отгадайте, принцессой какого отдела царства Растений я являюсь?
(Отдел Водоросли)
Вторая принцесса:300 млн. лет назад отдел, принцессой которого я являюсь, безраздельно господствовал на всей планете. В настоящее время нас насчитывают около 10 тыс. видов. Мы встречаемся в разных экологических условиях. Большинство из нас растет в тропических лесах. В умеренных зонах мы представлены только травянистыми формами. Здесь мы чаще всего встречаемся во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут в водоемах.
Мы имеем мощное корневище, от верхушки которого отходит пучок зеленых длинночерешковых листьев. Наши листья называются вайями. На нижней поверхности наших листьев есть темные пятнышки. Это сорусы, в них формируются наши споры.
Мы никогда не цветем, хотя существует поверье, что в ночь на Ивана Купалу мы расцветаем и тому, кто увидит и завладеет нашим цветком, откроются любые клады.
Отгадайте, принцессой какого отдела я являюсь?
(Отдел Папоротники)
Третья принцесса:Я являюсь принцессой очень древней группы высших семенных растений. Больше всего нас умеренных зонах. Мы имеем стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки. Представители нашего отдела имеют своеобразный орган – шишки. Они бывают мужскими и женскими. Все мы образуем семена, с помощью которых размножаемся и распространяемся. Наши семена лежат открыто на поверхности чешуек шишки.
Отгадайте, принцессой какого отдела являюсь?
(Отдел Голосеменные)
Четвертая принцесса:В отделе, принцессой которого я являюсь, насчитывают примерно 14 тыс. видов. Мы – мелкие споровые растения. Мы встречаемся по всему миру в разнообразных средах, включая пустыни и водоемы, хотя большинство из нас приурочено к влажным наземным местам обитания. Многие из нас образуют прямостоячие не ветвистые побеги, собранные в плотные дерновины или подушки. Другие, сильно ветвясь, стелются по почве или другим субстратам, например коре деревьев или скалам. Высота наших побегов обычно не превышает 5 см. Корней у нас нет, их функцию выполняют нити, которые называются ризоидами.
Отгадайте, принцессой какого отдела я являюсь?
(Отдел Мхи)
Пятая принцесса:Нас больше всего среди растений, мы господствуем в нашем царстве. Мы — самый многообразный отдел. В настоящее время среди нас насчитывают 300 тыс. видов. Характерной особенностью нашего отдела является — наличие цветка. Мы образуем плоды и семена. Нашими основными органами являются: корень, побег, включающий стебель с листьями, цветок, плод с семенами. Наши семена надежно защищены.
Отгадайте, принцессой какого отдела я являюсь?
(Отдел Цветковые)
В оставшееся время организаторы задают участникам команды загадки про растения:
Не сучок,
Не листок,
А на дереве растет
(Мох)
Звездой безмолвной, золотисто-белой
Я родилась…
И Млечный путь – мой дом.
Я с жарким ветром поиграть хотела
Совсем немного на лугу зеленом.
Земля же притянула непреклонно
Меня к себе высоким стебельком.
И я уже шепчу ошеломленно:
«Не любит…любит…» — каждым лепестком.
Звезда-цветок, живу полуземная,
То улететь хочу, то не хочу.
И мной луга июньские сияют.
«Не любит…любит», — людям я шепчу.
(Ромашка)
Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабушка избушкой
(Сосна)
Какой золотой цветок дает белый пушок?
(Одуванчик)
Никто не пугает,
А вся дрожит
(Осина)
Организаторы выставляют оценку команде в путевой лист, участники в свою очередь оценивают подготовку станции.
«Станция «Человек»
Оборудование:скелет человека, плакаты с афоризмами, плакат «Здоровое питание», 2 жетона, 2 цветка, плакат с названием станции, 2 халата.
Ход мероприятия.
В кабинет заходит команда.
На сцену выходят действующие лица: ведущий, 2 «врача», «гость», корреспондент.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю, здравствуйте, а это значит, что я вам желаю здоровья!
Вы попали на станцию «Человек», она представлена виде ток-шоу «Формула здоровья». Сегодня вы не просто зрители действий – мы вместе с вами выведем формулу здоровья. Наши гости разберут только факторы, которые влияют на здоровье человека, а ваша задача выяснить, какие из них положительные. На ток-шоу приглашены 2 врача-теоретика и гость-Надежда, которая доказывает, что вредные привычки не такие уж и вредные. Давайте послушаем мнение Нади.
Надежда, расскажите о себе, чем вы занимаетесь и почему вы считаете, что курение, употребление алкоголизма, а самое страшное это наркотики, не вредные привычки.
Надя:Мне 25 лет, я не работаю. Я не считаю, что курение, употребление алкоголя и наркотиков это не вредные привычки. Я хочу сказать, что ничего страшного в этом нет. Я курю и употребляю спиртное уже 7 лет, и не сталкиваюсь ни с какими либо проблемами.
Ведущий: Так может быть это пока скрытые проблемы, неизвестные вам.
Надя:Я не думаю так. И вообще могу сказать, что наркотические вещества в небольших количествах поддерживают организм, помогают преодолеть перегрузки; наркотики способствуют развитию талантов, поэтому их употребляют многие известные писатели и музыканты; алкоголь и табак не запрещены, а значит, безвредны. Ведь миллионы людей в мире курят, но никто ещё от сигарет не умер!
Ведущий: Вот это да! Вас послушать, так все с завтрашнего дня станут употреблять наркотики, чтобы стать талантливыми. Мне, кажется, это большое заблуждение. Нужно срочно привлечь наших врачей. Господа, не могли бы вы разъяснить ситуацию.
Врач-теоретик:В табаке, в алкоголе содержится большое количество вредных веществ, которые разрушают работу внутренних органов. Если даже курильщик не страдает таким заболеванием как бронхит, туберкулёз, раком лёгких, то всё равно его организм изнашивается и стареет быстрее. У курильщиков хриплый голос, одышка, а в перспективе – рак лёгких. Ухудшается кислородное питание органов – головокружение, боль в сердце, в перспективе инфаркт. А растворённый в слюне никотин, попадая в желудок, вызывает хроническое воспаление – гастрит.
Врач-статист:90% умственно отсталых детей — дети алкоголиков и пьющих родителей;
В пьющих семьях 40% детей – недоразвиты и больные. Мёртворождённые дети появляются в 2 раза чаще;
Одна рюмка водки снижает работоспособность на 30%.
И это ещё не самое страшное.
Здоровье – основа для благополучной жизни. Медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на5% — от работы медиков. 85% в руках самого человека.
Ведущий:Да страшно только подумать, какие последствия могут быть с вредными привычками. И они действительно ВРЕДНЫЕ!!!
А наши врачи для поддержания вашего здоровья каждому раздадут кусочек здоровья.
(Врачи каждому участнику раздают витамины!!!!)
Ведущий:А сейчас, наш корреспондент задаст вам интересные вопросы.
(Участникам раздаются 2 карточки – одна с надписью ДА, другая с надписью НЕТ)
Корреспондент:Приготовились отвечать?
- Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?(Да)
- Правда ли, что бананы поднимают настроение?(Да)
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?(Да)
- Правда ли, что есть безвредные наркотики?(Нет)
- Отказаться от курения легко?(Нет)
- Правда ли, что недостаток солнца вызывают депрессию?(Да)
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)
Молодцы! А теперь, давайте вместе составим формулу здоровья!
эмоциональная устойчивость, двигательная активность,
закаливание, правильное питание
Здоровье = -------------------------------------------------------------------------------;
болезнь, курение, алкоголизм
В путевой лист выставляется балл за работу участников «Станции».
Оборудование:на столах – «полянках» гербарные экземпляры спорыньи, головни, гриба-трутовика, раствор дрожжей, хлеб, покрытый плесневым грибом, муляжи шляпочных грибов; на девочках головные уборы (шляпки- «мухоморы» из бумаги); корзинка.
Ход мероприятия.
Команда входит под музыку песни «Мухоморы». «Лесник» встречает их и указывает место, где необходимо встать. Девочки в шляпках «мухомора» исполняют короткий танец (1минута).
Мухоморы и Лесник (хором): Добро пожаловать в царство Грибов!
Лесник:
Здравствуйте, я лесовичек!
Старый дед, грибок-сморчок.
Вот друзья мои грибочки –
Очень классные дружочки.
Приглашаю я вас в лес,
На лесной полянке –
Вы, команда, постарайтесь
И с заданием справляйтесь!
А потом дайте ответ:
Что съедобно, а что нет?
Добро пожаловать на первую полянку «Грибное разнообразие».
Команда подходит к первой поляне (стол) «Грибное разнообразие». Их встречает «Мухомор». На столе лежат разные представители грибов, а также мхи, водоросли, лишайники.
Мухомор:Мир грибов обширен и разнообразен. Ну, что общего между пламенеющим мухомором и зеленой плесенью, выросшей на забытой в хлебнице корочке хлеба, пакетом дрожжей, серой гнилью на клубне картофеля? А общие признаки есть! Назовите признаки, которые объединяют всех представителей в царство Грибы.
Команда совещается и отвечает.
Вот вам следующее задание. На столе лежат различные представители царства грибов. Но сюда попали случайно представители и другого царства. Укажите их.
Команда отвечает (мох, лишайник, водоросль).
Вы с моими заданиями справились. Теперь отправляйтесь на полянку «Базидиомицетовые грибы», где вас встретит моя сестра «Мухомор».
Команда переходит к другому столу — «Базидиомицетовые грибы».
Мухомор: Добро пожаловать на мою полянку. На ней растет много грибов. Соберите в свою корзинку (подать корзинку) только те грибы, которые можно употреблять в пищу. Не спешите на грибной полянке, будьте осторожны и внимательны. Желаю удачи.
После того как команда «соберет» грибы, их направляет «мухомор» к другой «полянке». А теперь направляйтесь в «Пункт приема», там посмотрят содержимое корзинки.
Команда двигается к другому столу «Пункт приема». Их приветствуют два «мухомора».
Мухоморы(хором): Мы приветствуем вас, давайте вашу корзинку.
Проверяют корзинку один из них. В это время другой сообщает задание команде:
— Съедобные грибы употребляют в пищу. Но даже съедобными грибами можно отравиться. Чтобы этого не произошло, следует соблюдать определенные правила сбора и приготовления грибов. Какие вам известны?
Ответ: Правила сбора грибов: Не знаешь гриб – не бери. Не покупай грибы с рук. Не собирай грибы у дорог. Не бери червивый гриб. После сбора грибов помой руки.
Правила приготовления грибов: 1. Помой грибы. 2. Перебери грибы. 3. Подвергни грибы термической обработке.
После выполнения задания, если останется время, мухоморы предлагают заработать еще балл.
Мухомор:Каникулы Саша и Маша проводили в деревне у бабушки. Бабушка уехала в город по делам. Ребята захотели сделать ей сюрприз. Они собрали грибы возле дороги, и приготовили их. Не дождавшись бабушку, Маша попробовала их. Через час ей стало плохо.
— Как вы думаете, что произошло?
— Как этого избежать?
— Что нужно предпринять в таком случае?
Ответ: 1. Отравление. 2. Необходимо соблюдать правила сбора и приготовления грибов. 3. Обязательно вызвать скорую помощь.
После того как команда прошла все испытания, учитель сообщает:
С заданиями вы справились, мы вас оценили. А теперь я попрошу дать оценку «мухоморам» и «лесовичку».
Желаем удачи на других станциях.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Все обучающиеся, участники игры собираются в зале. Руководители игры подсчитывают количество баллов каждой команды. Объявляет лучших ребят в номинациях:
«Друзья животных», «Знатоки грибов», «Современные бактериологи», «Здоровые, сильные, ловкие», «ГРИНПИС школы». Награждение призами.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Биология
7 класс
22 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»