Урок по теме "Водород" (9 класс)
Краткое описание
Урок с использованием технологии ИКТ.
Описание
Тема: Водород, его свойства и применение.
Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и простом веществе, о свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять схемы электронного баланса; закрепить понятия “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений).
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы
Девиз урока: “Всегда держись начеку” Козьма Прутков.
Ход урока. I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с водородом. Сегодня мы расширим знания о водороде и, прежде чем, продолжить работу над этой темой, вспомним ранее изученное.
(во время опроса трое учащихся работают по карточкам, один выполняет на доске домашнее задание – задача 3, стр. 36)
Фронтальный опрос:
1. Знакомство с любым элементом начинается с истории его открытия. Итак, первый вопрос «История открытия водорода».
2. Дать общую характеристику по положению в ПСХЭ.
3. Что общего между водородом и галогенами?
4. Охарактеризовать строение атома водорода.
5. Охарактеризовать строение молекулы водорода.
6. Охарактеризовать нахождение в природе.
7. Какие промышленные способы получения водорода вам известны?
8. Какими способами получают водород в лаборатории?
III. Изучение нового материала.
Учитель: восстановив опорные знания, перейдем к изучению новой темы, продолжаем знакомство с водородом. Записываем дату и тему урока «Водород, его свойства и применение» (СЛАЙД 1)
Охарактеризуем его физические свойства (СЛАЙД 2; учащиеся записывают в тетрадь)
• газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.
• имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С);
• обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух);
• водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов), поэтому его можно собирать лишь в перевернутый вверх дном сосуд. Мыльные пузыри, резиновые шарики, наполненные водородом, взлетают вверх.
Выходит Черный маг (один из учащихся) и рассказывает стихотворение.
Хотя я сильный черный маг,
Мне без помощников никак.
Их много рядом я терплю,
Но больше всех его люблю.
Обычно легок и летуч,
Он вдруг становится могуч:
Его нагрев, неосторожно,
Взорвать в округе все возможно,
А если с “О” соединить, -
То можно воду получить.
Я много вам о нем сказал,
Его подробно описал.
Итак, подумав, пять минут,
Скажите, как его зовут?
Учащиесяотвечают – водород.
Учитель: Конечно, и, как сказал Черный маг, при работе с водородом следует соблюдать особую осторожность. Смесь водорода с воздухом называется гремучим газом (ВИДЕО, СЛАЙД 3)
Выходит Черный маг и рассказывает.
Вот такая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатом де Розье (1756-1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
Учитель: Полученный тем или иным способом водород может быть загрязнен воздухом, вы уже знаете, что это опасно! Вспомните Пилата де Розье и девиз нашего урока. Вы видели, что происходит, если водород, смешанный с воздухом поджечь, поэтому прежде чем его поджигать следует проверить водород на чистоту. Заглянем в учебник: на стр. 34, рис. 2. изображены два способа проверки водорода на чистоту – метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха. Для этого водород собирают в пробирку, не переворачивая, закрывают пробирку большим пальцем, подносят к спиртовке и открывают пробирку. Чистый водород сгорает с характерным звуком ПАХ. (ВИДЕО – демонстрируется способ вытеснения воды)
Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства водорода: связь в молекуле водорода очень прочная, поэтому молекулярный водород при обычной температуре малоактивен (только фтор соединяется с ним при обычных условиях, хлор при освещении). При нагревании водород реагирует как с простыми, так и со сложными веществами.
(СЛАЙД 4)
Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами: (СЛАЙД 5)
1. При поджигании реагирует с кислородом
O2 + 2H2 = 2H2О
2. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:
S + H2⇔ H2S
3.С азотом — при нагревании, повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо):
N2 + 3H2 = 2NH3
4. С галогенами образует галогеноводороды:
F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре,
Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.
Учитель: Давайте докажем, что водород в данных реакциях действительно проявляет восстановительные свойства
Задание: составить уравнения химической реакции взаимодействия водорода с хлором, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель, восстановитель.(ученик к доске, по слайду проверяем)
Учитель: Водород взаимодействует со щелочными и щёлочноземельными металлами, образуя гидриды: (СЛАЙД 6)
Na + H2 = 2NaH
Ca + H2 = CaH2
В данных реакциях водород проявляет окислительные свойства, давайте докажем, что это действительно так.
Задание: записать данное уравнение на доске и расставить коэффициенты методом электронного баланса (ученик к доске, по слайду проверяем)
Учитель: (СЛАЙД 7) Взаимодействие со сложными веществами: с оксидами металлов (как правило, d-элементов)
Учитель: Итак, мы действительно убеждаемся, что наиболее характерна для водорода степень окисления +1, и только при соединении с металлами водород проявляет степень окисления -1.
Учитель: Применение водорода — обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:
Учащийся, заранее подготовившийся, рассказывает исторический очерк о применении водорода.
Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород — это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.
IV. Заключение
Учитель: Итог нашего урока: мы познакомились с первым элементом – водородом. Вы узнали его свойства и уникальность. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с этим газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!
V. Закрепление (тест)
Учитель: Вы постепенно усваивали материал о водороде, теперь проверим ваши знания по этой теме. На выполнение теста 3 мин. (СЛАЙД 9, на нем вопросы, учащиеся отвечают на них в бланках)
Учитель: Теперь обменяйтесь бланком ответов с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения теста. (СЛАЙД 10, на слайде – ответы, учащиеся проверяют тест соседа, используя следующий слайд 11 – оценивают)
VI. Оценивание работы учащихся.
Оценки за тест ставятся в дневник, оценивается работа по карточкам и сообщается учащимся, также оценивается работа на уроке.
VII. Домашнее задание (СЛАЙД 12) & 8, №4
VIII. Рефлексия (на листе А3 рисунок горы, на её вершине – знак водорода)
Учитель: Наш урок завершается, два урока мы с вами покоряли высоту под названием «Водород», сейчас подойдите к рисунку и обозначьте свое место на этой вершине, те, кому она покорилась, ставьте отметку на самой вершине, те, кому ещё нужно поработать над этой темой – ставит отметку ниже и т.д.
Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок!
Бланк ответов к тесту.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять схемы электронного баланса; закрепить понятия “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений).
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы
Девиз урока: “Всегда держись начеку” Козьма Прутков.
Ход урока. I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с водородом. Сегодня мы расширим знания о водороде и, прежде чем, продолжить работу над этой темой, вспомним ранее изученное.
(во время опроса трое учащихся работают по карточкам, один выполняет на доске домашнее задание – задача 3, стр. 36)
Фронтальный опрос:
1. Знакомство с любым элементом начинается с истории его открытия. Итак, первый вопрос «История открытия водорода».
2. Дать общую характеристику по положению в ПСХЭ.
3. Что общего между водородом и галогенами?
4. Охарактеризовать строение атома водорода.
5. Охарактеризовать строение молекулы водорода.
6. Охарактеризовать нахождение в природе.
7. Какие промышленные способы получения водорода вам известны?
8. Какими способами получают водород в лаборатории?
III. Изучение нового материала.
Учитель: восстановив опорные знания, перейдем к изучению новой темы, продолжаем знакомство с водородом. Записываем дату и тему урока «Водород, его свойства и применение» (СЛАЙД 1)
Охарактеризуем его физические свойства (СЛАЙД 2; учащиеся записывают в тетрадь)
• газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.
• имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С);
• обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух);
• водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов), поэтому его можно собирать лишь в перевернутый вверх дном сосуд. Мыльные пузыри, резиновые шарики, наполненные водородом, взлетают вверх.
Выходит Черный маг (один из учащихся) и рассказывает стихотворение.
Хотя я сильный черный маг,
Мне без помощников никак.
Их много рядом я терплю,
Но больше всех его люблю.
Обычно легок и летуч,
Он вдруг становится могуч:
Его нагрев, неосторожно,
Взорвать в округе все возможно,
А если с “О” соединить, -
То можно воду получить.
Я много вам о нем сказал,
Его подробно описал.
Итак, подумав, пять минут,
Скажите, как его зовут?
Учащиесяотвечают – водород.
Учитель: Конечно, и, как сказал Черный маг, при работе с водородом следует соблюдать особую осторожность. Смесь водорода с воздухом называется гремучим газом (ВИДЕО, СЛАЙД 3)
Выходит Черный маг и рассказывает.
Вот такая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатом де Розье (1756-1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
Учитель: Полученный тем или иным способом водород может быть загрязнен воздухом, вы уже знаете, что это опасно! Вспомните Пилата де Розье и девиз нашего урока. Вы видели, что происходит, если водород, смешанный с воздухом поджечь, поэтому прежде чем его поджигать следует проверить водород на чистоту. Заглянем в учебник: на стр. 34, рис. 2. изображены два способа проверки водорода на чистоту – метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха. Для этого водород собирают в пробирку, не переворачивая, закрывают пробирку большим пальцем, подносят к спиртовке и открывают пробирку. Чистый водород сгорает с характерным звуком ПАХ. (ВИДЕО – демонстрируется способ вытеснения воды)
Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства водорода: связь в молекуле водорода очень прочная, поэтому молекулярный водород при обычной температуре малоактивен (только фтор соединяется с ним при обычных условиях, хлор при освещении). При нагревании водород реагирует как с простыми, так и со сложными веществами.
(СЛАЙД 4)
Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами: (СЛАЙД 5)
1. При поджигании реагирует с кислородом
O2 + 2H2 = 2H2О
2. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:
S + H2⇔ H2S
3.С азотом — при нагревании, повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо):
N2 + 3H2 = 2NH3
4. С галогенами образует галогеноводороды:
F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре,
Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.
Учитель: Давайте докажем, что водород в данных реакциях действительно проявляет восстановительные свойства
Задание: составить уравнения химической реакции взаимодействия водорода с хлором, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель, восстановитель.(ученик к доске, по слайду проверяем)
Учитель: Водород взаимодействует со щелочными и щёлочноземельными металлами, образуя гидриды: (СЛАЙД 6)
Na + H2 = 2NaH
Ca + H2 = CaH2
В данных реакциях водород проявляет окислительные свойства, давайте докажем, что это действительно так.
Задание: записать данное уравнение на доске и расставить коэффициенты методом электронного баланса (ученик к доске, по слайду проверяем)
Учитель: (СЛАЙД 7) Взаимодействие со сложными веществами: с оксидами металлов (как правило, d-элементов)
Учитель: Итак, мы действительно убеждаемся, что наиболее характерна для водорода степень окисления +1, и только при соединении с металлами водород проявляет степень окисления -1.
Учитель: Применение водорода — обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:
- Синтез аммиака
- Синтез соляной кислоты
- Синтез метилового и других спиртов
- Гидрогенизация растительных масел (получение маргарина)
- Производство изделий из кварцевого песка
- Для получения жидкого топлива из каменных углей
- Получение молибдена, вольфрама и других металлов
- В качестве горючего в современной ракетной технике
- Получение высоких температур
- Хладагент в специальных физических проборах
- Атомно-водородной сварке тугоплавких сталей и сплавов
Учащийся, заранее подготовившийся, рассказывает исторический очерк о применении водорода.
Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород — это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.
IV. Заключение
Учитель: Итог нашего урока: мы познакомились с первым элементом – водородом. Вы узнали его свойства и уникальность. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с этим газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!
V. Закрепление (тест)
Учитель: Вы постепенно усваивали материал о водороде, теперь проверим ваши знания по этой теме. На выполнение теста 3 мин. (СЛАЙД 9, на нем вопросы, учащиеся отвечают на них в бланках)
Учитель: Теперь обменяйтесь бланком ответов с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения теста. (СЛАЙД 10, на слайде – ответы, учащиеся проверяют тест соседа, используя следующий слайд 11 – оценивают)
VI. Оценивание работы учащихся.
Оценки за тест ставятся в дневник, оценивается работа по карточкам и сообщается учащимся, также оценивается работа на уроке.
VII. Домашнее задание (СЛАЙД 12) & 8, №4
VIII. Рефлексия (на листе А3 рисунок горы, на её вершине – знак водорода)
Учитель: Наш урок завершается, два урока мы с вами покоряли высоту под названием «Водород», сейчас подойдите к рисунку и обозначьте свое место на этой вершине, те, кому она покорилась, ставьте отметку на самой вершине, те, кому ещё нужно поработать над этой темой – ставит отметку ниже и т.д.
Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок!
Карточка 1 1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых: SO2, SO3, MgS, H2SO4 2. По схеме окислительно-восстановительной реакции: Н2 + O2 = Н2O Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. 3. Схема Alº — 3ē → Al3+ отражает процесс А) окисления; Б) восстановления; В) окисления — восстановления. |
Карточка 2 1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых: PCl3, P2O5, K3P, Ca3P2 2. По схеме окислительно-восстановительной реакции: Н2 + S = Н2S Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. 3. Схема Alº — 3ē → Al3+ отражает процесс А) окисления Б) восстановления В) окиления-восстановления. |
Карточка 3 1.Выберите формулы соединений, в которых сера проявляет степень окисления -2: Na2S, SO2, SF6, CaS, SiS2, SO3 2. Схема Al — 3ē → Al3+ отражает процесс А) окисления Б) восстановления В) окисления-восстановления. 3. Схема S6+ + 2ē → S 4+ отражает процесс А) окисления Б) восстановления В) окисления-восстановления. |
Бланк ответов к тесту.
Тест «Водород» Класс____ Дата__________ Фамилия_________________
|
Тест «Водород» Класс____ Дата__________ Фамилия_________________
| ||||||||||||||||||||||||
Тест «Водород» Класс____ Дата__________ Фамилия_________________
|
Тест «Водород» Класс____ Дата__________ Фамилия_________________
| ||||||||||||||||||||||||
Тест «Водород» Класс____ Дата__________ Фамилия_________________
|
Тест «Водород» Класс____ Дата__________ Фамилия_________________
|
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Химия
9 класс
21 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
Замечания: текст работы размещайте приложением, а в основном окне - только краткую аннотацию. В презентации не открывается видео (очевидно вы не прикрепили к ней видеофайлы). Внесите, пожалуйста исправления в слайд 1 (Повторим материал того (кого?) урока (может, предыдущего урока?) и на слайде 16 вставьте символ §.