Международный конкурс методических разработок «Педагогическая мастерская» Номинация: «Методическая разработка урока» (авторская программа «Развитие логического мышления дошкольников посредством развивающих игр»)
развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №25 «Сказка»
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация:
«Методическая разработка урока» (авторская программа
«Развитие логического мышления дошкольников
посредством развивающих игр»)
срок реализации 2017 – 2018 учебный год
Автор: Суханаева Лейсан Хамисовна
должность: воспитатель
без категории
89600602599
leisanka-86@mail.ru
Г. Наб.Челны
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………….3
Личный план педагога……………………………………………...4
Работа с детьми……………………………………………………..6
Работа с родителями………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………….12
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет логическое мышление. Оно способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Логическое мышление, прежде всего, необходимо для овладения азами математики. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию логического мышления дошкольников.
Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие логического мышления у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Объект исследования – логическое мышление дошкольников;
Предмет исследования – развивающие игры, используемые при развитии логического мышления дошкольников;
Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Основными задачами являются
1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:
1.Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
2.Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
3.Закрепление детьми математической терминологии.
Пояснительная записка
Программа самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством развивающих игр» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Настоящая программа является авторской программой и реализуется в детском саду №25 «Сказка» с учётом образовательной программы дошкольного образования. Название программы отражает основное направление деятельности на нём - развитие логического мышления дошкольников с использованием кубиками Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х, Кюизенера и других развивающих игр.
Характеристика данных развивающих игр:
Многофункциональность
Широкий возрастной диапазон участников
Творческий потенциал
Конструктивные элементы
Образность и универсальность
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Актуальность.
Программа направлена на развитие творческих способностей, на создание условий вырабатывать у ребёнка общие способности познавательной деятельности, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать потребность получить новые знания, мыслительные умения.
Новизна.
Новизна программы заключается в выборе игрового материала, моделирующего творческий процесс и создающая свой микроклимат, где появляется возможность для развития творческой стороны интеллекта.
Предполагаемый результат:
-развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физ. пауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
План работы на год
№ |
Тема занятия |
месяц |
1 |
Изучение методической литературы. Анна Белошистая: «Развитие логического мышления у дошкольников»;«Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие» Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая;Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» |
Сентябрь – май |
2 |
Подборка развивающих игр по развитию логического мышления дошкольников. Оформление уголка логических и развивающих игр. |
сентябрь |
3 |
Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Кулачок» «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. «Что нам привёз Мишутка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. Соединение разрезных картинок. Формировать у детей представление о целостном образе предмета. |
Октябрь |
4 |
Игра «Волшебный мешочек» - формировать умение узнавать на ощупь геометрические предметы. «Разноцветная улица» («Большие и маленькие домики») – различение и называние цвета палочек. Различение палочек по цвету. «Вверх – вниз». Сравнение по высоте. Знакомство с фиолетовым цветом. «Что лежит в корзинке» - способствовать развитию умения выделять два признака формы; различать и называть основные геометрические фигуры |
Ноябрь |
5 |
Игра «Укрась елки игрушками»Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. Лото «Мои первые предметы» - умение находить такую же картину, что и на фишке. Игра на внимание «Найди пару» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета «Лесенка» Выкладывание изображения на цветную схему «Поможем щенку найти маму» Закреплять умение сравнивать 2 предмета по длине, высоте, использовать слова: длиннее, короче, выше, ниже. |
Декабрь |
6 |
«Что нам привёз Зайчишка?»Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы различать и называть основные геометрические фигуры. «Магазин игрушек» - закреплять понятия один, много, ни одного; «Мы идем в лес» - закреплять знания и умения при работе с кубиками Никитина; Собираем макси – пазлы. Формировать умение собирать целостную картину, сопоставляя детали. |
Январь |
7 |
Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. «Игры со счетными палочками» - забор, лодка, грибочек. Закреплять представления о геометрических фигурах; овладеть конструктивными навыками. «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. Разложи фигуры по образцу - продолжать закреплять умение раскладывать фигуры по образцу. |
Февраль |
8 |
«Бусы для мамы» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу. «К зайцу на новоселье» Развитие сюжетно-игрового замысла; повторить геометрические фигуры «Подбери заплатки к коврикам» - продолжать формировать умение подбирать подходящий кубик. «Волшебный сундучок» - продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки. |
Март |
9 |
Игры со счетными палочками –«Машинка»,«Человек»,«Дорога». Формировать умение выкладывания рисунков с помощью палочек. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) «Выбери фигуры» - Находить фигуры не такого цвета, как данная. Закрепить отличительные признаки квадрата «Составь цепочку» -выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме. |
Апрель |
10 |
«Продолжи ряд». Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Величине, толщине. «Хоровод» - способствовать развитию наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойставх предметов по их по их знаково-символическим обозначениям. «Выбери, что хочешь» - блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина. Выявить, насколько интересны для детей подобные дидактические игры. «Что лишнее» - способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. |
Май |
Показатели результативности реализации программы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
Удерживает внимание на 10 - 15 мин:
Задание оценивается по трехбалльной системе:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме)
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать 3-4 из них:
Задание оценивается по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
-
Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
-
Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить задание «Преврати кружочек»
Задание оценивается по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников.
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно
Общий уровень усвоения программы:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Анализ педагогической диагностики
уровня освоения программного материала
детьми второй младшей группы
на начало 2017-2018 учебного года.
На начало года детей составляло 21 человек.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
На начало учебного года знание детей составляло:
Высокий уровень - 29%
Средний уровень - 54%
Низкий уровень - 17%
Образовательная область «Познавательное развитие»
На начало учебного года знание программного материала :
Высокий уровень - 42%
Средний - 39%
Низкий - 19%
Образовательная область «Речевое развитие»
На начало учебного года знание детей составило :
Высокий уровень - 20%
Средний - 47%
Низкий - 33%
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
На начало учебного года :
Высокий уровень – 23%
Средний – 42%
Низкий – 35%
Образовательная область «Физическое развитие»
На начало учебного года знание детей составило:
Высокий уровень – 46%
Средний – 31%
Низкий – 23%
Работа с родителями:
Месяц |
Тема |
Сентябрь |
Консультация и материал для родительского уголка «Игры для развития логического мышления детей: блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, кубики Никитина » |
Октябрь |
Консультация «Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» |
Ноябрь |
Консультация и материал для родительского уголка «Развитие у детей словесно-логического мышления» |
Декабрь |
Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием развивающего материала» |
Январь |
Папка-передвижка «Азы математики» |
Февраль |
Буклет «Занимательные игры» |
Март |
Консультация и материал для родительского уголка «Роль развивающих игр для детей 3- 4 лет» |
Апрель |
Изготовление дидактических игр «Чудесные превращения», «Четвертая картинка», «Что для кого?» |
Май |
Фото – выставка «Мы занимаемся, играем – математику мы знаем» |
Список использованной литературы
-
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб: ООО Корвет,2002
-
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.
-
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «логика и математика для дошкольников».-СПб «Детство- Пресс», 2004 год;
-
Смоленцова А.А., Суворова О.В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».- СПб «Детство-Пресс», 2004 год
-
Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце… Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера».-СПб, 2003 год;
-
Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек»
-
Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы»;
-
Финкельштейн Б.Б. «Вместе весело играть»;
-
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 год;
-
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель- Ехевич Н.М.,1990 год.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
1. Сколько лет вашему ребенку?
2. В течении какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3.Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны для ребенка?
4. Какие виды логических развивающих игр для детей вы знали до прихода в детский сад?
5.Какие виды новых развивающих игр вы узнали благодаря занятиям в детском саду?
6. Посещает ли ваш ребенок кружки, занятия по развитию логического мышления у детей?
А) нет;
Б) пока нет, но хотели бы в будущем;
В) не считаю нужным;
Г) не задумывалась
6)Носит ли предметно-игровая среда вашей группы развивающий характер?
7)Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?
А) помучится, но самому найти ответ
Б) когда как
В) получить готовый ответ от других
8. В каких формах у ребенка в семье проявляется активный интерес
к развивающим играм?
А) Делится ли он своими впечатлениями о занятиях математикой, развивающими играми,
проводимых в детском саду?
Б) Вызывают ли эмоциональный отклик у него проведенные логические игры?
В) Есть ли у него дома любимые детские развивающие игры ?
Г) Зовет ли ребенок дома вас к совместным играм?
Д) Организуете ли вы в семье совместные настольные, развивающие игры по возрасту?
9. Посещаете ли вы родительские собрания в детском саду?
А) регулярно посещаю;
Б) посещаю, но редко;
В) не посещаю;
10. Какие консультации хотели бы получить от воспитателя по теме развития логического мышления?
11.Удовлетворены ли вы качеством воспитания вашего ребенка в ДОУ?
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»