Эколого-познавательная игра "ЛЕС ЧУДЕС"
Краткое описание
Целями данного мероприятия являются: расширение знаний о растительном и животном мире, воспитание бережного и гуманного отношения к природе родного края.
Описание
Цели и задачи:
— расширить знания учащихся о животном и растительном мире Кировской области;
— воспитать бережное и гуманное отношение к природе своего края.
Оформление и необходимые материалы для игровой программы:
— плакат – надпись «Лес чудес»
— два плаката, разрезанных каждый на 8 частей, с изображением животных
— текст телеграммы, вопросы Волка на карточках, задания сорок на карточках, три экологических ситуации на карточках для Берёзки
— две палки, сосновые или еловые шишки, два ведёрка, обручи
— декорация лесной поляны с мусором.
Правила игры:
1.В игре принимают участие учащиеся из 5-6 классов.
2.Все конкурсы оценивает жюри.
3.В каждом конкурсе принимают участие 6 человек.
Действующие лица: Ведущая, Волк, 1-я белочка, 2-я белочка, 1-я сорока, 2-я сорока, Берёзка.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес – «Лес чудес»!
В зал влетает 1-я сорока, несёт телеграмму.
1-я сорока. Это вы в лес собираетесь? Вам телеграмма.
Ведущая. Что за телеграмма такая странная, здесь написаны слова растений и животных. Ребята, помогите мне её разгадать.
Конкурс 1: Ведущая раздаёт телеграммы (одинаковые) командам.
Текст телеграммы: «Дятел, опята, рысь, олень, грач, иволга, енот / ряска, ель, баран, яснотка, тополь, анис / полынь, рыжик, ирис, горох, лань, амариллис, шиповник, абрикос, ежевика, малина / вишня, аист, сова / вол / ласка, енот, сокол / варан / груша, осина, сыч, тарпан, ирис / змея, волнушка, ежевика, рысь, иволга.»
(Дорогие ребята приглашаем вас в лес в гости звери)
Ведущая. Итак, приглашение мы получили, можно отправляться.
В зале появляется Волк.
Волк (строго).Слышу — слышу, что вы к нам в лес собираетесь, но он большой и таинственный, в нём легко заблудиться… Я хочу узнать, как вы подготовились к путешествию. Ответите на мои вопросы, я пропущу вас в лес.
Конкурс 2: Вопросы Волка:
1.Назовите народные приметы, предсказывающие погоду?
2.Вы заблудились в лесу. Как правильно найти дорогу домой без компаса?
3.Как правильно одеться и что необходимо взять с собой в поход, если вы отправляетесь туда с ночёвкой?
Волк. Молодцы! Теперь вас можно пускать в незнакомый лес, таких хороших следопытов. С пути вы не собьётесь. Удачного путешествия!
Ведущая. Скажите, ребята, каких животных нашего леса вы знаете? Отгадайте мою загадку: С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет, резвиться рыжий циркач.
Вот на лету он шишку поймал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Держа в руках обруч в зал вбегает 1-я белка.
1-я белка. А вы знаете ребята, как мы, белочки, по лесу передвигаемся? Вот сейчас мы проверим, как же это у вас получится.
Конкурс 3: Перед каждой командой на полу лежат 3 обруча. Дети прыгая из обруча в обруч, добегают до финиша и быстро возвращаются назад, передавая эстафету следующему игроку.
В зал входит 2-я белка.
2-я белка. Ты всё играешь?
1-я белка. Да, нам с ребятами тут очень весело. Правда, ребята?
2-я белка. А запасы на зиму ты для себя заготовила?
1-я белка. Ой, ещё нет: заигралась тут. Но я думаю, что они мне помогут в этом?
Ведущая. Скажите, что же белки в свои кладовые на зиму собирают? (Шишки, орехи, желуди, грибы, ягоды, корешки растений.) Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете ягоды и грибы нашей области.
Конкурс 4: Игра «Угадай по описанию». На 10 листочках приготовлены вопросы, ребята вытягивают карточку. Каждый верный ответ – 1 балл.
Задания:
1.Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, поэтому и получил гриб своё название.
(Белый гриб)
2.Голубая поляна. Разве такое бывает? Но приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. На этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика)
3.Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
4.Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Растение – хороший барометр. (Костяника).
5.В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую
блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
6.Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, — смертельный яд! (Мухомор)
7.Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. (Опята)
8.У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название одно… (Сыроежки)
9. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)
10.Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и скреплены вместе. (Малина)
Ведущая. Ягоды, грибы белочкам собрали. Спасибо. За это они приготовили вам ещё один конкурс.
Конкурс 5: «Лягушка»
Реквизит – гимнастическая палка. Два самых сильных участника каждой команды кладут палку на плечи, а третий берётся за палку руками и отрывает ноги от земли. По сигналу все начинают движение вперёд. Игроки, висящие на палке не должны касаться ногами земли. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на финише.
Белочки благодарят детей и уходят. В зале появляются сороки, спорят.
1-я сорока. Что ты наделала.
2-я сорока. Я не виновата…
1-я сорока. Что же мы теперь будем делать, чем зверей лечить?
2-я сорока. Это ветер подул, вот все рецепты и разлетелись.
1-я сорока. Что мы скажем тетушке Сове?
2-я сорока. А может нам ребята помогут?
Ведущая.Что за шум, что за гам? Что у вас случилось?
Сороки. Мы взяли у тетушки Совы рецепты с лекарственными травами, чтобы вылечить животных, но поднялся сильный ветер, и все рецепты разлетелись…
Ведущая. Что ж, ребята, поможем сорокам вылечить зверей?
Конкурс 6: Команды получают карточку с вопросами. Время на обсуждение – 1 минута.
Вопросы:
1.У медведя простуда. Какие лекарственные травы применяются при простуде?
(шалфей, мать-и-мачеха, листья и ягоды малины)
2.Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются для лечения
ран?
(Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел)
3.У волка болит живот. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе?
(Зверобой, пижма)
Ведущая.Спасибо ребята, надеюсь, теперь сороки не потеряют ваши рецепты.
Конкурс 7: Эстафета. Команды выстраиваются друг за другом. Все участники получают по шишке, а первый – палку, с помощью которой они будут загонять шишку в ведро. Один из игроков находится на финише с ведром и собирает шишки.
В зал выходит грустная Берёзка.
Ведущая. Берёзка, ты сегодня очень грустная. Что случилось?
Берёзка (показывает рукой на лесную поляну). Ребята, посмотрите на эту полянку. Здесь побывали горе — туристы: костёр не затушили, мусор не убрали. Вот так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы проверим в следующем конкурсе.
Конкурс 8: Командам выдаётся карточка с предложенными экологическими ситуациями. Время обсуждения – 5 минут.
Ситуации:
1.Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
2. На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
3.После отдыха в лесу собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
Пока дети в командах работают, Берёзка проводит конкурс «Игра со зрителями». Если болельщики согласны с правилами Берёзки, то хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
Правила:
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много ещё вырастет.
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
4.Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6.Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе
своё дело.
Берёзка. Молодцы, ребята, теперь вы знаете как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Конкурс 9: Конкурс капитанов.
Задание: разобрать жалобы. Необходимо назвать имя жалобщика и ответить обоснованная жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее вескими.
Жалоба № 1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?
Ответ: Это сова. С 1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Жалоба № 2. Нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились! Обижают нас не заслуженно.
Ответ: Летучая мышь.
Жалоба № 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахнутся в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.
Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
За каждый конкурс в течение игры команды получали по частице разрезанного рисунка с изображением животного.
Соберите свой рисунок на столе.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
— расширить знания учащихся о животном и растительном мире Кировской области;
— воспитать бережное и гуманное отношение к природе своего края.
Оформление и необходимые материалы для игровой программы:
— плакат – надпись «Лес чудес»
— два плаката, разрезанных каждый на 8 частей, с изображением животных
— текст телеграммы, вопросы Волка на карточках, задания сорок на карточках, три экологических ситуации на карточках для Берёзки
— две палки, сосновые или еловые шишки, два ведёрка, обручи
— декорация лесной поляны с мусором.
Правила игры:
1.В игре принимают участие учащиеся из 5-6 классов.
2.Все конкурсы оценивает жюри.
3.В каждом конкурсе принимают участие 6 человек.
Действующие лица: Ведущая, Волк, 1-я белочка, 2-я белочка, 1-я сорока, 2-я сорока, Берёзка.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес – «Лес чудес»!
В зал влетает 1-я сорока, несёт телеграмму.
1-я сорока. Это вы в лес собираетесь? Вам телеграмма.
Ведущая. Что за телеграмма такая странная, здесь написаны слова растений и животных. Ребята, помогите мне её разгадать.
Конкурс 1: Ведущая раздаёт телеграммы (одинаковые) командам.
Текст телеграммы: «Дятел, опята, рысь, олень, грач, иволга, енот / ряска, ель, баран, яснотка, тополь, анис / полынь, рыжик, ирис, горох, лань, амариллис, шиповник, абрикос, ежевика, малина / вишня, аист, сова / вол / ласка, енот, сокол / варан / груша, осина, сыч, тарпан, ирис / змея, волнушка, ежевика, рысь, иволга.»
(Дорогие ребята приглашаем вас в лес в гости звери)
Ведущая. Итак, приглашение мы получили, можно отправляться.
В зале появляется Волк.
Волк (строго).Слышу — слышу, что вы к нам в лес собираетесь, но он большой и таинственный, в нём легко заблудиться… Я хочу узнать, как вы подготовились к путешествию. Ответите на мои вопросы, я пропущу вас в лес.
Конкурс 2: Вопросы Волка:
1.Назовите народные приметы, предсказывающие погоду?
2.Вы заблудились в лесу. Как правильно найти дорогу домой без компаса?
3.Как правильно одеться и что необходимо взять с собой в поход, если вы отправляетесь туда с ночёвкой?
Волк. Молодцы! Теперь вас можно пускать в незнакомый лес, таких хороших следопытов. С пути вы не собьётесь. Удачного путешествия!
Ведущая. Скажите, ребята, каких животных нашего леса вы знаете? Отгадайте мою загадку: С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет, резвиться рыжий циркач.
Вот на лету он шишку поймал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Держа в руках обруч в зал вбегает 1-я белка.
1-я белка. А вы знаете ребята, как мы, белочки, по лесу передвигаемся? Вот сейчас мы проверим, как же это у вас получится.
Конкурс 3: Перед каждой командой на полу лежат 3 обруча. Дети прыгая из обруча в обруч, добегают до финиша и быстро возвращаются назад, передавая эстафету следующему игроку.
В зал входит 2-я белка.
2-я белка. Ты всё играешь?
1-я белка. Да, нам с ребятами тут очень весело. Правда, ребята?
2-я белка. А запасы на зиму ты для себя заготовила?
1-я белка. Ой, ещё нет: заигралась тут. Но я думаю, что они мне помогут в этом?
Ведущая. Скажите, что же белки в свои кладовые на зиму собирают? (Шишки, орехи, желуди, грибы, ягоды, корешки растений.) Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете ягоды и грибы нашей области.
Конкурс 4: Игра «Угадай по описанию». На 10 листочках приготовлены вопросы, ребята вытягивают карточку. Каждый верный ответ – 1 балл.
Задания:
1.Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, поэтому и получил гриб своё название.
(Белый гриб)
2.Голубая поляна. Разве такое бывает? Но приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. На этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика)
3.Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
4.Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Растение – хороший барометр. (Костяника).
5.В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую
блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
6.Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, — смертельный яд! (Мухомор)
7.Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. (Опята)
8.У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название одно… (Сыроежки)
9. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)
10.Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и скреплены вместе. (Малина)
Ведущая. Ягоды, грибы белочкам собрали. Спасибо. За это они приготовили вам ещё один конкурс.
Конкурс 5: «Лягушка»
Реквизит – гимнастическая палка. Два самых сильных участника каждой команды кладут палку на плечи, а третий берётся за палку руками и отрывает ноги от земли. По сигналу все начинают движение вперёд. Игроки, висящие на палке не должны касаться ногами земли. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на финише.
Белочки благодарят детей и уходят. В зале появляются сороки, спорят.
1-я сорока. Что ты наделала.
2-я сорока. Я не виновата…
1-я сорока. Что же мы теперь будем делать, чем зверей лечить?
2-я сорока. Это ветер подул, вот все рецепты и разлетелись.
1-я сорока. Что мы скажем тетушке Сове?
2-я сорока. А может нам ребята помогут?
Ведущая.Что за шум, что за гам? Что у вас случилось?
Сороки. Мы взяли у тетушки Совы рецепты с лекарственными травами, чтобы вылечить животных, но поднялся сильный ветер, и все рецепты разлетелись…
Ведущая. Что ж, ребята, поможем сорокам вылечить зверей?
Конкурс 6: Команды получают карточку с вопросами. Время на обсуждение – 1 минута.
Вопросы:
1.У медведя простуда. Какие лекарственные травы применяются при простуде?
(шалфей, мать-и-мачеха, листья и ягоды малины)
2.Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются для лечения
ран?
(Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел)
3.У волка болит живот. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе?
(Зверобой, пижма)
Ведущая.Спасибо ребята, надеюсь, теперь сороки не потеряют ваши рецепты.
Конкурс 7: Эстафета. Команды выстраиваются друг за другом. Все участники получают по шишке, а первый – палку, с помощью которой они будут загонять шишку в ведро. Один из игроков находится на финише с ведром и собирает шишки.
В зал выходит грустная Берёзка.
Ведущая. Берёзка, ты сегодня очень грустная. Что случилось?
Берёзка (показывает рукой на лесную поляну). Ребята, посмотрите на эту полянку. Здесь побывали горе — туристы: костёр не затушили, мусор не убрали. Вот так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы проверим в следующем конкурсе.
Конкурс 8: Командам выдаётся карточка с предложенными экологическими ситуациями. Время обсуждения – 5 минут.
Ситуации:
1.Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
2. На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
3.После отдыха в лесу собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
Пока дети в командах работают, Берёзка проводит конкурс «Игра со зрителями». Если болельщики согласны с правилами Берёзки, то хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
Правила:
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много ещё вырастет.
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
4.Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6.Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе
своё дело.
Берёзка. Молодцы, ребята, теперь вы знаете как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Конкурс 9: Конкурс капитанов.
Задание: разобрать жалобы. Необходимо назвать имя жалобщика и ответить обоснованная жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее вескими.
Жалоба № 1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?
Ответ: Это сова. С 1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Жалоба № 2. Нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились! Обижают нас не заслуженно.
Ответ: Летучая мышь.
Жалоба № 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахнутся в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.
Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
За каждый конкурс в течение игры команды получали по частице разрезанного рисунка с изображением животного.
Соберите свой рисунок на столе.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Биология
5 класс
21 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»