Шпаргалка для родителей: "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК
«Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»
Подготовлено:
педагогом — психологом МДОУ «Детский сад № 156»
Кукленко О.В.
Темперамент характеризует устойчивые, присущие человеку от рождения черты. Его свойства накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит увлеченность определенной деятельностью, глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности, интенсивность психических процессов, направленность преимущественно вовнутрь или вовне и многое другое.
Темперамент определяет всю динамику психической жизни, становления индивидуальности. В нем — своеобразие путей развития каждого ребенка.
Существуют несколько типов темперамента.
Краткая характеристика четырех основных типов темпераментов.
САНГВИНИК
Живой, подвижный, приветливый ребенок, легко идущий на контакт, открытый, жизнерадостный. Говорит чаще громко, быстро, эмоционально. Речь обычно сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Умеет преодолеть препятствия, пользуется симпатией ровесников.
При общении с сангвиниками:
-проявлять строгость, требовательность, внимательное отношение к товарищам.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Солнечный зайчик».
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Подготовка: поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности — поиграть с настоящим солнечным зайчиком.
Содержание: ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
Упражнение «Зайки и слоники».
Цель: возможность почувствовать себя сильным и смелым, повышение самооценки.
Содержание: ведущий произносит слова: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает ушки, весь сжимается старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся….». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются по группе, прячутся. «А что если видят волка?». Взрослый играет с детьми. «А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его?». Они дружат с ним и, когда его видят, продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят, тигра…». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.
Рекомендации: по окончании упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше всего понравилось быть и почему.
ФЛЕГМАТИК
Спокойный, неторопливый, рассудительный ребенок, достаточно терпеливый, в том числе и к физической боли. Речь у него спокойная, равномерная, замедленная, без выраженных эмоций, жестикуляции и мимики,
Общается с небольшим кругом детей, устойчив в привязанностях. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа. Флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, флегматики
правильно всё сделают и доведут начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую. Дольше выполняют задания.
При общении с флегматиками:
-хвалить за скорые действия;
-побуждать к выполнению задания;
-внимание.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Загадочная трубочка»
Цель: развитие тактильной памяти, продолжительного выдоха, экономного расходования дыхания, стимулирование творческой активности.
Инвентарь: маленькие пластмассовые трубочки по количеству детей.
Содержание: Игра проводится в парах. Один ребенок дует через трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха обрисовывает на ладошке простейшую фигуру или движется в определенном направлении. Ребенок, получивший соответствующее тактильное ощущение, должен воспроизвести указательным пальцем на ладони своего партнера воспринятую фигуру или направление струи. В случае правильного решения дети меняются ролями. Парная игра заканчивается коллективной творческой работой по конструированию из трубочек определенных моделей.
Упражнение «Путаница»
Цели: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.
Содержание: группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнестись к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.
Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры ведущий, ведет две роли:
— поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;
— стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.
Подведение итогов:
— Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?
— Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?
— Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?
ХОЛЕРИК
Дети-холерики обычно беспокойны, необузданны, раздражительны, с трудом приспосабливаются ко всяким ограничениям, режимным моментам, требованиям старших. Речь быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашенная. В общении хотят быть лидерами, предпочитают подвижные игры.
У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться. У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться. С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно, ребёнка холерика нельзя принуждать к чему -либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать их, недопустимы – это вызовет лишь бурный протест. Отрицательные оценки следует применять весьма осторожно – лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в её объективности.
При общении с холериками:
-говорить спокойно, но требовательно без уговоров.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Насос и мячики».
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком „с“. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук „с“, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго „с“ выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком „ш“. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.» Затем играющие меняются ролями.
Упражнение «Лягушка».
Нужно положить руки на стол. Одна рука при этом сжата в кулак, другая лежит ладонью на плоскости стола. Теперь нужно одновременно менять положение рук, постепенно ускоряясь. Важно научить ребенка расслабляться. Можно использовать упражнение «Насос». Взрослый сообщает ребенку, что сейчас тот превратится в воздушный шарик, а взрослый с помощью воображаемого насоса будет его «надувать», изображает движения, будто использует насос. А ребенок «надувается» все больше, постепенно напрягая мышцы всего тела. Потом взрослый «выдергивает» воображаемую «пробку» и ребенок постепенно «сдувается», расслабляя мышцы.
Упражнение «Драка».
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
МЕЛАНХОЛИК
Дети-меланхолики похожи на тепличные растения: с чужими они боязливы, замкнуты, нерешительны, зато в привычной доброжелательной обстановке сообразительны, внимательны и отзывчивы,
Разговаривают тихо, быть из первых ролях не стремятся. Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики, либо совсем не справлялись с заданием, либо зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнение детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.
При общении с меланхоликами:
— не допустимы резкость;
— иронии, повышенный тон;
— отмечать положительные стороны ребенка, давая ему высказываться, поощряя его за инициативу.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение«Слушай хлопки»
Цель игры: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети
должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий ребенок хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка играющие дети возобновляют ходьбу.
Упражнение «Король».
Цель: предоставление возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никто при этом не смущая и не обижая.
Инвентарь: высокий стул для короля.
Подготовка: ведущий спрашивает детей: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем?». Вы знаете чем отличается добрый король от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а только на время игры».
Содержание: Один из детей становится королем. Все остальные слугами и должны делать все, что приказывает им король. Естественно, король не имеет отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги у него были на посылках.
Рекомендации: пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Детям надо сказать сразу, что наступит очередь каждого. Когда время правления короля закончится, обсудите с детьми полученный опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем. Наиболее полезна эта игра для стеснительных и агрессивных детей, Они получают право высказать все свои желания, не чувствуя неловкости.
Желаем Вам творческих успехов!
Библиографический список:
1. И. А. Пазухина, Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов, Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010;
2. О. В. Белякова, 100 лучших игр для подготовки к школе., Москва, «Издательство «АЙРИС – пресс», 2007;
3. С. Г. Королева, Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель»;
4. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко, Коррекционно – развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии, Вогоград, издательство «Учитель», 2010
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК
«Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»
Подготовлено:
педагогом - психологом МДОУ «Детский сад № 156»
Кукленко О.В.
Темперамент характеризует устойчивые, присущие человеку от рождения черты. Его свойства накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит увлеченность определенной деятельностью, глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности, интенсивность психических процессов, направленность преимущественно вовнутрь или вовне и многое другое.
Темперамент определяет всю динамику психической жизни, становления индивидуальности. В нем — своеобразие путей развития каждого ребенка.
Существуют несколько типов темперамента.
Краткая
характеристика четырех основных типов
темпераментов.
САНГВИНИК
Живой, подвижный, приветливый ребенок,
легко идущий на контакт, открытый,
жизнерадостный. Говорит чаще громко,
быстро, эмоционально. Речь обычно
сопровождается выразительной мимикой
и жестикуляцией. Умеет преодолеть
препятствия, пользуется симпатией
ровесников.
При общении с сангвиниками:
-проявлять строгость, требовательность, внимательное отношение к товарищам.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Солнечный зайчик».
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Подготовка: поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности - поиграть с настоящим солнечным зайчиком.
Содержание: ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
Упражнение «Зайки и слоники».
Цель: возможность почувствовать себя сильным и смелым, повышение самооценки.
Содержание: ведущий произносит слова: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает ушки, весь сжимается старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся….». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются по группе, прячутся. «А что если видят волка?». Взрослый играет с детьми. «А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его?». Они дружат с ним и, когда его видят, продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят, тигра…». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.
Рекомендации: по окончании упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше всего понравилось быть и почему.
ФЛЕГМАТИК
Спокойный,
неторопливый, рассудительный ребенок,
достаточно терпеливый, в том числе и к
физической боли. Речь у него спокойная,
равномерная, замедленная, без выраженных
эмоций, жестикуляции и мимики,
Общается с небольшим кругом детей, устойчив в привязанностях. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа. Флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, флегматики
правильно всё сделают и доведут начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую. Дольше выполняют задания.
При общении с флегматиками:
-хвалить за скорые действия;
-побуждать к выполнению задания;
-внимание.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Загадочная трубочка»
Цель: развитие тактильной памяти, продолжительного выдоха, экономного расходования дыхания, стимулирование творческой активности.
Инвентарь: маленькие пластмассовые трубочки по количеству детей.
Содержание: Игра проводится в парах. Один ребенок дует через трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха обрисовывает на ладошке простейшую фигуру или движется в определенном направлении. Ребенок, получивший соответствующее тактильное ощущение, должен воспроизвести указательным пальцем на ладони своего партнера воспринятую фигуру или направление струи. В случае правильного решения дети меняются ролями. Парная игра заканчивается коллективной творческой работой по конструированию из трубочек определенных моделей.
Упражнение «Путаница»
Цели: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.
Содержание: группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнестись к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.
Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры ведущий, ведет две роли:
- поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;
- стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.
Подведение итогов:
- Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?
- Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?
- Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?
ХОЛЕРИК
Дети-холерики обычно беспокойны, необузданны, раздражительны, с трудом приспосабливаются ко всяким ограничениям, режимным моментам, требованиям старших. Речь быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашенная. В общении хотят быть лидерами, предпочитают подвижные игры.
У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться. У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться. С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно, ребёнка холерика нельзя принуждать к чему -либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать их, недопустимы – это вызовет лишь бурный протест. Отрицательные оценки следует применять весьма осторожно – лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в её объективности.
При общении с холериками:
-говорить спокойно, но требовательно без уговоров.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Насос и мячики».
Цель:
расслабить максимальное количество
мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на
пары. Один из вас — большой надувной
мяч, другой насосом надувает этот мяч.
Мяч стоит, обмякнув всем телом, на
полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены.
Корпус наклонен несколько вперед, голова
опущена (мяч не наполнен воздухом).
Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая
движение рук (они качают воздух) звуком
"с". С каждой подачей воздуха мяч
надувается все больше. Услышав первый
звук "с", он вдыхает порцию воздуха,
одновременно выпрямляя ноги в коленях,
после второго "с" выпрямилось
туловище, после третьего — у мяча
поднимается голова, после четвертого
— надулись щеки и даже руки отошли от
боков. Мяч надут. Насос перестал
накачивать. Товарищ выдергивает из мяча
шланг насоса... Из мяча с силой выходит
воздух со звуком "ш". Тело вновь
обмякло, вернулось в исходное положение."
Затем играющие меняются ролями.
Упражнение «Лягушка».
Нужно положить руки на стол. Одна рука при этом сжата в кулак, другая лежит ладонью на плоскости стола. Теперь нужно одновременно менять положение рук, постепенно ускоряясь. Важно научить ребенка расслабляться. Можно использовать упражнение «Насос». Взрослый сообщает ребенку, что сейчас тот превратится в воздушный шарик, а взрослый с помощью воображаемого насоса будет его «надувать», изображает движения, будто использует насос. А ребенок «надувается» все больше, постепенно напрягая мышцы всего тела. Потом взрослый «выдергивает» воображаемую «пробку» и ребенок постепенно «сдувается», расслабляя мышцы.
Упражнение «Драка».
Цель:
расслабить мышцы нижней части лица и
кистей рук.
«Вы с другом поссорились.
Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните,
крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы
рук зафиксируйте в кулаках, до боли
вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание
на несколько секунд. Задумайтесь: а
может, не стоит драться? Выдохните и
расслабьтесь. Ура! Неприятности
позади!».
Это упражнение полезно
проводить не только с тревожными, но и
с агрессивными детьми.
МЕЛАНХОЛИК
Дети-меланхолики похожи на тепличные растения: с чужими они боязливы, замкнуты, нерешительны, зато в привычной доброжелательной обстановке сообразительны, внимательны и отзывчивы,
Разговаривают тихо, быть из первых ролях не стремятся. Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики, либо совсем не справлялись с заданием, либо зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнение детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.
При общении с меланхоликами:
- не допустимы резкость;
- иронии, повышенный тон;
- отмечать положительные стороны ребенка, давая ему высказываться, поощряя его за инициативу.
При игре с ребенком можно использовать следующие коррекционные упражнения:
Упражнение «Воздушный шарик»
Цель:
снять напряжение, успокоить детей.
Все
играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий
дает инструкцию: "Представьте себе,
что сейчас мы с вами будем надувать
шарики. Вдохните воздух, поднесите
воображаемый шарик к губам и, раздувая
щеки, медленно, через приоткрытые губы
надувайте его. Следите глазами за тем,
как ваш шарик становится все больше и
больше, как увеличиваются, растут узоры
на нем. Представили? Я тоже представила
ваши огромные шары. Дуйте осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите
их друг другу". Упражнение можно
повторить 3 раза.
Упражнение «Слушай хлопки»
Цель
игры: Стимулировать внимание, учить
быстро и точно реагировать на звуковые
сигналы.
Дети идут по кругу. Когда
ведущий хлопнет в ладоши один раз,
дети
должны остановиться и принять
позу "аиста" (стоять на одной ноге,
руки в стороны). Если ведущий ребенок
хлопнет два раза, играющие должны принять
позу "лягушки" (присесть, пятки
вместе, носки и колени в стороны, руки
между ногами на полу). На 3 хлопка играющие
дети возобновляют ходьбу.
Упражнение «Король».
Цель: предоставление возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никто при этом не смущая и не обижая.
Инвентарь: высокий стул для короля.
Подготовка: ведущий спрашивает детей: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем?». Вы знаете чем отличается добрый король от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а только на время игры».
Содержание: Один из детей становится королем. Все остальные слугами и должны делать все, что приказывает им король. Естественно, король не имеет отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги у него были на посылках.
Рекомендации: пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Детям надо сказать сразу, что наступит очередь каждого. Когда время правления короля закончится, обсудите с детьми полученный опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем. Наиболее полезна эта игра для стеснительных и агрессивных детей, Они получают право высказать все свои желания, не чувствуя неловкости.
Желаем Вам творческих успехов!
Библиографический список:
-
И. А. Пазухина, Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов, Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010;
-
О. В. Белякова, 100 лучших игр для подготовки к школе. , Москва, «Издательство «АЙРИС – пресс», 2007;
-
С. Г. Королева, Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель»;
-
С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко, Коррекционно – развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии, Вогоград, издательство «Учитель», 2010
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
Некоторые несогласия с автором:
- название «Шпаргалка» ассоциируется у многих с чем-то запретным, лучше в названии использовать более спокойные слова, например, памятка, буклет для родителей и т.д.;
- картинки не отображают тип темперамента, поэтому их нужно либо наполнить смыслом, либо убрать;
- в начале документа обозначить цели его создания.
Кроме этого, на титульный лист необходимо поместить логотип портала согласно требованиям по размещению материала, которые представлены в разделе Справка основного меню.
Данный документ можно использовать в процессе воспитания, но лучше изменить указанные недочеты.
В аннотации содержатся нечитаемые выражения, ее нужно отредактировать.