Развлекательная экологическая программа
Краткое описание
Данная программа, которую можно провести в конце учебного года для учащихся 8-11 классов.
Описание
Программа:
1.Конкурс «Визитка»
2. «Опушка зоолога»
3.Викторина «Поразмыслим не спеша»
4.Конкурс «Удивительные превращения»
5. «Родник сюрпризов»
6.Игра «Да нет»
7.Игра со зрителями
8.Конкурс «Ручей лидеров»
9.Итоги конкурсов. Награждение победителей.
Программу можно провести среди учеников старшего звена для 8 – 11 классов.
«Опушка зоолога»
1.О ком говорят: «Трудится, не открывая глаз и не покладая рук.»
(Ну, конечно же о кроте. Этот маленький слепой зверёк выносит на 1 га
берёзового леса за год 10 тонн земли. Настоящая, землеройная машина.)
2.Зачем улитке рога?
(А это и не рога вовсе, а щупальца. Ими она ощупывает, обнюхивает,
пробует на вкус и рассматривает всё, что её окружает.)
3.У какого современного млекопитающего скелет снаружи тела?
(У броненосца.)
4.Какие птицы сохраняют супружескую верность на всю жизнь?
(Много говорят о лебединой и голубиной верности. Однако и лебедь, и
голубь, бывает, находят себе новую подругу после гибели первой. А вот
кто из птиц действительно объединяется в пары только один раз и всю
жизнь, так это галки.)
5.В чём свинья спаниелю конкурент?
(Хрюшки отлично овладели ремеслом поиска наркотиков, они устают
меньше собак и могут работать дольше.)
6.Говорят: «Курица не птица!» А кто же она?
(Несомненно, птица. Она умеет и петь, и летать, правда, не очень высоко
И далеко.)
7. Яд каких животных используется человеком в медицинской практике?
(Змеиный, пчелиный и лягушачий. У змеи яд на кончике языка, у пчелы –
на кончике жала, а у лягушки – на коже.)
8.Чтобы мы имели представление о птицах, из них делают чучела и выставляют в музее. А какая птица может сохраниться в течение 15-20 лет и не испортиться?
(Клёст. Это одна из самых красивых и своеобразнейших наших птиц. Она
многим необычна: мало того, что у неё клюв «наоборот», так она ещё и
птенцов зимой высиживает, в лютый мороз, она ещё и умереть «по
человечески» не может. Тело её в течение жизни так смолой пропитывает-
ся, что оно многие годы не поддаётся гниению.)
9.Весной, как известно, у рыбы начинается нерест, то есть метание икры. А
вот одной нашей рыбе нереститься по нраву зимой. Не знаете, кто это такой
«горячий»?
(Это налим. Единственная из пресноводных рыб, откладывающая икру
зимой.)
10.Есть такое выражение «Я тебе покажу, где раки зимуют!» А вот в самом
деле – где?
(В иле на дне реки. Но бывает, они выбирают для зимовки створки раковин,
ржавые банки и вёдра.)
11.У какой морской рыбки самец ходит «беременным»?
(Это морской конёк. У него на животе есть специальный мешок, в который
сразу несколько самок откладывают икру, потом отверстие зарастает и
конёк вынашивает мальков.)
12.Интересная страна Австралия! Там почти все животные с сумками на животе бегают.
Каких сумчатых вы знаете?
(Кенгуру, волк, куница, крот, тушканчик и даже мышь.)
Викторина «Поразмыслим не спеша»
1.Зачем кузнечику сабля?
· Для сражений
· Для откладки яиц
· Для красоты
(сабли имеют только самки, они втыкают её в песок или землю и по ней откладывают яйца.)
2.Для чего дятел по дереву « барабанит»?
· Чистит клюв
· Кому-то что-то сообщает
· Музыкой увлекается
(не долбит, а именно «барабанит», так он приглашает самок.)
3.У кого когти самые сильные?
· У медведя
· У муравьеда
· У льва
(ни у кого нет таких больших когтей, как у гигантского броненосца, что живёт в Южной Америке. Они длиной с ладонь и шириной тоже.)
4.Почему тюленёнок растёт как « на дрожжах»?
· Много спит
· Много ест
· Мало двигается
5.Зачем зайцу большие уши?
· Чтобы лучше слушать
· Чтобы не перегреться
· Для торможения на поворотах
(Заяц ими потеет)
6.Как ходит сороконожка?
· На полусогнутых ногах
· Нога за ногу
· Не касаясь земли ногами
(Сороконожка переставляет ноги след в след, так как ноги у неё разной длины.)
7.Зачем страус голову в песок прячет?
· От страха
· Освобождается от паразитов
· Ищет пищу
8.Зачем звери раны зализывают?
· Чтобы быстрее заживали
· Просто от боли
· С гигиенической целью
9.Кто прыгает выше всех и дальше всех?
· Копытные
· Кошачьи
· Собачьи
( всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, её рекорд в высоту 2 м47 см и 22 м 16 см в длину)
10.Как рисуют обезьяны?
· До определённого возраста не плохо
· Плохо
· Совсем не рисуют
(Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать с каракулей, затем осваивают прямую линию, а позднее круг. На том их способности иссякают. Но они удивительно симметрично располагают рисунок на листе.)
«Удивительные превращения»
Задание – подскажите, в кого превращались:
1.Князь Гвидон – в комара, муху, шмеля
2.Великан – людоед – в льва, в мышь.
3.Одиннадцать братьев – принцев – в лебедей
4.Юра Баранкин и Костя Малинин – в воробьёв, бабочек, муравьёв
5.Гадкий утёнок – в лебедя
6.Пиноккио – в осла.
«Родник сюрпризов».
1.Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны, бегемоты.
2.Представьте, что вы кошка, которая очень любит музыку. Исполните на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют её угадать.
3.Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросёнка, задумчивую обезьяну.
4.Все вы знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.
5.Расскажите стихотворение А.Барто «Идёт бычок, качается», изобразите, будто вы испугались собаку, будто хвастаетесь перед ребятами, будто вы немой.
Игра «Да нет»
Ведущий задаёт вопросы, команды по очереди отвечают.
1.Может ли сазан забраться в океан?
(нет, это речная рыба)
2.Может ли дрозд отморозить хвост?
(нет, он зимует на юге)
3.Может ли оса взлететь на небеса?
(да)
4.Может ли барсук залезть за шишками на сук?
(нет, барсук по деревьям не лазает)
5.Может ли кулик, прикусить себе язык?
(нет, у птиц нет зубов)
6.Может ли тюлень на боку лежать весь день?
(да)
7.Может ли синица на крыше поселиться?
(да)
8.Могут ли собаки отодрать всем ракам баки?
(нет, раки живут на дне водоёмов)
9.Может ли медведь зимою потолстеть?
(нет, зимой медведь спит)
«Игра со зрителями»
Вариант толкования фразы.
1.Организм (отряд «Двукрылые», подкласс «Крылатые», класс «Насекомые», тип «Членистоногие») переместил свою массу на результат переработки продукции садового участка горячим способом.
2.Особь, являющаяся механическим передатчиком ряда кишечных
заболеваний и в силу этого представляющая непосредственную опасность для здоровья окружающих, по неосторожности нарушила санитарно-эпидемиологическую обстановку и совершила деяние, которое может повлечь за собой нанесение вреда здоровью людей.
(Муха села на варенье.)
Вариант толкования фразы.
1.Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе (но с дефицитом лучистой энергии), имеющим отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты.
2.Осуждённый сделал публичное заявление о том, что отбывает срок в камере, не соответствующей элементарным санитарным условиям: мало света, воздух сырой, на световом проёме металлическое заграждение.
3. Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.
(Сижу за решёткой в темнице сырой)
Вариант толкования фразы.
1.Однажды всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных презент в виде небольшого количества пищевого продукта в полутвёрдой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
2.Всеядная птица с серо – чёрным оперением при невыясненных обстоятельствах, за непонятно какие заслуги получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.
3.У орла один раз чёрт украл кусок колбасы.
(Вороне где – то бог послал кусочек сыру.)
«Ручей лидеров»
Вопросы:
1.Названия каких животных состоят из двух букв?
· Таких нет
· Встречаются крайне редко
· У многих животных
(Ёж, як, уж.)
2.Прополис – это что?
· Лекарство
· Светящаяся краска
· Замазка для окон
(Это лекарство с антисептическим действием. Помогает при заживлении ран, воспалении лёгких, расстройствах кишечника, ядовитых укусах, лучевых
поражениях, раковых опухолях. Его можно назвать «пчелиной замазкой», так как пчёлы этим веществом замазывают щели в улье.)
3.Какая змея самая ядовитая?
· Гадюка
· Кобра
· Гремучая змея
4.Отчего дрожит мышка?
· Оттого, что боится кошку
· Чтобы согреться
· Чтобы проветрить шкурку
(Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж много, но биохимические реакции выделения тепла заметно ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.)
5.Почему у журавля один птенец?
· Откладывается всего одно яйцо
· Сильный убивает слабого
· Вылупившийся птенец выбрасывает остальные яйца
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого. Но самое странное – родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)
6.Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается?
(Несомненно полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками)
7.Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может их надо уничтожать?
(Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используется в медицине.)
8.Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы?
(Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
9.Что это такое: снаружи – куча хвоинок и мелких веточек, а внутри – настоящий многоэтажный дом с улицами и перекрёстками?
(Муравейник)
10.Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. (Божья коровка).
11.Кто трижды родится, прежде чем встать взрослым?
(Бабочка. В своей жизни она проходит три стадии развития: кокон, гусеница, взрослое насекомое)
12.Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются?
(Жук майский, хрущ июньский)
13.Что случается с пчелой, после того, как она кого-нибудь ужалит? (Пчела погибает)
Задание: продолжите пословицу
· Волка …. (ноги кормят)
· Сколько волка не корми… (он всё в лес смотрит)
· Слово не воробей…. ( вылетит, не поймаешь)
· Волков бояться…. (в лес не ходить)
· Ворон ворону…. (глаз не выклюет)
· Где б ворона не летала…. (а к ястребу попала)
· Выкормил змейку…. (на свою шейку)
· Змея меняет шкуру…… (но не натуру)
· От худого козла …… (ни шерсти, ни молока)
· Корова на дворе…. (так и еда на столе)
Подведение итогов. Награждение победителей.
1.Конкурс «Визитка»
2. «Опушка зоолога»
3.Викторина «Поразмыслим не спеша»
4.Конкурс «Удивительные превращения»
5. «Родник сюрпризов»
6.Игра «Да нет»
7.Игра со зрителями
8.Конкурс «Ручей лидеров»
9.Итоги конкурсов. Награждение победителей.
Программу можно провести среди учеников старшего звена для 8 – 11 классов.
«Опушка зоолога»
1.О ком говорят: «Трудится, не открывая глаз и не покладая рук.»
(Ну, конечно же о кроте. Этот маленький слепой зверёк выносит на 1 га
берёзового леса за год 10 тонн земли. Настоящая, землеройная машина.)
2.Зачем улитке рога?
(А это и не рога вовсе, а щупальца. Ими она ощупывает, обнюхивает,
пробует на вкус и рассматривает всё, что её окружает.)
3.У какого современного млекопитающего скелет снаружи тела?
(У броненосца.)
4.Какие птицы сохраняют супружескую верность на всю жизнь?
(Много говорят о лебединой и голубиной верности. Однако и лебедь, и
голубь, бывает, находят себе новую подругу после гибели первой. А вот
кто из птиц действительно объединяется в пары только один раз и всю
жизнь, так это галки.)
5.В чём свинья спаниелю конкурент?
(Хрюшки отлично овладели ремеслом поиска наркотиков, они устают
меньше собак и могут работать дольше.)
6.Говорят: «Курица не птица!» А кто же она?
(Несомненно, птица. Она умеет и петь, и летать, правда, не очень высоко
И далеко.)
7. Яд каких животных используется человеком в медицинской практике?
(Змеиный, пчелиный и лягушачий. У змеи яд на кончике языка, у пчелы –
на кончике жала, а у лягушки – на коже.)
8.Чтобы мы имели представление о птицах, из них делают чучела и выставляют в музее. А какая птица может сохраниться в течение 15-20 лет и не испортиться?
(Клёст. Это одна из самых красивых и своеобразнейших наших птиц. Она
многим необычна: мало того, что у неё клюв «наоборот», так она ещё и
птенцов зимой высиживает, в лютый мороз, она ещё и умереть «по
человечески» не может. Тело её в течение жизни так смолой пропитывает-
ся, что оно многие годы не поддаётся гниению.)
9.Весной, как известно, у рыбы начинается нерест, то есть метание икры. А
вот одной нашей рыбе нереститься по нраву зимой. Не знаете, кто это такой
«горячий»?
(Это налим. Единственная из пресноводных рыб, откладывающая икру
зимой.)
10.Есть такое выражение «Я тебе покажу, где раки зимуют!» А вот в самом
деле – где?
(В иле на дне реки. Но бывает, они выбирают для зимовки створки раковин,
ржавые банки и вёдра.)
11.У какой морской рыбки самец ходит «беременным»?
(Это морской конёк. У него на животе есть специальный мешок, в который
сразу несколько самок откладывают икру, потом отверстие зарастает и
конёк вынашивает мальков.)
12.Интересная страна Австралия! Там почти все животные с сумками на животе бегают.
Каких сумчатых вы знаете?
(Кенгуру, волк, куница, крот, тушканчик и даже мышь.)
Викторина «Поразмыслим не спеша»
1.Зачем кузнечику сабля?
· Для сражений
· Для откладки яиц
· Для красоты
(сабли имеют только самки, они втыкают её в песок или землю и по ней откладывают яйца.)
2.Для чего дятел по дереву « барабанит»?
· Чистит клюв
· Кому-то что-то сообщает
· Музыкой увлекается
(не долбит, а именно «барабанит», так он приглашает самок.)
3.У кого когти самые сильные?
· У медведя
· У муравьеда
· У льва
(ни у кого нет таких больших когтей, как у гигантского броненосца, что живёт в Южной Америке. Они длиной с ладонь и шириной тоже.)
4.Почему тюленёнок растёт как « на дрожжах»?
· Много спит
· Много ест
· Мало двигается
5.Зачем зайцу большие уши?
· Чтобы лучше слушать
· Чтобы не перегреться
· Для торможения на поворотах
(Заяц ими потеет)
6.Как ходит сороконожка?
· На полусогнутых ногах
· Нога за ногу
· Не касаясь земли ногами
(Сороконожка переставляет ноги след в след, так как ноги у неё разной длины.)
7.Зачем страус голову в песок прячет?
· От страха
· Освобождается от паразитов
· Ищет пищу
8.Зачем звери раны зализывают?
· Чтобы быстрее заживали
· Просто от боли
· С гигиенической целью
9.Кто прыгает выше всех и дальше всех?
· Копытные
· Кошачьи
· Собачьи
( всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, её рекорд в высоту 2 м47 см
10.Как рисуют обезьяны?
· До определённого возраста не плохо
· Плохо
· Совсем не рисуют
(Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать с каракулей, затем осваивают прямую линию, а позднее круг. На том их способности иссякают. Но они удивительно симметрично располагают рисунок на листе.)
«Удивительные превращения»
Задание – подскажите, в кого превращались:
1.Князь Гвидон – в комара, муху, шмеля
2.Великан – людоед – в льва, в мышь.
3.Одиннадцать братьев – принцев – в лебедей
4.Юра Баранкин и Костя Малинин – в воробьёв, бабочек, муравьёв
5.Гадкий утёнок – в лебедя
6.Пиноккио – в осла.
«Родник сюрпризов».
1.Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны, бегемоты.
2.Представьте, что вы кошка, которая очень любит музыку. Исполните на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют её угадать.
3.Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросёнка, задумчивую обезьяну.
4.Все вы знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.
5.Расскажите стихотворение А.Барто «Идёт бычок, качается», изобразите, будто вы испугались собаку, будто хвастаетесь перед ребятами, будто вы немой.
Игра «Да нет»
Ведущий задаёт вопросы, команды по очереди отвечают.
1.Может ли сазан забраться в океан?
(нет, это речная рыба)
2.Может ли дрозд отморозить хвост?
(нет, он зимует на юге)
3.Может ли оса взлететь на небеса?
(да)
4.Может ли барсук залезть за шишками на сук?
(нет, барсук по деревьям не лазает)
5.Может ли кулик, прикусить себе язык?
(нет, у птиц нет зубов)
6.Может ли тюлень на боку лежать весь день?
(да)
7.Может ли синица на крыше поселиться?
(да)
8.Могут ли собаки отодрать всем ракам баки?
(нет, раки живут на дне водоёмов)
9.Может ли медведь зимою потолстеть?
(нет, зимой медведь спит)
«Игра со зрителями»
Вариант толкования фразы.
1.Организм (отряд «Двукрылые», подкласс «Крылатые», класс «Насекомые», тип «Членистоногие») переместил свою массу на результат переработки продукции садового участка горячим способом.
2.Особь, являющаяся механическим передатчиком ряда кишечных
заболеваний и в силу этого представляющая непосредственную опасность для здоровья окружающих, по неосторожности нарушила санитарно-эпидемиологическую обстановку и совершила деяние, которое может повлечь за собой нанесение вреда здоровью людей.
(Муха села на варенье.)
Вариант толкования фразы.
1.Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе (но с дефицитом лучистой энергии), имеющим отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты.
2.Осуждённый сделал публичное заявление о том, что отбывает срок в камере, не соответствующей элементарным санитарным условиям: мало света, воздух сырой, на световом проёме металлическое заграждение.
3. Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.
(Сижу за решёткой в темнице сырой)
Вариант толкования фразы.
1.Однажды всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных презент в виде небольшого количества пищевого продукта в полутвёрдой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
2.Всеядная птица с серо – чёрным оперением при невыясненных обстоятельствах, за непонятно какие заслуги получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.
3.У орла один раз чёрт украл кусок колбасы.
(Вороне где – то бог послал кусочек сыру.)
«Ручей лидеров»
Вопросы:
1.Названия каких животных состоят из двух букв?
· Таких нет
· Встречаются крайне редко
· У многих животных
(Ёж, як, уж.)
2.Прополис – это что?
· Лекарство
· Светящаяся краска
· Замазка для окон
(Это лекарство с антисептическим действием. Помогает при заживлении ран, воспалении лёгких, расстройствах кишечника, ядовитых укусах, лучевых
поражениях, раковых опухолях. Его можно назвать «пчелиной замазкой», так как пчёлы этим веществом замазывают щели в улье.)
3.Какая змея самая ядовитая?
· Гадюка
· Кобра
· Гремучая змея
4.Отчего дрожит мышка?
· Оттого, что боится кошку
· Чтобы согреться
· Чтобы проветрить шкурку
(Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж много, но биохимические реакции выделения тепла заметно ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.)
5.Почему у журавля один птенец?
· Откладывается всего одно яйцо
· Сильный убивает слабого
· Вылупившийся птенец выбрасывает остальные яйца
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого. Но самое странное – родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)
6.Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается?
(Несомненно полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками)
7.Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может их надо уничтожать?
(Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используется в медицине.)
8.Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы?
(Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
9.Что это такое: снаружи – куча хвоинок и мелких веточек, а внутри – настоящий многоэтажный дом с улицами и перекрёстками?
(Муравейник)
10.Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. (Божья коровка).
11.Кто трижды родится, прежде чем встать взрослым?
(Бабочка. В своей жизни она проходит три стадии развития: кокон, гусеница, взрослое насекомое)
12.Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются?
(Жук майский, хрущ июньский)
13.Что случается с пчелой, после того, как она кого-нибудь ужалит? (Пчела погибает)
Задание: продолжите пословицу
· Волка …. (ноги кормят)
· Сколько волка не корми… (он всё в лес смотрит)
· Слово не воробей…. ( вылетит, не поймаешь)
· Волков бояться…. (в лес не ходить)
· Ворон ворону…. (глаз не выклюет)
· Где б ворона не летала…. (а к ястребу попала)
· Выкормил змейку…. (на свою шейку)
· Змея меняет шкуру…… (но не натуру)
· От худого козла …… (ни шерсти, ни молока)
· Корова на дворе…. (так и еда на столе)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Биология
8 класс
21 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»