Занятие по инженерной графике "Геометрические построения. Сопряжение"
ПЛАН
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине
Инженерная графика
1 Цикл дисциплин: общепрофессиональный
2 Специальность: 220204 Автоматика и телемеханика на транспорте
(по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)
группа: А-21
3 Вид занятия: комбинированный
4 Дата проведения: 9 февраля 2010 года
5 Место проведения: ауд. 307
6 Преподаватель:Войнова Елена Анатольевна
7 Тема занятия: Геометрические построения. Сопряжение
8 Цель занятия:
1 Научить определять тип сопряжений и практически овладеть приемами
выполнения сопряжений;
2 Развитие умения аналитически рассуждать;
3 Воспитание аккуратности и умения работать чертежными инструментами
9 Задачи занятия:
Образовательная
1 Формирование новых понятий.
2 Познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах,
предметах быта;
3 Углубление знаний.
4 Систематизация обобщения знаний.
Развивающая
1 Развитие творческого мышления.
2 Развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение
работать чертежными инструментами;
3 Формирование качеств творческой личности.
4 Научить строить сопряжение между сторонами углов;
5 Познакомиться со способами построения сопряжения между двумя
окружностями, окружностью и прямой
Воспитательная
1 Показ важности изучаемой темы.
2 Воспитывать точность, аккуратность, внимательность.
3 Показ значимости приобретенных знаний.
4 Формирование умений осуществлять контроль.
10 Методы проведения:фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией,
выполнение графической работы
11 Средства обучения и наглядные пособия:
1 Мультимедийная презентация;
2 Мультимедийный проектор с экраном;
3 Карточки-задания;
4 Образцы графических работ
12 Структура открытого занятия:
1 Организационная момент;
2 Повторение ранее изученного материала;
3 Получение новых знаний;
4 Закрепление полученных знаний;
5 Выполнение графической работы;
6 Подведение итогов
12 Ход занятия:
1 Организационный момент
2 Повторение ранее изученного материала.
по теме «Геометрические построения.
Деление окружностей на равные части».
Фронтальный опрос.
Задание:
Разделить окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8 частей, 3 и 12; 8 и 6
Ответить на вопрос: Где в повседневной жизни можно встретить предметы, в которых применили деление окружности на равные части? (по окончании работы сдаются на проверку преподавателю).
В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия и многое другое (показ слайдов).
3 Получение новых знаний
Что же такое сопряжение?
Сопряжение – это плавный переход из одной линии в другую.
Задумывались ли вы когда — нибудь о роли сопряжений?
Мало кто знает, что эти кривые диаграммы нашей жизни называются сопряжениями. Эти кривые повороты, сглаженные формы окружают человечество с незапамятных времен. Нет такой отрасли, в которой невозможно не встретить сопряжение.
Сопряжение применяется для того, чтобы построить контур технической детали, (показ двух технических деталей), где можно наблюдать плавные переходы одной поверхности в другую. Для того чтобы построить чертежи данных деталей, необходимо знать способы построения сопряжений. Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения.
Где же берет начало сопрягающая линия?
Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин, едущих по данной дороге. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы
Если вы бывали на соревнованиях лыжников по прыжкам с трамплина, то видели плавный переход от стартовой поверхности, на которой спортсмен разгоняется, к другой поверхности, которая дает ему возможность взлететь. Но стоит незначительному дефекту нарушить плавность траектории спуска, и со спортсменом, мчащимся на огромной скорости, случится непоправимое несчастье.
Сопряжение в технике
Что же позволяет сегодня машине, локомотиву двигаться быстрее ветра, самолету быстрее звука? Ответ по наивному прост — обтекаемые формы (показ слайдов).
Сопряжения в архитектуре и интерьере
Первое, что всегда «оказывается» под рукой — природа с ее изяществом и пластикой невероятных форм. Дизайнер взывает к нашей фантазии, апеллируя простыми, а порой и бессмысленными образами, создавая предметы привычного нам обихода.
Сопряжения в декоративно-прикладном искусстве
Используя правила построения сопряжения, выполнены несколько вариантов чертежей подсвечника в стиле модерн.
Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно.
А.Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы научимся строить такие линии.
— Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.
Б.Сопряжение двух сторон угла дугой окружности
— Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.
Глоссарий
• Центр сопряжения.
• Радиус сопряжения.
• Точка сопряжения.
• Сопрягаемые прямые.
• Сопрягающая дуга.
В. Демонстрация выполнения сопряжения.
Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения.
В остром углу В тупом углу В прямом углу
— От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.
— Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.
— В точке пересечения этих прямых находится точка О — центр сопряжения.
— Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.
— Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным переходом от одной стороны угла к его другой стороне.
(Студенты работают в тетрадях. Выполняют сопряжение острого и тупого угла, сопряжение в прямом углу – дома на оценку).
Г. Сопряжение дуги с дугой
Сопряжение двух дуг окружностей может быть внутренним, внешним и смешанным.
При внутреннем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся внутри сопрягающей дуги радиуса R.
При внешнем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне сопрягающей дуги радиуса R.
Деталь «Серьга» —
пример внутреннего
и внешнего сопряжений
При смешанном сопряжении центр одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R, а центр другой сопрягаемой дуги — вне ее.
Рассмотрим на примере построение сопряжений (демонстрация этапов построения на доске и выполнение в рабочих тетрадях).
Построение внутреннего сопряжения
Дано:
А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и R1= 25
Б. Расстояние между центрами окружностей – l=60
В. Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 = 70-15=55
R4= 70-25= 45
Требуется:
А. Определить положение центра О2 сопрягающей дуги.
Б. Найти точки сопряжения
В. Провести дугу сопряжения.
Решение:
По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.
Для нахождения точек сопряжения точку О2 соединяют с точками О и О1 прямыми линиями. Точки пересечения продолжения прямых О2О и О2О1 с сопрягаемыми дугами являются искомыми точками сопряжения.
Радиусом R2 из центра О2 проводят сопрягающую дугу между точками сопряжения.
Построение внешнего сопряжения.
Дано:
А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и R1= 25
Б. Расстояние между центрами окружностей – l=60
В. Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 = 70+15=85
R4= 70+25= 95
Требуется:
А. Определить положение центра O2 сопрягающей дуги.
Б. Найти точку сопряжения.
В. Провести дугу сопряжения.
Решение:
По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.
Для нахождения точек сопряжения центры дуг соединяют прямыми линиями ОО2 и О1О2. Эти две прямые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряжения.
Из центра О2 радиусом R проводят сопрягающую дугу, ограничивая ее точками сопряжения.
(смешанное сопряжение студенты строят дома на оценку)
4 Закрепление полученных знаний
1
Что называется сопряжением?
(-это плавный переход из одной линии в другую)
2 Где можно встретить сопряжение?
(в технических деталях, в предметах быта)
2 Для чего в деталях делают плавные переходы между поверхностями?
(Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения).
Далее преподаватель предлагает студентам попробовать свои силы у доски 2 человека. Студентам на слайде показывают устройства СЦБ и их кинематическое изображение. По заданию надо определить где и какой вид сопряжения применили для из выполнения).
1 студент
Стрелочный электропривод Конструкция Семафор
микропереключателя ПП-1
2 студент
Замыкатель остряков ВЗ-4
Стрелочный электропривод Кабельная муфта
5 Выполнение графических заданий.
Форма работы – индивидуальная.
5. Подведение итога урока.
ПЛАН
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине
Инженерная графика
1 Цикл дисциплин: общепрофессиональный
2 Специальность: 220204 Автоматика и телемеханика на транспорте
(по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)
группа: А-21
3 Вид занятия: комбинированный
4 Дата проведения: 9 февраля 2010 года
5 Место проведения: ауд. 307
6 Преподаватель: Войнова Елена Анатольевна
7 Тема занятия: Геометрические построения. Сопряжение
8 Цель занятия:
1 Научить определять тип сопряжений и практически овладеть приемами
выполнения сопряжений;
2 Развитие умения аналитически рассуждать;
3 Воспитание аккуратности и умения работать чертежными инструментами
9 Задачи занятия:
Образовательная
1 Формирование новых понятий.
2 Познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах,
предметах быта;
3 Углубление знаний.
4 Систематизация обобщения знаний.
Развивающая
1 Развитие творческого мышления.
2 Развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение
работать чертежными инструментами;
3 Формирование качеств творческой личности.
4 Научить строить сопряжение между сторонами углов;
5 Познакомиться со способами построения сопряжения между двумя
окружностями, окружностью и прямой
Воспитательная
1 Показ важности изучаемой темы.
2 Воспитывать точность, аккуратность, внимательность.
3 Показ значимости приобретенных знаний.
4 Формирование умений осуществлять контроль.
10 Методы проведения: фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией,
выполнение графической работы
11 Средства обучения и наглядные пособия:
1 Мультимедийная презентация;
2 Мультимедийный проектор с экраном;
3 Карточки-задания;
4 Образцы графических работ
12 Структура открытого занятия:
1 Организационная момент;
2 Повторение ранее изученного материала;
3 Получение новых знаний;
4 Закрепление полученных знаний;
5 Выполнение графической работы;
6 Подведение итогов
12 Ход занятия:
1 Организационный момент
2 Повторение ранее изученного материала.
по теме "Геометрические построения.
Деление окружностей на равные части".
Фронтальный опрос.
Задание:
Разделить окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8 частей, 3 и 12; 8 и 6
Ответить на вопрос: Где в повседневной жизни можно встретить предметы, в которых применили деление окружности на равные части? (по окончании работы сдаются на проверку преподавателю).
В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия и многое другое (показ слайдов).
Ордена и медали
На 8 частей
Звезда ордена Святого апостола
Андрея Первозванного
На 7 частей: На 4 части На 5 частей
Орден Верности Орден Жукова Знак ордена Орден Красной Звезды
(Афганистан) святого Георгия
Ювелирные украшения
Обратите внимание на технические детали, к примеру, различные гаечные ключи, гайки, колеса, диски, плашки и т.д. (показ слайдов)
3 Получение новых знаний
Что же такое сопряжение?
Сопряжение – это плавный переход из одной линии в другую.
Задумывались ли вы когда - нибудь о роли сопряжений?
Мало кто знает, что эти кривые диаграммы нашей жизни называются сопряжениями. Эти кривые повороты, сглаженные формы окружают человечество с незапамятных времен. Нет такой отрасли, в которой невозможно не встретить сопряжение.
Сопряжение применяется для того, чтобы построить контур технической детали, (показ двух технических деталей), где можно наблюдать плавные переходы одной поверхности в другую. Для того чтобы построить чертежи данных деталей, необходимо знать способы построения сопряжений. Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения.
Где же берет начало сопрягающая линия?
Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин, едущих по данной дороге. Ведь если автомобилист на скорости не "вписался" в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы
Если вы бывали на соревнованиях лыжников по прыжкам с трамплина, то видели плавный переход от стартовой поверхности, на которой спортсмен разгоняется, к другой поверхности, которая дает ему возможность взлететь. Но стоит незначительному дефекту нарушить плавность траектории спуска, и со спортсменом, мчащимся на огромной скорости, случится непоправимое несчастье.
Сопряжение в технике
Что же позволяет сегодня машине, локомотиву двигаться быстрее ветра, самолету быстрее звука? Ответ по наивному прост - обтекаемые формы (показ слайдов).
Сопряжения в архитектуре и интерьере
Первое, что всегда "оказывается" под рукой - природа с ее изяществом и пластикой невероятных форм. Дизайнер взывает к нашей фантазии, апеллируя простыми, а порой и бессмысленными образами, создавая предметы привычного нам обихода.
Сопряжения в декоративно-прикладном
искусстве
Используя правила построения сопряжения, выполнены несколько вариантов чертежей подсвечника в стиле модерн.
Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно.
А .Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы научимся строить такие линии.
- Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.
Б.Сопряжение двух сторон угла дугой окружности
- Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения - скругления углов. Основа всех таких построений - определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.
Глоссарий
-
Центр сопряжения.
-
Радиус сопряжения.
-
Точка сопряжения.
-
Сопрягаемые прямые.
-
Сопрягающая дуга.
В. Демонстрация выполнения сопряжения.
Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения.
В остром углу В тупом углу В прямом углу
- От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.
- Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.
- В точке пересечения этих прямых находится точка О - центр сопряжения.
- Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.
- Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным переходом от одной стороны угла к его другой стороне.
(Студенты работают в тетрадях. Выполняют сопряжение острого и тупого угла, сопряжение в прямом углу – дома на оценку).
Г. Сопряжение дуги с дугой
Сопряжение двух дуг окружностей может быть внутренним, внешним и смешанным.
При внутреннем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся внутри сопрягающей дуги радиуса R.
При внешнем сопряжении центры сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне сопрягающей дуги радиуса R.
Деталь «Серьга» -
пример внутреннего
и внешнего сопряжений
При смешанном сопряжении центр одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R, а центр другой сопрягаемой дуги — вне ее.
Рассмотрим на примере построение сопряжений (демонстрация этапов построения на доске и выполнение в рабочих тетрадях).
Построение внутреннего сопряжения
Дано:
А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и R1= 25
Б. Расстояние между центрами окружностей – l=60
В.
Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 =
70-15=55
R4= 70-25= 45
Требуется:
А. Определить положение центра О2 сопрягающей дуги.
Б. Найти точки сопряжения
В. Провести дугу сопряжения.
Решение:
По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1 , из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.
Для нахождения точек сопряжения точку О2 соединяют с точками О и О1 прямыми линиями. Точки пересечения продолжения прямых О2О и О2О1 с сопрягаемыми дугами являются искомыми точками сопряжения.
Радиусом R2 из центра О2 проводят сопрягающую дугу между точками сопряжения.
Построение внешнего сопряжения.
Дано:
А. Радиусы сопрягаемых окружностей R = 15 и R1= 25
Б. Расстояние между центрами окружностей – l=60
В.
Радиус сопрягающей дуги- R2=70.
R3 =
70+15=85
R4= 70+25= 95
Требуется:
А. Определить положение центра O2 сопрягающей дуги.
Б. Найти точку сопряжения.
В. Провести дугу сопряжения.
Решение:
По заданному расстоянию между центрами l на чертеже намечают центры О и О1 , из которых описывают радиусы сопрягаемых окружностей R и R1. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом R3, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R, а из центра О1 – радиусом, равным сумме радиусов сопрягающей дуги R2 и сопрягаемой R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.
Для нахождения точек сопряжения центры дуг соединяют прямыми линиями ОО2 и О1О2. Эти две прямые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряжения.
Из центра О2 радиусом R проводят сопрягающую дугу, ограничивая ее точками сопряжения.
(смешанное сопряжение студенты строят дома на оценку)
4 Закрепление полученных знаний
-
Что называется сопряжением?
(-это плавный переход из одной линии в другую)
2 Где можно встретить сопряжение?
(в технических деталях, в предметах быта)
2 Для чего в деталях делают плавные переходы между поверхностями?
(Плавные переходы одной поверхности в другую на технических деталях применяются для того, чтобы повысить стойкость и увеличить прочность, удобного и безопасного обращения).
Далее преподаватель предлагает студентам попробовать свои силы у доски 2 человека. Студентам на слайде показывают устройства СЦБ и их кинематическое изображение. По заданию надо определить где и какой вид сопряжения применили для из выполнения).
1 студент
Стрелочный электропривод Конструкция Семафор
микропереключателя ПП-1
2 студент
Замыкатель остряков ВЗ-4
Стрелочный электропривод Кабельная муфта
5 Выполнение графических заданий.
Форма работы – индивидуальная.
5. Подведение итога урока.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»