В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Дополнительная общеобразовательная программа "Домоводство"

Дополнительная общеобразовательная программа "Домоводство"

Ольга Дедуренко
Тип материала: Программа
просмотров: 4260 комментариев: 3
Краткое описание
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Занятия по программе «Домоводство» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной  и семейной жизни, труду на благо своей семьи, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
dedurenko-programma-domovodstvo_.docx Скачать

измененный uchmet_120_60.GIF










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОМОВОДСТВО»

(предмет технология)








Категория: 15 – 16 лет

Срок реализации программы: 68 часа

Разработал: инструктор по труду

Дедуренко Ольга Алексеевна-педагог

высшей квалификационной категории























г. Балаково

2017 год

измененный uchmet_120_60.GIFПаспорт программы

1)Наименование программы

«Домоводство»

2) Разработчик программы

Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна

3) Цели и задачи программы

Цель:

Формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников

Задачи:

Образовательные

  • формировать эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни;

  • учить выполнять бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений; с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке столов и уборке жилища;

  • воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Развивающие

  • развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

Воспитательные

  • воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;

  • воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;

  • воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.

4) Сроки реализации программы


68 часов

измененный uchmet_120_60.GIF5)Исполнители программы

Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна

6) Ожидаемые конечные результаты программы

В результате освоения программы будут сформированы:

представления:

  1. о правилах поведения в мастерской, на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;

2. откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи

3. о способах ухода за одеждой: ежедневной, верхней, белой и обувью и т.д.;

4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;

5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;

6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем;

7. о правилах и способах ведения семейной экономики.

умения:

1. ухаживать за одеждой и обувью;

2. готовить пищу;

3. применять правила этикета в быту, сервировать стол;

4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке;

5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет.

7) Организация контроля реализации

программы

Анкетирование, диагностика, наблюдение, устный опрос,

практические занятия, итоговое занятие, проект, мини-задача (ситуационная), синквейн, зачетная практическая работа, «график индивидуальных наблюдений».


Пояснительная записка

Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Занятия по программе «Домоводство» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, труду на благо своей семьи, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

измененный uchmet_120_60.GIFВ основу дополнительной программы взяты примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы», утвержденные Минобразования России; положение о деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 481 от 24 мая 2014 года.


Цель: формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников; знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.


Задачи: Образовательные

  • формировать эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни;

  • учить выполнять бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений; с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке столов и уборке помещений;

  • воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Развивающие

  • развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

Воспитательные

  • воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;

  • воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;

  • воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.


Актуальность данной программы очевидна, так как она способствует подготовке воспитанников Центра к самостоятельной жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, формирует у детей навыки финансовой грамотности и ведения семейного бюджета.

Программа реализуется в рамках социально педагогической направленности, адаптация воспитанников к жизни в обществе.

Новизна программы заключается в том, что она адаптирует особенности

измененный uchmet_120_60.GIFпреподавания домоводства к реалиям жизни в Центре, учитывает особенности развития детей-сирот, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного ведения домашнего хозяйства для воспитанников таких учреждений. Программа поможет детям изучить финансовую грамотность. Реализация данной программы способна побороть страх у детей Центра перед будущим, учит преодолевать трудности самостоятельной жизни, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошим, грамотным, аккуратным хозяином или хозяйкой. Программа направлена на освоение и применение техник и технологий ХХI века: в разделах кулинарии, уборке дома, ремонте и уходу за одеждой.


Отличительной особенностью программы «Домоводство» реализующейся в швейной мастерской, является то, что она учитывает, учитывает все необходимые знания, умения, навыки и включает в себя те разделы, которые детям необходимы после выхода из стен Центра в «большую» жизнь, а это следующие модули: финансовая грамотность, кулинария, уход за домом. Вместе с тем программа не дублирует содержание школьного курса обучения технологии. Она позволяет осуществлять принцип комплектования учебных групп: разновозрастные группы, которые посещают дети, имеющие одинаковые трудовые навыки, но разного возраста. Это предполагает организацию взаимодействия, как учитель-ученик, так и ученик-ученик.


Целесообразность программы заключается в том, что она, при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач по воспитанию и подготовке полноценной, творчески развитой личности, способной создать благополучную семью и обеспечить правильное ведение домашнего хозяйства.


Категория: программа «Домоводство» рассчитана на детей 15 – 16 лет.    Возрастной диапазон,  в котором реализуется программа,  не велик – подростковый возраст, что определенным образом влияет  на  организацию учебно - воспитательного процесса. Специфика типа образовательного учреждения, целей образования, контингента воспитанников и условий реализации содержания программы позволяет осуществить  воспитательно-образовательный процесс в режиме работы учреждения. Организация занятий в таких группах, прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающих.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 68 часа, один год обучения, возраст воспитанников составляет от 15 до 16 лет.

Группа 1 года обучения из расчета 2 часа в неделю, 34 - недель.

На изучение курса отводится 68 часов.

измененный uchmet_120_60.GIFФормы работы: групповые, коллективные, индивидуальные. Групповая форма занятий предполагает обучение педагогом группы воспитанников. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения. Индивидуальная форма занятий необходима в том случае, если имеется педагогическая запущенность воспитанника, его отставание в изучении тем или при поступлении нового ребенка в Центр.

Режим и продолжительность занятий.

Занятия с воспитанниками проводятся в определенные дни недели, согласованные с расписанием кружковой работы.                                         Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература.   В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством  часов на освоение той или иной темы.

1 год обучения – 2 ч. - в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).                            

Учебно-тематический план программы «Домоводство»


п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

теория

Практика


1 модуль - «Финансовая грамотность»

1.

Вводное занятие. Источники денежных средств семьи

4

3

1

1.1

Структура доходов семьи

1

0,5

0,5

1.2

Зарплата как источник дохода

1

0,5

0,5

1.3

Роль профсоюзов в борьбе наёмных работников за более выгодные условия труда

1

1

-

1.4

Безработица: почему она возникает и какой бывает.

Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России

1

1

-

2.

Контроль семейных расходов

2

0,5

1,5

2.1

Структура семейных расходов

1

0,5

0,5

2.2

Контроль семейных расходов

1

-

1

3

Построение семейного бюджета

2

0,5

1,5

3.1

Что такое семейный бюджет

1

0,5

0,5

3.2

Составление, исполнение и анализ семейного бюджета

1

-

1

4.

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

1

1

4.1

Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных

бумагах. Отличие акций от облигаций

1

0,5

0,5

4.2

Финансовые организации, предоставляющие услуги

гражданам

1

0,5

0,5

D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif

5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи

2

1

1

5.1

Как составить финансовый план семьи – семейный

бюджет

1

0,5

0,5

5.2

Исполнение финансового плана семьи

1

0,5

0,5

6.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

4

2

2

6.1

Что такое пенсия

1

0,5

0,5

6.2

Пенсионное законодательство Российской Федерации.

Как определить размер будущей пенсии

2

1

1

6.3

Возможности для увеличения размера будущей пенсии

1

0,5

0,5

Итого:

16

8

8

2 модуль - «Кулинария»

1.

Вводное занятие. «Хлеб всему голова»

2

1

1

2.

Приготовление блюд из овощей, салатов.

4

1

3

3.

Приготовление блюд из круп и макаронных изделий.

4

1

3

4.

Приготовление первых блюд

10

2

8

5.

Русская кухня. Вторые блюда.

10

2

8

6.

Приготовление изделий из жидкого теста. Оладьи и блины.

4

1

3

7.

Сервировка стола. Этикет за столом. Украшение блюд.

4

2

2

8.

Итоговое занятии: «Добрый повар стоит доктора» - правильное питание.

2

1

1

Итого:

40

11

29

3 модуль - «Уход за домом»

1.

Вводное занятие. Правила безопасности.

1

1

-

2.

Одежда и обувь, и уход за ними. Выбор одежды и обуви при покупке, гарантийные сроки.

1

1

-

3.

Стирка и глажка ежедневной одежды.

2

-

2

4.

Практическое занятие. Мелкий ремонт одежды.

2

-

2

5.

Стирка верхней одежды. Варианты хранения.

1

-

1

6.

Гигиена вещей и жилища.

1

1

-

7.

Ремонт комнаты своими руками.

1

1

-

8.

Малая механизация в домашнем труде.

1

-

1

9.

Создание уюта в доме.

2

1

1

Итого:

12

5

7

Итого: 68 ч. 24 ч. 44 ч.


Содержание программы «Домоводство»

1 модуль «Финансовая грамотность» – 16 часов

D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gifТема 1.1

Провести диагностику знаний воспитанников в области финансовой грамотности. Базовые понятия: структура доходов населения; структура доходов семьи. Упражнение: рассчитать доход семьи из полученных данных от преподавателя.

1 час

Тема 1.2

Базовые понятия: заработная плата; социальные льготы и выплаты. Задание детям: какие виды расходов несёт государство по их содержанию и обучению, чтобы воспитанники соотнесли привычную им жизнь с различными доходами (по большей части в натуральном виде), которые они получают.

1 час

Тема 1.3

Базовые понятия: профсоюз.

Базовые знания: куда можно обратиться за помощью в случае нарушения трудовых прав. Упражнение: какие права работника нарушает администрация. «Работники» могут при наличии подручных средств создать импровизированные плакаты со своими требованиями.

1 час

Тема 1.4

Базовые понятия: безработица. Базовые знания: как получить пособие по безработице. Дискусся на тему «Какие мои действия или поведение как сотрудника повышают мой шанс остаться на работе в условиях сокращения кадров?».

1 час

Тема 2.1

Базовые понятия: благосостояние семьи; доходы и расходы семьи; жизненный цикл семьи.

1 час

Тема 2.2

Базовые понятия: контроль расходов семьи. Игровое упражнение в принятии решений о расходах в рамках семейного бюджета. Задание для групп: каждая группа составляет свод правил (не более 3—5), которые помогут держать семейные расходы под контролем.

1 час

Тема 3.1

Базовые понятия: семейный бюджет: профицит, дефицит; совместная собственность в семье.

1 час

Тема 3.2

Базовые понятия: постоянные и переменные расходы; личный бюджет. Упражнение «Восстановление бюджета»: проранжировать статьи расходов с точки зрения их важности, первоочерёдности.

1 час

Тема 4.1

Базовые понятия: фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Базовые знания: механизм функционирования фондового рынка; различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга.

1 час

Тема 4.2

Базовые понятия: законодательство о ценных бумагах; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Базовые знания: виды участников фондового рынка и суть их деятельности; возможности участия физических лиц в торговле ценными бумагами; правила выбора профессионального агента; законодательное регулирование рынка ценных бумаг.

1 час

Тема 5.1

D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif

Базовые понятия: финансовое планирование, резерв и накопления. Решение практических задач.

1 час

Тема 5.2

Базовые знания: возможные нормы накопления при создании финансовых резервов семьи; рациональные схемы ведения семейного бюджета. Решение мини-задач (ситуационные).

1 час

Тема 6.1

Базовые понятия: пенсия; пенсионная система. Базовые знания: виды пенсий и условия их получения.

1 час

Тема 6.2

Базовые понятия: пенсионное законодательство Российской Федерации; пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд. Базовые знания: способы финансового обеспечения старости помимо пенсии. Мини-упражнения по расчету будущей пенсии.

2 часа

Тема 6.3

Базовые понятия: пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд. Базовые знания: способы финансового обеспечения старости помимо пенсии; существующие программы пенсионного обеспечения.

1 час

2 модуль «Кулинария» – 40 часов

Тема 1.

Задачи обучения и его содержания. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности на кухне. Беседа о разнообразии русской современной кухни, о традициях гостеприимства на Руси

2 часа

Тема 2.

Беседа о разнообразии овощных блюд, салатов, их питательных и полезные свойствах. Ознакомление с различными вариантами приготовления овощных блюд. Практические занятия.

4 часа

Тема 3.

Беседа о питательной ценности и калорийности крупяных каш, их разновидностью. Беседа о происхождении и производстве макаронных изделий и их разновидностях. Практические занятия.

4 часа

Тема 4

Беседа о разнообразии супов, щей, борщей, их питательные и полезные свойствах. Ознакомление с различными вариантами приготовления супов и щей. Практические занятия по приготовлению первых блюд.

10 часов

Тема 5.

Беседа о разнообразии вторых блюд, о правильной обработке мяса, рыбы, о питательных и полезных свойствах мясных и рыбных блюд. Практические занятия по приготовлению вторых блюд.

10 часов

Тема 6.

Беседа о разнообразии блинов и оладьей, их питательные и полезные свойствах. Практические занятия. Приготовление блинов и блинчиков из различного теста. Приготовление фаршированных блинчиков, блинов с припеком. Приготовление традиционных оладьей, овощных.

4 часа

Тема 7.



D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif

Беседа о правилах сервировки стола. Знакомство с основными приборами, вспомогательными приборами, столовой посудой. Знакомство с правилами этикета за столом. Практическое занятие.

4 часа

Тема 8.

Беседа о правильном и здоровом питании. Определение понятий: жиры, углеводы, белки, калории. Практическое занятие: составление рациона питания, с учетом питательности и калорий продуктов.

2 часа

3 модуль «Уход за домом» – 12 часов

Тема 1.

Задачи обучения и его содержания. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка.

1час

Тема 2.

Беседа о правилах ухода за верхней одеждой и обувью, о правильном их хранении. Практическое занятие. Очистка обуви от грязи и пыли, чистка и сушка обуви. Чистка и сушка курток, пальто, шуб и шапок.

1 час

Тема 3.

Беседа о правилах стирки и глажки повседневной одежды в соответствии со значками, указанными на ярлычке. Практическая работа. Стирка и глажка повседневной одежды.

2 час

Тема 4.

Практическое занятие. Выполнение мелкого ремонта одежды.

2 час

Тема 5.

Беседа о правилах чистки и вариантах хранения верхней одежды. Практическое занятие.

1 час

Тема 6.

Беседа о современных моющих средствах и их применение. Основные требования гигиены жилища. Ознакомление с нормами общественного порядка проживания в квартире или частном доме. Практическое занятие.

1 час

Тема 7.

Беседа о различных вариантах ремонта комнаты. Ознакомление с материалами и покрытиями, применяемыми для ремонта.

1 час

Тема 8.

Знакомство с бытовой техникой для поддержания порядка в доме. Практическое занятие по уборке в комнате.

1 час

Тема 9.

Беседа о том, как сделать дом уютным своими руками. Предметы декорирования, украшения и убранства в интерьере дома. Просмотр журналов по современному оформлению интерьера комнаты.

2 час


Ожидаемые результаты программы «Домоводство»

В результате освоения программы будут сформированы:

представления:

    1. о правилах поведения в мастерской, на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;

    2. откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи

    3. о способах уходе за одеждой и обувью: ежедневной, верхней, белой и т.д.;

    4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;

    5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;

    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем;

    7. о правилах и способах ведения семейной экономики.

    умения:

    1. ухаживать за одеждой и обувью;

    2. готовить пищу;

    3. применять правила этикета в быту, сервировать стол;

    4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке;

    5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет.


    Критерии оценки эффективности реализации программы


    Качественные критерии


    Критерий


    Показатели

    Индикаторы

    Диагностические методики

    1.Критерий освоения образовательной программы воспитанниками

    (уровни: низкий, средний, высокий)


    1.Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы

    2.Практическая подготовка

    3.Общеучебные умения и навыки

    1.Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

    2.Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным требованиям

    3.Умение планировать свою деятельность,

    Самостоятельность, сформированность коммуникативных навыков, Рефлексивные навыки и т.д.

    1.Анкетирование: изучение 1. познавательной активности воспитанников, разработанный психологом Пашневым Б. К;

    2. психологического климата в детском коллективе на занятии

    (разработана на основе методики канд. пед. наук А. А. Андреева и Е.Н.Степанова).

    2.Контрольный опрос

    3.Тестирование

    4.Собеседование

    5. Наблюдение

    6.Контрольное задание

    7.Проект

    8.Практическая работа

    9. График индивидуальных наблюдений.

    Группа критериев личностного развития


    1.Организационно-волевые качества:

    а) Терпение




    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif







    б) Воля






    в) Самоконтроль






    2.Ориентацион-ные качества:

    а) Самооценка




    б) Интерес к занятиям в детском коллективе



    - Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности при выполнении работы.


    - Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

    - Умение контролировать свои поступки, работу (приводить к должному

    свои действия)



    - Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.


    -Осознанное участие воспитанника в освоении образовательной программы.



    - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; --- 1б

    - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; --- 3б

    - терпения хватает на все занятие; --- 5б

    - хватает терпения довести работу до конца-10 б



    волевые усилия ребенка побуждаются извне;- 1 б

    иногда — самим ребенком; - 5 б

    всегда — самим ребенком – 10 б

    воспитанник постоянно действует под воздействием контроля извне; - 1 б

    периодически контролирует себя сам; 5б

    постоянно контролирует себя сам -10 б



    завышенная; - 1 б

    заниженная; - 5 б

    нормальная – 10 б


    интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

    интерес периодически поддерживается самим ребенком; - 5 б

    интерес постоянно

    поддерживается ребенком самостоятельно – 10 б




    Наблюдение









    Наблюдение







    Наблюдение









    Анкетирование




    Тестирование



    Формы подведения итогов:

    1. Анкетирование

    2. Диагностика

    3. Наблюдение

    4. Устный опрос

    5. Практические занятия

    6. Итоговое занятие

    7. Проект

    8. Мини-задача (ситуационная)

    9. Синквейн

    10. Зачетная практическая работа

    11. «График индивидуальных наблюдений»

    Методическое обеспечение реализации программы.


    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif Перечень разделов.

    Форма занятий.

    Приёмы и методы.

    Техническое оснащение.

    Формы подведения итогов.

    1 модуль «Финансовая грамотность»

    Рассказ, беседа, упражнение, решение практических задач.

    Словесные, наглядные, упражнения, практические задания.

    Проектор, ноутбук, мультимедийная установка, раздаточный материал.

    Тестирование. Опрос.

    Наблюдение.

    Мини-задача (ситуационная).

    Синквейн.

    2 модуль «Кулинария»

    Рассказ, показ, беседа, практическая работа.

    Словесные, наглядные, практические задания.

    Кухонное оборудование, приспособления, электрооборудование, посуда, продукты.

    Наблюдение. Опрос. Анализ качества выполнения практической работы. Итоговое занятие. Зачетная работа, «график индивидуальных наблюдений».

    3 модуль

    «Уход за домом»

    Рассказ, беседа, показ, практическая работа, проблемный вопрос.

    Словесные, наглядные, просмотр журналов, практические задания.

    Проектор, ноутбук, мультимедийная установка, технические средства, приспособления и оборудование для уборки дома, стирки белья, современные средства для ухода за домом.

    Опрос. Наблюдение. Зачетная практическая работа, «график индивидуальных наблюдений».


    Список использованной литературы для педагогов:

    1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

    2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

    3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

    4.Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.

    5.Зайцева И.А. 1000 правил этикета и сервировки стола – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 240 с.

    6.MAGYAR KONYHA. HIDEGTALAK. Украшение блюд и сервировка праздничного стола. Издательская группа «Контэнт», 2011. – 80 с.

    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif7.Мусская И. А. Домоводство – Ижевск:1991. – 416 с.

    8.Уте Мейер Вкусно, просто, аппетитно. Кулинарная студия фирма BURDA MODEN. Издательство Энне Бурды, 1984. – 505 с.

    9. Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г.В.Дятлова, С.А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 352 с.

    Список рекомендованной литературы для детей:

    1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

    2. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

    3. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.

    4. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2002 – 40.с.

    5. Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г.В.Дятлова, С.А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 352 с.

    6.MAGYAR KONYHA. HIDEGTALAK. Украшение блюд и сервировка праздничного стола. Издательская группа «Контэнт», 2011. – 80 с.

    7.Синица Н.В. Технология. Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с.: ил.

    8. Журнал «Интерьер дома», 2012 – 2016 г.г.

    9. Уте Мейер Вкусно, просто, аппетитно. Кулинарная студия фирма BURDA MODEN. Издательство Энне Бурды, 1984. – 505 с.



    Дедуренко Программа Домоводство!.docx Скачать

    измененный uchmet_120_60.GIF Министерство образования Саратовской области

    Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

    «Центр психолого-педагогического и медико-социального

    сопровождения детей» г. Балаково


    Рекомендовано к утверждению

    Педагогический совет ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково.

    Протокол заседания №___

    «___»___________2017г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по учебно- воспитательной работе ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково.

    ___________Е.В. Абрамова

    «Утверждаю»

    Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково.

    ____________Т.А. Бузаева

    Приказ №____

    от «___»____________2017г.






    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОМОВОДСТВО»






    Категория: 15 – 16 лет

    Срок реализации программы: 68 часа

    Разработал: инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна





















    г. Балаково

    2017

    измененный uchmet_120_60.GIFПаспорт программы

    1)Наименование программы

    «Домоводство»

    2) Разработчик программы

    Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна

    3) Цели и задачи программы

    Цель:

    Формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников

    Задачи:

    Образовательные

    • формировать эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни;

    • учить выполнять бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений; с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке столов и уборке жилища;

    • воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

    Развивающие

    • развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

    Воспитательные

    • воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;

    • воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;

    • воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.

    4) Сроки реализации программы


    68 часов

    измененный uchmet_120_60.GIF5)Исполнители программы

    Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна

    6) Ожидаемые конечные результаты программы

    В результате освоения программы будут сформированы:

    представления:

    1. о правилах поведения в мастерской, на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;

    2. откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи

    3. о способах ухода за одеждой: ежедневной, верхней, белой и обувью и т.д.;

    4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;

    5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;

    6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем;

    7. о правилах и способах ведения семейной экономики.

    умения:

    1. ухаживать за одеждой и обувью;

    2. готовить пищу;

    3. применять правила этикета в быту, сервировать стол;

    4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке;

    5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет.

    7) Организация контроля реализации

    программы

    Анкетирование, диагностика, наблюдение, устный опрос,

    практические занятия, итоговое занятие, проект, мини-задача (ситуационная), синквейн, зачетная практическая работа, «график индивидуальных наблюдений».


    Пояснительная записка

    Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

    Занятия по программе «Домоводство» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, труду на благо своей семьи, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

    измененный uchmet_120_60.GIFВ основу дополнительной программы взяты примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы», утвержденные Минобразования России; положение о деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 481 от 24 мая 2014 года.


    Цель: формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников; знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.


    Задачи: Образовательные

    • формировать эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни;

    • учить выполнять бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений; с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке столов и уборке помещений;

    • воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

    Развивающие

    • развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

    Воспитательные

    • воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;

    • воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;

    • воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.


    Актуальность данной программы очевидна, так как она способствует подготовке воспитанников Центра к самостоятельной жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, формирует у детей навыки финансовой грамотности и ведения семейного бюджета.

    Программа реализуется в рамках социально педагогической направленности, адаптация воспитанников к жизни в обществе.

    Новизна программы заключается в том, что она адаптирует особенности

    измененный uchmet_120_60.GIFпреподавания домоводства к реалиям жизни в Центре, учитывает особенности развития детей-сирот, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного ведения домашнего хозяйства для воспитанников таких учреждений. Программа поможет детям изучить финансовую грамотность. Реализация данной программы способна побороть страх у детей Центра перед будущим, учит преодолевать трудности самостоятельной жизни, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошим, грамотным, аккуратным хозяином или хозяйкой. Программа направлена на освоение и применение техник и технологий ХХI века: в разделах кулинарии, уборке дома, ремонте и уходу за одеждой.


    Отличительной особенностью программы «Домоводство» реализующейся в швейной мастерской, является то, что она учитывает, учитывает все необходимые знания, умения, навыки и включает в себя те разделы, которые детям необходимы после выхода из стен Центра в «большую» жизнь, а это следующие модули: финансовая грамотность, кулинария, уход за домом. Вместе с тем программа не дублирует содержание школьного курса обучения технологии. Она позволяет осуществлять принцип комплектования учебных групп: разновозрастные группы, которые посещают дети, имеющие одинаковые трудовые навыки, но разного возраста. Это предполагает организацию взаимодействия, как учитель-ученик, так и ученик-ученик.


    Целесообразность программы заключается в том, что она, при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач по воспитанию и подготовке полноценной, творчески развитой личности, способной создать благополучную семью и обеспечить правильное ведение домашнего хозяйства.


    Категория: программа «Домоводство» рассчитана на детей 15 – 16 лет.    Возрастной диапазон,  в котором реализуется программа,  не велик – подростковый возраст, что определенным образом влияет  на  организацию учебно - воспитательного процесса. Специфика типа образовательного учреждения, целей образования, контингента воспитанников и условий реализации содержания программы позволяет осуществить  воспитательно-образовательный процесс в режиме работы учреждения. Организация занятий в таких группах, прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающих.


    Сроки реализации программы:

    Программа рассчитана на 68 часа, один год обучения, возраст воспитанников составляет от 15 до 16 лет.

    Группа 1 года обучения из расчета 2 часа в неделю, 34 - недель.

    На изучение курса отводится 68 часов.

    измененный uchmet_120_60.GIFФормы работы: групповые, коллективные, индивидуальные. Групповая форма занятий предполагает обучение педагогом группы воспитанников. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения. Индивидуальная форма занятий необходима в том случае, если имеется педагогическая запущенность воспитанника, его отставание в изучении тем или при поступлении нового ребенка в Центр.

    Режим и продолжительность занятий.

    Занятия с воспитанниками проводятся в определенные дни недели, согласованные с расписанием кружковой работы.                                         Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература.   В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством  часов на освоение той или иной темы.

    1 год обучения – 2 ч. - в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).                            

    Учебно-тематический план программы «Домоводство»


    п/п

    Наименование тем

    Количество часов

    Всего

    теория

    Практика


    1 модуль - «Финансовая грамотность»

    1.

    Вводное занятие. Источники денежных средств семьи

    4

    3

    1

    1.1

    Структура доходов семьи

    1

    0,5

    0,5

    1.2

    Зарплата как источник дохода

    1

    0,5

    0,5

    1.3

    Роль профсоюзов в борьбе наёмных работников за более выгодные условия труда

    1

    1

    -

    1.4

    Безработица: почему она возникает и какой бывает.

    Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России

    1

    1

    -

    2.

    Контроль семейных расходов

    2

    0,5

    1,5

    2.1

    Структура семейных расходов

    1

    0,5

    0,5

    2.2

    Контроль семейных расходов

    1

    -

    1

    3

    Построение семейного бюджета

    2

    0,5

    1,5

    3.1

    Что такое семейный бюджет

    1

    0,5

    0,5

    3.2

    Составление, исполнение и анализ семейного бюджета

    1

    -

    1

    4.

    Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

    2

    1

    1

    4.1

    Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных

    бумагах. Отличие акций от облигаций

    1

    0,5

    0,5

    4.2

    Финансовые организации, предоставляющие услуги

    гражданам

    1

    0,5

    0,5

    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif

    5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи

    2

    1

    1

    5.1

    Как составить финансовый план семьи – семейный

    бюджет

    1

    0,5

    0,5

    5.2

    Исполнение финансового плана семьи

    1

    0,5

    0,5

    6.

    Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

    4

    2

    2

    6.1

    Что такое пенсия

    1

    0,5

    0,5

    6.2

    Пенсионное законодательство Российской Федерации.

    Как определить размер будущей пенсии

    2

    1

    1

    6.3

    Возможности для увеличения размера будущей пенсии

    1

    0,5

    0,5

    Итого:

    16

    8

    8

    2 модуль - «Кулинария»

    1.

    Вводное занятие. «Хлеб всему голова»

    2

    1

    1

    2.

    Приготовление блюд из овощей, салатов.

    4

    1

    3

    3.

    Приготовление блюд из круп и макаронных изделий.

    4

    1

    3

    4.

    Приготовление первых блюд

    10

    2

    8

    5.

    Русская кухня. Вторые блюда.

    10

    2

    8

    6.

    Приготовление изделий из жидкого теста. Оладьи и блины.

    4

    1

    3

    7.

    Сервировка стола. Этикет за столом. Украшение блюд.

    4

    2

    2

    8.

    Итоговое занятии: «Добрый повар стоит доктора» - правильное питание.

    2

    1

    1

    Итого:

    40

    11

    29

    3 модуль - «Уход за домом»

    1.

    Вводное занятие. Правила безопасности.

    1

    1

    -

    2.

    Одежда и обувь, и уход за ними. Выбор одежды и обуви при покупке, гарантийные сроки.

    1

    1

    -

    3.

    Стирка и глажка ежедневной одежды.

    2

    -

    2

    4.

    Практическое занятие. Мелкий ремонт одежды.

    2

    -

    2

    5.

    Стирка верхней одежды. Варианты хранения.

    1

    -

    1

    6.

    Гигиена вещей и жилища.

    1

    1

    -

    7.

    Ремонт комнаты своими руками.

    1

    1

    -

    8.

    Малая механизация в домашнем труде.

    1

    -

    1

    9.

    Создание уюта в доме.

    2

    1

    1

    Итого:

    12

    5

    7

    Итого: 68 ч. 24 ч. 44 ч.


    Содержание программы «Домоводство»

    1 модуль «Финансовая грамотность» – 16 часов

    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gifТема 1.1

    Провести диагностику знаний воспитанников в области финансовой грамотности. Базовые понятия: структура доходов населения; структура доходов семьи. Упражнение: рассчитать доход семьи из полученных данных от преподавателя.

    1 час

    Тема 1.2

    Базовые понятия: заработная плата; социальные льготы и выплаты. Задание детям: какие виды расходов несёт государство по их содержанию и обучению, чтобы воспитанники соотнесли привычную им жизнь с различными доходами (по большей части в натуральном виде), которые они получают.

    1 час

    Тема 1.3

    Базовые понятия: профсоюз.

    Базовые знания: куда можно обратиться за помощью в случае нарушения трудовых прав. Упражнение: какие права работника нарушает администрация. «Работники» могут при наличии подручных средств создать импровизированные плакаты со своими требованиями.

    1 час

    Тема 1.4

    Базовые понятия: безработица. Базовые знания: как получить пособие по безработице. Дискусся на тему «Какие мои действия или поведение как сотрудника повышают мой шанс остаться на работе в условиях сокращения кадров?».

    1 час

    Тема 2.1

    Базовые понятия: благосостояние семьи; доходы и расходы семьи; жизненный цикл семьи.

    1 час

    Тема 2.2

    Базовые понятия: контроль расходов семьи. Игровое упражнение в принятии решений о расходах в рамках семейного бюджета. Задание для групп: каждая группа составляет свод правил (не более 3—5), которые помогут держать семейные расходы под контролем.

    1 час

    Тема 3.1

    Базовые понятия: семейный бюджет: профицит, дефицит; совместная собственность в семье.

    1 час

    Тема 3.2

    Базовые понятия: постоянные и переменные расходы; личный бюджет. Упражнение «Восстановление бюджета»: проранжировать статьи расходов с точки зрения их важности, первоочерёдности.

    1 час

    Тема 4.1

    Базовые понятия: фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Базовые знания: механизм функционирования фондового рынка; различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга.

    1 час

    Тема 4.2

    Базовые понятия: законодательство о ценных бумагах; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

    Базовые знания: виды участников фондового рынка и суть их деятельности; возможности участия физических лиц в торговле ценными бумагами; правила выбора профессионального агента; законодательное регулирование рынка ценных бумаг.

    1 час

    Тема 5.1

    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif

    Базовые понятия: финансовое планирование, резерв и накопления. Решение практических задач.

    1 час

    Тема 5.2

    Базовые знания: возможные нормы накопления при создании финансовых резервов семьи; рациональные схемы ведения семейного бюджета. Решение мини-задач (ситуационные).

    1 час

    Тема 6.1

    Базовые понятия: пенсия; пенсионная система. Базовые знания: виды пенсий и условия их получения.

    1 час

    Тема 6.2

    Базовые понятия: пенсионное законодательство Российской Федерации; пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд. Базовые знания: способы финансового обеспечения старости помимо пенсии. Мини-упражнения по расчету будущей пенсии.

    2 часа

    Тема 6.3

    Базовые понятия: пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд. Базовые знания: способы финансового обеспечения старости помимо пенсии; существующие программы пенсионного обеспечения.

    1 час

    2 модуль «Кулинария» – 40 часов

    Тема 1.

    Задачи обучения и его содержания. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности на кухне. Беседа о разнообразии русской современной кухни, о традициях гостеприимства на Руси

    2 часа

    Тема 2.

    Беседа о разнообразии овощных блюд, салатов, их питательных и полезные свойствах. Ознакомление с различными вариантами приготовления овощных блюд. Практические занятия.

    4 часа

    Тема 3.

    Беседа о питательной ценности и калорийности крупяных каш, их разновидностью. Беседа о происхождении и производстве макаронных изделий и их разновидностях. Практические занятия.

    4 часа

    Тема 4

    Беседа о разнообразии супов, щей, борщей, их питательные и полезные свойствах. Ознакомление с различными вариантами приготовления супов и щей. Практические занятия по приготовлению первых блюд.

    10 часов

    Тема 5.

    Беседа о разнообразии вторых блюд, о правильной обработке мяса, рыбы, о питательных и полезных свойствах мясных и рыбных блюд. Практические занятия по приготовлению вторых блюд.

    10 часов

    Тема 6.

    Беседа о разнообразии блинов и оладьей, их питательные и полезные свойствах. Практические занятия. Приготовление блинов и блинчиков из различного теста. Приготовление фаршированных блинчиков, блинов с припеком. Приготовление традиционных оладьей, овощных.

    4 часа

    Тема 7.



    D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif

    Беседа о правилах сервировки стола. Знакомство с основными приборами, вспомогательными приборами, столовой посудой. Знакомство с правилами этикета за столом. Практическое занятие.

    4 часа

    Тема 8.

    Беседа о правильном и здоровом питании. Определение понятий: жиры, углеводы, белки, калории. Практическое занятие: составление рациона питания, с учетом питательности и калорий продуктов.

    2 часа

    3 модуль «Уход за домом» – 12 часов

    Тема 1.

    Задачи обучения и его содержания. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка.

    1час

    Тема 2.

    Беседа о правилах ухода за верхней одеждой и обувью, о правильном их хранении. Практическое занятие. Очистка обуви от грязи и пыли, чистка и сушка обуви. Чистка и сушка курток, пальто, шуб и шапок.

    1 час

    Тема 3.

    Беседа о правилах стирки и глажки повседневной одежды в соответствии со значками, указанными на ярлычке. Практическая работа. Стирка и глажка повседневной одежды.

    2 час

    Тема 4.

    Практическое занятие. Выполнение мелкого ремонта одежды.

    2 час

    Тема 5.

    Беседа о правилах чистки и вариантах хранения верхней одежды. Практическое занятие.

    1 час

    Тема 6.

    Беседа о современных моющих средствах и их применение. Основные требования гигиены жилища. Ознакомление с нормами общественного порядка проживания в квартире или частном доме. Практическое занятие.

    1 час

    Тема 7.

    Беседа о различных вариантах ремонта комнаты. Ознакомление с материалами и покрытиями, применяемыми для ремонта.

    1 час

    Тема 8.

    Знакомство с бытовой техникой для поддержания порядка в доме. Практическое занятие по уборке в комнате.

    1 час

    Тема 9.

    Беседа о том, как сделать дом уютным своими руками. Предметы декорирования, украшения и убранства в интерьере дома. Просмотр журналов по современному оформлению интерьера комнаты.

    2 час


    Ожидаемые результаты программы «Домоводство»

    В результате освоения программы будут сформированы:

    представления:

      1. о правилах поведения в мастерской, на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;

      2. откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи

      3. о способах уходе за одеждой и обувью: ежедневной, верхней, белой и т.д.;

      4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;

      5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;

      D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем;

      7. о правилах и способах ведения семейной экономики.

      умения:

      1. ухаживать за одеждой и обувью;

      2. готовить пищу;

      3. применять правила этикета в быту, сервировать стол;

      4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке;

      5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет.


      Критерии оценки эффективности реализации программы


      Качественные критерии


      Критерий


      Показатели

      Индикаторы

      Диагностические методики

      1.Критерий освоения образовательной программы воспитанниками

      (уровни: низкий, средний, высокий)


      1.Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы

      2.Практическая подготовка

      3.Общеучебные умения и навыки

      1.Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

      2.Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным требованиям

      3.Умение планировать свою деятельность,

      Самостоятельность, сформированность коммуникативных навыков, Рефлексивные навыки и т.д.

      1.Анкетирование: изучение 1. познавательной активности воспитанников, разработанный психологом Пашневым Б. К;

      2. психологического климата в детском коллективе на занятии

      (разработана на основе методики канд. пед. наук А. А. Андреева и Е.Н.Степанова).

      2.Контрольный опрос

      3.Тестирование

      4.Собеседование

      5. Наблюдение

      6.Контрольное задание

      7.Проект

      8.Практическая работа

      9. График индивидуальных наблюдений.

      Группа критериев личностного развития


      1.Организационно-волевые качества:

      а) Терпение




      D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif







      б) Воля






      в) Самоконтроль






      2.Ориентацион-ные качества:

      а) Самооценка




      б) Интерес к занятиям в детском коллективе



      - Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности при выполнении работы.


      - Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

      - Умение контролировать свои поступки, работу (приводить к должному

      свои действия)



      - Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.


      -Осознанное участие воспитанника в освоении образовательной программы.



      - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; --- 1б

      - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; --- 3б

      - терпения хватает на все занятие; --- 5б

      - хватает терпения довести работу до конца-10 б



      волевые усилия ребенка побуждаются извне;- 1 б

      иногда — самим ребенком; - 5 б

      всегда — самим ребенком – 10 б

      воспитанник постоянно действует под воздействием контроля извне; - 1 б

      периодически контролирует себя сам; 5б

      постоянно контролирует себя сам -10 б



      завышенная; - 1 б

      заниженная; - 5 б

      нормальная – 10 б


      интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

      интерес периодически поддерживается самим ребенком; - 5 б

      интерес постоянно

      поддерживается ребенком самостоятельно – 10 б




      Наблюдение









      Наблюдение







      Наблюдение









      Анкетирование




      Тестирование



      Формы подведения итогов:

      1. Анкетирование

      2. Диагностика

      3. Наблюдение

      4. Устный опрос

      5. Практические занятия

      6. Итоговое занятие

      7. Проект

      8. Мини-задача (ситуационная)

      9. Синквейн

      10. Зачетная практическая работа

      11. «График индивидуальных наблюдений»

      Методическое обеспечение реализации программы.


      D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif Перечень разделов.

      Форма занятий.

      Приёмы и методы.

      Техническое оснащение.

      Формы подведения итогов.

      1 модуль «Финансовая грамотность»

      Рассказ, беседа, упражнение, решение практических задач.

      Словесные, наглядные, упражнения, практические задания.

      Проектор, ноутбук, мультимедийная установка, раздаточный материал.

      Тестирование. Опрос.

      Наблюдение.

      Мини-задача (ситуационная).

      Синквейн.

      2 модуль «Кулинария»

      Рассказ, показ, беседа, практическая работа.

      Словесные, наглядные, практические задания.

      Кухонное оборудование, приспособления, электрооборудование, посуда, продукты.

      Наблюдение. Опрос. Анализ качества выполнения практической работы. Итоговое занятие. Зачетная работа, «график индивидуальных наблюдений».

      3 модуль

      «Уход за домом»

      Рассказ, беседа, показ, практическая работа, проблемный вопрос.

      Словесные, наглядные, просмотр журналов, практические задания.

      Проектор, ноутбук, мультимедийная установка, технические средства, приспособления и оборудование для уборки дома, стирки белья, современные средства для ухода за домом.

      Опрос. Наблюдение. Зачетная практическая работа, «график индивидуальных наблюдений».


      Список использованной литературы для педагогов:

      1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

      2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

      3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

      4.Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.

      5.Зайцева И.А. 1000 правил этикета и сервировки стола – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 240 с.

      6.MAGYAR KONYHA. HIDEGTALAK. Украшение блюд и сервировка праздничного стола. Издательская группа «Контэнт», 2011. – 80 с.

      D:\Documents\старые флешки\флеш\uchmet_120_60.gif7.Мусская И. А. Домоводство – Ижевск:1991. – 416 с.

      8.Уте Мейер Вкусно, просто, аппетитно. Кулинарная студия фирма BURDA MODEN. Издательство Энне Бурды, 1984. – 505 с.

      9. Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г.В.Дятлова, С.А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 352 с.

      Список рекомендованной литературы для детей:

      1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

      2. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

      3. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.

      4. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2002 – 40.с.

      5. Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г.В.Дятлова, С.А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 352 с.

      6.MAGYAR KONYHA. HIDEGTALAK. Украшение блюд и сервировка праздничного стола. Издательская группа «Контэнт», 2011. – 80 с.

      7.Синица Н.В. Технология. Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с.: ил.

      8. Журнал «Интерьер дома», 2012 – 2016 г.г.

      9. Уте Мейер Вкусно, просто, аппетитно. Кулинарная студия фирма BURDA MODEN. Издательство Энне Бурды, 1984. – 505 с.



      Обсуждение материала
      Наталья Дулатова
      19.02.2018 08:06
      Уважаемая Ольга! Пожалуйста, оформите титульный лист вашей статьи в соответствии с критериями Требований к размещаемым на портале работам, которые вы может найти в разделе Справка (логотип портала, а не «шапка» вашего ОУ).
      С уважением, Дулатова Н.И.
      Ольга Дедуренко
      3.03.2018 12:56
      Уважаемая Наталья, хочу спросить, как правильно внести изменения?
      Наталья Дулатова
      3.03.2018 19:55
      Здравствуйте Ольга!
      Изменения вносятся на вашей страничке в режиме редактирование. Срок проверки этой работы истек, поэтому вы можете внести изменения в вашем документе ( убрать "шапку" и согласования) и разместить работу заново.
      Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос